The Modernization theory between Eurocentrism and Multiply Modernity..pdf Термин «модернизация» в последнее времястал предметом политической риторики в России.Причем интерпретации термина широки и разно-образны - от узкоспециального технологическогообновления до широкой программы на пути кон-вергенции в либерально-рыночное сообщество.Термин позитивно окрашен, с ним связывают все-сторонний процесс внедрения инноваций. Подра-зумевается, что процессы модернизации неизбеж-но ведут к конвергенции «транзитных обществ»,их интеграции на основе культурных, политиче-ских, социальных стандартов современной евро-атлантической цивилизации. В современной поли-тической жизни XXI в. этот термин имеет выра-женные европоцентристские коннотации. Под ихвлиянием евроцентризм (европоцентризм) сталидеологическим фоном перестройки и реформ всовременной России [1. С. 27-33]. При этом поли-тическая и публицистическая апологетика и кри-тика «проекта модерна» в равной степени удаленыот современного научного уровня развития теориймодернизации. В обоих случаях объектом внима-ния является узкий, однолинейный вариант мо-дерна как следования по пути исторического раз-вития Запада и формирования соответствующихсоциокультурных институтов. В целом это соот-ветствует духу «теории модернизации» первогопоколения, которая возникла во второй половинеХХ в. Тогда парадигма модернизации одновре-менно являлась макроисторической теорией и ли-беральной политической идеологией. В эпоху би-полярных противостояний она являлась альтерна-тивой марксистской теории общественно-эконо-мического развития.Парадигма модернизации стала закономернымпродуктом теоретического и идейного развитиязападной гуманитарной мысли. Она была связанас формирующимися доктринами индустриализма,традиционализма, транзитного общества и пере-ходной эпохи. В ее основе было заложено пред-ставление о трансформации традиционного обще-ства в индустриальное. Интерпретация Т. Парсон-сом взглядов М. Вебера в духеблага, равенства социальных возможностей. Кон-цепция модернизации соединяла в единую пара-дигму весь комплекс представлений о трансфор-мации традиционного, аграрного общества в капи-талистическое, индустриальное. Этот процесс рас-сматривался как всеобщий и, по сути, неизбежныйэтап для всех развивающихся стран, стремивших-ся преодолеть отсталость и пережитки колониаль-ной эпохи. Модернизация воспринималась какпроцесс системных изменений с кумулятивнымэффектом во всех сферах общественной жизни.Идеологема модернизации определялась установ-ками ее разработчиков Т. Парсонса и Э. Шилза нато, что традиционализм препятствует экономиче-ским и социальным изменениям, а демократическоеустройство способствует прогрессу. Они считаливозможным однолинейное, в том числе направляе-мое извне, развитие стран «третьего мира».Такое понимание модернизации опирается надлительную традицию евроцентризма в гумани-тарном знании и политической идеологии. В егооснове лежит осознание генетически разных путейразвития, типологических отличий в антропологиии ментальности, несхожесть жизненных ориен-таций, свойственных европейцам и обитателямдругих регионов мира. Евроцентризм подпи-тывался очевидным военно-технологическимотставанием, традиционализмом и подчиненнымположением народов Азии, Африки и Америки вколониальный период, отсутствием в этихрегионах эндогенного научно-техническогопрогресса, их периферийным положением вкапиталистической мир-системе. Это привело кпоявлению устойчивых представлений о том, чтонеевропейские цивилизации остановились вразвитии на традиционализме, в то время какевропейская культура и цивилизация достиглаболее высокой стадии развития, для которойхарактерен прогресс, индустриализм, полити-ческий либерализм и гуманитарные ценности. Наэтом основании делался вывод о том, чтоисторическое и социальное прошлое Европыявляется ключом и образцом к пониманиюисторическихление труда, глобальная экономическая интегра-ция, распространение либеральных ценностей,западных культурных стандартов и демократииявляются всемирно-историческим процессом, ко-торый неизбежно приведет к унификации мирово-го сообщества по западному образцу, к появлению«универсальной цивилизации».Парадигма вестернизации надолго стала клю-чевой в объяснении истории и перспектив разви-тия неевропейских стран, стран «третьего мира».Один из теоретиков вестернизации Т. фон Лауэписал, что техническое, военное и экономическоепревосходство Европы над остальными регионамимира уходит корнями в английскую индустриаль-ную и французскую социальную революцииXVIII в. Это доминирование стало довлеющимфактором, вызвавшим эффект догоняющего раз-вития в странах Востока. Заимствование западногооружия, технологий, элементов организации про-изводства разрушало целостность традиционногообщества, привнося в него элементы материаль-ной и духовной культуры европейцев, т.е. приво-дило к «вестернизации» [3]. В качестве примеровпоследовательной и успешной вестернизации при-водились реформы Мэйдзи в Японии, политикаМустафы Кемаля Ататюрка в Турции; принципи-альные дискуссии вызывает вопрос о петровскихреформах в России. Однако существует автори-тетное мнение, что в наиболее динамичные перио-ды развития России в XIX и XX вв. внутриполи-тический курс и вектор технической модерниза-ции был прозападным, ориентированным на кон-вергенцию и подключение к мировой капитали-стической системе. Т. Парсонс, один из создателейтеории модернизации, в своей эволюционной док-трине выделил три типа обществ: примитивные,промежуточные и современные. Модернизацио-ный переход от промежуточных обществ к совре-менным он трактовал в духе всеобщего повыше-ния «обобщенной адаптивной функции», т.е. в духеконвергенции и вестернизации. По мнению Пар-сонса, «эволюционные универсалии» приводят ктому, что во всех обществахТаким образом, идейная и практическаяориентация на европейские эталоны развитияпредставлялись коренными условиями успешноймодернизации. С. Блэк, один из основополо-жников теории модернизации, понимал логикуразвития модернизационного процесса какчередование следующих фаз: 1) «вызов модер-низации»; 2) консолидация модернизаторскойэлиты; 3) экономическая и социальная транс-формация; 4) интеграция общества [6]. КонцепцииЛ. Уайта, Дж. Стюарда, Г. Ленски, Дж. Матрас,Т. Парсонса и др. в общем виде сообщали о том,что европейское общество объективно лидирует всовременном мире благодаря особой социальноймобильности и психологической пластике,способности к адаптации и восприятию новыхтехнологий. Поэтому только оно смогло преодолетьтрадиционализм, совершить отрыв и перейти киндустриальной стадии развития, полнеереализовать свои жизненные шансы. Схожийхарактер носили почти все ранние теориимодернизации (У. Ростоу, Ш. Айзенштадт, С. Блэк).Теория индустриального общества (Ж. Фурастье,Р. Арон), а затем сменившая ее теория пост-индустриального общества (Д. Белл, А. Турен,О. Тоффлер, И. Иллич, И. Масуда и др.)представляют собой стадиальные типологии социо-исторических организмов и содержат европо-центристские коннотации. В радикальных формахевроцентризм выразился в концепции столкновенияцивилизаций С. Хантингтона, который оспаривалвозможность прямой передачи инноваций междуразными цивилизациями. Примером того же родаявляются работы Ф. Фукуямы, считающего дости-жение западной модели либерального капитализмавершиной мировой эволюции [7. С. 146-152].Вторая половина ХХ в. стала временемактивного противостояния конкурирующих евро-поцентристских идеологий развития и ихтеоретико-методологических оснований. Позити-вистская теория марксизма вобрала в себяуниверсалистские, линеарные подходы к все-мирно-историческому процессу, т.е. была теориейтого же направления и класса, что и теориямодернизации. Марксизм как историческаяпарадигма отразил идеи евроцентризма, эволю-ционизма, экономического детерминизма, классо-вой борьбы. В центре исследований Маркса иЭнгельса изначально находились проблемыформирующегося капиталистического обществаXIX столетия. Поэтому главным объектомсвоего анализа они сделали экономику, так какона, по их мнению, в наиболее полной мереотражает развитие конкретных материальныхсил в истории. Однако в отличие от «клас-сической» теории модернизации, котораяотводила основную детерминирующую рольэкономическому росту, марксистская идеологияподчеркивала роль усиливающейся в результатеэкономических антагонизмов классовой борь-бы. Социальная теория Маркса, как справедливоотмечал А.И. Фурсов, оказалась на стыке анализадвух систем - локальной европейской буржуазнойи мировой капиталистической [8. С. 42]. Марксизмкак идеология сообщал, что важнейшим условиемперехода к социализму является достижениеопределенного уровня производительных сил,соответствующего западному образцу индустри-ального капитализма с его классовой общест-венной структурой - в этих исторических исоциальных условиях классовые антагонизмыдостигают апогея, и происходит социалистическаяреволюция. В идеологической перспективекоммунистическое будущее тоже было «концомистории». Марксизм являлся одной из ведущихидеологий ХХ в., наряду с либерализмом иконсерватизмом. Для подтверждения этойтеоремы идеологам социализма и коммунизмабыло необходимо подчеркнуть типологическую идаже хронологическую однотипность истори-ческого развития всех стран и регионов. В эпохуэкспансии «мировой революции», а затем и«развитого социализма» подчеркивалось, чтоматериальная, политическая и культурно-идео-логическая помощь стран развитого социали-стического лагеря позволяла отсталым обществамтретьего мира сделать опережающий шаг ксоциалистической революции и индуст-риализации. «Социалистический лагерь» по своейсути являлся высокоразвитым, эталоннымЗападом; развивающиеся страны «социали-стической ориентации» - Востоком. Возможностьэкспорта «советского модерна» лишь подтвер-ждала всемирно-историческую обусловленностьзападной парадигмы развития. Либеральнаяидеология модернизации и советская идеология«научного коммунизма» имели общие корни видеологии Просвещения. Они одинаково опира-лись на стадиально-линеарные представления овсемирно-историческом процессе и подчеркивалиопределяющую роль европейского историческогои политического опыта для развивающихся странтретьего мира, с акцентированием на развитиикапитализма и сопутствующих ему культурномуровне, политических институтах, социальныхявлениях. Коммунистическая перспектива, так жекак и интеграция всех сообществ в капитали-стический мир западной демократии, в равнойстепени предполагали, что развитие всех обществпроходит через стадию социально-политическоймодернизации, но в разных дискурсах - инди-видуальной свободы или социалистическогоколлективизма. Унитарно-стадиальные, европо-центристские по духу концепции всемирнойистории на Западе и в СССР отражали, по сути,идеологию развитого индустриального общества,осознающего свою идентичность и превосходствонад странами «третьего мира».Эти идеологические, в значительной мереоторванные от культурных, цивилизационныхреалий, представления о «единственно верных путяхразвития» неоднократно были причиной полити-ческого волюнтаризма, непродуманных решений инеобоснованных стратегий влияния как дляруководства СССР, так и для их оппонентов наЗападе. В настоящее время навязывание «либераль-но-рыночной» парадигмы развития со стороныкапиталистических лидеров является существеннойпричиной их отторжения, роста международнойконфликтности. В то же время справедливостьтребует подчеркнуть историческую обусловленностьи определенные достижения евроцентризма. Какотмечает Ю.Л. Говоров, евроцентризм в своейдинамике отразил не только негативные тенденции,связанные с конфликтом цивилизаций и экспан-сионизмом, но также выполнил ряд полезныхисторических и социокультурных функций. Он былзакономерным этапом становления и развитияевропейской, и опосредованно - мировой культуры.С евроцентризмом связан этап становленияэволюционистской, прогрессивной схемы всемир-но-исторического процесса, которая, в свою очередь,объективно соответствовала интел-лектуальнымзапросам индустриальной эпохи, отражала идео-логию модерна и анализировала реальные процессыинтеграции мировой цивилизации в ХХ в. [9. С. 19].Особенности европейского менталитета и образадействия привели к тому, что многие достиженияматериальной и духовной культуры мировыхцивилизаций были объектно изучены и осмыслены вкатегориях и методах научного познания,рационализма. В рамках евроцентризма сформи-ровалась идея о единстве всемирно-историческогопроцесса, взаимосвязанности всех процессов вглобальном масштабе, сложились первые универ-сальные теории развития.Несовпадение реальных линий развития странтретьего мира с теориями модернизации и научно-го коммунизма привело к их критике и радикаль-ному пересмотру. После появления плюралисти-ческих теорий модернизации в 1970-е гг. возрослакритика как самой теории вестернизации, так ипредставлений о ее позитивном, конструктивномхарактере. В работах С. Хантингтона была постав-лена проблема ограниченности самих возможно-стей глубоких культурных заимствований междуцивилизациями [10. С. 92]. Ш. Айзенштадт гово-рил о существенном институциональном разнооб-разии современных и модернизирующихся об-ществ, поставив вопрос о важности сохранениянациональных социокультурных традиций [11.С. 187]. М Леви критиковал концепцию «дого-няющего развития» и указывал на то, что идеоло-гическая, технологическая, экономическая зави-симость от Запада является фактором консервацииотсталости. Ряд теоретиков (Р. Хейлборнер,Г. Маркузе) высказали идею о «негативной кон-вергенции», о том, что цивилизации и разные со-циальные системы усваивают друг у друга нестолько положительные, сколько отрицательныеэлементы каждой, что в целом ведет к системномукризису. В настоящее время большинство иссле-дователей отмечают, что модернизация в видевестернизации без опоры на национальные тради-ции признается неполной, рискованной, фрагмен-тированной, характеризуется как тормоз социо-культурного развития. В 1980-1990-е гг. в иссле-дованиях «процессов модерна» усиливается ак-цент на изучение конкретных исторических усло-вий, цивилизационного контекста, на так назы-ваемых специфических «типах модерности», ко-торые определяют интерьер и общий рисунок мо-дернизационных процессов.В результате серьезной ревизии модернизаци-онной теории сформировались представления омноголинейной, обратимой, о частичной «парци-альной» модернизации, понимаемой как длитель-ный процесс перехода и трансформации; возникликонцепты «посттрадиционного», «транзитного»общества. В современных трактовках процесс мо-дернизации представляется субъективно много-факторным, исторически инвариантным и обрати-мым; он, обладает региональной и цивилизацион-ной спецификой, протекает с различной скоро-стью и интенсивностью в разных общественныхподсистемах и на разных этапах развития. Суще-ственным параметром процесса модернизации яв-ляется «тип модерности» общества. Под ним по-нимается социокультурный, региональный, циви-лизационный контекст модернизации; совокуп-ность характерных признаков общества и культу-ры, а также исторических условий, влияющих наобщие предпосылки, потенциал, историческийрисунок и перспективы модернизации в конкрет-ном социоисторическом организме. Концепт «мо-дерности» позволяет перенести акцент с сущност-ной динамики капитализма на иные объекты вни-мания - социальные связи нового типа; развитиесложного дифференцированного общества с высо-кой степенью социального контроля и самокон-троля, культурный синтез, преодоление архаики всоциальных практиках, синтез традиций и инно-ваций. Как отмечает И.В. Побережников, в иссле-дованиях широких исторических трансформацийнамечено смещение от структуралистских макро-исторических объяснений к сравнительно-историческим моделям. Такие функциональныемодели процессов дают возможность составлятьстрановые варианты перехода от традиции к мо-дерну, реконструировать их общие стадии и спе-цифические исторические особенности. Методо-логическая пластичность и синкретизм, свойст-венные современной теории модернизации, позво-ляют связать ее с контекстом других макроисто-рических теорий [12. С. 18-20]. Глобальная ди-намика экономических циклов и взаимодейст-вий, технологического обмена, складывание ре-гиональных и трансконтинентальных политиче-ских иерархий являются предметным полеммир-системного анализа. Взаимосвязь внутрен-них и внешних факторов трансформации, ихвзаимодействие с реальными процессами разви-тия раскрывает модернизационная парадигма.Цивилизационный подход позволяет концептуа-лизировать традиционный контекст, социокуль-турный базис и «коридор возможностей» исто-рического перехода, обосновывает его регио-нальную темпоральность.Таким образом, на фоне возрастающей крити-ки евроцентризма под модернизацией понимаютболее широкие процессы, чем переход на запад-ный вариант социально-экономического развития,но рассуждая при этом в плане философии исто-рии культуры, цивилизации и т.п. Связь теориимодернизации с представлениями о множествен-ности путей социокультурного, политического иэкономического «транзита» привела к постановкевопроса о синтезе традиций и инноваций, об ихбалансе в модерном обществе. Оперируя терми-ном модернизации, многие современные авторыинтерпретируют его не как революционный про-рыв, а как продолжающееся линейное изменение,движение к определенной цели и очертанию целейв контексте реформаторской деятельности, прово-димой в условиях международной взаимозависи-мости и соперничества. Тенденция к социологиза-ции теории модернизации выразилась в признаниивысокой роли социальных акторов (коллективов,индивидов, элит), в интересе к субъективным мо-тивациям, формам адаптации, стратегиям выжива-ния, к изучению социальных и гендерных казусовдля выявления проекций модернизации на повсед-невность в микроформате. Современные многоли-нейные модели отличает отказ от жесткого детер-минизма любого толка (экономического, культур-ного, политического, когнитивного и т.д.), акцентна комплементарный, взаимодополняющий харак-тер взаимосвязей между различными социальны-ми факторами и системами. Таким образом, насегодняшний день в рамках расширяющейсяпарадигмы существует несколько слабо отделен-ных друг от друга понятий процессов модерниза-ции. Они рассматриваются как инвариантные мо-дели стадиальных исторических процессов; какасинхронная эволюция социальных подсистем; какмодернизация человеческой личности, преодо-ление традиционалистской ментальности и уста-новок - в этом смысле как процесс личностнойрационализации и цивилизации. В целом для со-временной науки характерно стремление к евро-центризму. В новой парадигме «глобального мира»рассматривается становление человечества какцелого, формируются представления о процессахи структурах глобальности, глобализации, исходяиз идеи множественности картин мира имножественности моделей познания.
Айзатулин Т.А., Кара-Мурза С.Г., Тугаринов И.А. Идеологическое влияние евроцентризма // Социологические исследования. 1995. № 4.
Семенов Ю.И. Философия истории. М., 2003.
Won Laue Th.H. The World Revolution of Westernization. The Twenteeth Century in Global Perspective. N.Y.,Oxf., 1987.
Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1998.
Вебер М. История хозяйства. Город. М., 2001.
Black C.E. The Dynamics of Modernization: A Study in Comparative History. N.Y., 1966.
Побережников И.В. Модернизация: теоретико- методологические подходы // Экономическая история. Обозрение / Под ред. Л.И. Бородкина. М., 2002. Вып. 8.
Капитализм на Востоке во второй половине ХХ в. М., 1995.
Говоров Ю.Л. История стран Азии и Африки в средние века. Кемерово, 1998.
Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2005.
Eisenstadt S.N. Multiply Modernity. Daedalus. Cambridge (Mass.), 2000.
Побережников И. В. Пространственно-временная мо- дель в исторических реконструкциях модернизации: Автореф. дис. … д-ра ист. наук. Екатеринбург, 2011.