Особенности подготовки научных кадров посредством заочной аспирантуры в Томском государственномуниверситете (1930-80-е гг.)
Рассматриваются место и роль заочной аспирантуры в системе подготовки научных кадров в Томском университете в 1930-80-е гг. Анализируются проблемы, существовавшие в работе заочной аспирантуры ТГУ в указанный период, и дается оценка результатов ее деятельности.
Features of training of scientific brainpowers by the use of correspondence postgraduate study at TomskState University (1930s-80 years).pdf Обычно в исторической литературе вопросамподготовки научных кадров через институт заоч-ной аспирантуры не уделяют должного внимания.Тем не менее этой форме подготовки научныхкадров высшей квалификации в советский периодпридавалось большое значение. Так, в Томскомгосударственном университете (ТГУ) она получи-ла широкое распространение. Особенно высокимудельный вес аспирантов-заочников в аспирантуреТГУ был в 1970-80-е гг. Заочная аспирантура бы-ла учреждена в СССР в 1939 г. Согласно «Поло-жению о заочной аспирантуре» от 16 сентября1939 г. в нее принимались лица с высшим образо-ванием без ограничения по возрасту, сдавшиевступительные экзамены по специальной дисцип-лине, основам марксизма-ленинизма и иностран-ному языку. Срок подготовки аспирантов-заочников, как и аспирантов-очников, составлялтогда 3 года [1. С. 38]. Помимо обучения в аспи-рантуре, аспиранты-заочники должны были вы-полнять свои служебные обязанности по основно-му месту работы.Наркомпрос РСФСР требовал при зачислениив заочную аспирантуру «особенно тщательно зна-комиться с кандидатами и учитывать фактическуювозможность каждого из них пройти аспирантурув установленный срок». Поэтому при наборе ас-пирантов-заочников основной акцент предлага-лось делать на работников вузов, как наиболееотвечающих этим требованиям. В «Положении озаочной аспирантуре» прямо указывалось на пре-имущественное право для зачисления в заочнуюаспирантуру лиц со стажем практической работыи научно-педагогических работников. Особоевнимание также требовалось обратить на органи-зацию помощи путем заочной аспирантуры работ-никам периферийных вузов [2. Л. 8]. УказанияНаркомпроса выполнялись Томским университе-том. На 1 декабря 1939 г. в ТГУ числилось 3 аспи-ранта-заочника (П.П. Казакевич по специальностифизическая география, Ф.И. Боровков - ботаника,Г.Ф. Бакулин - селекция и генетика) [3. Л. 28]. В1940/41 уч.г. в заочную аспирантуру ТГУ былозачислено еще 7 человек 26c>4.5(А.Г. Поползин,Б.А. Грандилевский, Б.Н. Родимов, Г.И. Арсеньев,Г.И. Завьялов, Н.М. Нарожнова, А.А. Фурман) [4.Л. 126-127].Из первых трех аспирантов-заочников, утвер-жденных в ТГУ в 1939 г., двое работали препода-вателями - П.П. Казакевич в Кемеровском пед-училище, а Ф.И. Боровков в Томском пединститу-те [3. Л. 28]. В 1940 г. в ТГУ числилось 10 аспи-рантов-заочников. Из них 5 человек работали пре-подавателями в педагогических и учительских ин-ститутах (Томский пединститут, Петропавлов-ский, Барнаульский и Бийский учительские инсти-туты) и 1 человек работал учителем средней шко-лы в Красноярском крае. Из научно-педаго-гических работников Томского университета сре-ди аспирантов-заочников в эти годы никого небыло [2. Л. 41]. В 1941-1945 гг. в связи с войнойпо указанию Наркомпроса прием в заочную аспи-рантуру был отменен [5. Л. 51]. Но продолжалиобучение аспиранты-заочники, принятые в аспи-рантуру еще до войны. На 1 октября 1943 г. в ТГУобучалось 3 аспиранта-заочника - А.Н. Любин-ская (история русской литературы), М.М. Алек-сандров, аспирант-заочник той же кафедры рабо-тал над темой «Творчество Н. Островского»,Ф.И. Боровков (физиология растений) писал дис-сертацию на тему: «Зимостойкость яблоневых вусловиях Сибири» [6. Л. 114].Война сильно затормозила дальнейшее разви-тие института заочной аспирантуры. Еще долгоевремя после ее окончания этой форме подготовкинаучных кадров не уделяли должного внимания. В1946/47 уч. г. в ТГУ числился только один аспи-рант-заочник по специальности история ВКП(б) -А.А. Фурман [5. Л. 67]. Лишь в 1947 г., впервыепосле войны, вновь было принято 2 аспиранта-заочника - М.Р. Филимонов (кафедра марксизма-ленинизма) и М.С. Кузнецов (кафедра историинародов СССР) [5. Л. 97]. М.Р. Филимонов в 1955-1974 гг. работал директором Научной библиотекиТГУ, а М.С. Кузнецов стал доктором историче-ских наук, заслуженным профессором ТГУ.Однако еще долгое время заочная аспирантуразанимала незначительное место в системе подго-товки научных кадров высшей квалификации вТГУ. С 1945 по 1952 г. в заочную аспирантурууниверситета было принято всего 3 человека. Напротяжении 1950-х гг. контингент принимаемых взаочную аспирантуру составлял в среднем от 3 до7 человек в год. Заметный рост количества аспи-рантов-заочников в университете начался с1959 г., когда было принято 22 человека. Значи-тельное увеличение контингента аспирантов-заочников стало характерной чертой аспирантурыТГУ в 1960-80-е гг. Если в 1959 г. в аспирантуреТГУ без отрыва от производства обучалось 26 че-ловек, то в 1961 г. - 69, 1970 г. - 124, а 1980 г. -174 человека. В 1980-е гг. аспиранты-заочники вТомском университете составляли ежегодно около67% от численности аспирантов-очников. По не-которым специальностям в определенные годыколичество аспирантов-заочников и аспирантов-очников было примерно одинаковым. По геолого-минералогическим, географическим и юридиче-ским специальностям аспиранты-заочники преоб-ладали в общей численности аспирантуры по этимспециальностям.При этом университет постоянно возражалпротив увеличения численности заочной аспиран-туры, поскольку, как отмечалось в отчете о работеаспирантуры ТГУ за 1980 г., «оканчивающие за-очную форму обучения по всем отраслям специ-альностей бывают подготовлены значительно сла-бее, так как совмещать работу на производстве иобучение в аспирантуре не каждому по плечу».«Заочники, - говорилось далее в отчете, - должнысоставлять 10-15% от численности очников, а не66,6%, как это имеет место в Томском универси-тете» [7. Л. 67]. Увеличение приема в заочную ас-пирантуру, так же как и в целевую аспирантуру,при Томском1989 г. очную аспирантуру ТГУ с защитой диссер-тации окончили около 37,1% аспирантов, заочнуюже - 44,7% аспирантов. На эффективность работыкак очной, так и заочной аспирантуры влиялисхожие проблемы. Это и нехватка, изношенностьоборудования для работы аспирантов, недостатоклитературы, в том числе иностранной, отсутствиедолжного контроля со стороны руководителейи т.д. Весьма затруднительной для аспирантов бы-ла и публикация работ по результатам проводи-мых ими исследований. Особенно это дало о себезнать с 1956 г., когда аспиранту, чтобы быть до-пущенным к защите диссертации, необходимо бы-ло опубликовать результаты своих исследований ввиде монографии или научных статей [10. С. 286].Однако выполнение этого требования сталкива-лось с большими трудностями. Издательства несправлялись с потоком материалов. В результатевозникала большая очередь, и аспиранты по 2-3года после окончания аспирантуры вынужденыбыли откладывать защиту диссертаций до выходав свет своих публикаций. В 1970-е гг. к этому до-бавилась еще одна проблема - малочисленностьдиссертационных советов. Это было вызвано ре-формой в области аттестации научных работни-ков, в результате которой были созданы специали-зированные советы, число которых резко сократи-лось [11. С. 157-159]. Сузился круг вузов и другихорганизаций, имевших право приема к защитедиссертаций. Из-за этого возникали очереди назащиту в имевшихся на то время советах.Среди трудностей, с которыми сталкивалисьаспиранты-заочники, была нехватка времени длянаписания и защиты диссертации в срок из-за за-груженности по основному месту работы. Боль-шое значение для улучшения работы заочной ас-пирантуры имело Постановление ЦК КПСС и СМСССР от 13 июня 1961 г. В соответствии с нимльготы для аспирантов-заочников были расшире-ны. Помимо ежегодного дополнительного отпускас охранением заработной платы продолжительно-стью 30 дней для сдачи кандидатских экзаменов ивыполнения исследований по диссертации, ониимели
Ключевые слова
подготовка научных кадров,
заочная аспирантура,
Томский государственный университет,
training of scientific brainpowers,
correspondence postgraduate study,
Tomsk State UniversityАвторы
Цеховой Николай Петрович | Томский государственный университет | аспирант кафедры современной отечественной истории исторического факультета | tseh.86@mail.ru |
Всего: 1
Ссылки
Лебин Б.Д. Подбор, подготовка и аттестация научных кадров в СССР. Вопросы истории и правового регулирования. М.; Л.: Наука, 1966. 288 с.
Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. Р-815. Оп. 1. Д. 2416.
ГАТО. Ф. Р-815. Оп. 17. Д. 231.
ГАТО. Ф. Р-815. Оп. 17. Д. 307.
ГАТО. Ф. Р-815. Оп. 1. Д. 2418.
ГАТО. Ф. Р-815. Оп. 1. Д. 2417.
ГАТО. Ф. Р-815. Оп. 1. Д. 2447.
ГАТО. Ф. Р-815. Оп. 1. Д. 2445.
Профессора Алтайского университета: Биографический справочник / под ред. Ю.Ф. Кирюшина. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2000. 264 с.
Высшая школа. Основные постановления, приказы и инструкции / под ред. Л.И. Карпова и В.А. Северцева. М.: Советская наука. 1957. 656 с.
Выскуб В.Г. Российская общественно-государственная система аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации. М.: Логос, 2005. 256 с.
Войленко Е.И., Гейхман В.Л., Рубцов А.В. Справочник по правовым вопросам высшей школы. Киев: Вища школа, 1980. 384 с.
Таций Г.М. Чтобы подготовка была эффективной // Вестник высшей школы. 1967. № 10. С. 45-47.
Доктора наук КемГУ. Кемеровский государственный университет в юбилейном году: Биографический справочник. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. 152 с.
Профессора Томского государственного педагогического университета: Биографический словарь / Автор- составитель Т.В. Галкина. Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2005. 328 с.