Политические фонды ФРГ и их вклад в развитие международного диалога | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2011. № 4 (16).

Политические фонды ФРГ и их вклад в развитие международного диалога

Институт политических фондов является неотъемлемой частью германской политической культуры и не имеет аналогов в мире. Его формирование происходило в послевоенной Германии и преследовало цель развития общественного плюрализма, политического диалога, зарубежных проектов в сфере политики, образования, культуры. Политические фонды ФРГ сегодня являются ярким примером организаций, вносящих вклад в развитие международного диалога вне стен министерств и ведомств, хотя финансово и идеологически привязанных к ним. Политические фонды рассматриваются с точки зрения «инструментов» официальной внешней политики ФРГ.

German Political Foundations and Their Contribution to the International Dialog.pdf Среди широкого круга тем, связанных с поли-тикой ФРГ, большое значение отводится изуче-нию так называемой «политики на высшем уров-не», а также функционированию правительств. Наэтом фоне заметным становится отсутствие иссле-дований, посвященных неправительственным ор-ганизациям, деятельность которых направлена наразвитие гражданского общества, а в его контек-сте - на усиление общественного плюрализма,расширение политического диалога, реализациюпроектов политического образования. К организа-циям подобного рода и относятся политическиефонды ФРГ. Одновременно с развитием внешнейполитики в области культуры и образования, атакже программ помощи развивающимся странам,начиная с 60-х гг. XX в., происходит окончатель-ное оформление трех крупных политических фон-дов ФРГ - им. К. Аденауэра (ФКА), Г. Зайделя(ФГЗ) и Ф. Наумана (ФФН). В настоящее времясуществует 6 политических фондов по количествупредставленных в Бундестаге ФРГ политическихпартий. Первый германский политический фонд -Фонд им. Ф. Эберта - был основан в 1925 г. и на-зван в честь первого президента Веймарской рес-публики Ф. Эберта в соответствии с его завещани-ем; в 1933 г. запрещен НСДАП; возобновил своюдеятельность после окончания Второй мировойвойны.Тогда же государство впервые передает фон-дам ряд функций в области внешней политики,охватывающих политическое образование, кон-сультирование, развитие правового диалога и не-которые гуманитарные проекты. В 80-90 гг. XX в.создаются еще два политических фонда - Фондим. Г. Бёлля и Фонд им. Р. Люксембург (ФРЛ).Система германских политических фондов, ассо-циированных с политическими партиями, уни-кальна и не имеет в мире аналогов. В Великобри-тании, Австрии и Нидерландах существуют сход-ные организации, но политические фонды былисозданы именно в ФРГ. Финансирование фондовиз госбюджета также впервые было введено имен-но в ФРГ в 1967-1968 гг.Ведя разговор о широком спектре задач, стоя-щих перед политическими фондами ФРГ, необхо-димо отметить, что все они служат единой цели,закрепленной в их уставах, - «содействовать де-мократическому образованию немецкого народа иразвивать международное сотрудничество в духедемократии» [1. С. 3]. Для ее достижения полити-ческими партиями ФРГ была разработана емкаяконцепция политического образования, направ-ленная на «предоставление гражданам возможно-сти развить свои знания и деловые качества, дабыориентировать их на поиск альтернатив общест-венного развития» [2]. В ее рамках был заявленряд следующих задач: поощрение стипендияминаиболее одаренных молодых ученых как в Гер-мании, так и за ее пределами. Два крупнейшихфонда ФРГ - ФФЭ и ФКА - оказывают финансо-вую поддержку более чем 3 тыс. студентов и уче-ных в год. На предоставление стипендий немец-ким и иностранным студентам каждый фонд вы-деляет ежегодно до 8 млн евро [3]. Другие поли-тические фонды, несмотря на значительно мень-шие объемы государственного финансирования,тоже поддерживают данное направление; созданиеучебных центров и проведение практических ме-роприятий, направленных на развитие демократи-ческого мышления людей и международного со-трудничества. Так, например, ФФЭ содержитшесть образовательных центров [4. С. 5], ФКА -пять [5].Мероприятия, направленные на развитие по-литического диалога (широкий обмен идеями,знаниями, мнениями), проходят в форме конгрес-сов, конференций, семинаров, круглых столов,дискуссионных раундов. Большое внимание уде-ляется проведению мероприятий, собирающихпредставителей определенной социальной группыили сферы деятельности. Так, с середины 80-х гг.ФФЭ и ФКА проводят международные семинарыпо тематике равноправия полов. В середине 90-хбыла принята Стратегия содействия правам жен-щин для НПО, которая была взята на вооружениеи политическими фондами. С этого момента ониначинают заниматься гендерными исследования-ми [6]. Особенно активно в этом направлении дей-ствуют ФФЭ, ФГБ и ФРЛ. Это вполне объяснимо:требования равенства мужчины и женщины в со-циал-демократии имеют долгую историю. Еще20 октября 1891 г. СДПГ в своем Эрфуртском ус-таве выдвинула требование равноправия полов иучастия женщин в политических выборах. Что ка-сается ФГБ, то он был создан на волне экологиче-ского и женского движений, что нашло выражениеи в его уставе.Представляется важным отметить, что для ус-пешного воплощения в жизнь поставленных целейи проведения соответствующих мероприятий по-литические фонды привлекают широкий спектрпартнеров: близстоящие политические партии,профсоюзы, университеты, министерства, Бундес-таг и т. д. Примечательно, что при выборе партне-ров тот или иной политический фонд учитываетсвою партийную ориентацию. Так, ФФЭ активносотрудничает с представителями профсоюзов иподдерживает рабочее движение, ФГБ - экологи-ческие организации и женские НПО, ФРЛ - орга-низации более левого толка и женское движение.Фонды финансируют проведение семинаров иконференций за рубежом, цель которых, в первуюочередь, - «содействие экономическому и полити-ческому развитию зарубежных стран, а также уг-лубление взаимного согласия и культурного диа-лога» [7]. Особым инструментом политическогообразования являются проводимые фондами вы-ставки, которые зачастую сопровождаются педа-гогическими программами. Так, например, в связис тем, что 2001 г. в ФРГ был объявлен годомК. Аденауэра, фонд провел ряд посвященных емувыставок в Берлинской академии ФКА, Боннскомдоме истории, а также около 300 мероприятий вчесть К. Аденауэра за рубежом [8]. Своеобразнымматериалом о проведении мероприятий и пред-ставлении этой информации общественности слу-жат публикации политических фондов, распро-страняемые также за рубежом. Помимо этого,фонды имеют свои печатные издания: ФФЭ -журналы «Инфо», «Евроколлег», «Нуева Сошие-дад» (на испанском языке); ФКА - журналы «По-литическое образование», «Женщина в наше вре-мя», «Ауслендише информационен», «Коммента-рии из ФРГ» (на английском языке); ФФН - жур-нал «Либерализм».Еще одной задачей политических фондов врамках концепции политического образования яв-ляется содействие развитию искусства и культуры«как части действенной демократии» [9] путемпроведения докладов и выставок на основе собст-венных и иностранных экспонатов. Активную по-зицию здесь занимает ФГЗ, учредивший ряд призовмолодым специалистам в области искусства, куль-туры и публицистики. Ежегодно фонд вручает пре-мию им. Ф.-Й. Штрауса за достижения в сфере по-литики, экономики и культуры.Подводя итог деятельности политическихфондов ФРГ, стоит еще раз оговориться, что осу-ществление ими своих задач, служащих достиже-нию общей цели - развитой демократии, - тесносвязано с идеалами близстоящих партий. Так, вУставе ФФЭ записано, что он выполняет свои за-дачи «исходя из идеалов СДПГ, т. е. демократии исоциальной справедливости» [1]. При этом деви-зом Фонда являются крылатые слова первого не-мецкого президента: «Без демократии нет свобо-ды» [10]. ФКА ведет свою деятельность, «стре-мясь к достижению свободы и справедливости»[11]. Слова Г. Белля являются лозунгом Фонда,носящего его имя: «Участие граждан в общест-венной жизни - единственная возможность внестивклад в развитие демократии и оставаться реали-стами» [12].По целям и задачам, стоящим перед фондами,их деятельность очень схожа. Все они являютсяинститутами политического образования, и этимопределяются основные направления их работы:проведение встреч в форме конференций, симпо-зиумов, круглых столов, мероприятий обмена по-литиками и экспертами, осуществление функцийинтеллектуальных и консультационных центров,поддержки и публикации исследовательских про-ектов. Международная деятельность отвечает за-даче активного представления немецкой культурыза рубежом и углубления политических контактовмежду странами. Наконец, одна из основных це-лей, которой фонды обязаны своим существовани-ем, - поддержка идеи демократии и укреплениеформ правового и демократического государства вмире.В международной деятельности фондов наи-более ярко прослеживаются три обстоятельства,которые дают повод рассматривать фонды какчасть внешнеполитического инструментария, как«действенные и надежные инструменты немецкойвнешней политики» [10]. Представляется важнымрассмотреть их более подробно. Во-первых, фон-ды дополняют официальную внешнюю политикуФРГ на территории других государств, проводямероприятия политического характера. Подобныемероприятия становятся все более эффективнымиво многом благодаря особому статусу фондов, ко-торые, с одной стороны, выступают в качествеНПО, с другой стороны, связаны с государствен-ными институтами (а в случае, если близстоящаяпартия находится у власти, то и с федеральнымправительством). В области европейских и транс-атлантических отношений подобная деятельностьне только дополняет официальную политику, но иизбавляет ее от значительного числа проблем. Вразвивающихся странах, странах ЦВЕ и СНГ этафункция политических фондов проявляется в со-трудничестве с теми политическими силами, ко-торые по своему потенциалу представляют важ-ность для немецкой политики, но контакты с ко-торыми на официальном уровне нежелательны подипломатическим причинам. Во-вторых, фондыделают возможным воплощать в жизнь долго -срочные внешнеполитические приоритеты в техобластях, на которые невозможно оказывать влия-ние с помощью классических средств внешнепо-литического ведомства и где достаточно тяжелоприживаются другие донорские организации. Вдействительности, благодаря своей гибкости,фонды могут действовать там, где этого не удаетсяклассической дипломатии. И более того, благода-ря своему неправительственному статусу во мно-гих развивающихся государствах и странах, пере-живающих трансформационные процессы, поли-тические фонды могут действовать в тех областях,где прямая помощь федерального правительстваможет быть расценена как вмешательство вовнутренние дела этих государств. Примером мо-жет служить Зимбабве, власти которой не при-знаются Европейским Союзом, но где неправи-тельственные организации продолжают работу, иМИД ФРГ заявляет о нежелательности сворачива-ния контактов, прежде всего по линии политиче-ских фондов. Они действуют во всех важных сфе-рах политики и общества и, несмотря на это, зарубежом не конкурируют между собой. Их кон-сультации проходят на плюралистичной основе[13]. Однако, по мнению сотрудника университетаБонна С. В. Погорельской, данный факт легко ос-порить: «В 70-е годы были случаи, когда фондыподдерживали в проектных странах противостоя-щие друг другу политические силы, тем самымконкурируя между собой. После этого, ФМЭСРвыдвинуло требование координации их совмест-ной работы. Споры о зарубежной деятельностифондов отразились и на внутриполитических дис-куссиях в Германии» [14. С. 165]. Это позволяетполитическим фондам - если в стране присутствияпредставлены все политические фонды и сложи-лись условия демократического развития - рабо-тать со всеми политическими силами. Там, где,например, ФГЗ поддерживает контакты с прави-тельством, ФФЭ работает с оппозицией. Если встране представлен лишь один политический фондФРГ или подобные консультации по каким-либопричинам невозможны, ими предпринимаютсяпопытки вести работу на основе как можно болееширокого консенсуса, в качестве посредников ме-жду соперничающими демократическими силами.Фонды осуществляют свою деятельность нетолько в странах, где востребованы подходы де-мократического развития или где возникла заин-тересованность в западной, прежде всего немец-кой, общественно-политической модели, но и там,где в них нуждается Федеральное правительство.Готовность к диалогу они встречают в тех стра-нах, где они выдвигают привлекательные предло-жения, встречаемые с благосклонностью даже ав-торитарными правителями. Например, ФГЗ неред-ко критикуется в Германии в связи с проведениемпроектов профессионального образования в неко-торых проблемных странах третьего мира. Но внекоторых странах (прежде всего, в африканских)существовали такие режимы, которые вообщемогли работать лишь с ФГЗ, а, следовательно, унего появлялась хоть некоторая, но возможностьвлияния на их демократическое развитие.В ряде стран у политических фондов не быловозможности начать работу в области политическогообразования, поскольку их правительства не шли надиалог. Там они начинали проекты в культурной инаучной областях, устанавливали контакты с ин-формационными центрами и университетами. Этобыли достаточно устойчивые позиции, на которыефонды всегда имели возможность опереться, еслиполитические проекты потерпят неудачу, но внеш-неполитические интересы ФРГ будут диктовать не-обходимость присутствия в данной стране.В-третьих, помимо двух вышеобозначенныхфункций, фонды выполняют еще одну для немец-кой внешней политики - консультативную. Онаиногда оценивается дипломатами как «побочныйэффект» деятельности фондов и играет немало-важную роль при разработке внешнеполитическихконцепций. Это обусловлено тем фактом, что врезультате длительного присутствия в так назы-ваемых «серых зонах» политики проектных странони имеют доступ к информации, подчас закрытойдля официальных дипломатических каналов.Сами работники фондов не имеют дипломати-ческого иммунитета, но они привлекают меньшевнимания и меньше известны контрразведыва-тельным структурам страны пребывания. К томуже их обвинение во «вмешательстве в дела стра-ны» формально не позволяет предъявлять каких-либо претензий к посольству. Как правило, фондыделают обобщенные отчеты о политической, эко-номической ситуации в проектных странах и пре-доставляют их в распоряжение МИДа ФРГ. Про-ходит обмен информацией и с другими ведомст-вами, с посольствами ФРГ на местах; сотрудникиМИДа ФРГ нередко посещают мероприятия поли-тических фондов. Основной поток информации отфондов в немецкие политические структуры осу-ществляется через информационно-аналитичес-кую работу, проводимую немецкими политиче-скими фондами для близстоящих партий. Подоб-ная деятельность дает политическим фондам воз-можность называть себя «системой раннего пре-дупреждения тенденций мирового развития, с це-лью сохранения Германией достойного места вмировом сообществе» [15].Многочисленные возможности действий фон-дов на международной арене вытекают из их по-ложения в системе политических институтов Гер-мании, из параллельных связей с близстоящимипартиями, парламентом, отдельными министерст-вами и - это, прежде всего, относится к фондупартии, находящейся в данный момент у власти -с федеральным канцлером. В результате этого су-ществует значительное число участников, извле-кающих выгоду из международной деятельностифондов и, следовательно, заинтересованных в ихдальнейшей работе. Связь с партиями, преждевсего, проявляется на индивидуальном уровне.Как правило, во главе правления фонда нахо-дится известный представитель близстоящей пар-тии. Помимо этого, все члены правления состоятиз партийных, федеральных и земельных полити-ков. И наоборот, представители фондов относятся,так или иначе, к определенным органам близ-стоящей партии. Близость к партии выражается,прежде всего, в программном и мировоззренче-ском направлении работы фонда, в его целевыхустановках, а также в выборе партнеров за рубе-жом. В результате долгосрочного присутствия взарубежных странах каждый фонд создал собст-венную сеть контактов, которая предоставляется враспоряжение близстоящей партии и используетсядля налаживания двусторонних отношений. Этовыражается в подготовке и проведении зарубеж-ных поездок партийных деятелей, функционеров ислужит также налаживанию транснациональногомежпартийного диалога. Однако при выполнениисвоих международных задач фонды руководству-ются не только интересами близстоящих партий.Зачастую большую роль играют личные стеченияобстоятельств или меняющееся положение партийв федеральном масштабе.Связи фондов с бундестагом определяются темфактом, что парламент в рамках ежегодных кон-сультаций по бюджету принимает решение обюджете фондов. Это означает, что представлен-ные в бундестаге партии принимают решение офинансировании близстоящих им фондов с уча-стием представителей последних. Эта практикасвоего рода «самообслуживания», сложившаяся впослевоенные годы и подвергаемая критике, даетполитическим фондам по отношению к другимнегосударственным политическим участникампривилегированный статус. В то же время «рукапартии» не может защитить бюджет фонда от со-кращения государственных дотаций. Представи-тели фондов в качестве экспертов также частопринимают участие на заседаниях и слушанияхпарламентских комитетов. Зачастую фонды задей-ствованы в подготовках и проведении загранич-ных поездок комитетов и групп парламентариев.Институтами, ответственными за междуна-родную работу фондов, являются федеральноеминистерство экономического сотрудничества иразвития (ФМЭСР) и министерство иностранныхдел (МИД). ФМЭСР финансирует большую частьиностранных проектов фондов, прежде всего, про-екты в области политического образования, под-держки социальной структуры развивающихсястран, а также общественно-политические меро-приятия в странах Центральной, Юго-ВосточнойЕвропы и бывшего СССР [16]. Контакты фондов сминистерством достаточно тесны и осуществля-ются как в институциональных рамках, так и нанеформальной основе. Они касаются распределе-ния средств и проектных задач в рамках предвари-тельной сметы бюджетных статей предназначен-ных фондам, о которых ФМЭСР уведомляет ми-нистерство финансов; обсуждения проектов фон-дов, проверку которых ФМЭСР осуществляет сточки зрения политики развития. ФМЭСР осуще-ствляет также одновременную оценку проектовфондов, рассматривает конкретные тренды разви-тия в отдельных странах и регионах и концепту-альные вопросы политики развития.Отношения между фондами и МИДом не ме-нее интенсивны, хотя и объем финансирования посравнению со средствами, выделяемыми ФМЭСР,является значительно меньшим. Дотации МИДасоставляют примерно десятую часть всего бюдже-та фондов, предусмотренного на международнуюдеятельность. В 1999 г. она была наиболее высо-кой и составила 48 млн марок, в 2005 г. она сокра-тилась до 22 млн евро [17]. Комиссия ЕС такжефинансирует некоторые проекты фондов, правда вочень незначительном объеме. Причина этого со-стоит в том, что МИД не принимает решений поконкретным проектам фондов, рассматривая ужеготовые к финансированию по линии ФМЭСР. (Вслучае положительной оценки МИДа ФМЭСРпродвигает дальше проектные предложения поли-тических фондов. Это проходит при подключениинемецкого посольства в соответствующей стране,которое осуществляет контроль с внешнеполити-ческой точки зрения. Возражений, как правило, поподобным вопросам не возникает. ) Связи фондовс МИДом ФРГ по своей форме и содержаниюочень сходны с контактами по линии ФМЭСР. Вцелях обмена мнениями и информацией предста-вители фондов участвуют во внутриведомствен-ных беседах МИДа на основе ad-hoc [18. С. 192]. Сдругой стороны, работники зарубежных предста-вительств фонда в своей ежедневной работе нахо-дятся в более тесном контакте с посольствамиФРГ на местах, нежели с находящимся в БерлинеФМЭСР.Сотрудничество между посольствами и фон-дами играет на самом деле очень важную роль. Оботкрытии представительства политического фондав какой-либо стране и об одобрении новой про-ектной линии посольство ФРГ в стране пребыва-ния делает запрос в МИД. Были случаи, когда по-сольства выражали сожаление об отсутствиипредставительств политических фондов в стране,особенно если в ней были сферы, где они моглибы успешно осуществлять свою деятельность. Какправило, в зарубежной работе посольства и поли-тические фонды ссылаются друг на друга. Посоль-ства получают подробную информацию о дея-тельности фондов: при некоторых посольствахсоздаются специальные круглые столы для пред-ставителей политических фондов. Обычно фондыи посольства работают вместе в рамках одного итого же проекта, если его финансирует МИД ФРГ.Подобное сотрудничество в развивающихся стра-нах проходит, как правило, в рамках проекта со-действия демократии [19. С. 36]. В качестве при-мера может быть названо осуществление незави-симого контроля за политическими выборами впроектных странах.К важнейшим институтам сотрудничества дляфонда, близстоящего к правящей партии, относит-ся также ведомство федерального канцлера. Каж-дый канцлер на своем посту старается использо-вать близстоящий политический фонд в качествебиржи контактов и источника информации. На-пример, Гельмут Коль, будучи федеральнымканцлером, сам возглавлял правление политиче-ского фонда (ФКА).Оценивая вклад политических фондов в реали-зацию германских внешнеполитических интере-сов, стоит отметить, что без них осталась бы внеполя зрения важная сфера сотрудничества в меж-дународных отношениях. Они - яркий пример ор-ганизаций, вносящих вклад в развитие междуна-родного диалога вне стен государственных учреж-дений, хотя официально и привязанных к ним.Влияя на ход политических процессов в партнер-ских странах, фонды следуют правилам внешнейполитики ФРГ, но при этом их инструментарийзначительно отличается от методов, применяемыхвнешнеполитическим ведомством Германии. Онисодействуют тому, что такая внешняя политикаисходит не из примата силы в традиционном по-нимании XIX в., а, скорее, из принципа «гибкойсилы», которая играет столь большое значение вглобальном информационном веке. Термины«гибкая сила» и «гибкая власть» были введены внаучный оборот американским политологом, де-каном школы государственного управленияим. Дж. Кеннеди Дж. Наем [20].

Ключевые слова

политические фонды, политические партии, МИД ФРГ, внешняя политика Германии, инструменты внешней политики, концепция политического образования, political foundations, political parties, Foreign Ministry of the Federal Republic of Germany (FRG), German foreign policy, instruments of the foreign policy, concept of the political education

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Огнева Александра ВикторовнаМинистерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России, г. Москва)3-й секретарь 3-го Европейского департамента , аспирантка Дипломатической академии МИД Россииognyova_av@yahoo. com
Всего: 1

Ссылки

Satzung der FES. Publikation der Friedrich-Ebert-Stiftung. 1989. 8 Dezember.
Wittich E. Politische Bildung der Rosa-Luxemburg- Stiftung // ttp://www.rosaluxemburgstiftung.de/ schwerpunkte/ polbildung.htm, abgerufen am 03.04.01.
Die Konrad-Adenauer-Stiftung: Wir uber uns. // http:// www.kas.de/stiftung/index.html, abgerufen am 26.01.02, abgerufen am 21.08.2011.
Politische Bildung der FES. Bonn: Informationsstelle der FES, 1998.
Die KAS: Wir uber uns. // http:/ /www. kas.de/ stiftung/ index. html. 21.08.2011.
Leitlinien der Frauenforderung in den NROs. http:// orae.fes.de:8084 /aktivfelder_mitarb /frauen.html. 01.03.01.
Regionale Schwerpunkte und Auslandstrukturen der HBS. http://www.boell.de/ausland/ausland.asp, abgerufen am 12.10. 2010.
KAS eroffnet das Konrad-Adenauer-Jahr. //http:// www. kas.de, abgerufen am 11.10.2010.
Jahresbericht der KAS. Sankt Augustin, 2009. http://www.kas.de, abgerufen am 12.10.2010.
Herzog R. Rede im Rahmen einer Veranstaltung zum siebzigjahrigen Bestehen der FES am 8. Marz 1995. - http://orae.fes.de:8084/fes/docs/rede_herz1.htm, abgerufen am 01.03.2010.
Jahresbericht der KAS. Sankt Augustin, 2009. http://www.kas.de, abgerufen am 12.10.2010.
Die HBS. http://www.hbs.de/foyer/stiftung.htm, abgerufen am 11.10.2010.
Интервью автора с руководителем представительства Фонда им. Г. Зайделя в Москве К. Форстнером. 5.04.2003.
Погорельская С.В. Свободные от гнета повседневной политики. Зарубежная деятельность политических фондов Германии // Полис. 16.03.1999. С. 162-169.
Rinsche Gtinther. Reiheit und Demokratie, Gerechtigkeit und Selbsthilfe - die entwicklungspolitischen Ziele der Konrad- Adenauer-Stiftung. Rede anlasslich der Bundespressekonferenz in Bonn zum Thema «Aufgaben der politischen Stiftungen in der Entwicklungs
Aufgaben und Aufbau des BMZ. http://www. bmz.de/ about01.html.
Интервью автора с руководителем представительства Фонда им. К. Аденауэра в Москве М.: Ингенлатом. 28.08.2005.
Bartsch Sebastian, Politische Stiftungen: Grenzganger zwischen Gesellschafts- und Staatenwelt, in: Wolf-Dieter Eberwein/Karl Kaiser, Deutschlands neue AuBenpolitik, Bd. 4: Institutionen und Ressourcen. Munchen, 1998. S. 185-198.
Pogorelskaja S. Politische Stiftungen als Akteure und Instrumente der deutschen AuBenpolitik // Aus der Politik und Zeitgeschichte. B 6-7. Februar 2002. С. 29-38.
Най Джозеф С. Гибкая власть: как добиться успеха в мировой политике. Н.: ФСПИ «Тренды», 2006. 224 с.
 Политические фонды ФРГ и их вклад в развитие международного диалога | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2011. № 4 (16).

Политические фонды ФРГ и их вклад в развитие международного диалога | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2011. № 4 (16).

Полнотекстовая версия