Методологические и эмпирические аспекты изучения региональной сибирской идентичности в информационном поле региональных СМИ | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2012. № 2 (18).

Методологические и эмпирические аспекты изучения региональной сибирской идентичности в информационном поле региональных СМИ

Представлены модель исследования сибирской региональной идентичности в контексте региональных международных связей и результаты применения этой модели для изучения томских СМИ. С помощью контент- и интент-анализа автор показал, как в региональных СМИ через разные эмоциональные тональности проявляется региональная идентичность. Доказано, что образ региона и процесс его конструирования и трансформации являются многогранным и неоднозначным феноменом, совмещающим в себе противоположности и черпающим из других регионов и стран различные компоненты для самоопределения региона.

Methodological and empirical aspects of studying of regional Siberian identity in information field ofregional mass-media.pdf Средства массовой информации (СМИ) явля-ются важным историческим источником, содер-жащим фактологический материал по многимсферам жизни. Исследования региональной прес-сы пересекаются с изучением нескольких междис-циплинарных концептов, а именно: «городскаясубкультура», «региональная (локальная) субкуль-тура», «коммуникативное сообщество» (комьюни-ти), «региональная идентичность». В последниегоды эти концепты используются не только в со-циологических [1] и культурологических [2] ис-следованиях, но и в исторических [3]. Сибирскаяпресса XIX-XX вв. содержит в себе богатейшийматериал для изучения региональной истории вконтексте изменений в сфере общественного соз-нания и массовых представлений. Такие исследо-вания можно историографически интерпретиро-вать как поиск истоков современной региональнойментальности с учётом влияния исторических со-бытий на эволюцию региональной общественноймысли. В этом контексте на историческом факуль-тете ТГУ был проведён ряд исследований [4, 5, 6].Важное исследование общественных интересов иобщественной жизни по материалам томскойпрессы провела А.Н. Жеравина в своей моногра-фии «Томск второй половины XIX - начала XX в.(по материалам дореволюционной печати)» [7].Из этой монографии, в частности, видно, что вXIX-XX вв. сибирская городская субкультура, посравнению с началом XXI в., была очень слабовключена или вообще не включена в международ-ные связи. В начале XXI в. ситуация обратная -без тематики международных связей города фак-тически не обходится ни один новостной выпуск влюбых видах СМИ. Современный контекст делаетактуальным активное изучение международныхсвязей и межцивилизационного диалога на регио-нальном уровне. Из этого следует, что междуна-родная тематика - важная отличительная чертасовременного этапа развития сибирской регио-нальной идентичности. Эта тематика служит ин-дикатором включения городских субкультур Рос-сии в процессы глобализации.По сравнению с периодическими изданиямиXIX в. электронные архивы современных СМИдают повод расширить проблематику и методикуизучения региональной прессы. Электронные ар-хивы региональных СМИ за прошедшие годыXXI в. нуждаются в изучении с точки зрения ис-торического источниковедения с применениемпоследних достижений гуманитарных наук. Одна-ко огромный объём информации в современныхСМИ порождает проблему источниковедчески иметодологически обоснованного ограничения вы-борки изучаемых медиа-сообщений. При решенииэтой проблемы автор исходил из того, что накану-не крупных, всеми ожидаемых событий СМИ наи-более насыщены конструктами массового созна-ния и дискурсивными практиками информацион-ного поля. Последним таким событием в историиг. Томска стал Российско-германский саммит ивстреча в Томске российского президента и канц-лера Германии весной 2006 г. Накануне саммита(в марте 2006 г.) активизировалась и обостриласьрефлексия жителей региона по поводу его досто-инств и недостатков. Эта рефлексия в связи с под-готовкой к встрече высоких гостей проявлялась вовсех сферах (от коммунальной до научной). Тема-тика и проблематика, связанные с региональнойсамоидентификацией, освещались широко как ни-когда прежде и после этого. Таким образом, пол-ный массив всех сообщений томских СМИ за март2006 г. из электронного архива региональной ад-министрации может послужить репрезентативнойвыборкой для заявленного предмета исследования.Посредством разработанной автором данной ста-тьи компьютерной контент-аналитической систе-мы авторубрикации [8, 9] было обработано 4278инвариантных сообщений томских СМИ (22 газе-ты, 11 телеканалов и 8 радиоканалов с местнымвещанием).Сопоставление и соотнесение субъектом себяс другими субъектами и объектами является сущ-ностным содержанием самоопределения и входитв большинство психосоциальных определений по-нятия «идентичность» в психологических концеп-циях 2-й половины XX в. Данный аспект обусло-вил выбор горизонтального измерения идентично-сти [10] как центрального для нашего исследова-ния. Для учёта этого измерения идентичности с по-мощью контент-анализа выборки текстов изучалисьупоминания связей и сопоставлений Томска, Том-ской области и Сибири с другими странами и сдругими регионами. Такие упоминания выявляютсяоднозначно, по простому и относительно неболь-шому списку всех стран, всех крупных городов ирегионов, а также небольшому числу ключевыхслов «зарубежный», «иностранный» и т.п.Было установлено, что связанными именно спсихосоциальной идентичностью, а не простослучайно упомянутыми географическими назва-ниями оказываются в подавляющем большинствеслучаев только сообщения с тематикой междуна-родных связей. Количество таких сообщений втомских СМИ для марта 2006 г. равно 745. Эти745 текстов и стали выборкой для изучения со-пряжённости эмоциональных тональностей с ти-пами региональной идентичности. Упоминанияпринадлежности жителей региона и самого регио-на к разным экономическим, культурным илииным группам регионов или типов жителей могутуказывать на выражение групповой идентичности[11]. Упоминание атрибутов, тенденций и фактовв регионе, указывающих на похожесть (либо не-похожесть) региона на другие регионы может ука-зывать на выражение социальной идентичности[12]. Упоминание атрибутов, тенденций и фактовв регионе, подчеркивающих уникальность регио-на, может указывать на выражение личностнойсоставляющей региональной идентичности, по-скольку личностная идентичность (E. Goffman)определяется как уникальная комбинация призна-ков индивида и фактов его жизни. Воспроизведе-ние устоявшихся шаблонов образа региона в рас-чёте на одобрение из центральных органов властиизвне или изнутри региона может указывать навыражение ролевой идентичности [13]. Раскрытиефактов и тенденций в регионе как выражения спе-цифики России по отношению к внешним макро-процессам (Томск как типичный представительРоссии), а также игнорирование уникальности иподчёркивание отсутствия самодостаточности ре-гиона могут указывать на выражение групповойсамокатегоризации, деперсонализации и самосте-реотипизации [14]. Формирование, развитие и вы-ражение психосоциальной идентичности всегдапрямо или косвенно связано с эмоциями. Поэтомуизучение региональной идентичности на основеанализа сообщений региональных СМИ не былобы полноценным без учёта эмоциональной то-нальности текстов сообщений СМИ.Предварительное изучение дискурса россий-ских СМИ позволило сделать вывод, что с точкизрения информативности и корректности интер-претации оптимальным будет выявление пятиследующих тональностей сообщений СМИ: пози-тивно-хвалебная - констатация успехов, хвалеб-ные или благодарственные интонации, отсутствиестолкновения интересов или критики; конструк-тивно-критическая - обещания решить проблемы,справиться с трудностями, учесть критику иулучшить ситуацию, стремление к компромиссу,предупреждение властями населения об угрозах собещанием защитить; конфликтная, главная те-ма - столкновение интересов отсутствие стремле-ния к компромиссу, взаимные упреки, отсутствиеопределённости в путях решения проблем; нега-тивно-пессимистическая - односторонняя критикаи осуждение без надежды на решение проблем,отсутствие или смысловая вторичность темыстолкновения интересов; нейтральная - отсутст-вие в сообщении эмоционально нагруженных слови выражений. При этом одному сообщению можетбыть присуща только одна тональность как отра-жение целостного впечатления от текста (геш-тальта).Посредством экспертной компьютерной сис-темы для каждой тональности разработан и кор-ректируется в процессе обработки текстов сло-варь, содержащий словоформы и словосочетания,которые с наибольшей вероятностью могут бытьистолкованы как выражение одной из четырёх то-нальностей. Общий объём всех словарей - не-сколько тысяч слов и выражений. Если в текстесообщения нет слов и выражений не из одного изэтих словарей, то тексту присваивается нейтраль-ная тональность. Если такие слова есть, то тональ-ность устанавливается по многоступенчатому ал-горитму, раскрытие и обоснование которого невходит в задачи данной статьи. Нейтральные тек-сты все очень короткие, как правило, неаналити-ческие новостные сообщения. Их изучение пока-зало, что в них не содержится смыслов и тематик,позволяющих изучать региональную идентич-ность. В сообщениях с позитивно-хвалебной тема-тикой ситуация обратная - тематическая напол-ненность в них настолько велика, что в сочетаниис большим объёмом каждого из этих текстов, атакже с их преобладающим количеством они тре-буют отдельного подробного изучения. В даннойстатье рассмотрены результаты только по конст-руктивно-критической, негативно-пессимистиче-ской и конфликтной тональностям. Именно в со-общениях с этими тональностями наиболее яркопроявляется региональная идентичность.Опираясь на результаты автоматизированногоразделения сообщений СМИ по пяти тонально-стям, был проведён интент-анализ связи типов то-нальности с типами психосоциальной идентично-сти. Под интенцией понимается обусловленнаямотивациями бессознательного направленностьсознания на восприятие чего-либо определённымобразом. Ниже приводится разработанная авторомв ходе данного исследования модель поиска дис-курсивных индикаторов связи тональности и ре-гиональной идентичности в текстах СМИ с опоройна разработанные в современной психологическойнауке типы психосоциальной идентичности.Образ и стратегия региона, сформулированныепосле осмысленных ошибок и трудностей в разви-тии региона, выстраданные в ходе борьбы за дос-тижение региональных целей, указывают на дек-ларирование достигнутой идентичности [15]. Наидентичность в типологической стадии морато-рия (J.E. Marcia) может указывать перечисление исравнение разных приоритетов и альтернатив вразвитии региона в определённой сфере жизни,без однозначного утверждения доминант, без уве-ренности в обязательном успехе, хотя и с надеж-дой на него. Мнения об окончательно избранныхдоминантах развития как о чём-то само собой ра-зумеющемся могут присутствовать только в со-общениях с нейтральной тональностью. Указаниена смену приоритетов в развитии региона и кор-рекции его образа с критическим отрицанием лю-бых иных приоритетов служит индикатором фор-мирования закрытой [16].Вообще, если в сообщении СМИ присутствуетсравнительный анализ средств отбора целей иубеждений, ценных для региона, рассматриваетсятипология мероприятий и аргументов для форми-рования региональной идентичности, то можносчитать, что мы имеем дело с процессуальнойидентичностью [17]. Конструктивно-критическаятональность в описании проблем региона с преоб-ладанием оптимизма относительно решаемостипроблем служит индикатором реальной идентич-ности [18]. Негативно-пессимистическая и кон-фликтная тональности сообщений региональныхСМИ связаны с иными типами психосоциальнойидентичности. Индикатором проявления негатив-ной идентичности в классическом определении(E.H. Erikson) могут служить опасения за нежела-тельное, но возможное будущее региона, а такжетекущие проблемы, наличие которых вызываетстыд и гнев. Индикатором проявления диффузной(спутанной) идентичности, (J.E. Marcia, l D. Raphae,H.G. Xelowski) могут служить недоверие вла-стям и согражданам, образ худшего будущего, от-рицание альтернатив развития, критика сущест-вующего образа региона без предложения другоговарианта. В любой тональности может выражатьсявиртуальная идентичность (E. Goffman), прояв-ления которой можно встретить в сообщениях,содержащих гипотетические допущения и сосла-гательное наклонение относительно перспектив ихарактеристик региона. Непривязанность к опре-делённой тональности наблюдается и для приоб-ретённой идентичности (J. De Levita David), свя-занной с упоминанием новых тенденций, связей,атрибутов и фактов в текущем развитии региона,отсутствовавших в прошлом.Интент-анализ томских СМИ за март 2006 г. стематикой международных связей позволил уста-новить, что около половины сообщений имеютпозитивно-хвалебную тональность - 354 сообще-ния, количество сообщений с конструктивно-критической тональностью - 182, сообщений снегативно-пессимистической тональностью - 166,всего с конфликтной тональностью - 70, с ней-тральной - 60. Суммарное число сообщений вСМИ по всем тональностям (832 сообщения)больше, чем сумма инвариантных текстов с меж-дународной тематикой (745 текстов). Это связанос тем, что текст с идентичным содержанием могприсутствовать одновременно в разных СМИ (на-пример, на радио и на телевидении).В изучении горизонтального (пространствен-но-территориального) измерения региональнойидентичности будет использоваться систематиза-ция по страноведческим критериям. Делать выво-ды о каких-то тенденциях в региональной иден-тичности имеет смысл только для стран, которыеупоминаются не единично и случайно, а входят вгруппу стран, упоминаемых с наибольшей часто-той. К этим странам относятся Германия (225 со-общений) (её отрыв по частоте упоминаний связанс подготовкой к Российско-германскому саммиту),США (127), Англия (78), Китай (71), Франция(55), Казахстан (49), Украина (41), Белоруссия(38), Япония (36), Италия (28), Польша (27), Син-гапур (27), Израиль (11), Ирландия (8). Именно обэтих странах пойдет речь как об объектах регио-нальных сопоставительных идентификаций.Отдельно стоит рассмотреть такой объект ре-гиональных идентификаций, который можно со-бирательно назвать «Зарубежный, иностранный,международный, западный». Этот объект сопос-тавлений традиционно совмещает в себе признакиидеологемы и мифологемы. Актуализация образа«Запада» возникает в большинстве случаев, когдаречь заходит о любой развитой стране. Каждоеупоминание в текстах сообщений понятий «зару-бежный», «иностранный», «западный», «мировой»и т.п. будет относиться именно к вышеупомяну-тому обобщённому образу. Далее в квазирефера-тивном виде будут изложены результаты интент-анализа дискурсивных практик региональнойидентичности по тональностям и по объектам со-поставлений с зарубежными странами.Объект конструктивных идентификаций:«зарубежный, иностранный, международный,западный». В сообщениях с конструктивно-крити-ческой тональностью региональные власти в СМИдемонстрируют взгляд на всё «иностранное» как сточки зрения плюсов, так и минусов. При этом тра-диционная тематика «отставания от Запада» пода-ётся в контексте того, что «наш регион уже готовдогнать Западные страны». Либо, по крайней мере,регион «осознаёт свои недостатки и имеет конкрет-ные планы по их преодолению». Такие интенцииприсутствуют в сообщениях с самой разной тема-тикой и касаются всех сфер жизни.В целом, главная забота сибирских регионов вмеждународных связях - привлечение иностран-ных инвестиций. Благополучие региона и инве-стиции становятся почти тождественными поня-тиями. При этом мы с каждым иностранным мил-лионом долларов инвестиций «носимся как с пи-саной торбой». В региональной самокритике не-редко поднимается идея о том, что «иностранцыпросто так денег не дают». Нужно соответствоватьмировым стандартам и подходам, чтобы получатьденьги фондов.Осознаётся, что наши предприятия становятсяменее инвестиционно привлекательными из-затого, что на внешнем рынке их товары и услугинеконкурентоспособны, а внутри страны спроссокращается. При этом, если на Западе бедняки -это по большей части безработные, то у нас к нимотносятся и вполне успешно работающие. К томуже основную часть доходов у нас получают не те,кто производит товары и оказывает услуги, а«смотрящие»: сидящие на «трубе», на финансовыхпотоках, на теплых местах в администрациях раз-ных уровней. Бремя же долгов и расплаты за не-удачные инвестиционные проекты всегда взвали-вается на кошельки обычных российских покупа-телей. Здесь стоит отметить, что понятие «сибир-ский покупатель» не сформировалось как обще-принятое, поскольку в потребительской сфере,видимо, преобладает национальная общероссий-ская идентичность. Желаемый образ региона -превращение из поставщика сырья в поставщикатехнологий. Упования в этом, опять же, исключи-тельно на другие страны, а не на российские вла-сти. Регион презентуется в этом смысле как «про-изводственная площадка» для «зарубежных варя-гов». При этом часто используется выражение«колоссальные перспективы», как устойчивый об-раз будущего сибирского региона, то есть его вир-туальная идентичность.Часты ссылки на «зарубежную практику». Так,зарубежная практика показывает, что «намногоэффективнее поддерживать систему обеспечениякачества в процессе создания продукции, чем лик-видировать последствия продажи потребителюбрака». Также в идентификациях учитывают «вку-сы зарубежных гостей». Например, музыкальноесопровождение в ресторанах города не соответст-вует вкусам зарубежных гостей. Дабы не упасть вглазах высоких гостей, для каждого объекта об-щепита будет подготовлена и утверждена специ-альная программа, «…чтобы, не ровен час, "Гоп-стоп" гостям не исполнили». В целом в регио-нальной идентичности прагматическая состав-ляющая преобладает над символической. Сибирь -«бедный регион» для приёма высоких гостей из-зарубежа. Все торжества (в связи с саммитом) обой-дутся казне области в «лихую сумму». Всё доро-гое приходится заказывать из Москвы. Областныечиновники ради встречи с высокими зарубежнымигостями обзавелись новыми дополнительнымититулами в названии, которых мелькает слово«международный». «Впрочем, чем бы дети ни те-шились, лишь бы отдача для нас, простых смерт-ных, была», - такова понимающе-снисходительнаяпозиция жителей по отношению к приготовлениямк саммиту.За рубежом обеспечением конкурентоспособ-ности региональных экономик занимается нестолько государственный аппарат, а, главным об-разом, крупные национальные и транснациональ-ные компании, банки, биржи, научно-техническиекомплексы, различные региональные и муници-пальные структуры. У нас эти структуры не спо-собны решить самостоятельно проблемы модер-низации производства и «утечки мозгов». На фонезарубежных регионов мы беспомощны и несамо-стоятельны. Виртуальная идентичность поддер-живается тезисом о том, что «наш интеллектуаль-ный и ресурсный потенциал даёт шанс преодолетьтакую ситуацию». При этом уровень сибирскихнаучных институтов измеряется исключительно вколичестве публикаций и патентов в зарубежныхизданиях. Местные издания всерьёз никто не вос-принимает.Мы не готовы пока к широкой академическойи студенческой мобильности, когда студент можетучиться в одном вузе и набрать там необходимыеему курсы, затем перейти в другой университет,поехать в другую страну. На мировом образова-тельном рынке Сибирь «абсолютно не котирует-ся». Вся Россия держит всего 0,5 %. 30 % прихо-дится на долю США, еще 30 - на Европейскийсоюз, 10 % имеет Австралия. В последнее времястремительными темпами на этот рынок входятКитай и Япония. Мы упускаем инициативу. Еслимы в ближайшее время не перестроим свою сис-тему высшего образования, то останемся неконку-рентоспособными. Мы уже видим «последний ва-гон уходящего поезда» и тем не менее упорнопродолжаем считать свою систему образованиялучшей в мире. При этом помощь Запада в сфереобразования не расценивается как «благородныйпорыв». Считается, что наши интересы совпали. ВЕвропе начинает возникать дефицит научныхидей, кадров, а Сибирь, так же как и Россия в це-лом, не против, чтобы «интеллектуальный сервис»Запада распространялся и на ее территории.Традиционные внешние атрибуты идентично-сти, связанные, в частности, с пищей, также задей-ствованы в формировании идентичности. Как, на-пример, в сообщениях о том, что наших сибирскихспортсменов в зарубежных олимпийских дерев-нях, все устраивало. Всегда вспоминали о родинеза едой - кормили хорошо, но к концу соревнова-ний очень хотелось сибирских пельменей и борща.В горизонтальном измерении идентичности не-редко задействуется концепт «зависти». В сооб-щениях с медицинской тематикой утверждается,что когда-то иностранцы очень завидовали нашейсистеме родовспоможения и системе педиатриче-ской помощи. Нашему региону пока удается со-хранить эти структуры до тех пор, пока институтврачей общей практики не окрепнет. Однако зави-довать уже нечему. Чувство «ревностной обиды»также влияет на идентичность. В сибирских мага-зинах «наводят лоск» только для встречи высокихзарубежных гостей, так как «члены делегации мо-гут изъявить желание прогуляться по городскиммагазинам». Затем о поддержании идеального по-рядка надолго забывают. То же самое отмечаетсяи в отношении фасадов зданий, а также в отноше-нии противоклещевой обработки в центральныхпарках и скверах города. Здесь стоит заметить, что«клещи» - это традиционный экстремально-экзо-тический «бренд» Сибири.Нефтяная тематика - ещё одно направлениеконструктивной критики. В СМИ отмечалось, чтов Томской области, как и во всей Западной Сиби-ри, местная «партсовноменклатура», поддержан-ная верхами, пренебрегла не только зарубежным,но и передовым отечественным опытом разработ-ки месторождений (сначала обустроиться - потомдобывать). Посчитали главным добычу нефти, всеостальное - прикладное: попутно обустраиваться,попутно пытаться создать нормальные условиядля людей. В современности от этой практики пы-таются отходить и «ориентируются на зарубежныеобразцы». В качестве предварительного выводаможно выявить следующий неявный контекствсех сообщений с конструктивно-критической то-нальностью: большое количество иностранцев вТомск, как и в другие сибирские города, могутпривлечь только крупные памятные даты и меж-дународные встречи «верхов», случающиеся парураз в столетие. И сибирякам остаётся только те-шиться тем, что «маленький Томск войдет вбольшую историю», или тем, что отдельные фир-мы «выходят на зарубежный уровень» путём «за-купки зарубежного оборудования».Объект конструктивных идентификаций:«европейский уровень, Европа, европейцы». Вцелом для Томска, как, видимо, и для многих си-бирских городов, характерно стремление пред-ставлять себя как некий «кусочек Европы», «уго-лок Европы», «европейское местечко», создательи хранитель «европейского колорита», «европей-ского тона и стиля» и т.п. Именно исходя из этогостремления определяется, что является, а что неявляется нормой в региональной жизни. Послеремонта и переоборудования наши роддома, боль-ницы и школы должны обязательно «не уступатьевропейским». В случае обсуждения библиотеч-ных проблем обязательно упоминается, что ста-ринные книги из частных коллекций Томска - это«кусочек Европы», давно утерянной даже самойЕвропой. Высшее достижение при решении эко-номических и социальных проблем - это «статьравноправным партнером Евросоюза» и быть приэтом «единственным представителем России»,как, например, Сибирский государственный меди-цинский университет вошел равноправным иединственным от России партнером в консорциумGABRIEL.Лютеранские церкви в Барнауле и Томске«стали базовыми элементами визуальной органи-зации городской застройки, привнесли историч-ность в городскую среду». Это было особенноценно для Томска, в архитектуре которого ничегоне сохранилось от XVII века. Привнося в сибир-ские города «западноевропейский колорит», про-стые и грациозные лютеранские церкви стали в тоже время заметной частью российского зодчестваи всей сибирской русской культуры. С их утратойТомск и Барнаул потеряли важные приметы своегоисторического архитектурного облика, а с восста-новлением - вновь приобрели. Однако не во всеммы «близки к Европе», например, региональныеСМИ сожалеют о том, что сибирские авиакомпаниивключены Евросоюзом в список неблагонадежных.Региональные телеканалы выбивается из общеев-ропейских правил по времени, отведённому на рек-ламу (в Европе 12% времени идет на рекламу, унас - 25% и более). Наши помойки и мусорныесвалки - это наш позор и воплощение отсталости,а в Европе мусором отапливают города.Сибирь, как и Россия в целом, продолжает ос-таваться главным поставщиком круглого леса: вСибири катастрофически мало крупных лесопере-рабатывающих производств. Если в развитыхстранах львиная доля - более 60 процентов - при-ходится на целлюлозно-бумажную продукцию, авывозка круглого леса составляет всего 5,5 про-цента, то в России наоборот. Однако в Томскойобласти «наметился перелом» в лесном деле, бла-годаря инвестиционным проектам. Традиционныйв прошлые века символ Сибири - меховые шубы,теперь ассоциируется также с европейским уров-нем. Мы гордимся не тем, что продаем свои шубыв Европу (этого давно уже не происходит), а тем,что у нас легко можно купить меховые товары из-вестных брендов из Германии, Италии, Литвы.Сибирь - это территория огромных запасовдефицитного для Европы торфа. Однако мы «нев-нимательно относимся к своему уникальному бо-гатству». Если европейские ученые проводят опы-ты по воссозданию болот, рассчитанные на тыся-челетия вперед, то у нас наука о болотах находит-ся в забвении, по сравнению с прошлыми десяти-летиями. Но в целом «открытых окон в Европу»больше, чем «закрытых». Так, метафора «окна вЕвропу» применялась, в частности, к ортопедиче-ской клинике в Томске, получивший европейскоепризнание в сфере бионанотехнологий.Для конструктивно-критической интенцииидентификаций с Европой характерно использо-вание понятия «европейская модель». Переход наевропейские модели декларируется во всех сферахрегиональной жизни, претендующих на модерни-зацию. Европейские модели применяются для ор-ганизации свиноводческих ферм, транспортныхпотоков, дорожного строительства, высшего обра-зования, розничных торговых центров, семейныхкафе, прогулок по улицам VIP-персон и т.д. При-чиной и гарантией такой тенденции считается, тотфакт, что слой сибирских предпринимателей фор-мировался из бывших вузовских преподавателей.С этим связаны в том числе суждения типа: «то-мич-бизнесмен обладает высоким интеллектом,аналитическим складом ума, организаторским та-лантом... слову томского предпринимателя можнодоверять в большей степени, чем его коллегам издругих регионов».Для сопоставительных идентификации с таки-ми западноевропейскими странами, как Германия,Франция, Англия, ничего принципиально отлич-ного от «общеевропейского уровня» в региональ-ных томских СМИ не проявляется. Заметно жела-ние региона быть «увиденным» и «замеченным» вэтих странах. В связи с этим желанием часто упо-минается, что «на нас будут смотреть по телеви-дению во всей Германии» (в связи с Российско-германским саммитом). Или «фильм о нас транс-лировали на всю Францию» (в связи с француз-ским путешественником по Сибири Н. Ванье).Объект конструктивно-критических иден-тификаций: «Американцы, США». В целом ин-тенции восприятия «Америки» схожи с воспри-ятием всего «западного», но всё-таки американцыи европейцы никогда не отождествляются и всегдаупоминаются в СМИ отдельно. Сибирский регионв образе Томска, выступает при сопоставлениях сАмерикой как позитивно нетипичный для обще-российской ситуации. Например, считается, чтоамериканское медицинское обслуживание лучшеево всем мире, а российское - на грани нищеты.Это не столько показатель богатства Америки инищеты России, сколько показатель приоритетов:во сколько раз ниже оценивается человеческаяжизнь и здоровье в России, чем в США. Неопре-деленность границы между платным и бесплат-ным привела к тому, что созрела необходимость вмодернизации системы здравоохранения. И «стар-товой площадкой» стал Томск. Идентификацион-ная метафора «стартовой площадки» очень харак-терна для конструктивно-критической тонально-сти региональных СМИ.Интересно, что если в Европе в подавляющембольшинстве видится только позитив и образецдля подражания, то в Америке обязательно будетнайдена «ложка дегтя». Например, несмотря напохвалы американскому здравоохранению, срав-нивая с нашим, обязательно упомянется, что сис-тема безусловной оплаты медуслуг негативно ска-зывается на людях, поэтому американцы с просту-дой не дома лежат, а принимают сильные препа-раты, снимающие симптомы заболевания, и идутна работу. Американское медобслуживание отста-ет от других стран по многим социальным пара-метрам, а в России - господствует принцип гума-низма «Как бы ни ругали российскую системуздравоохранения, не стоит забывать о том, что онанаиболее гуманная по отношению к человеку. Унас главную роль в отношениях между пациентоми врачом играют не деньги, а милосердие». Мен-талитет российского человека таков, что емутрудно понять: медицинская услуга - это товар,который имеет рыночную цену. Поэтому нашиврачи и существуют на уровне прожиточного ми-нимума. Годы холодной войны сказались в том, чтоотношение к главному противнику и конкуренту,каковым были США долгие годы, всегда будетдвойственным как на общероссийском, так и нарегиональном сибирском уровне, который в вос-приятии Америки ничем не отличается от общена-циональной идентичности. Отношения Америки исибирского региона очень часто озвучивается какотношения «грантодателя» и «грантополучателя».Любое американское оборудование или организа-ция менеджмента оценивается как «гарант качест-ва», а мнение американца как «гарантия демокра-тичности». Так, например, исключительная демо-кратичность «Устава Томской области» оценива-лась в СМИ со слов приезжавшего в Томск совет-ника законодательного собрания из США.Объект конструктивно-критических иден-тификаций: «Китай, китайцы». Сибирь вообщеи томский регион в частности самоопределяетсяпо отношению к Китаю как регион, «которым Ки-таю пора всерьёз заинтересоваться как партнёромпо размещению производств, а не только как ме-стом для транзита мелких торговцев». Инвесторыреализовывают разработки томских ученых дажене у себя, а в Китае, где ниже себестоимость лю-бого производства. Критика местных СМИ по-священа тому, что сегодня в нашем регионе долясовместных российско-китайских проектов ни-чтожно мала, хотя мы могли бы быть интересныдруг другу в разных сферах.Объект конструктивно-критических иден-тификаций: «Сингапур» и «Ирландия». В со-общениях с конструктивно-критической тональ-ностью появляется такой объект идентификация,как Сингапур и Ирландия, в качестве «законода-телей моды» на мировом рынке технопарков.Ссылки на «сингапурский опыт» и «сингапурскийфеномен» используются в обосновании моделиТехнико-внедренческой зоны и в разработке пяти-летнего (2006-2011 гг.) плана развития области.Идентификации с Ирландией используются в кон-тексте того, что Ирландия, выбрав когда-то инно-вационный путь развития, вышла сегодня на первоеместо в Европе по уровню ВВП на душу населения.Сделав всю страну большой зоной инновационнойэкономики, Ирландия за 20 лет не только снизилаволну эмиграции своих специалистов, но и при-влекла резидентов из всех крупнейших стран мира.По этим же критериям вспоминают иногда про из-раильские «технологические инкубаторы», однакотема Израиля гораздо чаще звучит в связи с рели-гиозными межнациональными конфликтами.Объект конструктивно-критических иден-тификаций: «Арабские Эмираты». Сибирь иАрабские Эмираты делает похожими богатствонефтью, а разными - способы распоряжения сво-им ресурсным богатством. Объединенные Араб-ские Эмираты за счет нефти формируют сейчаслишь 8% своего бюджета. А 12% дает туризм.Кроме того, здесь располагаются сборочные про-изводства автоконцернов и электронщиков. Том-ские СМИ расценивают это в таких выражениях,как, например: «Сидели бы они на своих нефте-деньгах, подобно нам, вряд ли смогли бы добитьсятаких результатов».Объект конструктивно-критических иден-тификаций: «Казахстан». Региональная иден-тичность может меняться также под влиянием от-крытия и разработки новых месторождений по-лезных ископаемых. Например, Бакчарское место-рождение на многие годы и десятилетия осталосьпредметом бесконечных дискуссий и прогнозов.Этому способствовало также открытие в Казах-стане Соколовско-Сорбайского железорудногорайона, который обеспечивал поставку руды напротяжении многих лет на меткомбинаты Сибирии Урала. В последние годы Сибирь планируетстать самодостаточной в отношении железной ру-ды и из потребителя превратиться в поставщика.Кроме того, Казахстан ставится в пример сибир-ским регионам в борьбе с коррупционно-инвестиционными сделками, в ситуации, когдасибирские предприятия продаются по многократ-но заниженным ценам (например, в Томске прода-ли ликероводочный завод, построенный за460 млн за 5 млн рублей). Предлагалось, чтобынаша общественная палата действовала по прин-ципу казахстанского консультационного совета,чей экспертный отдел не допускает таких невы-годных региону сделок.Объект негативных идентификаций: «Зару-бежный, иностранный, международный, евро-пейский, западный». В текстах с негативно-пессимистической тональностью сопоставитель-ные идентификации с объектом-идеологемой «За-рубежный, иностранный, международный, евро-пейский, западный» связаны главным образом ссоциальной и экономической сферами.Согласно этим идентификациям Сибирь - этоместо, где никак не могут избавиться от сильнойзависимости от зарубежных товаров. Многие на-ши музеи, архивы, старые улицы настолько запу-щены, что их стыдно показывать иностранцам.Иностранных учёных и туристов интересует нашатаёжная природа больше, чем нас самих. Мы неспособны обеспечить достойную жизнь нашимдетям-сиротам и мы не хотим усыновлять боль-ных детей. Поэтому их усыновляют иностранцы.Сибирь - это место, куда иностранцы везут вред-ные радиоактивные отходы и ущемляют наши ин-тересы. Мы хотим, но пока не получается, статьпривлекательными для иностранных инвесторов.В Сибири, как и во всей России, на фоне западныхстран особенно отчётливо видна крайне неудовле-творительная организация работы во всех отрас-лях и незащищённость работников от угроз жизнии здоровью, а также плохая организация защитыправ потребителей. Цены за жилье у нас не ниже,а даже выше западных, а зарплаты социалистиче-ские. Сибиряки, так же как и остальные россияне,могут ожидать справедливого судебного решениятолько от Европейского суда. Сибирь - место, гдезападные страны, за исключением Германии, неторопятся открывать свои официальные предста-вительства. Наши сибирские экологи следуют «за-рубежной моде» от имени народа защищать при-роду даже там, где она в защите не нуждается, нозато есть повод обратить на себя внимание. В лю-бой стране мира, если железная дорога проходитчерез город, она обязана устранить все препятст-вия для транспорта, пешеходов. А у нас «РЖД ве-дут себя так, как будет их это не касается, как буд-то они в стороне». Иностранные партнеры по биз-несу в Сибири складывают портрет россиянина изпроверенных образов-клише: «Иван-дурак , в об-нимку с бурым медведем, лаптем щи хлебает... этообидно, но это не далеко от истины». С приездомзападного человека сибиряк ощущает себя в захо-лустье. Мы постоянно и обоснованно опасаемсячем-то «опозориться перед западными гостями».Объект негативных идентификаций: «Аме-риканцы, США». Негативные идентификацииздесь связаны с тем, что сибиряки и томичи, со-гласно устоявшимся в СМИ интенциям, должны,но пока не способны всему учиться у американ-цев: создавать «малую» атомную энергетику, ор-ганизовывать взаимодействие малой и крупнойрозничной торговли, компьютеризировать водо-снабжение, оцифровать музейные экспонаты, соз-дать «Силиконовую долину», помещать детей взамещающие семьи, готовить специалистов дляработы с неблагополучными семьями, лечить ге-нетические заболевания, вести банковские кре-дитные истории, заниматься профилактикой нар-комании, соблюдать нормы текущего ремонта ав-томобильных мостов, учиться поддерживать дело-вую репутацию и многое другое. Пока что мытолько умеем использовать мнимый образ агрес-сивной Америки для поддержания существованияубыточных закрытых городов Сибири. В то жевремя закрытые города не смущаются активно ис-пользовать американские деньги для поддержаниясвоих обветшалых атомных предприятий. Приэтом американские деньги не всегда расходуютсяпо назначению. Томск поставляет в Америку нестолько студентов-интеллектуалов, сколько сту-дентов-гастарбайтеров для неквалифицированноготруда. Несмотря на накопленный интеллектуаль-ный потенциал, Сибирь вообще и Томск в частно-сти на фоне Америки буксуют на месте уже мно-гие годы.Объект негативных идентификаций: «Гер-мания, немцы». Сибиряки имеют в том числе инемецкие корни. В Сибири живет много немцев,однако, согласно сообщениям СМИ, в Русско-немецком доме нет атмос

Ключевые слова

история Сибири, региональная идентичность, интент-анализ СМИ, history of Siberia, regional identity, intent-analysis of mass media

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Бочаров Алексей ВладимировичНациональный исследовательский Томский государственный университеткандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории древнего мира, средних веков и методологии историиbav346@rambler.ru
Всего: 1

Ссылки

Белоусова Г.А. Городская субкультура в социокультурном пространстве Кавказских Минеральных Вод: Дис. … канд. социолог. наук. Ставрополь, 2007.
Казакова Г.М. Регион как субкультурный локус (на примере Южного Урала): Дис. … д-ра культурологии. М., 2009.
Родигина Н.Н. Образ Сибири в русской журнальной прессе второй половины XIX - начала XX в.: Дис. … д-ра ист. наук. Новосибирск, 2006.
Харусь О.А. Либерализм в Сибири начала ХХ в. Идеология и политика. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1996.
Шевелев Д.Н. Военно-пропагандистская деятельность антибольшевистских правительств Сибири в годы Гражданской войны (по материалам периодической печати): Дис. … канд. ист. наук. Томск, 1999.
Хандорин В.Г. Идейно-политическая эволюция либерализма в Сибири в период революции и Гражданской войны. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2010.
Жеравина А.Н. Томск второй половины XIX - начала XX в. (по материалам дореволюционной печати). Томск: Изд-во Том. ун-та, 2010.
Бочаров А.В. Автоматизация обработки неструктурированной текстовой информации и перспективы гуманитарных наук в XXI веке // Человек - текст - эпоха. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2011. Вып. 4. С. 15-37.
Бочаров А.В. Модель изучения региональных электронных архивов СМИ в контексте соотношения макро- и микроистории // Вестник Томского государственного университета. История. 2009. №2(6). С. 131-135.
Habermas J. Identität // Zur Reconstruktion des historischen Materialismus. Frankfurt am Main, 1976.
Erikson E. Childhood and Society. N.Y.: W.W. Norton, 1950.
Goffman E. Stigma: Notes on the Management of Spoiled Identity. Prentice-Hall, 1963.
De Levita D. J. Der Begriff der Identitat. Frankfurt am Main: Suhrkamp. 1971.
Turner J.C. Social categorization and the self-concept: a social cognitive theory of group behavior. // Advances in group process. Theory and research. Connecticut, 1985. Vol. 2.
Marcia J.E. «Development and validation of ego identity status» // Journal of Personality and Social Psychology. 1966. №3.
Raphael D., Xelowski H.G. «Identity status in high school students: critique and a revised paradigm // J. Of Youth and Adolescence. 1980. № 9.
Waterman A.S. «Identity development from adolescence to adulthood: an extension of theory and a review» // Developmental psychology. 1982. Vol. 18, № 3.
Fogelson P.D. Person, self and identity. Some anthropological retrospect circumspect and prospects // Psychological theories of the self. N.Y., L.: Plenum press, 1982.
 Методологические и эмпирические аспекты изучения региональной сибирской идентичности в информационном поле региональных СМИ | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2012. № 2 (18).

Методологические и эмпирические аспекты изучения региональной сибирской идентичности в информационном поле региональных СМИ | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2012. № 2 (18).

Полнотекстовая версия