Сопровождение студентов с ограниченными возможностями в вузах Германии (университет Гумбольдта) | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2011. № 3 (15).

Сопровождение студентов с ограниченными возможностями в вузах Германии (университет Гумбольдта)

Рассматривается решение проблемы сопровождения студентов-инвалидов на примере университета Гумбольдта в Германии. Одновременно затрагиваются проблемы реформы высшего образования в Германии в целом и ее ближайшие последствия.

Social support for handicapped students at the institutions of higher education in Germany (Humboldt university).pdf Современное высшее образование не тольковыполняет задачу социализации молодого поколе-ния, но и выступает фактором накопления челове-ческого капитала и формирования среднего клас-са. В связи с этим особое значение приобретаетего доступность для социально уязвимых группнаселения; мигрантов, малообеспеченных, инва-лидов. С решением этой проблемы связаны реали-зация идей прав человека, социальной справедли-вости и достижение благосостояния всего общест-ва. Проблемы получения инвалидами высшегообразования, их адаптации и интеграции в вузов-скую систему в последнее время находятся в фо-кусе внимания ряда авторов [1-3]. В российскихвузах происходят изменения, связанные с созда-нием специальных служб и центров психолого-педагогической поддержки студентов с ограни-ченными возможностями здоровья, специализиро-ванных подготовительных отделений. Но если встранах западного общества доля инвалидов, обу-чающихся в высшей школе, составляет 5% от чис-ла обучающихся, то в России она не достигает и1% [4]. В этих условиях имеет значение знакомст-во с опытом лучших европейских вузов, в числокоторых входит Университет Гумбольдта.Напомним об основных особенностях высшегообразования в Германии. Для того, чтобы обу-чаться в университете, студент должен закончитьAbitur - немецкий аналог старшего школьногозвена. На основании полученного диплома он мо-жет записаться на учебу в вуз. Это происходитчерез Интернет или компьютер в вузе. Для этогоон должен заполнить короткий формуляр. С2005 г. университеты Германии начали перехо-дить на двухуровневую систему образования. Вбакалавриате студенты обучаются 3 года, в магистратуре - 2. В настоящий момент у педагоговвысшей школы Германии существуют претензии кэтой системе. Хотя педагоги соглашаются, что Бо-лонская система дисциплинирует студентов (ко-роткие по времени курсы, которые надо посещать,чтобы получить оценку, сокращенный срок обу-чения, который не дает студентам расслабиться -ведь до введения этой системы некоторые студен-ты могли обучаться по 10-15 лет), но вместе с темперестройка требовала больших человеческих ре-сурсов и средств, первые выпуски бакалавров бы-ли на рынке труда неконкурентоспособны, и имприходилось поступать в магистратуру. Крометого, студенты перестали изучать первоисточники,читают только то, что им дают преподаватели, ве-дут себя рецептивно. Некоторые страны не при-знают учебных степеней Германии, что разрушаетосновной принцип Болонского процесса - взаимо-признание дипломов специалистов в разных стра-нах. Отдельные земли, например Саксония, отка-зались от двухуровневой системы и вернулись ктрадиционному обучению. По окончании обуче-ния бакалавры должны писать выпускные работы.Парадоксально, но из-за сжатых сроков обученияони пишут только теоретические работы, резуль-таты практической работы в них не включаются.У студентов просто не хватает времени для ос-мысления своего опыта (на написание выпускнойработы отводится всего 6 недель).Высшее образование в Германии имеет не-сколько иные организационные формы, нежели вРоссии. Так, например, не существует кафедр внашем понимании. В немецких вузах в рамках фа-культетов действуют отделения, например отделе-ние жестовой речи и аудиопедагогики. Отделениеформируется вокруг профессора, и если он по ка-кой-либо причине уходит из вуза, отделение пере-стает существовать.В германских вузах сформировалась и дейст-вует система социальной адаптации студентов сограниченными возможностями здоровья. В на-стоящий момент в трех университетах Берлинаобучается 128 человек с инвалидностью, 52 - вУниверситете Гумбольдта, 43 - в Свободном уни-верситете и 9 - в Техническом университете. Сре-ди них 43 - с трудностями в передвижении, 31 -слепые и слабовидящие, 38 - с ограничениямислуха. Все эти студенты получают необходимуюпомощь для успешного завершения своего образо-вания от самодеятельной студенческой организа-ции «Штудентенверк». Это общество было созда-но в Германии еще в послевоенный период подвлиянием движения студентов в защиту своихправ. В каждой земле Германии и в каждом уни-верситете есть его представители. Они занимают-ся социальной работой со всеми группами студен-тов. Кроме того, многие, включая преподавателей,на добровольных началах осуществляют помощьстудентам-инвалидам. Так, в институте филосо-фии Университета работают г-н Гауптнер, единст-венный в Германии слепой педагог, который, бу-дучи слепым, защитил диссертацию по филосо-фии, и его супруга, имеющая степень по той жеспециальности. Оба они, параллельно с основнойработой, занимаются проблемами реабилитациилиц с ограниченными возможностями здоровья.Супруги Гауптнер знакомят студентов-инвалидовс новейшими приборами (электронная лупа дляслабовидящих, записная книжка по системе Брай-ля и т.п.) и обучают ими пользоваться. Техниче-ское обеспечение учебного процесса являетсяпроблемой в Германии из-за высокой стоимости, иприборы получить сложно. По медицинской стра-ховке полагается их предоставление инвалидам навремя обучения и при дальнейшей работе послеокончания учебного заведения, но на практикесуществует множество бюрократических препят-ствий. Официальный представитель «Штудентен-верк» в высшем учебном заведении возглавляетслужбу сопровождения студентов с инвалидно-стью вуза и имеет помощников (1-2 чел.). Эта ор-ганизация получает финансы от местных органовуправления, которые, в свою очередь, специальновыделяются на данные нужды из федеральногобюджета. Кроме того, каждый студент платитвзнос в организацию по 24 евро два раза в год.«Штудентенверк» получила при своем учреж-дении широкий круг полномочий, в частности,возможность нанимать на работу сотрудников дляадминистративной работы, социальных работни-ков, психологов, дефектологов. Всего сегодня тамработают 900 человек. Организация «Штудентен-верк» занимается разными вопросами, в том числежилищными проблемами студентов, предоставля-ет в общежитиях специально оборудованные ком-наты для студентов-инвалидов, оказывает помощьв оформлении документов при поступлении сту-дентов на работу (т.к. все студенты, в том числе иинвалиды, должны платить за обучение), устрой-ством яслей и детсадов для детей студентов. Этаорганизация занимается также устройством обще-ственного питания для студентов. «Штудентен-верк», содержит сеть студенческих столовых сдешевыми обедами и на доходы от прибыли ока-зывает помощь студентам-инвалидам, в том числев приобретении для них приборов и компьютеров.В вузах Берлина еще в послевоенный период,когда шло восстановление зданий, было начатосоздание безбарьерной архитектурной среды, и внастоящее время обеспечена физическая доступ-ность корпусов для инвалидов, кроме лифтов, естьпандусы, специальные места в аудиториях. Тольков главном корпусе Университета Гумбольдта 3лифта, первый появился там еще в 1950-е гг. Вовсех вузах осуществляется организационно-методическое и психолого-педагогическое сопро-вождение инвалидов в учебном процессе, есть оп-лачиваемые специально подготовленные сопрово-дители из числа студентов. Таким образом, в на-чале учебного года создаются рабочие места длястудентов. Эта работа заключается в том, чтобыпомогать инвалиду в передвижении по учебнымкорпусам, записывать лекции, пояснять FC задания,полученные на занятиях, и пр. У одного студента-инвалида, в зависимости от заболевания, можетбыть несколько таких ассистентов-сопро-водителей. Оплата таких сопроводителей состав-ляет 10 евро в час. Сопроводители регистрируютсвои услуги в специальных формулярах.Кроме того, преподаватели, читая лекцию вгруппах, где имеются инвалиды, обязаны черезкаждые 15 мин проверить, успевают ли они или ихсопроводители записывать конспект. Если у сту-дентов-инвалидов возникают проблемы, то ониобращаются к официальному представителю«Штудентенверк» в вузе, и он решает их в рамкахсвоих полномочий. Таким образом, инвалиды реа-лизуют свое право на образование.Студенты Университета Гумбольдта, обучаю-щиеся на специальных педагогов, выбирают какминимум два направления подготовки, по двумвидам нарушений здоровья - например, для глу-хих и слепых. Кроме того, они изучают тот пред-мет, который собираются преподавать в школах.Обучение глухих студентов в университете орга-низовано таким образом, чтобы они приобреталитри специальности: одна - сурдопедагогика, вто-рая связана с нарушениями здоровья другого родаи третья - предмет по выбору. Первая специаль-ность помогает овладеть грамотной жестовой ре-чью для общения, а вторая и третья - занять дос-тойное место на рынке труда и в обществе.Таким образом, в системе высшего образова-ния в Германии, так же как и в России, идут ре-формы, связанные с внедрением двухуровневойсистемы обучения. У этих реформ, помимо сто-ронников, есть значительная группа преподавате-лей, которая настроена по отношению к ним кри-тически. Вместе с тем сохраняется традиция со-провождения студентов с инвалидностью в Гер-мании, которая базируется на общественной ини-циативе и имеет устойчивые организационныеформы. Работа самодеятельной организации«Штудентенверк» способствует созданию условийдля успешного завершения образования многими«проблемными» группами студентов, в том числеи с ограничениями здоровья.

Ключевые слова

социальная адаптация, сопровождение студентов-инвалидов, университет Гумбольдта, social adaptation, support for handicapped students, Humboldt University

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Зиновьева Валентина ИвановнаТомский университет систем управления и радиоэлектроникикандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории и социальной работыvpz@tsu.ru
Берсенев Максим ВалериевичТомский университет систем управления и радиоэлектроникикандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории и социальной работыisr@mail.tusur.ru
Всего: 2

Ссылки

Авцинова Г.И., Фурцов С.А. Международный и российский опыт интеграции в общество людей с инвалидностью // Ученые записки. РГСУ. 2009. № 2. С. 116-124.
Зайцев Д.В. В центре внимания - студент-инвалид. 2009. №5. С. 134-140.
Лебедева С.С. Исследование социальной группы инвалидов как субъекта деятельности в системе базового и постбазового образования // Ученые записки Санкт-Петербургского ин-та психологии и социальной работы. 2009. Вып. 1, т. 11. С. 61-65.
Алешина М.В., Плеве И.Р. Социальный лифт или социальное исключение? Высшее образование в России. 2009. № 11. С. 130.
 Сопровождение студентов с ограниченными возможностями в вузах Германии (университет Гумбольдта) | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2011. № 3 (15).

Сопровождение студентов с ограниченными возможностями в вузах Германии (университет Гумбольдта) | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2011. № 3 (15).

Полнотекстовая версия