Механизмы сотрудничества России и Европейского союза: перспективы модернизации | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2012. № 1 (17).

Механизмы сотрудничества России и Европейского союза: перспективы модернизации

Рассматриваются механизмы сотрудничества России и Европейского союза как основа модернизации не только российской экономики, но и формат двусторонних отношений Россия - ЕС. Анализируются основные тенденции развития соответствующих механизмов взаимодействия России и ЕС, приводятся конкретные примеры результатов сотрудничества. Особое внимание уделяется существующим трудностям на пути развития эффективных и адекватных механизмов сотрудничества двух партнеров.

The EU-Russia co-operation mechanisms: prospectsformodernization.pdf В настоящее время слова «инновации» и «мо-дернизация» чаще других звучат в двустороннемдиалоге России и Европейского союза (ЕС). Вэтой связи стоит подробнее остановиться на меха-низмах сотрудничества, как основе модернизациине только российской экономики, но и форматаотношений Россия - ЕС.Очевидно, что развитие европейского конти-нента без сотрудничества России и Евросоюза не-возможно. Европейское направление внешней по-литики является приоритетным и традиционнымдля России. То же самое можно сказать и о Евро-пейском союзе: Россия является одним из основ-ных экономических партнеров ЕС, в то же времядинамично развивается и политическая состав-ляющая диалога. Таким образом, закономерно, чтоЕвросоюз охотно отозвался выступить в качествероссийского партнера по вопросам модернизации.Модернизация России - это, скорее, острая стра-тегическая необходимость, нежели абстрактнаяидея. В. Путин выступил с ней еще в 2000 г., од-нако на тот момент перед страной стояли другиезадачи.В сентябре 2009 г. вышла статья ПрезидентаРФ Д. Медведева «Россия вперед» [1], в которойприоритетом развития страны было обозначенопреодоление «унизительной сырьевой зависимо-сти» [1]. Стоит отметить, что Ж. Мануэль Баррозувысоко оценил изложенные в ней идеи на саммитев Стокгольме. Официально курс на модернизациюбыл провозглашен в Послании Президента РФФедеральному Собранию 12 ноября 2009 г. [2].Этот курс объективно диктуется требованием вы-живания России в современном мире. Цель мо-дернизации России состоит в том, чтобы создатьсильную, процветающую страну. Для этого надорешить ряд задач по формированию условий дляпостроения эффективного государства, эффектив-ной экономики и сильного гражданского общест-ва. В своем выступлении в ноябре 2010 г.Д. Медведев подчеркнул, что «существенный ре-зерв в достижении этих целей… в расширениисотрудничества с Европейским союзом…» [3].Евросоюз откликнулся на заявления россий-ских властей о необходимости модернизации Рос-сии. Еврокомиссия разработала свой проект про-граммы под названием «Партнерство для модер-низации». Главный тезис документа, который безлишней огласки был передан для рассмотрения вПравительство - модернизация невозможна бездемократизации. Поэтому ЕС первым делом пред-ложил обеспечить в РФ верховенство права, а за-тем с помощью Европы заняться приведениемроссийской экономики к европейским стандартам.В Москве же хотели бы, чтобы «программа носилаприкладной характер без рассуждений о преиму-ществах европейских ценностей» [4]. ЕС по-прежнему питает надежды, что в ходе процессамодернизации Россия станет более открытой иориентированной на Запад и, наконец, превратит-ся в предсказуемого и «удобного» партнера.В последние годы мы наблюдаем, что отноше-ния между Россией и ЕС все время лихорадит. Со-трудничеству постоянно что-то мешает. Стоитсторонам договориться и оставить позади проти-воречия и недопонимание по какому-либо поводу,как моментально появляются новые. И они вновьотбрасывают сотрудничество назад. Однако, какпоказывает практика, сотрудничество не всегдалегкий процесс. Уже по этой причине сближение сЕвропой в вопросах модернизации есть и будетпроцессом длительным, включающим в себя мно-го направлений сотрудничества в самых разнооб-разных областях, конечно, с возможными случая-ми отката назад или временного обострения от-ношений по отдельным вопросам.Тем не менее на 25-м саммите России - ЕС,который состоялся 31 мая - 1 июня 2010 г. в Рос-тове-на-Дону, Европейский союз и Россия объяви-ли о начале реализации «Партнерства для модер-низации» [5]. Главное предназначение совместнойинициативы состоит в том, чтобы открыть новуюстраницу в отношениях между Россией, Европей-ским союзом и его государствами-членами. Онапредлагает переосмыслить эти отношения и при-дать им принципиально иную динамику [6]. При-оритетными направлениями были выбраны сле-дующие: расширение возможностей для инвести-рования в ключевые отрасли, стимулирующиерост и инновации; укрепление и углубление дву-сторонней торговли и экономического взаимодей-ствия, а также создание благоприятных условийдля малых и средних предприятий; содействиевыравниванию технических регламентов и стан-дартов, а также высокому уровню защиты правинтеллектуальной собственности; транспорт; со-действие развитию устойчивой низкоуглероднойэкономики и энергоэффективности, а также под-держка международных переговоров по противо-действию изменению климата; укрепление со-трудничества в сферах инноваций, исследований иразвития, а также космоса; обеспечение эффек-тивного функционирования судебной системы иусиление борьбы против коррупции; содействиеразвитию связей между людьми и укреплениедиалога с гражданским обществом для поощренияучастия людей и бизнеса.Финансирование проекта взяли на себя Рос-сийская госкорпорация «Внешэкономбанк» и Ев-ропейский инвестиционный банк (ЕИБ) [7]. Соот-ветствующий меморандум был подписан членомправления, заместителем председателя ВЭБа Пет-ром Фрадковым и вице-президентом ЕИБ ЕвойШрайбер. Согласно документу, финансовые ин-ституты намерены совместно работать над проек-тами, реализуемыми европейскими и российскимикомпаниями в России в рамках партнерства. Приэтом стороны предусматривают возможность пре-доставления на эти цели до 500 миллионов еврокаждая, при условии соответствия потенциальныхпроектов финансовым критериям «Внешэконом-банка» и ЕИБ и их одобрения уполномоченнымиорганами управления. 7 декабря 2010 г. на очеред-ном саммите Россия - ЕС национальные коорди-наторы инициативы представили совместный док-лад о проделанной работе и Рабочий план меро-приятий по реализации инициативы [8], куда во-шли согласованные в рамках отраслевых диалоговпервые проекты по пяти тематическим разделам:создание диверсифицированной, конкурентной инизкоуглеродной экономики; облегчение и либе-рализация мировой торговли, продвижение и уг-лубление двусторонних торгово-экономическихсвязей; усиление сотрудничества в области инно-ваций, научных исследований и разработок, вклю-чая космические и ядерные исследования; укреп-ление правовой среды, совершенствование инве-стиционного и социального климата; содействиеразвитию контактов между людьми и укреплениедиалога с гражданским обществомИнициатива «Партнерство для модернизации»учитывает предшествующий негативный опыт.Ставка в ней делается на использование тех ин-ститутов и механизмов взаимодействия, которыеуже имеются и были созданы в ходе реализациидорожных карт [9]. Из возможных организацион-ных новаций добавляется некоторый механизмконтроля над осуществлением инициативы. Этомеханизм обратной связи, подразумевающий воз-можность и необходимость не только постоянногомониторинга того, что делается, но и уточненияприоритетов, коррекции складывающейся практи-ки и придания постоянного политического им-пульса ведущейся работе. Функции такого меха-низма первоначально должны быть возложены наинституционально проводимые на регулярной ос-нове консультации между представителями пре-зидента России и председателя Европейской ко-миссии. В рамках дорожных карт было развернутомножество отраслевых диалогов, которые былипродолжены в контексте модернизации россий-ской экономики. Разумеется, степень продвиже-ния по отдельным диалогам различналогов состоит, скорее, в обмене мнениями, в обсу-ждении проблем. Они дают пищу для подготовкирешений, но не принимают их сами.Если говорить о проблемах, связанных с процес-сом модернизации, то в первую очередь пробуксо-вывает гармонизация. Важнейшим инструментоминдустриальной и технологической модернизацииРоссии может служить распространение на нее ев-ропейских принципов технологического регулиро-вания, стандартов, норм и правил. В Европейскомсоюзе именно техническое регулирование стало од-ним из главных инструментов «понуждения к инно-вациям», в котором нуждается и Россия. Методоло-гически стороны не проработали свои подходы.Ведь гармонизация связана с простотой доступа нарынки. Кроме того, гармонизация - чрезвычайнозатратное дело. Это видно на примере сближениятехнических регламентов. С какими затратами оносвязано, никто не просчитывал. Оптимальной былабы такая гармонизация, при которой обе сторонысовместно вносили бы предложения нормоустанав-ливающего характера на международном уровне, апотом уже внедряли у себя международный стан-дарт. Незаинтересованной стороной в этом вопросеявляются российские чиновники, так как принятиечетких обязательств по внедрению европейских стан-дартов неизбежно уменьшит коррупцию (которая вы-ступает основным источником их благосостояния) иустановит пределы произвольного толкования зако-нов и правил. В противодействии сближению с ЕС уних имеется мощный союзник в лице российскихпредпринимателей, которые усматривают угрозу сво-им интересам в движении в сторону Европы.Необходим рабочий инструмент мониторингадиалогов. С российской стороны ее осуществляетпостпредство в Брюсселе. Со своей стороны еговедет Европейская комиссия. Но совместного ме-ханизма нет, а он нужен, и он должен использо-вать научно обоснованные методологии оценки,причем согласованные между партнерами. Ожи-дать прорыва в отношениях между Россией и ЕСможно будет только тогда, когда удастся накопитькритическую массу специалистов, способных иумеющих сотрудничать с обеих сторон.Стороны по-прежнему демонстрируют разноевидение процессов модернизации. ЕС, в свою оче-редь, видит ее сквозь призму демократизациивнутренних процессов. Как справедливо заметилпостоянный представитель России при Европей-ском союзе В. Чижов, в основе должны лежатьконкретные проекты, которые бы «в схожей сте-пени отвечали интересам и Евросоюза, и России».«Речь не о том, что одна сторона будет под себямодернизировать другую, а о том, что в современ-ном мире и Россия, и ЕС часто сталкиваются сосхожими вызовами по части модернизации» [10.С. 1, 8]. Модернизация в России остается покаэлитарным проектом, реализация которого крайневажна для будущего страны, но отнюдь не гаран-тирована. Российский политолог Андрей Пионт-ковский, говоря о тупиках модернизации, видит ихв еще петровском расколе общества на мужика ибарина, элиту и народ [11].Россия остается чуждым Европе и насторо-женно относящимся к внешней среде государст-вом. Подозрительность и закрытость достались внаследство от прошлых эпох, а новое руководствостраны мало что сделало для их преодоления. Лю-бая крупная инициатива - это свидетельство раз-очарования. «Партнерство для модернизации»представляется очередным амбициозным проек-том, и главное, чтобы заявленные цели и ожида-ния не стали очередной декларацией о намерени-ях. А это, в первую очередь, вопрос эффективно-сти механизмов и достаточной политической волив преодолении системных разногласий.

Ключевые слова

Европейский союз, Россия, «Партнерство для модернизации», механизмы сотрудничества, дорожные карты

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Мацепуро Дарья МихайловнаНациональный исследовательский Томский государственный университетаспирантка кафедры мировой политики исторического факультетdaisy29@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Медведев Д.А. Россия, вперед! / Сайт Президента РФ - http://kremlin.ru/news/5413
Послание Президента РФ Федеральному Собранию. 12 ноября 2009. - Сайт Президента РФ - http:// kremlin. ru/news/5413
Послание Президента РФ Федеральному Собранию. 30 ноября 2010. - Сайт Президента РФ - http:// kremlin.ru/ news/ 5413
Полунин А., Петров Н. Медведев подбил ЕС высказаться, как обустроить Россию. Сайт московского центра Карнеги - http://carnegie.ru/publications/?fa=40552
Официальный сайт Европейского союза - http:// europa. eu/rapid/pressReleasesAction.do?reference=IP/10/649&forma t=HTML&aged=0&language=EN&guiLanguage=en
Энтин М. Партнерство для модернизации - путь к сближению России и Европейского Союза. М. Журнал Вся Европа - http://www.alleuropa.ru/partnerstvo-dlya-modernizatsii- %E2%80%93-putj-k-sblizheniiu-rossii-i-evropeyskogo-soiuza
ВЭБ и ЕИБ профинансируют программу «Партнерство для модернизации» на 1 миллиард евро / Российская газета. 10.06.2011 http://www.rg.ru/2011/06/10/modernicazia-anons. html
Рабочий план мероприятий по реализации инициативы Россия - ЕС «Партнерство для модернизации». Официальный сайт представительства ЕС в России. - http://www. eeas. europa. eu/delegations/russia/eu_russia/tech_financial_cooperation/pa rtnership_modernisation
«Дорожные карты» четырех общих пространств. Официальный сайт Президента России. - Режим доступа: http://archive.kremlin.ru/text/news/2005/05/88001.shtml
Соловьев В. Законность, вперед! // Коммерсантъ. 2010. 11 февр.
Пионтковский А. Тупики модернизации. Грани.ру - http://grani.ru/Politics/Russia/m.172784.html
 Механизмы сотрудничества России и Европейского союза: перспективы модернизации | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2012. № 1 (17).

Механизмы сотрудничества России и Европейского союза: перспективы модернизации | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2012. № 1 (17).

Полнотекстовая версия