Развитие начального образования в Западно-Сибирском учебном округе в связи с планами введения всеобщего обучения
Хронологические рамки статьи ограничены периодом существования Западно-Сибирского учебного округа - с 1885 г. до установления Советской власти в Сибири; географические - границами Тобольской и Томской губерний, Акмолинской и Семипалатинской областей. Статья посвящена проблемам развития начального образования в регионе в связи с планами введения всеобщего начального обучения. Работа написана на основе изученных документов Российского государственного исторического архива и Государственного архива Томской области, опубликованных нормативных, информационных и статистических документов XIX- начала XX в., исторической литературы.
The development of elementary education in Western and Sibirian educational district in connectionwith introduction of general education.pdf Проблема распространения общего начальногообразования в связи с планами введения всеоб-щего обучения, как одна из ключевых в развитииотечественного образования в начале XX в., се-годня привлекает внимание исследователей всвязи с потребностью более объективно оценитьдостижения российского образования в дорево-люционной период и попытками привлечь педа-гогический опыт общественности начала XX в.по демократизации школы. В советской историо-графии по традиции отмечался низкий уровеньграмотности населения дореволю-ционной Рос-сии и неспособность, а часто и нежелание, цар-ского правительства решать проблемы распро-странения образования в центре и на местах. Всовременных научных публикациях предпринятапопытка восстановить историческую справедли-вость. На основе объективного изучения широко-го круга источников исследователями высокооцениваются мероприятия Министерства народ-ного просвещения (МНП), деятельность депута-тов государственных дум и широкой обществен-ности по развитию системы российского образо-вания и введению всеобщего начального обуче-ния [1; 2; 3; 4], в том числе в сибирском регионе[5; 6; 7; 8]. К сожалению, в некоторых современ-ных работах накопились неточности с объясне-нием содержания и значения нормативных доку-ментов начала XX в., так или иначе связанных сраспространением начального обучения. Так,В.С. Сулимов пишет: «.школьной реформой от3 мая 1908 года предусматривалось введение обя-зательного начального бесплатного образованиядля детей от восьми до двенадцати лет» [9. С. 61].Неточности в объяснении значения документа от 3мая 1908 г. можно найти в учебном пособииН.К. Гуркиной [10. С. 33], в статьях Г.А. Окуше-вой и Е.Г. Пьяных, О.А. Голиковой и В.А. Волчека[11. С. 72; 12].Действительно, закон 3 мая 1908 г. расширялвозможности распространения начальных училищ,поскольку сверх обычных сумм, ассигнуемых посмете МНП, выделялись дополнительные средства«на поддержание и дальнейшее расширениеначального образования» в размере в 6,9 млн руб.в год. Порядок выдачи пособий на начальныеучилища управлениям образованием губерний иобластей, в которых не было введено Положение оземских учреждениях, определялся существо-вавшим Уставом ученых учреждений и учебныхзаведений ведомства МНП для одноклассных идвухклассных училищ. Пособия в «земских» гу-берниях выделялись местным органам само-управления и сельским обществам на содержаниеучительского персонала (не менее 360 руб. в годучителю и 30 руб. законоучителю на 50 учащихсяшкольного 8-11-летнего возраста) тех начальныхучебных заведений, которые вошли в школьнуюсеть. Условиями выдачи кредитов являлись готов-ность органов самоуправления взять на себя обя-зательства составления школьных сетей, сохране-ние прежних размеров расходования средств наобразование и обеспечение бесплатности обученияв тех начальных учи-лищах, на которые выделя-лись казенные средства. Также из суммыуказанного кредита 1908 г. было выделено 1,9 млнруб. на строительство зданий и оборудованиеновых училищ [13. Т. 28. Ч. 1. С. 228-229].В законе нет ни слова о всеобщем начальном(тем более обязательном) обучении и сроках еговведения, а дискуссии по этим вопросам велисьвплоть до установления Советской власти. Воктябре 1918 г. Всероссийский центральныйисполнительный комитет (ВЦИК) утвердил«Положение о единой трудовой школе РСФСР»,которым было узаконено обязательное бесплатноеи совместное обучение всех детей школьноговозраста. Только 14 августа 1930 г. ВЦИК и Советнародных комиссаров РСФСР приняли поста-новление «О всеобщем обязательном начальномобучении» детей обоего пола в возрасте от 8 до 15лет в объеме четырехлетнего курса начальнойшколы.В истории образования различают понятия«всеобщего начального образования» и «всеобще-го начального обучения». Под первым понимаюттребование наличия соответствующего образова-ния у всех граждан, прежде всего, работающих ивоеннослужащих как непременного условия до-пуска к выполнению должностных обязанностей.То есть требование всеобщей ликвидации негра-мотности населения со школьного возраста. Под«введением всеобщего начального обучения», какправило, понимали организацию начальных школдля детей соответствующего возраста. В началеXX в. российской общественностью и правитель-ством рассматривались и просчитывались воз-можности введения всеобщего начального обуче-ния как права реализовать образовательные по-требности. Вопрос об обязательности начальногообучения (как нормативного требования к родите-лям обеспечить обучение детей), хотя и подни-мался в программах ряда политических партий исоюзов, требовал значительных финансовых за-трат и воспринимался даже сторонниками обяза-тельности как следующий за введением всеобщегообучения шаг. В дореволюционной России разли-чали понятия образования (как системы получен-ных знаний определенного уровня) и грамотности(в России грамотным считался человек, умеющийчитать, в других европейских странах - читать иписать). В начале XX в. стало общепризнаннымутверждение, что простая грамотность не можетзаменять образования, а подчас даже вредна лю-дям невежественным.Когда обсуждался вопрос о введении всеобще-го начального обучения, то учитывалось, что вРоссии начальное образование имело две ступе-ни - элементарное (одноклассные начальные учи-лища МНП с 3-4-летним курсом обучения и шко-лы, соответствовавшие им по уровню основныхобразовательных программ иных ведомств) ивысшее начальное (сельские двухклассные учи-лища и городские училища по Положению от31 мая 1872 г., которые с 1912 г. переименовыва-лись в высшие начальные училища). Правительст-во и большинство российского обще-ства склоня-лось к требованию введения за счет государства(средств МНП и органов местного самоуправле-ния) на первом этапе осуществления программвсеобщего обучения в объеме 4 классов начальнойшколы.МНП регулярно информировало педаго-гическую общественность о ходе рассмотренияпроекта о введении всеобщего начальногообучения. Подтверждением этому являютсяписьма МНП в адрес учительских институтов,семинарий и низших учебных заведений № 687 от14 января и № 5027 от 20 февраля 1907 г. стекстами проекта и внесенными правительством ипарламентариями коррективами [14. Л. 338-342].Вне зависимости от решения вопроса позаконопроекту о введении всеобщего начальногообучения в Российской империи, который последлительного обсуждения в Государственной думеи Государственном совете так и не был принят,дополнительные средства МНП на начальноеобразование выделялись каждый год. Их объём в1909 г. по закону 10 июня составил 6 млн руб.; в1910 г. по закону 14 июня - 10 млн руб.; в 1911 г.законом 9 мая - 7 млн руб.; а законом 13 июня1912 г. - вновь 10 млн руб. [13. Т. 29. Ч. 1. С. 472;Т. 30. Ч. 1. С. 759-760; Т. 31. Ч. 1. С. 310; Т. 32.Ч. 1. С. 652-653].Западно-Сибирский учебный округ был учре-жден с 1 июля 1885 г. [13. Т. 5. Ч. 1. С. 102] в со-ставе Тобольской и Томской губерний, Акмолин-ской, Семипалатинской, Семиреченской областей(последняя была выведена из состава округа в1889 г.). Территории, вошедшие в состав округа,отличались низкой плотностью населения, чточасто ставило перед правительством вопрос о фи-нансовой целесообразности открытия государст-венных училищ, малочисленность учебных заве-дений была и во многом остается отличительнойчертой сибирской школы. В этих условиях делопросвещения часто попадало в сибирской глубинкелибо в руки священнослужителей (церковь, в отли-чие от школы, была в любом населенном пунктеРоссии), либо в частные и общественные руки. Извсех учебных заведений (690) к моменту образова-ния учебного округа собственно принадлежащихМНП было 158 (22,9%), МВД - 164 (23,8 %), Мини-стерству гос. имуществ - 218 (31,6%), станичных ипоселковых школ Сибирского казачьего войска -145 (21%), частных - 5 (0,7%) [15. Л. 270]. Основноеколичество учебных заведений округа (666 - 96,5 %)принадлежало к числу начальных. За период дея-тельности окружного управления почти в четвертьвека начальных школ всех ведомств, подчиненныхв учебном отношении МНП, стало в 2 раза боль-ше. Основная их часть находилась в сельской ме-стности. По данным на 1908/1909 уч. год, из 1363начальных школ округа в городах располагалось135 (9,9 %), в селах - 1228 (90,1 %) начальныхшкол [16. Л. 385].Городские училища находились под опекойместных просветительных обществ и организаций,чаще всего располагали благоустроенными поме-щениями, были обеспечены учебно-методи-ческими пособиями, современным учебным обо-рудованием, литературой и т.д. Важную роль враспространении народного просвещения играличастные пожертвования на открытие учебных за-ведений и создание дополнительных стипенди-альных фондов. К 1909 г. в Западной Сибири было31 городское училище повышенного типа и 129низших начальных городских приходских учи-лищ: 61 - в Томской губернии, 30 - в Тобольскойгубернии, 27 - в Акмолинской области и 11 - вСемипалатинской области [17. С. 201-387].Из числа сельских училищ за счет земскихсборов и средств сельских обществ Томской и То-больской губерний содержалось 664 (41%) на-чальных училища округа. К 1909 г. одно- и двух-классных сельских училищ МНП насчитывалось438 (27% от общего числа); училищ Сибирскогоказачьего войска - 173 (10,7 %), училищ на линияхжелезных дорог - 13; сельских приходских учи-лищ Акмолинской области - 5; «бывших горноза-водских и юбилейных Алтайского округа школ» -38; инородческих русско-киргизских училищ ишкол Акмолинской и Семипалатинской облас-тей - 80; евангелическо-лютеранских училищ Ак-молинской области - 5. Частные училища третьегоразряда, как правило, располагались в городах иликрупных поселениях, общее число их по округусоставляло к 1909 г. 45 (30 - в Томской губернии,10 - в Тобольской губернии и 5 - в Акмолинскойобласти) [17. С. 223-397].Значительную роль в распространении на-чального образования играли церковно-приход-ские школы и школы грамоты. Разумеется, глав-ным в содержании работы таких учебных заведе-ний было воспитание в православных традициях,по уровню образовательных программ эти школысоотносились с аналогичными Синода из общегочисла в 1561 учебное заведение губернии [18.С. 312-313]. К 1912 г. число томских начальныхучилищ увеличилось до 1932, из них 981 школа(50,8%) принадлежала ведомству Православноговероисповедания [19. С. 32]. По данным на 1916 г.,в Томской губернии из 1905 начальных школ 1002(52,6 %) относились к числу церковных [20. С. 11].В Тобольской губернии школы Православноговедомства из общего числа составляли около 46-48%: в 1908 г. - 309 церковно-приходских и 164школы грамоты из 994 [21. С. 107]; в 1912 - около600 из 1400 школ [22. С. 15]. В Акмолинской иСемипалатинской областях церковных школ былоотносительно немного - по данным на 1912 г., вАкмолинской области из 644 учебных заведенийтаких школ насчитывалось 121 (18,8 % общегочисла) [23. С. 71-72].Развитие образования в Сибири мало соответ-ствовало реальным потребностям населения и за-просам местной интенсивно развивающейся эко-номики. Одна школа в Западной Сибири приходи-лась в 1908 г. на 2160 жителей и 192 ребенкашкольного возраста [24. С. 459]. С 1908 г. по всейРоссии было начато формирование школьных се-тей в соответствии с положениями законопроектао введении всеобщего обучения. Создание сетейпредусматривало прогнозирование численностидетей школьного возраста на ближайшие 10 лет;планирование необходимого числа школ в радиуседо трех (позднее - пяти) верст от каждого населен-ного пункта из расчета до 50 детей на один класс-комплект; расчет финансовых затрат на строитель-ство, открытие и содержание училищ. В земскихгуберниях задача составления школьных сетей леглана плечи органов местного самоуправления. В тер-риториях, где не было земств, такая задача вплоть до1912 г. не ставилась, но в Западной Сибири, к при-меру, она начала осуществляться благодаря местнойинициативе. Из переписки вице-директора МНПИ. Воронцовского с попечителем округа Л.И. Лав-рентьевым и окружным инспектором А.В. Поповымизвестно, что работа по составлению школьных се-тей была начата в 1909 г. и наиболее успешно осу-ществлялась в Томской губернии и Семипалатин-ской области [25. Л. 11об.].Правительственные структуры управления обра-зованием в Западной Сибири в вопросах составленияшкольных сетей успешно сотрудничали с местнымивластями, а городские думы специально создавалисоответствующие комиссии. В Томске в такую ко-миссию вошли семь гласных думы, к участию в ра-боте комиссии были приглашены представители отнародных училищ и управления округом(П.Н. Алекторов, А.И. Мисюрев, П.Т. Виноградов,Н. К. Рамзевич). Первое заседание комиссии состоя-лось 20 декабря 1909 г. и постановило ускорить ра-боту по составлению планов с тем, чтобы привлечьдополнительные средства из казны, главным обра-зом, ссуды из школьно-строительного фонда на учи-лища МНП [26. С. 80-81]. Уже в 1908 г. Рамзевич,преисполненный оптимизма, писал, что «... вопрос овсеобщем обучении в городах, по-видимому, бли-зится к концу» [27. С. 58].Основания для подобного прогноза были: су-ществовавшие городские училища могли увели-чить число учащихся до 50 учеников на 1 учителя;общее число неохваченных образованием детей вгородах составляло всего до тысячи человек, все-ляло оптимизм и отношение педагогов к постав-ленной задаче. Как отмечается в Памятной книжкеТомской губернии, «наличный контингент учащихв приходских училищах губернии в большинствеслучаев правоспособный, работает успешно идержится сравнительно крепко своих мест» [27.С. 60]. Жалованье учителей составляло в среднем500 руб., и, «будь для всех учащих готовые квар-тиры», педагоги могли бы справиться с отделени-ем учащихся не только в 50, но и 60-70 учеников[27. С. 59-60]. Открытие к этому времени Томско-го учительского института, Семипалатинской иПавловской семинарий, а также педагогическихкурсов для приготовления учителей и учительницначальных училищ при Томском двухклассномженском приходском училище, Бийском Пушкин-ском городском училище, Тарской Мариинскойженской прогимназии, Тобольском городскомучилище и Устькаменогорском Мариинском жен-ском училище вселяло уверенность в обеспечениигородских училищ кадрами. Управление учебнымокругом рассчитывало на расширение сети педа-гогических учебных заведений в ближайшем бу-дущем [28].Уже с 1 сентября 1911 г. всеобщее обучениебыло введено в Томске, и с 1 декабря 1911 г. - вНовониколаевске [25. Л. 11 об.]. В счет осуществ-ления плана городского школьного строительствауже на 1912 г. Барнаулу из казны было отпущено12 тыс. руб. и Кузнецку - 2 тыс. руб. [25. Л. 14].В 1912 г. из средств государственного кредитабыло специально выделено до 20 тыс. руб. навыяснение численности детей школьного возрастав неземских губерниях. Задача сбора стати-стических данных была возложена на правитель-ственные структуры управления образованием игубернские (областные) училищные советы. В1913 г. по закону от 7 июля на эти же цели из кре-дита на начальное образование выделялось до 50тыс. руб. [13. Т. 33. Ч. 1. С. 750-753]. В региональ-ной исторической литературе встречаются неточ-ности: выделение специальных средств на состав-ление школьных сетей в Западной Сибири связы-вают лишь с законом 1913 г. [9. С. 61]Для определения потребностей управленийобразованием в губерниях, в которых не быловведено Положение о земских учреждениях, пофинансированию работ, связанных с расчетами повведению всеобщего обучения, на места были на-правлены соответствующие обращения. По запро-сам Западно-Сибирского учебного округа в 1912 г.на составление школьных сетей была выделенасумма в 4 904 руб. [25. Л. 18], в 1913 г. на завер-шение работ были дополнительно выделены1343 руб. [25. Л. 63]. В марте 1913 г. попечительЛ. И. Лаврентьев сообщил в МНП, что составлениешкольных сетей по округу почти завершилось [25.Л. 46].Курс на распространение учреждений началь-ного образования в Сибири совпал с политикойпереселения в ходе столыпинских реформ. С од-ной стороны, это создало большие проблемы сопределением численности населения и планамивведения школьных сетей, которые по округу бы-ли составлены к 1915 г., но впоследствии потребо-вали значительных корректив, с другой стороны,способствовало привлечению новых средств. За-коном 10 июня 1909 г. в целях сооружения церк-вей и школ в переселенческих поселках Сибири изгосударственного казначейства были выделенысредства - по 50 тыс. руб. в год - на усиление со-ответствующего фонда Александра III [13. Т. 29.Ч. 1. С. 465]. Распоряжением МНП от 26 июня1909 г. при сибирских губернаторах были учреж-дены особые комиссии по вопросам открытияшкол в переселенческих поселках. По ходатайст-вам переселенческих обществ на одну школу от-пускалось от 500 до 700 руб. в год на содержаниеи до половины стоимости на постройку зданий.Как следует из «Кратких сведений по истории ди-рекции училищ Томской губернии» А. Мисюрева,в Томской губернии комиссией за три года - с1 сентября 1910 г. по 1 сентября 1912 г. - былооткрыто 98 школ МНП (из них 10 - двухклассных)[26. С. 77].Для полного охвата образованием детейшкольного возраста в Западной Сибири требова-лись значительные средства. Так, в Томской гу-бернии, по расчетам директора народных училищН.К. Рамзевича, на 1908 г. для обеспечения обра-зованием 208 154 детей необходимо было 4 050школ, а к этому времени существовало всего 1 611училищ (103 городских и 1508 сельских). То естьтребовалось открыть 2432 начальные школы всельской местности и 7 - в городах [27. С. 67]. Поданным на 1912 г,. в Акмолинской области из27 463 детей школьного возраста 9 881 - были внешколы. На строительство зданий учебных заведе-ний области требовалось около 246 тыс. руб., напреобразование одноклассных училищ в двух-классные - 50 300 руб. Из 648 селений Акмолин-ской и Семипалатинской областей не было школ в350. По предварительным подсчетам, на их учре-ждение и содержание требовалось 245 тыс. руб.(по 700 руб. на каждую) и на строительствошкольных зданий - 1 241 000 руб. [25. Л. 14-15].Из Тобольска зам. директора инспектор народныхучилищ Е. Соколов сообщал, что для содержанияимеющихся в губернии училищ было ежегоднонеобходимо 87 163 руб. [25. Л. 3-9], по его расче-там, реализовать программу введения всеобщегообучения в губернии при существовавших темпахшкольного строительства возможно было лишь к1941 г. [25. Л. 14]Из государственного кредита 1912 г. на нуждыпо начальному образованию в Западной Сибири,по заявке учебного округа, было выделено429 671 руб., в том числе 134 740 руб. с 1 сентября1912 г. и 294 931 руб. с 1 января 1913 г. «При пер-вом отпуске были приняты во внимание новыеучилища, открытие которых не связано с построй-кой школьных зданий. С 1 января 1913 г. пособиеназначено и на эти ... училища» [25. Л. 22]. В фев-рале 1913 г. МНП сообщило Попечителю учебно-го округа об открытии дополнительного кредита в10 600 руб. на содержание новых ученическихкомплектов начальных училищ [25. Л. 37].Увеличение государственного финансирова-ния МНП по статье начального образования с1908 г. способствовало росту числа училищ, одна-ко строительство школьных зданий задерживалосьи носило запаздывающий характер по отношениюк открытию новых учебных заведений. По даннымЗападной Сибири на 1908 г., 323 низших училищаиз 1221 (без учета частных), т.е. 26,5%, располага-лись в арендованных помещениях; к 1914 г. 975 из2660 (36,7 %) школ не имели собственных зданий[16. Л. 395; 29. Л. 424; 30. Л. 413; 31. Л. 517]. Ме-жду тем и существовавшие школьные помещения,как следует из отчетов инспекторов и директоровнародных училищ о ревизиях, часто не соответст-вовали элементарным санитарным требованиям.Положительные оценки состояния учебно-воспитательной деятельности и существовавшейматериальной базы получали, как правило, частныеучебные заведения третьего разряда, городскиешколы Обществ попечения о начальном образова-нии, школы взаимопомощи приказчиков, еврейскихобщин и другие [32. Л. 174-175; 33. Л. 39].Первая мировая война внесла значительныекоррективы в ход мирной жизни России, но МНПбыло полно надежд на сохранение взятых темповфинансирования начальных училищ. Из перепис-ки директора народных училищ Акмолинской иСемипалатинской областей с департаментом на-родного просвещения известно, что в 1914 г. вОмске было открыто 6 новых комплектов народ-ных училищ из 69 имеющихся, в Петропавлов-ске - 3 из 19, в Павлодаре один новый из 9, вУстькаменогорске - 4 из 14, в Зайсане - один из 5существовавших [25. Л. 140-141]. За месяц до на-чала войны МНП сообщило о выделении в полномобъёме необходимых пособий учителям на второеполугодие 1914 г. [25. Л. 96].В апреле 1915 г. директор народных училищАкмолинской и Семипалатинской областейМ. Филиппов сообщил в МНП о получении креди-та в 19 тыс. руб. на строительство новых школ,которое должно было начаться с лета 1915 г. и за-вершиться к концу 1916 г. [25. Л. 119]. В 1916 г.он же сообщил МНП список начальных училищ,содержавшихся на средства Семипалатинскогообластного земского сбора, - 20 наименований (изних 4 русско-киргизские аульные школы), общийобъём финансирования которых составлял13,2 тыс. руб.; на средства Акмолинского област-ного земского сбора в 23,6 тыс. руб. содержалось36 наименований училищ (из них 5 русско-киргизских аульных школ) [34. Л. 54-56].Темпы распространения начального обучениянарастали, с каждым годом увеличивалось числодетей, желавших получить образование. Попечи-тель Западно-Сибирского учебного округа Н.И.Тихомиров 25 октября 1916 г. сообщил в Депар-тамент народного просвещения о том, что народ-ные училища переполнены, учителя не справля-ются с большим количеством детей, и просил раз-решения открыть новые классы с дополнительнымиз казны финансированием [25. Л. 168]. Ведо-мость о кредитах, необходимых на содержаниеначальных училищ в Западной Сибири, занималаболее 20 листов [34. Л. 9, 10-30]. Всего по округутребовались средства в объёме 430 650 руб. [34.Л. 29об.-30]. 26 ноября 1916 г. МНП направило впопечительство учебного округа письмо с надпи-сью «По всеобщему обучению», в котором сооб-щило, что из фонда Имени Преобразователя Рос-сии ИМПЕРАТОРА ПЕТРА ВЕЛИКОГО выделенкредит на школьно-строительные надобности ок-руга в 400 тыс. рублей [34. Л. 49].Не прекратились работы по расширению сетиначальных школ и в условиях революции. Однако,как следует из письма 11 сентября 1917 г. в адресМНП из Омска, средства на начальные училищазадерживались в течение нескольких месяцев [34.Л. 99]. В ответ на обращение вице-директор МНПИ. Воронцовский 4 октября 1917 г. сообщил, чтоденьги направлены, а кредит 1918 г. планирова-лось отпустить в прежнем объёме [34. Л. 101].18 окт. 1917 г. МНП сообщало попечителю Запад-но-Сибирского учебного округа об открытии но-вого кредита на содержание 163 дополнительныхкомплектов по Томской губернии и 7 новых вБарнауле, и еще 5, где Управление округом сочтетнужным [25. Л. 146]. По Тобольской губернии вы-делялись средства на 2 новых комплекта, на 3 но-вых - в Тюмени, всего по Тобольской губерниибыли выделены средства на 200 комплектов пер-вых классов и 34 комплекта вторых классов. ПоАкмолинской и Семипалатинской областям - на100 комплектов, в Кокчетаве - на 2 новых первыхкласса [25. Л. 146об.].В начале XX в. возрос спрос городского насе-ления на начальное образование по расширеннойпрограмме обучения. К 1910 г. в Томской губер-нии было преобразовано одно и вновь открытытри высших начальных училища, в Тобольскойгубернии три городских училища переведены встатус высших и одно создано, в Акмолинскойобласти одно преобразовано и одно открыто, вСемипалатинской области было преобразованоодно высшее начальное училище [31. Л. 55, 229,398, 490]. Стремление населения к начальномуобразованию повышенного уровня может демон-стрировать тот факт, что в Томской губернии, кпримеру, в 1913 г. в городские училища не смоглипоступить из-за отсутствия мест 67 человек [31. Л.28об.]. Газета «Сибирская жизнь» сообщала, что вгородские училища зачислялись «исключительновыпускники приходских училищ с похвальнымилистами» [35. С. 5].Динамика развития начального образования вучебном округе может быть представлена сле-дующим образом. 1. Число начальных школ за 33года деятельности учебного округа выросло в 4,3раза (с 666 до 2,9 тыс.), а без учета Семиреченскойобласти - в 4,7 раза. Наиболее продуктивным сталпериод с 1909 г., когда было увеличено финанси-рование на нужды начального образования. Чис-ленность низших училищ выросла с 1270 в 1909 г.до 2860 в 1916 г. Особенно быстро росло числосельских училищ - с 462 до 1475, т.е. в 3,2 раза[24. С. 444-451]. 2. В Западной Сибири в 1908 г.одна школа приходилась на 1059 кв. верст площа-ди, в 1912 г. - на 792, в 1914 г. - на 647, в 1916 г. -на 622 кв. версты. 3. Выросла численность на-чальных училищ повышенного уровня: к 1885 г. вЗападной Сибири без Семиреченской области бы-ло 26 городских и уездных училищ (2406 учащих-ся), к 1909 г. - 28 училищ (3929 учащихся), к1912 г. - 36 (4980 учащихся), к 1916 г. - 51 (7611учащихся) [16. Л. 358-370; 29. Л. 441-443; 31.Л. 482-492] 4. Процент детей 8-11 лет, обучав-шихся в школах разных типов и ведомств, поднял-ся с 8,5 % в 1890 г. до 31,5 % в 1914 г. и 35,5 - в1916 г. [24. С. 461] По данным на 1918 г., в Запад-ной Сибири грамотных на 1000 жителей в Тоболь-ской губернии было 113 человек, в Томской - 104,в Акмолинской области - 99, в Семипалатинской -43 [36. С. 45]. Всего учреждений начального обра-зования в Западной Сибири к 1918 г. было около5 790, половину из них составляли школы Ведомст-ва православного вероисповедания, половину - учи-лища, подведомственные в учебном отношенииМНП (30% - собственно училища МНП, 19% -МВД, около 1% - прочие) [37. С. 74]. Достижениевсеобщего обязательного начального обучения ока-залось возможным лишь спустя три десятилетия, вусловиях нового государственного строя и новойсистемы отечественного образования.
Ключевые слова
Западно-Сибирский учебный округ,
начальное образование,
всеобщее начальное обучение,
Western and Siberian educational district,
elementary education,
general elementary educationАвторы
Войтеховская Марина Петровна | Томский государственный педагогический университет | кандидат исторических наук, доцент, заведующая кафедрой отечественной истории и культурологии | vojtehovskaja@mail.ru |
Всего: 1
Ссылки
Соломатина Т.Б. Развитие общественно-педагогических инициатив в области начального образования в России второй половины XIX - начала XX веков: дис. ... д-ра пед. наук. М., 1999. 387 с.
Филоненко Т.В. Этапы развития общеобразовательной школы в России: школьные системы XIX - первой трети XX вв.: дис. ... д-ра ист. наук. Воронеж, 2004. 540 с.
Мягков И.В. Государственная политика России в области народного образования в начале XX века: дис. . канд. ист. наук. Курск, 2005. 230 с.
Сапрыкин Д.Л. Образовательный потенциал Российской империи. М.: ИИЕТ РАН, 2009. 176 с.
Горелова Ю.Р. Проблема просвещения народа в умонастроениях провинциальной интеллигенции конца XIX - начала XX вв. (на примере воззрений томской профессуры) // От краеведения к культурологии. Российскому институту культурологии 70 лет. М., 2002.
Гизей Ю.Ю. Участие Томского епархиального училищного Совета в организации сетей всеобщего обучения (1909-1917 гг.) // Актуальные вопросы истории Сибири. Третьи научные чтения памяти профессора А.П. Бородавкина: Материалы Всероссийской конференции. Барнаул
Блинов А.В. Реформы в области управления образованием на территории Западной Сибири в деятельности сибирских комитетов // Вестник Томского государственного педагогического университета. Томск. 2009. Вып. 12 (90).
Войтеховская М.П., Сазонова Н.И. Историкопедагогический анализ развития сельских малокомплектных школ России XIX - начала XXI вв. // Вестник Томского государственного педагогического университета. Томск. 2009. Вып. 12 (90).
Сулимов В.С. Чувства добрые пробуждать. Из истории светской школы Тобольской губернии в конце XIX - начале XX вв. Тюмень: Вектор Бук, 2004.
Гуркина Н.К. История образования в России (XXX века): учеб. пособие / СПбГУАН. СПб., 2001.
Окушева Г.А., Пьяных Е.Г. Народная школа в дореволюционной России: теоретико-методологические основания и организационная практика // Вестник Томского государственного педагогического университета. Томск. 2010. Вып. 11 (101).
Голикова О.А., Волчек В.А. Создание сети всеобщего начального обучения на территории Томской губернии в начале XX в. [Электронный ресурс] http:// conference. kemsu.ru/GetDocsFile?id= 13949&table=papers _file&type = 1&conn =confDB
Полное собрание законов Российской империи. 1881-1913 гг.
Российский государственный исторический архив (РГИА) Ф. 1276. Оп. 2. Д. 495.
Краткий обзор деятельности Западно-Сибирского учебного округа за первое двадцатипятилетие его существования (1885-1910 г.) // Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. 126. Оп.2. Д. 2150.
Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. 126. Оп. 2. Д. 2351.
Памятная книжка Западно-Сибирского учебного округа на 1909 год. Томск: Товарищество «Печатня С.П. Яковлева», 1909.
Памятная книжка Томской губернии на 1910 год. Томск: Издание Томского Губернского статистического комитета. Тип. Губернского управления. 1910.
Памятная книжка Томской губернии на 1914 год. Томск: Издание Томского Губернского статистического комитета под редакцией и. д. Секретаря Комитета П.Т. Виноградова. 1914.
Распорядительное бюро Томского Временного Комитета Общественного порядка и безопасности. Томская губерния. Статистический очерк. По поручению бюро составил В.Я. Нагнибеда. Томск: Тип. В.М. Перельман, 1917.
Памятная книжка Тобольской губернии на 1909 год. Издание Губернского статистического комитета. Тобольск, 1909.
Памятная книжка Тобольской губернии на 1914 год. Издание Тобольского Губернского статистического комитета / Под ред. секретаря комитета Е.Г. Юферова. Тобольск: Губернская типография. 1914.
Памятная книжка Акмолинской области на 1914 год. Издание Акмолинского областного статистического комитета. Омск: Областная типография, 1914.
Шамахов Ф.Ф. Динамика развития общеобразовательной школы Западной Сибири в конце XIX - начале ХХ вв. // Ученые записки ТГПИ. Т. XIII. Томск, 1955. РГИА. Ф. 733. Оп. 186. Д. 2022.
Мисюрев А. Краткие сведения по истории дирекции училищ Томской губернии. Томск: Тип. Дома трудолюбия, 1913.
Рамзевич А. К вопросу о всеобщем обучении в Томской губернии // Памятная книжка Томской губернии на 1908 год. Томск: Издание Томской губернской типографии, 1908. Ч. II.
Войтеховская М.П. Подготовка учительских кадров для начальных училищ в Западно-Сибирском учебном округе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. СПб., 2009. № 107.
ГАТО. Ф. 126. Оп. 2. Д. 2816.
ГАТО. Ф. 126. Оп. 2. Д. 2867.
ГАТО. Ф. 126. Оп. 2. Д. 2943.
ГАТО. Ф. 126. Оп. 2. Д. 2539.
ГАТО. Ф. 126. Оп. 2. Д. 3069 а.
РГИА. Ф. 733. Оп. 186. Д. 2023.
За бортом городских училищ // Сибирская жизнь. 1913. 25авг.
Настольный календарь на 1919 год. Издание Министерства народного просвещения / Под ред. М. Н. Пинегина. Томск: Типо-литография Томской железной дороги, 1919.
Чеховских К.А. Развитие народного образования в регионах Западной Сибири в 1917-1918 гг. // Вестник Томского государственного университета. Томск. 2008. № 306.