Развитие системы сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья в вузах Швеции и Финляндии | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2012. № 1 (17).

Развитие системы сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья в вузах Швеции и Финляндии

Рассматриваются система сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья в вузах Швеции и особенности ее развития в высшей школе Финляндии. Обращается внимание на антидискриминационный подход в обеспечении фактического равенства всех студентов и предоставление услуг студентам с различными формами инвалидности. Характеризуется процесс освоения Болонской модели образования, мультиязычность, сокращение административных затрат.

Development of support system for disabled students at the universities of Sweden and Finland.pdf Тема включения молодежи с инвалидностью впрофессиональную деятельность и полноценнуюжизнь приобретает в массовом сознании всебольше сторонников. Социальная модель под-держки лиц с ограниченными возможностями здо-ровья, получившая развитие в странах западногообщества, вызывает в нашей стране не только на-учный интерес, но и стремление преодолеть раз-рыв в отношении к инвалидам между Россией истранами ЕС, прежде всего в сфере образования.Проблемам инклюзивного образования, преодо-ления изоляции инвалидов и психологическихбарьеров в общении, повышению их статуса вобществе посвящены научные конференции,публикации, радио и телепередачи [1-3]. Однакопрежние стереотипы преодолеваются медленно,и ускорить этот процесс может знакомство сопытом стран Северной Европы - Швеции иФинляндии, где большая часть высшего образо-вания финансируется государством. Кроме того,эти страны близки к России по природно-климатическим условиям.В данной статье использованы сведения и ма-териалы, полученные во время визита делегациипреподавателей кафедры истории и социальнойработы Томского государственного университетасистем управления и радиоэлектроники (ТУСУР)в университет Стокгольма (Швеция) и универси-тет Тампере (Финляндия). Визит проходил с 19 по30 октября 2011 г. и осуществлялся при поддержкегранта Министерства образования и науки РФ«Развитие научного потенциала высшей школы»по теме «Сопровождение социальной адаптациистудентов с ограниченными возможностями здо-ровья в техническом вузе». Проект выполнялся с2009 по 2011 г., одним из его направлений былознакомство с опытом сопровождения студентов синвалидностью за рубежом. Так, беседы с колле-гами во время посещения Свободного университе-та Брюсселя (Бельгия) в 2008 г. и УниверситетаГумбольдта (Германия) в 2010 г. способствовалиучреждению в ТУСУРе самодеятельной организа-ции Центр сопровождения студентов с инвалидно-стью, единственной среди вузов г. Томска. Центрставит своей задачей организацию помощи студен-там-инвалидам в учебном процессе, устройстве со-циально-бытовой области, а также оказывание пси-холого-педагогической и социокультурной под-держки в системе студент - студент. В ходе поездкив Скандинавские страны был пополнен опыт такойработы, состоялись встречи с преподавателямиШкол социальной работы, представителями службсопровождения студентов-инвалидов, других адми-нистративных отделов этих университетов.Швеция и Финляндия осуществили переход нановые стандарты образования и готовят студентовпо двухуровневой системе: бакалавриат, магист-ратура и дальнейшее продолжение обучения подокторской программе. Как правило, практическивсе выпускники бакалавриата предпочитают про-должать обучение в магистратуре. Бакалавры вСтокгольмском университете обучаются 3,5 года,выпускную работу они защищают в конце 3 годаобучения, а следующие полгода учатся на подго-товительных курсах для магистратуры. Если сту-дент хочет пойти в магистратуру после этих кур-сов, этот семестр ему идет в зачет магистратуры.Если нет - ему выдают степень соционома, этопромежуточная степень между бакалавром и ма-гистром, пользующаяся большим спросом у рабо-тодателей, чем бакалавр. Поступить на доктор-скую программу можно и по окончании бакалав-риата, но сделать это значительно сложнее. В ка-ждом семестре проводится специальный курс подназванием «Профессиональные навыки», в ходекоторого студенты рефлексируют по поводу изу-ченных ими предметов, их полезности в рамкахвыбранной ими образовательной траектории.Практикой студентов занимается вуз и ассоциациясоциальных работников, которая распределяетпрактикантов и назначает им квалифицированныхсупервайзеров.Финская система чем-то похожа на шведскую,однако в университете Тампере в настоящий мо-мент проходит реформа, результаты которой, воз-можно, будут распространены на все остальныевузы. Суть реформы - в сокращении администра-тивных звеньев. Высшей и единственной админи-стративной единицей в составе университета бу-дут школы (школа социальных и гуманитарныхнаук и т. д.). Обучением по специальностям и на-правлениям будут заниматься исследовательскиегруппы в составе профессора и рабочей группы,формирующейся вокруг него (ассоциированныепрофессора, докторанты и т. д.). Цель данной ре-формы - освобождение профессорско-препода-вательского состава от административной работы,чтобы сконцентрировать научные и педагогиче-ские ресурсы университета на научной и образо-вательной деятельности.Еще одна особенность высшего образования вФинляндии - мультиязычность. Для поступленияв вуз финну необходимо сдавать экзамен по двумязыкам - финскому и шведскому. Кроме того,многие курсы в университетах Финляндии чита-ются на английском языке. Таким образом, выс-шее образование страны встраивается в мировуюсистему образования: любой человек, знающийанглийский язык, способен получить образованиев Финляндии при условии успешной сдачи экза-менов.Еще одной интересной чертой обучения соци-альных работников в университете Тампере явля-ется вводный курс, который читается приглашен-ными преподавателями из разных стран мира (Ка-нады, Великобритании, США, Мозамбика, Россиии других). Это позволяет студенту оценить всеразнообразие и разницу в технологиях социальнойработы в различных странах света. В рамках этойсистемы предусмотрены льготы для студентов-инвалидов.По законодательству Швеции все имеют рав-ные возможности для обучения, и лица с ограни-ченными возможностями здоровья не могут под-вергаться дискриминации. Дискриминация - этосостояние, когда человека ставят в невыгодное длянего положение. Если сотрудники университетовзаметили случаи дискриминации, то они обязанысообщить об этом администрации или в юридиче-ский отдел по обеспечению равноправия студен-тов. Если университеты не предпринимают мердля ликвидации дискриминации в течение 30дней, то они могут подвергаться денежномуштрафу.Во всех высших учебных заведениях Швецииначиная с 1993 г. была создана сеть координато-ров (это выборные должности), ответственных заравные возможности обучение лиц с ограничен-ными возможностями здоровья. Они собираютсяраз в семестр для решения текущих вопросов.Центром координационной деятельности являетсяуниверситет Стокгольма. Здесь же находится ре-ферентная группа, в которую входят представите-ли 11 высших учебных заведений страны, в томчисле 6 мест отдано представителям крупныхуниверситетов. Они занимаются вопросами пла-нирования помощи студентам с ограниченнымивозможностями здоровья, включая методическую(к примеру, разрабатывают рекомендации при на-писании ими письменных работ), рассматриваюткандидатуры координаторов, приглашают на се-минары специалистов и пр. Ежегодно проходитконференция координаторов. Вуз в Швеции обя-зан тратить 0,3 % своего бюджета на нужды сту-дентов-инвалидов (в эти расходы не входят затра-ты на оборудование и содержание персонала). Ес-ли университет тратит большую сумму, то в этомслучае он может получить дополнительные сред-ства по гранту правительства. По итогам этой ра-боты координаторы пишут отчет в Министерствообразования и научных исследований.Высшие учебные заведения страны должныработать в трех направлениях: 1) создание без-барьерной среды для инвалидов; 2) планированиезанятий таким образом, чтобы не нарушать правалиц с инвалидностью; 3) предоставление различ-ной информации на веб-сайте.Все студенты с ограниченными возможностя-ми здоровья, обучающиеся в вузах страны, разде-лены на 6 категорий. К первой относятся глухие. В2010 г. таких было 141 чел., из них 35 - в универ-ситете Стокгольма. Все они пользовались услуга-ми сурдопереводчиков. На факультете лингвисти-ки они проходят обучение языку жестов. Втораякатегория - слабослышащие студенты (218 чел.)из числа тех, кто обратился в службы сопровож-дения за помощью. Третья категория - слабови-дящие - 235 чел., которым предоставляется специ-альная техника или книги с шрифтом Брайля. Чет-вертой категории студентов, имеющих проблемы спередвижением, помощи не оказывается, так как ввузе создана безбарьерная среда и во всех поме-щениях есть доступ к лифтам. К пятой категорииотносятся студенты с дислексией, которые испы-тывают трудности в письменной речи. Это быст-рорастущая группа. В связи с развитием информа-ционных технологий улучшаются возможности ихвовлечения в обучение. Шестая, последняя кате-гория инвалидов в вузовской системе - это лица сзадержкой умственного развития, имеющие про-блемы с памятью, дефицитом внимания или снервными заболеваниями. Ко всем студентам уни-верситета предъявляются одинаковые требованияв учебном процессе, однако к цели все идут раз-ными путями .В университете Стокгольма обучаются 50 тыс.студентов и 50 из них - с различными ограниче-ниями здоровья. Сразу же после поступления та-кие студенты приходят на встречу с координато-ром вуза и составляют сертификат об обучении. Вэтом документе описываются на основании спра-вок из медицинских учреждений все услуги, в ко-торых нуждается данный студент для прохожде-ния обучения. В числе последних: предоставлениебольшего времени на проведение экзамена, сдачаего в письменной форме, выделение ноутбука,сурдопереводчика, сопроводителя и т.п. Сертифи-кат об обучении находится у студента, и он егопредъявляет преподавателям выбранного направ-ления или школы (в западных вузах отсутствуюткафедры, а факультеты объединяются в школы).Обычно на основании этого документа один изпреподавателей, ответственный за таких студен-тов, составляет план обучения по специальностидля конкретного случая и решает совместно с дру-гими преподавателями различные вопросы учеб-ного процесса. Иногда студент не обращается запомощью, но, проучившись один семестр, пони-мает, что ему одному не справиться.В университете Стокгольма есть служба, пре-доставляющая сурдопереводчиков для глухих сту-дентов бесплатно. Этому подразделению уже20 лет. Там работают 16 переводчиков и обеспе-чивают обучение по 20 специальностям. Если лек-ция длится более 1 часа, то предоставляется 2 пе-реводчика. Если не хватает переводчиков, то ониприглашаются из других городских служб. Такойпорядок существует и в других университетах.Система сопровождения студентов с инвалид-ностью в Финляндии базируется на тех же прин-ципах, что и в Швеции, но отличается от шведскоймодели отсутствием координации между вузамистраны. Так, университет Тампере насчитывает15 тыс. студентов, финансируется из государст-венных источников и имеет собственную службусопровождения студентов с ограниченными воз-можностями здоровья. В нее входят 4 человека,двое занимаются организацией учебного процессаи еще двое - устройством быта таких студентов вкампусе. Во время вступительных испытаний сту-дент с инвалидностью может попросить специаль-ную форму сдачи экзамена (письменный или накомпьютере). Поступив на первый курс, он, так жекак в Швеции, заполняет специальный бланк, вкотором информирует университет о своих про-блемах. Обычным порядком помощи считается,когда после этого создается группа из сотрудни-ков университета разных направлений для разра-ботки плана помощи. Эта группа определяет тотобъем услуг, который может предоставить уни-верситет. Во-первых, студент с ограниченнымивозможностями здоровья получает электроннуюкарту, на которой указаны элементы безбарьернойсреды. Для слабовидящих студентов в учебныхкорпусах есть специальные обозначения, а слабо-слышащим на лекции предоставляется устройство,усиливающее акустику в аудиториях (индукцион-ная петля). Кроме того, глухие студенты могутполучить сопроводителя, который устную речьпереводит в письменную на компьютере. На экза-менах студенты с дислексией могут получить но-утбуки. Студентам с умственным расстройствомпредоставляется специалист, оплачиваемый госу-дарством, а тем, у кого проблемы с концентрациейвнимания, во время экзаменов может быть предос-тавлена отдельная аудитория. Каждый случай рас-сматривается службой сопровождения и затемпланируется помощь. На муниципальном уровнестудентам предоставляют транспортные льготы,сопроводителей, специально приспособленноежилье. Такие квартиры есть в двух районах Там-пере, в них более широкие проходы в коридорах,приспособлены рабочие поверхности для коля-сочников, однако они расположены далеко отуниверситета, а транспортные средства не всегдаприспособлены к их нуждам. В последнее времяпоявилось новшество: было разработано расписа-ние движения автобусов с указанием рейсов авто-бусов для лиц с инвалидностью. Кроме того, сту-денты с ограниченными возможностями здоровьямогут подавать заявку на гранты для обучения запределами Финляндии, и такие случаи были, при-чем выделялись сопроводители или оплачивалосьсопровождение родственников. В Финляндии естьнеправительственная финская ассоциация людей сограниченными возможностями здоровья, котораятакже оказывает различную поддержку студентамс инвалидностью во время их обучения в вузе.Кроме того, студенты с ограниченными возмож-ностями здоровья могут подавать заявку на грантыдля обучения за пределами Финляндии, и такиеслучаи были, причем выделялись сопроводителиили оплачивалось сопровождение родственников.В Финляндии есть неправительственная финскаяассоциация людей с ограниченными возможно-стями здоровья, которая также оказывает различ-ную поддержку студентам с инвалидностью вовремя их обучения в вузе.Таким образом, система сопровождения сту-дентов с инвалидностью в странах Скандинавииявляется хорошо разработанной и складывалась неодин десяток лет. Студентам-инвалидам предос-тавляются равные возможности в обучении. В го-родах и университетах полностью завершеноформирование безбарьерной среды (особенно по-ражает наличие тревожных кнопок в туалетах дляинвалидов на уровне плинтуса - человек, дажеупав в припадке, имеет возможность позвать напомощь). Двери оснащены фотоэлементами, лест-ницы - пандусами и поручнями, здания оборудо-ваны лифтами, на стенах в Стокгольмском уни-верситете расположены портативные дефибрилля-торы. Работа со студентами-инвалидами алгорит-мизирована, основана на корпусе законов. Каждыйинвалид получает консультативную и другую не-обходимую помощь. Зачастую расходы на допол-нительные услуги для студентов-инвалидов покры-вает государство. Помощь студентам с ограничен-ными возможностями не навязывается, как правило,они сами пробуют свои силы, а потом, если у них неполучается учиться наравне с обычными студента-ми, заявляют о своих проблемах администрации вузаи соответствующим службам. Вместе с тем опытразвития системы сопровождения студентов-инва-лидов в скандинавских странах показывает, что та-кую систему можно организовать как в рамках одно-го вуза, так и в рамках коалиции вузов в зависимостиот конкретных условий.

Ключевые слова

система сопровождение студентов-инвалидов, равные возможности, сертификат об обучении, support system for disabled students, equal opportunities, study certificate

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Зиновьева Валентина ИвановнаТомский университет систем управления и радиоэлектроникикандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории и социальной работыvpz@tsu.ru
Берсенев Максим ВалерьевичТомский университет систем управления и радиоэлектроникикандидат исторических наук, доцент кафедры истории и социальной работы гуманитарного факультетаvojnes@yandex.ru
Всего: 2

Ссылки

Лебедева С.С. Актуальные социально-педагогические технологии работы с инвалидами // Ученые записки Санкт- Петербургского ин-та психологии и социальной работы. 2011. Т. 15, вып. 1. С. 7-10.
Иванов А.В. Инновационные процессы в системе реабилитации инвалидов и модель ее дальнейшего развития // Отечественный журнал социальной работы. 2011. № 3. С. 78- 82.
Осьмук Л.А. Образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья // Высшее образование в России. 2010. № 12. С. 137-142.
 Развитие системы сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья в вузах Швеции и Финляндии | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2012. № 1 (17).

Развитие системы сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья в вузах Швеции и Финляндии | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2012. № 1 (17).

Полнотекстовая версия