Дискуссия в Западной Германии по вопросу об отмене срока давности привлечения к ответственности за преступления национал-социализма в 1964-1965 гг. | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2012. № 1 (17).

Дискуссия в Западной Германии по вопросу об отмене срока давности привлечения к ответственности за преступления национал-социализма в 1964-1965 гг.

К середине 1960-х гг. в ряде государств Западной и Восточной Европы был отменен срок давности привлечения к ответственности за военные преступления и преступления против человечности. В Западной Германии в 1965 г. разгорелась бурная дискуссия по вопросу об отмене срока давности привлечения к ответственности за преступления националсоциализма, в результате которой был принят ограниченный закон, продлевающий срок давности на четыре года. Лишь в 1979 г. указанный срок давности был полностью отменен. Рассматриваются причины, которые препятствовали принятию закона об отмене срока давности.

The West German discussion about the abolition of the statutory limit for the national socialism crimesin 1964-1965.pdf Признание ответственности за преступлениянационал-социалистов стало неотъемлемой ча-стью политической культуры Федеративной Рес-публики Германия. ФРГ расплачивалась за нацио-нал-социалистическое прошлое, что выражалось ввозмещении морального и материального ущербапострадавшим, а также в наказании национал-социалистических преступников. К середине1960-х гг. Западная Германия пережила процессденацификации, оставивший негативные воспо-минания в обществе, а также множество судебныхпроцессов над нацистскими преступниками, средикоторых Нюрнбергские процессы, процессы поделу «хрустальной ночи», «акции по эвтаназии»,по делам Аушвитца, Дахау, Главного управленияимперской безопасности. На этом фоне в 1964-1965 гг. в Западной Германии разгорелась дискус-сия по проблеме продления срока давности при-влечения к ответственности за преступления на-ционал-социализма (далее - срок давности). Речьшла о таких преступлениях, как убийство и гено-цид. Это было связано с тем, что 8 мая 1965 г., тоесть через 20 лет со дня окончания преступлений,истекал срок давности. Следовательно, преступ-ники, которые не были привлечены к ответствен-ности до истечения данного срока, оставались насвободе.В Восточной Германии этот вопрос был решенрадикально: 1 сентября 1964 г. был принят Законоб отмене срока давности привлечения к ответст-венности за национал-социалистические и воен-ные преступления. Принятие этого закона соот-ветствовало политике денацификации и борьбы сбывшими национал-социалистами, которую про-водила Восточная Германия. Известно, что в ре-зультате денацификации в ГДР было наказано го-раздо больше бывших национал-социалистов, чемв ФРГ. Закон, принятый в ГДР, имел в том числе ипропагандистский эффект. Он привлек вниманиемировой общественности к проблеме продлениясрока давности и способствовал обострению дис-куссии в ФРГ по этому вопросу.В Западной Германии основанием для дискус-сии послужили разногласияЭ. Менде, не принимали в них активного участия.Они избегали публичных заявлений, касающихсяэтого непростого с морально-этической точки зре-ния вопроса, опасаясь потерять политическую по-пулярность накануне парламентских выборов всентябре 1965 г. К ведущим политическим деяте-лям, участвующим в дебатах, относились толькоФ. Эрлер (СДПГ) и Р. Барцель (ХДС/ХСС), а так-же министр юстиции Э. Бухер (СвДП). Политикивторого ранга, напротив, активно участвовали вдебатах, используя возможность поднять своюпопулярность: такие как депутаты Э. Бенда отХДС/ХСС, М. Хирш, Г. Ян, А. Арнд от СДПГ, се-натор бундесрата К. Шютц от СДПГ.Результатом низкой активности политическихлидеров в обсуждении данной проблемы стало то,что федеральное правительство также не занялоопределенной позиции и не предложило свое ре-шение проблемы. Можно сказать, что в данномслучае правительство ФРГ не выполнило своейфункции - не указало направление в политике,которому нужно следовать. К. Аденауэр не делалпубличных заявлений по вопросу об изменениисрока давности. В разговоре с главой израильскоймиссии в Кёльне Ф. Шиннаром канцлер, однако,заявил, что судебные процессы над нацистскимипреступниками «должны прекратиться, потомучто они необычайно вредят международномуимиджу Германии» [2. С. 596]. Л. Эрхард, заняв-ший пост канцлера в 1963 г., поддерживал идеюпродления срока давности [3. C. 1]. Вместе с темон не смог убедить кабинет министров, который11 ноября 1964 г. заявил, что считает продлениесрока давности нарушением Основного Закона [4].Федеральное правительство не поддержало идеюпродления срока давности, несмотря на то, что нанего оказывалось внешнее давление. Прежде все-го, это было давление израильского государства.Руководитель восточного отдела министерстваиностранных дел Ф. Крапф в конце января 1965 г.советовал пойти на уступки Израилю в этом во-просе и поспособствовать продлению срока дав-ности. Целью этого шага должно было стать смяг-чение противоречий между ФРГ и Израилем всфере военно-технического сотрудничества [5.C. 202]. В марте 1965 г. ввиду огласки военно-технических контактов федеральное правительст-во пришло к выводу о необходимости прекратитьпоставки военной техники в Израиль.В начале марта 1965 г. Совет Европы принялрешение о разработке конвенции, согласно кото-рой государства должны были отменить срок дав-ности привлечения к ответственности за нацио-нал-социалистические преступления [6. С. 8]. К1965 г. срок давности привлечения к ответствен-ности за военные преступления и преступленияпротив человечества был продлен или отменен вАвстрии, Франции, Швеции, Бельгии, в ряде вос-точноевропейских государств - в Польше, СССР,ГДР, Чехословакии, Венгрии, Болгарии. В англо-саксонской системе права вообще не было срокадавности привлечения к ответственности за тяж-кие преступления. Журнал «Шпигель» подчерки-вал, что «за рубежом, особенно в США, возрослонедоверие к ФРГ» [7. C. 33]. За отмену срока дав-ности в Западной Германии выступали Американ-ский Еврейский Комитет, Организация жертв на-ционал-социалистов, Норвежское общество быв-ших заключенных [8. С. 1].Ввиду приближения даты истечения срока инаходясь под влиянием международного общест-венного мнения, федеральное правительство быловынуждено предпринять меры по ускорению рас-крытия преступлений национал-социалистов. Так,20 ноября 1964 г. правительство ФРГ обратилосько всем государствам с просьбой передать все до-кументы, освещающие нацистские преступления,Центральному ведомству земельных управленийюстицией для раскрытия национал-социалисти-ческих преступлений в Людвигсбурге. Централь-ное ведомство земельных управлений юстициейдля раскрытия национал-социалистических пре-ступлений было создано в 1958 г. по инициативеземельных министров юстиции, которые пришли квыводу о необходимости систематической работынад документами, касающимися национал-социалистического прошлого. Центральное ве-домство имело доступ только к материалам ФРГ изападных государств. По внешнеполитическимсоображениям федеральное правительство отказа-ло центральному ведомству в доступе к материа-лам восточноевропейских государств. Только в1960 г. правительство ФРГ разрешило работникамведомства в исключительных случаях сотрудни-чать с представителями государств Восточногоблока. Общий просмотр документов был по-прежнему запрещен. 9 декабря 1964 г. бундестагпринял решение поручить федеральному прави-тельству составление отчета о результатах пресле-дования нацистских преступников. Фракция СвДПединственная не поддержала данный призыв. Вначале 1965 г. под влиянием Л. Эрхарда кабинетминистров принял решение подождать отчетаЦентрального ведомства в Людвигсбурге. 24 фев-раля 1965 г. кабинет министров заявил, что под-держит любое решение бундестага [9].Центром дискуссии по вопросу о продлениисрока давности стали бундесрат и, в особенности,бундестаг. Дискуссия в бундесрате по вопросу опродлении срока давности состоялась 12 февраля1965 г. На заседании сенаторы от Гамбурга П. Не-верман и Г. Крамер (СДПГ) предложили законо-проект о продлении срока давности с 20 до 30 лет.Бундесрат принял решение передать его на рас-смотрение правового комитета. Дебаты в бундес-таге по этому вопросу состоялись 10 марта 1965 г.В ходе дебатов разделение на противников и сто-ронников изменения срока давности проходило непо партийному признаку. Блок ХДС/ХСС раско-лолся, при этом большинство его членов во главес Э. Бендой выдвинули законопроект об отменесрока давности. СДПГ в лице М. Хирша внеслазаконопроект об отмене срока давности и измене-нии Основного Закона ФРГ. Следует отметить,что СДПГ занимала наиболее последовательнуюпозицию по вопросам о сроках давности, касаю-щимся национал-социалистических преступлений.В 1960 г., когда истекал срок давности привлече-ния к ответственности за убийство без отягчаю-щих обстоятельств, СДПГ внесла на обсуждение вбундестаг законопроект о перенесении даты началаотчета указанного срока давности с 8 мая 1945 г. на15 сентября 1949 г. ХДС/ХСС и СвДП отклонилиданный законопроект. «Против» выступил такжедепутат от СДПГ А. Арнд, полагавший, что про-дление срока давности будет являться нарушениемконституционно-правовых основ государства.СвДП при активной поддержке министра юстицииЭ. Бухера и вице-президента бундестага Т. Дэлеранастаивала на том, чтобы срок давности был неиз-меняем. Э. Бенда на заседании бундестага подчерк-нул, что продление срока давности не означает на-рушение конституционно-правовых основ и непротиворечит решениям Федерального Конститу-ционного Суда [10. C. 2]. Еще с 1871 г. в уголовномправе Германии существовала практика продлениясрока давности решением судьи.Другой аргумент, который приводили сторон-ники продления срока давности, состоял в том,что ограничения, наложенные союзниками на су-ды ФРГ, были окончательноскомпрометировать себя и запятнать репутацию.По словам немецкого философа К. Ясперса, «не-известно, сколько немцев на общественной служ-бе, на высоких и ведущих должностях могут бытьзадеты этими обвинениями» [13. C. 52]. Например,Э. Бухер в прошлом был членом организации«Гитлерюгенд», а затем НСДАП. Многие другиечлены СвДП также были связаны в прошлом с на-ционал-социалистической партией. Большой меж-дународный резонанс вызвал случай с Х. Глобке,бывшим сотрудником имперского министерствавнутренних дел, комментатором «Нюрнбергскихзаконов». В годы правления К. Аденауэра он за-нимал пост государственного секретаря в ведомст-ве канцлера, находился в ближайшем его окруже-нии. Раскрытие подобных случаев наносило серь-езный ущерб международному престижу ФРГ, чтоподталкивало ряд политических деятелей высту-пить против продолжения уголовного преследова-ния национал-социалистических преступников.По итогам дебатов в бундестаге проектыфракций отправили в правовой комитет. Комитетпредложил изменить дату начала отсчета - пере-нести с 8 мая 1945 г. на 31 декабря 1949 г., то естьвести отсчет срока давности не с момента оконча-ния преступлений, а с момента образования ФРГ иее судебных органов. На заседании бундестага25 марта 1965 г. вся фракция СДПГ и преобла-дающее большинство ХДС/ХСС поддержало за-конопроект. Большинство членов СвДП и мень-шая часть ХДС/ХСС выступили «против».Проблема изменения срока давности и дебатыв бундесрате и бундестаге по этому поводу не вы-звали особого интереса в широких слоях немецко-го общества. Более того, большая часть обществаФРГ негативно относилась к продолжению судеб-ных процессов. У многих немцев Западной Герма-нии появилось стремление подвести черту, покон-чить с процессом переосмысления прошлого. Су-дебные процессы, за исключением самых громких(например, против работников Аушвица), былинепопулярными в немецком обществе. Об этомговорят результаты опросов общественногоДискуссия в ФРГ по вопросу о продлении сро-ка давности за национал-социалистические пре-ступления стала частью того процесса, который висторической науке и в политической лексикеФРГ получил название «процесса преодоленияпрошлого». Характер данной дискуссии подтвер-ждает тот факт, что это был болезненный процесс.По словам отечественного германиста А.И. Бороз-няка, ««нежелание знать», «стремление забыть»было ведущей тенденцией в германском истори-ческом сознании первых послевоенных лет» [18.С. 28]. Такого же мнения придерживается немец-кая исследовательница Ю. Шеррер, говоря, что впервые два послевоенных десятилетия для обще-ства ФРГ было характерно «вытеснение из созна-ния прошлого» [19. C. 92]. Исключением былилишь немногие видные политические и общест-венные деятели, среди которых президент ФРГТ. Хойс и философ К. Ясперс, которые одними изпервых заговорили о «коллективном стыде» [20.С. 309] и «коллективной ответственности» немцев[21. С. 122].

Ключевые слова

срок давности привлечения к ответственности, военные преступления и преступления против человечности, «преодоление прошлого», statutory limitations (the statute of limitation), war crimes and crimes against humanity, «struggle to come to terms with the past» («Vergangenheitsbewaltigung»)

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Сайнакова Вера СергеевнаНациональный исследовательский Томский государственный университетаспирантка кафедры новой, новейшей истории и международных отношенийnachtigal84@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Grundgesetz fur die Bundesrepublik Deutschland. Режим доступа: http://www.bundestag.de/ dokumente/ rechtsgrundlagen/ grundgesetz/index.html
Gesprach des Bundeskanzlers Adenauer mit dem Leiter der Israel-Mission, Shinnar (182) // Akten zur Auswartigen Politik der Bundesrepublik Deutschland. 1963. Bd. 1. Munchen: Oldenburg Verlag, 1994. S. 593-596.
Erhard will Verjahrung von Nazi-Mordtaten am 8. Mai verhindern // Frankfurter allgemeine Zeitung. 1965. № 31. S. 1.
Kabinettssitzung am 11. November 1964. Режим доступа: http://www.bundesarchiv.de/cocoon/barch/0001/k/k1964k/kap1_2/ kap2_45/para3_14.html#Start
Aufzeichnung des Ministerialdirektors Krapfs (41) // Akten zur Auswartigen Politik der Bundesrepublik Deutschland. 1965. Munchen: Oldenburg Verlag, 1994. S. 201-202.
Europarat gegen Verjahrung von Verbrechen gegen Menschlichkeit // Das Parlament. 1965. № 9. S. 8-9.
NS-Verbrechen. Verjahrung. Gesundes Volksempfinden // Der Spiegel. 1965. № 11. S. 30-44.
Oslo apelliert an Gerstenmaier // Frankfurter Allgemeine Zeitung. № 31. S. 1.
Kabinettssitzung am 9. Dezember 1964. - Режим доступа: http://www.bundesarchiv.de/cocoon/barch/0000/k/k1965k/kap1_2/ kap2_9/para3_3.html
Bewaltigung der Vergangenheit: Mord und Volkermord sollen nicht verjahren. Drei Antrage im Bundestag // Das Parlament. 1965. № 11. S. 1-4.
Antrag im Bundesrat: Langere Verjahrungsfrist fur Mordtaten gefordert // Das Parlament. 1965. № 8. S. 1-3.
Es ist unser Schicksal, mit Kaduks zu leben. Spiegel- Gesprach mit Bundesjustizminister Dr. Ewald Bucher // Der Spiegel. 1965. № 5. S. 22-29.
Jaspers K. Wohin treibt die Bundesrepublik? Munchen: R. Piper & Co Verlag, 1966. 281 S.
Wie steht die Bevolkerung zur Verjahrung? // Frankfurter Allgemeine Zeitung. 1965. № 63. S. 5.
Резолюция 1074 D (XXXIX). Вопрос о наказании военных преступников и лиц, совершивших преступления против человечества. - Режим доступа: http://daccess-ddsny. un.org/doc/RESOLUTION/GEN/NR0/471/25/IMG/NR047125. pdf?OpenElement
Резолюция 1158 (XLI). Вопрос о наказании военных преступников и лиц, совершивших преступления против человечества. Режим доступа: http://daccess-ddsny. un.org/ doc/ RESOLUTION /GEN/NR0/ 506/21/ IMG/ NR050621.pdf?OpenEle ent
Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества. - Режим доступа: http://www.un.org/ru/ documents/ decl_conv/conventions/warcrimes_limit.shtml
Борозняк А.И. Искупление. М.: Пик, 1999. 285 с.
Шеррер Ю. Германия и Франция: проработка прошлого // Pro et Contra. 2009. № 3-4. C. 89-108.
7. Dezember 1949: Aus der Rede des Bundesprasidenten Heuss, vor der Gesellschaft fur christlich-judische Zusammenarbeit in Wiesbaden (№ 105) // Dokumente zur Deutschlandpolitik. Bd. 2. Munchen: R. Oldenburg Verlag, 1996. S. 309-311.
Hansen N. Aus dem Schatten der Katastrophe: deutsch-israelische Beziehungen in der Ara Adenauer und Ben- Gurion. Ein dokumentierter Bericht. Dusseldorf: Droste Verlag, 2002. 891 S.
 Дискуссия в Западной Германии по вопросу об отмене срока давности привлечения к ответственности за преступления национал-социализма в 1964-1965 гг. | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2012. № 1 (17).

Дискуссия в Западной Германии по вопросу об отмене срока давности привлечения к ответственности за преступления национал-социализма в 1964-1965 гг. | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2012. № 1 (17).

Полнотекстовая версия