Россия - Германия: от «стратегического партнерства» к прагматическому сотрудничеству (2001-2008 гг.) | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2012. № 1 (17).

Россия - Германия: от «стратегического партнерства» к прагматическому сотрудничеству (2001-2008 гг.)

Предпринята попытка выявить закономерности развития российско-германских отношений в контексте эволюции мировой системы. Установлено, что модель взаимодействия, именуемая «стратегическим партнерством», была характерна для периода жесткой монополярности, но к середине 2000-х гг. исчерпала свои ресурсы. Во второй половине десятилетия обнаружилась тенденция становления мягкого варианта монополярности, в условиях которого на первый план вышло прагматическое сотрудничество. Это позволило, несмотря на сохраняющиеся проблемы, придать диалогу между РФ и ФРГ новый импульс.

Russia-Germany: from the strategic partnership to the pragmatic cooperation (2001-2008).pdf Первую половину 2000-х гг. следует признатьпериодом расцвета монополярной структуры меж-дународных отношений, характеризующейся без-условным превосходством сверхдержавы в лицеСША над другими членами мирового сообществаво всех сферах, прежде всего в экономической ивоенно-политической областях. Россия, чьи меж-дународные позиции оказались ослабленными,тем не менее пыталась стать полноправным чле-ном формирующегося регионального пространст-ва. Основным инструментом достижения этой це-ли являлся механизм «стратегического партнерст-ва», который Москва стремилась внедрить в прак-тику двусторонних отношений с ведущими евро-пейскими державами.Особую роль Кремль отводил партнерству сГерманией как наиболее развитой страной Евросою-за, претендующей на статус геополитического цен-тра континента. На первых порах такое стремлениенашло положительный отклик со стороны ФРГ иобеспечило позитивную динамику российско-германских отношений. Берлин признал РФ госу-дарством с демократическим режимом, находящим-ся в процессе становления. Данная установка быларекомендована к применению не только правитель-ственным, но и неправительственным организациям,действующим на территории России. Немецкая сто-рона инвестировала крупные средства в содействиепроцессу демократизации РФ. В свою очередь, Мо-сква оказывала дипломатическую поддержку стрем-лению Германии получить место постоянного членаСовета Безопасности ООН [1].Было налажено тесное взаимодействие в об-ласти обеспечения двусторонней и многосторон-ней безопасности. Как известно, наряду с распро-странением оружия массового уничтожения, ре-гиональными конфликтами и организованной пре-ступностью серьезным вызовом безопасностиобеих стран стал международный терроризм. Пре-зидентом РФ В.В. Путиным и федеральным канц-лером ФРГ Г. Шредером было подписано Совмест-ное заявление о борьбе со всеми формами террориз-ма в соответствии с Уставом ООН иБольшое внимание уделялось активизациипроизводственной и научной кооперации, сотруд-ничеству в сфере высокотехнологичных отраслей.Так, в ходе российско-германских межправительст-венных консультаций, проходивших 8-9 октября2003 г. в г. Екатеринбурге, обсуждалось сотрудниче-ство в авиакосмической сфере; предусматривалосьрасширение транспортной кооперации [3].11 апреля 2005 г. в Ганновере В.В. Путин иГ. Шредер подписали Совместное заявление остратегическом партнерстве между РФ и ФРГ вобласти образования, научных исследований иинноваций. Стороны заявили о намерении черезсоздание максимально благоприятных условий врамках сети стратегического взаимодействия все-мерно поощрять сотрудничество между россий-скими и германскими государственными, общест-венными и частными институтами, учреждениямии организациями, специализирующимися на со-вместных проектах в области образования, наукии инноваций. К основным направлениям сотруд-ничества были отнесены: научные исследования иинновации; повышение квалификации руководя-щих кадров и молодых руководителей для эконо-мики и структур управления ею; профессиональ-ное совершенствование руководящих кадров длягосударственной службы и оказание консульта-тивного содействия.Элементами сети партнерства объявлялись со-вместные группы экспертов и долгосрочные со-глашения о партнерских связях между высшимиучебными заведениями, научными институтами,исследователями и учеными.В интересах содействия становлению и разви-тию сотрудничества по каждому основному на-правлению определялись представители руково-дящего уровня соответствующих российских игерманских министерств и ведомств. Назначаемыесторонами координаторы сопровождали подго-товку и реализацию мероприятий в рамках «Ини-циативы о стратегическом партнерстве России иГермании в области образования, научных иссле-дований и инноваций» [4].На международной арене Россия и Германиястали активными участниками антивоенного альян-са, выступившего в пользу мирного урегулированияситуации вокруг Ирака. До последнего момента сто-роны предостерегали от использования силы, считаяее крайним средством решения проблемы [5].Вместе с тем ход событий в середине 2000-х гг.дал основание считать, что «стратегическое парт-нерство» не является надежной гарантией, препят-ствующей новому витку обострения отношениймежду РФ и ФРГ. Подводя итоги выборов в Госу-дарственную думу, состоявшихся в декабре2003 г., немецкая сторона подвергла критике рос-сийскую политическую систему. В сжатом видепретензии Берлина к России сформулировал гер-манский политолог А. Рар, писавший: «Демокра-тия сворачивается... По всей стране создается сис-тема «регулируемой демократии», а «гражданскоеобщество» трансформируется в «национальноесогласие» [6].Очередной виток напряженности свидетельст-вовал о цикличности развития российско-герман-ских отношений, в которых фазы подъема и спадасменяли друг друга. Такая закономерность былапорождена совокупностью конфликтов, проте-кавших в двух формах: латентной и открытой. Какуказывал И.Ф. Максимычев, конфликты делились«по своей природе, грубо говоря, на многосторон-ние, в которых ФРГ участвует в качестве членазападных объединений, и на специфические гер-мано-российские конфликты». К первой категорииотносилось, например, активное участие герман-ских политических деятелей и средств массовойинформации в кампании по шельмованию россий-ской внутренней политики и лично президентаВ.В. Путина. Здесь в качестве направлений анти-российских пропагандистских ударов можно былоназвать дело «ЮКОСа», мнимый «зажим» свобо-ды печати в РФ, антитеррористическую операциюв Чечне [7]. Конфликтом второго порядка высту-пал «калининградский вопрос», обострившийся воктябре 2004 г., когда более 70 депутатов бундес-тага, входящих во фракцию ХДС/ХСС (среди нихпредседатель партии христианских демократовА. Меркель) подписались под обращением к феде-ральному правительству с требованием опреде-литься с позицией по «экономическому будущемуКенигсбергской земли» [8].Можно говорить о закономерностях протека-ния таких конфликтов. В период экономическогоослабления и ориентации России в ее государст-венном строительстве на западную модель кон-фликты приобретали латентный характер, и напервый план для Берлина выходило недопущениеобострения обстановки в РФ. Контроль над ситуа-цией в России в данном случае мог осуществлять-ся в форме кредитования ее экономики и лояльно-го отношения к политическому руководству.Однако стабилизация внутреннего положенияв России и попытки активизации ее внешней по-литики воспринимались политическими силамиГермании в качестве угрозы национальным инте-ресам, что, в свою очередь, способствовало пре-вращению латентных конфликтов в открытое по-литическое противостояние.Несмотря на тесное взаимодействие президен-та РФ и федерального канцлера ФРГ имидж рос-сийского лидера в Германии не приобрел демо-кратической окраски. Напротив, некоторые меры,предпринятые с одобрения В.В. Путина государ-ственными органами в области внутренней поли-тики, в том числе подготовка изменений в законо-дательство о некоммерческих организациях, былирасценены как антидемократические, направлен-ные на подрыв суверенитета гражданского обще-ства в РФ [9]. Можно констатировать, что к сере-дине первого десятилетия XXI в. российско-германские отношения потеряли динамичность инуждались в дополнительном импульсе. В этотмомент обозначилась неустойчивость модели же-сткой монополярности, определявшей до послед-него времени течение международных процессов.Перевес возможностей, имевшийся у США посравнению со странами Западной Европы, Китаеми Японией, стал сокращаться. Начался дрейф ме-ждународной системы в сторону мягкой монопо-лярности, что, в свою очередь, подтолкнуло офи-циальную Москву к пересмотру миссии РФ в ме-ждународной системе.В связи с этим министр иностранных дел Рос-сийской Федерации С.В. Лавров выдвинул идеюпосреднической роли страны в мировых конфлик-тах. Как объяснял Лавров, «Россия в силу своейистории, географии и культуры, многонациональ-ного и многоконфессионального характера рос-сийского общества не может принимать чью-либосторону в развязываемом, в том числе вследствиеэкстремистских проявлений, провокаций и нару-шений международного гуманитарного права,межцивилизационном конфликте глобальногомасштаба. Россия не намерена и занимать пози-цию отстраненного наблюдателя. Единственнодопустимый для нас подход - осуществление ини-циативной внешнеполитической стратегии, на-правленной на поддержание международной ста-бильности и снижение напряженности в интересахвыхода на приемлемые для всех варианты перего-ворного урегулирования. Россия готова игратьвыборы в бундестаг, состоявшиеся 18 сентября2005 г., принесли следующие результаты (см.таблицу [14. S. 20]).ТаблицаВыборы в бундестаг 18 сентября 2005 г.Партия Получено голосов,%Количество меств бундестагеСДПГ 43,2 222ХДС 27,8 180ХСС 7,4 46СвДП 9,8 61Левая партия.ПДС8,7 54Союз-90/ «Зеле-ные»8,1 51После длительных переговоров 22 ноября2005 г. ХДС/ХСС и СДПГ подписали коалицион-ный договор, а в бундестаге состоялось голосова-ние по кандидатуре федерального канцлера. Пред-седатель ХДС А. Меркель получила поддержку397 депутатов из 611. Несмотря на призывы быв-шего канцлера Г. Шредера к однопартийцам под-держать кандидатуру Меркель, 50 депутатов отСДПГ либо проголосовали против, либо воздер-жались [15]. Такие противоречия сразу породилисерьезные сомнения в устойчивости «большойкоалиции».Стало очевидным, что ввиду утраты первенст-вующего положения СДПГ в правительстве и за-вершения политической карьеры Г. Шредера«стратегическое партнерство» между РФ и ФРГпоставлено под сомнение. Развитие российско-германских отношений должно было пойти по од-ному из двух сценариев, которые можно условнообозначить как пессимистичный и умеренно оп-тимистичный.Первый сценарий признавал приоритет небла-гоприятных факторов, создавших угрозу резкогоухудшения отношений между РФ и ФРГ. Главныйиз них состоял в смене федерального канцлера.Если социал-демократ Г. Шредер отличался ло-яльностью к внутри- и внешнеполитическому кур-су Москвы, проявляя сговорчивость, то лидер кон-серваторов А. Меркель указала на необходимостьревизии отношений между Россией и Германией,сложившихся в предшествующий период. На пер-вый план она поставила трансатлантические связи,серьезно подпорченные антивоенной позицией,занятой официальным Берлином во время опера-ции против режима С. Хусейна в Ираке. Другимприоритетом стала европейская интеграция, учи-тывающая, что, поддерживая определенную дис-танцию от Москвы, Германия получает возмож-ность наладить более тесное сотрудничество с го-сударствами бывшего советского блока, в томчисле странами Балтии и Украиной. Следует по-дытожить эти рассуждения словами А. Рара, пи-савшего: «Цель Меркель - стать ближайшим дру-гом Вашингтона и адвокатом малых государствЦентральной и Восточной Европы» [16].Что касается Российской Федерации, то в чис-ло приоритетов нового федерального правитель-ства отношения с ней не вошли. Хотя курс настратегическое партнерство был подтвержден,германские правящие круги дали понять, что диа-лог с Москвой они намерены развивать преиму-щественно в направлении их привязки к соседямГермании и к авторитетным международным ор-ганизациям, прежде всего Евросоюзу. В коалици-онном соглашении ХДС/ХСС-СДПГ, в частности,говорилось: «Совместно с нашими европейскимипартнерами мы выступаем за стратегическоепартнерство с Россией, которое мы развиваем вовсех сферах на уровне двусторонних отношений ина уровне ЕС. У Германии особый интерес в том,чтобы с трудом идущая модернизация страны(РФ. - А.Е.) была бы подкреплена усиленным по-литическим, экономическим и общественным со-трудничеством» [17].Второй сценарий - умеренно оптимистич-ный - исходил из наличия факторов устойчивостироссийско-германских отношений, которые немогли быть поколеблены никакими силами, каквнутренними, так и внешними. Прежде всего, речьидет о высокой степени институционализациидвусторонних отношений и объективной потреб-ности официального Берлина в развитии экономи-ческого сотрудничества с Россией. В данном слу-чае личностный фактор отступал на второй план:вне зависимости от политической принадлежностифедеральный канцлер был вынужден учитыватьзаинтересованность своих компаний в российскомрынке сбыта. Пример показала сама А. Меркель,которая, еще не будучи главой правительства, на-правила В.В. Путину личное послание, в которомходатайствовала о закупке компанией «Аэрофлот»дальнемагистральных европейских аэробусовА-350, конкуренцию которым составляли амери-канские «Боинги» [18].Далее, речь идет о сложившемся механизме,препятствующем запуску процесса отчуждениямежду двумя странами. «Подушка безопасности»формировалась за счет таких факторов, как коали-ционный характер федерального правительстваГермании и активное участие СДПГ в формирова-нии внешнеполитической линии Берлина. Важнымстабилизирующим моментом стала принадлеж-ность поста министра иностранных дел предста-вителю социал-демократов Ф.-В. Штайнмайеру.Это создавало определенный противовес возмож-ным действиям ведомства федерального канцлерав плане пересмотра основ российско-германскихотношений, что, в свою очередь, способствовалоформированию более взвешенной внешней поли-тики официального Берлина.Наконец, политическая ситуация в Германиискладывалась таким образом, что в условиях«большой коалиции» вес канцлера обнаружилстремление к уменьшению, ибо значительнуючасть решений приходилось принимать в резуль-тате компромисса между почти равными по силепартнерами. В этой ситуации значительную рольпри принятии внешнеполитических решений ста-ли играть руководители парламентских фракций ипредседатели партий ХДС, ХСС и СДПГ.В целом же коалиционный характер прави-тельства давал основание утверждать, что Герма-ния будет проводить сбалансированную и осто-рожную внешнюю политику, так как принятиелюбого важного решения потребует достиженияконсенсуса разнородных политических сил. Лиде-ры правящих партий были заинтересованы большев сохранении внутриполитической стабильности,чем в активных действиях на международной аре-не, которые могли вызвать недовольство не толькооппозиции, но и собственных партнеров по коали-ции. Поэтому правительство «большой коалиции»проигрывало предшествующему кабинету в мо-бильности и решительности, что накладывало от-печаток на отношения с Москвой. Стало очевид-ным, что «вместо Шредера, с которым можно бы-ло просто решить вопрос о строительстве Северо-европейского газопровода, дальнейшие перегово-ры придется вести с командой, раздираемой внут-ренними противоречиями», - с сожалением кон-статировал отечественный эксперт М. Тюренков[19].Первые заявления нового федерального канц-лера подтверждали такие опасения, ибо как разносили противоречивый характер. А. Меркель го-ворила, что будет «выстраивать тесные отношенияс Россией, и - одновременно - что не будет рабо-тать с Москвой «через голову» восточноевропейшРгфO-ских государств, в первую очередь Польши», -подчеркивала «Российская газета» [16]. Федераль-ный канцлер не торопилась с визитом в Москву,предпочитая сосредоточить свои усилия на укреп-лении региональной и атлантической опор внеш-ней политики ФРГ. В связи с этим она отправи-лась в европейское турне, в ходе которого с рабо-чими визитами посетила Париж, Брюссель и Лон-дон. В Вашингтон был отправлен министр ино-странных дел Ф.-В. Штайнмайер.Он же стал первым официальным лицом,представлявшим Германию на встрече с прези-дентом РФ В.В. Путиным, которая состоялась3 декабря 2005 г. Примечательно, что в ходе беседыобнаружились разногласия между сторонами воценке двусторонних отношениях. Российскийлидер подчеркнул, что «конфликтов у нас нет, естьразногласия во взглядах на то, как решать те илииные проблемы». Однако Штайнмайер несогласился с Путиным, заявив о наличии областей,где у РФ и ФРГ существуют конфликты интересов.Германский представитель напомнил словароссийского президента о том, что Россия и Европаеще слишком связаны старым образом мышления и,говоря о партнерстве, им иногда не хватает доверия.«Мы заинтересованы в том, чтобы преодолетьразличия в интересах … и не дать им статькрупными политическими конфликтами», - отметилминистр иностранных дел ФРГ [20].16 января 2006 г. А. Меркель прибыла с крат-косрочным визитом в Россию, причем Москвастала последним пунктом в турне нового феде-рального канцлера. Атмосфера вокруг визита небыла благоприятной, чему способствовал кризис споставками российского газа в страны Евросоюзачерез территорию Украины. Как заявила Меркель занесколько дней до своей поездки в Москву немец-кому журналу «Шпигель», «в последнее время намстановится все яснее, что на самом деле экономиче-ские вопросы, а именно покупка и продажа газа, яв-ляются и глубоко политическими… Мы не можемпозволить себе впадать в зависимость» [18].Более того, еще до начала визита А. Меркельнесколько влиятельныхВстреча Путина и Меркель продолжалась3 часа, разговор шел без переводчиков. Результатывстречи показали, что новый федеральный канц-лер Германии является трезвомыслящим полити-ком. По большинству спорных вопросов тональ-ность заявлений Меркель значительно поменяласьна более дружественную по отношению к России.В ходе двусторонних переговоров Москва сумелапродвинуть свои интересы по нескольким направ-лениям. Прежде всего, ей удалось добиться от но-вого федерального канцлера признания важностистроительства Североевропейского газопроводадля энергетической безопасности Германии. Какзаявила на пресс-конференции после окончанияпереговоров А. Меркель, «этот проект не направ-лен ни против кого, а является очень важнымстратегическим проектом для Европы, а также дляГермании… Североевропейский газопровод явля-ется своего рода капиталовложением в обеспече-ние безопасности поставок энергоносителей».Далее, Меркель не стала критиковать россий-ский Федеральный закон №18-ФЗ от 10 января2006 г., отметив лишь, что «он вызвал много воз-ражений, и часть из них была учтена в процессеего разработки. Мы будем следить за его приме-нением, с тем чтобы неправительственные органи-зации и впредь имели возможность осуществитьсвою деятельность» [22]. Также федеральныйканцлер дипломатично обошла вопрос немецкихжурналистов о нарушении прав человека в Чечне.Меркель признала, что эта тема обсуждалась, од-нако решение проблемы федеральный канцлервидела в многостороннем формате, а именно врамках программ Евросоюза. Вместе с тем сталоочевидно, что двусторонние отношения будут бо-лее сдержанными за счет снижения личностногофактора в контактах лидеров двух стран. Меркельдемонстративно отказалась от дружеской манерыобщения с президентом РФ В.В. Путиным, кото-рая была свойственна бывшему канцлеру ФРГ Г.Шредеру, и вела переговоры подчеркнуто в дело-вом стиле.Если при Г. Шредере любой его потенциаль-ный шаг в сторону критиковиностранных дел Германии. Исходя из реалисти-ческих представлений о весомой роли России вевропейской политике, германский МИД выдви-нул идею «сближения через интеграцию», в рам-ках которой обозначались такие приоритетныеобласти, как экономика, политика и культура.Также были поставлены вопросы о свободныхэкономических зонах на территории России с уча-стием германского капитала, энергетическомпартнерстве с Москвой и более тесном сотрудни-честве в сфере безопасности [25]. Вместе с темминистерство Ф.-В. Штайнмайера предполагалосогласовывать этот курс со всеми странами Евро-союза, что в известной мере затрудняло претворе-ние идей документа в жизнь.Наступление Нового 2007 г. принесло усиле-ние европейского и глобального веса ФРГ, по-скольку она приобрела статус страны-предсе-дателя ЕС и «большой восьмерки». В рамках Ев-росоюза официальный Берлин сформулировал по-вестку дня в отношении России, включавшуюпродление соглашения о партнерстве и сотрудни-честве между Европейским Союзом и РоссийскойФедерацией, срок действия которого истекал вдекабре того же года; продолжение диалога поэнергетическим вопросам; совместные разработкирешения этно-территориальных конфликтов наевропейском континенте, а также трансферт за-падноевропейских юридических стандартов и де-мократических ценностей. Оптимальной стратеги-ей было признано активное посредничество Бер-лина в диалоге России с Западом [26]. Однако вначале января 2007 г. возникла очередная напря-женная ситуация, связанная с трехдневным пре-кращением Россией поставок сырой нефти в Ев-ропу ввиду таможенных разногласий с Белорусси-ей, по территории которой осуществлялся транзит.Это вынудило германскую сторону поставить во-прос о гарантиях поставок газа со всей серьезно-стью. В ходе очередной встречи В.В. Путина иА. Меркель, прошедшей 21 января 2007 г. в Сочи,федеральный канцлер обратилась к российскомупрезиденту с просьбой обеспечить «лучшее пони-мание Њyl» между Евросоюзом и Москвой в энергети-ческой области, чтобы избежать нового обостре-ния ситуации и гарантировать взаимные довери-тельные отношения.В ходе совместной пресс-конференции Путинответил Меркель, что Россия хочет оставаться на-дежным партнером в энергетической сфере и бу-дет развивать свою сеть альтернативных путейпоставок. «Мы … расширим возможности потранспортировке углеводородов на Севере, в томчисле на северо-западе России, чтобы уменьшитьнашу зависимость от транзитных государств», -пообещал федеральному канцлеру президент РФВ.В. Путин [27]. Стало быть, при всей противоре-чивости ситуации Россия и Германия были выну-ждены настойчиво искать точки соприкосновения,что позволило бы им реанимировать политиче-ский диалог. Обе державы были заинтересованы вукреплении мягкой монополярности, а в перспек-тиве - в переходе к многополярному мировомупорядку, неотъемлемой чертой которого выступалмультилатерализм. В отличие от унилатерализма,т.е. свободных и самостоятельных действий одно-го государства на мировой арене, мультилатера-лизм означал глубокую включенность страны в сис-тему многосторонних межгосударственных отноше-ний, прежде всего через международные организа-ции, и ее внешнеполитическую деятельность пре-имущественно методом многосторонней диплома-тии. В целях обеспечения международной безопас-ности мультилатерализм предполагал ориентациюна широкое использование ООН, НАТО, ЕС, а такжеакцентировал внимание мирового сообщества наколлективных процедурах принятия решений [28].Последние должны были обеспечить баланс интере-сов всех заинтересованных сторон.Как Германия, так и Россия четко обозначилисвою приверженность принципу многостороннегорешения международных проблем на крупноммеждународном форуме - ежегодной Междуна-родной конференции по безопасности в Мюнхене.10 февраля 2007 г. В.В. Путин подверг жесткойкритике однополярную модель мироустройства вформена пути воздействия негативных факторов. Ос-новным двигателем прогресса в отношениях вы-ступала экономика, к которой было приковано са-мое пристальное внимание сторон. Так, 4-5 июля2007 г. в Уфе состоялось очередное заседание Рос-сийско-германской рабочей группы по стратеги-ческому сотрудничеству в области экономики ифинансов. Было отмечено, что взаимный товаро-оборот в январе - апреле текущего года вырос посравнению с тем же периодом 2006 г. на 12,3% идостиг 14,3 млрд долл. Накопленный объем гер-манских инвестиций в экономику России превы-сил 10 млрд долл., в том числе прямых инвести-ций - 3,1 млрд долл., портфельных инвестиций -43 млн долл. и прочих инвестиций - 6,8 млрддолл. [30].Участники рабочей группы обсудили вопро-сы реализации совместных деловых проектов иинициатив в области логистики, энергетики,авиастроения, а также национальных проектов иповышения квалификации российских специа-листов инженерно-технических специальностейна германских предприятиях. В ходе заседаниясостоялись презентации экспортно ориентиро-ванной высокотехнологической продукции(авиационной техники, газотурбинного обору-дования, алюминиевого литья) предприятийРеспублики Башкортостан. Вниманию членовРабочей группы регионами Приволжского феде-рального округа (Республики Башкортостан,Мари-Эл, Татарстан, Мордовия, Чувашская иУдмуртская Республики, Пензенская, Нижего-родская, Оренбургская, Ульяновская и Самар-ская области) был представлен ряд конкретныхинвестиционных проектов (производство авто-компонентов, переработка древесины, строи-тельство платных автодорог).14-15 октября 2007 г. в Висбадене состоялсядевятый раунд межгосударственных консультацийна высшем уровне. Его представительность впе-чатляла: с российской стороны в мероприятииприняли участие тринадцать руководителей мини-стерств и ведомств, с германской - одиннадцать.Первостепенное внимание было уделено двусто-ронним экономическим отношениям, в частностивопросам диверсификации хозяйственных связей,стимулирования инвестиционной активности, реа-лизации инновационных проектов, развития про-изводственной и научно-технической кооперациив высокотехнологичных отраслях.В рамках межгосударственных консультаций вприсутствии Президента России и Федеральногоканцлера Германии был подписан ряд двусторон-них документов: Соглашение между Министерст-вом образования и науки РФ и Министерством об-разования и научных исследований ФРГ «О со-трудничестве в разработке и применении источни-ков фотонного излучения на базе ускорителей»;Декларация о намерениях по сотрудничеству в со-оружении и эксплуатации Международного уско-рительного центра по исследованию тяжелыхионов и антипротонов между Федеральным агентст-вом по атомной энергии и Министерством образова-ния и исследований ФРГ (проект «ФАИР»); Мемо-рандум о завершении сделки между РАО «ЕЭС Рос-сии», «ОГК-4» и «Е.ОН Раша и Пауэр»; Протокол ксоглашению между Россией и Германией об избе-жании двойного налогообложения в отношении на-логов на доходы и имущество от 29 мая 1996 г. иПротокол к нему от 26 мая 1996 г. [31].На фоне приближающихся выборов в Рос-сии - сначала депутатов Государственной думы,а затем президента РФ - правящая германскаякоалиция вновь проявила разумный прагматизм,не стремясь безоговорочно поддерживать опре-деленную политическую силу в России, просчи-тывая шансы всех возможных кандидатов. Когдаже 10 декабря 2007 г. В.В. Путин назвал своимпреемником на посту президента РФ первоговице-премьера Д.А. Медведева, то федеральныйканцлер А. Меркель приняла данный выбор спониманием и выразила надежду, что сможетуспешно сотрудничать с Медведевым, хотя зна-комство с ним у Меркель было кратким: в апре-ле 2006 г. она провела с ним беседу в рамкахГанноверской промышленной ярмарки. О при-чинах положительного восприятия будущегопрезидента РФ германский политолог Х.Х. на-писал следующее: «Молодой Медведев вызвалопределенные симпатии: не силовик, интелли-гентен, образован, воспитывался не в ортодок-сально-коммунистическом духе» [32].Несмотря на существенные разногласия, Мо-сква и Берлин сумели сохранить дух сотрудниче-ства, а федеральное правительство во главе сА. Меркель не допустило ухудшения двусторон-них отношений. Показательно, что такая линияопиралась на мнение немецкого общества: более53% населения Германии видело в России друже-скую страну [33], что позволяло с оптимизмомсмотреть в будущее двусторонних отношений.

Ключевые слова

Россия, Германия, стратегическое партнерство, прагматическое сотрудничество, Russia, Germany, the strategic partnership, pragmatic cooperation

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Егоров Александр ИгоревичДзержинский политехнический институт Нижегородского государственного технического университета (г. Дзержинск)кандидат исторических наук, доцент кафедры общественных наукdr.egoroff-al2012@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Лавров С.В. Россия и Германия: стратегическое партнерство на новом этапе // Российская газета. 2005. 13 сент.
Это нападение на нашу страну [текст]: [подб. cт.] /В.В. Путин, Г. Шредер // Российская Федерация сегодня. 2004. № 18. С. 2-5.
Верлин Е. Немцы дошли до Урала // Независимая газета. 2003. 10 окт.
Совместное заявление о стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия в области образования, научных исследований и инноваций [Электронный ресурс]. URL: http://archive. kremlin. ru/interdocs/2005/04/11/2050_type
Gemeinsame Erklarung der Auβenminister Russlands, Frankreichs und Deutschlands zu Irak, abgegen in Moskau, Paris und Berlin am 15. Marz 2003 [Электронный ресурс] // Internationale Politik. 2003. №4. URL: http:// www. internationalepolitik. de/ip/archive/j
Rahr A. Der kalte Frieden. Putins Russland und der Westen Berlin [Электронный ресурс] // Internationale Politik. 2004. №3/ URL: http://www. internationalepolitik.de/ip/archive/jahrgang 2004 / marz 2004/ documentation. htm (дата обращения: 30.07.2009).
Максимычев И.Ф. О состоянии российско-германских отношений [Электронный ресурс]. URL: //www. zlev.ru /53_71.htm (дата обращения: 8.08.2011).
Трегубов И. Германия хочет воссоздать «Пруссию» [Электронный ресурс]. URL: rbcdaily.ru /2004/ 10/18/ industry/ 61776 (дата обращения: 8.08.2011).
Erler G. Russland kommt. Putins Staat - der Kampf um Macht und Modernisierung. Freiburg/Basel/Wien: Herder-Verlag, 2005. 190 S.
Лавров С.В. Россия в глобальной политике // Московские новости. 2006. 3 марта.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров: «Сетевая дипломатия» сейчас востребована как никогда [Электронный ресурс] // URL:http:// news. mail.ru/ politics/ 1226827 (дата обращения: 25.08.2011).
Министерство иностранных дел Российской Федерации. Департамент информации и печати. Обзор внешней политики Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL:// http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/3647 DA97748 A106BC32572 AB002AC4DD (дата обращения: 22.08.2011).
Фрольцов В. Внешняя политика ФРГ после Герхарда Шредера: проблемы и перспективы [Электронный ресурс]. URL: http://review.w-europa.org/6/1.html (дата обращения: 26.08.2011).
Parlamentsdeutsch. Erlauterungen zu parlamentarischen Begriffen. Berlin: DruckVerlag Kettler, Bonen, 2006. 47 S.
Петров В. Звездный час Меркель // Российская газета. 2005. 23 нояб.
Ершов Ю. Под знаком газа // Российская газета. 2005. 8 сент.
Gemeinsam fur Deutschland - mit Mut und Menschlichkeit. Koalitionsvertrag zwischen CDU, CSU und SPD. Berlin, 11.11.2005. 190 S.
Меркель едет в Москву пересматривать российско- германские отношения [Электронный ресурс]. URL: http:// polit-nn.ru/?pt=news&view=single&id=32516 (дата обращения: 26.08.2011).
Тюренков М. ХДС/ХСС - СПГ/ОВЦС? [Электронный ресурс] // URL://http://pravaya.ru/daily news/5152 (дата обращения: 26.08.2011).
Путин рассказал послу ФРГ, что рассчитывает сохранить качество отношений с Германией [Электронный ресурс]. URL: http://www/newsru.com/russia/03dec2005/putin.html (дата обращения: 22.08.2011).
Mertes M. Im Visier des Kremls. Das neue russische NGO-Gesetz schwacht die Zivilgesellschaft [Электронный ресурс] // Internatinale Politik. 2006. №7. URL: http:// www. internationalepolitik. de/ip/archive/jahrgang 2006/ juli 2006/ documentation. htm (дата
Меркель и Путин опровергли пессимистов [Электронный ресурс] // URL: http://vesti70ru/news/full/?id=101 (дата обращения: 26.08.2011).
Dempsey J. Merkels Mission [Электронный ресурс] // Internationale Politik. 2007. №1. URL: http://www. internationalepolitik. de/ip/archive/jahrgang 2007/ januar 2007/ documentation. htm (дата обращения: 14.08.2009).
АРТО: Публикации: В центре большой политики. В Томске побывал весь политический бомонд России и Германии [Электронный ресурс]. URL: //http://www.arto.ru/article- 2033.html (дата обращения: 26.08.2011).
ФРГ хочет надежных и справедливых отношений Россия-ЕС [Электронный ресурс]. URL: http://www.dw-world. de/dw/article/0,,2303871,00.html (дата обращения: 26.08.2011).
Deutsches EU-Ratsprasidentschaftsprogramm «Europa gelingt gemeinsam» [Электронный ресурс] // Internationale Politik. 2007. №1. URL: http://www.internationalepolitik.de/ ip/archive/jahrgang 2007/ januar 2007/ documentation. htm (дата обращения: 14.08.2009)
СМИ: Визит Меркель в Сочи показал напряженность в отношениях РФ и ФРГ [Электронный ресурс]. URL: //http://podrobnosti.ua/power/2007/01/22/388225.html (дата обращения: 26.08.2011).
Федоров Ю.Е. США и Европа в меняющемся мире: конфликт или взаимодополняемость стратегических культур? [Электронный ресурс] // Европейская безопасность. 2002. №6. URL: http://www.inion.ru/product/eurosec/st5v6.htm (дата обращения: 9.08.2011).
Ausgewahlte Reden der 43. Munchner Konferenz fur Sicherheitspolitik vom 9. bis 11. Februar 2007 [Электронный ресурс] // Internationale Politik. 2007. №3. URL: http://www. internationalepolitik. de/ip/archive/jahrgang 2007/ marz 2007/ documentation. htm (д
Заседание Российско-германской рабочей группы по стратегическому сотрудничеству в области экономики и финансов [Электронный ресурс]. URL: http://www. cntd.ru / 458203360.html (дата обращения: 26.08.2011).
Визит в ФРГ. Российско-германские межгосударственные консультации. Российско-германский форум общественности «Петербургский диалог». Хаттенхайм, Висбаден, 14- 15 октября 2007 г. Досье событий [Электронный ресурс]. URL: http://archive. kremlin.ru/events/ a
Rahr A. Putin und Medwedew: Wer regiert? [Электронный ресурс] // Internationale Politik. 2008. №2. URL: http://www.internationalepolitik.de/ip/archive/jahrgang 2008/ februar 2008/ documentation. htm (дата обращения: 14.08.2009).
Machttwechsel in Russland [Электронный ресурс] // Internationale Politik. 2008. №2. URL: http://www. internationalepolitik. de/ip/archive/jahrgang 2008/ februar 2008/ documentation. htm (дата обращения: 14.08.2009).
 Россия - Германия: от «стратегического партнерства» к прагматическому сотрудничеству (2001-2008 гг.) | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2012. № 1 (17).

Россия - Германия: от «стратегического партнерства» к прагматическому сотрудничеству (2001-2008 гг.) | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2012. № 1 (17).

Полнотекстовая версия