Impact of social knowledge on formation of tolerance towards people with disabilities.pdf Одной из главных проблем адаптации студен-тов-инвалидов в вузе является проблема интоле-рантности общественного сознания, которуюможно рассмотреть через призму соотношениясознания и социального бессознательного в чело-веке. Выделение социального бессознательного изкатегории бессознательного вообще мы считаемважным потому, что оно включает в себя не про-сто психические компоненты, названные К.Г. Юн-гом архетипами, но такие структуры психики, ко-торые характерны именно для людей, принадле-жащих к одной социальной группе [1]. Мир пред-ставляет собой сферу знаков и смыслов, интерпре-тацию которых осуществляют две интерпретаци-онные системы человека: сознание и бессозна-тельное.Социальное бессознательное как система ин-терпретации является наиболее древней и естест-венной для людей, в то время как сознание - сис-тема приобретённая, формирующаяся в процессеразвития и социализации человека. Сознание, яв-ляясь социальным компонентом психики, основы-вается на знании и рациональных механизмах ин-терпретации. Бессознательное, и социальное бес-сознательное в том числе, имеет в своей основеиррациональные компоненты, которые изначальнозаложены в психике человека либо формируются впроцессе его жизнедеятельности, но в любом слу-чае действуют помимо сознания и не контролиру-ются им.Поскольку социальное бессознательное пред-ставляет собой систему интерпретации, то соци-альное бессознательное людей, принадлежащих кразным социальным группам, будет представлятьсобой разные системы интерпретации. Идентич-ные события люди, принадлежащие к разным со-циальным группам и, соответственно, обладаю-щие разным социальным бессознательным, будутинтерпретировать по-разному, т.е. в их отноше-ниях будет присутствовать непонимание друг дру-га. Их взаимодействие будет представлять собойтак называемое общение на разных языках и за-труднять познание и понимание ими друг друга.Люди, принадлежащие к одной социальнойгруппе, располагают и идентичными системамиинтерпретации, следовательно, изначально пони-мают друг друга, поскольку события и явленияокружающего мира интерпретируют с одинаковыхпозиций. Также необходимо отметить, что соци-альное бессознательное представителей другойсоциальной группы, как система интерпретации всилу своей инаковости, представляет собой кате-горию иного или чужого. Всё иное, чуждое и не-похожее воспринимается на бессознательномуровне как нечто враждебное, что само по себеактивизирует защитные механизмы, настраивая наинтолерантность по отношению к представителямдругой социальной группы. Поэтому берущее ос-нову в мифологическом мышлении горизонталь-ное структурирование мира на две противополож-ные категории «свои» и «чужие» сохраняется исегодня. Эти процессы мы можем наблюдать напримере социальных групп инвалидов и здоровыхлюдей, не являющихся инвалидами (неинвалидов).В сознании большинства населения, не являю-щихся инвалидами, последние предстают как «не-похожие», «иные», «чужие», «не свои», что про-воцирует активизацию интолерантных механиз-мов по отношению к лицам с инвалидностью.Сознание как система рациональная, ноимеющая более ограниченные ресурсы по сравне-нию с социальным бессознательным, постоянностремится к их пополнению, что справедливо от-мечается и А.В. Перцевым [2]. Увеличение ресур-сов сознания как рациональной системы возможноза счёт привлечения рациональных компонентов.Такими рациональными компонентами являютсяинформация и знания. Рациональная система на-чинает в некоторой степени замещать иррацио-нальную систему, что выражается в переориента-ции от предпочтения интолерантности к предпоч-тению толерантности как основы построения взаи-моотношений. Узнавание инвалидами и неинвали-дами друг друга - фактор, способствующий пре-одолению защитных механизмов, они перестаютбыть друг для друга «чужими», следовательно, воз-никает больше предпосылок для создания толе-рантных взаимоотношений. Так, под влиянием этихфакторов происходило изменение отношения неин-валидов к инвалидам в послевоенный период. Насмену одной модели инвалидности (медицинской)приходила другая (социальная).Однако этот процесс нельзя назвать одномо-ментным. Для выработки рациональной системыинтерпретации необходима длительная мысли-тельная работа и, соответственно, время, в течениекоторого, согласно Г.А. Бакиевой и Р.А. Батомун-куевой [3], человек находится в состоянии «ду-ховной невесомости», способной деструктивноповлиять на жизнь человека. Например, студенты1-го курса с инвалидностью часто переживают такназываемый коммуникативный вакуум, на фонекоторого формируются коммуникативные стресс-состояния. Во избежание этого, пока выработканового рационального подхода осуществляется, онначинает интерпретироваться при помощи ирра-циональной составляющей, всегда имеющей шаб-лоны для осмысления и интрепретации. Идеи, яв-ления, на рациональном уровне признающиеся ипринимающиеся (например, идея интеграции ин-валидов в общество, создание общества равныхвозможностей), могут долгое время оставатьсянереализованными, поскольку в основе их интер-претации содержится противоречие между рацио-нальным и иррациональным, сознанием и соци-альным бессознательным [1]. Эффект отторженияинвалидности продолжает присутствовать в мас-совом сознании.Преодоление иррациональности социальногобессознательного ставит вопрос о том, как воздей-ствовать на социальное бессознательное, а точнее,о том, какой фактор использовать для того, чтобыуменьшить его влияние, снизить долю интоле-рантности и увеличить долю толерантности у со-ответствующего субъекта. Это относится в полноймере к положению инвалидов в обществе и полу-чению ими образования. С нашей точки зрения,наиболее адекватным решению поставленной за-дачи будет выделение социального знания в каче-стве фактора формирования толерантности, в ча-стности в отношении к инвалидности. Обращениек фактору социального знания закономерно пото-му, что говорить о формировании толерантности иинтолерантности можно только в контексте обще-ственного развития, т. е. применительно к постин-дустриальному обществу. Основой же современ-ного постиндустриального общества является ин-формация, которая определяет успешность взаи-модействий, происходящих в нём, и социальнуюструктуру общества.В переходные, кризисные моменты жизни об-щества активизируется и массовое сознание. Мас-совому сознанию конкретной социальной группытакже свойственно обращение к иррациональныммеханизмам социального бессознательного и от-сутствие анализа поступающей информации. Ис-тина, не являющаяся целью социального бессозна-тельного, не является также и целью массовогосознания, формирующегося на его основе. Тем неменее основой формирования массы как носителямассового сознания являются интересы, форми-руемые на основе информации. Возникает тольковопрос о том, какую информацию готово воспри-нимать массовое сознание. Поскольку характери-стики массового сознания таковы, что его, как исоциальное бессознательное, не интересует истинав её традиционном понимании, то логично сделатьвывод о предпочтении им информации, котораясогласуется с уже заложенной на бессознательномуровне. Бессознательный компонент, таким обра-зом, усиливается. Соответственно, создаютсяпредпосылки формирования интолерантности.Диалектической противоположностью бессоз-нательного является сознание как рациональнаясистема, которое любую информацию анализиру-ет и делает вывод о её адекватности. На уровнесознания невозможно игнорирование противоре-чий между явлением окружающего мира и истин-ным смыслом информации, его описывающей.Следовательно, при приложении усилий по ос-мыслению окружающего мира на основе привле-чения рациональных ресурсов сознания возможноадекватное отражение действительности и форми-рование толерантности в противовес иррацио-нальности социального бессознательного, приво-дящей к интолерантности. Поскольку отправныммоментом в этом процессе служит всё-таки ин-формация, воспринимаемая разными интерпрета-ционными системами, мы можем говорить о пра-вильности выбора информации как фактора, спо-собного оказать влияние на формирование толе-рантности или интолерантности в зависимости отих характеристик.Новая культура во взаимоотношении с инва-лидами предполагает распространение информа-ции об инвалидности и людях с инвалидностьюсреди здоровых людей с целью преодоления нега-тивных стереотипов и формирования культурывзаимодействия и толерантности. От качества ин-формации во многом будет зависеть формирова-ние социального знания и толерантной или инто-лерантной ориентации субъектов общественныхпроцессов. С одной стороны, возможно, предос-тавление информации, в которую изначально за-ложена оценка, что избавляет носителя массовогосознания от проведения аналитической работы, т.е.отключает рациональный компонент, потакая соци-альному бессознательному. Это манипуляция сориентацией на иррациональные механизмы, при-водящая к закреплению установок интолерантностив сознании субъекта. С другой стороны, информа-ция, не содержащая оценочного компонента, ужеизначально будет обращена к рациональным струк-турам, поскольку будет нуждаться в выработкеоценки, что в состоянии реализовать только созна-ние. Проведённая сознанием оценка позволит сде-лать вывод о наличии или отсутствии опасности вописываемом явлении или объекте. В случае отсут-ствия опасности со стороны описанного иного яв-ления возможно его принятие, что будет свидетель-ствовать о формировании толерантности.Отметим, что толерантность может основы-ваться только на истинном знании, которое фор-мируется на основе информации. Человек строитсвои поведение и деятельность на основе посту-пающей информации. Выбор изначально предпо-лагает информированность субъекта о явленияхокружающего мира [4]. При недостатке информа-ции люди склонны восполнять пробел при помо-щи разного рода домысливания или принятия не-достоверных сведений в качестве истинного зна-ния [5]. Недостаток информации перекрываетсядомысливанием, которое выражается в формиро-вании разного рода стандартов, активизации сте-реотипов и социального бессознательного в це-лом. Если мало говорят о проблемах инвалидов, тоидея создания безбарьерной среды как реализацииих прав может просто не найти сторонников. Ста-вя целью формирование толерантности, необхо-димо одновременно с этим сформулировать и дру-гую цель - формирование социального знания по-средством адекватного информационного обеспе-чения и опыта практической деятельности.
Радченко Оксана Евгеньевна | Томский университет систем управления и радиоэлектроники | старший преподаватель кафедры истории и социальной работы | oer@list.ru |
Зиновьева Валентина Ивановна | Томский университет систем управления и радиоэлектроники | кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории и социальной работы | vpz@tsu.ru |
Сикевич З.В., Крокинская О.К. , Поссель Ю.А. Социальное бессознательное. СПб.: Питер, 2005. 267 с.
Перцев А. В. Современный миропорядок и философия толерантности // Философские и лингвокультурологические проблемы толерантности: кол. монография / отв. ред. Н.А. Купина и М.Б. Хомяков. Екатеринбург: Изд. Урал. ун-та, 2003. С. 25-48.
Батомункуева Р.А. Социальная память как стабилизирующий фактор в процессах общественных изменений: автореф. дис. .канд. социол. наук. М., 2006. 21 с.
Задорин И., БуроваЮ., Сюткина А. СМИ и массовое политическое сознание: взаимовлияние и взаимозависимость // Российское общество: становление демократических ценностей. М., 1999. С. 175-197.
Пивоев В. М. Мифологическое сознание как способ освоения мира: автореф. дис. ... д-ра филос. наук. М., 1993. 37 с.