The EU as an example for the development of the Eurasian Union.pdf С 1 июля 2010 г. на территории России, Казах-стана и Белоруссии функционирует Таможенныйсоюз, целью которого является устранение барье-ров во взаимной торговле, создание совместныхпредприятий, повышение инвестиционной при-влекательности экономики его членов. 10 января2010 г. президенты трёх государств заявили о со-гласовании пакета нормативных документов Еди-ного экономического пространства (ЕЭП) этихстран. Согласованы вопросы формирования общеймакроэкономической политики, свободное пере-мещение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы,правила конкуренции, субсидирование промыш-ленности и сельского хозяйства. На пресс-конференции по итогам заседания, посвященногоформированию ЕЭП, президенты заявили о необ-ходимости перехода к новому этапу взаимоотно-шений - Евразийскому союзу. В декларации гово-рится о Евразийском экономическом союзе. В тоже время на пресс-конференции, которая прохо-дила 24 октября 2011, все президенты говорили оЕвразийском союзе, опуская слово экономиче-ский, а президент Белоруссии А. Лукашенко, ссы-лаясь на президентов России и Казахстана, прямосказал, что под Евразийским союзом понимаетсяне только экономика, но и более глубокая степеньинтеграции [1].Дальнейшее развитие Евразийского союза бу-дет зависеть от многих внутренних и внешнихфакторов, как экономических, так и политических.Тем не менее следует проанализировать возмож-ные варианты, рассмотрев историю создания Ев-ропейского союза, который, так же как и Евразий-ский союз, начинал свой путь со снятия таможен-ных барьеров, создания таможенного союза иформирования единого экономического про-странства.История движения Евросоюза по этому путибыла достаточно сложной. Нередко она развива-лась в жёсткой полемике, возникшей в результатеразличной трактовки самой концепции Европей-ской интеграции. Особой остроты эта полемикадостигла в конце 80-х гг. Наиболее видными пред-ставителями противоборствующих сторон, от-стаивающих различные пути развития Европей-ского союза, были премьер-министр Великобри-тании М. Тэтчер и председатель ЕврокомиссииЖ. Делор.Ж. Делор рассматривал Европейское сообще-ство как будущую федерацию («супердержаву»,по словам М. Тэтчер). Свою точку зрения на раз-витие европейской интеграции Ж. Делор выразил6 июля 1988 г. в своей речи перед членами Евро-парламента, в которой он заявил, что страны ЕС,присоединившиеся к единому рынку, в значитель-ной мере потеряют свой национальный суверени-тет. Он прямо сказал: «Мы не сможем нормальноразвиваться и принимать все необходимые реше-ния до тех пор, пока европейское правительствоне будет создано в той или иной форме» [2.С. 120]. Далее он заявил: «Через 10 лет 80% эко-номических и, возможно, налоговые и социальныезаконы будут приниматься на европейском, а ненациональном уровне». Основные идеи Ж. Делоранашли своё воплощение в 2007 г. в Лиссабонскомдоговоре о реформе ЕС, придав последнему статус«супердержавы».Указанное выше выступление Ж. Делора под-вигло М. Тэтчер на ответную речь «Британия иЕвропа», которую она произнесла в Европейскомколледже бельгийского города Брюгге в 1988 г. Всвоём выступлении М. Тэтчер сформулировалапринципы, на которых, по её мнению, мог быфункционировать ЕС. Фактически она предложи-ла конфедеративный вариант Европейского со-дружества с акцентом на межгосударственное со-трудничество, которое должно было сохранить внеприкосновенности государственный суверени-тет членов ЕС. Она сказала об этом следующее:«Пытаться подавить национальную государствен-ность и сконцентрировать власть в руках европей-ского конгломерата было бы в высшей степениущербно и представляло бы опасность целям, ко-торые мы стремимся достичь. Европа однозначнобудет сильнее потому, что она включает в себяФранцию как Францию, Испанию как Испанию,Британию как Британию, каждую со своими обы-чаями, традициями и идентичностью. Было быглупо подгонять их под стандарты европейскойидентичности» [3. C. 139]. Приведенный вышепринцип М. Тэтчер составил основу всей её речи.Точка зрения М. Тэтчер до настоящего времениоказывает большое влияние на позицию Велико-британии в ЕС, которая до сих пор не являетсячленом еврозоны. В области безопасности и обо-роны Великобритания отказывается от подчине-ния наднациональным органам ЕС. Она не соглас-на с новой системой голосования в Совете, приня-той согласно Лиссабонскому договору, котораядолжна вступить в силу в 2014 г. Договор упразд-няет нынешнюю схему, при которой количествоголосов членов Совета только косвенно зависит отнаселения стран, которых они представляют. Со-гласно новой схеме, квалифицированным боль-шинством будет считаться: не менее 55% (в неко-торых случаях 72%) членов Совета ЕС, представ-ляющих не менее 14 стран и не менее 65% населе-ния ЕС, «за»; или не более 4 членов Совета ЕС«против».По всем этим вопросам Великобритания зани-мает жёсткую позицию и не собирается уступать.Особой позиции Великобритании в ЕС посвященобольшое количество работ как в отечественной,так и в зарубежной литературе. В них исследова-ны факторы, влияющие на формирование этой по-зиции. Отмечается большая роль аффективныхфакторов, связанных с областью чувств, эмоций итрадиций. Британская нация формировалась в ус-ловиях великой империи, обеспечивающей чувст-во превосходства над европейскими соседями.Победы над Наполеоном и в двух мировых войнахукрепили эти чувства. Высокая эффективностьбританских институтов власти не подвергаетсясомнению и составляет основу национальнойэкспертов, этот кризис обусловлен, с одной сторо-ны, недостатками законодательства ЕС, с другой -поспешностью принятия в Евросоюз стран со сла-бой экономикой [7. C. 19].Одновременно с событиями в Европе на пост-советском пространстве продолжают развиватьсяинтеграционные процессы в направлении созда-ния Евразийского экономического союза. 18 нояб-ря 2011 г. на встрече президентов России, Бело-руссии и Казахстана подписан ряд документов поЕвроАзЭС, в том числе «Договор о Евразийскойэкономической комиссии», которая с 1 января2012 г. станет первым постоянным наднациональ-ным органом, призванным регулировать экономи-ческое развитие союза. Таким образом, ЕвроАзЭСначинает приобретать черты Европейского союза.История ЕС должна учитываться в развитии Евра-зийской интеграции. По какому бы пути ни разви-вался Евразийский союз, его реализация, по оцен-кам экспертов, позволит увеличить ВВП трехстран в 1,5-2 раза. По прогнозам того же Н. На-зарбаева, это может произойти в 2015-2020 гг.
| Морозова Анна Евгеньевна | Национальный исследовательский Томский государственный университет | соискатель кафедры мировой политики, старший преподаватель кафедры европейских языков исторического факультета | basbik@rambler.ru |
Стенограмма пресс-конференции по итогам заседания высшего органа Таможенного союза и Межгосударственного совета ЕВРАЗЭС президента Республики Беларусь А. Лукашенко, президента РФ Д.А. Медведева и президента Республики Казахстан Н. Назарбаева. URL: http://
Turer Y. The Tories and Europe. Manchester. 2000.
Thatcher M. Speech at the College of Europe, Bruges, 20 September 1988.
The Lisbon Treaty. URL: http://www.lisbon-treaty. org/ wcm/the-lisbon-treaty.html
Солозовов Ю. Нурсултан Назарбаев - объединитель Евразии // Казахстанская правда 05.11.2011. URL: http:// www. kazpravda. kz/ c/ 1320457543
Шенген для ЕВРАЗЭС. Евразийский союз пойдёт по пути Евросоюза. URL: http://www/ ekhoplanet.ru/world-500-8986
Сапир Ж. Взгляд с айсберга // Новое время. 2011. № 33.