The experience of the Askyz village temperance society in Minusinsk district, Enisey province in 1905-1910.pdf Одной из проблем российской деревни в нача-ле XX в. было пьянство, приводившее к многимбедам: росту преступности, разорению и обнища-нию крестьянства, росту социальной напряжённо-сти [1]. Во многих местах России разрушительно-му пьянству противостояли церковно-приходскиеобщества трезвости. Цель предлагаемой статьи -осветить выдающийся по своим результатам опытдеятельности общества трезвости в Аскызскомправославном миссионерском приходе с центромв селе Аскызском (Аскыз) Минусинского уездаЕнисейской губернии в 1905-1910 гг. (ныне этосело Аскиз - центр Аскизского района РеспубликиХакасия). В историографии деятельность россий-ских дореволюционных сельских трезвенных объ-единений не изучена. По сравнению с предыду-щей публикацией автора по рассматриваемой теме[2] в настоящей статье использованы новые, невведённые ранее в научный оборот материалы [3],текст исправлен и дополнен, уделено больше вни-мания причинам успеха Аскызского общества.Основным источником послужила брошюра«Опыт борьбы с великим злом» руководителя Ас-кызского общества трезвости священника-миссионера Аскызского миссионерского приходаотца Владимира Кузьмина. Рукопись её была за-кончена 22 января 1910 г. [4. С. 7]. (Даты вездеданы по старому стилю.) Вероятно, В. Кузьминставил целью брошюры дать отчёт о деятельностиобщества за первые пять лет его существования(1905-1910 гг.) и ознакомить с его опытом тех, ктозанимается/будет заниматься трезвенной работойв тюркских сёлах Минусинского уезда. (Аскыз-ское общество было первым сельским обществомтрезвости в огромной Енисейской губернии.) Ис-тория общества отражена здесь достаточно полнои точно. Вторым источником является рапорт от17 января 1911 г. исправляющего должность сек-ретаря Енисейской духовной консистории в Кан-целярию обер-прокурора Святейшего Синода оцерковных обществах трезвости, существующих вЕнисейской епархии [5]. В нём сообщались крат-кие данные об Аскызском обществе: название,время возникновения, число прихожан в приходе,число членов общества в первый год существова-ния и «ныне», т.е. в конце 1910 - начале 1911 г.Сведения подобных рапортов в Синод были осно-ваны на отчётах с мест благочинных (священни-ков - руководителей церковных округов - «благо-чиний») и приходских священников. То есть осно-вой данных об Аскызском обществе трезвости по-служил отчёт в благочиние или епархию того жеВ. Кузьмина или его преемника. Сведения рапортане противоречат данным брошюры; они такжедостоверны, но очень кратки и носят справочныйхарактер. Третьим источником послужили высту-пления священника В. Кузьмина в прениях наВсероссийском съезде практических деятелей поборьбе с алкоголизмом в Москве 8 и 10 августа1912 г. Будучи участником съезда от Енисейскойепархии, он рассказал об идейном содержании иприёмах противоалкогольной работы в Минусин-ском уезде в 1911-1912 гг. [3. С. 16, 21]. По-видимому, часть приводимых им данных основы-валась также на его опыте работы в Аскызскомобществе трезвости в 1905-1912 гг. Наконец, важ-ным и достоверным источником является докладВ. Кузьмина «Об объединении борцов за трезвостьиз духовенства и народа», прочитанный на упомя-нутом Московском съезде 9 августа 1912 г. [6].Здесь докладчик делился опытом работы основан-ного в 1911 г. в Минусинском уезде уездного пра-вославного «Братства молитвы и трезвости во имясв. первоверховных апостолов Петра и Павла».Судя по тексту, приведённые автором данные осодержании, успешных и отвергнутых направле-ниях деятельности относились не только к работев Братстве, но и в Аскызском обществе трезвости.Рассмотрев источники, перейдём к историиобщества. Любое дело начинается с общественнойпотребности и личности зачинателя. Таким зачи-нателем и руководителем трезвенного дела в Ас-кызском приходе был русский священник отецВладимир Кузьмин. Мы располагаем лишь кос-венными сведениями о нём. Судя по его опубли-кованным трудам, он был человеком очень энер-гичным («пассионарием»), ищущим новое, умею-щим убеждать и сплачивать людей. Ввиду отме-ченных качеств (энергичность и поиск нового) он,вероятно, был достаточно молод. Возможно, чтослужба в приходе пришлась на начало его пастыр-ской деятельности. Он хорошо знал обычаи и ве-рования прихожан - тюрок койбалов, сагайцев,бельтиров (современные хакасы) и, предположи-тельно, говорил на тюркском языке. Без этого ус-пешная миссионерская деятельность в хакасскомприходе вряд ли была возможна. Вероятно, онокончил Казанские миссионерские курсы (учебноезаведение с двухлетним сроком обучения), кото-рые были центром подготовки миссионеров длятюркоязычных народов России и где среди проче-го давали знание языков и обычаев тюрков. (Насвязи Кузьмина с Казанью указывает то, чтоименно в этом городе, в университетской типоли-тографии, заведующим которой был председательКазанского общества трезвости А.Т. Соловьёв,была издана его названная выше брошюра.) В Ка-зани Кузьмин мог слушать лекции профессора ка-федры турецко-татарских наречий Императорско-го Казанского университета Н.Ф. Катанова (1862-1922). Как указывает казанский историкИ.Е. Алексеев, Катанов родился в православнойхакасской семье в степной местности Изюм(Узюм) близ с. Аскыз. Он был первым хакасскимучёным, секретарём Казанского общества трезво-сти [7]. Возможно, что именно в Казани В. Кузь-мин стал сознательным трезвенником и позднее,прибыв на службу в Аскыз, использовал на прак-тике трезвенные убеждения.В Аскызском миссионерском церковном при-ходе в конце 1910 г. насчитывалось 5893 душиобоего пола. Они проживали в с. Аскыз, где на-считывалось 70 дворов, и ещё почти в 100 мелкихаалах, разбросанных друг от друга на расстоянииот 5 до 100 вёрст [4. С. 6; 5. Л. 242]. (Аал - посе-ление в один или несколько дворов.) В Аскизе на-ходился центр управления районом - Сагайская(Аскызская) степная дума и подчинённый ей ад-министративный орган более низкого уровня -Аскызская инородческая управа. Здесь же нахо-дился православный храм. Местные жители зани-мались скотоводством и земледелием, возделыва-ли пшеницу.В начале служения в приходе В. Кузьмин уви-дел, что в жизни прихожан большое место занима-ет пьянство, тесно связанное с языческими веро-ваниями. Формально крещёные хакасы не пони-мали сути христианства и продолжали обращатьсяк местным шаманам. При камлании («хамлании»)шаман обязательно употреблял неочищенную мо-лочную водку - араку - и поил ею присутствую-щих. «В связи с этим распитие водки является не-изменным обычаем при совершении всех сколько-нибудь выдающихся обстоятельств в жизни ино-родцев. …Без преувеличения можно сказать, чтополовина жизни инородца проходит в чаду похме-лья. Алкоголизм стал врождённым пороком ино-родческого населения», - с горечью отмечал свя-щенник [4. С. 2]. «Для борьбы с этой "верой", -указывал он, - нужно было открыть горизонтыиной веры, которая давала бы человеку утешениеи усладу не в пьянстве, а в трезвости и воздержа-нии».Аскызское общество трезвости прошло не-сколько этапов развития. Первый, или началь-ный - это первые месяцы 1905 г., когда в Аскызепри храме были открыты религиозно-нравственные чтения, учреждено само общество,начата запись в него с приёмом обетов (торжест-венных обещаний) трезвости. Чтения начались вянваре 1905 г. и проводились каждый празднич-ный день. «В скором времени наиболее усердныепосетители чтений сорганизовались в приходскоеобщество трезвости имени препод[обного] Сера-фима Саровского», - вспоминал В. Кузьмин [4. С.2-3]. Очевидно, Аскызское (Серафимовское) об-щество трезвости было открыто в конце того жеянваря 1905 г., ибо брошюра, посвящённая егопятилетию, была закончена, как уже говорилосьвыше, 22 января 1910 г. То есть пять лет обществуисполнилось в январе 1910 г. Обратим вниманиена то, что к организации общества трезвости пе-решли от религиозно-нравственных чтений, накоторых проповедовалась сущность христианства.Другими словами, к работе по отрезвлению шлиот христианской сверхидеи спасения, от долгажить по-хрис-тиански, и она же (сверхидея) лежа-ла в основе всей деятельности общества.На первых порах в Аскызское общество трез-вости записалось 30 человек. Однако «скоро обна-ружилось, - писал Кузьмин, - что некоторые иззаписавшихся не соблюдают обет трезвости». По-сле этого начался второй этап в жизни общества -весна 1905 - конец 1908 г. В это время стали при-меняться более разнообразные и действенныеформы духовно-нравственного просвещения приактивном участии рядовых членов общества иприхожан. В чтения ввели общее, народное пениемолитв и церковных песнопений, показ картин«волшебного фонаря» (проектора), «обмен мыс-лями и впечатлениями всех присутствующих». Тоесть к чтениям стали присоединять обсуждение ибеседы, проходившие в доме священника обычнос 6 часов вечера и нередко затягивающиеся до 10-11 часов вечера. «В 1907 г., - указывал Кузьмин, -был приобретён граммофон с пьесами церковногохарактера, которые прослушивались в антрактахмежду чтением и пением». Стали выписыватьсяжурналы петербургского церковного Александро-Невского общества трезвости «Трезвая жизнь» и«Воскресный благовест», петербургский светскийжурнал «Вестник трезвости», книжки и брошюрывроде серии «От Божьего ока не укроешься» [4.С. 3]. (Из источника не ясно, выписывались лиуказанные издания только для публичных чтенийили же ещё и выдавались на дом прихожанам.)Всех чтений в году было до 40, летом они непроводились. Число слушателей дошло до 100 че-ловек. Это говорит, что они чрезвычайно нрави-лись людям, ведь в селе, напомним, было всего 70дворов! Таким образом, чтения с картинами и пе-нием, граммофоном, беседами проводились всреднем каждую неделю с осени по весну и пред-ставляли собой своего рода привлекательный пра-вославный трезвый досуг с участием значительнойчасти односельчан. (Позднее выступление Кузь-мина по поводу значения трезвого веселья излага-лось в журналах Московского съезда 1912 г. сле-дующим образом: «Что касается увеселений, тозначение их в проповеди трезвости нельзя отри-цать. Церковь во всё должна вносить евангельскийдух, так как евангелие есть та закваска, котораядолжна заквасить всё тесто. Веселие есть необхо-димый элемент земного существования. И руко-водители обществ трезвости могут утилизироватьэтот элемент в интересах своего дела. Оратор ссы-лается на личный опыт утилизации народных гу-ляний, в целях христианской трезвости» [3. С. 13].С 1907 г. были заведены ежедневные утренниеи вечерние молитвы в храме, причём вечерние мо-литвы сопровождались проповедью или чтениемБиблии с пояснениями. Затем были открыты вос-кресные занятия для взрослых, где обучали чте-нию, письму и молитвам. Число учащихся дохо-дило иногда до 20, но постоянно посещали заня-тия человек десять [4. С. 3]. По всей вероятности,занятия проводил сам священник В. Кузьмин спомощниками. Работа, проводимая в течение че-тырёх лет, изменила настроения крестьян-хакасовв сторону необходимости отрезвления и понима-ния необходимости активно участвовать в улуч-шении всей жизни сельского общества. «Идеитрезвости дали свои ростки и пустили корни, -отмечал В. Кузьмин. - Польза трезвости, в широ-ком смысле этого слова, стала более широко соз-наваться населением. Народилась потребностьболее разумной жизни, жажда света. Послыша-лись заявления от самих инородцев о необходимо-сти что-нибудь предпринять для уменьшенияпьянства, разгула молодёжи и корчемничества,свившего… в с. Аскызском очень тёплое гнездо»[4. С. 3-4]. (Корчемство - незаконная тайная про-дажа алкогольных изделий частными лицами.) Такбыл подготовлен третий этап в истории обществатрезвости (январь 1909 - январь 1910 гг.), когдапри активном участии самих крестьян получилиразвитие местное самоуправление, взаимопомощьи благотворительность. 1 января 1909 г. состоялсясход жителей с. Аскыз, на котором было решено«обновить строй приходской жизни». Был избранцерковно-приходский совет из 12 хакасов. Этобыли верующие и, по-видимому, наиболее ува-жаемые и ответственные люди в приходе. С9 февраля 1909 по январь 1910 г. совет провёл18 заседаний и принял 73 постановления по раз-личным сторонам приходской жизни. Из них наи-более важными являлись: о борьбе с языческимобычаями умыкания невест и женитьбы малолет-них; об учреждении церковно-приходского кре-дитного товарищества; о ремонте храма; о борьбес пьянством и корчемством.Например, в постановлении совета от 24 июля1909 г. был намечен ряд мер в связи с определени-ем Святейшего Синода «О борьбе с пьянством внароде» (июнь 1909 г.). В частности, в нём гово-рилось: «…1) Для борьбы с тайной виноторговлейи самокуркой вина [т.е. самогоноварением] вс. Аскызском… а) замеченным в сем преступле-нии лицам делать увещание на заседаниях совета;увещание это, в случае надобности, должно бытьповторено до трёх раз… 2) В целях уменьшенияповодов для тайной виноторговли и, в особенно-сти, для увеличения влияния совета на население,все члены совета обязуются не устраивать помо-чей с угощением помочан вином и стараться идругих прихожан склонять к тому же обязательст-ву» [4. С. 5-6]. (Помочь - «работа миром, за уго-щенье» [8. Т. 3. Стб. 710-711]).В. Кузьмин с удовлетворением сделал вывод,что деятельность церковно-приходского советаоказала доброе влияние на население «в смыслеуменьшения в нём пьянства и корчемничества.Многие из жителей, прежде усердно занимавшие-ся шинкарством, дело это оставили совершенно илишь немногие упорные, несмотря на увещаниясовета, продолжают свою вредную для обществавиноторговлю. Точно так же нередко достигалисвоей цели увещания, делаемые на заседаниях со-вета и лицам, предающимся разгулу и буйству.Молодёжь сельская в общем остепенилась, и ноч-ные гульбища с безобразным оранием и драками сучреждением совета значительно сократились».Значительное внимание совет обратил на благо-творительность. Она выразилась «во-первых, вбезвозвратной ссуде деньгами и вещами нуждаю-щимся прихожанам, и, во-вторых, в беспроцент-ной заимообразной ссуде как деньгами, так и хле-бом». В 1909 г. было роздано «заимообразно» (т.е.с условием возврата) на посев малосостоятельнымприхожанам около 200 пудов пшеницы [4. С. 6].Кузьмин указывал, что для «более широкого раз-вития этого рода благотворительности и вообщедля поднятия экономического состояния населе-ния путём освобождения его от кабалы разныхэксплуататоров и насаждением взаимопомощисоветом решено было учредить кредитное това-рищество с крупной субсидией от Госуд[ар-ственного] банка». Было намечено открыть дея-тельность товарищества с 1910 г. [4. С. 6-7]. В за-ключение брошюры Кузьмин делал важный выводо том, что «дело отрезвления народа в Аскызскомприходе нельзя считать законченным. Нет, онотолько начинается. Но его инициаторы убедилисьиз опыта, что лучшим средством в борьбе с на-родным пьянством в приходе является правильнаяорганизация церковно-приходской жизни и подня-тие всех сторон народного существования» [4.С. 7].Таким образом, можно сделать заключение отом, что работа общества трезвости дала хорошиерезультаты, потому что она опиралась: 1) на раз-витие деятельности церковного прихода - право-славной церковной общины во главе с уважаемым,доступным, ищущим новые формы работы свя-щенником; 2) на развитие всех сторон жизни сель-ской общины: самоуправлениегфO LЉ, взаимопомощь,кредитное товарищество, благотворительность,сокращение самогоноварения и нарушений право-порядка. Люди видели, что благодаря обществутрезвости жизнь в селе на глазах меняется, стано-вится более осмысленной, обеспеченной, безопас-ной, и поэтому сами начинали принимать участиев этой работе.Разносторонняя трезвенная работа продолжа-лась в Аскызском приходе, вероятно, и после ян-варя 1910 г., - в течение 1910-1912 гг. Как ужеотмечалось, священник Владимир Кузьмин былдеятельным участником Всероссийского съездапрактических деятелей по борьбе с алкоголизмом,состоявшегося в Москве 6-12 августа 1912 г. Назаседаниях I секции он дважды выступил в прени-ях и сделал доклад, в котором рассказал, что в1911 г. в Минусинском уезде было организованоуездное «Братство молитвы и трезвости во имя св.первоверховных апостолов Петра и Павла», кудаза год вступило более 1,5 тыс. человек [6. С. 264-265]. Отметим, что Братство можно было создатьи развивать только при поддержке, по благослове-нию правящего архиерея - епископа Красноярско-го Евфимия (Счастнева). Так, о. Владимир (Кузь-мин) отмечал, что руководитель Братства «еже-годно представляет отчёт о состоянии Б[ратст]ваепарх[иальному] архиерею» [6. С. 264]. Судя потексту источника, руководителем Братства былсам докладчик - В. Кузьмин. Братство объединялогруппы борцов за трезвость (прихожан и священ-ников) из разных церковных приходов уезда и по-зволяло более успешно, чем прежде, при разроз-ненных силах, вести работу на местах. Устав еготребовал «не пить совершенно никаких спиртныхнапитков, не угощать ими никого, не курить таба-ку, не играть в карты, посещать братские собранияи исполнять церковный устав относительно поста,богослужения и говения» [6. С. 265]. Деятельностьобществ трезвости в Сибири, как и во всей России,стала менее активной с началом Первой мировойвойны и прекратилась после начала революции1917 г.Однако дело трезвости не осталось только впрошлом. Отвечая на вызовы времени, трезвенноедвижение начало возрождаться на богатой куль-турными традициями хакасской земле с 1984 г. [9.С. 16-17]. В столице Хакасии - Абакане - вот ужеоколо 20 лет издаётся несколько общероссийскихи хакасских республиканских трезвенных газет:«Оптималист», «Трезвая Хакасия», «ТрезвыйАбакан», «Голос верующего» (редактор Е.Г. Бат-раков); «Соратник», «Мы - молодые», «Подспо-рье», информационный бюллетень «Здравствуйте,люди» (редактор Г.И. Тарханов); «Трезвение» (ре-дактор З.А. Павина). Эти издания, как верно за-ключает современный деятель трезвости Е.Г. Бат-раков, «являются информационным подспорьемвсего трезвеннического движения России» [10].Таким образом, Абакан является одним из важныхэнергетических, информационных центров трез-венного движения для всей России и шире - странСНГ - Евразии. В старинном хакасском селе Ас-киз трезвенная работа возродилась в 1994 г. Про-свещение в печати, учебных заведениях и на кур-сах по избавлению от зависимостей ведут аскизцыАлександр Михайлович Смышляев, Евгений Гри-горьевич Кайгородцев, В.Н. Тутатчиков и другие[9. С. 86, 191-192; 11]. Пусть поможет всем нашимсовременникам - борцам за народную трезвостьзамечательный опыт первого в Хакасии право-славного Аскызского общества трезвости.
Челышов М.Д. Пощадите Россию!: Правда о кабаке, высказанная самим народом по поводу закона о мерах борьбы с пьянством / М.Д. Челышов. Самара: Изд. М.Д. Челышова, 1911. 232 с.
Афанасьев А.Л. Опыт социальной деятельности Аскызского общества трезвости Минусинского уезда Енисейской губернии в 1905-1910 гг. // Социальная работа в России: образование и практика : сб. науч. тр. / под ред. Н.А. Грика. Томск: Изд-во Том. ун-та систем у
Журналы заседаний Всероссийского съезда по борьбе с алкоголизмом. (Москва, 6-12 августа 1912 г.) // В борьбе за трезвость: журнал Московского епархиального общества борьбы с народным пьянством. М. 1912. Август-сентябрь. № 8-9. Приложение. С. 1-24.
Кузьмин В. Опыт борьбы с великим злом. Казань: Типолитография Императорского ун-та. 1910. 7 с.
Российский государственный исторический архив. (РГИА). Ф. 797. Канцелярия обер-прокурора Святейшего Синода. Оп. 80. 2 отдел. 3 стол. Д. 141. Ч. 2. Л. 242, 243.
Кузьмин В. Об объединении борцов за трезвость из духовенства и народа // Тр. / Всероссийский съезд практических деятелей по борьбе с алкоголизмом, состоявшийся в Москве 6-12 августа 1912 г.: бесплатное прил. к журналу «Родная жизнь» за 1915 г. Пг.: Тип. О
Алексеев И.Е. О Николае Фёдоровиче Катанове [Электронный ресурс] / И.Е. Алексеев // Русская линия: православное информационное агентство. - Электрон. дан. - 17.01.2008. - URL: http://rusk.ru/st.php?idar=105114 (дата обращения: 14.12.2010).
Даль В.И. Словарь живого великорусского языка: Т. 1-4. М.: Издательская гр. Прогресс; Универс, 1994. (Репринтное изд.)
Словарь Международной независимой ассоциации трезвости / ред. и отв. сост. В.М. Ловчев. 5-е изд. Казань: Хэтер, 2007. 254 с.
Батраков Е.Г. Братство «Белых Ворон» [Электронный ресурс] // Трезвость - норма жизни. / Сайт Самсоновых. - Электрон. дан. - URL: http://samsonov.name/ trezv/biblioteka/ bratstvo-belyx-voron (дата обращения: 14.12.2010).
Кайгородцев Е. Татарстан - Хакасия: нас объединяет благодарная память о великом человеке [Электронный ресурс] / Е. Кайгородцев, А. Смышляев // Актуальное национально-культурное обозрение. 2007. №12 / Ассамблея народов Татарстана - Электрон. дан. - URL:htt