«Город Игната» в бунтарских представлениях российского простонародья | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2012. № 2 (18).

«Город Игната» в бунтарских представлениях российского простонародья

Рассматриваются малоизученные аспекты отечественной истории, связанные с распространением народных социальных утопий в России и отношением к ним простолюдинов. На примере легенды о «городе Игната», имевшей хождение начиная с XVIII столетия, осуществлен семантический анализ такого варианта народной утопической мысли, как легенды о «далеких землях». Ставится задача показать, что социокультурное содержание легенды не ограничивается исключительно рамками классовой борьбы, но неизбежно выходит за их пределы.

The city of Ignat» in the rebellious ideas of Russian common people.pdf Как известно, бунтарская психология народ-ных масс, формировавшаяся конкретно-истори-ческими обстоятельствами российского бытия,всегда актуализировалась в переломные в куль-турном отношении эпохи, когда происходилатрансформация привычных порядков и устоев.Таким переходным временем оказался периодXVII-XVIII столетий, подвергший мироощущенияроссийских простецов серьезным испытаниям.Под натиском культурных инноваций, детер-минированных «революцией сверху», традицион-ная культура с помощью своих адептов искаласпасительные средства, способные предотвратитьраспад устоявшихся структур повседневности.Важнейшим из них был русский бунт как крайняямера, к которой прибегали социальные низы, до-веденные до последней степени отчаяния, в поис-ках сохранения святой старины. Бунт оказывалсяэкстраординарной ситуацией, порожденной эмо-циональным всплеском враждебности и спрово-цированной коллективными фобиями простонаро-дья. Однако на многочисленных примерах прихо-дилось убеждаться, что бунт никогда не улучшает,но всегда ухудшает существующий порядок ве-щей. Поэтому в народной памяти отношение к не-му было достаточно настороженным: «бунт - неперца фунт», - не без оснований полагал фольк-лорный опыт.Не должно вызывать удивления, что на уровнеколлективных представлений бунт коррелировал-ся и с иными формами недовольства, ярко выра-жавшими различные срезы традиционной мен-тальности. Так, например, органичной состав-ляющей социальной правды являлось понятиесвободы/воли, одновременно акцентирующее ве-роятность боярской (дворянской) измены. С точкизрения массовой психологии, воля понималась непросто как бескрайний простор и полная безбреж-ность страстей, но и как независимость от кон-кретного, своего господина. Стремление к ее об-ретению в ситуации социокультурного конфликтапровоцировало такой специфический вид индиви-дуального или группового сопротивления, как по-беги, запечатленные стереотипными формамифольклорных рефлексий. «Кабалка лежит, аИвашка бежит», «Беглого не устережешь», «Забеглым не нагоняешься», утверждали народныепословицы и поговорки. И в этих соображенияхзаключалась изрядная доля житейского прагма-тизма, катализированная подви-гами российскихземлепроходцев. «Государева земля не клиномсошлась», - приходили к заключению социальныенизы. Согласно выводам Ю.М. Лотмана, в тради-ционной культуре «земля как географическое по-нятие одновременно воспринимается как местоземной жизни (входит в оппозицию «земля/небо»)и, следовательно, получает … религиозно-мораль-ное значение. Эти же представления переносятсяна географические понятия вообще: те или иныеземли воспринимаются как земли праведные илигрешные». Поэтому «всякое перемещение в гео-графическом пространстве становится отмечен-ным в религиозно-нравственном отношении. Неслучайно проникновение человека в ад или рай всредневековой литературе всегда мыслится какпутешествие, перемещение в географическом про-странстве» [1. С. 239, 240].Вполне последовательно чаяния, ожидания ипредставления простонародья выражались в соци-альных утопиях, появление и активизация кото-рых становились симптомами общественных не-поладок, постепенной трансформации старого по-рядка на новый, вестернизированный лад. Давнодоказано, что мышление тогдашнего человека привсей его сословной специфичности было мифоло-гизированным и семиотизированным, работаю-щим по законам мифологического отождествлениякультурного знака и заложенного в нем смысла. Втаком мышлении органично уживались архаиче-ская онтология с бытовым православием, что, не-сомненно, запечатлевалось и в социальных утопи-ях. Это означает, что методологически упрощен-ный подход к утопическим легендам как формеклассовой борьбы, т.е. пассивного протеста тру-дящихся против феодально-крепостнического гне-та, не пойдет. Он уже явно устарел. Сегодня необ-ходимы иные познавательные стратегии и исследо-вательские практики. На современном этапе разви-тия гуманитаристики наиболее востребованным ока-зывается культурологически ориентированное про-никновение в прошлое с его знаковой символикой инепрочитанными встроенными культурными кон-текстами. Только через расшифровку этого куль-турно-семиотического кода можно понять внутрен-нюю семантику социальных утопий. Опыт такогорода и предлагается вашему вниманию.Следует заметить, что общая схема утопиче-ских легенд имеет много схожего, хотя создава-лись они в разной социальной среде и в разныевремена. В широком смысловом плане утопия -это «явление, фокусирующее множество силовыхлиний культуры. Она, подобно мифу, главнымобъектом избирает картину мира, структурируетее и показывает место человека в ней». При этомутопия подобна зеркалу, которое «отражает сразудва объекта, реальный и воображаемый». Поэтомув «утопии, выстраивающей иные миры, всегдапросматривается сравнение с действительностью.Сравнивая, утопия отрицает существующее, пред-лагает спасительные рецепты» [2. С. 6].В ситуации кризиса культурной идентичностироссийские простецы, сопоставляя привычныетрадиции и чуждые инновации, регулярно выра-жали искреннюю убежденность в том, что преждемир был устроен более справедливо. По выраже-нию Ежи Шацкого, «народы, прочно укоренив-шиеся и удовлетворенные», «не производят насвет» утопий [3. С. 62]. Умозрительное конструи-рование простонародьем образа социального раяна земле воплощалось, например, в легендах о«золотом веке», которые выражали критическоеотношение к настоящему посредством идеализа-ции прошлого. Оно воображалось временем все-общего изобилия, невиданной щедрости природык простому человеку. В легендах нередко акцен-тировались сообщения о больших зернах, изоби-лии рыб и зверей, о невероятных рудных запасахземли в прошлом. И лейтмотив таких утопическихмечтаний был социально значим и очевиден. Вконечном счете, считал польский ученый, ре-шающим здесь «оказывается противопоставлениеидеала и действительности. Идеала, существую-щего где-то там, и действительности, в которойприходится жить» [3. С. 68-69].Другой разновидностью народных социальныхутопий были легенды о «далеких землях». Они«посвящены не просто некоему идеальному месту,локализованному где-то в отдаленном времени …но земле, четко географически определенной, зем-ле, которая существует и до которой можно инужно добраться. Эти легенды … настаивали впервую очередь на непременном поиске этой зем-ли, буквально движении к ней» [4. С. 207]. Такимобразом, в утопических легендах идея перемеще-ния, путешествия мифологизируется, приобретаяритуальную культурную окраску. Поэтому, какотмечал В.Н. Топоров, «ценность пути состоит нестолько в том, что он венчается неким успехом,достижением благого и чаемого состояния, сколь-ко в нем самом. Целью является не завершениепути, а сам путь, вступление на него, приведениесвоего Я, своей жизни в соответствие с путем, сего внутренней структурой, логикой и ритмом» [5.С. 268].Создание социально-утопических легенд о«далеких землях» во многом было связано с дея-тельностью старообрядцев, находившей широкийрезонанс в народной среде, в том числе и у дон-ских казаков. Известно, что после церковных ре-форм патриарха Никона немалое число «расколо-учителей» бежало на Дон, способствуя формиро-ванию и распространению слухов о том, что«светлая Росия потемнела, а мрачный Дон восияли преподобными отцами наполнился, яко шесто-крыльнии налетеша». В конце 1680-х гг. донскиестарообрядцы терпят поражение - было разгром-лено несколько их религиозных центров, а властьв Войске вновь захватили сторонники «еретиче-ской» Москвы. Поэтому часть донцов-старо-обрядцев бежит на юг, в том числе на Кубань [6.С. 134; 7. С. 67-68]. Возникая в точках пересече-ния культурных потоков, легенды о «далеких зем-лях» мысленно проецировали идеал общественнойгармонии за географические пределы «антихри-стова царства», реализуя извечную тягу простона-родья к «подрайской землице». Так не раз бывалоиспокон веков. Еще в древнерусской культуре«возникло концептуальное поле, в зоне воздейст-вия которого обильно произрастали утопическиеобразы «праведных земель». Источниками, пи-тавшими это поле, были: полуязыческие представ-ления об обители праведников (остров Буян); верав существование земного рая, а также многочис-ленные геомантические (геомантия - гадание поземле; составная часть астрологии) легенды» [8.С. 40].С XVII-XVIII вв., подвергшись интенсивнойинтервенции культурных инноваций, пространст-во традиционной культуры стало эмоциональноеще более напряженным. По мнению старообряд-цев, «с переориентацией государственной и обще-ственной жизни, нашедшей свое формальное вы-ражение в церковной реформе и деятельностиПетра I, «не-сакральное» пространство … значи-тельно увеличилось в размерах». Поэтому уход измира антихриста признавался «единственным спо-собом сохранения «древлего благочестия», и этотвыбор определялся «давно апробированной в рус-ской истории традицией побега» [9. С. 184, 185].Психологически уход из родных и обжитых мест впоисках лучшей участи облегчался сведениями обогромных резервах неосвоенных земель, извест-ным по стране опытом народной колонизации,слухами о вольной, без господ, жизни у казаков,но главное - осознанием «неправедности» совре-менного общественного устройства. На этой почвеи формировались социально-утопические легендыо Беловодье, Даурии, «земле бородатых людей» имногие другие, где жизнь обустраивалась на эга-литарных принципах, не было несправедливости,обид, сохранялись истинная вера и социальнаяправда. Все это становилось результативной пси-хотерапией, смягчавшей переживание простона-родьем острого социокультурного катаклизма. Истоль имплицитная психическая реакция вполнепонятна. Утопическому сознанию в целом свойст-венна «ориентация на умозрительное конструиро-вание таких образов иного социального мира, ко-торый был бы лишен органически присущих вся-кому реальному обществу внутренних противоре-чий и конфликтов, представлял бы статичную, какправило, детализированную и однозначную кар-тину общественной жизни. В этом главная осо-бенность утопического творчества» [10. С. 84-85].Одной из наиболее известных российскомуфольклору утопий о «далеких землях» была ле-генда о «городе Игната» - «царстве некрасовцев»,которая обостряла христианские эсхатологическиеи хилиастические ожидания и реанимировала наи-более архаичные культурные архетипы. Возник -новение легенды тесно связано с бунташным опы-том российского простонародья. Известно, чтопосле поражения Булавинского восстания 1707-1709 гг. часть казаков-староверов, спасаясь отпреследования карателей, уже привычно бежалана Кубань. На этот раз во главе с Игнатом Федо-ровичем Некрасовым - атаманом Голубинскогогородка и принципиальным раскольником. По-добно многим другим бунтарям, он отличалсякрепким характером и стойкостью убеждений.Свои взгляды и устремления, сложившиеся в ус-ловиях вольного Дона, Некрасов перенес на Ку-бань, в основанную им общину. Позднее, допол-ненные коллективным творчеством, они былиоформлены в виде особых правил поведения -«заветов Игната» и насчитывали более 170 уста-новлений. Именно здесь на Кубани его личность идела подверглись идеализации и сакрализации,стимулируя складывание и распространение ле-генды о «городе Игната». Неслучайно, в народномсознании Некрасов наделен даром волшебника,сверхъестественной силой - такова была чарую-щая магия этого имени в народно-поэтическомсознании.Однако за Кубанью, как известно, лежали зем-ли турецкие, а, значит, заповедные для православ-ного люда, иноверные, неблаго-честивые, на кото-рые не распространялась божественная благодать.Поэтому побег некрасовцев - это не просто госу-дарственное преступление (измена), но и свято-татственное «дьявольское искушение», за-предельный выход из сакрального локуса святойРуси. Здесь акцентируется то обстоятельство, всоответствии с которым сила сакрального счита-лась ослабевающей к периферии, но, с другой сто-роны, освоение ее рассматривалось как приобще-ние новых земель к освоенному пространству пу-тем его сакрализации. Тем самым «чужое» про-странство становилось «своим». «Легенда о «го-роде Игната», который по преданию находился заПесчаным морем и в который казаки ушли житьвольной жизнью, отразила передвижение самихказаков-некрасовцев, а с другой стороны, поощря-ла их на постоянные поиски заветной страны» [4.С. 206; 11. С. 321-328]. «Город Игната», сакрали-зуясь в мифологическом сознании современников,представлялся незыблемым и несокрушимым оп-лотом истинной веры и благочестия. Это был из-мышленный простонародьем город-остров в ог-ромном, окружающем его море иноверческогомира. Своего рода святой Грааль - как символтруднодостижимой, но заветной цели, осуществ-ление которой приносит отпущение грехов и веч-ную жизнь. Вполне обоснованно «исходной точ-кой для легенд о земном рае» современная иссле-довательница считает «библейские описания Эде-ма. Это находящееся на востоке, где рождаетсянесущее жизнь миру солнце, отовсюду огражден-ное пространство, надежно охраняемое, обладаю-щее сакральным статусом» [8. С. 40].Путь в «город Игната» - это, с одной стороны,реальный путь, т.е. географическое перемещение,но это еще и путь метафизический, аксиологиче-ски понимаемый как стремление к святости, раз-рыв с греховностью. Это есть стремление к искуп-лению и духовному совершенствованию, путь отКривды к Правде, причащения и спасения нестолько тела, сколько души. Неудивительно, чтооткрывался он только истинным избранникам ибыл недоступен для всех других. По свидетельст-ву Т.И. Капустиной, принадлежащей к майносскойветви некрасовцев, «наши старики стали ходитьпо разным странам и искать тот Игнатов город ...Во многих странах побывали казаки, да только таки не нашли того города. А есть он! Как ему небыть, когда его люди видали?! Не станут же людинеправду гутарить!» Рассказчица пребывала вуверенности, что другие люди, в отличие от май-носцев, видели город Игната: «Может, Игнат нанас, майносских, сердце поимел, что его завет на-рушили? Вот он и прятал тот город от наших каза-ков. Игнат-то наш силу такую имел. Он и войскосвое невидимым делал. Старики так и гутарили:Игнат дороги прятал к своему городу. Туман на-пускал на город» [12].Туман, который скрывает привычные путевыеориентиры, играет здесь роль своеобразной заве-сы, отделяющей праведный мир от неправедного.Вербальное признание Т.И. Капус-тиной ассоциа-тивно реанимирует воспоминания о знаменитомграде Китеже, который также не давался «басур-манам» и с приближением опасности уходил подводу озера Светлояр. Подобное акцентированиеаналоговой парадигмы актуализирует особуюкультурную семантику «города Игната», отразив-шуюся в его описании. Вслушаемся в этот текст.- «Живут такие люди на берегу большого озе-ра. Город у них большой, пять церквей в нем, об-несен он высокой стеной; четверо ворот - на за-пад, восток, север, юг. Ворота все закрыты. Тольковосточные открыты бывают днем. На воротах сто-ят вооруженные часовые, а ночью и по стенам ча-совые ходят. В город свой те люди никого не пус-кают. Живут богато. У каждого каменный дом ссадом, на улицах и в садах цветы цветут. Такаякрасота кругом. Занимаются те люди шелками.Обиды ни людям чужим, ни друг другу не делают.Женщины у них раскрасавицы, разнаряжены: но-сят зеньчуг, рубены, золотые монисты, лестовкиянтарные. Носят они сарахваны из серебряной изолотой парчи, а рубашки из лучшего шелка. Жи-вут там женщины, как царицы. Мужики их любят,пальцем не трогают. Не дай господь, какой муж-чина обидит свою жену - его за то смертью нака-зывают. Женщины и на круг ходят, и грамоте обу-чаются с дьяками вместе.- В город свой те люди мужчин не принимаюти не пускают, а женщин принимают. Кто ни прой-дет, того накормят, напоят, оденут и проводятласковым словом: «Спаси тя Христос».Вот, казалось бы, и все. Но… ведь это толькотекст, именно такой текст, где, по выражению,М.М. Бахтина, каждое слово пахнет контекстом.Обратим внимание, что утопически созданныйгород расположен на берегу озера. И такое место-положение едва ли случайный каприз мифологи-ческого сознания. Прибрежный характер поселе-ний всегда был свойствен для Руси в целом и ка-зачества в частности. Более того, он вполне типи-чен для народных утопий и полностью гармони-рует с Бело-водьем, озером Светлояр с градомКитежем, рекой Нерогой и т.д. Вода в славяно-русской культуре, как известно, имела особоемистическое значение, наделялась специфически-ми магическими свойствами, очищающей, исце-ляющей и даже оживляющей силой [13]. Поэтомудля создателей легенды вполне естественным бы-ло топографическое совмещение «города Игната»с сакральной стихией воды. Вода - это еще и есте-ственный, но в то же время символический барьер,отделяющий и охраняющий остров спасения отконтактов с миром иным. Созвучие берега и обе-рега в данном случае приобретает семантическоенаполнение.Необходимо отметить наличие в городе пятицерквей. В «земле обетованной», претендующейна роль спасителя от внешней греховности, цер-ковь была, конечно же, обязательным условием.Но почему их именно пять? Возможный ответподсказывает магическая символика чисел, кото-рые передавали сакральную информацию, конста-тируя божественный смысл явлений. Известно,что почитание пятерки опиралось в русской тра-диции не только и не столько на языческие корни,сколько на христианские истоки. Исследовательэтого вопроса В.М. Кириллин приводит свиде-тельства рельефного присутствия пятерки в раз-личных евангельских текстах: «Евангельская ле-генда о пяти хлебах, насытивших пять тысяч че-ловек, и притчи о пяти мудрых и пяти неразумныхдевах и арабе, умножившем данные ему пять та-лантов, на другие пять; ритуал благословения пятихлебов на литии во время всенощного бдения иупотребление на проскомидии во время литургиипяти просфор; храмы о пяти главах и иконостасы впять рядов» [14. С. 82].Как видим, символический смысл отдельногочисла, в частности пятерки, не сводился к какому-то одному значению, а скорее представлял собоймногослойную, многоплановую и многограннуюсемантическую структуру, содержание которой вкаждом конкретном случае, в зависимости от объ-ективно-субъективных факторов контекста, могломеняться. Числовой символике, идейно связаннойс посвящением храма, отводилась важная роль и вформировании архитектурного образа православ-ных церквей. «В XV-XVII вв. пятиглавие сталотрактоваться как традиционное для главных го-родских и монастырских церквей» [15. С. 46-47].Практика строительства в городах пяти церквейтакже не являлась редкостью для отечественнойхрамовой архитектуры. Вспомним, например, чтои в вольном Пскове судная грамота в качествесвоих авторов называет «попов всех 5 съборов»[16. С. 331]. Таким образом, упоминание анало-гичного количества церквей в «городе Игната»,отнюдь, не было плодом безудержной фантазиисоставителей легенды, но выглядело актом семио-тическим.Чрезвычайно важным представляется изоли-рованность города от внешнего, испорченного ми-ра с помощью высокой стены с четырьмя ворота-ми на разные стороны света. Здесь отчетливо ак-центируется идея изоляционизма, отчужденности«Игнат-города». Только разорвав все контакты сутратившими веру землями можно было святоблюсти чистоту истинного православия. Высокаястена - словно рубеж между миром тем и этим.Благочестие, рай земной и свет - здесь, порча,«царство антихриста» и тьма - там. Вполне понят-но, что все ворота в стене заперты, только «вос-точные открыты бывают днем». Именно там, наВостоке, где встает солнце, средневековые хри-стианские представления локализовывали образрая на земле [17. С. 195]. Соответствующие мыс-ленные рефлексии умозрительно трансформиро-вали апокалиптические мотивы в актуально-востребованные хилиастические ассоциации: «го-род Игната» - «Новый Иерусалим». Едва ли мож-но согласиться с историком В.И. Бугановым, по-лагавшим, что здесь «в сильно идеализированнойформе» отразились «порядки, царившие в столицеВойска Донского - Черкасске, даже черты еговнешнего облика (крепостные стены, ворота)» [18.С. 297].Безусловно, некоторые моменты пространст-венно-топографического сходства налицо. Однакодумается, что подобный рационально прагматиче-ский подход в целом не свойствен утопическомусознанию. В возбужденных кризисом культурнойидентичности представлениях простонародья са-кральная топография, как отмечалось в литерату-ре, время от времени могла изменяться в зависи-мости от праведности или грешности населениятой или иной земли. Одновременно мог переме-шаться и духовный центр мира. «Новый Иеруса-лим» мог находить вполне конкретное воплоще-ние теоретически в любом городе, который при-нимал на себя заботу о всеобщем спасении» [19.С. 229]. В этом случае срабатывало характерноедля традиционной ментальности мифологическоеотождествление знака и смысла. Характерныепримеры есть в более ранней истории донскихстарообрядцев, которые, как известно, один изсвоих построенных на реке Медведице городковназывали «новым Иерусалимом» [7. С. 67].Вероятно, мятущееся сознание простецов по-добным же образом воспринимало «город Игна-та». Он мог пониматься и в контексте противопос-тавления его святости погрязшей в ереси и утра-тившей благочестие Москве - падшему «третьемуРиму». Неслучайно, в легенде используется харак-терный прием гиперболизации, неоднократноподчеркиваются значительные размеры новообре-тенного сакрального локуса - «большое озеро»,«большой город» и т. п. По существу предводи-тель казаков-некрасовцев сделал в «Игнат-городе»аналогичное тому, что сотворил Соломон в Иеру-салиме. Он также построил новые крепостныестены с четырьмя воротами, а в центре города -величественный храм и даже целых пять. Здесь,правда, нет золотых ворот, но есть такие, которыепринципиально дистанцированы от других, и на-полняющая их благость подчеркивается обращен-ностью к востоку. Предположительно в них дол-жен был в конце времен войти Исус Христос, какОн входил когда-то в Иерусалим. «Отныне «свое»пространство соотнеслось с пространством Свя-тых мест, как «подражающее» (имеющее подра-жать) и «подражаемое», и эти два пространствасвязались друг с другом идеей пути» [20. С. 629].В такой постановке вопроса свое символическоезначение приобретают и «вооруженные часовые»,которые, словно архангелы у врат рая, стоят настраже чистоты и святости. Ворота в этом случаеобозначают не просто место входа в священныйлокус. Они в то же время выполняют функцииграницы. Ее «особые сакральные свойства» опре-деляются «противоположными значениями: с од-ной стороны, она обеспечивает защиту мира чело-века, с другой - соседствует с неупорядоченнойсферой хаоса, служит выходом в «иной» мир, т.е.осознается как наиболее удаленная от центра кри-тическая «зона риска» [21. С. 25].Непроницаемость границ, замкнутость «сво-его» пространства неоднократно подчеркиваютсяв описании «города Игната». Вероятно, это кон-цептуально важный момент для создателей и ис-полнителей легенды. Ворота/граница как местовстречи жизни и смерти, любви и вражды, соеди-нения и распада. Они позволяют дифференциро-вать своих и чужих, праведников и грешников.Только таким образом можно добиться матери-ального процветания («живут богато») и душевно-го благополучия, которое демонстрируется неви-данной красоты каменными домами и цветущимисадами. Возникающий при этом ассоциативныйряд становится доминантой очевидной аналогии:город-сад - райский сад. Актуальна именно такаясемантическая параллель, а не реальный истори-ческий опыт разведения садов, который культиви-ровал совсем иную традицию. Л.В. Милов, посвя-тивший много времени исследованию хозяйствен-ного развития России, подчеркивал, что практикаотечественного садоводства тесно связана с поня-тием фруктовый (не цветочный) сад. При этом ве-ликорусское садоводство имело сугубо прагмати-ческий (торговый), но не эстетический, характер,как в «городе Игната». «Такая красота кругом», -с восторгом сообщают рассказчики легенды [22.С. 278-299].Не менее шикарно выглядят и сами обитателигорода. Нам ничего не известно о внешнем видемужского населения, зато облик женщин изобра-жен вполне обстоятельно, что дает основание ав-торам легенды констатировать, что они «раскраса-вицы». Скрупулезность в перечислении деталейих гардероба и изысканных украшений, конечноже, не случайна. Изучая культурную семантикукостюма, Р.М. Кирсанова пришла к выводу, что«число его функций довольно велико, и они по-зволяют детализировать национальную принад-лежность, сословный статус, материальные воз-можности, культурный уровень, представления окрасоте, свойственные человеку той или инойкультуры. Ни одна из функций костюма не можетбыть изъята; каждая дополняет и усиливает звуча-ние другой» [23. С. 73]. Использование подобногокультурного кода нередко прослеживается и поматериалам казачьего фольклора. В них «большоевнимание уделяется описаниям» «роскошныходежд» главных персонажей, что может быть объ-яснено тем, «что благодаря этому доказываетсявысокий социальный статус песенных героев, ко-торые ничем не уступают дворянам и боярам, а тои превосходят их» [24. С. 45-46].Внешней красоте жителей «Игнат-города» со-ответствует и их внутренняя душевная гармония,поистине райская толерантность настроений иблагость поведения: «Обиды ни людям чужим, нидруг другу не делают». Что характерно, возвы-шенно-идиллическим выглядит не только внеш-ний вид, но и положение женщин. Им оказываетсявсеобщий почет и уважение. Отчетливо подчерк-нута высокая сословная и статусная их позиция.Откуда же подобный пиетет у носителей архаич-ного сознания, воспитанного, скорее, в духе «До-мостроя», нежели в русле будущих суфражист-ских движений? Это, на первый взгляд, противо-речит традиционной роли женщин в обществен-ной жизни казачества: «в культурах, где … чело-век прокладывает себе путь мечом, женщиныобычно ценятся не слишком высоко». Поэтому наДону испокон веков не было ничего, подобногорыцарскому культу «прекрасной дамы» [25.С. 445].В принципе, декларируемую народной утопи-ей своеобразную женскую эмансипацию («и накруг ходят, и грамоте обучаются») можно было бырассматривать как следствие эрозии традиционнойкартины мира под натиском культурных иннова-ций. Известно, что российский XVIII в. предпри-нял отчаянную попытку возродить институт кур-туазной любви с ее особыми правилами и нрава-ми. Поэтому женщины (преимущественно, знат-ные дамы) нередко вели вполне светский образжизни, слухи о которой могли отразиться в народ-ной мифологии, модернизируя ее. Но, думается,дело не в этом: скорее здесь следует предполагатьорганичную связь с глубинными истоками народ-ной ментальности и, как следствие, реанимирова-ние наиболее архаичных пластов коллективногобессознательного. Как отмечено в литературе,«сад, и город», откровенно акцентируемые и на-шей легендой, «в своей символике, хотя по раз-ным признакам, оказались связаны с материнскимархетипом, мифологемой Великой матери, с обра-зом Матери-Земли ... При этом в саду символизи-ровалась и сакрализовалась ограда как таковая -«сад заключенный» служил символом и местомпребывания Богоматери [26. С. 87; 27].Архаизация исследовательских запросов по-зволяет получить познавательный ключ к качест-венно иной контекстуальной интерпретации «цар-ства некрасовцев», в которой город-сад восприни-мается воплощением женского начала. Заметим,что в нем прекрасны ведь не только женщины, нои сам город. Тем самым создатели легенды ретро-спективно оживляют в сознании простонародьядревний культ плодородия с имманентными емуэротическими мотивами. Неслучайным при такомподходе представляется и следующий семантиче-ски-однокоренной ряд: плодо-род-ие, Бого-род-ица, чадо-род-ие, ого-род, но здесь же и го-род.Город-женщина (вспомним, Киев - матерь горо-дов русских, Москва-матушка) в этом случае ока-зывается объектом всеобщего вожделения, прово-цируя тягу к обладанию, как обретению. Неиз-бывной остается мечта найти и познать эту счаст-ливую избранницу («Искали, да не нашли! Гдетолько казаки ни бывали! ... От разных людей слухдо нас шел, что есть такая земля и люди в ней жи-вут на нас похожие, а найти их … не довелось»).Потому-то ворота - это символически обозна-ченный вход в женское лоно - как метафориче-ский источник жизни, т.е. внутрь города-женщины, которое, разумеется, надо охранять отнасильственных проникновений. А это обязан-ность сугубо мужская. Отсюда наличие воору-женных воинов на страже непреступной обители,ее запертых ворот. Мужчины здесь не выполняютфизических, тяжелых работ. Не в этом состоит ихистинное предназначение. Они берегут девствен-ную чистоту города-матери и любят своих жен-щин. Разумеется, не только платонической, но иплотской любовью. В то же время чадородные ичадолюбивые женщины, соотносимые с культомплодородия, - обитательницы «царства некрасов-цев» - трудовой деятельностью заняты. Они изго-тавливают шелка, т.е. рукодельничают, выполня-ют привычную, хотя и женскую, но общественнополезную работу. Здесь все организовано в согла-сии с социальной правдой. И это не случайно. Го-род-остров, город-сад, город-женщина, хранящийцеломудренную неприкосновенность невесты, привсей внешней схожести не должен был уподоб-ляться известному библейской истории городу-блуднице Вавилону. В «Откровении» святогоИоанна говорится: «И пришел один из семи Анге-лов, имеющий семь чаш, и сказал мне: по-дойди, я покажу тебе суд над великою блудницею… С нею блудодействовали цари земные, и виномее блудодеяния упивались живущие на земле ... и яувидел жену … И жена облечена была в порфируи багряницу, украшена золотом и драгоценнымикамнями и жемчугом, и держала золотую чашу вруке своей, наполненную мерзостями и нечисто-тою блудодейства ее; И на челе ее написано имя:тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзо-стям земным» [28. С. 253-254].Семантика эротического влечения, жажды об-ладания становятся показателем высокой значи-мости объекта целеполагания. Как знаки русскогоЭроса в нем могут восприниматься и гипотетиче-ские архитектурные строения (пять церквей). Из-вестно, что пятерка считалась на Руси символиче-ским обозначением иерогамии, священного браказемли и неба, положившего основу творению, т.к.пять является суммой двойки, числа Великой Ма-тери, и тройки, числа Небесного Отца. Поэтомупять церквей в «Игнат-граде» - это пять высокихбашен-колоколен - обычных фаллических симво-лов производительной силы, словно бы активнооплодотворяющих женщину-мать, воплощениемкоторой являлся сам цветущий город-сад. Этотобраз не развенчивает незаслуженно высокое, ноинтенсивно акцентирует материально-телесныйниз через архаичный архетип плодородия, как ро-ждения и вечного существования города, в кото-ром все создано как будто раз и навсегда.Неслучайно «Игнатов город», мысленно скон-струированный социальной утопией и ею же воз-несенный в высокий статус, олицетворяя женскоеначало, органично сливался в неразрывном союзесо своим небесным супругом, о котором сказано внародных духовных стихах: «Иерусалим город:городам отец». Мифологически объединенные вбраке, они отождествляются в метафоре произво-дящих сил природы. Их иерогамия условно обо-значает торжество своего мира над чужим. В этоморгазме сакрального соития в конце времен могласостояться долгожданная встреча непорочно зача-того сына Божия - Исуса с девой Марией… Исимволически предполагаемое их свидание в апо-калиптическую эпоху словно бы проводило в на-родной утопии резкую грань между обителью свя-той чистоты и непорочности - «городом Игната» ипогрязшим в разврате и греховности миром офи-циально-лицемерного благолепия, оскверненногоантихристовой печатью, из которого, спасая своюдушу, требовалось бежать, разрывая все привыч-ные для рядового человека узы. И вера в сущест-вование «города Игната» освящала особым смыс-лом многочисленные побеги российского просто-народья, обеспечиваяда Игната», об их предполагаемых детях, священ-никах - блюстителях «древлего благочестия», со-ставе, качестве и способах приема пищи. Вполнеплодотворным может быть также взгляд на «цар-ство некрасовцев» сквозь призму народной смехо-вой культуры, необходимо глубокое культуроло-гически направленное изучение «заветов Игната»и т.д. Одним словом, пробелов в моих исследова-тельских интерпретациях достаточно. Несомненнодругое: предложенные истолкования дают воз-можность иначе, чем прежде, взглянуть на, каза-лось бы, давно и хорошо изученную проблематикународных социальных утопий, тем самым пунк-тирно намечая новые пути ее решения и сущест-венно раздвигая познавательные горизонты отече-ственной гуманитаристики.

Ключевые слова

социальная утопия, легенды о «далеких землях», казаки-некрасовцы, «город Игната», social Utopia, legend about "distant lands", Cossacks-nekrasovtsy, «the city of Ignat»

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Мауль Виктор ЯковлевичТюменский государственный нефтегазовый университет, филиал в г. Нижневартовскедоктор исторических наук, профессор кафедры гуманитарных и экономических дисциплинVYMaul@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек - текст - семиосфера - история. М., 1996. 434 с.
Софронова Л.А. Об утопии и утопическом // Утопия и утопическое в славянском мире. М., 2002. С. 6-13.
Шацкий Е. Утопия и традиция. М., 1990. 456 с.
Кошовец Е.Б. Истоки формирования утопического сознания в России: легенды о «далеких землях» // Философский век. Альманах. Вып. 13: Российская утопия эпохи Просвещения и традиции мирового утопизма. СПб., 2000. С. 202-215.
Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. М., 1983. С. 227-284.
Письмо чернецов Никифора и Иона на Дон к старцу Макарию // Дополнения к Актам историческим, собранные и изданные археографической комиссиею. СПб., 1875. Т. 12. Док. №17.
Сень Д.В. «Войско Кубанское Игнатово Кавказское»: исторические пути казаков-некрасовцев (1708 г. - конец 1920-х гг.). Краснодар, 2002. 285 с.
Чумакова Т.В. Ностальгия по раю. Утопический контекст древнерусской мысли // Verbum. Вып.3. СПб., 2001. С. 39-60.
Дутчак Е.Е. Учение о побеге в сочинениях старообрядцевстранников второй половины XIX-XX вв. по материалам книжных собраний Москвы, Новосибирска, Томска // Мир старообрядчества. Вып. 4: Живые традиции. М., 1998. С.183-191.
Кирвель Ч.С. Парадоксы утопического сознания // Философский век. Альманах. Вып. 13: Российская утопия эпохи Просвещения и традиции мирового утопизма. СПб., 2000. С. 84-93.
Тумилевич Ф.В. Предания о «городе Игната» и их источники // Народная устная поэзия Дона: Материалы научной конференции. Ростов на /Д, 1963. С. 321-328.
Город Игната: предание. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tumilevich.ru/ study.php?study_id = 406004&pagenumb=1
Виноградова Л.Н. Та вода, которая… (Признаки, определяющие магические свойства воды) // Признаковое пространство культуры. М., 2002. С.32-60.
Кириллин В.М. Символика чисел в древнерусских сказаниях XVI в. // Естественнонаучные представления Древней Руси. М., 1988. С. 76-111.
Майничева А.Ю. О семантике архитектурного образа Собора Софии Премудрости Слова Божия в Тобольске (1622- 1645 гг.) // Гуманитарные науки в Сибири. 1999. №3. С. 44-47.
Российское законодательство X-XX веков. Т. 1: Законодательство Древней Руси. М., 1984. 432 с.
Алексеев А. Представления о рае в период Средневековья // Образ рая: от мифа к утопии. Серия «Symposium». Вып. 31. СПб., 2003. С. 195-198.
Буганов В.И. Булавин. М., 1988. 316 с.
Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.). М., 1998. 399 с.
Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т.1: Первый век христианства на Руси. М., 1995. 875 с.
Виноградова Л.Н. Граница как особая пространственная категория в народной культуре // Культура и пространство. Славянский мир. М., 2004. С. 19-26.
Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М., 1998. 573 с.
Кирсанова Р.М. Костюм как средство идентификации // Культура сквозь призму идентичности. М., 2006. С. 72-82.
Усенко О.Г. Психология социального протеста в России XVII-XVIII веков. Тверь, 1995. Ч. 2. 66 с.
Мининков Н.А. Донское казачество в эпоху позднего средневековья (до 1671 г.). Ростов н/Д, 1998. 512 с.
Свирида И.И. От антитезы город - сад к городу-саду // Культура и пространство. Славянский мир. М., 2004. С. 89-96.
Франк-Каменецкий И.Г. Женщина-город в библейской мифологии // Франк-Каменецкий И.Г. Колесницы Иеговы. Труды по библейской мифологии. М., 2004. С. 224- 236.
Домников С.Д. Мать-земля и Царь-город. Россия как традиционное общество. М., 2002. 672 с.
 «Город Игната» в бунтарских представлениях российского простонародья | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2012. № 2 (18).

«Город Игната» в бунтарских представлениях российского простонародья | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2012. № 2 (18).

Полнотекстовая версия