Некоторые проблемы современной коптской церкви | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2011. № 4 (16).

Некоторые проблемы современной коптской церкви

Коптская церковь занимает достойное место в семье древних восточных церквей, к которой принадлежат армянская, эфиопская, сиро-яковитская и другие. Египтян называли коптами вплоть до завоевания Египта арабами и исламизации населения. С тех пор египтяне, принявшие ислам, стали называться арабами, а сохранившие верность христианству - коптами. Религиозное рассеяние коптов во второй половине XX в. по всему миру и, соответственно, расширение влияние коптской церкви связаны с новой волной возрождения религиозной жизни коптов.

Certain problems of Modern Coptic Church.pdf В коптской церкви Папа-патриарх избираетсяпожизненно на поместном соборе из самых из-вестных монастырских духовников, много летпроживших в пустыне. После этого он становитсялидером коптов и пользуется непререкаемым ав-торитетом. В настоящее время духовным лидеромкоптской общины является 117-й коптский патри-арх Шенуда III. Он родился в 1923 г. в г. Асьют.После окончания начальной школы в Даманхуреон учился в американской школе в Каире, затем наисторико-археологическом факультете Коптскогоуниверситета. В 1947-1948 гг. служил в армии. С1949 г. совмещал издательскую деятельность вцерковном журнале с преподаванием в богослов-ском институте. В 1954 г., приняв сан священника,поступил в монастырь св. Марии (эс-Суриане)пустыни Вади эн-Натрун. Жил отшельником в не-скольких монашеских центрах западной пустыни.В 1959 г. Папа Кирилл VI назначает его личнымсекретарем, в 1962 г. он был избран епископомВысшей школы теологии. Духовная и образова-тельная сферы деятельности Папы Шенуды опре-делили направление современного движенияцеркви. Он нёс ответственность за теологическиеи церковные вопросы, для решения которых былипривлечены тысячи молодых людей. Шенуда яв-ляется автором нескольких книг и множества ста-тей по духовным вопросам и теологии.До своего избрания патриархом в 1971 г. и бу-дучи патриархом, Шенуда три дня проводит вКаире, читая лекции и управляя делами епископа-та, а во вторую половину недели - в монастыре вразмышлении и молитве. Еженедельно в сопрово-ждении епископата он проводит встречи с наро-дом в соборе св. Марка. Громадный храм заполня-ется народом, папа садится за стол на солее, про-износит духовное слово минут на 40 и затем околочаса без подготовки отвечает на записки, заранееопущенные в специальный сосуд, стоящий в хра-ме. Поэтому можно сказать, что Папа доступен,особенно для людей, приехавших издалека.Будучи духовным лидером египетских коптов,Папа Шенуда III испытал на себе последствияподъема в Египте в конце 70-х гг. исламских фун-даменталистских настроений, следствием которо-го стали коптские погромы и столкновения на ре-лигиозно-общинной почве. Во главе с Папой коп-ты обратились к президенту, выразив свой протестразгулу жестокости. В результате в 1981 г. Шену-да III, 8 епископов и 24 священника по указу пре-зидента Анвара Садата были посажены под до-машний арест. Патриарх был освобожден только в1985 г.В ноябре 2001 г. копты Египта отметили30-летие возведения в сан главы коптской церквипапы Шенуды III. Поздравления в связи с юбиле-ем ему прислали предстоятели церквей целого ря-да стран Ближнего Востока. «За прошедшие 30 летЕго святейшество не только проповедовал христи-анскую веру, но и сам жил в соответствии с ее ус-тановлениями. Он сделал Церковь ближе к людям,а людей - к Церкви», - отмечается в послании,направленном папе от имени Всемирного советацерквей.Понимая, что возрождение церкви зависит отвосстановления, прежде всего, монашества, Ше-нуда восстановил все монастыри в пустыне ал-Вади Натрун и долине Нила. Глава египетскихкоптов ведет активную внешнюю политику, егознают далеко за пределами Востока. Приоритетомво внешней политике коптских руководителей яв-ляются связи с представителями восточно-христи-анских церквей. Копты Египта входят в так назы-ваемый Ближневосточный Совет Церквей - ре-гиональную организацию, объединяющую 28 хри-стианских конфессий и представляющую интере-сы около 20-25 млн христиан на Ближнем Востокеи Северной Африке. Эта организация в своей дея-тельности старается реагировать на сложную об-становку, сложившуюся в регионе Ближнего Вос-тока. Так, в апреле 2003 г., в самый разгар амери-канской операции в Ираке генеральный секретарьБлижневосточного Совета Церквей Рияд Джерд-жур обратился к арабам-христианам во всем мирес призывом воздержаться от широкого празднова-ния Пасхи. «Как мы можем праздновать Пасху вто время, когда народ Ирака все еще хоронит сво-их погибших?» - говорилось в обращении Джерд-жура к пастве [1]. Следует заметить, что Пасха впризыве воспринимается как праздник светский,гражданский. Пасха - это праздник духовной ра-дости христиан, в основе которой лежит жертва воимя будущей жизни оставшихся живых. Поэтомус христианской точки зрения страдания и гибельиракцев тоже являются жертвой во имя будущей,связанной с Богом, жизни народа.Глава Совета церквей призвал арабов-хри-стиан к солидарности со всем арабским миром. Поего словам, христиане должны проявить солидар-ность и с палестинцами на оккупированных тер-риториях, которые подвергаются постоянной аг-рессии со стороны Израиля.Став патриархом, Шенуда III особое вниманиеуделил возрождению воскресных школ. Впервыеони появились в 1918 г., когда Хабиб Гиргиз, ди-ректор первого Коптского института ВысшегоТеологического образования высказался за необ-ходимость создания религиозных школ для моло-дежи. Единый комитет воскресных школ вырабо-тал программу для коптских церквей в Каире,Дельте и Верхнем Египте. Успешная миссионер-ская образовательная деятельность американскихпресвитериан в Верхнем Египте, без сомнения,способствовала ускорению процесса формированиясобственно коптских воскресных школ. Одна изпервых школ в Асьюте была открыта в 1930-х гг.[2. C. 93-94]. Особую роль в коптском возрождениив 1920-х гг. сыграли четыре центра воскресныхшкол в Каире. Выпускники этих школ получилихорошее теологическое образование, представле-ние о благочестии и духовной атмосфере коптскойцеркви.Первый центр - церковь св. Антония - нахо-дился в восточной части района Шобра в Каире.Школа выросла из общества Шиколани, основан-ного в 1934 г. известным коптом Сидчаком Тадру-зом. Основной целью общества, а в дальнейшемшколы, было образование духовенства и мирян.Официально школа была открыта в 1935 г. аввойАвраамом, митрополитом Гизы, Файюма и Калю-бии. Основной внимание в школе уделялось обу-чению молитве, аскетике, изучению жизни свя-тых, мучеников. Руководители этой воскреснойшколы должны были вести строгую духовнуюжизнь молитвенников и преподавать аскетическиедисциплины в течение двух лет. Первые выпуск-ники этой школы стали монахами и священника-ми. Будущая роль выпускников этих школ как ре-лигиозных лидеров была предопределена высокимуровнем преподавания теологии и благочестиемэтих школ. Второй центр находился в Гизе в копт-ской церкви св. Марка. Его целью было объеди-нить малые общины в городах и деревнях, создатьпрочные отношения с мусульманским большинст-вом. Работа социальной службы, экуменистиче-ского отдела, возглавляемого епископом Саму-элем, организация межрелигиозного диалога спредставителями ислама - все это заслуга образо-вательного центра в Гизе. Третий центр ГазиратБадран и четвертый - церковь св. Михаила нахо-дились недалеко от первого - в восточной Шобре.Их целью было вовлечение в социальную и рели-гиозную жизнь церкви всех членов прихода. Про-граммы этих воскресных школ были апробирова-ны в школах Асьюта.Помимо преподавания по традиционной про-грамме, члены центров ходили на экскурсии, со-вершали паломничества в другие церкви и мона-стыри, организовывали совместный отдых, празд-ники, устраивали религиозные и общественныефестивали. Новым в этих центрах было - религи-озное и социальное образование девочек. Резуль-таты деятельности воскресных школ были на-столько впечатляющи, что протестанты Египтаприравняли их роль к значению деятельности ор-ганизации «Братьев-мусульман». А сам факт воз-никновения школ объявили политической реакци-ей на появление самой организации «Братьев-мусульман». Отвечая на эти заявления папа Ше-нуда напомнил, что как протестантская, так и анг-ликанская церкви имеют воскресные школы вовсех своих приходах. Он сказал: «Воскресныешколы всегда были у коптов и всегда были обра-зовательными религиозными центрами. Воскрес-ные школы - это духовный труд церкви, никак несвязанный с политикой» [3. C. 3].Воскресные школы являются в большей сте-пени частью церковной системы, объектом цер-ковной власти, чем независимыми школами. Уро-ки религии преподаются по Священным книгам,изучаются доктрины, жития святых, церковныегимны. Папа Кирилл VI сделал эти школы частьюепископального образования. Преподаватели втаких школах несут ответственность только за ре-лигиозное образование. Поэтому каждого препо-давателя воскресной школы отличают свой методи особенности преподавания, продиктованные об-стоятельствами собственной жизни. Главная ду-ховная семинария коптской церкви, основанная в1875 г., расположена в Каире недалеко от соборасв. Марка. Почти половина священников закончи-ла эту семинарию. В ней и на богословском фа-культете Каирского университета многие мирянена вечерних курсах изучают Священное Писаниеи богословие. Расположенный на территории Пат-риархата Коптский институт высших исследова-ний является экуменическим центром изучениякоптской христианской традиции.С конца XX в. коптская церковь начала рас-ширять свои границы, процесс этот продолжаетсяи в XXI в. Численность ее метрополий выросла до80. Семь коптских епископов стоят во главе епар-хий в Иерусалиме, Судане, Западной Африке, Ев-ропе, Соединенных Штатах, Австралии. Еще вначале 70-х гг. за пределами Египта действовалотолько 7 коптских церквей в Канаде, США, Авст-ралии, Англии. Сегодня насчитывается более 150коптских объектов за пределами Египта, из кото-рых в США находятся 65 церквей, монастырь и 2семинарии. В Канаде - 15 храмов и коптскийкультурный центр. В Австралии - два монастыря,25 церквей, колледж, три средние школы, патро-нажная служба. Всего в Европе около 30 церквейи два монастыря. В Англии - 6 церквей и копт-ский центр в Бирмингеме. Действующие коптскиецеркви находятся в Ирландии, Шотландии, Уэль-се. В Германии 9 церквей, монастырь во Франк-фурте и в Бренхаусе, основанный коптами в1223 г. По нескольку храмов действуют во всехевропейских странах. В 1991 г. первая коптскаяцерковь открыта в Южной Америке, ведется про-поведь в Вест-Индии, на Бермудских и Виргин-ских островах. 33 коптских церкви расположенысреди 12 африканских племен в различных стра-нах Африки. Об оживлении коптской церковнойжизни в мире и росте ее влияния свидетельствуетфакт принятия в 1994 г. небольшой ПравославнойЦеркви Британских островов под юрисдикциюКоптского патриархата в качестве отдельнойепархии, включающей Великобританию и Ир-ландию.Так как коптские общины Канады и СШАпредставляют собой две епархии под началом од-ного епископа, с 2002 г. в Канаде в качестве штаб-квартиры канадских коптов строится деревня, ко-торая станет культурным и национальным цен-тром коптов. Для молодого поколения строитсяучебный центр и маленький музей, рассказываю-щие об истории коптов в Египте, начиная со вре-мен фараонов; в воскресной школе при церквидети изучают историю церкви, ритуал, церковныедогмы, Священное Писание, духовную традицию.Эта многочисленная община коптов находится вцентре проживания обширной китайской общины.Многие китайцы не только интересуются копт-ской традицией, но и становятся христианами мо-нофизитского толка. Объединенный светско-церковный комитет, возникший в 1928 г., управ-ляет коптскими епархиями за границей, наставля-ет по вопросам управления коптскими церковны-ми вкладами в соответствии с законами Египта.Жизнь коптов, живущих за границей, резко отли-чается от их собратьев в Египте. Проблемы имми-грантов в области веры становятся схожими спроблемами европейцев в этой же области. Обес-печенная, спокойная жизнь приводит к тому, чтовопросы веры отступают на второй план. При со-хранении внешней стороны обрядности утрачива-ется служение духу.Многочисленные копты, проживающие в го-сударствах Запада, адаптировались к западной по-литической и общественной жизни и начали вы-ступать в качестве основателей движения за рели-гиозную свободу. Вмешательство египетских коп-тов в область политической культуры западныхобществ внесло изменения в естественно сложив-шуюся политическую агитацию, основанную нарелигиозных различиях между христианами и му-сульманами. Новые условия жизни обусловилиновые формы деятельности коптов за пределамиЕгипта, пришедшими на смену традиционным.Во-первых, диаспора пробует новые методы поли-тической активности, которые на родине не рас-пространены - социальное движение и узкоспеци-альный интерес стратегии лобби. Во-вторых, со-временные технологии делают протестную агита-цию коптов более эффективной: статьи о религи-озном преследовании в Египте на страницах за-падных газет, сайты, снабженные фотографиями иинтервью со свидетелями событий. В-третьих, насовременном этапе движение коптов приближает-ся к политическому протесту, в котором западныетехнологии объединяются с такими видами борь-бы, как дискуссия и общественная солидарность,практикуемыми ими на родине. Ясно, что разви-тие новых технологий обеспечит и новые возмож-ности для роста политической активности коптов.Пересмотрев свое отношение к политической ак-тивности, которая ранее ассоциировалась только сзападным мышлением и теологией, копты смоглиизменить свое мышление и утвердить свои инте-ресы по мере их осознания.Коптское лобби, находясь вне Египта, объеди-нилось и смогло выразить протест по поводу ог-раничений домашних политических институтов.Появление лобби является вызовом другим ран-ним формам объединения в египетской политике.Будущее коптского лобби - в развитии обществдиаспоры, новых коммуникативных форумов итранснациональных политических организаций[4]. Коптская церковь имеет серьезное влияние вЭфиопии и Сирии.Эфиопы приняли христианскую веру пример-но в 328 г. н. э., после того как у их берегов потер -пели кораблекрушение два коптских христианинаФрументий и Эдезий. С тех пор эфиопы поддер-живали тесные связи с Коптской церковью, при-няв ее сторону во время Халкидонского раскола в451 г. Все епископы в Эфиопии были египтянами-коптами, назначенными коптским патриархом.Межцерковные связи коптской церкви с родст-венными церквями полностью зависели от отно-шений Египта с этими странами. В XIX в. в ре-зультате экспансии Египта в Судан и Эфиопиювзаимоотношения между мусульманским Египтоми христианской Эфиопией ухудшились, что отра-зилось и на межцерковных связях двух стран. Приэтом канонические связи церквей оставалисьпрежними: Эфиопская церковь сохраняла подчи-нение коптской, а коптских патриарх назначал вЭфиопию митрополитов. Выполняя посредниче-ские функции между египетскими и эфиопскимиправителями в XIX в., коптская церковь имелавозможность укрепить свои позиции в отношени-ях с египетским правительством. Однако послекоптско-эфиопского конфликта, связанного с мо-настырем Дейр ас-Султан, в середине XIX в., пат-риарху не удалось, не только успешно выполнитьтрадиционную посредническую роль в египетско-эфиопских отношениях, но и наладить отношенияс собственным правительством. Этому также ста-ли мешать бурная миссионерская деятельностьиностранных государств и междоусобная борьбаправителей Эфиопии.В XX в. отношения с Эфиопией носили тради-ционный характер: до 1959 г. эфиопская церковьбыла частью коптской церкви. Затем эфиопскаяцерковь отделилась от коптской церкви - приоб-рела статус автокефалии и выбрала собственногопатриарха. Нарушение исторической связи междуцерквями к концу века имело социально-политические предпосылки, обусловленные нача-лом новой эпохи. Эритрея, после получения неза-висимости от Эфиопии, обратилась с просьбой опасторской опеке к папе Шенуде. К 1993 г. Шену-да создает священный Синод и автокефальнуюэретрейскую церковь. В 1998 г. в Эритреи выбранпатриарх. В 1962 г. Институт Коптских исследо-ваний в Аббасии (район Каира) открыл Африкан-ское отделение для подготовки миссионеров. Впер-вые после VII в. копты стали готовить кадры длямиссионерской деятельности по всей Африке.Вскоре открылись коптские приходы в Уганде, Ке-нии, Танзании. С 1965 г. коптский патриарх сталименоваться папа Александрии и всей Африки.Отношения с сирийской православной (орто-доксальной) церковью всегда были дружествен-ными. Еще в 3-м столетии существовал обмен си-ноидальными письмами между Антиохией иАлександрией. Сирийцы, пришедшие в Египет вIII-IV вв., стали заметны в своем влиянии в VII в.вокруг и внутри Александрии. Сегодня сирийскаяправославная община очень маленькая. Сирий-ский епископ находится в Каире. В 1972 г. копт-ский патриарх Шенуда принял для коптских мо-нахов и монахинь традиционный сирийский чер-ный головной убор - куколь («qalansuwa») с три-надцатью желтыми и белыми крестами, символи-зирующими Христа и 12 апостолов.Отношения с армянской церковью начались сэпохи правления императора Юстиниана в VI в.В правление Фатимидов армяне расселились повсему Египту. Сегодня армянская общинауменьшилась в численности и влиянии, но актив-но участвует в конференциях нехалкидонскихцерквей.Россия завязала отношения с Коптской церко-вью лишь в XIX в. при Мухаммаде Али. Идея объ-единения восточных православных церквей подпокровительством русской церкви возникла бла-годаря деятельности архимандрита Порфирия, по-сетившего Египет от лица русского правительстваи Св. Синода, а также в силу натянутости отноше-ний между коптским патриархом и египетскимправительством в тот период.«Причина разрыва с православной церковьюзаключается в догматическом разногласии», - та-кими представлялись причины отпадения коптовот Вселенского Православия, такими их виделПорфирий Успенский и видятся сейчас. Но вот,познакомившись поближе с вероучением коптскойцеркви, архимандрит Порфирий обнаруживает,что копты, равно как и другие монофизиты пре-красно осведомлены о единогласном исповеданиии изречении святыми отцами двух естеств во Хри-сте и по соединении их, и сами исповедуют то жесамое учение, и удивляются и сожалеют, когдаслышат, что им приписывается та ересь, которуюони прокляли [5]. Затем, при исследовании симво-лов веры, вводимых для паствы собственной церк-ви коптскими патриархами (Шенути, патриархаМины II (958-976 гг.) уже после Халкидонскогособора, преосвященный Порфирий нашел под-тверждение словам Кирилла Александрийского осоединении двух естеств Христа в одно без изме-нения их свойств.Все эти находки ставили под сомнение при-надлежность коптов, равно как и других едино-верных им народов Ближнего Востока, к томуклассическому монофизическому вероисповеда-нию, которое отражено в трудах Православныхсвятителей V-VII вв. ив «Деяниях Вселенскихсоборов». Эти открытия побудили преосвященно-го Порфирия во время второй его поездки на Вос-ток в 1858 г. заявить представителям коптскогодуховенства о том, что православные вместе скоптами имеют один символ веры, а различия вучении о Лице Богочеловека находятся в букве, ане смысле его [6] .Возглавивший тогда коптскую церковь патри-арх Кирилл IV (1854-1861 гг.) и Александрийскийправославный патриарх Каллиник (1859-1861 гг.)не без влияния преосвященного Порфирия в1861 г. согласились осуществить союз обеих церк-вей. Отрицание в коптских источниках того факта,что инициатива о покровительстве России исхо-дила именно от лица коптских иерархов, объясня-лось опасением коптской церкви устанавливатьмеждународные связи, что, естественно, могловызвать недовольство египетских властей и по-влечь за собой разлад в церковно-государственныхотношениях. С другой стороны, само время опре-делило начало вовлечения церкви в общественно-политическую жизнь Египта. Во взаимоотношени-ях коптской церкви с русской православной име-лась одна особенность: в отличие от других моно-физитских церквей, которые соблюдали с русскойопределенную дистанцию, коптская церковь дей-ствительно хотела этого сближения. Во многомтакому стремлению способствовал тот факт, чтоРоссия не вела на Ближнем Востоке и в Египте, вчастности, активной религиозной политики, чемснискала благосклонность восточных христиан.Католическая же и протестантская религиозныемиссии стремились расколоть коптскую общину,что, естественно, провоцировало рост недоверия кэтим церквям, мешавшего сближению с ними.Деятельность коптской церкви, направленнаяна сближение с Россией в XIX в., отразила общеестремление коптской церкви к независимости отгосударства в принятии решений, в том числе и обустановлении международных контактов и меж-церковных связей. Египетские власти были не го-товы принять заявление церкви о своей социаль-но-политической самостоятельности, что и приве-ло к гибели коптского патриарха Кирилла IV идлительному перерыву в отношениях между копт-ской и русской церквями. Взаимоотношения меж-ду двумя церквями были возобновлены лишь поокончании Второй мировой войны, когда право-славный митрополит Неврокопский Георгий всту-пил в переписку и прения с Коптскими патриар-хом Юсабом II и другими коптскими иерархами.Юсаб II со вниманием отнесся к вопросу о сбли-жении с православной церковью и создал особыйсовет для изучения этой проблемы. Тогда же ми-трополит Георгий написал труд под названием«Союз коптской церкви с православной», в кото-ром впервые было выдвинуто утверждение, чтопапа Диоскор I был осужден Халкидонским собо-ром как еретик не за вопросы и разногласия в ве-роучении, а за нежелание явиться в Халкидон дляоправдания.Послания с выражением любви и предложени-ем установить сотрудничество и единство направ-ляли коптам и Всеправославное совещание СвятойГоры в 1930-ом году, и Вселенская патриархия(Константинополь) в 1951 г. в связи с 1500-летиемIV Вселенского собора, и другие Всеправославныесовещания. Совещание глав древних восточныхцерквей в Аддис-Абебе в 1965 г. и заседание меж-православного богословского совета по диалогу сдревними восточными церквями в 1971 г. там жепродемонстрировали решимость обеих сторон впродолжении дела сближения.Подписанные соглашения между православны-ми и монофизитскими церквями в 1980-1990-х гг.признали, что коптская церковь по догматике, бо-гослужению и устройству очень близка русскойправославной церкви и живет той же духовнойжизнью. Однако монофизиты по-прежнему непризнают четыре последних Вселенских Собора,по-прежнему настаивают на своих собственныхмнениях. Все это вызвало бурную реакцию со сто-роны православных христиан, которые усматрива-ли в этом попытку пересмотреть положения Все-ленского собора и объединиться с монофизитами,не дожидаясь от них покаяния. В противодействиепринятым соглашениям по монофизитам Иеруса-лимский и Московский патриархат высказал ре-шительное несогласие с порядком проведениядиалога. После чего православные иерархи при-звали к осторожности в поиске правильного путипреобразования богословского диалога, который,сохраняя неиспорченной православную веру, пре-доставил бы возможность безболезненного воз-вращения в нее монофизитов.Современная жизнь коптской церкви ведетсвое развитие в двух основных направлениях. Во-первых, стремясь приобрести международныйцерковный авторитет, коптский патриарх старает-ся исправить то, что было осуждено (предано ана-феме) католической и византийской церквями.Огромное количество христологических, теологи-ческих дебатов и конференций с католиками, не-халкедонянами и православными ясно свидетель-ствует о желании коптов полно и недвусмысленносчитаться православными христианами во всемхристианском мире. Во-вторых, миссионерскиеусилия коптов в Африке, которые привели к от-крытию коптских церквей по всей Африке и рели-гиозное рассеяние во второй половине XX в., оз-наменовавшееся образованием коптских диаспор вевропейских странах, - все это вывело коптскуюобщину с национального уровня на уровень меж-дународный.

Ключевые слова

коптская церковь, христианство, образование, возрождение, Coptic church, Christianity, revival, education

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Кривец Елена АлексеевнаИнститут востоковедения РАН (г. Москва)кандидат исторических наук, научный сотрудникhel-helena@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Мамед-заде И.Н. Религиозный фактор и международ- ный имидж Египта. http://www.iimes.ru/rus/ stat/2004/31-03- 04.html.
Meinardus Otto F.A. "wo Thousand Years of Coptic Christianity, Cairo, 2000.
Shenouda III. Pope "Christianity and Politics" Addendum 2, 2004, http://www.sis.gov.eg/online/coptic/html/tcopt6.htm
The Egyptian Christian Diaspora and the External Lobby, in "Egyptian government openly discriminates the Christians of Egypt", 2004, www.copts.net/detail.asp?id=79
Архимандрит Порфирий (Успенский). Вероучение, богослужение, чиноположение и правила церковного благочиния египетских христиан (коптов). СПб., 1856.
Корнилов А.П. «Вопрос о воссоединении Коптской Церкви с Православием», http://anthropology.ru/ ru/texts / kornilov/ treastj01_01.html
 Некоторые проблемы современной коптской церкви | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2011. № 4 (16).

Некоторые проблемы современной коптской церкви | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2011. № 4 (16).

Полнотекстовая версия