Социально-политическая роль церкви в Египте | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2012. № 1 (17).

Социально-политическая роль церкви в Египте

В современном Египте бурно обсуждаются вопросы, связанные с местом церкви в государстве, степенью влияния церкви на политику и т.п. Эти вопросы тем непросты для коптов-египетских христиан, что на них дает ответы ислам - государственная религия, влияя на политику и социальное строительство в государстве.

Socio-political role of Coptic church in Egypt.pdf Уникальность ситуации Египта заключается втом, что коренное население страны разделено порелигиозному признаку на мусульман и христиан.Христианская часть населения Египта (представи-тели этой же нации), составляющая около 20%,вынуждена отстаивать свое право на взаимодейст-вие с государством. Роль религии реализуется вфункциях церкви, которые имеют социальный ха-рактер, в отличие от внутрицерковных функций поотправлению религиозного культа и управлениюделами церкви. Социальная роль церкви заключа-ется в помощи нуждающимся, воспитании, строи-тельстве храмов. И, без сомнения, такая ее рольпривлекает сердца людей.«Деятельность, которая следует после церков-ной службы и относится к социальным, экономи-ческим и политическим реалиям», понимаетсяпротестантами в Египте как политическое христи-анство [1. С. 1]. Отвергнув такое определение по-литического христианства и понимание протес-тантами духовного и материального, коптскийпатриарх папа Шенуда в развернувшейся полеми-ке в статье «Христианство и политика» дает своеопределение духовного и материального. «Духо-вен ли человек, если он не кормит нуждающихся,не дает им деньги, одежду? Какая это сторона дея-тельности человека: духовная, социальная илиэкономическая? Включает ли духовное все это всебя? Духовное - взывает к жалости и благотвори-тельности, жалость же приводит к действиям, ко-торые помогают разрешить проблемы социальныеи экономические. Должна ли церковь,- спрашива-ет папа Шенуда, - ограничить духовную, ритуаль-ную работу по отношению к материальной и со-циальной? Иисус Христос кормил голодных, ле-чил больных и неустанно проповедовал» [1. С. 1].В Новом Завете сказано: «По делам сердца будусудить Вас». Через дела, в том числе и социальные(помощь, строительство, духовное окормление),христиане понуждают свое сердце быть сострада-тельным и таким образом спасают его. Если жедела делаются для тщеславия, от гордости, тосердце - не спасается, а значит, и дела не имеютсмысла. Поэтому тот акцент, который делают про-тестанты на социальной, деятельной роли челове-ка, не настолько важен, чтобы ставить его во главуугла. Вся эта деятельность без жалости и сочувст-вия приводит к противоположным результатам.Истоки социальной деятельности церкви ле-жат в духовном начале - в принципе той религии,которую исповедуют копты. Исполнение социаль-ных функций в обществе способствует их духов-ному возрастанию. С религиозной точки зрениявыполнение социальных функций является темсредством, тем путем, которым должен следоватьхристианин к цели духовного совершенствования.Если СМИ пропагандируют насилие, разрушениеи разврат, может ли это способствовать строи-тельству государства и правильному воспитанию?Церковь, которая ответственна за воспитание,имеет ли право молчать в этом случае? Каковапомощь государства церкви? Прежде всего, этовозможность свободного вероисповедания. Сле-дующее, что ждет церковь от государства, - эторазрешение на преподавание в образовательныхучреждениях. Без взаимодействия с государствомневозможно правильное воспитание. «Все, чтополезно обществу, в котором мы живем, полезно игосударству», - так церковь относится к государ-ству», - полагает коптский патриарх [1. С. 2]. Наобвинение протестантов в том, что церковь непо-пулярна и не утверждает самобытности, Шенудапарировал, что церковь служит не людям, а Богу:«Церковь зовет не к самой себе, а к Богу. Если быона занималась привлечением людей, потерялсябы духовный уровень, и вот в этом случае она бызанималась политикой».Участие и влияние церкви на политику следу-ет рассмотреть с двух позиций - с точки зрениягосударства и с точки зрения церкви. Государствокак орган управления и объединения нации вос-принимает церковь как орган, основным назначе-нием которого является воспитание. На вмеша-тельство Церкви в государственные дела органывласти реагируют негативно. Но что в данномслучае означает «вмешательство» церкви в госу-дарственные дела? Действия, направленные навлияние на государство, или оценка действий го-сударства? Церковь оценивает политические дей-ствия государства с точки зрения религии, и вэтом смысле она связана с политикой. Но она неделает политику. «Если церковь сотрудничает сгосударством, это понимается как вмешательствов политику. Если она молчит и ограничиваетсяцерковными службами, это называют изоляцио-низмом, приводит в замешательство государствосвоей позицией вдали от него. И что же делатьцеркви?» - риторически вопрошает патриарх Ше-нуда [1. С. 2].Следует ли церкви оставаться без своего мне-ния и позиции? И какую позицию церкви можнорассматривать как вмешательство в политику?Протестанты полагают, что выражение своегомнения уже является политикой! Церковь часто невысказывает своего мнения, пока ее не спросят. Адолжна ли церковь хранить молчание, если ееспрашивают? Не будет ли понято это молчаниекак отказ от личной свободы, осуществленный поддавлением?! Почему копты должны молчать, небудут ли они виноваты потом за свое молчаниездесь и там перед Богом? «Мы не занимаемся по-литикой, у нас нет времени для политики, это ненаша сфера. Но существуют ситуации, в которыхмы будем виновны за свою пассивность». На про-тяжении всей истории совместного существованиякоптов и мусульман коптов подозревали в преда-тельстве в случаях угрозы независимости Египта исчитали пятой колонной в стране. Проявлениецерковью патриотических чувств и тем более при-зыв священников к защите родины считались до-казательством вмешательства церкви в дела госу-дарства и участия ее в политике. Шенуда приво-дит пример сотрудничества мусульман и христи-ан, представителей одной нациичество с «архонтами» сулило процветание еписко-пам и их епархиям. И наоборот, противодействиеи непримиримость по отношению к «архонтам»даже со стороны патриарха оборачивались боль-шими неприятностями для церковного клира [2.С. 17]. Коптские «архонты», играя значительнуюроль внутри своей общины, не могли претендо-вать на руководящие посты в административномаппарате страны. Этому препятствовало сущест-вовавшее в арабский и османский периоды завое-вания Египта определенное юридическое неравен-ство христиан и других немусульман.Политическое возвышение коптов начинаетсяс эпохи расширения межгосударственных связейправителей династии Фатимидов с царями Нубиии Абиссинии: торговые и политические отноше-ния с этими государями во многом были завязаныблагодаря посредничеству коптских «архонтов».Следующее усиление влияния «архонтов» после-довало в результате изменения в расстановке силвнутри общины: по мере того, как ослабеваливласть и авторитет патриарха, возрастала ролькоптской верхушки. Утверждение в церковномуправлении «аристократического принципа», со-гласно которому право избрания патриарха пере-шло от народа к почетным гражданам, с однойстороны, усилило роль «архонтов», с другой -привело к обмирщению церкви. Пользуясь значи-тельным влиянием внутри коптской общины, «ар-хонты» вплоть до второй половины XVIII в. неимели возможности играть столь же весомую рольза ее пределами. В результате внутреннего ивнешнего ослабления Османской империи к сере-дине XVIII столетия коптская община смогла уси-лить свое влияние. Местные военачальники всехуровней, игравшие ключевую роль в политиче-ской жизни египетского эалета, стремились к не-зависимой от Стамбула политике. Не имея тесныхсвязей с имперскими структурами в Стамбуле, онипопытались создать собственную бюрократию изместных христиан.Так, стремление мамлюкского правителя Али-бея (1760-1773 гг.) ослабить позиции связанныхсо Стамбулом египетских турокегипетские власти были не готовы принять заяв-ление церкви в своей социально-политическойсамостоятельности. Однако уже сам этот фактуказывал на принципиальное изменение роли иместа церкви в структуре египетской государст-венности в XIX в. [2. С. 21]. В XIX в. посредниче-ская роль коптских «архонтов» приобрела органи-зационный характер. В 1874 г. создается коптскийОбщинный совет как связующее звено между цер-ковью и правительством. Выборный коптский Со-вет как внецерковный орган в коптской церквидействует с 1883 г. К концу XIX в. вмешательствукоптской верхушки во внутренние дела церкви бы-ло оказано открытое противодействие. ПатриархКирилл V активно противостоял не только дея-тельности Общинного совета, но и самому фактуего существования. Основная опасность учрежде-ния Общинного совета состояла, по мнению Ки-рилла V, в передаче ряда церковных полномочий вруки паствы.В XX в. борьба за власть между коптскимипатриархами и «архонтами» продолжилась. Сле-дующий после Кирилла V патриарх папа ИоаннXIX (1928-32 гг.), пытаясь решить вопрос взаимо-отношений между Советом и церковью, организо-вал комитет из двух епископов и трех юристов,ответственных как перед Советом, так и перед ду-ховенством. Однако со смертью папы комитет былраспущен. Камнем преткновения стал контроль зацерковными средствами. Все патриархи, рукопо-ложенные в XX в., пытались найти компромисс сОбщинным советом в этом вопросе, предлагаяразличные варианты совместного контроля и рас-пределения средств. Так, папа Макарий III (1942-45 гг.) попытался создать комитет, избираемыйСоветом с одобрения патриарха, который бы рас-пределял доходы на образование монахов. Пред-ложение о частичном контроле над средствами неустроило Совет, и оно не было принято. Папа Ио-сиф II (1946-56 гг.), вступая на престол, пообещалпередать контроль над всеми средствами Совету,но не сдержал своего обещания. Высокий уровенькоррупции среди духовенства во время его прав-ления привел к недовольству вАнглийская колонизация Египта продлиласьдо 50-х годов XX в. Копты, так же как и мусуль-мане, имели равные права перед колониальнымивластями. Однако традиционная британская коло-ниальная доктрина «разделяй и властвуй» привелак росту межконфессиональной напряженности вЕгипте в начале XX в. Патриарх Кирилл V, с од-ной стороны, стремился сохранить нейтралитет вотношениях с английской администрацией, считаяусиление иностранного влияния причиной воз-никших проблем с общиной, с другой - опасалсяроста социально-политической активности «эли-ты». Однако в 1919 г. в восстании против англи-чан коптские священники призывали свою паствубороться за свободу вместе с мусульманами. Такбыло положено начало формированию нацио-нального единства египтян. Шестидневная войнаЕгипта с Израилем в 1967 г. еще раз объединиламусульман и коптов. В тот напряженный периодпапа Кирилл VI и шейх аль-Азхара Хасан Мамунобъединили свои усилия в борьбе с общим врагом.Со свержением монархии в Египте в серединеXX в. и с приходом к власти Г. Насера наступаеткратковременный расцвет церковной жизни коп-тов. Выбранный правительством Египта курс настроительство социализма и нейтральное отноше-ние к религии дал возможность коптам возродитьнеобходимые формы церковной жизни: был от-крыт Институт коптских исследований, воскрес-ные школы, семинарии.Отношение к коптской церкви резко измени-лось с приходом к власти президента Анвара Са-дата, поддержавшего радикальные исламские си-лы. Под их влиянием усилилось давление на хри-стиан В 1971 г. пять коптских епископов предло-жили внести уточнение в современное законода-тельство Египта, в котором ислам утверждалсяединственной государственной религией. «В стра-не, где часть коренного населения исповедуетхристианство, это положение служит разъедине-нию граждан по религиозному признаку и нега-тивно влияет на единство страны. Государство,которое декларировало равные права всем граж-данам, автоматически превращает представителейдругой религии в граждан второго класса. Свя-щенники предложили дополнить статью консти-туции «ислам - государственная религия» необхо-димым условием: «И государству известно, чтокоптская церковь в Египте - национальная цер-ковь» [4]. Правительство не отреагировало на об-ращение какими-либо законодательными актами.В ответ на антикоптские выступления мусуль-манских фундаменталистов в конце 1970-х - нача-ле 1980-х гг. патриарх Шенуда призвал христианЕгипта сплотиться и отстаивать свои законныеправа; наложил запрет на празднование Пасхи в1980 г.; заручился поддержкой лидеров некоторыхгосударств (Эфиопия, Филиппины) и глав церк-вей. Деятельность патриарха заставила президентаСадата в 1981 г. заключить папу Шенуду III поддомашний арест в одном из монастырей вплоть до1985 г., когда под давлением мировой обществен-ности папа Шенуда смог вернуться в Каир. Счита-ется, что правительство пошло на эту меру, чтобыпродемонстрировать свою беспристрастность поотношению к конфликтующим сторонам. Тем неменее такого рода вмешательство в дела коптскойцеркви обеспокоило многих христиан в Египте.В 90-х гг. рост мусульманского фундамента-лизма создал для коптской церкви новые пробле-мы. Церкви, дома и рабочие места коптов и самикопты подверглись нападениям со стороны ислам-ских групп. После таких нападений и разрушенийторговля и производство коптов заметно пришли вупадок. Особенно болезненно община коптов реа-гировала на насильственное похищение молодыхкоптских девушек.Официально правительство демонстрируеттерпимость к представителям различных конфес-сиональных групп, проживающих на территорииЕгипта, в том числе и коптам. Власти стремятсяпоказать, что христианское население страныпользуется такими же правами, что и мусульман-ское большинство. В целях подкрепления даннойполитики, православное Рождество, отмечаемое7 января, начиная с 2003 г. объявлено властямиЕгипта официальнымда III - приветствовали избрание Хосни Мубаракана пост президента Египта на очередной шести-летний срок. Тантауи и Шенуда III не раз выража-ли поддержку палестинскому народу и признавалиправо палестинцев на сопротивление израильскойоккупации. Политические заявления представите-лей христианских общин лишний раз демонстри-руют, что протест против американского влиянияв регионе и израильской оккупации арабских зе-мель не носит исключительно мусульманский ха-рактер, как это стремятся объяснять некоторыесредства массовой информации.Несмотря на все случаи дискриминации коп-тов, Папа Шенуда отрицает существующее пре-следование коптов со стороны правительстваЕгипта. Всяческие попытки зарубежной общиныкоптов вмешаться вызывают у него протест [5.С. 1-2]. Преследование и дискриминация коптов,согласно статистике [6], не вызывают сомнений вцеленаправленной политике, проводимой противкоптов, если и не самим правительством, то приего попустительстве. В этой ситуации папа Шену-да мудро занял позицию сохранения «худого ми-ра» с государством.

Ключевые слова

копт, коптская церковь, Египет, христиане, арабы, исламизация, монофизиты, патриарх, мусульмане, исламское государство, Copts, Coptic church, Christianity, Egypt, Arabs, islamization, patriarch, monophyzits, Muslim, Islam state

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Кривец Елена AлексеевнаИнститут востоковедения РАН (г. Москва)кандидат исторических наук, научный сотрудникhel-helena@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Shenouda III, Pope "Christianity and Politics" Addendum 2, [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www sis. gov.eg/online/coptic/html/tcopt6.htm, свободный.
Фурсова Е.Н. Коптская церковь в системе государственно-религиозных отношений в Египте. Конец XVIII - начало XX в.: Автореф. … дис. канд. ист. наук. СПб., 2004.
Meinardus Otto F.A. «Two Thousand Years of Coptic Christianity» // The American University in Cairo Press, 2000. 344 p.
«Country Reports on Human Rights Practices -2000. Egypt» US Department of State, February 23, 2001. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.state.gov/g/ drl/rls/ hrrpt/ 2000/nea/index.cfm?docid=784, свободный.
«Statement of Pope Shenouda III, Patriarch of Alexandria, on the Al-Kosheh Incident», November 5, 1998 (translation from Arabic by the Egyptian Embassy in Washington, DC).
Egypt. International Religious Freedom Report 2004. Released by the Bureau of Democracy, Human Rights, and Labor; U.S. Department of State, 2004. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.state.gov/g/drl/rls/irf/2004/35496.htm, свободный.
 Социально-политическая роль церкви в Египте | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2012. № 1 (17).

Социально-политическая роль церкви в Египте | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2012. № 1 (17).

Полнотекстовая версия