Этническая идентичность карачаевцев и балкарцев: общее и особенное
Рассматриваются особенности этнической идентичности карачаевцев и балкарцев. Путём социологического опроса в КБР и КЧР выясняется отношение к основным социально-политическим ценностям и факторам этнического развития и межэтнических проблем, даётся оценка населением межнациональных отношений, а также анализируется отношение населения к проблемам суверенитета и национально-государственного устройства.
Ethnical identity of Karachais and Balkars: things in common and in particular.pdf Наличие на Северном Кавказе территориидвунациональных республик является сложнойэтнополитической проблемой. Сегодня это Кара-чаево-Черкесская и Кабардино-Балкарская рес-публики. До 1992 г. существовала еще и Чечено-Ингушская республика. Парад суверенитетов,старт которому в России был дан в начале 90-х гг.,привел к тому, что десять лет спустя в двунацио-нальных республиках Северного Кавказа все на-стойчивее поднимался вопрос об их разделении понациональному признаку и создании новых на-ционально-государственных и административно-территориальных единиц федерального подчине-ния. И это при том, что те же десять лет назад на-селение указанных республик в своем подавляю-щем большинстве высказалось за совместноепроживание. Тогда понимали нецелесообразностьполитического и экономического разделения. Се-годня взгляды «вторых» титульных наций (черкесовв Карачаево-Черкесии и балкарцев в Кабардино-Балкарии) сменились на прямо противоположные. Вусловиях политической неопределенности, эконо-мического хаоса и правового беспредела жизнь час-то вынуждает народы, находящиеся в меньшинствев составе своих республик, искать защиту своих ин-тересов на путях создания собственных националь-ных административно-территориальных образова-ний. Это общая тенденция.Основой возникшего противостояния в КЧР,на наш взгляд, являются проблемы, созданные, содной стороны, политикой федерального центра, сдругой - продолжающимся внешним вмешатель-ством в дела республики. К тому же общее ослаб-ление позиций федеральных властей на СеверномКавказе не без участия местных политиков и раз-ного рода «идеологических лидеров» пробудило укарачаевцев и черкесов воспоминания о не стольотдаленном прошлом их истории.Напомним, что на момент депортации карача-евцев (1943 г.) Карачай существовал как автоном-ная область и не был административно объединенс Черкесией. В 1957 г. автономия народа былавоссоздана, но уже как Карачаево-Черкесская ав-тономная область в составе Ставропольского края.Дезинтеграционные процессы конца 80-х - начала90-х гг. поставили Карачаево-Черкесию на граньраспада. Выдвигалось несколько вариантов разде-ла республики. В ноябре 1990 г. состоялся съезднародных депутатов из районов Карачаево-Черкесии, которые были частью Карачаевской ав-тономной области до 1943 г. На съезде была про-возглашена Карачаевская республика, что обост-рило обстановку в районах с большой долей ка-зачьего населения. Вопрос о создании собствен-ной государственности поставили абазины. Де-зинтеграционные настроения в то время были навремя заблокированы итогами проведенного ре-ферендума, на котором большинство жителей КЧРвысказалось в пользу сохранения целостности Ка-рачаево-Черкесии как республики-субъекта Рос-сийской Федерации. Сегодня вопрос о разделереспублики подняли уже черкесы и поддержи-вающая их часть русского населения.Сторонники набравшей значительную инер-цию идеи разделения республики, судя по всему,долго не успокоятся. Об этом говорят такие ихдействия последнего времени, как принятие в но-ябре 1999 г. съездом депутатов и лидеров общест-венно-политических организаций, представляю-щих абазинский и черкесский народы Карачаево-Черкесии, решения о подтверждении провозгла-шения Черкесской автономии. Съезд принял ре-шение о бойкоте абазинами и черкесами выборовв Народное собрание республики.Для другой двунациональной республики Се-верного Кавказа Кабардино-Балкарской республи-ки также (в большей или меньшей мере) присущите же проблемы, что и для КЧР. Кабардино-Балкарская республика находится в центре Север-ного Кавказа и противоречие, заложенное в на-ционально-государственном устройстве Кабарди-но-Балкарской республики, периодически напо-минает о себе. Ситуация в межэтнических отно-шениях осложняется тем, что балкарцы - один изрепрессированных народов Кавказа. В начале90-х гг. XX в. было предпринято несколько попы-ток провозгласить суверенитет Балкарии и преоб-разовать ее в самостоятельный субъект Россий-ской Федерации или объединиться с карачаевцамив единое национально-государственное образова-ние. Последняя такая попытка была предпринята вноябре 1996 г. провозглашением представителямибалкарской оппозиции так называемой «Балкар-ской республики». Негативное влияние на состоя-ние общественно-политической ситуации в рес-публике оказывал режим Джохара Дудаева, кото-рый пытался втянуть некоторых политиков КБР изсостава оппозиции в конфронтацию и противо-стояние с федеральным центром. Но этот этап, намой взгляд, пока преодолен.У Кабардино-Балкарской республики есть не-мало проблем, требующих решения. В том числе ис участием федеральных властей. Задача и феде-рального центра, и властей самой республики -следить, чтобы народы Кабардино-Балкарии небыли втянуты в какие-нибудь авантюры.Здесь уместно привести результаты проведен-ного социологического исследования в Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской республиках.В общей сложности опрошено 575 человек -60 в Нальчике, 515 в Карачаевске и близлежащихселах. Респонденты - карачаевцы и балкарцы -представляют все основные социально-профес-сиональные категории населения города и села:рабочие, ИТР, интеллигенция, предприниматели,пенсионеры, студенты, безработные. 41,6 % рес-пондентов из Кабардино-Балкарской республики и28,7 % из Карачаево-Черкесской республики -люди с оконченным и неоконченным высшим об-разованием. В опросе приняли участие женщины59 % и 55 % в Карачаево-Черкесской республикии Кабардино-Балкарской республики соответст-венно, мужчины составили 41 % в Карачаево-Черкесской республике и 45 % в Кабардино-Балкарской республике. В возрастном разрезе оп-рошенных можно разделить на несколько групп:КБР КЧВозрастные Ргруппы, лет Абс. % Абс. %20-30 13 21,6 78 15,130-40 29 48,3 163 31,640-50 18 30,0 101 19,650-60 - 94 18,260 и более - 79 15,3Опрос проводился в городской и сельской ме-стности по репрезентативной выборке. Основныезадачи исследования: социальная адаптация к но-вым формам и стандартам поведения; изменениесоциальных установок и ориентации различныхгрупп населения, определение направлений выбо-ра стратегии повседневной жизни, выяснение от-ношения к основным социально-политическим цен-ностям, выяснение факторов этнического развития имежэтнических проблем, оценка населением межна-циональных отношений, отношение к проблемамсуверенитета и национально-государственного уст-ройства. Таким образом, 402 человека, принявшихучастие в анкетировании, находились в экономиче-ски активном возрасте. Из них молодые люди в воз-расте до 40 лет составляют 69,9 %.Все 575 человек, принявших участие в опросе,отнесли себя к представителям карачаево-балкарской нации. У 100 % респондентов из Ка-бардино-Балкарской республики оба родителябалкарцы. У 2,3 % (12 человек) респондентов изКарачаево-Черкесской республики мать - черке-шенка, у 1 человека отец черкес, у троих - осети-ны (0,5%), у четверых абазины (0,7%). Однако приопределении национальности ребенка в смешан-ных браках 41 человек в Карачаево-Черкесскойреспублике (7,9 %) считают, что если один из ро-дителей карачаевец, то и ребенок, соответственно,карачаевец. Право определить свою националь-ность за ребенком, рожденным в межнациональ-ном браке, признают 25,4 % опрошенных в Кара-чаево-Черкесской республике (131 чел.) и 16,6 %из Кабардино-Балкарской республики (10 чел).Считают необходимым определить этническуюпринадлежность ребенка по национальности мате-ри в общей сложности 20 человек (3,4%). Относи-тельно большой процент опрошенных затрудни-лись ответить на этот вопрос - 5,2 % (27 человек).Остальные же полагают, что национальность ре-бенка в межнациональных браках необходимо оп-ределить по национальности отца - 80 % и 57,6 %опрошенных в Кабардино-Балкарской республикеи Карачаево-Черкесской республике соответст-венно. Никто из респондентов не признал, что ес-ли кто-то из родителей в межнациональном бракерусский, черкес либо представитель другой на-циональности, ребенок принадлежит к ней.Однако респондентов, состоящих в браке спредставителем иной национальности, достаточномного. В частности, в Карачаево-Черкесской рес-публике 16,3 % (94 человек) состоят в браке с че-ловеком другой национальности, в то время как100 % опрошенных в Нальчике состоят в браке счеловеком своей же национальности. При этомкатегорически нежелательным брак своего ребен-ка с человеком другой национальности признали36,6 % опрошенных в Нальчике и 14,5 % в Кара-чаево-Черкесской республике. В то же время38,3 % респондентов в Кабардино-Балкарской рес-публике и 48,9 % в Карачаево-Черкесской респуб-лике отдали бы предпочтение человеку своей на-циональности, но при этом не стали бы возражатьпротив выбора своего ребенка. Исходя из вышеиз-ложенного, можно говорить о достаточно «ревно-стном» отношении к представителям своей нацио-нальности. Большая часть опрошенных предпочи-тают создавать семьи с представителями своейнациональности. Брак с представителями инойнациональности допустим только при условии со-блюдения обычаев и традиций карачаевцев и бал-карцев и их религиозных воззрений.Следующий блок вопросов касался социаль-ной адаптации карачаевцев и балкарцев в совре-менных условиях. Большая часть респондентовлибо учатся, либо работают. Только 43 человекаответили, что не работают, так как не имеют же-лания. 59 человек совмещают работу и учебу, 79учатся, 75 находятся на пенсии, из них 34 продол-жают трудовую деятельность, остальные занима-ются домашним хозяйством.145 респондентов, а это более 25% опрошен-ных, заявили, что не работают, так как не могутустроиться. Как известно, низкая социальная за-щищенность, спад производства, высокий уровеньбезработицы, особенно в сельских районах, где«теневая занятость» перерождается в организо-ванную преступность, создающую угрозу межна-циональных и территориальных конфликтов, упадоксельского хозяйства, наличие конфликтных ситуа-ций, неконтролируемых миграционных потоков ве-дут к обострению межнациональных отношений,распространению радикальных течений ислама (вах-хабизма) [1]. Вышеперечисленные негативные явле-ния в полной мере наблюдаются как в Кабардино-Балкарской республике, так и в Карачаево-Чер-кесской республике. Необходимо помнить, чтоименно в таких условиях происходят наиболее серь-езные конфликты в межэтнической сфере.В данном блоке отметим интересный факт: вКабардино-Балкарии, где балкарцы в численномменьшинстве, по сравнению с кабардинцами, от-вечая на вопрос «Как Вы относитесь к тому, чтобыработать под руководством человека не Вашейнациональности?» 48 человек, а это 80 % респон-дентов, ответили, что национальность не имеетзначения. И только четверо предпочли бы рабо-тать только под руководством человека своей на-циональности. Восемь опрошенных (6,6%) пред-почли бы человека своей национальности, но со-гласны работать под началом руководителя дру-гой национальности.Вместе с тем в Карачаево-Черкесии, где кара-чаевцы составляют этническое большинство,146 человек, а это 28,3 % опрошенных, предпочи-тают работать только под руководством человекасвоей национальности. Только для 18,8 % опро-шенных карачаевцев не имеет значения, какой на-циональности их работодатель.В отношении продвижения по служебной ле-стнице для людей разных национальностей боль-шая часть респондентов из Кабардино-Балкарскойреспублики отметили, что у кабардинцев (напомню,что они составляют численное большинство в рес-публике) возможностей больше, чем у балкарцев71,6%. В то же время равенство возможностей дляпредставителей всех национальностей полагаюттолько 11 человек (18,3 %). Никто из респондентовне признал, что равные возможности продвинуться вреспублике имеют русские или балкарцы.Что касается Карачаево-Черкесии, то здесь аб-солютное большинство респондентов - 40,7 %признают, что возможностей больше у карачаев-цев. (Карачаевцы в численном большинстве в рес-публике). Равенство возможностей, несмотря нанациональность, признают 31, 2 % опрошенных.67 человек (12,4 %) считают, что у русских или учеркесов возможностей продвинуться по службебольше, чем у карачаевцев. Отметим, что большойпроцент респондентов (15,5 %) затруднились от-ветить на этот вопрос.Следующий блок вопросов касался межнацио-нальных отношений. На состояние межнацио-нальных отношений оказывает существенноевлияние целая совокупность факторов: безработи-ца, неудовлетворительное экономическое положе-ние, территориальные проблемы, уровень корруп-ции и ущемление прав граждан со стороны работ-ников правоохранительных органов, организа-ция образования, деятельность интеллигенции,средств массовой информации, органов государ-ственной власти, положение дел в религиозныхобщинах и другие. Насколько же значима для на-ших респондентов их национальная принадлеж-ность? На этот вопрос 57,5 % всех опрошенныхответили, что национальная принадлежность дляних очень значима. Для 21,5 % респондентов этотвопрос также значим. 8,5 % опрошенных затруд-нились ответить. Для 12,8 % анкетируемых вопроснациональной принадлежности мало значим илине значим вовсе.Интересный ответ был получен на вопрос,«Насколько учитываются интересы людей Вашейнациональности в деятельности республиканскихорганов власти?». В Карачаево-Черкесской рес-публике абсолютное большинство опрошенных(80%) считают, что интересы учитываются, в товремя как в Кабардино-Балкарской республике86,6 % анкетируемых полагают, что интересыбалкарцев органами республиканской власти ино-гда или в основном не учитываются, и только 8человек (13,3%) считают обратное. Только 11, 9 %анкетируемых в Карачаево-Черкесской республи-ке считают, что их интересы иногда или в основ-ном не учитываются.В последние десятилетия в двунациональныхреспубликах наблюдается всплеск столкновенийна этнической основе. Участились взаимные ос-корбления как на страницах местных газет, так ина Интернет-форумах. Есть опасение, что этот не-гатив может вылиться в прямые уличные столкно-вения. Особо остро это проявилось в Кабардино-Балкарской республике после конного перехода,посвященного «300-летию Канжальской битвы».Неумелая национальная политика в республикемогла привести к непредсказуемым тяжелым по-следствиям. В связи с этим следующий блок во-просов весьма актуален. Так, в Кабардино-Балкарской республике 78,2 % анкетируемых от-метили, что межнациональные отношения в рес-публике напряженные либо в целом нормальные,но временами ухудшаются. 18, 3 % полагают, чтомежнациональные отношения нормальные. Нопри этом необходимо учесть, что опрос проводил-ся задолго до описанных выше событий. В Кара-чаево-Черкесии же 57,8 % респондентов полагают,что межнациональные отношения в республике восновном нормальные и только иногда они ухуд-шаются. А 30, 4 % считают, что отношения в рес-публике между людьми разных национальностейспокойные. 4% опрошенных затруднились отве-тить на этот вопрос.Распад СССР в 1991 г. повлек за собой огромныепроблемы во всех сферах жизни (в экономике, поли-тике, культуре, межнациональных отношениях ит.д.). Многие на Северном Кавказе остались один наодин с нелегкой жизнью и не знают, на какие ценно-сти им ориентироваться. Как никогда им требуютсязащита и поддержка, так как распад СССР повлек засобой массовый «культурный шок» и утрату устой-чивой социальной идентичности [2]. Когда окру-жающий мир перестает быть понятным, начинаетсяпоиск групп, которые помогли бы вернуть его цело-стность и упорядоченность, защитили бы от про-блем пореформенной жизни.В связи с этим была предпринята попытка вы-яснить, что известно нашим респондентам о дея-тельности общественных движений, которые от-стаивают интересы карачаевцев и балкарцев. Од-нако большинство респондентов (45,7 %) затруд-нились ответить на этот вопрос, а 41,9 % опро-шенных об их деятельности ничего не знают. Вэтой ситуации интересно, что абсолютное боль-шинство опрошенных как в Кабардино-Балкар-ской республике (55 человек), так и в Карачаево-Черкесской республике (344 человека) ни в какихобщественных движениях или объединениях уча-стия не принимают.Как было сказано выше, язык выступает в ка-честве этнодифференцирующих, то есть отли-чающих данный этнос от всех других, характери-стик. При определенных политических обстоя-тельствах язык может приобрести гипертрофиро-ванное значение, превратиться в национальныйсимвол. С помощью языка очерчивается тот круг,границу которого «национализированный» чело-век ни в коем случае не должен переступать. Так,абсолютное большинство респондентов (100 % вКабардино-Балкарской республике и 99,4 % в Ка-рачаево-Черкесской республике) карачаевский ибалкарский считают своим родным языком. Нопри этом 43,8 % анкетированных в Карачаево-Черкесской республике и 61,6 % в Кабардино-Балкарской республике не считают, что остальныеэтносы в республике должны в обязательном по-рядке знать карачаевский или балкарский языки. Втакой ситуации интересно выяснить, какой языкбольшинство опрошенных используют в общении?Оказалось, что сугубо на балкарском или карачаев-ском языке дома разговаривают 40,1 % опрошенных.Абсолютное же большинство 62,4 % употребляют 9 ђЎпри общении дома несколько языковобразны. Эти тенденции «четко прослеживаются и вкарачаево-балкарской среде» [4. Л. 22].За последние годы в России предпринимаютсяпопытки «возродить уничтоженные за годы совет-ской власти общности: действуют различные об-щества, партии исчисляются десятками, если несотнями» [5. Л. 18]. Но все эти группы не могутудачно выполнять ценностно-ориентационную изащитную функции для большинства людей. Бо-лее того, совсем часто эти объединения - во вся-ком случае, на первом этапе собственного сущест-вования - оказываются только инсценировкамигрупп. В схожих группах превалируют внешниезнаки идентификации: их члены осваивают сим-волику одежды (сари, кожаные куртки, казачьюформу), специфичный жаргон, стиль движений иприветствий [5. Л. 20]. Многие люди «погружают-ся» в подобные субкультуры, но для большинствав период слома социальной системы нужно «заце-питься» за что-то более стабильное, за более ус-тойчивую группу. Как и в остальных странах, пе-реживающих эру острой социальной нестабильно-сти, «в России таковыми группами оказались се-мья и этнос» [5. Л. 20]. Не следует также забывать,что этническая идентичность является более дос-тупной формой социальной идентичности.С помощью осознания собственной принад-лежности к этносам, потерявшие опору в жизнибывшие граждане бывшего СССР стремятся оты-скать выход из состояния социальной неприкаян-ности и беспомощности, ощутить себя частьюобщности, которая непременно имеет привлека-тельные черты и надежную перспективу своегоразвития.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 352
Ключевые слова
суверенитет, распад, карачаевцы, балкарцы, идентичность, sovereignty, collapse, Karachais, Balkars, identityАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Джантуева Фатима Рашитовна | Кабардино-Балкарский научный центр Российской академии наук | кандидат исторических наук, младший научный сотрудник отдела этнополитических исследований | kob-dfr@mail.ru |
Ссылки
Липина С. Северный Кавказ. Уроки истории. Знать, чтобы не повторять // www.viperson.ru.
Стефаненко Т.А. Этнический феномен современности // http://www.flogiston.ru.
Стефаненко Т.Г. Социально-психологические аспекты изучения этнической идентичности // http:// www. interref.ru
Центральный государственный архив Кабардино- Балкарской Республики (ЦГА КБР). Ф. Р-16. Оп. 1. Д. 150. Л. 20.
Государственный архив Карачаево-Черкесской Респуб- лики (ГА КЧР). Ф. 898. Оп. 8. Д. 120. Л. 18.
