Восстановление транзитной торговли чаем с китайской провинцией Синьцзян в середине 20-х гг. ХХ века | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2012. № 1 (17).

Восстановление транзитной торговли чаем с китайской провинцией Синьцзян в середине 20-х гг. ХХ века

Основное внимание акцентируется на проблемах и перспективах восстановления транзитной торговли чаем СССР с китайской провинцией Синьцзян в середине 20-х гг. ХХ в.. Освещается позиция по данному вопросу заинтересованных структур в СССР, купечества и властей китайской провинции Синьцзян.

Renewal of Transit Trade of Tea with the Chinese Province of Zinjiang in the Middle of the 20-sof the XX Century.pdf Одним из наименее изученных вопросоввнешнеэкономической деятельности СоветскойРоссии, а затем Советского Союза в центральноа-зиатском регионе в 20-30-х гг. ХХ в. являетсяпроблема становления и развития торговых связейс крупнейшей китайской провинцией - Синьцзян.В дореволюционный период царская Россия в тор-говле с Синьцзяном использовала самые разныеформы и методы. В частности, для того чтобысбалансировать товарооборот, применялись ре-экспорт и транзит через российскую территориюряда товаров. В числе этих товаров значительноеместо занимал чай. Следует отметить особое зна-чение этого продукта в провинции, где он «… за-менял суп и являлся одним из основных видов пи-тания» [1. Л. 122а]. Всестороннего освещения во-прос торговых операций с чаем в работах отечест-венных исследователей до настоящего времени неполучил. Между тем анализ выявленных источни-ков показывает, что контроль над поставками чаяна рынки Синьцзяна являлся значимым рычагомвлияния на экономику и политику провинции.Транзит чая через территорию советского госу-дарства мог способствовать процессу возврата ут-раченных после революции и Гражданской войныторгово-экономических и политических позицийРоссии в провинции.До начала Первой мировой войны Россия пол-ностью обеспечивала потребность Синьцзяна в чаекак за счет собственных поставок, так и за счеттранзита из внутреннего Китая (стоимость тран-зитного чая в 1913 г. составляла 700000 руб.) [2.Л. 23]. Импорт чая через российскую территориюбыл экономически выгоден синьцзянскому купе-честву, многие представители которого являлисьподданными Российского государства. Это объяс-нялось тем, что разница в его себестоимости всравнении с доставкой гужевым транспортом изюжных и центральных провинций по территорииКитая получалась достаточно значительной. Поданным источников, лишь на одном ящике чаяторговцы получали 21 рубль прибыли. Столь вы-сокая разница и прибыль обеспечивали им моно-полию на чайную торговлю [1. Л. 111]. В условияхвойны с 1914 г. торговля России с Синьцзяномстала постепенно сворачиваться и к 1919 г., с за-крытием русско-китайской границы, практическипрекратилась.Торговая составляющая провинции стала пе-реходить в руки иностранных фирм и китайскихкупцов, которые ранее по вышеназванным причи-нам не могли конкурировать с купцами - россий-скими подданными. Прежде всего, это коснулосьторговли мануфактурой, пушниной и чаем. Следу-ет отметить, что китайские купцы достаточно опе-ративно воспользовались сложившейся обстанов-кой и стали, несмотря на большие издержки, ак-тивнее завозить в Синьцзян чай с Востока, исполь-зуя по-прежнему за неимением другого гужевойтранспорт. В начале 1924 г. власти провинции по-пытались получить льготы в транзите чая, исполь-зуя для этой цели завершающую фазу советско-синьцзянских переговоров о заключении Времен-ного торгового соглашения. Однако особенно ак-тивно этот вопрос стал подниматься синьцзянскойстороной после подписания в мае 1924 г. договорамежду СССР и Китаем о восстановлении дипло-матических отношений. Предложения и ходатай-ства относительно возобновления транзита посту-пали советскому правительству от местных куп-цов регулярно. Дело в том, что, несмотря на высо-кие таможенные пошлины, сохранение монополиина торговлю чаем в руках исключительно китай-ских граждан и правом провоза его только из Ки-тая, чай ввозился в провинцию Кирвнешторгом вобмен на сырье путем незаконных манипуляций(например, чай направлялся под видом другоготовара, хотя пошлина за него бралась как за чай).Даже незначительные транзитные поставкичая в Синьцзян через СССР привели к падению нанего цен с 4 до 2 лан за кирпич, что «сильновстревожило торгующих чаем китайских купцов»[3. Л. 117]. В увеличении ввоза чая из Китая черезсвою территорию был заинтересован и СоветскийСоюз. Нехватка этого товара в Среднеазиатскихреспубликах активизировала такое негативное яв-ление, как контрабанда, и определяла зависимостьот поставок английского чая [3. Л. 319, 337]. В тоже время инициатива китайской стороны вызваланеоднозначную реакцию как со стороны советскихорганов власти, так и со стороны некоторых ки-тайских купцов - граждан СССР, занимавшихсяранее транзитными поставками в провинцию. Де-баты по данному вопросу, проходившие на разныхуровнях с января по май 1925 г., показали отсутст-вие у них общей позиции. Объяснялось это несо-вершенством законодательства, постоянно ме-няющейся торговой политикой Советского госу-дарства, отсутствием «декретирования в отноше-нии чьей-либо монополии» на «завоз чая из Ки-тая». Хотя фактически чаеторговля входила в пре-рогативу Чаеуправления и Центросоюза, они несправлялись с поставленной задачей из-за недос-татка финансирования и аналитического опыта усотрудников соответствующих структур, особеннов прогнозах перспектив [1. Л. 363].Советский Союз только начинал возвращатьутраченные позиции, находясь в постоянном по-иске эффективных форм и методов торгово-экономических отношений с Синьцзяном, учиты-вавших изменения, произошедшие в провинции загоды революции и Гражданской войны в СССР.На этом этапе в соответствующие органы властипоступали довольно противоречивые, а порой ивзаимоисключающие друг друга предложения.Основными участниками дискуссии были пред-ставители Российско-Восточной Торговой Пала-ты, Народных Комиссариатов по иностраннымделам и внешней торговле, Главного экономиче-ского управления, консул в Синьцзяне А.Е. Быст-ров, а также ряд заинтересованных торговых орга-низаций. В конечном счёте, большая часть из нихвысказалась за возобновление транзита чая. Со-хранявшиеся расхождения во мнениях относилиськ следующим вопросам: 1) насколько экономиче-ски целесообразно будет разрешение транзита чаяв целом; 2) кому предоставлять право транзита:только купцам - китайским подданным, гражда-нам СССР или акционерным обществам; 3) обяза-тельности коммерческой выгодности поставок чаяв Синьцзян и использование его для товарообменана местное сырье, как это практиковалось в пер-вой половине 20-х гг. ХХ в. советскими торговы-ми организациям. Также необходимо было про-считать не только экономические, но и политиче-ские последствия предпринимаемых шагов в пла-не дальнейшего сближения с властями провинции.Вопрос предоставления транзита чая черезтерриторию СССР купцам - подданным Китая исоздания акционерного общества поднял чугучак-ский купец, подданный СССР, К. Ботвин [4.Л. 191]. Он являлся противником предоставленияправа на транзит чая китайцам. Проанализировавсложившееся к середине 20-х гг. положение с чай-ной торговлей в Синьцзяне, К. Ботвин пришел квыводу о негативных последствиях для экономикиСССР передачи права транзита чая китайскимиподданным [1. Л. 362]. В докладной записке наимя консула СССР в Тарбагатае А.Е. Быстрова онписал: «…если китайцам будет разрешен транзит-ный ввоз чая в Синьцзян через Советский Союз,то западно-китайский чайный рынок будет длясоветских хозорганов потерян» [1. Л. 362]. В связис тем, что чай, особенно кирпичный, служил вСиньцзяне главным товарообменным продуктом(преимущественно среди кочевого населения), тошерсть и другое сырье советским хозорганампришлось бы, по мнению автора записки,«…получать от перекупщиков по более высокимценам, чем сейчас», в результате чего разрешениетранзита привело бы к повышению цен на некото-рые виды сырья, необходимые для советской про-мышленности [1. Л. 364]. В целях предотвращенияразвития подобного сценария К. Ботвин предлагалотказать китайским купцам в транзите. Далее онпредлагал разрешить этот вид деятельности ис-ключительно «русским торговым организациям» и«ему организовать в Чугучаке чайную торговлюпри участии Чаеуправления, взнос 60% оборотно-го капитала» [1. Л. 364].Консул СССР в Чугучаке поддержал купца,мотивировав свою позицию заинтересованностьюСССР в экспорте чая, который, по его мнению,являлся «…для нас при неоформленности и неус-тойчивости валютной системы в Западном Китае,одной из основных валют для наших заготовоксырья и кроме того и выгодной статьей сбыта» [3.Л. 52об]. Данная позиция была доведена до сведе-ния Наркома иностранных дел Г.В. Чичерина, азатем с его пометками отправлена на рассмотре-ние Замнаркомвнешторга М.И. Фрумкину и пред-ставителям других заинтересованных структур.Полученные ответы были неоднозначны. Выясни-лось, что советские торговые организации, вво-зившие чай в Синьцзян, действительно использо-вали его в порядке товарообмена на сырье, а не вкачестве коммерческого товара. Однако его по-ставки в рассматриваемый период были незначи-тельными: «…наше снабжение кирпичным чаемСиньцзяна … составляло не более 15% всей по-требности провинции» в этом продукте и не мо-жет радикальным образом повлиять на цены, насырье [1. Л. 372].Доказывалось, что при всех преимуществахтранзита чая через территорию СССР «до самогопоследнего времени мы были мало заинтересова-ны в самой торговле кирпичным чаем в ЗападномКитае» как товаром из-за небольшой коммерче-ской выгоды. По существующему в Синьцзянезакону монопольное право торговли чаем в про-винции предоставлялось только китайским под-данным при условии ввоза его с Востока. На вво-зимый через советскую территорию чай дуцзю-ном провинции были установлены высокие по-шлины. Кроме того, оговаривалось условие егореализации. Цена на рынках провинции должнабыла быть не ниже «цен на чай, идущий с Вос-тока» [1. Л. 364]. Установленные китайской сто-роной правила торговли ликвидировали все пре-имущества его транспортировки через террито-рию СССР. Рост коммерческого интереса в тор-говле чаем был бы возможен только в случаеотменены установленной пошлины. Учитываяэто обстоятельство, а также тот факт, что собст-венного кирпичного чая Советское государствопрактически не производило, приобретая его назолотую валюту в Китае, предлагалось в транзи-те этого продукта отказать.Подвергалось корректировке и заявление чу-гучакского купца о возможной потере СССР чай-ного рынка Синьцзяна. Однако большинство ор-ганизаций, высказавшихся по вопросам транзита,и организации акционерного общества занимали,как отмечалось выше, более гибкую позицию.Представители Главного экономического управле-ние ВСНХ СССР полагали, что в интересах упро-чения экономического положения в Синьцзяне, ко-торое неразрывно связано с поддержанием лояль-ных отношений как с местными властями, так и скупечеством, «возможно и допустить транзит в За-падный Китай кирпичного чая через территориюСССР … в 35000 пуд.» [1. Л. 372]. Фиксированныйконтингент (лимит) для транзита кирпичного чая,по их мнению, был нужен для того, чтобы не до-пустить осложнений «на заготовительной работенаших организаций в Синьцзяне» [1. Л. 372].Что касалось предложения об организациисмешанного общества с участием К. Ботвина, тоГЭУ ВСНХ СССР посчитало его нецелесообраз-ным. Предоставление монопольного права транзи-та одному лицу или обществу вызвало бы недо-вольство со стороны местных властей и купечест-ва и в результате не принесло бы СоветскомуСоюзу коммерческой выгоды. Кроме того, нару-шался бы принцип советской торговой политики.Ведущий сотрудник одного из наркоматов М. Ан-дреев выступал за разрешение транзита чая черезтерриторию СССР в Чугучак. В своей докладнойзаписке он писал, опираясь на дореволюционныйопыт торговли с Чугучаком, что «чай рассматри-вался нашими купцами только как выгодная ста-тья торговли» [1. Л. 369]. Далее Андреев задавалсявопросом: «…думаем ли мы действительно взятьна себя снабжение Чугучака чаем и насколько этоможет представлять коммерческий интерес длянас» [1. Л. 369]. С одной стороны, он подвергалсомнению финансовые возможности советскойчаепромышленности, которая из-за недостаткаденежных средств была не в состоянии вести ши-рокие заготовки чая даже для собственных нужд.«Поэтому, - писал Андреев, - едва ли мы можемговорить о солидном и нормальном транзите чаевв Чугучак» [1. Л. 369].«С другой стороны, - подчёркивал автор, -СССР не должен совершенно отказываться отмысли взять в свои руки транзит чаев в ЗападныйКитай и, в частности, в Чугучак» [1. Л. 369]. Нотак как в рассматриваемый период это сделатьбыло невозможно, то, исходя из экономическойцелесообразности, Андреев считал возможнымразрешить транзит китайского чая через террито-рию Советского Союза в Синьцзян. В политиче-ском плане для урегулирования этой проблемы онпредлагал «…не обострять наших отношений и сместными синьцзянскими властями и с местнымкитайским купечеством», а создавать условия длявзаимной заинтересованности и привлечения ихсимпатий к Советскому Союзу [1. Л. 367]. Дляэтого он предлагал учредить советско-китайскоеакционерное общество, пайщиками которого мог-ли стать китайские купцы, а при благоприятномразвитии событий и власти провинции в лице ме-стного даоиня или даже самого дуцзюна. Неглас-ное участие китайских сановников «в разного родапредприятиях» было обычным делом для провин-ции [1. Л. 369]. По мнению Андреева, совместноеакционерное общество было бы более выгоднымне только в экономическом, но и политическомплане, нежели подобное с участием только купцаК. Ботвина.Следует отметить, что вопрос о чае не стоялособняком, а являлся одной из форм реализациисоветских торговых интересов в Синьцзяне. По-этому его разрешение на основе взаимных интере-сов с китайской стороной дало бы возможностьпродвижения на рынки провинции других товарови изделий советской промышленности. В этомсмысле предложения М. Андреева были вполнелогичными и перспективными. При всей слабостиместного производства оно, хотя медленно, но на-бирало обороты, создавая вполне реальную угрозупотери для СССР рынков провинции по сбыту ря-да товаров [5. Л. 89]. В свою очередь, урегулиро-вание торговли чаем в Синьцзяне могло бы при-вести к росту доверия к СССР как торговомупартнеру и в дальнейшем способствовало сближе-нию именно с теми группами китайских купцов,которые непосредственно были связаны с Китаеми являлись держателями местного сырья.Свою точку зрения по вопросу о транзите кир-пичного чая в Синьцзян через территорию СССРвысказали и представители Российско-Восточнойторговой палаты (далее РВТП). В целом, присое-диняясь к мнению о необходимости разрешениятранзита кирпичного чая через советскую грани-цу, представители РВТП оспаривали количествочая, разрешенного для транзита. Детализируя вы-годы этого транзита для СССР, руководителиРВТП считали необходимым указать на особо по-зитивные экономические последствия: увеличениенагрузки сибирских железных дорог, выгоду ак-ционерных обществ «Транспорт», «Доброфлот»,«Совторгфлот» (по линии его дальневосточныхрейсов). Подчёркивалось и возможное получениеСоветским Союзом в порядке компенсации рядапреимуществ и льгот для хозорганов со сторонысиньцзянских властей, в том числе расширениеэкспорта. Кроме того, указывалось на повышениепрестижа СССР на рынках Западного Китая, рас-сматривались потери при отказе в транзите чая какодного из каналов получения валюты.Что касалось предложения ГЭУ ВСНХ СССРпо поводу возможности разрешения транзита неболее 35000 пудов, то представители РВТП счита-ли его ошибочным, «преуменьшением емкостизападно-китайского Ј_ oрынка в отношении чая и ус-тановлением контингента в 35000 пудов … можносвести на нет все предыдущие соображения» [1.Л. 122]. Конечно, этот вопрос требовал осторож-ного подхода, так как при избытке чая на рынкахСиньцзяна возникала угроза обратного его ввоза вСреднеазиатские республики контрабандным пу-тем, что могло «вредно отразиться на нашей внут-ренней чаеторговле» [1. Л. 122]. В то же время ус-тановление лимита негативно отразилась бы наработе тех советских организаций, которые могли,как предполагал в своей записке М. Андреев, при-нять участие в транзите чая наравне с китайскимикупцами. Поэтому представители РВТП предлага-ли отказаться от ограничения размера чая, выво-зимого в Синьцзян, до выяснения количества по-требляемого в провинции чая. Что касалось пред-ложения К. Ботвина о создании отдельных частныхфирм и о запрете транзита чая, то торговая палатапервое его предложение не поддержала. На второебыли приведены следующие контраргументы: во-первых, операции по закупке сырья в Чугучаке бы-ли незначительные, во-вторых, советские хозорга-ны работали на рынках Синьцзяна вне плана и самисоздавали друг другу конкуренцию, отсюда повы-шение цен, в-третьих, кирпичный чай, которымхозорганы оперировали как валютой, оплачивалсязолотом при импорте его из Китая.В итоге был сделан вывод о выгодности уста-новления свободы транзита китайского чая вСиньцзян через территорию СССР. Было приняторешение о создании «нормального или смешанно-го типа, но не по линии принятия предложенийотдельных частных фирм вроде сделанногогр. Ботвиным нашему консулу в Чугучаке» [1.Л. 122]. Центральный чайный совет также высту-пил за разрешение транзита и создание совместно-го с китайцами акционерного общества. Что каса-лось количества разрешаемого транзита, то былаподдержана идея представителей РВТП исходитьпри его определении из емкости Синьцзянскогорынка, а значит, от числа проживавшего в про-винции населения [3. Л. 83]. После ознакомленияговым организациям [3. Л. 118]. Таким образом, реа-нимировать транзит чая как один из рычагов влия-ния на укрепление своих торгово-экономических иполитических позиций в синьцзянской провинции врассматриваемый период не удалось. Дискуссии поэтому вопросу как среди соответствующих структурв СССР, так и среди представителей китайской сто-роны продолжились впоследствии.

Ключевые слова

СССР, Синьцзян, транзит чая, The USSR, Xinjiang, transit tea trade

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Шеметова Тамара АлексеевнаАлтайская государственная педагогическая академиякандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей историиspppps1974@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 635. Оп. 3. Д. 14.
Российский государственный архив социально- политической истории (РГАСПИ). Ф. 514. Оп. 1. Д. 670.
РГАЭ. Ф. 413. Оп. 3. Д. 1959.
РГАЭ. Ф. 635. Оп. 3. Д. 62.
РГАЭ. Ф. 413. Оп. 3. Д. 1956.
 Восстановление транзитной торговли чаем с китайской провинцией Синьцзян в середине 20-х гг. ХХ века | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2012. № 1 (17).

Восстановление транзитной торговли чаем с китайской провинцией Синьцзян в середине 20-х гг. ХХ века | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2012. № 1 (17).

Полнотекстовая версия