The Book of Psalms of His Holiness Patriarch Nikon.pdf Анализируя долгий опыт предшествующейработы над конкретно-историческим образомпатриарха Никона, современные историкивыделяют и противопоставляют сформировав-шиеся в ее ходе два основных подхода, которыеусловно обозначаются как «уничижительно-критический» (Паисий Лигарид, С.М. Соловьев,Макарий (Булгаков), Н.Ф. Каптерев) и «апологе-тический» (дьяк И. Шушерин, В. Пальмер,Н.И. Субботин, Леонид (Кавелин), М.В. Зызыкин).Начиная с XVIII - первой половины XIX в. вотечественной историографии складываетсястереотип, что патриарх Никон был власто-любивым теократом, посягнувшим на царскуювласть и потерпевшим фиаско. Уже с XIX в.складывается научное направление, в рамкахкоторого создавался методологический аппарат,способствующий осмыслению источниковой базы:было издано на русском и английском языках«Судное дело» патриарха Никона (не полностью)[1. С. 503-504, 510, 581-586, 607-611, 637-643; 2;3; 4]; «Известие о житии патриарха Никона …»И.К. Шушерина [5]. С 60-х гг. XIX в. в «крити-ческой» историографии прослеживается идеяравнозначности фигур патриарха Никона ипротопопа Аввакума, причем с обозначениемкультурно-идеологического комплекса старо-обрядческих произведений. Протопоп Аввакум -не просто мученик раскола, он - крупнейшийидеолог этого общественного движения XVII в.Патриарх Никон - не идеолог, а организаторлитургической реформы, вызвавшей раскол нетолько в церкви, но и в обществе. При этомнаследие патриарха Никона практическиполностью игнорировалось либо оценивалось какнезначительное (С.М. Соловьев, Макарий(Булгаков), Н.Ф. Каптерев), за основу бралисьположения, высказанные Паисием Лигаридом, т.е.намеренно создавалась псевдоидеологическаясистема «священство выше царства» якобывыраженная воззрениями и деяниями патриархаНикона с претензией на главенство в государствеи обществе, папоцеразист-теократ, гонитель старо-обрядцев, что не соответствует информацииисточников.В XX в. в раннесоветский период личностьпатриарха Никона не изучалась вне контекстараскола как народного крестьянского движения [6.С. 102]. Осмысление проблемы сводилось кследующим тезисам: сохранение и распростра-нение православия - первостепенная потребностьобщества XVII в., потому что это - форманационального единства русских, белорусов иукраинцев, политический и социально-эконо-мический институт. Восприятие патриарха Никонакак талантливого, умного и амбициозного по-литика изменяется со второй половины 1960-х гг.:«Это был блестящий проповедник и в то же времярачительный и прижимистый вотчинник,жестокий и властный администратор и вкрад-чивый придворный» [7]. В последней четвертиXX - начале XXI в. в результате смены парадигмыпоявились возможности для исследования иосмысления исторического прошлого и егонаследия с использованием соответствующегообъекту и предмету исследования методо-логического аппарата. Постепенно преодолеваетсяидеологическая ангажированность, расширяетсяисточниковая база, увеличивается объем пуб-ликаций источников, что и делает возможнымизучение богословского наследия Святейшегопатриарха [7, 8].«Возражение или разорение смиренногоНикона, Божиею милостию патриарха, противовопросов боярина С. Стрешнева, еже написаГазскому митрополиту Паисию Лигаридиусу и наответы Паисеовы» (далее - «Возражение илиРазорение») [9] написано патриархом пред-положительно в 1662 г., где Никон ответил-«возразил» на 27 из 30 ответов Паисия Лигарида иСимеона Стрешнева. Отметим, что этот источникв исторической науке использовался крайнескудно. В 1861 г. вышел в свет 11-й том «ИсторииРоссии с древнейших времен» С.М. Соловьева, настраницах которого немало внимания былоуделено рассмотрению конфликта царя АлексеяМихайловича и патриарха Никона. С.М. Соловьевоценивал действия Никона в период его патри-аршества как исторически необходимые ипрогрессивные, поскольку они способствовалиукреплению государственного начала. Что ка-сается конфликта с государством, то его, помнению историка, спровоцировали личныеамбиции Никона, а главный акцент в позициипатриарха Никона - вопрос о сравнительномпревосходстве властей церковной и светской.С.М. Соловьев подробно развил положение означительном влиянии бояр на разрыв междуцарем и патриархом. По мнению С.М. Соловьева,уход Никона с патриаршего престола былпротестом против снижения его прежней роли вгосударстве и средством давления на царя дляудовлетворения честолюбия и гордости [10. С. 95-101, 190-204].Митрополит Макарий (Булгаков) нелицепри-ятно отзывался по поводу «Возражения или Разо-рения»: по его мнению, патриарх Никон подкреп-лял не только главные, но и второстепенные своимысли произвольным набором библейских текстови церковных правил, отчего сами мысли Никонарасплывались и терялись, источники он простопереписал в свою книгу [11. С. 194-214].«Возражение или Разорение» перевел на анг-лийский язык писатель диакон В. Пальмер (1871-1876) и издал его в шести томах под заглавием«Тhе Тzаr аnd Тhе Раtriаrсh». В первом томе «TheReplies of the humble Nicon, by the mercy of GodPatriarch against the Questions of the boyar SimeonStreshneff and theanswers of the metropolitan of GazaPaisius Ligarides» патриарх Никон представляетсявеликим подвижником, горячим поборником правЦеркви и мучеником за ее независимость. Боль-шая часть первого тома посвящена изложению«Возражения или Разорения», а также выпискамиз «Кормчей» [12].В историографии советского периода «Возра-жение или Разорение» цитировалось по произве-дениям митрополита Макария (Булгакова) иН.Ф. Каптерева, например в монографии Н.В. Ус-тюгова и Н.С. Чаева «Русская церковь в XVII веке[13. С. 320-322]. Переосмысление и активное ис-пользование «Возражения или Разорения» в работахБ.А. Успенского [14. С. 95-106, 495-517] при трак-товке обряда шествия на осляти в Вербное воскресе-нье в Москве. Д.Ф. Полознев рассматривает 8-й и11-й вопрос-ответы «Возражения или Разорения»[15. С. 9, 12] и приходит к выводам о довольно цель-ной системе представлений патриарха Никона, опи-равшейся на православную церковную традицию иориентированного на сложившуюся в связи с «деломНикона» ситуацию, отмечает значение «Возраженияили Разорения» в исследовании проблем церковногосуда в России XVII в. [16]. С.В. Лобачев называет«Возражение или Разорение» своеобразным духов-ным завещанием, в котором патриарх Никон выска-зался по всем волнующим его вопросам. В нем пат-риарх ни разу не обмолвился о церковной реформе.Очевидно, главным делом Никона, в его собствен-ном понимании, была не реформа, а возвышениероли священства и вселенского православия, чтонашло отражение в новом внешнеполитическомкурсе Русского государства [17. С. 128-129].Таким образом, несмотря на то, что «Возраже-ние или Разорение» патриарха Никона уже более150 лет назад было введено в научный оборот, ис-пользовалось оно исследователями мало и оченьспецифично: выявлялся комплекс «теократиче-ских» воззрений патриарха, а богословская со-ставляющая и принципы написания отходили навторой план. Исключением можно считать работыМ.В. Зызыкина, где рассматривались вопросы со-отношения священства и царства в «Возраженииили Разорении», текстологические комментарииГ.В. Вернадского и В.Б. Туминой, где были выяв-лены источники (не все) «Возражения или Разоре-ния», и диссертацию В.В. Шмидта, где воззренияпатриарха Никона рассматривались через призмусостояния православной богословской мысли X-XVII вв. В.В. Шмидт рассматривает богословскуюсистему патриарха Никона и влияние его наследияна развитие религиозной ортодокс-славянскойфилософии. Не полностью раскрыты принципысоставления «Возражения или Разорения», методыцитирования Священного Писания и Предания, неисследованы цитатные потоки, не выявлено соот-ветствие вклада патриарха Никона в отдельныеотрасли богословия в контексте полемики третейчетверти XVII в.Наиболее адекватной методикой для исследо-вания историко-канонических воззрений патриар-ха Никона нам представляется изучение его кар-тины мира. Картина мира создается в результате:1) экспликации, экстрагирования, опредмечива-ния, объективирования и осмысления образов ми-ра, лежащих в основе жизнедеятельности человека(и, прежде всего, практической деятельности);2) созидания, творения, разработки новых образовмира в ходе специальной рефлексии, носящей сис-тематический характер. Картина мира патриархаНикона является отображением архетипическогообраза ортодокс-славянской картины мира, харак-терные черты и особенности которой были выде-лены В.В. Шмидтом (иконично-софийный симво-лизм и первичность христоцентричной модели)[18. С. 17, 25, 30, 31].В «Возражении или Разорении» можно выде-лить несколько пластов традиционных текстов,которые выступают для патриарха Никона как ко-ды системы ортодокс-славянской картины мира,посредством которых он актуализирует собствен-ные богословские построения. Такая методика ра-боты с текстами-предшественниками наиболееблизка к концепции интертекста, которая восходитк работам М.М. Бахтина и Ю. Кристевой [19, 20].Согласно этой концепции, всякий текст выступаеткак интертекст, и в основе каждого отдельногопроизведения - не только совокупность всехпредшествующих текстов, но и сумма общих ко-дов и систем, т.е. безграничный и бесконечныйтекст. Для описания текста важно выяснить зако-номерности его отношения к текстам-пред-шественникам, сходство с традицией и ориги-нальное ее продолжение.Рассмотрим использование Святейшим Патри-архом Никоном псалтирных псалмов в тексте«Возражения или Разорения». Смысловое полетермина «псалм» в XVII в. соответствовало куль-турной традиции, для которой псалмы были своимязыком, предполагали личное участие в произне-сении и переживании текстов, допуская их пере-создание.Необходимо оговориться, что большое числопсалмов, использованных в «Возражении или Ра-зорении», отдельными стихами или полными тек-стами участвует в литургии, вечерне. Псалтирь вдревнерусской культуре занимала важнейшее ме-сто: источник для текстов, организующих суточ-ный и недельный богослужебный цикл, ключ кстихирам, к проповедям, в ней заключалось нача-ло образования и воцерковления, на ней основы-вались книжная премудрость, постижение пись-менности и языка богослужения. Она была самойчтимой и многообразно читаемой книгой и за бо-гослужением, и в ученических опытах, и в мона-стырском келейном правиле [21. С. 447].Используется следующая стратегия исследо-вания: фиксация изучаемого материала; выделе-ние его формальных характеристик; дефиницииединиц анализа; осуществление основных этаповисследования (дескрипция, реконструкция, интер-претация); фиксация результатов исследования, ихобобщение, истолкование и структурирование. В«Возражении или Разорении» доминантным пре-текстом выступает Священное Писание, выделен-ные нами маркированные цитаты подразумеваютточное указание на библейскую книгу патриархомНиконом в пометах на полях.Согласно исследованиям психолингвистов,языковое сознание (отражение картины мира че-ловека в его лексике, ассоциативно-вербальныхтезаурусах, вербальных сетях, словах) охватываетвзаимосвязи лексических единиц, обусловленныеличным когнитивным и коммуникативным опы-том. Н.В. Уфимцева полагает, что «ядро языково-го сознания осуществляет лингвистическую про-екцию бытия человека, сохраняющуюся на протя-жении его жизни, ориентирующую его в окру-жающей действительности и составляющую осно-ву его языковой картины мира» [22. С. 135-170].Методологической процедурой исследования вы-ступает анализ частотности употребления тех илииных лексем [23. С. 109-122] в текстах языковойличности. А.А. Залевская разработала методикувыделения ядра лексемы с учетом различий в час-тотности реакций и неоднородности ассоциатив-ных связей в ассоциативно-вербальной сети. На-личие ядра относится к числу универсальных тен-денций в организации лексикона человека, и при-надлежность некоторой единицы лексикона к егоядру определяется, прежде всего, ролью этой еди-ницы как средства доступа к системе энциклопе-дических и языковых знаний [24. С. 28-44].В нашем исследовании использовались тек-стовые репрезентации 4112 единиц авторскоготекста, которые представляют собой результатсплошной выборки библейских цитат (2653). Упатриарха Никона цитаты Священного Писанияобозначаются по зачалам, следовательно, необхо-димо было установить границы цитируемого тек-ста внутри зачала (глава и стих), поэтому каждаяцитата сверялась с первоисточником, в качествекоторых были использованы Евангелие и Апостол.В тексте нами выявлено 545 цитат без указаниятекста источника, посредством семантико-когнитивного анализа источник восстановлен.Выявлено 16 случаев контаминаций. Выделенныенами маркированные цитаты подразумевают точ-ное указание на библейскую книгу патриархомНиконом в пометах на полях. Чаще всего марки-рованные цитаты занимают сильные позиции на-чала или конца текста. Прототипом данной кате-гории было предложено считать цитату, обла-дающую пятью ядерными признаками своегокласса. К ним относятся: 1) точность воспроизве-дения заимствуемого элемента; 2) знаковая иден-тичность заимствуемому элементу; 3) выделен-ность на фоне текста-реципиента; 4) наличие све-дений об авторе и/или источнике включения;5) способность функционировать как отсылка кпретексту. Проанализировав текст Псалтири и«Возражение или Разорение», мы разместили ре-зультаты сличения текстов в таблице и приложе-нии (где выявленные в тексте «Возражения илиРазорения» псалтирные цитаты изложены в тра-диционном порядке).Таблица состоит из трех колонок: лексема -дифференциальный семантический признак, ком-понент значения, который выявляется присопоставлении значений разных слов; цитата -выделены книги, главы, стихи из СвященногоПисания (Ветхий Завет), ссылки на текст упатриарха Никона даны по зачалам, поэтому глава истих определялись нами во всей случаях допол-нительно, а также лист - номер листа в рукописи«Возражения или Разорения»; частотность упомина-ния цитаты в тексте «Возражения или Разорения».Таким образом, рассматриваются каждый из27 вопрос-ответов.Особенность использования лексем «Бог -суд - правда - благо - гордость/смирение - гнев»патриархом Никоном в «Возражении илиРазорении» обусловлена православными социо-культурными ценностями (стяжанием Горнегомира), находящими субъективное отражение вконцептуальной системе Никона-мыслителя.Богословское творчество патриарха Никона имеетярко выраженные христо-экклесиоцентричныекорни, и он являлся выразителем исихастско-ориентированной богословской традиции. Сис-тема богословских воззрений патриарха Никонавполне соответствовала этико-политическому иэтико-богословскому аспектам аксиологическоймодели русской православной теоцентрическойкартины мира и легла в основу проводимой имполитики. Христианская антропология патриархаНикона развивала учение о человеке, созданноесвятыми Василием Великим, Григорием Назиан-зином, Григорием Нисским, Иоанном Златоустом.Патриарх Никон синтезировал святоотеческоеучение об обожении человека (образ какобладание энергиями первообраза он отож-дествляет с образом Божиим в человеке),непостижимости Божией, патриархом Никономвполне сопоставимо с антропологией ГригорияНисского. Церковно-канонические убежденияпатриарха Никона основаны на церковномзаконодательстве эпохи Вселенских соборов, чтопочиталось в XVII в. нормативным кодексомРусской православной церкви. Воззренияпатриарха Никона строились на материале«Эпанагоги», на которую он ссылается более 20раз в «Возражении или Разорении». Причем ниразу патриарх Никон не пишет о требовании дляпатриарха каких-либо прав в делах государ-ственного управления, следовательно, тезис о«папоцезаризме» патриарха Никона не более чемисториографический штамп и элемент поли-тической мифологии.В захвате царем церковной власти по управле-нию церковью патриарх Никон видел отступлениеот Св. Писания и св. канонов, которое будет почвоюдля появления Антихриста. Ни один человек не мо-жет противодействовать канонам Церкви, учениюсв. отцов и законам царства или что-либо возражатьпротив них: каждая имеет свой собственный поря-док и права, установленные Богом, и каждая должнаподдерживать и защищать свой собственный поря-док для себя, на свою собственную ответствен-ность. Если царь попрал каноны, а архиереи емупокорились, то и архиереи подвергли себя церков-ной анафеме и потеряли свое священство. Соглас-но концепции пастырства патриарха Никона, пат-риарх имеет право и долг контролировать по мер-ке христианского идеала всю государственнуюжизнь и обличать все ее уклонения от норм кано-нических, не щадя и самого царя. Именно это, помнению многих исследователей, не позволилоСвятейшему Патриарху вернуться на патриаршуюкафедру. И царю Алексею Михайловичу остава-лось окончательно низложить опасного в государ-ственном смысле иерарха. Вопрос об архипастыр-ской правоправности является важным для патри-арха Никона в связи с судом над ним.Государство, по мнению патриарха Никона,должно строиться по принципам горнего мира, иглавная функция патриарха - защита общества.Патриарх несет в себе образ Христов - духовныйи материальный, чувственный, в этом и заключа-ется высший смысл обожения. Патриарх Никонсобрал в «Возражении или Разорении» основнойблок эсхатологических пророчеств и цитат нетолько из Священного Писания, Отцов церкви, нои богословско-полемической литературы тоговремени. Он видел в апостасии (вероотступниче-стве) знаки наступления антихристова царства игрядущую гибель Отечества, и он боролся с этиммольбами, протестами, уходом с кафедры, отряхи-ванием праха от ног своих, анафемой на правона-рушителей, грозными пророчествами, своей не-преклонной стойкостью в посылаемых на него го-нениях.ТаблицаПсалтирные лексемы в «Возражении или Разорении» Патриарха НиконаЛексема Цитата Частотность1 2 3«Бог/бож» Псалом 13, 1-3 (листы 656, 713 возражение 26)Псалом 18 - 2 (37 об. возражение 5), 5,8-12 (522, 527, 663 возражение 26)Псалом 32 - 2,6,10 (531 об., 645 возражение 26)Псалом 33 - 22 (907 об. возражение 26)Псалом 35 - 2,12 (532 об., 656 об., 907 об. возражение 26)Псалом 39 - 7-9 (687, 899 об. возражение 26)Псалом 44 - 4 (286 возражение 23), 439 об., 440 (возражение 25), 7-8 (678 об., 893возражение 26)Псалом 45 - 2-8 (138 возражение 16)Псалом 48 - 3, 7, 15,17 (316, 316 об., 317 об. возражение 24), 18 (1020 возражение 27)Псалом 50 - 6,7,15 (532 об., 655 об., 899 возражение 26)Псалом 52 - 2 (532, 666 возражение 26), 3 (242 возражение 21), 4, 16 (656, 713, 881 об.возражение 26)Псалом 54 - 8 (138 об. возражение 16)Псалом 56 - 2 (183 об. возражение 19)Псалом 57 - 5,12 (491, 892 возражение 26)Псалом 65 - 13,17 (644, 899 об. возражение 26)Псалом 70 - 12 (978 возражение 25)Псалом 77 - 24 (1030 возражение 27), 19,24,70 (567, 664 об., 899 возражение 26)Псалом 85 - 5, 15 (520 возражение 26)Псалом 88 - 21-22,33,37 (629, 642, 713, 898 об. возражение 26)Псалом 93 - 1, 5, 7, 11 (567, 666, 713, 713 об. возражение 26)Псалом 104 - 26 (448 об. возражение 25) , 20,24,27 (1026, 1027 возражение 27), 17,24 -(636, 636 об. возражение 26)Псалом 115 - 1,2,7 (655 об., 671, 902 об. возражение 26)Псалом 118 - 1-14,21 (523, 546 об., 557, 700 возражение 26), 144 (13 об. - возражение1; 74 - возражение 9)Псалом 131 - 2,11-12,15-16 (558, 633 об., 834, 900 об. возражение 26)95«Суд» Псалом 7 - 9,16,17 (836, 892 возражение 26)Псалом 9 - 7 (1019 возражение 27), 9, 28 (521 об., 895, 544 об., 604, 656 возражение26)Псалом 34 - 1 (976, 978 возражение 25)Псалом 36 - 14, 38 (557, 836 возражение 26)Псалом 46 - 9 (892 возражение 26) - хвалитныПсалом 48 - 3, 7, 15,17 (316, 316 об., 317 об. возражение 24), 18 (1020 возражение 27)Псалом 71- 1-2 (521 об. возражение 26)Псалом 82 - 5 (1032 возражение 27), 7-10 (985 об. возражение 26)Псалом 93 - 1, 5, 7, 11 (567, 666, 713, 713 об. возражение 26)Псалом 98 - 4 (522 возражение 26)Псалом 115 - 1,2,7 (655 об., 671, 902 об. возражение 26)Псалом 121 - 4 (904 об. возражение 26)Псалом 134 - 14 (522 об., 895 возражение 26)47«Правда/праведность»Псалом 5 - 10 (656 возражение 26)Псалом 7 - 9, 16, 17 (836, 892 возражение 26)Псалом 9 - 7 (1019 возражение 27), 9, 28 (521 об., 895, 544 об., 604, 656 возражение26)Псалом 36 - 14, 38 (557, 836 возражение 26)Псалом 50 - 6,7,15 (532 об., 655 об., 899 возражение 26)Псалом 9 - 7 (1019 возражение 27), 9, 28 (521 об., 895, 544 об., 604, 656 возражение26)Псалом 11 - 8 (521 об. возражение 26)Псалом 24 - 7 (899 об. возражение 26)Псалом 31 - 1-2 (657 об. возражение 26)Псалом 36 - 14, 38 (557, 836 возражение 26)Псалом 37 - 12-14 (977 об. возражение 25)Псалом 46 - 9 (892 возражение 26) - хвалитныПсалом 71- 1-2 (521 об. возражение 26)Псалом 93 - 1, 5, 7, 11 (567, 666, 713, 713 об. возражение 26)Псалом 96 - 6 (38 возражение 5)Псалом 111 - 9, 11 (671 об., 584 возражение 26)Псалом 118 - 1-14,21 (523, 546 об., 557, 700 возражение 26), 144 (13 об. - возражение1; 74 - возражение 9)Псалом 142 - 2 (899 возражение 26)39Продолжение табл.1 2 3«Благо (дасть/сть)» Псалом 5 - 10 (743 возражение 26)Псалом 8 - 2, 3, 5-7, 16 (622, 645, 669 об., 908 Возражение 26), 6 (292 об. возражение23)Псалом 13 - 1-3 (656, 713 возражение 26)Псалом 24 - 7 (899 об. возражение 26)Псалом 37 - 12-14 (977 об. возражение 25)Псалом 45 - 2-8 (138 возражение 16)Псалом 48 - 3, 7, 15,17 (316, 316 об., 317 об. возражение 24), 18 (1020 возражение 27)Псалом 52 - 2 (532, 666 возражение 26), 3 (242 возражение 21), 4, 16 (656, 713, 881 об.возражение 26)Псалом 54 - 8 (138 об. возражение 16)Псалом 102 - 1 (292 об. возражение 23), 21 (648 об. возражение 26)Псалом 104 - 26 (448 об. возражение 25) , 20,24,27 (1026, 1027 возражение 27), 17,24 -(636, 636 об. возражение 26)Псалом 108 - 23-28 (946, 977 об. возражение 25), 8, 17 (546 об., 632, 969 об возраже-ние 26)Псалом 145 - 3 (396 об. возражение 24), 6 (608, 644 возражение 26)27«Гордость/смирение»Псалом 73 - 8 (567 об. возражение 26)Псалом 77 - 24 (1030 возражение 27), 19,24,70 (567, 664 об., 899 возражение 26)Псалом 93 - 1, 5, 7, 11 (567, 666, 713, 713 об. возражение 26)Псалом 115 - 1,2,7 (655 об., 671, 902 об. возражение 26)Псалом 126 - 1(907 об. возражение 26) - степенны17«Гнев» Псалом 50 - 6,7,15 (532 об., 655 об., 899 возражение 26)Псалом 61 - 13 (653 об., 765 возражение 26)Псалом 148 - 8 (566 об. возражение 26) - хвалитны12Таким образом, патриарх Никон не только самвыражал каппадокийскую систему богословия, нои распространял ее через опыт монастырскогостроительства, иконописи, трансляции реликвий,воссоздание сакральных пространств, справу бо-гослужебного текста, личное подвижничество. Пат-риарх Никон не только продолжил линию «оцер-ковления» паствы, заложенную кружком «ревните-лей древлего благочестия» в 40-50-е гг. XVII сто-летия, но и возвел ее на более высокий уровеньхристологического богословия, средством чего сталзаметно усложненный религиозный дискурс.ПриложениеПСАЛТИРЬ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА НИКОНАПсалом 5 - 10. Глаголю вам, не вем вас, откуду весте.Отступите от Мене вси делателие неправде, ту будет плач искрежет зубом.Несть творяй благостыню, несть даже до единаго. Гроботверст гортань их, языки своими лщаху.Псалом 7 - 9, 16, 17. Рече Господь Господеви моему, се-ди одесную Мене. И паки: Сел еси на престоле, судяй вправ-ду.И паки: Господь судит людем. И паки: Судит во языцех,исполнит падения, сокрушит главы на земли многим.Псалом 8 - 2, 3, 5-7, 16, 6. Славою и честию венчал есиего. И благоволения, яко оружием благоволения венчал есинас. И иже благодати, венец бо благодати приимеши о твоейглаве.Ей, несте ли чли николи же. Яко изо уст младенец ис су-щих совершил еси хвалу.Псалом 9 - 7, 9, 28. Господь вовеки пребывает уготова насуд престол свой и той судит вселенней в правду, судити лю-дем своим в правду.Псалом 11 - 8. Яко вся судьбы его предо мною и оправ-дания его не отступиша от мене.Псалом 13, 1-3. Рече безумен в сердце своем, несть Бога.Растлеша и омразишася в беззакониих, несть творяй благо-стыня, несть до единаго. Бог с небесе приниче на сыны чело-веческия видети, аще есть разумеваяй или взыскаяй Бога, всиуклонишася вкупе и непотребни быша.Псалом 18 - 2 5,8-12. Небеса поведают славу Божию,творение же руку Его возвещает твердь.Паче убо во всю зем-лю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их, ноглаголю еда не разумне Израиль.Псалом 24 - 7. Смирихся и спасе мя. И паки: Благо мне,яко смирил мя еси, да научюся оправданием Твоим.Псалом 31 - 1-2. Глаголем бо, яко вменися Аврааму верав правду.Псалом 32 - 2,6,10. Грешнику же рече Бог: Вскую ты по-ведаеши оправдания Моя и восприемлеши завет Мой устытвоими.Псалом 33 - 22 Не восхоте разумети да ублажит. Не вос-хоте разумети, взысках Господа и услыша мя и от всех скор-бей моих избави мя. Не восхоте разумети: Се нищии, возва, иГосподь услыша и и от всех скорбии спасе и. Не восхоте разу-мети, смирихся и спасе мя господь.Псалом 34 - 1 Суди, Господи, обидищыя мя, побори бо-рющыя мя, воздаша ми лукаваго вместо благаго и безчадиедуши моей.Псалом 35 - 2,12. Не восхоте разумети, аще не Господьсозиждет дому, всуе трудишася зиждущии, аще не Господьсохранит град, всуе бдя и стрегий. Не восхоте разумети, Гос-подь низводит и возводит, убожит и богатит, смиряет и высит.Несть страха Божия пред очима их.Псалом 36 - 14, 38. Аще оправдания моя осквернят и за-поведи моя не созранят, посещу жезлом беззакония их и рана-ми неправды.Ею же мерою мерите, возмерится вам, и им же судом су-дите, осудитеся.Псалом 37 - 12-14. Врази же мои живут, укрепишася па-че мене и умножишася ненавидящии мя без правды, воздаю-щии ми злая возблагая, зане гонях благостыню.Псалом 39 - 7-9. Жертву и приношение не восхоте, теложе соверши ми еси, всесожжения и о гресех не взыскал еси.Тогда рех, се прииду, в главизне книжней пишется о мне, якосотворити волю Твою, Боже.Псалом 44 - 4, 439 об., 440, 7-8. О, силне препоящи ору-жие твое по бедре твоей, сие есть меч твой на бедре твоей, иборися с мучителем. Оружия же Христова не суть мечи и ко-пия, но сила мучителная, юже употребляше на враги. Силнанарече его за Божество, еже соединися со Христом, красотоютвоею и добротою твоею, красотою души и добротою добро-детелей.Престол Твой, Боже, в век века, жезл правлению, жезлцарствия Твоего. Возлюбил еси правду и возненавиде безза-коние, сего ради помаза Тя, Боже, Бог твой елеом радостипаче причастник Твоих.Псалом 45 - 2-8. Лучши есть един благотворяй, пачетмы законопреступных. Лучши вселятися на пустых местех,по писанному: Се удалихся, бегая и водворихся в пустыни,чаях Бога, спасающаго мя от малодушия и бури: Се удалихся,бегая и водворихся в пустыни, чаях Бога, спасающаго мя отмалодушия и бури. Несть же пусто место благодатию Божи-ею, но велми многонародно, и ниже наимиты, ниже боярские,но раби БогяB 9t?ЫЈСCЉ=а вышняго живут.Псалом 46 - 9. хвалитны Сел еси на престоле, судяйвправдуПсалом 48 - 3, 7, 15,17, 18. Видели, совопросниче лука-вый, с каковым дерзновением пророк начинает глаголати вся-кому лицу не обинуяся, всем живущим по вселенней и всемземным вкупе богату и убогу. …Не даст Богу измены за ся ицену избавления.Егда умирая, не оставит ли вся, ниже снидет с ним славаего, яко душа его в животе его благословится, егда благо со-твориши.Пяту пророк глаголет, еже что содела в мимошедшеевремя и не стыдится, сам себе оглаголуя, якоже хощет, о нихже согреши, суд прияти.Псалом 50 - 6,7,15. Сего аз проповедаю вам, Бог сотво-ривый мир и вся, яже в нем, сей небу и земли Господь сый. Нев рукотворенных храмах живет, ни от рук человеческих угож-дения приемлет, требуя что, сам дая всем живот и дыхание повсяческих.Да будет же Бог истинен, всяк же человек ложь, якожеесть писано, яко да оправдишися в словесех своих и победи-ши внегда судит ти ся. Аще ли неправда ваша Божию правдусоставляет, что речем, еда неправеден Бог, наносяй гнев, почеловеку глаголю, да не будет, понеже како судити имать Богвсему миру.И победиша внегда судити сущее. И имать на ризе и набедре своей имя написано, царь царей и господь господей.Псалом 52 - 2, 3, 4, 16. Бог с небесе приниче на сыны че-ловеческия видети, аще есть разумеваяй или взыскаяй Бога.Вси уклонишася вкупе и непотребни быша, несть творя бла-гое, несть до единаго, ни ли разумевают вси делающии безза-коние.Псалом 54 - 8. Се удалихся, бегая и водворихся в пусты-ни, чаях Бога, спасающаго мя от малодушия и бури. Несть жепусто место благодатию Божиею, но велми многонародно, иниже наимиты, ниже боярские, но раби Бога вышняго живут.Псалом 56 - 2. Помилуй мя, Боже, помилуй мя, яко по-пра мя человек. И на сень крилу Твоею надеюся, дондежепрейдет беззаконие.Псалом 57 - 5,12. Яко аспид глухии, иже не слышит гла-са обаваящих. Чем же бо прежде поскорбим о толиких безза-кониих и о чем восплачемся? Како нам Бога милостива сотво-рити?Псалом 61 - 13. По жестокому ж и твоему непокаянномусердцу собираеши себе гнев в день гнева и откровения пра-веднаго суда Божия, иже комуждо по делом его. Овем убо потерпению дела благаго славу и честь и нетление ищущим жи-вота вечнаго, а иже по рвению и противляющимся убо истинеПсалом 65 - 13,17. Даст им Бог дух умиления, очи не ви-дети и уши не слышати, даже до днешняго дне. И Давид гла-голет: Да будет трапеза их в сеть и в лов и в соблазн и в воз-даяние. Да помрачатся очи их не видети и хребет их отнюдьпреклони.Псалом 70 - 12. Пожените и имите его, яко несть избав-ляяи. Нам же, бедным, противу сим: Боже мой, не удалися отмене. Боже мой, в помощь мою вонми, да постыдятся и исчез-нут оклеветающии душю мою, да облекутся в студ и срамищущии злая мене.Псалом 71- 1-2. Боже, суд твой цареви да даждь и прав-ду твою сыну цареву. Судити людем твоим в правоте и нищимтвоим в суде.Псалом 73 - 8. Обаче за лщения их положил еси им злая,низложил я еси, внегда разгордешася. Како быша в запустениевнезапу, изчезоша и погибоша за беззаконие свое.Псалом 77 - 24, 19,24,70. И избра Давида, раба своего, ивосприят и от стад овчих и от доилиц поят его, пасти Иякова,раба своего, и Израиля достояние свое, ему же даст ГосподьБог низложити человека исполина на брани. И отъят Господьпоношение от сынов Израилев и во тмах славу прият. И отъятГосподь грези его и вознесе рог его вовеки.И паки дерзостию клеветаша на Бога и реша, еда возмо-жет Бог уготовати трапезу в пустыни. И Дух изыде от Господаи изведе крастели из моря, и ядоша и насытишася, и не пре-сташа от желания своего прежде оскудения своего.И воста, яко спя Господь, яко силен и шумен от вина, ипорази враги своя вспять, поношение вечное даде им. И сми-рися человек и обезчестися муж, и очи высокоглядающииобнизитася.Псалом 82 - 5, 7-10. Есть Бог неправедно судящим, яко-же фараону, Моаву, Гевалу, Аммону и Аммалику, и Ассиру,Мадиаму и Сисаре, и Авиму в потоце Киссове, и Ориву, иЗиву, и Зевею, и Салмону, Дафану и Авирону, Новходоносору,царю Вавилонску, неправедно судившаго Даниилу пророку итрием отроком, и Валтасару, глумящемуся во святых сосудех,и Саулу, пожирателю скверне, Иозии, непреподобно кадяще-му, и Ахаву, пророкоубиице и гонителю, Ироду и Понтииско-му Пилату, архиереем и старцем жидовским и прочим святыхпророков и святых апостол и всех святых неправосудцам, го-нителем и убиицам, Максентию, Иулиану законопреступнику,Иуаленту, их же именословити оставим ныне, но на предгла-големая обратимся.Псалом 85 - 5, 15. Господь Бог щедр и милостив, долго-терпелив и истинен.Псалом 88 - 21-22,33,37. Обретох Давида Иессеова, му-жа по сердцу Моему, иже сотворит вся хотения Моя. От сегосемени Бог по обетованию воздвиже Израилю спасение Иису-са.Псалом 93 - 1, 5, 7, 11. Бог отмщений Господь. Бог от-мщений не обинулся есть. Вознесися судяй земли, воздаждьвоздаяние гордым. Доколе, Господи, грешницы, доколе грещ-ницы восхвалятся? Провещают и возглаголют неправду, воз-глаголют вси, делающии беззаконие. Люди Твоя, Господи,смириша и достояние Твое озлобиша.…Провещают и возглаголю неправду, возглаголю вси,делающии беззаконие. Люди Твоя, Господи, смириша и дос-тояние Твое озлобиша, вдовицу и сира умориша и пришелца.Псалом 96 - 6. Возвестиша небеса правду Его и видешавси людие славу Его.Псалом 98 - 4. И честь царева суд любит, ты уготовалеси правоты, суд и правду во Иякове Ты сотворил еси. Се жерек готовой Божии суд всякому лепо есть царю любити, аБожиих судеб не преобидети.Псалом 102 - 1, 21. Благослови, душе моя, Господа, вен-чающаго тя милостию и щедротами.Зане всяка плоть яко трава и всяка слава человеку якоцвет травный. Исше трава и цвет ея отпадет, глагол же Госпо-день пребывает в веки. Сей же есть глагол, благовествован-ный в вас.Псалом 104 - 26,20,24,27,17,24. И якоже приближашесявремя обетования, иже клятся Бог Аврааму, возрастоша лю-дие и умножишася во Египте, дондеже наста царь ин, иже незнаяше Иосифа. Сей зле умыслив о роде нашем и о злоби отцанаша уморити младенца их и не ожидати.… И простре Иозия руку на киот Божии придержати, и ятза нь, и порази его Господь, и умре пред Господем.Аврааму же обетова Бог, понеже ни единем имяше бол-шим клятися, клялся собою, глаголя: Истиною благословст-вуя, благословлю тя, и множа, умножу тя. Зри клятвы образ.Се есть Бога Отца клятвы образ ко Аврааму.Псалом 108 - 23-28, 8, 17. И возлюби клятву, и приидетему, не восхоте благоговения, и удалится от него, и облечеся вклятву, яко в ризу.Псалом 111 - 9, 11. Расточи, даде убогим, правде Егопребывает вовеки.Псалом 115 - 1,2,7. Да будет же Бог истинен, всяк же че-ловек ложь, якоже есть писано, яко да оправдишися в слове-сех своих и победиши внегда судит ти ся.Но ни сей, что любо написа о себе гордо, приписуя отпророк реченное о Бозе. Но и по приятии мудрости и судаглаголаше, яко Аз раб твой и сын рабы твоея, и человек не-мощен и маловременен и умален в разуме суда и закон.Псалом 118 - 1-14,21, 144. И во веки пророческии гласзаповедует хранити заповеди Божия и жити в них яве непоко-леблемы и недвижимы пребывают, якоже боговидец Моисейрече, в них же несть приложити и от них несть отъяти.Возлюби душа моя возжелати судьбы твоя на всякое вре-мя, ибо свидания твоя поучение мое есть и совети мои оправ-дания Твоя. Путь истинный изволих и судбы Твоя не забых,прилепихся свидением Твоим, Господи, и не посрами мене,Егда разширил еси сердце мое, законоположи мне, Господи,путь оправдании твоих, и взыщу и в ыну…На пути свидений твоих насладихся яко в богатстве мно-зе, заповедал еси правду, свидения твоя, владыко, вразуми мяи жив буду. И вовеки пророческий глас заповедует хранитизаповеди Божия и жити в них, яве непоколеблемы и недвижи-мы пребываютПсалом 121 - 4. Яко ту седоша престоли на суде. И про-чим святым мучеником, за Христа пострадавшим, не покло-нившимся зверю и образу его, дань бысть суд, сиречь властьсудити им же бесов, даже доныне, яко зрим, судят с прослав-ляеми Христу даже до настоящаго века и от царей благочес-тивых и князей верных почитаеми и поклоняеми.Псалом 126 - 1. степенны Не восхоте разумети, смирих-ся и спасе мя господь. Не восхоте разумети, аще не Господьсозиждет дому, всуе трудишася зиждущии, аще не Господьсохранит град, всуе бдя и стрегий.Псалом 131 - 2,11-12,15-16. И гроб его есть в нас дажедо дне сего. Пророк убо сый и ведый, яко клятвою клятся емуБог, от плода чресл его по плоти воздвигнути Христа и поса-дити Его на престоле Его.Псалом 134 - 14. Яко судит Господь людем своим и о ра-бех своих умолится.Псалом 142 - 2. Яко не оправдится пред собою вся живыйПсалом 145 - 3, 6. И поклонитеся сотворшему небо иземлю и море и источники водныя.Иже в мимошедшая роды оставил бе вся языки ходи-ти в пути своя, иде убо не несвидетелствованна себе оста-ви, благо творя. С небесе вам дождевы дая и временаплодоносна, насыщая пища и веселия сердца ваша.Псалом 148 - 8. хвалитны Боже мой, положи я яко коло,яко трость пред лицем ветра, яко огнь, попаляя и дубравы, якопламень, пожигая и горы. Тако поженеши я бурею Твоею игневом Твоим смятеши я.
Записки Отделения русской и славянской археологии Имп. Русского археологического общества / под ред. В. Ламанского. СПб., 1861. Т. 2.
Дело Патриарха Никона, с приложением актов и бумаг, относящихся к этому делу. М., 1862.
Дело о патриархе Никоне. Издание Археографической комиссии по документам Московской синодальной (бывшей Патриаршей) библиотеки / Изд. под наблюд. Г.Ф. Штендмана и при участии А. И. Тимофеева. СПб., 1897.
Гиббенет Н.И. Историческое исследование дела Патриарха Никона. Ч. 1. 1882. VIII, 270 с.; Ч. 2. 1884. XIV, 1124 с. СПб.: Тип. М-ва внутр. дел, 1882-1884.
Шушерин И. Житие Святейшего Патриарха Никона, писанное некоторым бывшим при нем клириком. СПб., 1784; 2-е изд. СПб.: Акад. наук, 1817; 3-е изд. М., 1871; 4-е изд. М., 1874.
История СССР. С древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революции. Т. 1-6. М.: Наука, 1967. Первая серия. Т. 3.
Патриарх Никон. Труды / Научное исследование, подготовка документов к изданию, составление и общая редакция В.В. Шмидта. М.: МГУ, 2004.
Переписка патриарха Никона с современниками (греками и соотечественниками) / Публ. Севастьянова С.К. Эпистолярное наследие патриарха Никона. Переписка с современниками: исследование и тексты / Научный редактор Е.К. Ромодановская. М.: Индрик, 2007.
Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 27. Оп. 1. Д. 20. Ч. 7; Д. 22, 23, 26, 68, 69, 75, 134, 140. Ч. 1-9; Д. 140а, 140б, 530, 531; Ф. 153. Оп. 1. Д. 15-20, 22-45.
Соловьев С.М. История России с древнейших времен. [Коммент. А. М. Сахарова, В. С. Шульгина]. М.: Мысль, 1991. 701 с.
Макарий (Булгаков), митр. История русской церкви / [Соч.] Макария, еп. Винницкого. Т. 1-12. Период самостоятельности русской церкви. [1589-1881 г. Отд. 1] Патриаршество в России. [1589-1654]. Кн. 3, 1883 - [6]. XXVI, 792 с.
Palmer W. The Patriarch and the Tsar. Vol. 1-6. L.: Trubner, 1871-1876.
Устюгов Н.В., Чаев Н.С. Русская церковь в XVII веке // Русское государство в XVII в.: Новые явления в социально-экономической, политической и культурной жизни. М.: АН СССР, 1961. 613 с.
Успенский Б.А. Царь и патриарх. Харизма власти в России: (Визант. модель и ее рус. переосмысление). Кошелев: Школа "Языки рус. культуры", 1998. 676 с.
Полознев Д.Ф. Архиерейский корпус при патриархе Никоне и конфликты в нем. М., 1990. АН СССР. ИИ СССР. Рукопись деп. в ИНИОН РАН. № 41514.
Полознев Д.Ф. Церковный суд в России XVII века // Исторический вестник. № 1. (16). 2002. С. 323-340.
Лобачев С.В. Патриарх Никон. СПб.: Искусство- СПб., 2003 (Акад. тип. Наука РАН). 412, [2] с.
Шмидт В.В. Патриарх Никон и его наследие в контексте русской истории, культуры и мысли: опыт демифологизации: Автореф. дис. … д-ра филос. наук. М., 2007.
Kristeva J. Desire in language: A semiotic approach to lit. a. art / By Julia Kristeva ; Ed. by Leon S. Roudiez; Transl. by Thomas Gora et al. New York: Columbia univ. press. Cop. 1980. XI. 305 p.
Бахтин М.М. Собрание сочинений: в 7 т. М.: Институт мировой литературы им. А. М. Горького РАН, 1999-2002.
Васильева Е.Е. Псалтирь в русской культуре второй половины XVII века: историко-стилистические процессы в музыкально-поэтическом творчестве // Государство, Религия и Церковь в России и за рубежом. 2009. № 4.
Уфимцева Н.В. Этнический характер, образ себя и языковое сознание русских // Языковое сознание: формирование и функционирование: сб. ст. М., 1998. С. 135-170.
Кобозева И.М. Компонентный анализ лексического значения // Лингвистическая семантика: Учебник. 4-е изд. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. 352 с.
Залевская А.А. О комплексном подходе к исследованию закономерностей функционирования языкового механизма человека // Психолингвистические исследования в области лексики и фонетики. Калинин: Калинин. гос. ун-т, 1981. С. 28- 44.