Обеспечение Сибирского Севера квалифицированными кадрами в 30-е годы XX в
В 30-е гг. XX в. советское правительство направило все усилия на подготовку специалистов для районов Сибирского Севера. Получила развитие общеобразовательная школа. Возникли национальные школы и школы-интернаты. Огромную роль в развитии образования и культуры народов Севера сыграли культбазы. Сложилась двухуровневая система профессионального образования молодежи северных окраин. Особое внимание уделялось подготовке национальных кадров.
Ensuring the Siberian North of qualified personnel in the 1930s the twentieth century.pdf Во второй половине 20-х-30-е гг. XX столетияРоссия вступила в полосу индустриализации, ко-торая способствовала возрастанию роли Севера всистеме народного хозяйства. Так как успехи ин-дустриализации во многом зависели от состояниякадрового потенциала региона, в 30-е гг. в центревнимания советского правительства встал вопросподготовки квалифицированных специалистов всфере как хозяйственной, так и культурной дея-тельности. В этом плане первоочередной задачейявлялось развитие общего и профессиональногообразования. Цель настоящей работы - рассмот-реть и оценить исторический опыт подготовкиспециалистов отраслей народного хозяйства икультуры Севера на материалах национальныхокругов Сибирского Севера.В подготовке специалистов для Севера огром-ную роль сыграло образование национальных ок-ругов. 10 декабря 1930 г. в числе иных националь-ных округов районов Крайнего Севера были обра-зованы Ненецкий, Таймырский (Долгано-Ненец-кий), Ханты-Мансийский (Остяко-Вогульский),Эвенкийский, Ямало-Ненецкий округа. Переход кнационально-территориальной автономии авто-хтонных народов Сибирского Севера - ненцев,ханты, манси, селькупов, нганасан, долган, эвен-ков - стимулировал ускоренный подъем экономи-ки, образования, культуры отдаленных, трудно-доступных, малообжитых территорий данного ре-гиона. Обладая мощным потенциалом естествен-ных ресурсов, северные округа на порядок усту-пали сопредельным промышленным и сельскохо-зяйственным районам Сибири по численности иплотности населения, по уровню экономическогои культурного развития. Предстояло в кратчайшиеисторические сроки преодолеть унаследованнуюот прошлого отсталость, реализовать благоприят-ные условия и возможности общественного про-гресса, опираясь на бескорыстную помощь рус-ского народа и других братских народов Совет-ского Союза. Решающим условием всестороннегоподъема национальных автономий являлось ихобеспечение квалифицированнымитолько занимались обучением детей, но и решалимногие проблемы, связанные со здоровьем уча-щихся, обеспечением их одеждой, обувью, созда-нием условий проживания и организацией досуга.Это были очень умные и талантливые люди, створческим характером и жаждой работы. Так, вСургутской школе преподавал математику, физи-ку и астрономию Аркадий Степанович Знамен-ский, представитель известной в Сибири учитель-ской династии. Супруги Кучковы также трудилисьв Сургутской школе. В Собских юртах Обдорско-го района была открыта первая остяцкая школа. Ееорганизовал самоед-учитель П.Е Хатанзеев, одиниз немногих аборигенов, получивших образованиееще до Октябрьской революции и ставший пер-вым учителем из народов Обского Севера.Второй по счету национальной школой Севераявилась школа, которая была открыта в селенииЕрбогачене, преобразованная впоследствии вэвенкийскую семилетнюю школу. Организаторомее был талантливый учитель И.Г. Киселев, награ-жденный за педагогическую деятельность орде-ном Ленина. В 1933-1934 гг. состоялся первыйвыпуск Ербогаченской школы. Среди девяти уча-щихся, окончивших семилетку, было 5 тунгусов(эвенков) - Г.К. Каплин, С.Н. Комбагир, Н.Н. Ка-плин, В.Н. Удыгир, В.Н. Увачан [1. С. 169].Функционировали школы-интернаты. Школь-ная программа их была построена комплексно,включая северный географический и этнографиче-ский материал с учетом ведения главных промы-слов - охоты, рыболовства и оленеводства. Крометого, программа предусматривала обучение детейна родном языке. Она была рассчитана на 3 года.Каждый год учебный материал разбивался на 4периода. Количество таких школ непрерывно уве-личивалось. К 1940 г. только в Таймырском иЭвенкийском национальных округах действовалина полном государственном обеспечении 43 ин-терната для детей народов Севера. Подобного яв-ления не было ни в одной стране мира.Главную роль в организации национальныхшкол-интернатов и ликвидации неграмотностикоренного населения Севера сыграли культбазы,имеющие высококвалифицированные педагогиче-ские кадры и хорошую материальную базу. При-влечению детей к учебе в школах-интернатахпредшествовала большая разъяснительная работасреди родителей. Например, партийные организа-ции Казымской и Сосьвинской культбаз посылалина стойбище и в юрты специальные бригады повыявлению и учету детей, подлежащих обучению.Кроме того, уполномоченные всех школ выезжалив национальные Советы для сбора учащихся идоставки их на культбазы. Лучше других решал про-блему обучения детей коллектив Казымской кульба-зы. Со дня ее основания здесь трудились такие ква-лифицированные и талантливые учителя, какА.В. Голошубин и Н.М. Артеев, хорошо изучившиеязык и быт хантов, ненцев и коми-зырян и пользо-вавшиеся среди них непререкаемым авторитетом.Они систематически выезжали в самые дальние се-ления, отчитывались о своей работе перед рыбакамии охотниками, на живых примерах убеждали роди-телей в необходимости обучения детей.Все, кто связывал свою судьбу с Севером, ра-ботали в чрезвычайно экстремальных условиях. Согромным трудом решались вопросы жилья,снабжения продуктами и всем необходимым. Всеэто требовало от людей выдержки, самопожертво-вания, ответственности за порученное дело. Не всевыдерживали, но многие закрепились на месте, надолгие годы связали свою судьбу с суровым Севе-ром. Среди них - главный врач Ямало-Ненецкогоокруга Павел Борисович Широбоков, выпускникТомского педагогического института, основателькомиссии по созданию хантыйского литературно-го языка Павел Кузьмич Животиков. Таисия Фе-доровна Евсеева создала и возглавила школу наЯмальской культбазе. И таких ярких примеровсамоотверженности можно привести еще целыйряд. Таким образом, был создан образовательныйпотенциал, который позволил направить детейСевера в профессиональные школы. Хотя не вседети оканчивали общеобразовательную школу, всеже значительнаясоветско-партийного, колхозно-кооперативного,индустриального, промыслового и культурногостроительства. Кроме того, в институте существо-вал Северо-Азиатский семинар (вуз) с социально-экономическим и литературно-лингвистическимфакультетами. Поступающие абитуриенты долж-ны были свободно владеть русской речью, обла-дать знаниями в объеме национального техникумаили рабфака и иметь стаж практической работы. Винститут и на подготовительное отделение при-нимались туземцы в возрасте не моложе 16 и нестарше 23 лет.При ИНСе существовал специальный интернатдля студентов-инородцев, которые, кроме жилья,обеспечивались одеждой и обувью. Кроме того,они получали рабфаковскую стипендию в размере23 рублей. В институте было налажено медицин-ское обследование студентов, предрасположенныхк заболеваниям. Кроме обязательной учебной про-граммы, студенты изучали родные языки и фольк-лор, здесь каждый мог проявить свои литератур-ные и художественные способности. В специаль-ной художественной мастерской института сту-дентов обучали технике современной живописи сориентацией на национальные традиции. Большаячасть студентов-северян совершенствовала своиспособности в области художественного творчест-ва. Первый выпуск Института народов Севера со-стоялся 3 мая 1931 г. Среди выпускников-уроженцев Обского Севера были остяки ВасилийАлачев, Милица Хабарова, Андрей Ельпин, Вар-вара Чешова. Все они были направлены на своюмалую Родину в качестве педагогов, советских,партийных и кооперативных работников. В мае1932 г. дипломы получили 17 специалистов по-вышенной квалификации по советскому строи-тельству, колхозно-кооперативному делу и поли-тико-воспитательной работе. Среди них хантыМ. Лоншаков, И. Истеев и манси Н. Пакин [4.№10. С. 28-29].Из стен института вышли многие талантливыепедагоги, художники и писатели, посвятившиесебя развитию и процветанию родного края. Так,выпускником ИНСа был Константин ЛеонидовичПанков, один из самых одаренных молодых ху-дожников-северян, получивших признание за ру-бежом. В 1937 г. Панков получил золотую медальГран-при на международной выставке в Париже,где советский павильон был украшен его панно икартинами. Репродукции картин К.Л. Панкова«Домики рыбачьего поселка», «Охотник», «Синееозеро», «Волны», «Горы играют» и другие тира-жировались в иллюстрированных журналах30-х гг. Обучение специалистов в ИНСе велосьвплоть до Великой Отечественной войны. Здесьже шли научные исследования в области этногра-фии и языков.К подготовке специалистов приступили педа-гогические, медицинские, сельскохозяйственныеучебные заведения Красноярска, Новосибирска,Омска, Свердловска, Томска, Тюмени, Тобольска.Учащиеся и студенты коренных национальностейбыли обеспечены всем необходимым для приоб-ретения избранных специальностей. Ближайшимучебным заведением, который занимался подго-товкой кадров для русских и национальных школСевера, был Тобольский педагогический техни-кум. Первым директором педагогического техни-кума в Тобольске был А.В. Расторгуев, большойэнтузиаст и мастер педагогического дела. Притехникуме был организован ряд отделений: воспи-тателей дошкольных учреждений, учителей татар-ских национальных школ, библиотечных работни-ков, - которые позднее переросли в самостоятель-ные учебные заведения. В учебно-воспитательнойработе техникума видное место занимал ручнойтруд и общественно полезная деятельность уча-щихся. Напрямую осуществлялась связь обученияс производительным трудом [5. С. 56-58]. Притехникуме было создано подготовительное тузем-ное отделение (туземная школа). Контингент уча-щихся состоял из числа окончивших националь-ные школы-интернаты. При наборе существовалпринцип целевого направления: каждому север-ному району бронировалось определенное коли-чество мест в зависимости от численности учени-ков каждой национальности.На отделение принималисьступления в средние профессионально-техни-ческие учебные заведения различных специально-стей без экзаменов. Некоторые учащиеся перево-дились на первый курс педтехникума. Так, в1930 г. были переведены успешно закончившиеподготовительное отделение лица коренных на-циональностей Севера А. Валеева, Р. Витязева,Н. Исакова, П. Онин, Е. Пакиных, М. Соколова,Д. Филиппова [7. Д. 177. Л. 22].Много сил и умения для подготовки учащихсяиз нацмен отдали педагоги: Е.М. Попов (матема-тика), А.Е. Плетнев (русский язык, физкультура),П.Е. Хатанзеев (инородческие языки: остяцкий,зырянский, самоедский), Л.Ф. Китшель (физика,химия), Л.Е. Жданова (естествознание), П.П. Чу-комин (рисование), В.Н. Уваров (пение), Кутырев(обществоведение, география), Лыткина (ком-плексные часы) и др. Многие выпускники отделе-ния народов Севера продолжали свое образованиев средних специальных и высших учебных заве-дениях, став очень известными людьми. Приме-ром может служить Петр Ефимович Хатанзеев -создатель первого хантыйского букваря.В Институте народов Севера получили высшеепедагогическое образование и стали первыми учи-телями национальных школ выпускники отделе-ния народов Севера Н.И. Терешкин, В.С. Алачев имногие другие. Еще один выпускник - МихейЯковлевич Савин, староста туземной школы, от-личник. Во время учебы проявлял незаурядныеорганизаторские способности. Закончил такжеЛенинградский институт народов Севера. Изби-рался председателем Остяко-Вогульского испол-нительного комитета окружного Совета, первымсекретарем Ханты-Мансийского райкома партии,депутатом Верховного Совета СССР.Кроме туземного отделения Тобольского педа-гогического техникума, учителей для русских инациональных школ Севера готовили во Владиво-стокском, Иркутском, Томском педтехникумах, наспециальных отделениях Красноярского агропеда-гогического института, Николаевского и Ненецкогокомплексных техникумов и в других учебных заве-дениях. Подготовкой педагогических кадров длясеверных районов занималось подготовительноеотделение при Хабаровском педагогическом техни-куме, которое в 1930 г. насчитывало 120 учащихсяиз числа туземцев. В 1931 г. отделение было преоб-разовано в техникум малых народов Севера ДВК. В1928/29 уч. г. было организовано подготовительноеотделение для ненцев при Архангельском педаго-гическом техникуме и Северное отделение приТомском рабфаке на 40 чел. [8. № 2. С. 27].Отделения народов Севера при Мурманском,Колпашевском и Якутском техникумах, Краснояр-ском педагогическом институте также готовилиучителей для школ Севера [9. Ч. 1. С. 110]. Такимобразом, учебные заведения страны регулярновыпускали кадры учителей начальной и семилет-ней школ для народов Севера.Подготовкой работников сельского и промы-слового хозяйства занимался Тобольский зоовете-ринарный техникум, который был организован в1920 г. на базе ветеринарно-фельдшерской школы.По инициативе местных, бывших тобольских ок-ружных партийных, советских, хозяйственныхорганов Тобольский ветзоотехникум в 1930 г. от-крыл оленеводческое отделение, которое впослед-ствии стало базой оленеводческого техникума вСалехарде. Осенью 1931 г. техникум открыл приоленеводческом отделении туземное подготови-тельное отделение с 2-годичным курсом обучения.Перед учебным заведением была поставлена от-ветственная задача - подготовить кадры для оле-неводческих хозяйств Севера.Теоретический курс отделения включал обще-ственно-политический, специально-технический,организационно-экономический и общеобразова-тельный циклы. На отделении был создан кабинет«Североосвоения экономики и организации со-циалистического оленеводческого хозяйства», вкотором хранились наглядные пособия: карты,чучела животных и птиц, гербарии, фотографииразличных объектов, представителей флоры ифауны северного региона, картограммы, схемы ит. д. [10. Д. 18. Л. 26]. Особое внимание уделялосьпрактической направленности обучения: «Техни-кум обязан был окончательно найти и установитьпути перехода от изолированной и оторванной отпроизводства школы к участку - школе» [11.Д. 13. Л. 193]. Главную роль в этом направлениидолжна была взять на себя клиника веттехникума.По-новому была налажена и непрерывная произ-водственная практика слушателей с таким расче-том, что последние приобретали организацион-ные, профилактические и лечебные навыки непо-средственно в колхозах, совхозах и крестьянскиххозяйствах. Для прохождения практики учащими-ся при техникуме был организован небольшойсовхоз с опытным стадом оленей в 20-30 голов.Кроме того, веттехникум располагал кузницей,учебными мастерскими, лабораторией и библио-текой. На базе Тобольского зооветтехникума былиорганизованы краткосрочные курсы повышенияквалификации для работников среднего звена поразличным специальностям [12. Д. 21. Л. 250].Выпускники ветеринарного техникума распреде-лялись по северным районам.Специалистов рыбной промышленности исельского хозяйства в Тобольске готовил рыбо-промышленный техникум. Кроме того, кадры длясеверного промыслового хозяйства готовили вОмском и Троицком ветеринарных и Иркутскомпушносырьевом институтах, Якутском техникуме.Кадры для севера готовили также на Северномотделении рабфака Томского университета, от-крытого в 1928/29 уч. году. Кузницей кадров дляразвивающейся лесной и деревообрабатывающейпромышленности, лесного хозяйства стало откры-тое в 1930 г. в Красноярске первое высшее учеб-ное заведение отрасли - Сибирский лесотехниче-ский институт. Подготовкой медицинских работ-ников для северных районов занималась Тоболь-ская фельдшерско-акушерская школа, которая воктябре 1930 г. была преобразована в медицин-ский техникум с отделениями: акушерское, сест-ринское, подготовительное туземное, отделениематери и младенца и фармацевтическое. Будущиеврачи из народов Севера обучались в вузах Моск-вы, Свердловска и Омска.Национальный состав учащихся был весьмаразнородным. Так, в 1932 г. среди студентов тех-никума были русские - 172 чел., манси - 5 чел.,ханты - 7 чел., зыряне - 4 чел. [13. Д. 4. Л. 2].Кроме общеобразовательных предметов, таких какбиология, химия, физика, обществоведение, воен-ное дело, учащиеся техникума изучали и специ-альные дисциплины, соответствующие их буду-щей профессии. В техникуме преподавали весьмаопытные педагоги: Кулева (химия), Микулин (ма-тематика и физика), П. Рябов (обществоведение),В.Н. Беллавин (анатомия), С.Ф. Дунаев (лекарст-воведение), Окулова (бактериология), Кончин(техника общего ухода), Шумилова (родной язык),Прокопьев (военное дело), Сапожков (физическаякультура). Начиная с первого курса техникума,студенты проходили медицинскую практику в уч-реждениях окружного отдела здравоохранения.При техникуме для иногородних студентов име-лось общежитие. Кроме того, все учащиеся былиобеспечены одеждой и обувью. Необходимо отме-тить, что именно Тобольск и его учебные заведе-ния обеспечили на 50% подготовку всех квалифи-цированных специалистов для Обь-ИртышскогоСевера. Впоследствии на их базе были созданысамостоятельные учебные заведения на Севере.Подготовку финансовых работников осущест-вляли Ленинградский финансово-экономическийинститут и Пермский финансово-экономическийтехникум. В 1936 г. туда было направлено на уче-бу 15 чел., из них 2 русских и 13 националов.Кроме стационарных учебных заведений, функ-ционировали курсы партийного и советскогостроительства, открытые на базе крупных вузовМосквы, Ленинграда, Красноярска, Новосибирска,Свердловска. Опыт подготовки специалистов вкрупных образовательных центрах страны создалблагоприятные условия для открытия местныхучебных заведений.На следующем уровне функционировалисредние специальные учебные заведения, откры-тые в окружных центрах Севера. Так, на базе То-больского педагогического техникума, его тузем-ного отделения были созданы средне-специальныеучебные заведения народов Севера в Обдорске(Салехард) и Остяко-Вогульске (Ханты-Ман-сийск). Училище в Остяко-Вогульске с 1935 по1940 г. выпустило 80 учителей начальной школы,из них 37 - коренной национальности. На двухотделениях (национальном и русском) в 1939 г.обучалось 166 чел., в 1940 г. - 156. В училищетрудилось 14 преподавателей, 9 из них имеливысшее образование. Директор Иван ПетровичИгнатов окончил Ленинградский педагогическийинститут. Еще 3 чел. были выпускниками этоговуза. Трое педагогов окончили Омский педагоги-ческий институт и двое - Тюменский. Язык мансипреподавала Мария Ивановна Анисимова, котораяв 1932 г. окончила Высшие курсы при Ленинград-ском педагогическом институте, язык ханты -Петр Яковлевич Хамзаров, окончивший в 1938 г.Ленинградский институт народов Севера.Обдорский (Салехардский) техникум началфункционировать с 1932 г. В 1940 г. в нем обуча-лось 230 учащихся. Педагогический коллективнасчитывал 13 чел., из которых 7 чел. имели выс-шее образование. Директор училища Борис Мои-сеевич Годисов - выпускник Пермского педагоги-ческого института. В 1940 г. количество учащихсяв обоих окружных учебных заведениях составляло344 чел. Из них 128 - представители коренныхнациональностей. Так как количество выпускни-ков педагогических учебных заведений все же неудовлетворяло нужды региона в кадрах, в 1930 г.были организованы окружные туземные одного-дичные, а в 1931 г. - 2-годичные курсы для учите-лей. В 1934 г. на базе Тобольского ветеринарногозоотехникума родился зооветтехникум в г. Сале-харде, приступивший к подготовке специалистовдля оленеводческих хозяйств Ямала. В 1934 г. на-чало работу Ханты-Мансийское медицинскоеучилище. К 1940 г. оно подготовило 26 фельдше-ров и 23 акушерки. Общее же число специалистовсо средним образованием, подготовленных учи-лищем, составило накануне Великой Отечествен-ной войны 79 чел.Север испытывал нужду также в кадрах низ-шего, среднего и высшего технического и админи-стративного персонала (мастера, бригадиры, де-сятники, механики и др.). С этой целью на Севереразвернулось формирование производственныхкадров. Среднегодовая численность рабочих ислужащих в семи округах в 1940 г. достигла44,4 тыс. чел. - 18,9% к числу всех работниковпроизводства. Доля колхозников достигла 71,4%всего населения. Сформировались национальныекадры рабочих и служащих, занятые преимущест-венно в аграрном секторе; на их долю в 1940 г.приходилось 19,4% численности рабочих и слу-жащих округов Севера. Более двух третей числен-ности коренного населения было занято в коопе-ративном секторе экономики. В дальнейшем не-обходимо было обеспечить им систематическоеповышение квалификации.В окружных центрах Обского и ЕнисейскогоСевера действовали политико-просветительныешколы, где обучались будущие работники нацио-нальных советов, колхозов, кооперативных объе-динений и культурно-просветительных учрежде-ний - культурных баз, Домов народов Севера, Крас-ных Чумов. К 1940 г. на Сибирском Севере насчи-тывалось 299 школ [14. Т. 4. С. 165, 176; 15. С. 159].Можно сделать вывод, что в 30-е гг. сложиласьсистема подготовки кадров специалистов для Се-вера, которая велась по двум направлениям:1) подготовка специалистов средней и высшейквалификации в учебных заведениях страны и2) создание местных учебных заведений. Вопросыподготовки кадров высшей квалификации для Се-вера решались с участием Центра (вузы Москвы,Ленинграда, Свердловска и др.). Кадры среднейквалификации готовили в местных учебных заве-дениях и через организацию курсов. Основнойчертой кадровой политики 30-х гг. был упор вподготовке специалистов из представителей ко-ренных национальностей. Были подготовленыпервые специалисты для административной, хо-зяйственной и культурной деятельности в крае.Благодаря напряженной созидательной творческойдеятельности специалистов национальные округаСевера добились определенных успехов в преодо-лении вековой экономической и культурной от-сталости. К 1940 г. северный регион нашей страныпроизводил 30% общесоюзной добычи золота, за-нимал ведущее место по производству цветныхметаллов, минеральных удобрений, деловой дре-весины, рыбных продуктов. На Енисейском и Об-ском Севере, а также на Кольском полуострове, наКолыме, Камчатке, на Якутском Севере, на трас-сах Северного морского пути сложились крупныецентры освоения региона [16. С. 43]. Эти успехиво многом были предопределены той кадровойполитикой, которая проводилась советским руко-водством начиная с середины 20-х и в 30-е гг.XX в. Были сформированы кадры национальнойинтеллигенции, видными представителями кото-рой являлись Ф.И. Ного, К.Л. Панков, Терешкин,Матрена Баландина, В.Н. Увачан и др. Вместе стем проблема обеспечения кадрами Севера в силуобъективных трудностей требовала дальнейшегоцеленаправленного и последовательного решения.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 285
Ключевые слова
общее образование, профессиональное образование, национальные округа, национальная школа, кадровая политика, General education, vocational education, national district, the national school, personnel policyАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Еремеева Ольга Ивановна | Тобольский государственный педагогический институт им. Д.И. Менделеева | кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры права и методики преподавания обществознания | eoi-s@mail.ru |
Ссылки
Увачан В. Н. Путь народов Севера к социализму. М., 1971.
ГАРФ. Ф. 3977. Оп. 1. Д. 437.
Партийные организации советского Севера (1920- 1959 гг.). Ч. 1. Томск. 1980.
Кузакова Е. Факультету народов Крайнего Севера - 70 // Югра. Ханты-Мансийск, 1999. № 10.
Ванчицкая Л. Н., Майсейкина Л. Д. Из истории Тобольского педагогического техникума им. В.И. Ленина (1920- 1940 годы). Профессиональное образование Тюменского края: история и современность: Материалы областной научно- практической конференции, посвященной
Государственное учреждение Тюменской области Государственный архив в г. Тобольске (ГУТО ГА в г. Тобольске). Ф. 190. Оп. 1. Д. 177.
ГУТО ГА в г. Тобольске. Ф. 195. Оп. 1. Д. 177.
Скачко А. 5 лет работы Комитета Севера // Советский Север. М., 1930. № 2.
Партийные организации советского Севера (1920- 1959 гг.). Ч. 1. Томск, 1980.
ГУТО ГА в г. Тобольске. Ф. 403. Оп. 1. Д. 18.
ГУТО ГА в г. Тобольске. Ф. 403. Оп. 1. Д. 13.
ГУТО ГА в г. Тобольске. Ф. 403. Оп. 1. Д. 11. Л. 7, 9. Д. 21.
ГУТО ГА в г. Тобольске. Ф. 865. Оп. 1. Д. 4. Л. 2.
Школа народов Севера. Хрестоматия. Тобольск, 2008. Т. 4.
Увачан В.Н. Переход к социализму малых народов Севера. М., 1958.
Прибыльский Ю., Загороднюк Н. Война и Север. Тобольск, 2005.
