Образование и деятельность церковно-приходских попечительств на территории Томской епархии | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2011. № 3 (15).

Образование и деятельность церковно-приходских попечительств на территории Томской епархии

Рассматривается деятельность приходских попечительств в Томской епархии как пример самодеятельности населения.

Establishment and Activities of Parish Guardianships in the Territory of Tomsk Diocese..pdf Гражданское общество предполагает деятель-ность добровольно формирующихся организацийлюдей без прямого вмешательства государства. Ноисторические реалии Российской империи концаXIX - начала XX в. не позволяют нам найти ин-ституты, которые полностью не зависели бы отгосударства. Существовали организации с доволь-но высоким уровнем самоорганизации и само-управления, но в то же время либо созданные поинициативе правительства, либо их деятельностьконтролировалась или частично финансироваласьгосударством. Это стало характерным явлениемданной эпохи и не обошло стороной и Русскуюправославную церковь, где при низовых структу-рах, каковыми являлись приходские общины, на-чали организовываться церковно-приходские по-печительства, своеобразный прообраз самостоя-тельно действующих органов низового само-управления.Толчком для их создания стала инициативаправительства. В рамках деятельности в 60-х гг.XIX в. Особого присутствия для изыскания спосо-бов к большему обеспечению быта духовенства,созданного 18 июня 1862 г., было разработано«Положение о Приходских Попечительствах приПравославных церквах», получившее силу закона2 августа 1864 г. Именно этот законодательныйакт положил начало созданию и постепенномуразвитию по всей территории Российской империиполусамостоятельных общественных структур,позволявших частично освободить государство отзаботы по содержанию приходских храмов и бело-го духовенства. В преамбуле к Положению огова-ривалось, что процесс организации церковно-приходских попечительств должен быть посте-пенным и учитывать местные условия. Главнойцелью попечительств определялась забота о со-держании храмов и причтов. Так, уже в первомпункте положения закреплялось: «Для попеченияо благоустройстве и благосостоянии приходскойцеркви и причта в хозяйственном отношении, атакже об устройстве первоначального обучениядетей и для благотворительных действий в преде-лах прихода, учреждаются Приходскиесозданных попечительств, что связано как с дея-тельностью на посту епископа Томского и Барна-ульского Макария (Невского), так и с общимипроцессами, идущими в Русской православнойцеркви, направленными на все большее вовлече-ние мирян в церковную жизнь во всех ее аспектах,кроме литургических. Особенная активность при-ходится на 1895 г., когда было создано 34 попечи-тельства, 1900 г. - 38, 1901 г. - 50 попечительств.Епископ Макарий даже идет на то, чтобы откры-тие попечительств стало обязательным элементомприходской общины. Так, 24 марта 1899 г. после-довало «постановление епископа о том, чтобы вовсех приходах были открыты церковно-приходские попечительства в течение 3 лет с рас-поряжения, а в новых приходах в течение 5 лет соткрытия» [5. 1899. № 8]. Однако, несмотря настоль бурный рост числа попечительств и попыт-ки регламентации их организации со стороныепархиального управления, в 1914 г. в 446 прихо-дах церковно-приходских попечительств не суще-ствовало по разным причинам: недавнее открытиеприхода, отсутствие храмов или штатов священ-нослужителей, нежелание прихожан организовы-вать подобный орган, в связи с отсутствием в при-ходе церковных школ и богоугодных заведений.В «Томских епархиальных ведомостях» под-черкивалось, что «…церковно-приходская общинапредставляет из себя полнее твердую основу рели-гиозной взаимопомощи, чем какие-то бы ни былочастные союзы… община (не более 2000 человек)лучше, чем кто-либо посторонний, знает все своинужды и потребности, знает степень их настоя-тельности, знает возможность или невозможностьвыполнения их в данное время… выборным пред-седателем может быть не только священник… По-добный выборный председатель будет живымсвидетелем того особенного уважения и доверия,которыя питает к своему духовному пастырю егопаства…» [5. 1891. № 24]. Именно в попечительст-вах видели силу, которая способна активизироватьобщественную деятельность самих мирян, направ-ленную на поддержание в должном порядке жизнив самом приходе и даже в целом по епархии.Немалое значение развитие попечительствимело и в осознании человека себя как личности исвоей значимости в развитии общества. «Тяжелосознавать, что громадное большинство церковныхобщин почти лишено всего того, что человека де-лает человеком и что так или иначе, в большейили меньшей степени облегчает его нравственныеи физические страдания… Без христианской люб-ви, сплачивающей общими воедино, составляю-щей из них, как бы, единого человека, воодушев-ленного мыслию помочь ближнему, попечитель-ства не достигнут и миллионной доли той пользы,какая может быть достигнута ими… Таким обра-зом, русский православный народ в общей своеймассе представляет из себя благоприятную почвудля развития благотворительности» [5. 1892. № 3].Кроме того, указывалось, что одной из причин,которая подталкивала к развитию приходской бла-готворительности, являлось распространение рас-кола и сект [5. 1905. № 17]. Численность попечи-тельств, существовавших в Томской епархии, бы-ла различной - от 5 (с. Кетское) до 78 (г. Каинск)членов, причем не обязательно большое количест-во членов присутствовало в городе, зачастуюсельские попечительства были более многочис-ленными.В тех приходах Томской епархии, где попечи-тельства были созданы, их задачами были: сбор ирасходование денежных средств, помощь бедными неимущим, забота о людях во время эпидемий,сбор денежных средств в помощь переселенцам изевропейской части России, постройка домов и от-вод квартир под причты, устройство школ, по-мощь пострадавшим от пожаров в приходах епар-хии и пр. Об этом нам говорят и отчеты попечи-тельств о своей деятельности, публиковавшиеся в«Томских епархиальных ведомостях». Особое ме-сто в деятельности попечительств занимала борь-ба с бедностью и нищенством: «Епископом пред-писано попечительствам переписать всех бедныхи нищих и разузнать, кто из них способен к трудуи, следовательно, может зарабатывать кусоксуществовала богадельня и действовал ночлежныйдом, построенный купцом 1-й гильдии ИваномВасильевичем Шкроевым [5. 1899. № 18], в Мари-инске был приют для бездомных [5. 1896. № 15]. Вгороде Томске при Никольской церкви с 30 мая1893 г. открылся дневной приют «Ясли». Попечи-тельницей «Яслей» с 16 ноября 1896 г. по 1899 г.была жена профессора Надежда Ивановна Образ-цова, начальницей приюта Анна Дмитриевна Но-ренберг до мая 1899 г.; в 1899 г. попечительницаАлександра Архиповна Кухтерина, начальницаМария Федоровна Хроновская. При приюте дей-ствовал кружок рукоделия «Муравейник», прово-дились благотворительные базары. Кроме того,существовал Дом убежища с 26 сентября 1893 г., в1896 г. 20 человек. 2.10.1899 г. купеческая вдоваФекла Степановна Пастухова пожертвовала одно-этажный деревянный дом на 20 человек с 1485квадратными саженями земли, произведен его ре-монт и выстроена ограда (268,5 руб.). В 1899 г.выдано пособие деньгами 282,81 руб. [5. 1897.№ 11]. Немало средств шло на заботу о благоуст-ройстве уже существующих храмов и часовен истроительство новых. В 1897 г. попечительствопри Александро-Невской церкви просило о раз-решении на строительство на площади нового ба-зара часовни в память коронации Николая II [5.1898. № 10]. Через приходские попечительстваосуществлялся контроль за выплатами средств насодержание духовенства, ремонт и постройкупричтовых домов, церковных хоров.Особое внимание попечительств обращалосьна состояние школ в приходе и строительство но-вых школ не только в центре прихода, но и в окре-стных деревнях (расходы иногда достигали до50 % от доходной части попечительств). В 1899-1901 гг. значительная доля средств попечительст-ва шла на строительство и обустройство школы вс. Кожевниковское [5. 1902. № 20]. В 1901 г. в с.Ново-Кусковском попечительство на сельскомсходе возбудило вопрос о постройке нового зда-ния для церковно-приходской школы, на что издоходов питейного заведения было пожертвовано482 руб. [5. 1902. № 12]. Именно попечительства-ми выплачивались суммы на оплату труда учите-лей, закупкуственных делах своей общины, - забытая и со-вершенно изгладившаяся из сознания нынешнихприходских общин, слишком важна и дорога» [5.1892. №4]. В 1901 г. священником МитрофаномВладимировичем Дагаевым даже была сформули-рована целая программа дальнейшего развитияцерковно-приходских попечительств: «… попечи-тельства должны выйти из узких рамок хозяйст-венно-материального благоустройства прихода…ставили бы такие вопросы: куда деваются эти гра-мотеи, выходящие из школы, приносят ли онипользу себе и людям, и как сделать, чтобы гра-мотность имела живое приложение к жизни. Итак,мы призываем всех стать за живое и великое при-ходское дело, оживить деятельность попечи-тельств, найти основы к объединению, к деятель-ному союзу, по примеру первохристианских об-щин. Стоит только дать более широкое приложе-ние союзному началу, усилить взаимопомощь, ма-териальную и нравственную, и тогда начнется ис-тинная народно-приходская жизнь. Деятельностьпопечительств, по нашему мнению, может бытьподразделена на следующие самостоятельные от-делы: церковный: сооружение церквей и их благо-устройство, обеспечение причтов, борьба с раско-лом и сектантством; образовательный: устройствошкол и библиотек, читален, книжных лавок и т.д.;врачебный: оказание медицинской помощи, учре-ждение аптек, приемных покоев и т.п.; благотво-рительный: пособия бедным, ссуды, приюты;сельскохозяйственный: поднятие экономики де-ревни, распространение рациональных приемовсельского хозяйства, распространение машин иорудий, организация образцовых хозяйств, изуче-ние климата; нравственный: воздействие на насе-ление для поддержания добрых нравов, религиоз-но-нравственные беседы, борьба с пьянством идругими пороками, учреждение обществ трезво-сти» [5. 1902. №14].Как мы видим, в идеале попечительство былополностью самоуправляющейся структурой, кото-рая должна заниматься самой широкой деятельно-стью, начиная от экономики и заканчивая

Ключевые слова

церковно-приходские попечительства, Томская губерния, civil society, Russian Orthodox Church, parish guardianships

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Адаменко Алексей МихайловичКемеровский государственный университеткандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной историиamadamenko@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2-е. СПб., 1867. Т. 39. № 41144.
Справочная книга по Томской епархии за 1902- 1903 год / сост. под ред. секретаря Томской духовной консистории Д.Е. Берёзова. Томск: Тип. Епархиального братства, 1903. 531 с.
Справочная книга по Томской епархии за 1909/10 год. Томск: Типография приюта и дома трудолюбия, 1911. 784 с.
Справочная книга по Томской епархии. Томск: Печатня С.П. Яковлева, 1914. 587 с.
Томские епархиальные ведомости. 1880-1917.
Отчет о церковно-приходском попечительстве при Градо-Мариинском Никольском соборе за 1896 г. Томск, 1897.
 Образование и деятельность церковно-приходских попечительств на территории Томской епархии | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2011. № 3 (15).

Образование и деятельность церковно-приходских попечительств на территории Томской епархии | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2011. № 3 (15).

Полнотекстовая версия