German Political Foundations and Their Contribution to the International Dialog.pdf Среди широкого круга тем, связанных с поли-тикой ФРГ, большое значение отводится изуче-нию так называемой «политики на высшем уров-не», а также функционированию правительств. Наэтом фоне заметным становится отсутствие иссле-дований, посвященных неправительственным ор-ганизациям, деятельность которых направлена наразвитие гражданского общества, а в его контек-сте - на усиление общественного плюрализма,расширение политического диалога, реализациюпроектов политического образования. К организа-циям подобного рода и относятся политическиефонды ФРГ. Одновременно с развитием внешнейполитики в области культуры и образования, атакже программ помощи развивающимся странам,начиная с 60-х гг. XX в., происходит окончатель-ное оформление трех крупных политических фон-дов ФРГ - им. К. Аденауэра (ФКА), Г. Зайделя(ФГЗ) и Ф. Наумана (ФФН). В настоящее времясуществует 6 политических фондов по количествупредставленных в Бундестаге ФРГ политическихпартий. Первый германский политический фонд -Фонд им. Ф. Эберта - был основан в 1925 г. и на-зван в честь первого президента Веймарской рес-публики Ф. Эберта в соответствии с его завещани-ем; в 1933 г. запрещен НСДАП; возобновил своюдеятельность после окончания Второй мировойвойны.Тогда же государство впервые передает фон-дам ряд функций в области внешней политики,охватывающих политическое образование, кон-сультирование, развитие правового диалога и не-которые гуманитарные проекты. В 80-90 гг. XX в.создаются еще два политических фонда - Фондим. Г. Бёлля и Фонд им. Р. Люксембург (ФРЛ).Система германских политических фондов, ассо-циированных с политическими партиями, уни-кальна и не имеет в мире аналогов. В Великобри-тании, Австрии и Нидерландах существуют сход-ные организации, но политические фонды былисозданы именно в ФРГ. Финансирование фондовиз госбюджета также впервые было введено имен-но в ФРГ в 1967-1968 гг.Ведя разговор о широком спектре задач, стоя-щих перед политическими фондами ФРГ, необхо-димо отметить, что все они служат единой цели,закрепленной в их уставах, - «содействовать де-мократическому образованию немецкого народа иразвивать международное сотрудничество в духедемократии» [1. С. 3]. Для ее достижения полити-ческими партиями ФРГ была разработана емкаяконцепция политического образования, направ-ленная на «предоставление гражданам возможно-сти развить свои знания и деловые качества, дабыориентировать их на поиск альтернатив общест-венного развития» [2]. В ее рамках был заявленряд следующих задач: поощрение стипендияминаиболее одаренных молодых ученых как в Гер-мании, так и за ее пределами. Два крупнейшихфонда ФРГ - ФФЭ и ФКА - оказывают финансо-вую поддержку более чем 3 тыс. студентов и уче-ных в год. На предоставление стипендий немец-ким и иностранным студентам каждый фонд вы-деляет ежегодно до 8 млн евро [3]. Другие поли-тические фонды, несмотря на значительно мень-шие объемы государственного финансирования,тоже поддерживают данное направление; созданиеучебных центров и проведение практических ме-роприятий, направленных на развитие демократи-ческого мышления людей и международного со-трудничества. Так, например, ФФЭ содержитшесть образовательных центров [4. С. 5], ФКА -пять [5].Мероприятия, направленные на развитие по-литического диалога (широкий обмен идеями,знаниями, мнениями), проходят в форме конгрес-сов, конференций, семинаров, круглых столов,дискуссионных раундов. Большое внимание уде-ляется проведению мероприятий, собирающихпредставителей определенной социальной группыили сферы деятельности. Так, с середины 80-х гг.ФФЭ и ФКА проводят международные семинарыпо тематике равноправия полов. В середине 90-хбыла принята Стратегия содействия правам жен-щин для НПО, которая была взята на вооружениеи политическими фондами. С этого момента ониначинают заниматься гендерными исследования-ми [6]. Особенно активно в этом направлении дей-ствуют ФФЭ, ФГБ и ФРЛ. Это вполне объяснимо:требования равенства мужчины и женщины в со-циал-демократии имеют долгую историю. Еще20 октября 1891 г. СДПГ в своем Эрфуртском ус-таве выдвинула требование равноправия полов иучастия женщин в политических выборах. Что ка-сается ФГБ, то он был создан на волне экологиче-ского и женского движений, что нашло выражениеи в его уставе.Представляется важным отметить, что для ус-пешного воплощения в жизнь поставленных целейи проведения соответствующих мероприятий по-литические фонды привлекают широкий спектрпартнеров: близстоящие политические партии,профсоюзы, университеты, министерства, Бундес-таг и т. д. Примечательно, что при выборе партне-ров тот или иной политический фонд учитываетсвою партийную ориентацию. Так, ФФЭ активносотрудничает с представителями профсоюзов иподдерживает рабочее движение, ФГБ - экологи-ческие организации и женские НПО, ФРЛ - орга-низации более левого толка и женское движение.Фонды финансируют проведение семинаров иконференций за рубежом, цель которых, в первуюочередь, - «содействие экономическому и полити-ческому развитию зарубежных стран, а также уг-лубление взаимного согласия и культурного диа-лога» [7]. Особым инструментом политическогообразования являются проводимые фондами вы-ставки, которые зачастую сопровождаются педа-гогическими программами. Так, например, в связис тем, что 2001 г. в ФРГ был объявлен годомК. Аденауэра, фонд провел ряд посвященных емувыставок в Берлинской академии ФКА, Боннскомдоме истории, а также около 300 мероприятий вчесть К. Аденауэра за рубежом [8]. Своеобразнымматериалом о проведении мероприятий и пред-ставлении этой информации общественности слу-жат публикации политических фондов, распро-страняемые также за рубежом. Помимо этого,фонды имеют свои печатные издания: ФФЭ -журналы «Инфо», «Евроколлег», «Нуева Сошие-дад» (на испанском языке); ФКА - журналы «По-литическое образование», «Женщина в наше вре-мя», «Ауслендише информационен», «Коммента-рии из ФРГ» (на английском языке); ФФН - жур-нал «Либерализм».Еще одной задачей политических фондов врамках концепции политического образования яв-ляется содействие развитию искусства и культуры«как части действенной демократии» [9] путемпроведения докладов и выставок на основе собст-венных и иностранных экспонатов. Активную по-зицию здесь занимает ФГЗ, учредивший ряд призовмолодым специалистам в области искусства, куль-туры и публицистики. Ежегодно фонд вручает пре-мию им. Ф.-Й. Штрауса за достижения в сфере по-литики, экономики и культуры.Подводя итог деятельности политическихфондов ФРГ, стоит еще раз оговориться, что осу-ществление ими своих задач, служащих достиже-нию общей цели - развитой демократии, - тесносвязано с идеалами близстоящих партий. Так, вУставе ФФЭ записано, что он выполняет свои за-дачи «исходя из идеалов СДПГ, т. е. демократии исоциальной справедливости» [1]. При этом деви-зом Фонда являются крылатые слова первого не-мецкого президента: «Без демократии нет свобо-ды» [10]. ФКА ведет свою деятельность, «стре-мясь к достижению свободы и справедливости»[11]. Слова Г. Белля являются лозунгом Фонда,носящего его имя: «Участие граждан в общест-венной жизни - единственная возможность внестивклад в развитие демократии и оставаться реали-стами» [12].По целям и задачам, стоящим перед фондами,их деятельность очень схожа. Все они являютсяинститутами политического образования, и этимопределяются основные направления их работы:проведение встреч в форме конференций, симпо-зиумов, круглых столов, мероприятий обмена по-литиками и экспертами, осуществление функцийинтеллектуальных и консультационных центров,поддержки и публикации исследовательских про-ектов. Международная деятельность отвечает за-даче активного представления немецкой культурыза рубежом и углубления политических контактовмежду странами. Наконец, одна из основных це-лей, которой фонды обязаны своим существовани-ем, - поддержка идеи демократии и укреплениеформ правового и демократического государства вмире.В международной деятельности фондов наи-более ярко прослеживаются три обстоятельства,которые дают повод рассматривать фонды какчасть внешнеполитического инструментария, как«действенные и надежные инструменты немецкойвнешней политики» [10]. Представляется важнымрассмотреть их более подробно. Во-первых, фон-ды дополняют официальную внешнюю политикуФРГ на территории других государств, проводямероприятия политического характера. Подобныемероприятия становятся все более эффективнымиво многом благодаря особому статусу фондов, ко-торые, с одной стороны, выступают в качествеНПО, с другой стороны, связаны с государствен-ными институтами (а в случае, если близстоящаяпартия находится у власти, то и с федеральнымправительством). В области европейских и транс-атлантических отношений подобная деятельностьне только дополняет официальную политику, но иизбавляет ее от значительного числа проблем. Вразвивающихся странах, странах ЦВЕ и СНГ этафункция политических фондов проявляется в со-трудничестве с теми политическими силами, ко-торые по своему потенциалу представляют важ-ность для немецкой политики, но контакты с ко-торыми на официальном уровне нежелательны подипломатическим причинам. Во-вторых, фондыделают возможным воплощать в жизнь долго -срочные внешнеполитические приоритеты в техобластях, на которые невозможно оказывать влия-ние с помощью классических средств внешнепо-литического ведомства и где достаточно тяжелоприживаются другие донорские организации. Вдействительности, благодаря своей гибкости,фонды могут действовать там, где этого не удаетсяклассической дипломатии. И более того, благода-ря своему неправительственному статусу во мно-гих развивающихся государствах и странах, пере-живающих трансформационные процессы, поли-тические фонды могут действовать в тех областях,где прямая помощь федерального правительстваможет быть расценена как вмешательство вовнутренние дела этих государств. Примером мо-жет служить Зимбабве, власти которой не при-знаются Европейским Союзом, но где неправи-тельственные организации продолжают работу, иМИД ФРГ заявляет о нежелательности сворачива-ния контактов, прежде всего по линии политиче-ских фондов. Они действуют во всех важных сфе-рах политики и общества и, несмотря на это, зарубежом не конкурируют между собой. Их кон-сультации проходят на плюралистичной основе[13]. Однако, по мнению сотрудника университетаБонна С. В. Погорельской, данный факт легко ос-порить: «В 70-е годы были случаи, когда фондыподдерживали в проектных странах противостоя-щие друг другу политические силы, тем самымконкурируя между собой. После этого, ФМЭСРвыдвинуло требование координации их совмест-ной работы. Споры о зарубежной деятельностифондов отразились и на внутриполитических дис-куссиях в Германии» [14. С. 165]. Это позволяетполитическим фондам - если в стране присутствияпредставлены все политические фонды и сложи-лись условия демократического развития - рабо-тать со всеми политическими силами. Там, где,например, ФГЗ поддерживает контакты с прави-тельством, ФФЭ работает с оппозицией. Если встране представлен лишь один политический фондФРГ или подобные консультации по каким-либопричинам невозможны, ими предпринимаютсяпопытки вести работу на основе как можно болееширокого консенсуса, в качестве посредников ме-жду соперничающими демократическими силами.Фонды осуществляют свою деятельность нетолько в странах, где востребованы подходы де-мократического развития или где возникла заин-тересованность в западной, прежде всего немец-кой, общественно-политической модели, но и там,где в них нуждается Федеральное правительство.Готовность к диалогу они встречают в тех стра-нах, где они выдвигают привлекательные предло-жения, встречаемые с благосклонностью даже ав-торитарными правителями. Например, ФГЗ неред-ко критикуется в Германии в связи с проведениемпроектов профессионального образования в неко-торых проблемных странах третьего мира. Но внекоторых странах (прежде всего, в африканских)существовали такие режимы, которые вообщемогли работать лишь с ФГЗ, а, следовательно, унего появлялась хоть некоторая, но возможностьвлияния на их демократическое развитие.В ряде стран у политических фондов не быловозможности начать работу в области политическогообразования, поскольку их правительства не шли надиалог. Там они начинали проекты в культурной инаучной областях, устанавливали контакты с ин-формационными центрами и университетами. Этобыли достаточно устойчивые позиции, на которыефонды всегда имели возможность опереться, еслиполитические проекты потерпят неудачу, но внеш-неполитические интересы ФРГ будут диктовать не-обходимость присутствия в данной стране.В-третьих, помимо двух вышеобозначенныхфункций, фонды выполняют еще одну для немец-кой внешней политики - консультативную. Онаиногда оценивается дипломатами как «побочныйэффект» деятельности фондов и играет немало-важную роль при разработке внешнеполитическихконцепций. Это обусловлено тем фактом, что врезультате длительного присутствия в так назы-ваемых «серых зонах» политики проектных странони имеют доступ к информации, подчас закрытойдля официальных дипломатических каналов.Сами работники фондов не имеют дипломати-ческого иммунитета, но они привлекают меньшевнимания и меньше известны контрразведыва-тельным структурам страны пребывания. К томуже их обвинение во «вмешательстве в дела стра-ны» формально не позволяет предъявлять каких-либо претензий к посольству. Как правило, фондыделают обобщенные отчеты о политической, эко-номической ситуации в проектных странах и пре-доставляют их в распоряжение МИДа ФРГ. Про-ходит обмен информацией и с другими ведомст-вами, с посольствами ФРГ на местах; сотрудникиМИДа ФРГ нередко посещают мероприятия поли-тических фондов. Основной поток информации отфондов в немецкие политические структуры осу-ществляется через информационно-аналитичес-кую работу, проводимую немецкими политиче-скими фондами для близстоящих партий. Подоб-ная деятельность дает политическим фондам воз-можность называть себя «системой раннего пре-дупреждения тенденций мирового развития, с це-лью сохранения Германией достойного места вмировом сообществе» [15].Многочисленные возможности действий фон-дов на международной арене вытекают из их по-ложения в системе политических институтов Гер-мании, из параллельных связей с близстоящимипартиями, парламентом, отдельными министерст-вами и - это, прежде всего, относится к фондупартии, находящейся в данный момент у власти -с федеральным канцлером. В результате этого су-ществует значительное число участников, извле-кающих выгоду из международной деятельностифондов и, следовательно, заинтересованных в ихдальнейшей работе. Связь с партиями, преждевсего, проявляется на индивидуальном уровне.Как правило, во главе правления фонда нахо-дится известный представитель близстоящей пар-тии. Помимо этого, все члены правления состоятиз партийных, федеральных и земельных полити-ков. И наоборот, представители фондов относятся,так или иначе, к определенным органам близ-стоящей партии. Близость к партии выражается,прежде всего, в программном и мировоззренче-ском направлении работы фонда, в его целевыхустановках, а также в выборе партнеров за рубе-жом. В результате долгосрочного присутствия взарубежных странах каждый фонд создал собст-венную сеть контактов, которая предоставляется враспоряжение близстоящей партии и используетсядля налаживания двусторонних отношений. Этовыражается в подготовке и проведении зарубеж-ных поездок партийных деятелей, функционеров ислужит также налаживанию транснациональногомежпартийного диалога. Однако при выполнениисвоих международных задач фонды руководству-ются не только интересами близстоящих партий.Зачастую большую роль играют личные стеченияобстоятельств или меняющееся положение партийв федеральном масштабе.Связи фондов с бундестагом определяются темфактом, что парламент в рамках ежегодных кон-сультаций по бюджету принимает решение обюджете фондов. Это означает, что представлен-ные в бундестаге партии принимают решение офинансировании близстоящих им фондов с уча-стием представителей последних. Эта практикасвоего рода «самообслуживания», сложившаяся впослевоенные годы и подвергаемая критике, даетполитическим фондам по отношению к другимнегосударственным политическим участникампривилегированный статус. В то же время «рукапартии» не может защитить бюджет фонда от со-кращения государственных дотаций. Представи-тели фондов в качестве экспертов также частопринимают участие на заседаниях и слушанияхпарламентских комитетов. Зачастую фонды задей-ствованы в подготовках и проведении загранич-ных поездок комитетов и групп парламентариев.Институтами, ответственными за междуна-родную работу фондов, являются федеральноеминистерство экономического сотрудничества иразвития (ФМЭСР) и министерство иностранныхдел (МИД). ФМЭСР финансирует большую частьиностранных проектов фондов, прежде всего, про-екты в области политического образования, под-держки социальной структуры развивающихсястран, а также общественно-политические меро-приятия в странах Центральной, Юго-ВосточнойЕвропы и бывшего СССР [16]. Контакты фондов сминистерством достаточно тесны и осуществля-ются как в институциональных рамках, так и нанеформальной основе. Они касаются распределе-ния средств и проектных задач в рамках предвари-тельной сметы бюджетных статей предназначен-ных фондам, о которых ФМЭСР уведомляет ми-нистерство финансов; обсуждения проектов фон-дов, проверку которых ФМЭСР осуществляет сточки зрения политики развития. ФМЭСР осуще-ствляет также одновременную оценку проектовфондов, рассматривает конкретные тренды разви-тия в отдельных странах и регионах и концепту-альные вопросы политики развития.Отношения между фондами и МИДом не ме-нее интенсивны, хотя и объем финансирования посравнению со средствами, выделяемыми ФМЭСР,является значительно меньшим. Дотации МИДасоставляют примерно десятую часть всего бюдже-та фондов, предусмотренного на международнуюдеятельность. В 1999 г. она была наиболее высо-кой и составила 48 млн марок, в 2005 г. она сокра-тилась до 22 млн евро [17]. Комиссия ЕС такжефинансирует некоторые проекты фондов, правда вочень незначительном объеме. Причина этого со-стоит в том, что МИД не принимает решений поконкретным проектам фондов, рассматривая ужеготовые к финансированию по линии ФМЭСР. (Вслучае положительной оценки МИДа ФМЭСРпродвигает дальше проектные предложения поли-тических фондов. Это проходит при подключениинемецкого посольства в соответствующей стране,которое осуществляет контроль с внешнеполити-ческой точки зрения. Возражений, как правило, поподобным вопросам не возникает. ) Связи фондовс МИДом ФРГ по своей форме и содержаниюочень сходны с контактами по линии ФМЭСР. Вцелях обмена мнениями и информацией предста-вители фондов участвуют во внутриведомствен-ных беседах МИДа на основе ad-hoc [18. С. 192]. Сдругой стороны, работники зарубежных предста-вительств фонда в своей ежедневной работе нахо-дятся в более тесном контакте с посольствамиФРГ на местах, нежели с находящимся в БерлинеФМЭСР.Сотрудничество между посольствами и фон-дами играет на самом деле очень важную роль. Оботкрытии представительства политического фондав какой-либо стране и об одобрении новой про-ектной линии посольство ФРГ в стране пребыва-ния делает запрос в МИД. Были случаи, когда по-сольства выражали сожаление об отсутствиипредставительств политических фондов в стране,особенно если в ней были сферы, где они моглибы успешно осуществлять свою деятельность. Какправило, в зарубежной работе посольства и поли-тические фонды ссылаются друг на друга. Посоль-ства получают подробную информацию о дея-тельности фондов: при некоторых посольствахсоздаются специальные круглые столы для пред-ставителей политических фондов. Обычно фондыи посольства работают вместе в рамках одного итого же проекта, если его финансирует МИД ФРГ.Подобное сотрудничество в развивающихся стра-нах проходит, как правило, в рамках проекта со-действия демократии [19. С. 36]. В качестве при-мера может быть названо осуществление незави-симого контроля за политическими выборами впроектных странах.К важнейшим институтам сотрудничества дляфонда, близстоящего к правящей партии, относит-ся также ведомство федерального канцлера. Каж-дый канцлер на своем посту старается использо-вать близстоящий политический фонд в качествебиржи контактов и источника информации. На-пример, Гельмут Коль, будучи федеральнымканцлером, сам возглавлял правление политиче-ского фонда (ФКА).Оценивая вклад политических фондов в реали-зацию германских внешнеполитических интере-сов, стоит отметить, что без них осталась бы внеполя зрения важная сфера сотрудничества в меж-дународных отношениях. Они - яркий пример ор-ганизаций, вносящих вклад в развитие междуна-родного диалога вне стен государственных учреж-дений, хотя официально и привязанных к ним.Влияя на ход политических процессов в партнер-ских странах, фонды следуют правилам внешнейполитики ФРГ, но при этом их инструментарийзначительно отличается от методов, применяемыхвнешнеполитическим ведомством Германии. Онисодействуют тому, что такая внешняя политикаисходит не из примата силы в традиционном по-нимании XIX в., а, скорее, из принципа «гибкойсилы», которая играет столь большое значение вглобальном информационном веке. Термины«гибкая сила» и «гибкая власть» были введены внаучный оборот американским политологом, де-каном школы государственного управленияим. Дж. Кеннеди Дж. Наем [20].
Satzung der FES. Publikation der Friedrich-Ebert-Stiftung. 1989. 8 Dezember.
Wittich E. Politische Bildung der Rosa-Luxemburg- Stiftung // ttp://www.rosaluxemburgstiftung.de/ schwerpunkte/ polbildung.htm, abgerufen am 03.04.01.
Die Konrad-Adenauer-Stiftung: Wir uber uns. // http:// www.kas.de/stiftung/index.html, abgerufen am 26.01.02, abgerufen am 21.08.2011.
Politische Bildung der FES. Bonn: Informationsstelle der FES, 1998.
Die KAS: Wir uber uns. // http:/ /www. kas.de/ stiftung/ index. html. 21.08.2011.
Leitlinien der Frauenforderung in den NROs. http:// orae.fes.de:8084 /aktivfelder_mitarb /frauen.html. 01.03.01.
Regionale Schwerpunkte und Auslandstrukturen der HBS. http://www.boell.de/ausland/ausland.asp, abgerufen am 12.10. 2010.
KAS eroffnet das Konrad-Adenauer-Jahr. //http:// www. kas.de, abgerufen am 11.10.2010.
Jahresbericht der KAS. Sankt Augustin, 2009. http://www.kas.de, abgerufen am 12.10.2010.
Herzog R. Rede im Rahmen einer Veranstaltung zum siebzigjahrigen Bestehen der FES am 8. Marz 1995. - http://orae.fes.de:8084/fes/docs/rede_herz1.htm, abgerufen am 01.03.2010.
Jahresbericht der KAS. Sankt Augustin, 2009. http://www.kas.de, abgerufen am 12.10.2010.
Die HBS. http://www.hbs.de/foyer/stiftung.htm, abgerufen am 11.10.2010.
Интервью автора с руководителем представительства Фонда им. Г. Зайделя в Москве К. Форстнером. 5.04.2003.
Погорельская С.В. Свободные от гнета повседневной политики. Зарубежная деятельность политических фондов Германии // Полис. 16.03.1999. С. 162-169.
Rinsche Gtinther. Reiheit und Demokratie, Gerechtigkeit und Selbsthilfe - die entwicklungspolitischen Ziele der Konrad- Adenauer-Stiftung. Rede anlasslich der Bundespressekonferenz in Bonn zum Thema «Aufgaben der politischen Stiftungen in der Entwicklungs
Aufgaben und Aufbau des BMZ. http://www. bmz.de/ about01.html.
Интервью автора с руководителем представительства Фонда им. К. Аденауэра в Москве М.: Ингенлатом. 28.08.2005.
Bartsch Sebastian, Politische Stiftungen: Grenzganger zwischen Gesellschafts- und Staatenwelt, in: Wolf-Dieter Eberwein/Karl Kaiser, Deutschlands neue AuBenpolitik, Bd. 4: Institutionen und Ressourcen. Munchen, 1998. S. 185-198.
Pogorelskaja S. Politische Stiftungen als Akteure und Instrumente der deutschen AuBenpolitik // Aus der Politik und Zeitgeschichte. B 6-7. Februar 2002. С. 29-38.
Най Джозеф С. Гибкая власть: как добиться успеха в мировой политике. Н.: ФСПИ «Тренды», 2006. 224 с.