Высадка британского десанта в Кувейте в 1961 г.
Анализируется опыт проведения британской десантной операции в Кувейте, осуществленной летом 1961 г. С одной стороны, Лондону удалось достаточно успешно протестировать свою стратегию «удаленного контроля» над значимыми для британской политики и экономики районами мира. С другой стороны, расходы бюджета Великобритании, предназначенные для сохранения британского военного присутствия в районе Персидского залива, явно превышали доходы от налогов нефтяных компаний Соединенного Королевства, отчисляемых ими своему государству.
Landing of british troops in Kuwait in 1961.pdf В 2011 г. совпали несколько «юбилейных» дат.20 лет назад, в 1991 г. началась военная операцияантииракской коалиции, одной из целей которойбыло освобождение территории Кувейта. Активноеучастие в той операции приняла Великобритания.Менее известна другая британская десантнаяоперация в Кувейте, случившаяся 50 лет назад,летом 1961 г. Изучение британской военнойоперации полувековой давности позволяет понятьспецифику политики Соединенного Королевства наБлижнем и Среднем Востоке. Трудности, скоторыми столкнулась Великобритания в 1961 г.,уроки, вынесенные из той операции, сохраняютактуальность для «Туманного Альбиона» и вначале XXI в.Кувейт с 1899 г. находился под британскимпротекторатом. 19 июня 1961 г. в результатеобмена дипломатическими нотами междуВеликобританией и Кувейтом этому эмирату былапредоставлена полная независимость. Британскоеруководство заявило в нотах о прекращениидействия англо-кувейтского соглашения 1899 г. суведомлением эмира о сохранении в силе всехобязательств со стороны Лондона по защитеКувейта. Учитывая огромное значение кувейтскойнефти для британской экономики, в Лондоне былитвердо намерены не допустить попадания Кувейтапод влияние соседних арабских государств и темболее аннексии эмирата Ираком, который нескрывал своих территориальных претензий вотношении южного соседа.Еще в ноябре 1959 г. британский Комитетначальников штабов (КНШ) разработал планотправки в Кувейт десантных частей. Этот десантдолжен был, скорее, исполнить роль «живого щита»,предупредив эвентуальную интервенцию Ирака вКувейт. Показательно название этой операции -«Вантидж» (в пер. с англ. - «преимущество»).Британские военные должны были быть пере-брошены в Кувейт загодя, до появления иракскихвойск вблизи границ эмирата. Применениеоперации «Вантидж» не предусматривалось вслучае уже начатой оккупации иракскими вой-сками Кувейта [1. C. 5-13].Официальное провозглашение независимостиКувейта ударяло по престижу иракского лидераА.К. Касема. 25 июня 1961 г. президент Ираказаявил на пресс-конференции, что Кувейт являетсянеотъемлемой частью Ирака, а его правитель шейхА.С. Аль-Сабах назначается префектом округаКувейт провинции Басра [2. C. 159-160; 3]. Спо-соб заявления территориальных претензийговорил о желании А.К. Касема утвердить свойлидерский статус как в самом Ираке, так и за егопределами. Мотивы, которыми руководствовалсяиракский лидер, по-разному трактуются взарубежной историографии. Исследователь изОбъединенных Арабских Эмиратов М. Алани счи-тает, что Касем выступал не против незави-симости Кувейта, а за отмену англо-кувейтскогообмена нотами от 19 июня 1961 г., и он был готовотказаться от своих притязаний на Кувейт, еслибы А.С. Аль-Сабах пересмотрел свои отношения сЛондоном [4. C. 74-75]. Преподаватель Чикаг-ского университета А. Рубин полагает, что Касемдействительно пытался организовать государст-венный переворот в Кувейте, чтобы потомприсоединить его к Ираку [5. C. 368]. Возможно,иракского премьер-министра как раз устраивалазавуалированность его замыслов, их неопре-деленность. Пока иностранные эксперты пыталисьразгадать его намерения, А.К. Касем выяснял -может ли он рассчитывать на поддержкуСоветского Союза и какую позицию займутСоединенные Штаты в случае «добровольного»присоединения Кувейта к Ираку. Этим же можнообъяснить длительность паузы (6 дней) междуобменом дипломатическими нотами междуВеликобританией и Кувейтом и заявлениемиракского президента.Советский Союз не спешил высказываться поповоду независимости Кувейта. В центральнойсоветской печати долгое время вообще непоявлялось никаких сообщений ни о прекращенииангло-кувейтского договора 1899 г., ни отерриториальных притязаниях Ирака [6]. Совет-ское руководство вело себя осторожно, пытаясь, содной стороны, не навредить улучшившимся впоследние годы советско-иракским отношениям, ас другой - поддерживать свое реноме борца сколониализмом. Британский посол в Москве Ф.Робертс обращал внимание на то, что советскоерадио также упорно игнорировало события вокругКувейта. Британский дипломат предполагал, чтоСССР не станет занимать чью-либо сторону вкувейтско-иракском конфликте [7]. По мнению жероссийского исследователя А. Васильева, Совет-ский Союз в 1961 г. негласно выступил на сторонеИрака, блокируя, например, официальное вступ-ление Кувейта в ООН [8. C. 51].Соединенное Королевство также не былосклонно делать резкие движения, и хотя эмирА.С. Аль-Сабах сразу же после выступленияКасема сказал, что готов в любую минутупопросить Великобританию о помощи, британскийполитический агент в Кувейте Дж. Ричмондответил ему, что торопиться не следует - нужновыяснить намерения Касема [9]. В Форин оффиссчитали, что заявление Касема было вызвано егожеланием не допустить вступления Кувейта в ООН.Эксперты британского МИДа указывали также наразночтения внутри иракского руководства покувейтскому вопросу и надеялись на то, чтоА.К Касем ограничится пропагандистскимимерами, и «хотя нельзя исключать, что кровьударит ему в голову, маловероятно, что онприбегнет к силе, так как у него большие проблемыс оппозицией, которые вынуждают держать армиюнаготове на внутреннем фронте». Ответственныйсотрудник Форин оффис Дж. Хиллер советовалтянуть время, не провоцируя Касема и ожидая,пока за Кувейт вступятся другие арабские страны[10].Ключевые арабские государства, такие какОбъединенная Арабская Республика (ОАР) иСаудовская Аравия, не спешили четко обозначатьсвою позицию. Лишь 28 июня каирская прессаопубликовала заявление президента ОАР Г.А. На-сера, в котором говорилось, что «обязанностьбольших арабских стран вставать на защиту малыхарабских государств», но в то же времяутверждалось, что арабам нужно объединятьсяперед лицом империализма и сионизма [11].Британское руководство пыталось выяснитьнамерения Соединенных Штатов. Министриностранных дел Великобритании А. Дуглас-Хьюмв послании госсекретарю США Д. Раску уверял,что его ведомство располагает информацией о том,что А.К. Касем усилил войска возле Басрытанковым дивизионом, что дает возможностьиракской армии занять территорию Кувейта занесколько часов, и этого нападения следуетожидать в самые ближайшие дни. На заседанииСовета национальной безопасности США былорешено, что участие Соединенных Штатов вобороне Кувейта будет ограничено политическойи технической поддержкой [12; 2. C. 172].Еще более запутывало ситуацию сообщение отпосла США в Ираке Дж. Джернегана,поступившее в госдепартамент 29 июня. Амери-канский посол сообщал о подготовке государ-ственного переворота в Багдаде силами армии,который должен был опередить вторжение вКувейт, чтобы не дать А.К. Касему в случаеуспеха кувейтской авантюры стать национальнымгероем, тогда он станет для заговорщиковнедосягаем [13].Передислокация иракских войск к кувейтскойгранице должна была стать сигналом для началаоперации «Вантидж», поэтому действиябританских властей почти целиком зависели откачества мониторинга ситуации в Ираке. Первыеслухи о перемещениях вооруженных сил Ирака вюжном направлении появились сразу же послепресс-конференции А.К. Касема, но посолВеликобритании в Багдаде Х. Тревельян успокоилсвое руководство, сообщив, что эти маневры быливызваны подготовкой к параду, посвященномутрехлетней годовщине иракской революции1958 г. [14]. До вечера 28 июня никаких данных опереброске иракскихисточников, кроме сообщения британскойразведки о том, что она потеряла следы танковогодивизиона иракской армии, который, по всейвидимости, мог быть переброшен на юг Ирака.Тем не менее Дж. Ричмонд получил указаниесообщить эмиру Кувейта о готовящемся втор-жении со стороны Ирака [16. C. 1076; 17. C. 187-190; 18. C. 228].Дж. Джернеган свидетельствовал о том, что иамериканский, и британский военные атташе вБагдаде около двух недель после пресс-конференции А.К. Касема просто ходили побагдадским улицам, чтобы засечь возможныеперемещения танков. Как утверждал амери-канский посол, в южном Ираке никакие танковыекорпуса не дислоцировались, их парк находился вБагдаде, и переброска танков могла бытьосуществлена только по железной дороге.«Патрулирование» района между железнодоро-жной станцией и парком тяжелой военной техникивоенными атташе западных стран не обнаружилоникакого движения танков [19. C. 14]. Интересно,что позже, когда министр иностранных дел ИракаХ. Джавдад спросил у Х. Тревельяна, из какогоисточника он все-таки получил ложную, понастоянию министра, информацию оперемещениях иракской армии, британскийдипломат назвал имя полковника иракской армииФайка. «Я не испытывал угрызений совести,упоминая Файка, - объяснял своему руководствуТревельян, - так как он злостно критиковалсотрудников посольства Великобритании зафальшивые сообщения» [20]. 30 июня 1961 г.правительство ОАР сообщило британскимдипломатам в Каире, что, по их данным, иракскаяармия получила приказ выступить к кувейтскойгранице [21]. Это сообщение поступило за не-сколько часов до того, как британское прави-тельство Г. Макмиллана решило начать операцию«Вантидж». Соответствующая просьба со стороныэмира Кувейта уже была получена.Трудность определения намерений иракскойармии заключалась в том, что А.К. Касему длязахвата Кувейта, в принципе, и не нужно былоперебрасывать на юг дополнительные силы.Достаточно было регулярных частей, располо-женных в Басре. Очевидно одно. ПравительствоЊ d„Гновой операции - «Беллрингер» («Набат»), схемакоторой только-только стала разрабатываться.Новый план предусматривал переброску войск нетолько по воздуху, но и морем. Приходилосьрисковать, направляя суда через Суэцкий канал, влюбую минуту ожидая негативной реакции состороны Каира, но власти ОАР пока хранилиспокойствие, не препятствуя прохождениюбританских судов.Другой проблемой стала нечеткая организацияоперации. Не было налажено взаимодействиемежду различными ведомствами. Министерствуобороны приходилось по несколько часов ждатькопий сообщений, которые приходили в Военноеминистерство и Министерство ВВС. Из-за этогооткладывалась отправка приказов главно-командующему британскими силами в районеПерсидского залива генералу Д. Хорсфорду изамедлялось осуществление всей операции [28;29]. Днем 1 июля 1961 г. Турция разрешилаперелеты британской транспортной авиации, ипереброска войск в Кувейт ускорилась. Однаковоенный контингент, прибывавший в Кувейт, непредставлял собой эффективно управляемоймонолитной силы. Он формировался из бригад,различавшихся по своей структуре иукомплектованности и дислоцировавшихся вразных районах мира - от СоединенногоКоролевства до Сингапура [30. C. 246]. Позже,оценивая опыт операций «Вантидж» и«Беллрингер», британские военные критическизаявляли: «Наши методы и организация несоответствовали стратегической концепцииразвития мобильных резервов, комплектующихсяпреимущественно из воздушно-десантных частей»[31]. В Кувейт был переброшен контингентчисленностью 5 тыс., а по некоторым данным, -7 тыс. человек [18. C. 230; 32. C. 108; 33. C. 104].Проведение операции осложнялось моральнымсостоянием британских солдат, котороеподтачивалось почти 50-градусной жарой, иотношением местного населения. Дж. Ричмондсообщал, что лишь 40% кувейтцев приветствовалипоявление британских войск, в то время какреакция остальных была в лучшем случаенастороженной [16. C. 1081].Британская военная операция имела несколькоцелей. В меморандуме помощникаКувейте слишком велик, чтобы просто продемон-стрировать силу и чересчур мал, чтобы отразитьиракскую агрессию [25. C. 1446-1448].С военной точки зрения переброска десанта вКувейт была довольно рискованной. Начни Иракна самом деле вторжение в Кувейт, Велико-британия, которая в силу ряда причин не моглаорганизовать регулярное снабжение своих сил,могла оказаться перед угрозой военнойкатастрофы. На протяжении всей десантнойоперации в Кувейте перевес в тяжелой техникебыл на стороне Ирака. Тридцати двум британским«Центурионам» Ирак мог противопоставить около200 аналогичных моделей танков. Кроме того, убританских сил в Кувейте не было систем радаровраннего оповещения, и они оказывалисьуязвимыми перед лицом воздушных ударов.Выяснялось, что Англия стянула в Кувейт почтивсе свои резервы, и Ф. Бишоп предупреждалГ. Макмиллана, что «отправить дополнительныечасти в Кувейт будет непросто» [23. July 5; 39].Именно поэтому британский КНШ настаивал напривлечении американских войск к этойоперации.Британский исследователь П. Дарби считает,что у кувейтской операции был важныйтрансатлантический аспект - привлечь вниманиеСША к той роли, которую играла Великобританияк востоку от Суэца в контексте «холодной войны».До 1961 г. Вашингтон больше занимали обязатель-ства Англии внутри НАТО, а в других направ-лениях региональной политики СоединенныеШтаты не оказывали Великобритании тойподдержки, на которую она рассчитывала [30.C. 222]. Целью кувейтской операции можнорассматривать проверку Г. Макмилланом готов-ности Соединенных Штатов поддержать действияВеликобритании на Ближнем и Среднем Востоке.И хотя администрация Дж. Ф. Кеннеди, так же каки предшествующее ей правительство Д. Эйзен-хауэра, продолжала уклоняться от обсуждения иразработки планов совместных военных действийв Ближневосточном регионе, существовалавероятность, что, как указывал С. Ллойд, «Соеди-ненные Штаты присоединятся к Великобритании,когда наступит «момент истины» [40. C. 707; 33.C. 103].Необходимым QЋ Zбусловием операциибританской дипломатии организовать англо-американское военное сотрудничество в районеПерсидского залива вызвала недовольство Г. Мак-миллана. Премьер-министр Великобританиинастоял на снижении давления на СоединенныеШтаты по вопросу о совместных действиях вКувейте. Уже то, что эскадра «Солент Эмити»изменила свой первоначальный курс и напра-вилась в сторону Персидского залива, как считалив британском МИДе, произвело хороший эффект[45].США критически отнеслись к тому, какВеликобритания осуществляла свою операцию вКувейте. И хотя трансатлантическая солидарностьвынуждала руководство Соединенных Штатоввоздерживаться от публичной критики, в частномпорядке американские дипломаты высказывалинедоумение по поводу действий британскихвластей. Так, Ф. Тэлбот считал, что «англичанесобрали в Кувейте и около него гораздо большесил, чем требовалось» [16. C. 1078]. Недовольстводействиями правительства высказывали ивлиятельные британские периодические издания,такие как «Файненшиэл Таймс», «Обсервер»,«Гардиан». Общее мнение этих изданий сводилоськ тому, что, хотя аннексия Кувейта Ираком несоответствовала британским интересам, Велико-британия придерживалась неправильной политикиопоры на шейхов княжеств Персидского залива,разбогатевших от нефтяных доходов и неимевших реального представления о жизни своихподданных [46. July 5; 47. July 9; 48. July 19].Администрация Дж. Ф. Кеннеди считала, чтообеспечить безопасность Кувейта можно идругими методами, используя, например,механизмы Организации Объединенных Нацийили привлекая к сотрудничеству Лигу арабскихгосударств (ЛАГ). Великобритания же стараласьне допустить, чтобы ситуация в Кувейте сталапредметом разбирательств в Совете БезопасностиООН, и поэтому была недовольна тем, что Кувейт,проявив ненужную, по мнению англичан, спешку,обратился в ООН с жалобой на территориальныепретензии со стороны Ирака. Британские властиопасались того, что прибытие наблюдателей илимиротворцев ООН может убедить А.С. Аль-Сабаха, что военная защита со стороныВеликобритании ему больше не нужна.Позиция Соединенных Штатов была четкоопределена в телеграмме, отправленной Д. Раскомв американское посольство в Лондоне, в которойпояснялось, что США будут продолжать оказы-вать политическую поддержку Великобритании покувейтскому вопросу, но при этом будут всяческиизбегать разделения ответственности за военнуюоперацию в Кувейте, так же как и выполненияроли посредника между англичанами и арабами,за исключением переговоров с СаудовскойАравией, с которой у Великобритании не былодипломатических отношений [2. C. 184-185].Саудовская Аравия была единственной,пожалуй, страной арабского мира, котораявысказала твердое намерение помочь кувейтцамотстоять свою независимость. Реакцию другихарабских государств Дж. Ричмонд определил как«вялую» [49]. Поддерживая Кувейт, Эр-Рияддержал в уме собственный политический расчет.Между Кувейтом и Саудовской Аравиейсуществовали территориальные разногласия, исаудовский королевский режим надеялся науступки со стороны Кувейта в обмен на своюпомощь.При дипломатической поддержке Соеди-ненных Штатов Великобритании удалось убедитьшейха Кувейта, что появление символическогочисла саудовских военных будет демонстрациейарабской солидарности с Кувейтом. Длябританского руководства привлечение СаудовскойАравии к обороне Кувейта было необходимо длятого, чтобы парировать обвинения в одно-стороннем «захвате» этого эмирата британскойармией. 7 июля 1961 г. в Кувейт прибыла основнаячасть военной миссии Саудовской Аравии,состоявшая из нескольких десятков офицеров [18.C. 231].Огромные залежи нефти, которымирасполагал Кувейт, всегда были предметомзависти арабских политических лидеров, чтоотчасти объясняет отсутствие энтузиазма состороны большей части арабского мира в отно-шении военной поддержки эмирата. Основной жепричиной того, что арабские страны не спешилиприйти на защиту Кувейта, было желание неучаствовать в совместнойваться в качестве альтернативы альянса Каира иДамаска, поскольку исторических, экономическихи политических оснований создания такого союзабыло еще меньше, чем при образовании египетско-сирийского государства, т.е. ОАР. Кувейт, однако,мог войти в число сторонников независимоговнешнеполитического курса Г.А. Насера, чтоспособствовало бы укреплению позиций лидераОАР на международной арене. В вопросе онезависимости Кувейта Насер был готовподдержать, скорее, своего давнего врага -британский колониализм, чем А.К. Касема.Великобритания, которая после иракской рево-люции 1958 г., так же как и Соединенные Штаты,пыталась наладить сотрудничество с силамиарабского национализма, усматривала в позицииОАР возможность, пусть даже косвенным образом,найти взаимодействие с Каиром. Значительнымуспехом британской дипломатии стало то, чтоГ.А. Насер не препятствовал проходу британскихвоенных кораблей, снабжавших экспедиционныйкорпус в Кувейте, через Суэцкий канал [51. C. 108].Впервые за многие годы британские и египетскиевласти были готовы действовать в общих интересах.Г.А. Насер попытался взять дипломатическуюинициативу в свои руки. В первую неделю июля1961 г. Совет Безопасности (СБ) ООН обсуждалжалобу Кувейта на действия иракских властей.Великобритания и ОАР предложили своиварианты резолюции СБ. Британский вариантпредполагал признание суверенитета итерриториальной целостности Кувейта, но непредусматривал вывода британских войск, противчего выступала делегация сирийско-египетскогогосударства, призывавшая к замене британскихвойск миротворческим контингентом ЛАГ. Забританский вариант было подано 7 голосов притрех воздержавшихся и одном (СССР) против. Запроект резолюции ОАР проголосовали три членаСБ, а остальные воздержались, но поскольку небыло получено согласия большинства членовСовета Безопасности, то и вариант ОАР также неполучил одобрения СБ [52]. Расклад голосовпоказывал, что против так называемого арабскогорешения кувейтского вопроса принципиальныхвозражений не было. Американские посольства вБагдаде, Каире и Джидде поддержали план вводав Кувейт миротворцев ЛАГ [2. C. 197-199].Британские дипломаты посчитали, что моральнаяпобеда осталась за ними, поскольку вариантрезолюции Соединенного Королевства получилбольше голосов, чем его альтернатива [53].В принципе, вариант, предложенный прави-тельством Г.А. Насера, не исключался иВеликобританией. Удерживать длительное времясвой контингент в Кувейте британскоеправительство не собиралось по экономическим, впервую очередь, соображениям. СоединенноеКоролевство планировало завершить своюдесантную операцию так, чтобы не нанести ущербсвоему международному статусу и обеспечитьнезависимость Кувейта. Сделать это можно былоразличными способами. Министерство обороныВеликобритании предлагало усилить кувейтскиевооруженные силы британской военной техникой,включая танки и авиацию. Против этого возражалГ. Макмиллан: «Вряд ли кувейтцы смогут освоитьэто вооружение, но даже если и освоят, не нужнодавать им в руки современное оружие. Арабскимофицерам вообще доверять нельзя». Премьер-министр предлагал сохранить в Кувейте частьбританского контингента, содержание которогооплачивалось бы кувейтской стороной как платаза обеспечение безопасности эмирата [54].Предложение главы британского прави-тельства вызвало возражения со стороны Дж. Рич-монда. Политический агент СоединенногоКоролевства считал, что даже небольшойпостоянный британский гарнизон в Кувейте будетзаклеймен арабской общественностью какоккупационные силы, и это станет проблемой дляэмира. В итоге было решено помочь Кувейтусоздать вооруженные силы, способные удержатьнатиск противника в течение 36 часов. На этомогло понадобиться около года, во время которогобезопасность эмирата обеспечивалась бы присут-ствием контингента ЛАГ - не столько военной,сколько политической силой. При этом британ-ские власти рассчитывали, что Кувейткомпенсирует Соединенному Королевству всерасходы, связанные с обеспечением его обороны[55; 56]. Подобная мелочность была, по меньшеймере, странной для государства, претендовавшегона роль великой державы.Военная операция в Кувейте вынудилабританское руководство по-новому взглянуть наказавшиеся незыблемыми основы ближне-восточной политики Соединенного Королевства.Влиятельное британское издание «Обсервер»опубликовало статью своего обозревателя Э. Шон-филда, в которой утверждалось, что приход наближневосточный нефтяной рынок новыхигроков, таких как американские «независимые»,«Энте Национале Идрокарбури», японскиекомпании, вынуждает британские нефтяные кон-церны нести дополнительные расходы. Если впрошлые годы доходы «Шелл» увеличивалиськаждый год на 1/3, то в 1960 г. рост доходовсоставил 8,5%, а снижение валютных поступленийот «Шелл» и «Бритиш петролеум» стало одной изпричин кризиса платежного баланса Велико-британии [47. July 9].Эта статья привлекла внимание секретарябританского правительства Н. Брука, который,подсчитав издержки бюджета страны поподдержанию постоянного доступа к ближне-восточной нефти, получил шокировавшую егоцифру - 117 млн фунтов стерлингов ежегодно(477 млн ф. ст. составляли отчисления в бюджетот нефтяных компаний, в то время как расходнаястатья, в которую входили импорт нефти длявнутреннего потребления в Великобритании,средства на поддержание британских воору-женных сил в самом Ближневосточном регионе ирядом с ним, инвестиции в развитие нефтедобычи,равнялась 594 млн ф. ст.). Дефицит платежногобаланса в его нефтяном сегменте навел Н. Брукана вывод о том, что сохранение британскоговоенного присутствия в Ливии, на Кипре, в Адене,Бахрейне и Кении, предназначенного в основномчтобы защитить британские интересы в Кувейте,экономически не выгодно. «Это не значит, что мыдолжны коренным образом поменять нашуполитику на Ближнем Востоке», - утверждалсекретарь правительства, - «но проанализироватьситуацию с точки зрения внесения корректив былобы полезно» [57].Ознакомленный с этими данными Г. Мак-миллан отмечал: «Было бы самоувереннозаявлять, что мы сможем сколько угодно долгосохранять доступ к кувейтской нефти иконтролировать ее [добычу] на существующихусловиях. Так же вряд ли приходится надеяться,что мы сможем когда-либо повторить нашунедавнюю вооруженную интервенцию [в Кувейт]в точно таком же виде. То, что мы вели себя врайоне [Персидского] залива как полицейские,имеет как положительные, так и отрицательныестороны…. Нужно подумать о том, какой вреднашему торговому балансу и поступлениюприбылей от нефти в целом приносят вмеша-тельства подобного рода» [58].Изучение озвученной проблемы осуществля-лось одновременно несколькими организациями.В Форин оффис было проведено под руко-водством опытного дипломата Р. Стивенсаспециальное совещание. Было рассмотрено тритипа угроз нефтяным интересам СоединенногоКоролевства: 1. Снижение политического кон-троля над ситуацией в княжествах Аравийскогополуострова и Кувейте. Этот момент, считалибританские дипломаты, рано или поздно наступит,и тогда Великобритании может быть придетсяплатить за нефть чуть больше, чем сейчас, ноцены на углеводороды в любом случае будутзависеть от экономической конъюнктуры. 2. Роствлияния Советского Союза. Как заметилР. Стивенс, целью СССР является не физическоеприсутствие в районе Персидского залива, анедоступность ближневосточной нефти для Западав случае начала глобальной войны. Данныйвариант представлял угрозу скорее гипотети-ческую, чем реальную. 3. Захват Кувейта кем-либоиз «большой арабской тройки»: ОАР, Ирак иСаудовская Аравия. Как раз эта возможность,приходили к выводу эксперты МИДа Соедине-нного Королевства, таила наибольшую опасностьдля британских интересов [59]. Таким образом, вФорин оффис считали, что для обеспечениянепрерывного поступления нефти следуетдополнить ставку на военный контроль районовнефтедобычи и путей транспортировки углеводо-родов искусным сочетанием политических,экономических и дипломатических методов.Министерство энергетики совместно сказначейством представили свое видениеситуации. В разработанном ими докладе утвер-ждалось, что изгнание британских нефтяныхкомпаний из Ближневосточного региона водночасье нереально. Гораздо вероятнее посте-пенная эрозия их позиций. При этом отмечалось,что как только какая-либо влиятельнаятранснациональная компания изменит схемуотношений с любым из государств - крупныхэкспортеров нефти, как это изменение будетпринято на вооружение другими странамирегиона. В долгосрочной перспективе предста-влялся неизбежным постепенный переходконтроля над нефтедобычей в руки местныхправительств, но для западных держав нужнобыло оттянуть наступлениенализации газовой отрасли [61]. Тем временемА.С. Аль-Сабах заявил, что Кувейт согласится свыводом британских войск, если Ирак офици-ально объявит о снятии своих территориальныхпретензий либо в случае гарантий целостности инезависимости Кувейта со стороны ЛАГ. Вразговорах с британскими дипломатами эмирподчеркивал, что его заявление не означает отказаот защиты Великобритании, обещанной вдипломатической ноте от 19 июля 1961 г. [18.C. 234].Британские дипломаты были убеждены, чтоситуация вокруг независимости Кувейта должнабыть урегулирована таким образом, чтобы властиэмирата не чувствовали себя отчужденными варабском мире и чтобы избежать увеличениявоенных обязательств Лондона перед Кувейтом.Наилучшей формой недопущения изоляцииКувейта в арабском мире британское и амери-канское руководства считали активное содействиеэмирата экономическому развитию не стольбогатым углеводородами арабским странам.Аналитики госдепартамента США, подводя итог«кувейтскому кризису», отмечали, что «эмират«должен немедленно начать оказывать эконо-мическую помощь своим арабским соседям, тратяна это ., а то и 2/3 своих доходов от нефти. Иначеарабский мир отвернется от Кувейта, и емупридется существовать как анклаву, находя-щемуся под протекторатом Великобритании» [33.C. 120]. Уже в августе 1961 г. был создан«Кувейтский фонд арабского развития» суставным капиталом в 50 млн кувейтских динаров[62]. 12 августа 1961 г. правительство Кувейта игенеральный секретарь Лиги арабских государствХ. Хассуна подписали соглашение о заменебританских войск подразделениями членов ЛАГ.К концу сентября силы из Саудовской Аравии(1200 чел.), Иордании (1000 чел.), ОАР (300 чел.)и Судана (108 чел.) заняли позиции вдоль иракско-кувейтской границы. После этого Великобританияначала эвакуацию своих войск, завершив ее к10 октября 1961 г. [51. C. 117].Дождавшись ухода британских войск изКувейта, А.К. Касем 11 октября 1961 г. выдвинулсвои требования к «Ирак Петролеум Компани»:1/5 акций «ИПК», увеличение иракской долиприбылей концерна, передачу Ираку 90%нефтяных месторождений. Когда руководствомеждународного концерна эти требованияотвергло, правительство А.К. Касема издало законо переходе 99,5% так называемых перспективныхрайонов нефтедобычи под контроль Ирака. Законне касался текущих нефтеразработок, но «ИПК»,выразив протест, потребовал арбитражногоразбирательства. Конфликт между «ИПК» и Ира-ком стал затяжным, однако нефть пока исправнодобывалась концерном на прежних месторож-дениях [35. C. 174; 36. C. 166-167].Тестирование британской концепции «удален-ного контроля» над ситуацией в районах к востокуот Суэца, в целом, можно считать успешным.Переформулировав свои обязательства передКувейтом, Лондон сохранил и зависимость эмираот британской военной помощи, и своиэкономические интересы в эмирате. Перебросивсвои войска в Ближневосточный регион летом1961 г., Соединенное Королевство «поиграломускулами». Аудиторией этой демонстрации силывыступили правители арабских государств.Должна она была произвести впечатление и наСоветский Союз. В принципе, Г. Макмиллансделал то же, что хотел сделать его предше-ственник на посту премьер-министра А. Иден в1956 г., втянув Великобританию в англо-франко-израильскую агрессию против Египта, только нетак неуклюже. После 1961 г. правители Ирака, ктобы они ни были, должны были сделать вывод, чтоЛондон будет всеми силами сопротивлятьсяпопыткам соседей Кувейта аннексировать богатыйнефтью эмират. В этом скрывался залог успехаэкономического развития Соединенного Королев-ства. Этот вывод был проигнорирован СаддамомХусейном в начале 1990-х гг.
Ключевые слова
Великобритания,
Кувейт,
Ближний и Средний Восток,
Great Britain,
Kuwait,
Middle EastАвторы
Румянцев Владимир Петрович | Национальный исследовательский Томский государственный университет | доктор исторических наук, доцент, заведующий кафедрой новой, новейшей истории и международных отношений исторического факультета | rumv@mail.ru |
Всего: 1
Ссылки
Румянцев В.П. Принятие решения Великобритании о предоставлении независимости Кувейту в 1961 г. // Сибирский международный ежегодник. Томск, 2010. Вып. 5.
Foreign Relations of the United States (FRUS). 1961- 1963. Vol. XVII.
The National Archives of the United Kingdom (NAUK). FO 371/156845. H. Trevelyan to Foreign Office. June 25, 1961.
Alani M. Operation Vantage: British Military Intervention in Kuwait 1961. Surbiton, 1990.
Rubin A.H. Abd al-Karim Qasim and the Kurds of Iraq: Centralization, Resistance and Revolt, 1958-1963 // Middle Eastern Studies. 2007. Vol. 43, № 3.
Правда. 1961. 19-30 июня.
NAUK. FO 371/156846. F. Roberts to Foreign Office. June 29, July 2, 1961.
Vassiliev A. Russian Policy in the Middle East: From Messianism to Pragmatism. Reading, 1993.
NAUK. FO 371/156845. From Kuwait to Foreign Office. June 26, 1961.
NAUK. FO 371/156845. Note by G.F. Hiller. "Qasim's Policy towards Kuwait". June 26, 1961.
NAUK. FO 371/156845. H. Beeley to Foreign Office. June 28, 1961.
John F. Kennedy Library (JFKL). National Security Files. Box 129. Kuwait. General. 6/61-7/61. Folder A. A. Douglas-Home to D. Rusk. July 29, 1961.
JFKL. National Security Files. Box 129. Kuwait. General. 6/61-7/61. Folder A. J. Jernegan to D. Rusk. Tel. # 930. July 29, 1961.
NAUK. FO 371/156845. H. Trevelyan to Foreign Office. June 26, 1961.
NAUK. DEFE 11/413. Memorandum by B.J. Palmer. «Operation Vantage». Annex: «Report on Vantage». July 27, 1961.
Ashton N.J. A Microcosm of Decline: British Loss of Nerve and Military Intervention in Jordan and Kuwait, 1958 and 1961 // The Historical Journal. 1997. Vol. 40. № 4.
Trevelyan H. The Middle East in Revolution. L., 1970.
Ovendale R. Britain, the United States, and the Transfer of Power in the Middle East. L. and N.Y., 1996.
JFKL. Oral History Interview. John Jernegan.
NAUK. DEFE 11/413. H. Trevelyan to Foreign Office. July 29, 1961.
NAUK. PREM 11/3428. M. Crosthwaite to Foreign Office. July 1, 1961.
NAUK. PREM 11/3428. H. Trevelyan to Foreign Office. July 4, 1961.
The Daily Telegraph. 1961.
NAUK. PREM 11/3428. From Foreign Office to P. Dean. Tel.# 2537. July 1, 1961.
Great Britain. Parliament. House of Commons. Parliamentary Debates. Official Report. Fifth Series. Vol. 643.
NAUK. PREM 11/3428. H. Macmillan to R. Welensky. July 1, 1961.
NAUK. CAB 21/4860. H. Macmillan to Defence Secretary. June 29, 1961.
NAUK. PREM 11/3428. F. Bishop to H. Macmillan. July 3, 1961.
DEFE 11/413. Memorandum by B.J. Palmer. «Operation Vantage». Annex: «Report on Vantage». July 27, 1961.
Darby P. British Defence Policy East of Suez, 1947- 1968. L., 1973.
NAUK. DEFE 11/413. Memorandum by B.J. Palmer. «Operation Vantage». Annex: «Report on Vantage». July 27, 1961.
Schofield R. Kuwait and Iraq: Historical Claims and Territorial Disputes. 2nd ed. L., 1993.
Fain W.T. John F. Kennedy and Harold Macmillan: Managing the «Special Relationship» in the Persian Gulf Region, 1961-1963 // Middle Eastern Studies. 2002. Vol. 38, № 4.
Ashton N.J. Eisenhower, Macmillan and the Problem of Nasser: Anglo-American Relations and Arab Nationalism, 1955- 1959. L., 1996.
Marr P. The Modern History of Iraq. Oxford, 1985.
Bamberg J. British Petroleum and Global Oil, 1950-1975. Cambridge, 2000.
NAUK. PREM 11/3428. From Foreign Office to P. Dean. Tel. # 2536. July 1, 1961.
Blackwell S. Pursuing Nasser: The Macmillan Government and the Management of British Policy Towards the Middle East Cold War, 1957-63 // Cold War History. 2004. Vol. 4, № 3.
NAUK. PREM 11/3428. F. Bishop to H. Macmillan. July 3, 1961.
Ashton N.J. Harold Macmillan and the «Golden Days» of Anglo-American Relations Revisited, 1957-63 // Diplomatic History. 2005. Vol. 29. № 4.
Ashton N.J. Kennedy, Macmillan and the Cold War: The Irony of Interdependence. N.Y., 2002.
NAUK. CAB 21/4860. Foreign Office to H. Cassia. July 2, 1961.
NAUK. CAB 21/4860. H. Cassia to Foreign Office. July 3, 1961.
JFKL. National Security Files. Box 129. Kuwait. General. 6/61-7/61. Folder A. Lord Home to D. Rusk. July 2, 1961.
NAUK. CAB 21/4860. Foreign Office to H. Cassia. July 2, 1961.
Financial Times. 1961.
Observer. 1961.
Guardian. 1961.
NAUK. FO 371/162879. Mr. Richmond to Lord Home. «Kuwait: Annual Review for 1961». January 11, 1962.
The New York Times. 1961.
Podeh E. «Suez in Reverse»: The Arab Response to the Iraqi Bid for Kuwait, 1961-63 // Diplomacy & Statecraft. 2003. Vol. 14. №1.
JFKL. National Security Files. Box 129. Kuwait. General. 6/61-7/61. Folder B. J. Badeau to D. Rusk. July 17, 1961.
NAUK. FO 371/156850. P. Dean to Foreign Office. Tel.# 1121. July 8, 1961.
NAUK. CAB 21/4860. H. Macmillan to A. Home. July 6, 1961.
NAUK. CAB 21/4860. J. Richmond to Foreign Office. July 10, 1961.
DEFE 11/413. From Foreign Office to Bahrain. July 29, 1961.
NAUK. PREM 11/3452. N. Brook to H. Macmillan. July 10, 1961; «Kuwait and Middle East Oil». Report by the Ministry of Power and Her Majesty's Treasure, August 2, 1961.
NAUK. PREM 11/3452. H. Macmillan to S. Lloyd. July 12, 1961.
NAUK. CAB 21/4860. Record of a Meeting Held in the Foreign Office. August 24, 1961.
NAUK. PREM 11/3452. «Kuwait and Middle East Oil». Report by the Ministry of Power and Her Majesty's Treasure, August 2, 1961.
NAUK. CAB 21/4860. H. Trevelyan to Foreign Office. July 7, 1961.
NAUK. FO 371/162879. Mr. Richmond to Lord Home. «Kuwait: Annual Review for 1961». January 11, 1962.