О необходимости создания каталога воткинского судостроения | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2012. № 1 (17).

О необходимости создания каталога воткинского судостроения

Несмотря на то, что воткинское судостроение являлось одним из ярких культурно-технических феноменов России, в настоящее время технический аспект этого вопроса практически выпал из поля зрения историков. В работе доказывается актуальность тематики и необходимость ее систематизации через составление каталога воткинских пароходов.

About necessary of a creation of the guide-book about Votkinsks shipbuilding..pdf Судостроение в городе Воткинске второй по-ловины XIX - начала ХХ в. является одним изкультурно-технических феноменов России этогопериода. Далёкий от речных магистралей посёлокВоткинский завод являлся тем не менее одним изкрупнейших поставщиков пароходов в России.Всего с середины ХIХ по 20-е гг. ХХ в. заводомпостроено свыше 400 морских и речных судов,которые долгие годы несли службу на морях и ре-ках России, а затем и СССР от Амура и Иртышадо Волги и Невы, от Аральского и Белого до Чер-ного и Каспийского морей. После революции вот-кинское судостроение пресеклось, зато филиалыВоткинского завода, в первую очередь на Амуре иИртыше, выросли в крупнейшие предприятия от-расли этих регионов. Суда, построенные в Вот-кинске и филиалах, внесли весьма существенныйвклад в историю России. Достаточно отметить,что, например, Аральская военная флотилия прак-тически целиком состояла из судов, построенныхэтим заводом. С технической точки зрения значе-ние Воткинска в мировом речном судостроениитакже огромно.Тем не менее во время работы над монографи-ей «Удмуртские названия в морском и речномфлоте России» [1] пришлось констатировать, чтодо сих пор не существует системного описаниятехнических аспектов истории воткинского судо-строения. Немногих историков, занимавшихсявоткинскими пароходами, интересовали, преждевсего, капиталистические отношения, например, всвете развития речного транспорта [2] или какэлемент развития индустрии Урала [3, 4]. В ре-зультате в литературе есть лишь строго ограни-ченный набор технико-технологических фактов поэтой теме, кочующих из книги в книгу.Чтобы не быть голословными, рассмотримпубликации по такому довольно локальному ас-пекту, как количество пароходов, построенных позаказу ижевских заводов. Практически все исто-рики единодушны во мнении, что первым парохо-дом для Ижевского пруда стал «Иж», а далее на-чинаются расхождения. Так, работа Шумиловапосле указания на строительство парохода «Иж»сообщает: «Через десять лет [в 1902 г.] воткинцыизготовили для ижевцев другой пароход под та-ким же названием (его именовали «Ижонок»).Существовал также заводской пароход «Шрап-нель» (с 1920 г. «Свобода»)» [5. С. 23]. Добавляянеразберихи, Новиков сообщает следующее: «Попрошествии некоторого времени [с момента дос-тавки парохода «Иж»], увидев на Ижевском прудупаровой буксир с названием «Граната»… жителипо достоинству оценили плавающего по воде «же-лезного коня», помогающего исполнять нечелове-чески тяжелый труд. Второй пароход - «Шрап-нель» - долгие годы совершал по три рейса…» [6].Информация о пароходах «Шрапнель» и «Грана-та» подтверждается ижевским краеведом С.Н. Се-ливановским: «Пароходы назывались «Шрапнель»и «Граната», после революции им дали новыеимена: «Красный сплавщик» и «Свобода». Одинсплавлял от Воложки лес, другой возил пассажи-ров» [7]. Таким образом, получается, что на Ижев-ском пруду имелось сразу четыре заводских паро-хода «Иж», «Ижонок», «Шрапнель» и «Граната».Однако анализ архивных и литературных источ-ников показал, что на самом деле таковых парохо-дов было два, а не четыре [8].Добавляет путаницы и тот факт, что заво-дчане, идя на поводу у заказчиков, могли даватьсвоей продукции одинаковые наименования.Так, в упомянутой работе [1] мы выделили 7 па-роходов с наименованием «Воткинский завод» иимеется ряд сомнений в существовании парохо-да, отмеченного нами под № III. А посколькунет единодушия по таким довольно локальнымэпизодам, общая численность построенных вВоткинске пароходов, по разным оценкам, ко-леблется в районе сотни!На наш взгляд, начинать данную работу сле-дует именно с создания каталога всех построен-ных в Воткинске пароходов с указанием их харак-теристик и краткой биографии. Полагаем, что этоиздание, с привлечением фотографий и техниче-ской документации, способно вызвать интерес квоткинскому судостроению как среди историков,так и краеведов. После того, как в научный оборотбудет введён массив этих неизвестных для широ-кого круга данных, у историков появится возмож-ность обоснованных аналитических выводов обэффективности судостроения, уровне принимае-мых технических решений и т.п., которые нередкоимеют голословный характер.А интерес к теме имеется не только в Удмур-тии, но и в России в целом, а также странах СНГ,где служили военные корабли и гражданские судаВоткинского завода. Историки флота не раз под-нимали на интернет-форумах и конференциях во-прос о необходимости проведения подобной сис-тематизации. Например, в настоящее время изда-ны подобные каталоги по пароходам КВЖД, Доб-ровольному флоту и т.д.Еще один немаловажный аргумент в пользуэтой работы состоит в том, что множество техни-ческой документации из архива Воткинского за-вода разошлось по частным собраниям (особеннов период Гражданской войны и в 1920-е гг.), ипубликацию данных из частных собраний по оз-наченной теме тем более необходимо начинать,что с уходом из жизни старых коллекционеров ихархивы нередко их родственники сдают в макулату-ру. В связи с этим в настоящее время в Воткинскеначалась кампания по изданию книг об истории го-рода [8], чтобы превратить его в туристическую дос-топримечательность - пока редкие туристы посеща-ют город исключительно как родину композитораЧайковского, совершенно упуская из виду богатоеисторическое и индустриальное прошлое.

Ключевые слова

водный транспорт, пароходное сообщение, Воткинское судостроение, история, water transport, shipping message, Votkinsk's shipbuilding, history

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Митюков Николай ВитальевичИжевский государственный технический университетдоктор технических наук, доцент, профессор кафедры «Тепловые двигатели и установки»Nico02@mail.ru
Порцева Людмила ПавловнаИжевский торгово-экономический техникумкандидат исторических наук, доцент, зам. директора по научно-методической работеNico02@mail.ru
Всего: 2

Ссылки

Митюков Н.В., Лапшин Р.В. Удмуртские названия в морском и речном флоте России. Ижевск, 2010. 96 с.
Мельников Л.С. Речной транспорт // Очерки по истории Удмуртии XIX в. Ижевск, 1996. С. 245-261.
Осколков Г.И., Сутырин Б.А. Из истории Камско- Воткинского завода и Екатеринбургской фабрики в начальный период промышленного переворота // Вопросы истории Урала. Свердловск, 1963. Вып. 3.
Кривоногов В.Я. Из истории Камско-Воткинского завода // Из истории заводов и фабрик Урала. Свердловск, 1960. Вып. 1.
Шумилов Е. Ф. История Ижевского пруда и его плотины // Ижевский пруд. Ижевск, 2002. С. 9-35.
Новиков А.В. У истоков Воткинского судостроения // Золотой ларец. Ижевск, 1998. С. 13-32.
Селивановский С.Н. Краткая история Ижевска // Блог Сергея Селивановского. 6.9.2011. - URL: http://selivanovskiy.ru
Добровольский И.А. Воткинский завод на рубеже эпох. Заметки конструктора. Воткинск, 2009. 400 с.
 О необходимости создания каталога воткинского судостроения | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2012. № 1 (17).

О необходимости создания каталога воткинского судостроения | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2012. № 1 (17).

Полнотекстовая версия