The History of Organization of a Statistical Department in the Siberian Cossack Community in the SecondPart of the XIX-th Centutry.pdf В современных исторических исследованияхуделяется серьезное внимание проблемам станов-ления и развития отдельных государственных ин-ститутов, механизмам их функционирования инепосредственного взаимодействия как на регио-нальном уровне, так и общегосударственном.Существенно меньшее внимание уделено изу-чению системы статистических учреждений За-падной Сибири, которая во второй половинеXIX в. играла важную роль в организации управ-ления и координации функционирования админи-стративно-государственных институтов и их со-ставляющих звеньев. Фактически остается неизу-ченным статистический отдел Сибирского казачь-его войска, игравший важную роль как с точкизрения стратегического значения, так и социально-экономического и социокультурного развития иизучения региона. Отдельные исследования сиби-реведов по различным сюжетам Сибирского ка-зачьего войска фактически не затрагивали про-блем, связанных со статистическим отделом и егодеятельностью, хотя обращались к отдельным ста-тистическим данным, которые комплектовались внем [1-4].Возникновение и развитие системы статисти-ческих служб было неразрывно связано с государ-ственными структурными единицами. По мнениюЕрошкина, «усложнение задач государственногоуправления, рост материальных и людских ресур-сов страны (городов, промышленности, внутрен-ней и внешней торговли) толкали правительствона создание органов статистики, на сбор статисти-ческой информации с мест» [5. С. 388-389]. Фор-мирование общегосударственной системы стати-стического учета в лице отдельных статистиче-ских учреждений являлось тем прогрессирующимначалом в управлении, когда принцип необходи-мости качественного статистического материала отерритории, населении и его занятиях, социокуль-турном развитии являлся первостепенным и былнеобходимым материалом для выработки управ-ленческих решений.Правовое оформление статистических учреж-дений в общегосударственном масштабеполагались не компактным районом проживания, азаселили сравнительно узкую пограничную полосупротяженностью свыше 2000 верст, что подчерки-вало необходимость строгого и системного стати-стического учета, подконтрольности территории инаселения [8. С. 11]. Учет хозяйственного быта и,как следствие, экономическое регулирование ка-зачьего населения, реализация стратегических за-дач - все это способствовало активному развитиюстатистических учреждений.Анализируя переписку между войсковымправлением Сибирского казачьего войска и цен-тральными ведомственными учреждениями, ста-новится очевидной необходимость внутриструк-турного статистического учета. Причем не с це-лью разового формирования статистического ма-териала, а системного его накопления с после-дующей обработкой «в интересах войска и разви-тия статистических данных» [9. Л. 1-2]. Норма-тивное оформление статистического отдела приВойсковом хозяйственном правлении было закре-плено на «основании высочайше утвержденного19 февраля 1865 г. положения комитета минист-ров», где прописывалось, что «при войсковом хо-зяйственном правлении и на общем основаниигубернских и областных комитетах согласно по-ложениям к 386 ст. ч. 1 т. II свода по продолже-нию 1863 г. образуется статистический отдел…»[9. Л. 2]. Данным положением закреплялось и фи-нансовое обеспечение статистического отдела.Обработка накопленных статистических сведений,необходимых для Центрального статистическогокомитета, возлагалась на войсковое правление,деятельность которого распространялась «на час-ти областей Сибирских Киргизов и Семипалатин-ской в границах, где размещено Сибирское вой-ско» [9. Л. 2-2об]. Первоначально на организо-ванный статистический отдел возлагался хозяйст-венный учет, который заключался в реализацииконтрольно-ревизионных функций. На практикево многом учет подведомственной территории но-сил самопроизвольный характер.Территориальный охват деятельности стати-стического отдела был очень большим, что ос-ложняло и без того его слабое функционирование.Руководство войска испытывало определенныесложности в получении статистических данных. Сцелью формирования статистического материалавойсковым правлением использовались фрагмен-тарные сведения текущего делопроизводства, ка-сающиеся казачества. Сюда привлекались мате-риалы главного управления Западной Сибири иокружного штаба. Начало практической деятель-ности статистического отдела при Сибирском ка-зачьем войске растянулось на несколько лет, не-взирая даже на министерские предписания по час-ти его функционирования. Анализ текущего дело-производства войскового правления о деятельно-сти статистического отдела и текущей статистикипоказал, что они существовали лишь формально.Подтверждением является ежегодная отчетностьхозяйственного правления, где отмечалось, что«войсковое хозяйственное подразделение со вре-мени учреждения статистического отдела и … понастоящие время 1873 г. израсходовало из суммвойска 15 тысяч рублей, а между тем статистиче-ские сведения остались неразработанными…» [9.Л. 2об]. Во многом проблема заключалась, во-первых, в отсутствии квалифицированных спе-циалистов, практическая деятельность которыхпозволила бы добиться должного результата, и,во-вторых, работы «служивых людей» по форми-рованию статистических данных не позволялисистематизировать копившийся материал, а такжеего обрабатывать, использовать в практическихцелях и распространять на качественной и науч-ной основе, поскольку он носил фрагментарныйхарактер. В одном из отчетов войскового хозяйст-венного правления Сибирского казачьего войскаотмечалось: «Статистические сведения остаютсянеразработанными и безгласными, так как по вой-ску не публикуются, а поэтому не могут бытьприменены к делу развития экономического бытаказачьего населения…» [9. Л. 3].С целью решения стоящих проблем по форми-рованию и обработке статистическоголью системного комплектования материала о Си-бирском казачьем войске, вынуждено было при-командировать должностных лиц - по одному че-ловеку к каждому статистическому комитету. Ос-новная задача, которая решалась данной мерой, -это системное комплектование материала о ка-зачьем войске, его занятиях и быте. Прикоманди-рованные лица получали ежегодное вознагражде-ние по 400 рублей каждый, которые отпускалисьиз войсковых сумм. Предпринятая мера по нала-живанию процесса комплектования статистиче-ских сведений не принесла должного результата,даже несмотря на подробный сбор сведений и со-ставление статистических таблиц, которые оказа-лись «неудобными и не достигали поставленнойцели». Причины «неудобства» заключались в том,что поступающие статистические данные из обла-стных правлений представляли собой «только об-щие, ничего не говорящие цифры». Формируемыестатистические сведения в Акмолинском и Семи-палатинском статистических комитетах былифрагментарными и отражали только общую кар-тину по областям, что «касается казачьего войска,то сведения были заключены в ряде форм и немогли удовлетворять войсковое хозяйственноеправление» [9. Л. 3-3об.]. Так, в отчетах войсково-го хозяйственного правления отмечалось: «Чи-новники областных правлений были не в состоя-нии руководить в статистических работах по ка-зачьему населению, в формировании разных све-дений об общественном казачьем быте. Они, имеяпрямые обязанности на службе, на свои занятиястатистикой войска смотрели как на дело побоч-ное и ограничивались лишь техническими процес-сами свода данных, представленных от уездов, безвсякой научной, сколько-нибудь тщательной об-работки статистического материала» [9. Л. 3-4].Формируемые статистические данные област-ными комитета не давали должного результата нетолько для форм ведомственного отчета по табли-цам Министерства внутренних дел в системе иера-рхической подотчетности, но и не находили прак-тической реализации на уровне хозяйственногоправления Сибирского казачьего войска. Данноеобстоятельство находило отражение в постоянноповторяющихся со стороны военного министразамечаниях «о недостаточной обработке данных вгодовых отчетах», что не могло быть не замеченовойсковой администрацией [9. Л. 4]. Не далодолжного результата и то, что в состав областныхстатистических комитетов входил наказной каза-чий атаман в качестве непременного члена. В це-лом, поступающая информация не удовлетворяларуководство Сибирского казачьего войска. Сведе-ния были отрывочными, а большинство их былонаправлено «преимущественно для потребностейобластной администрации и для разработки общихстатистических сведений в областях» [9. Л. 6]. Вомногом это и послужило основанием для новогопорядка формирования статистических сведений оказачьем населении и его быте путем реорганиза-ции существующей системы статистического уче-та в границах войскового правления.Для этого руководство Сибирского казачьеговойска вынуждено было ходатайствовать о пре-доставлении правлению права пригласить секре-таря для выполнения обязанностей по статистиче-ской части. Учитывая опыт работы предыдущихлет, руководящие структуры войскового правле-ния видели организационные сложности в функ-ционировании статистического отдела. Результа-том работы являлись неполные сборы статистиче-ских данных, а то и вовсе их отсутствие, что и за-ставило незамедлительно решать стоящую про-блему на высшем административном уровне Си-бирского казачьего войска. Основное вниманиеказачьего руководства было сосредоточено на та-ких практических вещах статистической деятель-ности, как формирование, обработка, системати-зация и комплексное представление материала, впервую очередь по формам всеподданнейшего от-чета войскового начальства. Основное вниманиебыло обращено «на специалиста по этому предме-ту или человека, знакомого с этим предметом, носовершенно свободного от других служебных обя-занностей, так как он должен непременно прояс-нять по войску для подробного ознакомления иполучения официальных статистических сведе-ний…» [9. Л. 5-6]. Основной целью данного про-шения являлось «качественное» укомплектованиештатов статистического отдела, пусть в лице од-ного специалиста, но «знающего суть дела и не-сущего ответственность».Административная заинтересованность в са-мостоятельном статистическом отделе при Сибир-ском казачьем войске прослеживалась в неодно-кратных ходатайствах самого казачьего руково-дства. Так, в одном из писем, поясняющем поло-жение по статистической части, писалось: «Вой-сковое начальство Сибирского казачьего войска неможет требовать при каждом случае исполнениядля себя тех или иных работ. При этом каждыйобластной комитет может доставлять сведениятолько о части войска, расположенной в однойобласти. Свод данных о казачьем населении пообеим областям должен производиться в войско-вых учреждениях, т.е. в казачьем отделении - воргане войскового наказного атамана, где состав-ляется всеподданнейший годовой отчет по Сибир-скому казачьему войску» [9. Л. 6-7]. Для решенияэтой проблемы было решено возложить «стати-стические труды специально на особого секрета-ря», и эта должность по распоряжению наказногоатамана «должна состоять не при Войсковом хо-зяйственном правлении, а при казачьем отделенииГлавного управления Западной Сибири» [9. Л. 7].Одна из основных причин, которая заставиластруктурно изменить пребывание статистическогоотдела, заключалась в составлении всеподдан-нейшего годового отчета по Сибирскому казачье-му войску. Главная цель, которую преследовалоказачье руководство, - контролировать процессформирования и представления статистическогоматериала и по возможности не допускать «неце-лесообразности статистических данных», которыеимели место ранее.В организационной структуре казачье отделе-ние представляло собой административный орган,через который войсковому казачьему атаману по-давались предложения по устройству быта казачь-его населения в формах статистической отчетно-сти, «имеющих практическую значимость, целе-сообразность и нужность». Контроль со стороныказачьего руководства по формированию стати-стических сведений и укреплению статистическойсистемы не ограничивался структурной реоргани-зацией статистического отдела - перенесением егодеятельности из войскового хозяйственного прав-ления в казачье отделение Главного управленияЗападной Сибири. Отдельное внимание было об-ращено и на региональную сеть статистическихслужб в лице уездных начальников и местных уч-реждений. В пояснении к деятельности статисти-ческого отдела отмечалось: «Статистические све-дения по многим вопросам, интересующим каза-чье отделение, будут поступать от уездных на-чальников и других местных учреждений», а таккак они будут поступать в казачье отделениеГлавного управления Западной Сибири, то «будутсоставляться с большею аккуратностью и внима-нием…» [9. Л. 7-7об.]. Данное предписание упо-рядочивало не только структурно оформленныйстатистический отдел как аккумулирующий центрпо статистической части Сибирского казачьеговойска, но предопределяло и основные направле-ния деятельности региональной статистическойсети в территориальных границах Сибирского ка-зачьего войска.Вся ответственность за деятельность статисти-ческого отдела была возложена на секретаря, ко-торый имел схожие обязанности с секретарямигубернских и областных статистических комите-тов. Финансовое обеспечение секретаря статисти-ческого отдела Сибирского казачьего войска былоприравнено к секретарям губернских и областныхстатистических комитетов с выплатой 750 рублейв год [9. Л. 8]. Причем в войсковом правлениипредусматривалась еще сумма в 450 рублей, кото-рая могла быть использована «по назначению илидругих надобностей» [9. Л. 8 об.]. Сюда относи-лись расходы по сбору и обработке статистиче-ских сведений, на письменные потребности, наприобретение учебных пособий, книг, журналов,расходы по изданию статистических трудов и накомандировку различных лиц со статистическимипоручениями. Окончательное оформление стати-стического отдела при Сибирском казачьем войскеи закрепление секретаря к середине 70-х гг. XIX в.позволило перейти к системному комплектованиюстатистического материала и всестороннему изу-чению жизни и быта Сибирского войскового каза-чества.В конце 70-х - начале 80-х гг. XIX в. активи-зировала систему статистического учета в струк-туре Сибирского казачьего войска и политика го-сударства. Как отмечает В.А. Шулдяков, «…в ус-ловиях тяжелейшего бюджетного кризиса прави-тельство взяло курс на превращение войска в са-мообеспечивающуюся и самоокупаемую воору-женную силу…Сократив объем военных обязан-ностей, государство дало казакам свободное вре-мя, а переведя их с казенного провианта на собст-венное иждивение и заставив снаряжаться наслужбу за собственный счет, подтолкнуло к акти-визации хозяйственнойотдельных периодических изданиях. Формируяофициальные данные, статистический отдел Си-бирского казачьего войска уделял отдельное вни-мание «необязательным» работам, что проявля-лось в комплектовании этнографических и исто-рических сведений о вверенной территории и на-селении [11. Л. 7-9].Таким образом, формирование статистическо-го отдела при войсковой хозяйственном правле-нии, а впоследствии при казачьем отделении глав-ного управления Западной Сибири являлось соци-ально-экономической и политической потребно-стью, направленной на удовлетворение организа-ционных и управленческих начал. Формируя ста-тистические данные о казачьем населении, его бы-те, занятиях, социально-экономическом положе-нии, роль статистического отдела, а равно и стати-стического материала возрастала. С усложнениемформ статистического учета прослеживалась ин-тенсификация деятельности статистической сис-темы Сибирского казачьего войска. Накапливае-мые статистические сведения находили отражениево всеподданнейших годовых отчетах и в отдель-ных статистических описаниях по Сибирскомуказачьему войску, являясь практико-ориентированным и незаменимым материалом дляуправления территорией и ее изучения.
Недбай Ю.Г. История казачества Западной Сибири, 1582-1808 гг. Ч. 1-4, Омск, 1996.
Недбай Ю.Г. Казачество Западной Сибири в эпоху Петра Великого. Омск: Изд-во Ом. гос. пед. ун-та, 1998.
Шулдяков В.А. Гибель Сибирского казачьего войска 1917-1920. Кн. 1. М., 2004.
Ивонин А.Р., Колупаев Д.В. История Алтайского казачества. Алтайские казаки в XVIII-XIX вв. Барнаул, 2008.
Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 2008.
Санкт-Петербургский журнал. 1804. № 1.
Катанаев Г.Е. Западносибирское служилое казачество и его роль в обследовании и занятии русскими Сибири и Средней Азии. СПб., 1908. Вып. 1.
Ивонин А.Р., Колупаев Д.В. История Алтайского казачества. Алтайские казаки в XVIII-XIX вв. Барнаул, 2008.
Исторический архив Омской области (ИАОО). Ф. 3. Оп. 9. Д. 15239.
Шулдяков В.А. Гибель Сибирского казачьего войска 1917-1920. М., 2004. Кн. 1.
Центральный исторический архив Республики Казахстан (ЦИА РК). Ф. 471. Оп. 1. Д. 3.