Nomadic cattle breeding and settled way of life of Tuvinians during the Soviet period.pdf Тува, как известно, была испокон веков регио-ном, где ведущую роль играло кочевое скотовод-ство в его традиционной форме, с соответственноприспособленным укладом жизни населения.Ландшафты степного пояса представляли собойприродно-антропогенные комплексы, сформиро-вавшиеся в результате культурного преобразова-ния пространства кочевыми народами. В Туве жеэтому в еще большей степени способствовалиприродно-климатические условия региона: оченьзасушливый климат, сравнительно небольшое ко-личество осадков.Большая часть территории Тувы - это степнаязона с бедной растительностью. Все, начиная отдомашней утвари, одежды и, конечно же, жилище(юрта), было приспособлено под кочевой образжизни. На сравнительно небольшой территорииТувы (170,5 тыс. кв. м) здесь исторически сложи-лись три хозяйственно-культурных типа: кочевыескотоводы горностепной зоны (95%), кочевые иполукочевые скотоводы горно-таежной зоны (2%),охотники-оленеводы таежной зоны (3%). Тувинцысложились в один народ с общей территорией,культурой, языком.Оседлость предполагает проживание человека,семьи, рода на одном определенном месте. Часто соседлостью связывают занятие земледелием, что,конечно же, привязывает человека к определенно-му месту, к земле. Тувинцы занимались земледе-лием еще до прихода советской власти в районеУлуг-Хемской долины, о чем свидетельствуютнайденные археологами оросительные каналы, ноэто никогда не было их основной деятельностью,и, как правило, этим занимались только опреде-ленные члены семьи. Выращивали просо, ячмень внебольших количествах. В летний период семьиоставались в этих местах. Это можно определитькак полуоседлый образ жизни. Стоит подчеркнуть,что данная форма ведения хозяйства была распро-странена среди тувинцев.Кочевое скотоводство стало трансформировать-ся после образования Тувинской Народной Респуб-лики (1921-1944 гг.), когда были начаты попыткипровести коллективизацию в сельском хозяйстве сцелью перевести кочевников на оседлость. В Туве с1927 по 1944 г. создавались простейшие объедине-ния, так называемые товарищества по совместнойобработке земли (ТОЗы), товарищества по улучше-нию животноводства (ТУЖи) и Товарищества пообщественному развитию животноводства и земле-делия (ТОЖЗЕМы) [1. С. 250].По сути дела, это были формальные структу-ры, поскольку объединялись члены несколькихкочевых общин - аалов. В ТОЗах общими счита-лись рабочий скот, в ТУЖах - сельхозинвентарь, вТОЖЗЕМах - и то и другое, однако весь скот ос-тавался в частной собственности кочевников-чабанов. По этой причине вышеназванные объе-динения не могли быть полноценными коллектив-ными хозяйствами. Для перевода тувинских ара-тов на оседлость принимались различные меры нагосударственном уровне: строились стационарныепомещения, жилые дома, школы, больницы, домакультуры и т. д. Несмотря на принимаемые меры, вмомент вхождения Тувы в состав СССР (1944 г.)коллективными объединениями было охваченотолько 19% тувинцев-кочевников. Немаловажнуюроль в процессе седентаризации имели все болеетесные торговые отношения, которые складыва-лись между тувинцами и русскими. Активизацияпроцессов сельского хозяйства пришлась на 1949-1953 гг. Считается, что к 1953 г. процесс сенден-таризации был завершен - бывшие кочевники ста-ли членами колхозов и совхозов, большая часть -оседлым населением, пополнив ряды рабочихколхозов и совхозов.С приходом советской власти в Туву многоеизменилось. Советская власть активно действова-ла среди коренного населения, стремительно пере-селяя тувинцев в новую, совершенно чуждую имобстановку. Сам процесс оседания трактовалсяими как естественное следствие прогрессивнойэволюции тувинского кочевого общества. Средисоветского руководства бытовало мнение, что не-обходимо строить рубленые дома барачного типана несколько семей, в целях создания коллектив-ного хозяйства. Тувинцы долго не могли привык-нуть к оседлой жизни. И вплоть до серединыХХ в. многие чабаны оставались жить в юртах,особенно в наиболее отдаленных от центра рай-онах, противясь советской власти. Тувинцы так ине смогли полностью отказаться от традиционногокочевого образа ведения хозяйства. Хотя, надопризнать, коллективное колхозно-совхозное про-изводство оказалось более продуктивным. С про-цессом индустриализации и модернизации сель-ского хозяйства происходила ломка образа жизни,но не стереотипов. Часто народ противился инно-вациям, причинами чего называли конфликт меж-ду тувинцами и русскоязычным населением.До настоящего времени продолжается дискус-сия и по вопросу: были ли у номад перспективыдальнейшего развития либо это тупиковый способпроизводства. Так, С.А. Плетнева выделила тристадии эволюции кочевой цивилизации, причем«третья стадия кочевания - оседлость» [2. С. 61].Эта позиция была поддержана многими историка-ми и этнографами. По мнению Г.Е. Маркова, хо-зяйство и социальная структура номадизма явля-лись тупиковым вариантом социальной эволюции,нарушение же традиционного экстенсивного ско-товодства, патриархально-племенных отношенийприводило лишь к тому, что кочевники-скотоводы, лишавшиеся средств существования,переходили к оседлости, а кочевое общество рас-падалось. При этом бывшие кочевники вовлека-лись в систему классовых отношений в государст-ве [3. С. 288-290]. На современном этапе истори-ки, особенно в национальных регионах, придер-живаются мнения, что кочевая цивилизация неисчерпала себя, и данный тип хозяйства необхо-димо сохранять, поддерживать, консервировать,включать как составную часть в политические исоциально-экономические структуры.При изучении образа жизни сельского населе-ния необходимо охарактеризовать совокупностьобъективных и субъективных факторов его жиз-ненной активности, структурных элементов. Тео-ретическое осмысление седентаризации можетбыть реализовано путем комбинации двух подхо-дов: понимания изнутри (например, логика тради-ционной культуры) и объяснения через сравнениес образом жизни других субъектов в рассматри-ваемый период или с образом жизни и культуройсовременного, модернизированного общества.Существует теория модернизации традиционногообщества (А.Г. Вишневский, Б.Н. Миронов и др.)[4. С. 460]. Она трактует важнейшие процессы исобытия ХХ в. как всеобъемлющий процесс инно-вационных мероприятий, знаменующий переходот традиционного (кочевого) к современному (ин-дустриальному) обществу. Согласно этой теории,кочевая система хозяйства сначала уступила полу-кочевой. Со временем оно приобрело отгонныйхарактер. Смена образа жизни сопровождаласьпереходом населения к оседлости. Однако это незначит, что произошла полная смена уклада жиз-ни. Даже в середине XX в. сохранились выездыотдельных хозяйств на летовки. Одновременнопродолжали существовать разнотипные элементыкультуры, в том числе кочевых и оседлых поселе-ний.Переезд русских крестьян еще со времен сто-лыпинской реформы на тувинскую землю частич-но сужал места кочевок тувинцев. Получается, чтотувинцы теряли сначала часть земли, а затем и всяземля постепенно стала собственностью государ-ства. А раз государство владело основным средст-вом труда - землей, оно и распоряжалось всемипроцессами, и кочевники были отчуждены от зем-ли. Русские же повсеместно образовывали села,города. Для многих тувинцев все было в новинку.Когда начали строить школы, медицинские пунк-ты, дома культуры, многие тувинцы увиделибольше перспектив в оседлости и стали переби-раться в образовавшиеся населенные пункты, бы-стро впитывая культуру русских. Эта часть тувин-цев получила образование, жилье, новый быт. Од-нако стоит отметить, что кочевой образ жизни непрекратил своего существования. Тувинцы не це-лыми семьями переселялись в села, старшее поко-ление оставалось жить в юртах. Часто это быланеобходимость хоть как-то выжить в тяжелых ус-ловиях. И даже когда повсеместно шло ограниче-ние на содержание личного хозяйства, тувинцы непрекращали ведение его и зачастую скрывали отвластей истинное количество скота у себя на под-ворье.Кочевое скотоводство в Туве не перестало су-ществовать в 1950-х гг. Факты свидетельствуют,что и при колхозах и совхозах работали чабаны.Совхозные чабанские стоянки это, конечно же, несовсем традиционный кочевой образ жизни ту-винцев. В основном это были летние перекочевки,тем не менее с их существованием связано сохра-нение основ и опыта кочевого скотоводства. Вконце 1970-х гг., когда снимались ограничения наведение личного подсобного хозяйства, в каждойкрупной семейной общине была чабанская стоян-ка, которая выращивала скот, и всегда, как этопринято в традиционном обществе, шла взаимо-помощь, в частности, по схеме село - город - село.В 1980-е гг. государство стало активно поддержи-вать и поощрять рост количества скота, содержа-щегося в личных хозяйствах. Связано это было сдефицитом продуктов животноводства (мясо, мо-локо) из-за очень слабой кормовой базы в регионе.И, конечно же, на этом этапе вновь начинаетсявозрождение кочевого скотоводства. При этом го-сударство учитывало потребности чабанов, посто-янно проводился медицинский осмотр чабанскихсемей, ветеринарные выездные обследования ско-та, электрификация чабанских стоянок, устраива-лись ярмарки продовольственных товаров по рай-онам и селам, где чабаны могли приобрести необ-ходимые им товары, и так далее. Нередки былисоциалистические соревнования, награждениелучших чабанов. Все это свидетельствует о том,что советская власть в 1980-е гг. нисколько непротивилась традиционному кочевому скотовод-ству, уже наблюдалась обратная тенденция - егопоощрения.Происходила трансформация структуры соци-альных отношений среди тувинцев. При переходек оседлости решающим фактором в социальнойструктуре стало образование. Вплоть до 1980-х гг.у тувинцев среди всех сельскохозяйственных про-фессий преобладала профессия чабана, которуюполучали в средних специальных учебных заведе-ниях Тувы. Причем в группе занятых умственнымтрудом были ориентации на традиционные про-фессии - медик, учитель, воспитатель. По сравне-нию с соседними регионами среди коренного на-селения низок был уровень специалистов с выс-шим образованием,.В Туве на протяжении ХХ в. активно шли ми-грационные процессы, причем стоит отметить, чтосюда приезжали русские, которые, как правило, ибыли основателями сел и деревень республики.Уже к середине ХХ в. русское население большейчастью жило в городах и районных центрах. В Ту-ве в это время активно шла модернизация сельско-го производства и индустриализация, и коренноенаселение активно стало внедряться в эти процес-сы, приобретая новые профессии, работу, опыт.При этом основная часть коренного населения ос-тавалась жить на селе. Если сравнить динамикусельского населения Тувы в 1959-1987 гг. с со-седними регионами Хакасией и Бурятией, можносделать вывод, что Тува в меньшей степени под-вергалась процессу миграции населения из села вгород, и к концу 1980-х гг. большая часть населе-ния (54%) были сельскими жителями. В Хакасии27%, в Бурятии 37% сельского населения от обще-го количества жителей. В этот же период удель-ный вес коренного населения от всего населенияавтономии среди тувинцев составлял в среднем60%, в то время как в Хакасии - 11%, в Бурятии -36%. Тувинцы как никакой другой народ обнару-живает исключительную привязанность к своейтерритории, согласно переписи 1979 г., 97,7%тувинцев проживали в Туве, а в современныйпериод до 90% коренного населения остаютсяжить в республике. Коренное население Тувыобладает низкой миграционной подвижностьюза пределы региона. В 1979-1987 гг. приростсельского населения из всех сибирских нацио-нальных регионов наблюдался только в Туве,хотя темпы его снижались. Коренное населениеоставалось преимущественно сельским. В сель-ской местности проживало алтайцев 92,3%, ха-касов 82%, бурят 76,5%, тувинцев 84,1%. В от-личие от бурят, которые еще в Х1Х в. повсеме-стно вели полуоседлый образ жизни, часть жилив домах, часть в юртах, хакасов, которые нетолько стали оседлыми, но и многие принялихристианство, тувинцы, как никакой другой на-род Сибири, остаются приверженными своемуобразу жизни [6. С. 380-416].В течение 1960-1990-х гг. численность тувин-ского населения увеличилась практически в 2 раза,в то же время доля русского населения сократи-лась в 1,4 раза. Это было обусловлено тем, чтоеще в 1980-е гг. начался миграционный поток рус-ского населения из республики, сначала уезжалииз сел Тувы, потом из самого региона. Связан этотпоток русского населения с неудовлетворитель-ными условиями жизни, особенно слабой обеспе-ченностью села, отсутствием перспектив. А с раз-валом совхозной системы у тувинцев все с боль-шей силой начинается возрождение традиционно-го типа хозяйства - кочевого скотоводства.С началом модернизации кочевники оказалисьнеспособными конкурировать с индустриальнойэкономикой. Кочевники стали вовлекаться в мо-дернизационные процессы в качестве подчинен-ной стороны. В результате стало меняться кочевоехозяйство, деформировалась общественная орга-низация, начались болезненные аккультурацион-ные процессы. В ХХ в. в социалистических стра-нах были сделаны попытки провести насильствен-ную коллективизацию и седентеризацию, у кото-рых имеются и негативные последствия, такие какчастичная утрата культурных ценностей. Послераспада социалистической системы во многих ре-гионах бывшего СССР произошла номадизацияобраза жизни скотоводов, возврат к полунату-ральным методам ведения хозяйства. В 1990-е гг.с внедрением рыночной экономики процессыадаптации кочевников также происходили оченьболезненно, сопровождаясь разорением скотово-дов, эрозией пастбищ, ростом безработицы и ни-щеты.
Шойгу С. К. Урянхай: Тыва дептр: Антология научной и просветительской мысли о древности тувинской земле и ее населениях (II тыс. до н.э. - перв. пол. ХХ в.): 7 т. М.: Слово, 2008.
Плетнева С.А. От кочевий к городам. М.: Наука, 1967.
Марков Г.Е. Кочевники Азии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. 316 с.
Миронов М.Б. Социальная история России периода империи (XVIII - начало ХХ вв.). СПб., 1999. Т. 1-2; и др.
Вишневский А.Г. Демографическая модернизация России, 1900-2000 гг. М.: Новое изд-во, 2006. 599 с.
Крестьянство и сельское хозяйство Сибири. 1960- 1980-е гг. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-е, 1991. 493 с.