Практические напрвления деятельности «Общества попечения о начальном образовании в городе Томске» в годы председательства П.И. Макушина по развитию народного просвещения | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2011. № 3 (15).

Практические напрвления деятельности «Общества попечения о начальном образовании в городе Томске» в годы председательства П.И. Макушина по развитию народного просвещения

Рассматривается деятельность первого в Томской губернии общества попечения о начальном образовании, которое долгое время предоставляло возможность для проявления гражданской самодеятельности интеллигенции города.

Activities of the Society for the Guardianship of Elementary School in Tomsk in the Years of P.I. MakushinsPresidency in the Sphere of Public Education Development.pdf Сегодня достаточно много пишут и говорят оформировании гражданского общества, одним изэлементов которого является высокий уровень ин-дивидуальной ответственности, формированиеассоциаций и организаций, деятельность которыхне зависит от прямого вмешательства и регламен-тации со стороны государственной власти. Исто-рический опыт развития дореволюционной Сиби-ри знает немало подобных примеров, одним изкоторых является деятельность «Общества попе-чения о начальном образовании в г. Томске», об-разованного в 1882 г. по инициативе П.И. Маку-шина и просуществовавшего до 1906 г.Согласно заявленным в Уставе Общества це-лям, оно намеревалось служить делу начальногообразования оказанием посильной материальнойпомощи этой сфере. С самого начала своего суще-ствования, преследуя цели, прописанные в Уставе,Общество активно оказывало помощь городскимвластям в благоустройстве и ремонте школьныхпомещений. В результате стараний Общества на-чальные школы стали принимать совершенноиной вид: началось строительство новых зданий иремонт старых, приобреталась новая мебель,учебные и наглядные пособия.Немалое внимание в деятельности Обществаотдавалось самим учащимся. Совет Обществаежегодно собирал сведения об имущественном исемейном положении беднейших учеников, еже-годно организовывались сборы для бедныхшкольников на теплую одежду и обувь [1. C. 7]. Запервый год существования Общества расходы вданном направлении составили 5100 руб. 43 коп.Кроме выдачи одежды и обуви, ученики снабжа-лись необходимыми книгами, пособиями, канце-лярскими принадлежностями, им выдавались де-нежные пособия, стипендии, наиболее отличив-шимся в учебе, а также из средств Общества вы-делялись суммы на обучение в гимназиях наибо-лее способных выпускников начальной школы.Ограничившись в первый год своей деятель-ности материальной помощью учащимся и учите-лям городских школ, с 1883 г., как только в кассескопилась определенная сумма, Общество при-ступило к открытию своих собственных училищ.В первом отчете Совета Общества за 1882 г. отме-чалось: «…Число женских школ за последние двагода не прибавилось, и эти школы, особенно Юр-точная, оказываются в настоящее время перепол-ненными, а с начала будущего года окончательноне в состоянии будут принять всех желающихучиться. Ввиду этого Совет находит необходимымдать городскому обществу средства на открытие исодержание с начала будущего года, по крайнеймере, одной женской школы с двухлетним кур-сом» [2. C. 8-9].Уже в 1883 г. г. Томск, благодаря стараниямОбщества и исполнительной училищной комис-сии, в деле начального школьного образованиязанял одно из почетных мест в ряду губернскихгородов не только Сибири, но и Европейской Рос-сии. По выражению Г.Я. Крекнина, «поистине этобыл золотой век в развитии народного образова-ния в г. Томске!...» [3. C. 2]. Открывая ежегоднопо одному училищу на беднейших окраинах горо-да, где чувствовалась особая нужда в школе, к1887 г. Общество располагало уже четырьмя на-чальными школами - в Заистоке, Мухином бугре,Слободе, Елани, с общим числом учащихся к1 января 1887 г. 139 человек. Расход на содержа-ние этих школ из средств Общества составил2981 руб. 93 коп, в среднем по 7435 руб. 48 коп. накаждую школу. По данным Н.М. Ядринцева, к на-чалу 1889 г. в г. Томске, в том числе и при стара-нии Общества, было 17 начальных училищ с 1383учащимися, что привело к соотношению: 1 уча-щийся на 24 жителя, тогда как в Москве 1 уча-щийся приходился на 75, а в Петербурге 1 на 80жителей» [4. C. 653]. Таким образом, Томск попроцентному отношению числа учащихся в на-чальных школах к общему числу жителей занималпервое место в Российской империи.Высокую оценку школам, отрытым Общест-вом, дал Н.С. Юрцовский, который писал: «Онипредставляют собой такие же постоянные учебныезаведения, как и правительственные, и существу-ют не только на плату за обучение (а иногда дажебесплатные), но и на средства, собранные путемпожертвований. В основе их учреждения лежит немотив заработка, а филантропический интерес,стремление восполнить недостаточность прави-тельственной и городской образовательной дея-тельности» [5. C. 197]. В 1888 г., когда у городапоявилась возможность взять на свое содержаниеновые школы, Общество передало две из своихчетырех - Слободскую и Мухино-Бугорскую совсем школьным имуществом [1. C. 8]. В 1901 г.Обществом были открыты еще 2 начальные шко-лы на окраине города - Ярлыковская и Белозер-ская.Проявляя заботу о распространении грамотно-сти среди населения посредствам школ, Обществоне могло не позаботиться о сохранении и укрепле-нии этой грамотности. На заседании Совета в1884 г. была высказана тонкая философскаямысль: «Недостаточно только посадить дерево,надо походить за ним, чтоб оно выросло и принес-ло плод; без этого оно легко может высохнуть инезачем было сажать его» [1. C. 10]. Реализуя дан-ную идею, Общество пытается создать условиядля поддержания знаний среди выпускников на-чальных школ. Именно для них Общество органи-зовало работу вечерних повторительных классов.Осенью 1887 г. начали свою работу мужскиеповторительные классы. Занятия проводилисьежедневно в вечернее время, кроме субботы ивоскресенья. Через три года последовало открытиеаналогичных женских классов. По этому поводу вотчете Совета Общества за 1891 г. сообщалось:«Совет Общества с особым удовлетворением от-мечает в своем отчете учреждение в минувшемгоду женских повторительных классов для окон-чивших курс начальной школы девочек. В этомфакте он видит новый шаг к осуществлению своейзаветной мечты, чтоб начальное образование вгороде распространялось не только в ширь, но и вглубь…» [6. C. 11].По инициативе Общества был поднят вопрособ открытии бесплатной народной библиотеки. Вавгусте 1884 г. П.И. Макушин обратился с офици-альным прошением об устройстве такой библио-теки к томскому губернатору И.И. Красовскому.По этому поводу П.И. Макушин сообщал: «… внастоящее время я имею удовлетворение заявить,что начальник губернии И.И. Красовский отнессяк этому предложению с полнейшим сочувствием ивыразил свою готовность теперь же разрешитьоткрытие такой библиотеки» [7. C. 29]. В сентябре1884 г. состоялось торжественное открытие на-родной бесплатной библиотеки в г. Томске, пер-воначально располагавшейся в съемном доме куп-чихи Копыловой на Миллионной улице, в сентяб-ре 1887 г. переведено в собственное здание, вы-строенное на средства потомственного граждани-на С.С. Валгусова на углу Хомяковского переулкаи улицы Духовской. Для покупки книг была от-крыта подписка. Сибиряки-книгопродавцы, про-живающие в Москве и Петербурге, были пригла-шены к пожертвованию книг для народной биб-лиотеки особыми письмами.Проект Устава библиотеки, разработанныйП.И. Макушиным, был напечатан в Отчете о со-стоянии начальных училищ г. Томска за 1883-1884 гг. и утвержден без изменений. В нем (п. 1)отмечалось, что «…библиотека учреждается с це-лью дать возможность лицам, получившим на-чальное образование в городских школах или надому, поддержать приобретенные в школе знанияи продолжить свое образование путем чтения.Пользование библиотекой объявлялось бесплат-ным. Из собранных Советом Общества сведенийвидно, что в числе читателей библиотеки былооколо 77% учащихся начальных и уездных учи-лищ в возрасте от 12 до 16 лет. Еще одним важ-ным направлением в деятельности Общества сталаорганизация с февраля 1883 г. публичных (народ-ных) воскресных чтений. Уже за первый год былоорганизовано 11 чтений. Впоследствии, особеннопосле постройки библиотечного здания, передан-ного в распоряжение Обществазарубежной литературы); номера вокального имузыкального характера.Еще одним знаменательным вкладом Общест-ва в дело просвещения томского общества былоучреждение Музея прикладных знаний, мысль обосновании которого появилась у Совета Обществав 1887 г. На общем собрании Общества в марте1887 г., по предложению П.И. Макушина, былаизбрана особая комиссия для выработки Уставамузея. Он мыслился как живая книга, рассказы-вающая об истории Сибири, ее природных богат-ствах, о развитии промышленности и сельскогохозяйства, «являясь в то же время выставкойпредметов сибирской промышленности и произ-ведений более совершенного типа, он будет со-действовать уяснению нужд и потребностей цело-го края» [1. C. 19-20]. Музей был открыт в 1893 г.Таким образом, мы видим, что Общество запервое десятилетие своего существования сыгралоогромную роль в распространении грамотности икультуры среди населения г. Томска, стараясь ис-пользовать различные формы и методы просвети-тельной деятельности. Примечательно, что опытТомского Общества послужил примером для соз-дания подобных обществ в других городах Том-ской губернии: в 1884 г. было учреждено Общест-во в Барнауле, в 1885 г. - в Каинске, в 1899 г., - вКолывани, в 1902 г. - в Бийске.

Ключевые слова

образование, общество попечения, П.И. Макушин, elementary education, guardianship society, school

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Блинов Алексей Владимирович.Кемеровский государственный университетдоцент факультета истории и международных отношенийblinov_alexey_vlad@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Десятилетие Томского Общества попечения о начальном образовании (1882-1892). Томск, 1892.
Отчет Совета Общества попечения о начальном образовании в г. Томске за 1882 г.
Крекнин Г.Я. Ревнитель света П.И. Макушин. 50 лет просветительской деятельности в Сибири. Томск, 1916.
Ядринцев Н.М. Сибирь как колония в географическом, этнографическом и историческом отношении. Изд. 2-е. СПб., 1892.
Юрцовский Н.С. Очерки по истории просвещения в Сибири. Вып. 1: Общий ход развития школьного дела в Сибири. 1703-1917. Ново-Николаевск, 1923.
Отчет Совета Общества попечения о начальном образовании в г. Томске за 1891 г. Томск, 1892.
Макушин П.И. Отчет о состоянии начальных училищ г. Томска за 1883-1884 гг. Томск, б.г.
ГАКО (Государственный архив Кемеровской области). Ф. 100. Оп. 1. Д. 59.
 Практические напрвления деятельности «Общества попечения о начальном образовании в городе Томске» в годы председательства П.И. Макушина по развитию народного просвещения | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2011. № 3 (15).

Практические напрвления деятельности «Общества попечения о начальном образовании в городе Томске» в годы председательства П.И. Макушина по развитию народного просвещения | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2011. № 3 (15).

Полнотекстовая версия