Британо-французские отношения в контексте европейской интеграции в 1957-1958 гг. | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2012. № 1 (17).

Британо-французские отношения в контексте европейской интеграции в 1957-1958 гг.

Анализируются англо-французские отношения в период оформления Европейского экономического сообщества и Европейского сообщества по атомной энергии и обсуждения британского проекта зоны свободной торговли как части более масштабного и мало известного в отечественной историографии «великого проекта» Г. Макмиллана. Показана взаимосвязь британских инициатив по объединению европейских стран с вопросами военно-политической интеграции, трансатлантическими отношениями и процессами деколонизации.

Anglo-French relations in the context of European integration in 1958-1960.pdf После Второй мировой войны в западноевро-пейских странах активно обсуждались две моделиевропейского объединения - на межправительст-венной и наднациональной основе. Первая былапредложена и озвучена в сентябре 1946 г. в Цю-рихской речи У. Черчилля. В ней он предлагалсоздать Совет Европы - как средство преодоленияфранко-германских противоречий и укрепленияЗападной Европы в условиях разворачивавшейсяконфронтации двух сверхдержав. Вторая модельбыла предложена Францией в лице Ж. Монне. Онвыступал за наднациональный подход к объеди-нению западноевропейских государств, что объ-яснялось опытом его работы в Лиге наций в меж-военный период. Служба в этой организации убе-дила его в неэффективности межправительствен-ной модели сотрудничества, на первый план в ко-торой, по его мнению, выходили эгоистическиенациональные интересы [1. P. 11].Великобритания реализовала идею У. Черчил-ля в 1949 г., создав Совет Европы. Эта структуране предполагала развития в «общеевропейскоеправительство», что объективно нивелировало еесуть по сравнению с французскими предложения-ми [2. С. 21]. Франция разработала к началу1950 г. проект Европейского объединения угля истали (ЕОУС), предполагающий передачу частинационального суверенитета на наднациональныйуровень для управления угольной и сталелитейнойотраслями промышленности. К обсуждению про-екта наряду с ФРГ, Италией и странами Бенилюк-са была приглашена и Великобритания. Но онаотказалась от полноценного участия в создавае-мой структуре. Ее не устраивала ни экономиче-ская составляющая плана - передача части госу-дарственного контроля над соответствующимиотраслями промышленности, ни политическая -передача части суверенитета на надгосударствен-ный уровень. Решение же германского вопросамыслилось Лондоном, прежде всего, за счет уча-стия ФРГ в НАТО. В 1951 г. был подписан дого-вор о создании ЕОУС в составе шести стран. В1955 г. на конференции Шестерки (такое названиезакрепилось зало-американских «особых» отношениях, связях сСодружеством и европейских делах.Основа плана под громким названием «вели-кий проект» была разработана еще в 1956 г. и вначале января 1957 г. была представлена кабинетуминистров министром иностранных дел Велико-британии С. Ллойдом. В документе, состоявшемиз трех частей, излагался план по созданию воен-но-политического и экономического союза евро-пейских государств. В проекте допускалась воз-можность создания военно-политического объе-динения на основе Западноевропейского союза(ЗЕС), в который входили Великобритания, Фран-ция, ФРГ, Италия, Бельгия, Голландия и Люксем-бург. Главный акцент в этой части проекта былсделан на развитии атомной программы Лондона.Посредством привлечения материальных, финан-совых и технических ресурсов государств-членовЗЕС британское правительство рассчитывало на-чать выполнение программы создания мегатоннойбомбы и всех средств ее доставки к цели. Другиестраны-участницы будущей военно-политическойассоциации, в свою очередь, через сотрудничествос Лондоном в атомной сфере, могли рассчитыватьна получение доступа к технической информациисоздания ядерного оружия.Развитие военного сотрудничества стран-участниц ЗЕС на практике могло привести к соз-данию политической ассоциации, и в данном слу-чае британская сторона могла перехватить ини-циативу у Парижа. Совпадение времени появле-ния «великого проекта» с подготовкой странамиШестерки договоров о создании ЕЭС и Евратомадает возможность предположить, что в Лондонерассматривали инициативы шести стран как угро-зу влиянию страны в Европе. Атомная сферапредставлялась британскому правительству тойобластью, которая потенциально могла заинтере-совать европейские государства в английскомпроекте благодаря тому, что пока Великобританиябыла единственной европейской державой, вла-девшей атомным оружием. Обладание таким важ-ным стратегическим преимуществом даваломание континентальных стран к идеям общего рын-ка и зоны свободной торговли в 1950-е гг. создавало,как считали политики, необходимые условия дляреализации британской инициативы экономическойинтеграции, которая в перспективе могла привес-ти к захвату «политического лидерства» Велико-британии в Западной Европе.Стоит отметить, что важным фактором, повли-явшим на корректировку подходов британскогоправительства к формированию европейской по-литики, стала экономическая ситуация внутри са-мой Великобритании и мире в целом. К концу1950-х гг. правительственные и независимые экс-перты в области экономики причиной финансовыхпроблем страны в послевоенное время назвалисложившуюся в Соединенном Королевстве струк-туру внешнеэкономических связей. Лондон гораз-до в большей степени ориентировался на отноше-ния со странами Содружества, чем с Западной Ев-ропой, тогда как самый быстрый рост мировоготоварооборота приходился на индустриально раз-витые европейские государства [9. P. 28]. Именнопоэтому, считали британские эксперты, к началу1957 г. Лондон столкнулся с проблемами в пла-тежном балансе страны и с падением темпов эко-номического роста [10. P. 28]. Надо отметить, чтосреди экономических трудностей, с которымистолкнулась Великобритания в 1950-е годы, эко-номисты называют низкий уровень промышленно-го роста, который составлял меньше половиныуровня роста таких западноевропейских госу-дарств, как ФРГ, Италия, Нидерланды, Франция,Австрия, низкий уровень экспортной торговли,периодические кризисы платежного баланса и ин-фляционные трудности. На фоне этих трудностейединственными «яркими пятнами» экономическойситуации страны, по мнению исследователей, бы-ла полная занятость и относительно высокий уро-вень жизни в Великобритании в конце 1950-х гг.по сравнению с другими европейскими странами[11. P. 162-163, 180-181, 190, 197, 199; 12. P. 58].В условиях продолжающегося процесса распадаколониальных империй Г. Макмиллан ставил за-дачу сохранения роли страны на международнойарене, и адекватным решением этой задачи моглостать лидерство в процессе европейской интегра-ции. Единственным серьезным конкурентом Ве-ликобритании при решении этой задачи былаФранция.Проект ЗСТ должен был устранить конкурен-цию со стороны Парижа. Британское правительст-во рассматривало предлагаемый проект как явновыигрывавший по сравнению с французскимипредложениями по организации Общей сельско-хозяйственной политики (ОСП) ЕЭС. Британскийпроект отличался от проекта Общего рынка двумяважными чертами. Во-первых, он не предполагалустановления единых тарифов в торговле с треть-ими странами, иначе мог быть нанесен ущербпреференциальной торговле со странами Содру-жества. Во-вторых, Г. Макмиллан предлагал невключать в ЗСТ торговлю сельскохозяйственнойпродукцией. Такая позиция Великобритании былаобусловлена тем, что Лондон с начала 1930-х гг.был связан со странами Содружества имперскимипреференциями - предпочтительными тарифами,которые позволяли ввозить из этих стран сырье ипродовольствие по сниженным ценам. Хотя послеВторой мировой войны значение системы префе-ренций постепенно сокращалось, что было связаносо стремлением наиболее развитых государств-членов Содружества (Австралии, Новой Зеландии)развивать свою промышленность и расширятьторговые отношения с другими странами, в част-ности США, поддержание экономических связей сбывшими колониями и доминионами по-прежнему имело важное значение для экономиче-ского развития Великобритании [13. C. 124]. Кро-ме того, в отличие от проекта стран Шестерки,британская зона свободной торговли должна быладействовать в рамках ОЕЭС [14. C. 119] и соглас-но принципам Генерального Соглашения по тари-фам и торговле (ГАТТ).В начале февраля 1957 г. на заседании СоветаОЕЭС было принято решение провести официаль-ные переговоры о создании ЗСТ [14. C. 122; 15.C. 208]. Однако начавшееся обсуждение выявилоналичие существенных разногласий среди участ-ников. Прежде всего, неопределенной была позинеобходимости изменить внешнеэкономическуюструктуру страны. В позиции членов британскойделегации на переговорах явно прослеживалосьстремление скорее избежать ослабления отноше-ний со странами Содружества, чем развивать свя-зи с Европой.Основным упущением британской дипломатиина данном этапе была ничем не оправданная уве-ренность в способности убедить европейскиестраны отдать предпочтение плану создания зонысвободной торговли. Но оказалось, что высокиевнешние тарифы и другие потенциально ограни-чительные меры в отношении третьих стран, уста-навливаемые посредством создания Общего рын-ка, были гораздо более приемлемыми для эконо-мических либералов внутри Сообщества, особеннов ФРГ и Голландии, чем идеи ЗСТ. Как указываетМ. Кэмпс, «Шестерка не была готова совместитьсвои переговоры по Общему рынку с обсуждени-ем британского плана ЗСТ для того чтобы вместевыработать решения тех проблем, с которымистолкнулась реализация двух проектов» [17.P. 103, 110]. Со своей стороны страны «Шестер-ки», и особенно Франция в лице Ж. Монне, опаса-лись, что ЗСТ может помешать созданию институ-тов ЕЭС, поскольку осуществление британскойинициативы предполагало подчинение институтовЕОУС, Общего Рынка и Евратома единой Ассамб-лее под эгидой ОЕЭС, а значит, под контролемЛондона.Дипломатия Соединенных Штатов вниматель-но следила за ходом переговоров между Велико-британией и шестью странами. Документ, подго-товленный госсекретарем США Дж. Ф. Даллесом,детально изучившим «великий проект» Г. Мак-миллана, отражал подозрения Вашингтона отно-сительно мотивов европейской политики Лондона.Дж. Ф. Даллес выразил опасение, что усилия бри-танского правительства по реализации ЗСТ, непредполагающей развития политического союза,могут способствовать «выхолащиванию» сути ев-ропейской интеграции. Госсекретарь в этой связиподчеркивал, что создание Общего рынка и Евра-тома имеет первостепенное значение для укрепле-ния «атлантической конструкции НАТО» [18.P. 535-536]. В начале марта 1957 г. переговорыстран «Шестерки» вступили в завершающую ста-дию. 25 марта 1957 г. в Риме были подписаны до-говоры о создании ЕЭС и Евратома. ПремьерГ. Макмиллан в апреле 1957 г. признал, что офи-циальные переговоры о союзе между Общим рын-ком и ЗСТ могут зайти в тупик уже в конце мая[19. P.115]. Стало очевидно, что предположениебританских правительственных экспертов о том,что провал в 1954 г. идеи Европейского оборони-тельного сообщества (ЕОС) последовательно при-ведет к провалу других интеграционных идей, бы-ло ошибочным [10. P. 27].Для Франции первоочередной задачей в рам-ках экономической интеграции было сохранениесвоих колониальных позиций. В Кэ Д'Орсэ доби-вались привилегированных условий по вложениюкапиталов в своих африканских колониях в рамкахОбщего рынка. Симптоматично, что Париж вы-ступал за такие условия, при которых совершатькапиталовложения в экономику африканских вла-дений Франции должны были все государстваЕЭС, но только Париж мог бы вести торговлю исовершать валютно-экономические операции всвоих владениях на выгодных для себя условиях.Как показали события, переговоры по созданиюЗСТ дали обратный ожиданиям британского руко-водства результат. Они способствовали убыстре-нию интеграционных процессов в Европе в рамкахнаднациональной модели [12. P. 64]. Если Суэц-кий кризис 1956 г. послужил катализатором разви-тия атомной интеграции, то британская инициати-ва и подспудное желание Г. Макмиллана поме-шать усилению Франции на континенте ускорилисоздание Общего рынка. Важность и последствияподписания соглашений в Риме не сразу былиосознаны правящей элитой. Неизбежность пере-хода страны на положение региональной державытребовала осознания британским обществом. Оп-ределенное воздействие на восприятие междуна-родных событий оказывало так называемое «ост-ровное мышление». Страны бывшей империи, а негосударства Западной Европы, по-прежнему пси-хологически воспринималисьпе даже после подписания Римских договоров.Однако в начале мая 1957 г. Г. Макмиллан на за-седании кабинета охарактеризовал ситуацию об-суждения вопроса ЗСТ как серьезную. Высокаявероятность того, что переговоры не возобновятсяв связи с оформлением ЕЭС и Евратома, заставля-ла премьер-министра искать способы возвращениястран Общего рынка в переговорный процесс. Входе визита в Бонн в середине мая премьер-министр пытался убедить канцлера ФРГ К. Аде-науэра оказать поддержку британскому плану. Онобрисовал отказ от создания зоны свободной тор-говли как путь к «дезинтеграции любой большойевропейской политики» и, как следствие, к «кол-лапсу НАТО и существующей системы обороны».В ответ на эти доводы К. Аденауэр заверилГ. Макмиллана в поддержке проекта. Французскоеправительство также пообещало возобновить пе-реговоры, но только после ратификации Римскихсоглашений. Тем не менее британский премьерподозревал, что Бонн и Париж приняли решениеиспользовать тактику «затягивания времени» доофициального вступления в силу подписанныхдоговоров 1 января 1958 г.Помимо мер дипломатического характера,Г. Макмиллан, с целью продвижения и популяри-зации концепции европейской зоны свободнойторговли, решил повысить политическую значи-мость проекта. Демонстрация готовности Велико-британии взять на себя долгосрочные обязательст-ва на европейском континенте могла, по его мне-нию, привести к успеху переговоров [8. P. 435-436]. Между тем обсуждение проекта Г. Макмил-лана в мае 1957 г. в палате общин продемонстри-ровало отсутствие единства в парламенте по во-просу участия страны в европейской интеграции,что, в свою очередь, объективно затрудняло про-движение проекта. Парламентарии высказывалисомнения в том, что Содружеству будут предос-тавлены те же условия, что и французским коло-ниям, и продукция британских доминионов не бу-дет облагаться пошлинами в рамках Общего рын-ка. В свою очередь, участники продолжившихсяпереговоров, защищая свои сельскохозяйственныерынки, требовали от Лондона включения продо-вольственных товаров в сферу действия ЗСТ, вы-нуждая британскую делегацию идти на уступки.Но британская сторона была готова включить вторговую зону только определенный круг продо-вольственных товаров [8. P. 438-439]. 7 августа1957 г. Г. Макмиллан предложил назначить энер-гичного и проевропейски настроенного Р. Мод-линга, занимавшего должность главного казначеястраны, ответственным за переговоры с государ-ствами-участниками ОЕЭС. 16 октября СоветОЕЭС официально назначил его председателемсоответствующего межправительственного коми-тета [23. P. 315]. На заседании парламентской ас-самблеи Совета Европы он доказывал своим евро-пейским коллегам, что для Великобритании Со-дружество является не только вопросом торговли,но и «существенным фактом британской психоло-гии», что следует учитывать при обсуждении про-екта [24. P. 17].В октябре 1957 г. Р. Модлинг сообщил своимколлегам-министрам, что в целом европейскиестраны настроены благожелательно в отношениибританского проекта. Западная Германия, Бельгияи Нидерланды поддерживали проект ЗСТ по эко-номическим соображениям, в то время как Фран-ция и Италия симпатизировали плану по причи-нам политического характера. Скандинавскиестраны, Швейцария и Австрия также поддержива-ли проект, в то время как Дания испытывала со-мнения в связи с ее трудностями в экспорте про-довольственных товаров [8. P. 439-440]. Этиоценки, как показали события, носили излишнеоптимистический характер, британская сторонаявно недооценивала достижения «Шестерки» всфере интеграции и позиции Франции в группи-ровке.Обсуждение вопроса ЗСТ в ходе парламент-ских дебатов в ноябре 1957 г. показывало слабоеинформирование депутатов палаты общин о ходепереговоров в Париже. В частности, один из пар-ламентариев заметил, что проект ЗСТ подробно необсуждался в палате общин с 26 ноября 1956 г.[25. Col. 761]. Сама идея торговой зоны преподно-силась как парламентскому истэблишменту, так иширокой общественности в экономическомоформлении выгодного торгового соглашения.Такой ракурс рассмотрения проблемы участиястраны в европейской торговой организации, ве-роятно, должен был помочь Г. Макмиллану избе-жать внутриполитической конфронтации как состороны лейбористов, так и со стороны консерва-торов [26. C. 14]. Очевидной была привержен-ность как политической элиты, так и самого пре-мьер-министра классическому подходу Велико-британии к европейским делам, выраженному вформуле У. Черчилля: «Мы с Европой, но не вней» [27. C. 393], что психологически затруднялопоиск новой роли в интеграционном движении.В своей «славной речи» в палате общин 5 но-ября 1957 г. премьер-министр Великобританииобозначил идею ЗСТ как инструмент для установ-ления эффективной торговой системы в ЗападнойЕвропе, функционированию и процветанию кото-рой угрожает создание в регионе двух или трехторговых блоков. Г. Макмиллан имел в виду то,что в Европе уже существовали две экономиче-ские группировки - «Общий рынок» и Совет Эко-номической Взаимопомощи (СЭВ). Третьей моглостать объединение так называемой «Внешней Се-мерки» - государств, не вошедших в состав ЕЭС.Такой раскол Европы на отдельные торгово-экономические блоки, по мнению премьер-министра, угрожал серьезно ослабить западнуюсистему безопасности [28. P. 203; 25. Col. 32-33].Подобные оценки проекта демонстрировалидоминирование экономической составляющейплана ЗСТ над его политическим содержанием.Парламентариев интересовал, прежде всего, во-прос экономической выгоды британского участияв торговой зоне и конкурентоспособности странына европейских рынках. Так, депутаты отмечализначение доступа растущей индустрии британско-го автомобилестроения и отраслей тяжелой про-мышленности на континентальные рынки. Поподсчетам британских экономистов, импорт авто-мобилей в будущую торговую зону удвоился с1950 по 1957 г., и к 1970 г. должен был увеличить-ся в 4 раза. В случае создания Общего рынка бри-танские производители могли оказаться исклю-ченными на 70 % из потенциального рынка ЗСТ[25. Col. 278-279].1 января 1958 г. после довольно короткого пе-риода ратификации официально вступили в силуРимские договоры [23. P. 312]. Г. Макмиллан от-мечал в своих мемуарах, что это событие не сим-волизировало провала переговоров по ЗСТ. Толь-ко к началу марта 1958 г. стало ясно, что вопросысельскохозяйственной политики не были цен-тральным пунктом разногласий. Неопределен-ность решения этих вопросов шестью странами врамках Общего рынка отодвигала на задний планобсуждение этих проблем в ОЕЭС. Кроме того,стало явным нежелание Франции участвовать вдискуссиях по проблеме создания ЗСТ. Француз-ская позиция определялась тем, что крупные про-изводители опасались конкуренции не только за-падногерманской, но и английской продукции.Кроме того, в Четвертой Республикетировать внимание, как и прежде, на опасностиразделения Европы на экономические группиров-ки, сутью которых будет политическое разделениеи ослабление западного единства в целом. Уклон-чивый ответ Ш. де Голля, который в целом поло-жительно оценивал идею ЗСТ, заставлял Макмил-лана искать другие способы давления на Францию[8. P. 449-450].Сдержанное отношение Франции к плану,предложенному Лондоном, было следствием нестолько нежелания де Голля обсуждать именнобританский проект, сколько его стремлением ре-шать другие внешнеполитические задачи, не свя-занные на начальном этапе его деятельности с во-просами развития европейской интеграции. Помнению британского исследователя Ф. Нортиджа,де Голль со времени прихода к власти в июне1958 г. «был слишком занят превращением Фран-ции в президентскую автократию и не слишкомвдавался в детали европейской экономическойинтеграции… несмотря на очевидную обеспоко-енность других членов Шестерки поиском ком-промисса в отношениях с Великобританией» [23.P. 319]. В частности, в число внешнеполи-тических приоритетов французского лидера вхо-дило укрепление позиций Франции на междуна-родной арене посредством усиления ее влияния вблоке НАТО, в ядерной сфере и во франко-германских отношениях.17 сентября 1958 г. генерал отправил в Лондони Вашингтон меморандум, в котором предлагалреконструкцию командования и политическойструктуры Организации Североатлантическогодоговора по принципу триумвирата США, Вели-кобритании и Франции [31. C. 441-442]. Лидерфранцузской республики указывал в меморанду-ме, что европейские союзники США по НАТО, заисключением Великобритании, были слабо ин-формированы о проводимых военных операциях вТайваньском проливе и на Ближнем Востоке, вЛиване и Иордании, что потенциально грозилововлечением в конфликты европейских стран. Вусловиях обладания ядерным оружием толькодвумя западными державами де Голль считал не-обходимым создание трехсторонней организации,способной вырабатыватьР. Модлинг в ходе беседы задал французскомупредставителю прямой вопрос о том, есть ли ре-альные шансы, что Франция примет британскийпроект. К. де Мюрвилль ответил, что Париж незаинтересован в осуществлении плана «ни по эко-номическим, ни по политическим причинам». Какпозднее глава МИД Франции признавал в своихмемуарах, это была первая встреча, на которойбыла обозначена истинная позиция французскогоправительства [33. P. 129]. Лондон вновь попытал-ся заручиться поддержкой Соединенных Штатов.Г. Кассиа, британский посол в Вашингтоне, 13 но-ября 1958 г. отправил на родину дипломатическуюдепешу, в которой указал на обеспокоенность вВашингтоне действиями Лондона. В Госдепарта-менте подозревали Англию в стремлении разру-шить Общий рынок, что в условиях осложненияфранко-американских отношений из-за планов деГолля по реорганизации Североатлантическогоальянса, для США было ненужным [9. P. 51-52].14 ноября 1958 г. министр информации Фран-ции Ж. Сустелль сделал официальное заявление, вкотором отметил неприемлемый для Парижа ха-рактер проекта создания промышленной зонысвободной торговли. В заявлении говорилось оневозможности установления европейской торго-вой зоны по британской модели «без установленияединого внешнего тарифа и гармонизации в эко-номической и социальной сферах» [23. P. 319].Политический подтекст отказа Парижа продол-жать переговоры был очевиден. Европейское ин-теграционное движение давало президенту деГоллю возможность стать его лидером и восстано-вить престиж своей страны на мировой арене.Примечательно, что Ш. де Голль, не желая,чтобы Франция выглядела в глазах мирового об-щественного мнения виновницей провала перего-воров, постарался снять ответственность с Пари-жа. Его расчет на эмоции главы британской деле-гации оправдались. Р. Модлинг после сделанногофранцузской стороной заявления в крайнем раздра-жении поспешил сказать о незамедлительном пре-кращении переговоров, прямо угодив в ловушку,подстроенную ( )Tjде Голлем

Ключевые слова

европейская интеграция, Великобритания, Франция, Г. Макмиллан, Ш. де Голль, European integration, Great Britain, France, H. Macmillan, Ch. de Gaulle

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Хахалкина Елена ВладимировнаНациональный исследовательский Томский государственный университеткандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры новой, новейшей истории и международных отношений исторического факультетаkev394@rambler.ru
Всего: 1

Ссылки

Pinder J., Usherwood S. The European Union. Oxford, 2007.
Липкин М.А. Британия в поисках Европы: долгий путь в ЕЭС (1957-1974 гг.). СПб., 2009.
Пелипась М.Я. Суэцкий кризис 1956 г. // Холодная вой- на. 1945-1963 гг. Историческая ретроспектива: Сб. ст. М., 2003.
British Documents on the End of Empire (BDEE). SeriesA. The Conservative Government and the End of Empire. 1951- 1957. Vol. 3. Part 1. International Relations. Ed. by R. Hyam, W. R. Louis. L., 1994. P. 105.
Остапенко Г.С. Британские консерваторы и деколонизация. М., 1995.
Heinlein F. British government policy and decolonization, 1945-1963: Scrutinizing the official mind. L., 2002.
Западная Европа и США. Очерк политических взаимоотношений / Под ред. Д.Е. Мельникова. М., 1968.
Macmillan H. Riding the storm. 1956-1959. L., 1971.
Britain and European integration. A Documentary history, 1945-1999. L.; N.Y., 2000.
George S. An awkward partner: Britain in the European Community. N.Y., 1998.
Aldcroft D.H. The European economy. 1914-1970. L., 1978.
Young J. W. Britain and the European Unity, 1945-1999. L., 2000.
Жигалов И.И. Современная история Великобритании (1945-1975 гг.). М., 1978.
Маклэйн Д. Внешняя политика Англии после Суэца. М., 1972.
Липов С.Ю. Британский проект создания зоны свободной торговли в Европе и позиция госдепартамента США (1956-1958 гг.) // Актуальные вопросы истории, историографии и международных отношений: Сб. науч. ст. Барнаул, 1996.
Мельчионни М.-Г. Влияние Суэцкого кризиса на переговоры в Брюсселе // История европейской интеграции. М., 1995.
Camps M. Britain and the European Community, 1955- 1963. New Jersey, 1964.
Foreign Relations of the United States (FRUS). 1955- 1957. Vol. IV. Western Security and Integration. Wash., 1986.
Winand P. Eisenhower, Kennedy and the United States of Europe. N.Y., 1996. P. 115.
Стрежнева М.В. Великобритания и Западная Европа: политические аспекты. М., 1988.
Англия на постимперском пространстве: уроки для России и Европы. Доклады Института Европа. М., 2003. № 126.
Кальвокоресси П. Мировая политика. 1945-2000: В 2 кн. М., 2003. Кн. 1.
Northedge F.S. British foreign policy. The process of readjustment. 1945-1961. L., 1962.
Tratt J. The Macmillan government and Europe. A study in the Process of Policy Development. L., 1996.
Great Britain. Parliament. House of Commons. Parliamentary Debates (Hansard). Official Report. Session 1957- 1958.Vol. 577. Comprising period from 5th November-15th November 1957. L., 1958. Col. 761.
Липкин М.А. Британский подход к западноевропейской интеграции (1959-1974): Автореф. дис. … канд. ист. наук. М., 2002.
Тэтчер М. Искусство управления государством. Стратегии для меняющегося мира. М., 2003.
Middleton D. The Supreme Choice. Britain and Europe. N.Y., 1963.
Арцзаканян М.Ц. Политическая история Франции XX в. М., 2003.
Де Голль Ш. Мемуары надежд. Обновление 1958- 1962 гг. Европа // Новая и новейшая история. 1994. № 4-5.
История Франции. М., 1973. Т. 3.
Пелипась М.Я. Скованные одной цепью: США и Великобритания на Ближнем и Среднем Востоке в 1945-1956 гг. Томск, 2003.
Lynch F.M.B. De Gaulle's First Veto: France, the Rueff Plan and the Free Trade Area // Contemporary European History. 2000. № 9.
 Британо-французские отношения в контексте европейской интеграции в 1957-1958 гг. | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2012. № 1 (17).

Британо-французские отношения в контексте европейской интеграции в 1957-1958 гг. | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2012. № 1 (17).

Полнотекстовая версия