Activities of the Society for the Guardianship of Elementary School in Tomsk in the Years of P.I. MakushinsPresidency in the Sphere of Public Education Development.pdf Сегодня достаточно много пишут и говорят оформировании гражданского общества, одним изэлементов которого является высокий уровень ин-дивидуальной ответственности, формированиеассоциаций и организаций, деятельность которыхне зависит от прямого вмешательства и регламен-тации со стороны государственной власти. Исто-рический опыт развития дореволюционной Сиби-ри знает немало подобных примеров, одним изкоторых является деятельность «Общества попе-чения о начальном образовании в г. Томске», об-разованного в 1882 г. по инициативе П.И. Маку-шина и просуществовавшего до 1906 г.Согласно заявленным в Уставе Общества це-лям, оно намеревалось служить делу начальногообразования оказанием посильной материальнойпомощи этой сфере. С самого начала своего суще-ствования, преследуя цели, прописанные в Уставе,Общество активно оказывало помощь городскимвластям в благоустройстве и ремонте школьныхпомещений. В результате стараний Общества на-чальные школы стали принимать совершенноиной вид: началось строительство новых зданий иремонт старых, приобреталась новая мебель,учебные и наглядные пособия.Немалое внимание в деятельности Обществаотдавалось самим учащимся. Совет Обществаежегодно собирал сведения об имущественном исемейном положении беднейших учеников, еже-годно организовывались сборы для бедныхшкольников на теплую одежду и обувь [1. C. 7]. Запервый год существования Общества расходы вданном направлении составили 5100 руб. 43 коп.Кроме выдачи одежды и обуви, ученики снабжа-лись необходимыми книгами, пособиями, канце-лярскими принадлежностями, им выдавались де-нежные пособия, стипендии, наиболее отличив-шимся в учебе, а также из средств Общества вы-делялись суммы на обучение в гимназиях наибо-лее способных выпускников начальной школы.Ограничившись в первый год своей деятель-ности материальной помощью учащимся и учите-лям городских школ, с 1883 г., как только в кассескопилась определенная сумма, Общество при-ступило к открытию своих собственных училищ.В первом отчете Совета Общества за 1882 г. отме-чалось: «…Число женских школ за последние двагода не прибавилось, и эти школы, особенно Юр-точная, оказываются в настоящее время перепол-ненными, а с начала будущего года окончательноне в состоянии будут принять всех желающихучиться. Ввиду этого Совет находит необходимымдать городскому обществу средства на открытие исодержание с начала будущего года, по крайнеймере, одной женской школы с двухлетним кур-сом» [2. C. 8-9].Уже в 1883 г. г. Томск, благодаря стараниямОбщества и исполнительной училищной комис-сии, в деле начального школьного образованиязанял одно из почетных мест в ряду губернскихгородов не только Сибири, но и Европейской Рос-сии. По выражению Г.Я. Крекнина, «поистине этобыл золотой век в развитии народного образова-ния в г. Томске!...» [3. C. 2]. Открывая ежегоднопо одному училищу на беднейших окраинах горо-да, где чувствовалась особая нужда в школе, к1887 г. Общество располагало уже четырьмя на-чальными школами - в Заистоке, Мухином бугре,Слободе, Елани, с общим числом учащихся к1 января 1887 г. 139 человек. Расход на содержа-ние этих школ из средств Общества составил2981 руб. 93 коп, в среднем по 7435 руб. 48 коп. накаждую школу. По данным Н.М. Ядринцева, к на-чалу 1889 г. в г. Томске, в том числе и при стара-нии Общества, было 17 начальных училищ с 1383учащимися, что привело к соотношению: 1 уча-щийся на 24 жителя, тогда как в Москве 1 уча-щийся приходился на 75, а в Петербурге 1 на 80жителей» [4. C. 653]. Таким образом, Томск попроцентному отношению числа учащихся в на-чальных школах к общему числу жителей занималпервое место в Российской империи.Высокую оценку школам, отрытым Общест-вом, дал Н.С. Юрцовский, который писал: «Онипредставляют собой такие же постоянные учебныезаведения, как и правительственные, и существу-ют не только на плату за обучение (а иногда дажебесплатные), но и на средства, собранные путемпожертвований. В основе их учреждения лежит немотив заработка, а филантропический интерес,стремление восполнить недостаточность прави-тельственной и городской образовательной дея-тельности» [5. C. 197]. В 1888 г., когда у городапоявилась возможность взять на свое содержаниеновые школы, Общество передало две из своихчетырех - Слободскую и Мухино-Бугорскую совсем школьным имуществом [1. C. 8]. В 1901 г.Обществом были открыты еще 2 начальные шко-лы на окраине города - Ярлыковская и Белозер-ская.Проявляя заботу о распространении грамотно-сти среди населения посредствам школ, Обществоне могло не позаботиться о сохранении и укрепле-нии этой грамотности. На заседании Совета в1884 г. была высказана тонкая философскаямысль: «Недостаточно только посадить дерево,надо походить за ним, чтоб оно выросло и принес-ло плод; без этого оно легко может высохнуть инезачем было сажать его» [1. C. 10]. Реализуя дан-ную идею, Общество пытается создать условиядля поддержания знаний среди выпускников на-чальных школ. Именно для них Общество органи-зовало работу вечерних повторительных классов.Осенью 1887 г. начали свою работу мужскиеповторительные классы. Занятия проводилисьежедневно в вечернее время, кроме субботы ивоскресенья. Через три года последовало открытиеаналогичных женских классов. По этому поводу вотчете Совета Общества за 1891 г. сообщалось:«Совет Общества с особым удовлетворением от-мечает в своем отчете учреждение в минувшемгоду женских повторительных классов для окон-чивших курс начальной школы девочек. В этомфакте он видит новый шаг к осуществлению своейзаветной мечты, чтоб начальное образование вгороде распространялось не только в ширь, но и вглубь…» [6. C. 11].По инициативе Общества был поднят вопрособ открытии бесплатной народной библиотеки. Вавгусте 1884 г. П.И. Макушин обратился с офици-альным прошением об устройстве такой библио-теки к томскому губернатору И.И. Красовскому.По этому поводу П.И. Макушин сообщал: «… внастоящее время я имею удовлетворение заявить,что начальник губернии И.И. Красовский отнессяк этому предложению с полнейшим сочувствием ивыразил свою готовность теперь же разрешитьоткрытие такой библиотеки» [7. C. 29]. В сентябре1884 г. состоялось торжественное открытие на-родной бесплатной библиотеки в г. Томске, пер-воначально располагавшейся в съемном доме куп-чихи Копыловой на Миллионной улице, в сентяб-ре 1887 г. переведено в собственное здание, вы-строенное на средства потомственного граждани-на С.С. Валгусова на углу Хомяковского переулкаи улицы Духовской. Для покупки книг была от-крыта подписка. Сибиряки-книгопродавцы, про-живающие в Москве и Петербурге, были пригла-шены к пожертвованию книг для народной биб-лиотеки особыми письмами.Проект Устава библиотеки, разработанныйП.И. Макушиным, был напечатан в Отчете о со-стоянии начальных училищ г. Томска за 1883-1884 гг. и утвержден без изменений. В нем (п. 1)отмечалось, что «…библиотека учреждается с це-лью дать возможность лицам, получившим на-чальное образование в городских школах или надому, поддержать приобретенные в школе знанияи продолжить свое образование путем чтения.Пользование библиотекой объявлялось бесплат-ным. Из собранных Советом Общества сведенийвидно, что в числе читателей библиотеки былооколо 77% учащихся начальных и уездных учи-лищ в возрасте от 12 до 16 лет. Еще одним важ-ным направлением в деятельности Общества сталаорганизация с февраля 1883 г. публичных (народ-ных) воскресных чтений. Уже за первый год былоорганизовано 11 чтений. Впоследствии, особеннопосле постройки библиотечного здания, передан-ного в распоряжение Обществазарубежной литературы); номера вокального имузыкального характера.Еще одним знаменательным вкладом Общест-ва в дело просвещения томского общества былоучреждение Музея прикладных знаний, мысль обосновании которого появилась у Совета Обществав 1887 г. На общем собрании Общества в марте1887 г., по предложению П.И. Макушина, былаизбрана особая комиссия для выработки Уставамузея. Он мыслился как живая книга, рассказы-вающая об истории Сибири, ее природных богат-ствах, о развитии промышленности и сельскогохозяйства, «являясь в то же время выставкойпредметов сибирской промышленности и произ-ведений более совершенного типа, он будет со-действовать уяснению нужд и потребностей цело-го края» [1. C. 19-20]. Музей был открыт в 1893 г.Таким образом, мы видим, что Общество запервое десятилетие своего существования сыгралоогромную роль в распространении грамотности икультуры среди населения г. Томска, стараясь ис-пользовать различные формы и методы просвети-тельной деятельности. Примечательно, что опытТомского Общества послужил примером для соз-дания подобных обществ в других городах Том-ской губернии: в 1884 г. было учреждено Общест-во в Барнауле, в 1885 г. - в Каинске, в 1899 г., - вКолывани, в 1902 г. - в Бийске.
Блинов Алексей Владимирович. | Кемеровский государственный университет | доцент факультета истории и международных отношений | blinov_alexey_vlad@mail.ru |
Десятилетие Томского Общества попечения о начальном образовании (1882-1892). Томск, 1892.
Отчет Совета Общества попечения о начальном образовании в г. Томске за 1882 г.
Крекнин Г.Я. Ревнитель света П.И. Макушин. 50 лет просветительской деятельности в Сибири. Томск, 1916.
Ядринцев Н.М. Сибирь как колония в географическом, этнографическом и историческом отношении. Изд. 2-е. СПб., 1892.
Юрцовский Н.С. Очерки по истории просвещения в Сибири. Вып. 1: Общий ход развития школьного дела в Сибири. 1703-1917. Ново-Николаевск, 1923.
Отчет Совета Общества попечения о начальном образовании в г. Томске за 1891 г. Томск, 1892.
Макушин П.И. Отчет о состоянии начальных училищ г. Томска за 1883-1884 гг. Томск, б.г.
ГАКО (Государственный архив Кемеровской области). Ф. 100. Оп. 1. Д. 59.