Кампания массовой реабилитации жертв политических репрессий в Западной Сибири в середине 1950-х - 1980-е годы | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2012. № 2 (18).

Кампания массовой реабилитации жертв политических репрессий в Западной Сибири в середине 1950-х - 1980-е годы

Политические репрессии 1920-х - начала 1950-х гг. прямо или косвенно затронули миллионы советских граждан. На протяжении всего этого периода сотни тысяч человек безвинно несли наказания в многочисленных лагерях ГУЛАГа. Только после смерти И. Сталина в СССР начались перемены и была развёрнута кампания массовой реабилитации жертв репрессий. Однако, будучи активно организованной в середине 1950-х гг., уже в следующем десятилетии эта работа под влиянием изменений внутренней политики в стране начала замедляться, а позднее практически прекратилась. Вновь работа по реабилитации была развёрнута только в период демократических перемен, начатых в СССР во второй половине 1980-х гг.

Campaign for the mass repression victims rehabilitation in Western Siberia in middle 1950s - 1980s.pdf На протяжении многих лет продолжается дис-куссия о том, почему в 1960-е гг. процесс реабилита-ции жертв политических репрессий в СССР замед-лился, а потом практически прекратился. Одна частьисследователей считает, что уже в эти годы былипредприняты первые попытки реабилитации Ста-лина, а потому будировать тему репрессий былонецелесообразно. Другие, на мой взгляд, справед-ливо полагали, что в политический курс страныбыли внесены существенные коррективы - совет-ские граждане приступили к реализации конечнойцели развития советского общества - к построе-нию коммунизма. Перед населением страны былипоставлены, таким образом, новые цели и задачи,и началась новая кампания, что было обычнымявлением для советского государства. В результатепроцесс реабилитации так и не был завершён -бюрократическая машина сначала затормозила, а ксередине 1970-х годов практически прекратила этуработу. Миллионы наших сограждан вынужденыбыли оставаться «врагами народа» ещё на долгиегоды.После некоторого ослабления режима репрессийв конце 1930-х гг., когда в результате пересмотраследственных дел на свободу вышла частьнезаконно осужденных, до середины 1950-х гг.вопрос реабилитации невинно осужденныхпрактически не поднимался. Начало очередного«витка» восстановления справедливости вотношении жертв политических репрессийпришлось на первую половину 1950-х годов, когдапосле смерти Сталина с ослаблением сложивше-гося в стране режима власти началисьпреобразования, которые можно охарактеризоватькак первые шаги демократизации в обществе. Вы-сшими органами власти страны были принятырешения, позволившие тысячам осужденных затак называемые «контрреволюционные преступ-ления» выйти на свободу. Уже 1 сентября 1953 г.«в целях дальнейшего укрепления социали-стической законности и повышения ролисоветского правосудия» был принят Указ Прези-диума Верховного Совета СССР «Об упраздненииОсобого Совещания при Министерстве внут-ренних дел СССР», в соответствии с которымВерховный Суд СССР наделялся правамипересмотра по протесту Генерального прокурорастраны решений бывших коллегий ОГПУ, «троек»НКВД-УНКВД, Особого совещания при НКВД-МГБ-МВД [1. С. 71]. Но принятие Указа неозначало, что он стал немедленно исполняться.Только 17 октября вышел совместный секретныйприказ МВД СССР и Генеральной прокуратурыСССР об исполнении названного Указа. Приказпредусматривал направление следственных дел,расследованных органами МВД, на рассмотрениев соответствующие суды по подсудности иотводил на рассмотрение жалоб и обращенийвсего 20 дней, после чего заключения по деламвместе с жалобами и следственным деломполагалось направлять в МВД СССР иПрокуратуру СССР для рассмотрения вустановленном порядке [1. С. 74-75].Активизация процесса реабилитации на местахначалась только после создания в 1954 г.комиссий (в Сибири - областных и краевых) попересмотру дел на лиц, осужденных за контр-революционные преступления. Эти комиссиисоздавались на основе Постановления ПрезидиумаЦК КПСС (февраль 1954 г.) в соответствии ссовершенно секретным приказом Генеральногопрокурора СССР, министра юстиции СССР,министра внутренних дел СССР и Председате-ля КГБ при Совете Министров СССР№ 96сс/0016/00397/00252 от 19 мая 1954 г. «Воисполнение решений директивных органов»приказ обязывал пересмотреть все уголовные делана осужденных за контрреволюционные престу-пления, отбывавших наказание в лагерях, ко-лониях и тюрьмах МВД, а также в отношении лиц,находившихся в ссылке на поселении. Дляпересмотра дел на местах создавались комиссии, всостав которых в обязательном порядке входилируководители вышеназванных ведомств соот-ветствующих административно-территориальныхобразований, возглавлял её прокурор. К работекомиссии привлекались следователи Особойинспекции отдела кадров УМВД, следователиУКГБ, народные следователи районных и обла-стных (краевых) прокуратур, члены областных(краевых) судов.Комиссии имели право отменять ранеевынесенные решения по уголовным делам иреабилитировать осужденного, о переквалифи-кации состава преступления, о сокращении сроканаказания, применении Указа ПВС СССР от27 марта 1953 г. «Об амнистии», об отмене ссылкина поселение и об отказе в пересмотре решения поделу. Выносимые Комиссией постановленияявлялись окончательными и пересмотру неподлежали. Приказ также определял порядок имеханизм рассмотрения дел и их документальногооформления, извещения осужденного о принятомрешении и т.д. Предполагалось в случае отменырешения по делу и полной реабилитации сниматьс оперативного учёта лиц с уничтожениемучётных карточек. Но последнее выполнено небыло, возможно, в связи с тем, что самиследственные дела уничтожению не подлежали.Рассмотрению не подлежали дела на лиц,осужденных за побеги, членовредительство, отказот работы в лагерях, квалифицированные по ст.58-14 УК РСФСР («Контрреволюционный сабо-таж») и соответствующим статьям УК союзныхреспублик. Несмотря на то, что в УК РСФСР быластатья за побеги (ст. 82), довольно часто приосуждении применяли ст. 58-14, так как побеграссматривался в качестве одной из формсопротивления режиму, и мера наказания по этойстатье позволяла применять ВМН - расстрел.Использование этой статьи было удобным во всехотношениях, так как, во-первых, способствовалопредупреждению и запугиванию возможныхбудущих беглецов, а во-вторых, улучшалопоказатели работы по выявлению «враговнарода». Также не подлежали рассмотрению делана лиц, отбывших наказание за контррево-люционные преступления, но вновь осужденных вместах заключения за уголовные преступления.Жалобы от них рассматривались в общем порядке[1. С. 78-80].Систему и механизм работы этих комиссийможно рассмотреть на основе протоколов заседанийкомиссии Томской области за 1954 г. Первое её засе-дание состоялось 7-8 июля 1954 г. под руководствомпредседателя комиссии - прокурора области старше-го советника юстиции Я.Ф. Выпряжкина. В работекомиссии приняли участие её члены - начальникиУправлений Минюста и КГБ по Томской областиВ.Ф. Скрябин и Н.С. Великанов. Секретарём комис-сии был назначен подполковник КГБ Д.К. Салтыма-ков. На первом заседании было рассмотрено 18 дел,из которых только по двум (на 6 чел.) были принятырешения о реабилитации в связи с отменой решения«тройки» УНКВД за недоказанностью состава пре-ступления. Четверо из проходивших по этим деламбыли расстреляны в 1937 г., в отношении Д.Д. Сухихи А.Ф. Хоменко (подавших ходатайства о пересмотредел и освобождении из ссылки на имя Генеральногопрокурора СССР и Председателя ПВС СССР) былопринято решение об обращении с представлением вЦентральную Комиссию по пересмотру следствен-ных дел об отмене решения Особого СовещанияМГБ СССР 1950 г. об их ссылке на поселение послеотбытия срока наказания.В отношении участника Великой Отечествен-ной войны А.Н. Ежакова, трижды раненного и яв-лявшегося инвалидом 2-й группы, был принесёнпротест на предмет снижения срока наказания с 10до 5 лет ИТЛ. В соответствии с Указом ПВССССР от 27 марта 1953 г. «Об амнистии» он былиз-под стражи освобождён со снятием судимости.К этому времени Ежаков уже отсидел 8 лет из на-значенного ему срока наказания. Ещё в одномслучае решение «тройки» ПП ОГПУ по ЗСК былоотменено за недоказанностью, и судимость сВ.П. Парфёнова была снята. Уже по отбытии сро-ка наказания он обращался в Верховный СоветСССР с ходатайством о пересмотре дела. В отно-шении 10 других его «подельников» решение«тройки» было признано правильным и оставленобез изменений. По остальным делам квалифика-ция составов преступления была признана пра-вильной и решения оставлены в силе. В итоге впересмотре дел и реабилитации было отказано 30гражданам.Принцип отбора дел на рассмотрение Комис-сии понять сложно. Так, в 12 случаях это былидела на лиц, отбывавших наказание в ОИТКУМВД Томской области, осужденных в 1946-1953 гг. преимущественно по ст. 58-10 либо пост. 58-10-11. Сведений об их обращениях и хода-тайствах в какие-либо властные структуры о пере-смотре дел в протоколе заседания Комиссии нет.К периоду 1934, 1937 и 1938 гг. относились толькотри дела из числа вынесенных на рассмотрение.Сложно определить наличие какой-либо системыи в подборе докладчиков по делам, их оказалосьшестеро - от рядового следователя районной про-куратуры до члена областного суда и трёх руково-дителей подразделений УКГБ [2. Л. 1-13]. Прото-кол содержит минимальную информацию по каж-дому делу - установочные данные на фигуран-та(ов), какой инстанцией осуждены, когда и накакие сроки, место отбытия наказания (если былоизвестно), а также - докладчик по данному делу. Врезолютивной части - решение, оформленное ко-лонкой объёмом от 7 до 20 с небольшим строкразмером менее половины ширины листа. Заклю-чения по материалам слушаний подшивались вуголовные дела.Изучение этих материалов позволяет лучшепонять принцип организованной в стране работы.Так, если гражданин обращался с ходатайством вкакую-либо инстанцию, то его обращение дляпроверки направлялось в тот орган, где он былосужден. После этого дело поднималось из архи-ва, изучалось, затем проводился передопрос зая-вителя и иных лиц, проходивших по этому делу вкачестве обвиняемых либо свидетелей. При необ-ходимости допрашивались и другие лица, которыемогли дать информацию по существу дела. На-пример, в случае с А.Ф. Хоменко изучение уго-ловного дела позволило выявить моменты тенден-циозного трактования фактов работниками, зани-мавшимися расследованием дела, наличия несоот-ветствий и т.п. Единственным доказательствомвиновности по делу было наличие признательныхпоказаний самих обвиняемых. Было установлено,что протоколы допросов подписывались обвиняе-мыми и свидетелями из-за боязни применения кним мер физического воздействия. «Компромети-рующими» материалами явились однотипныесправки на обвиняемых (по делу проходили ещё4 чел. - все расстреляны 14 октября 1938 г.), кон-статировавшие их «враждебность», составленныесотрудниками Томского горотдела НКВД. Ника-ких данных, подтверждавших участие обвиняемыхв шпионско-диверсионной группе, в деле не име-лось, как и не была подтверждена причастностьотдельных из них к японской разведке. Каких-либо иных материалов, доказывавших «преступ-ные действия» обвиняемых, в деле не было. При-водимые на следствии «факты» не перепроверялись,свидетели не допрашивались, очные ставки не про-водились. Более того, если А. Хоменко показала наследствии, что «сведения шпионского характера онаполучала от своего мужа, Шлыкова Алексея Нико-лаевича, старшего лейтенанта Красной Армии», топо его делу (арестован в феврале 1938 г. за четыремесяца до её ареста и расстрелян за контрреволюци-онную деятельность) она вообще не проходила [3.Л. 248-250]. Материалами дела и в результате про-ведённой в 1954 г. проверки, в том числе и неглас-ными методами, связь А. Хоменко с другими фигу-рантами доказана не была.С шестистраничным заключением старшегоследователя Особой инспекции отдела кадровУМВД Томской области ст. лейтенанта Стеколь-никова по делу Хоменко и др. об отмене решения«тройки» УНКВД по Новосибирской области иреабилитации всех осужденных согласился замес-титель прокурора области по спецделам советникюстиции Кравцов. Далее в деле подшиты выпискаиз протокола № 1 заседания областной комиссиипо пересмотру дел и сопроводительное письмо наимя Генерального прокурора СССР действитель-ного государственного советника юстицииР.А. Руденко о направлении дела с заключением ивыпиской из протокола Комиссии. В письме со-держалось обращение только о рассмотрении делаЦентральной комиссией «для решения вопроса оботмене решения Особого совещания МГБ СССРот 13 февраля 1950 г. в отношении А.Ф. Хоменкои освобождении её из ссылки». Несмотря на то,что заключение содержало исчерпывающую ин-формацию, подтверждавшую невиновностьА.Хоменко и других фигурантов по делу, вопрос ореабилитации перед Центральной комиссией неставился. Письмо было направлено 19 июля1954 г., а уже 9 августа Центральная комиссиясвоим протоколом № 12 утвердила решение обла-стной комиссии.Реабилитация к осужденным по делу лицампришла позднее. Механизм её был «запущен»справкой оперуполномоченного 5-го отдела УКГБпо Южно-Казахстанской области лейтенанта Алё-хина по названному делу от 23 мая 1955 г., в кото-рой он обращал внимание на то, что решение об-ластной комиссии в части отмены решения «трой-ки» УНКВД и реабилитации Центральной комис-сией не утверждалось, как не было и соответст-вующего ходатайства областного прокурора поэтому вопросу [3. Л.254-262].В другом случае член Томского областногосуда Чернышёв, рассмотрев материалы следствен-ного дела по обвинению 6 чел. в совершениипреступления по ч. 2 ст. 58-10, 58-11 и 58-14УК РСФСР, не нашёл «доказательств» необхо-димости отмены решения судебной коллегии поуголовным делам Нарымского окружного судаот 5 июля 1944 г. Но в части судьбы Е.А. Мако-вей, 1896 г.р., с учётом её преклонного возрастаи неграмотности, предложил её от поселения ос-вободить - она обращалась с просьбой об этом кГенеральному прокурору СССР. С его аргумен-тами согласился уже упоминавшийся замести-тель прокурора области Кравцов, но Комиссияпо пересмотру дел оставила приговор в силе, а входатайстве Маковей отказала [4. Л. 332-337]. Ксожалению, ни в деле, ни в протоколе Комиссиио причинах принятия такого решения никакойинформации нет. Вновь к этому делу вернулисьв апреле 1955 г., когда прокурором РСФСР былподан протест в порядке надзора в Судебнуюколлегию по уголовным делам Верховного судаРСФСР. Согласно протесту, приговор Нарым-ского окружного суда признавался неправиль-ным и подлежал изменению, в частности, попричине отсутствия материалов о наличии ка-кой-либо контрреволюционной организации, ли-бо об организационной контрреволюционнойдеятельности. В связи с этим обвинение пост.ст. 58-11 и 58-14 УК РСФСР из приговораподлежало исключению и дело в этой части про-изводством прекращалось за отсутствием соста-ва преступления. Обвинение же по ст. 58-10 ч. 2считалось доказанным и мера наказания былаопределена в соответствии со степенью содеян-ного каждого из осуждённых. 15 апреля 1955 г.Судебная коллегия с внесённым протестом со-гласилась [4. Л. 338-340, 343-344].Это дело было пересмотрено в октябре 1964 г.,когда Президиум Верховного суда РСФСР на своёмзаседании рассмотрел его по протесту заместителяпредседателя Верховного суда РСФСР А.К. Орловаи постановил: «Приговор Нарымского окружногосуда от 5 июня 1944 г. и определение Судебной кол-легии по уголовным делам Верховного суда РСФСРот 15 апреля 1955 г. …отменить и дело производст-вом прекратить за отсутствием состава преступле-ния» [4. Л. 349-352]. Справедливость восторжество-вала лишь через 20 лет после осуждения и через 10лет после первого пересмотра дела. Реабилитацияещё одного «фигуранта» первого заседания Комис-сии - А.И. Бошко - вообще затянулась на долгие 38лет, так как он был реабилитирован в соответствиисо ст. 3 и 5 Закона РСФСР «О реабилитации жертвполитических репрессий» только 24 июня 1992 г.[5. Л.171].Цели, поставленные и продекларированные вприказе № 96сс/0016сс/00397/00252 от 19 мая1954 г., не были выполнены по целому ряду при-чин. Во-первых, его авторы не представляли всегообъёма предстоявшей работы. Во-вторых, меха-низм пересмотра дел был достаточно сложным,требовал значительных материальных и времен-ных затрат. В-третьих, составы комиссий былинеработоспособными по причине их малочислен-ности и участия в них только руководителей ве-домств, для которых эта задача не была первооче-редной. За этими причинами скрывалась главная -государство не было готово к резким кардиналь-ным переменам в части решения судеб «враговнарода». Об этом свидетельствует хотя бы тотфакт, что, снимая обвинения по ряду пунктовст. 58 УК, пункт ст. 58-10 («Антисоветская агита-ция и пропаганда») оставлялся почти всегда. Не-обходимо учитывать и то, что решения по делампринимали люди, которые ещё совсем недавносами в массовом порядке отправляли этих «вра-гов» в лагеря. Перестраивать своё мировоззрениеи свои взгляды им было сложно, даже несмотря науказания и директивы ЦК партии и руководствосоответствующих ведомств.О неготовности государства к организуемойкампании реабилитации свидетельствует и сек-ретный характер работы комиссий. Вся переписка,связанная с их работой, имела гриф «совершенносекретно». Кроме того, уже 18 июля 1954 г. прика-зом за № 188сс/108сс/37сс были даны разъяснения(вновь «совершенно секретные»), за подписью за-местителей министра внутренних дел, Генерально-го прокурора и Председателя КГБ, что «знакомитьзаключённых и ссыльных с выписками из протоко-лов Центральной и местных комиссий по их деламзапрещается. Запрещается также устно сообщать отом, что дело рассматривалось Центральной илиместной комиссией». Выписки решений простообъявлялись от имени Прокуратуры, МВД и КГБСССР. В выдаваемых администрацией мест заклю-чения и поселений справках необходимо было ука-зывать, что заключённый или ссыльный освобож-дены на основе постановления Прокуратуры, МВДи КГБ СССР [1. С. 81-82].О причинах засекречивания работы комиссий,чётких объяснений нет ни в одном приказе илиином нормативном документе. Влияние на про-цесс реабилитации оказывали многие факторы. Ноглавное препятствие крылось в политике государ-ства и КПСС - признаться перед всем миром втворимых на протяжении десятилетий беззакониии произволе в стране, строившей «светлое буду-щее», о миллионах безвинных жертв было «поли-тически нецелесообразным». Н. Хрущёв в своихмемуарах писал: «Уже после ХХ съезда партии мыреабилитировали почти всех невинных (огромноезаблуждение либо умышленное сокрытие истин-ных масштабов репрессий. - В.У.), но тех, кто про-ходил по открытым процессам (Рыков, Бухарин,Зиновьев, Каменев и др. - В.У.), мы не реабилити-ровали, но не потому, что существовали доказа-тельства вины. Тут имелись соображения иногохарактера. Мы спрашивали тогда прокурора: «Бы-ли ли реальные доказательства их вины для су-да?». Никаких доказательств нет! А судя по темматериалам, которые фигурировали в деле этихлюдей, косвенно говоря, они не заслуживали нетолько обвинения, но даже ареста. Прокурор Ру-денко так и докладывал членам Президиума ЦКпартии в 1950-е гг. Почему же их тогда не реаби-литировали? Лишь потому, что после ХХ съездапартии, когда мы реабилитировали многих не-справедливо арестованных, на это бурно реагиро-вали люди внутри страны и за границей. Руково-дители братских коммунистических партий былиобеспокоены, потому что это событие потрясло ихпартии…».По словам Н. Хрущева, наиболее бурно реаги-ровали лидеры итальянской и французской ком-мунистических партий П. Тольятти и М. Торез,обратившиеся с заявлением, что реабилитация об-виняемых на этих процессах создаст невероятныеусловия для братских компартий, особенно длятех, чьи представители присутствовали на процес-сах. «Мы не хотели фактом признания несостоя-тельности этих процессов вооружить своих враговпротив братских компартий…» [6. С. 55-56]. Это,в конечном счёте, затормозило процесс реабили-тации на десятилетия. Именно по этой причине ився работа по реабилитации была засекреченной.Слова Хрущёва подтверждают наличие боязниреакции со стороны своего народа на всего лишьприоткрытие завесы с информации о «мудром исправедливом» руководстве страной со стороны«великого вождя» И. Сталина и тех, кто эту завесуприоткрыл. Началом отсчёта массовой реабилита-ции следует, видимо, считать сентябрь 1955 г. -после выхода Указа ПВС СССР от 19 августа1955 г. «О внесении изменений в статью 3 УказаПВС СССР от 1 сентября 1953 г. «Об упраздненииОсобого совещания при Министре внутренних делСССР». Указ позволил пересматривать дела воен-ным трибуналам, верховным судам союзных рес-публик, президиумам верховных судов АССР,краевых и областных судов.ХХ съезд КПСС, осудивший культ личностиСталина, официально признал наличие в СССРполитических репрессий и их незаконность. Реше-ния съезда подняли работу по реабилитации накачественно новый уровень. Так, уже в марте1956 г. были приняты два Указа ПВС СССР, ока-завших серьёзное влияние на организацию работыпо реабилитации. Указ ПВС от 10 марта отменилУказ ПВС от 21 февраля 1948 г. «О направленииособо опасных государственных преступников поотбытии наказания в ссылку на поселение в отда-лённые местности СССР». Все сосланные по это-му Указу автоматически подлежали освобожде-нию. А 24 марта был принят Указ ПВС СССР «Орассмотрении дел на лиц, отбывающих наказаниеза политические, должностные и хозяйственныепреступления». И уже 14 апреля КГБ при СМСССР был издан секретный приказ № 042 о реали-зации этого Указа в практической деятельностиорганов КГБ СССР на местах. В соответствии суказом создавались комиссии, в частности, дляпроверки в местах лишения свободы обоснован-ности осуждения лиц, обвинённых в совершениипреступлений политического характера. Комиссииимели право принимать на месте окончательныерешения об освобождении из мест лишения сво-боды лиц, неправильно осужденных, а также тех,чьё содержание под стражей не вызывалось необ-ходимостью. Комиссиям было разрешено прини-мать решения о сокращении сроков наказания,что, кстати, очень активно было использованоданными комиссиями на этом этапе их работы. Сосвобождаемых от наказания граждан снималисьсудимость и какие-либо ограничения в правах.Несмотря на непродолжительную работу этих ко-миссий Heђ(в соответствии с Указом они работали до1 октября 1956 г.), из мест лишения свободы былиосвобождены десятки тысяч человек.В середине 1950-х гг. Верховным Советом иСоветом Министров СССР был принят целый ряддокументов, имевших важнейшее значение дляреабилитации жертв режима. Среди них амнистии,касавшиеся некоторых категорий осужденных, втом числе и за политические преступления, поста-новления «Об устранении последствий грубыхнарушений законности в отношении бывших во-еннопленных и членов их семей» (июнь 1956 г.),«О трудовом стаже, трудоустройстве и пенсион-ном обеспечении граждан, необоснованно привле-чённых к уголовной ответственности и впоследст-вии реабилитированных» (сентябрь 1955 г.), «Оснятии с учёта некоторых категорий спецпересе-ленцев» (1955 г.), «О порядке расчётов по возме-щению реабилитированным гражданам стоимостиизъятого у них имущества» (ноябрь 1956 г.) и дру-гие. По большинству этих документов издавалисьТаблица 1Динамика реабилитации жертв политических репрессий в Западной Сибири (1954-1988 гг.)Год Алтайский край КемеровскаяобластьНовосибирскаяобластьТомская область Республи-ка АлтайВсегочел.1954 90 50 355 15 - 5101955 396 738 3525 271 1 49311956 3401 5448 3139 1001 8 129971957 2900 9762 6424 1988 3 210771958 3136 5578 4522 1974 92 153021959 6146 3528 6869 2316 34 188931960 1438 1280 2268 1394 4 63841961 720 462 1816 731 2 37311962 476 461 894 391 33 22551963 322 317 1029 342 2 20121964 213 339 576 350 6 14841965 410 309 444 493 41 16971966 206 241 303 215 4 9691967 244 125 151 65 2 5871968 187 116 152 35 1 4911969 101 72 158 40 - 3711970 121 80 86 16 - 3031971 40 44 88 12 - 1841972 22 33 26 9 - 901973 19 44 24 4 - 911974 22 28 36 6 - 921975 14 9 36 8 - 671976 10 19 21 1 - 511977 10 20 12 5 - 471978 21 6 25 2 - 541979 11 1 2 1 - 151980 3 4 2 7 - 161981 2 3 5 - - 101982 5 5 11 2 - 231983 - 1 8 1 - 101984 12 13 4 3 - 321985 1 1 12 1 - 151986 4 3 6 2 - 151987 4 21 1 2 - 281988 150 100 27 11 - 288Всего 20857 29261 33057 11714 233 95122ведомственные приказы и указания. Так, напри-мер, по постановлению в отношении судеб воен-нопленных 30 июля 1956 г. был издан приказ КГБпри СМ СССР № 0112, а в Министерстве обороныстраны - директива № 52690 от 23 июля 1956 г.Если приказ КГБ предусматривал механизм и по-рядок отбора контингентов и оформления соот-ветствующих документов, то директива предпола-гала организацию работы по восстановлениюбывших военнопленных в воинских званиях, ихувольнению со службы в запас или в отставку, за-считывание времени пребывания в плену в срокТаблица 2Динамика реабилитации жертв политических репрессий в Западной Сибири по десятилетиям (1954-2009 гг.)Год АлтайскийкрайКемеровскаяобластьНовосибирскаяобластьТомскаяобластьРеспубликаАлтайВсегочел.1954-1960 17507 26384 27102 8959 142 800941961-1970 3000 2522 5609 2678 91 139001971-1980 172 208 272 55 - 7071981-1990 9284 4869 5508 3658 805 241241991-2000 6843 6501 4728 3104 5334 26510После 2000 571 1572 1020 360 279 3802Всего 37377 42056 44239 18814 6651 149137Источник: Таблицы составлены автором на основе обработки баз данных Управлений ФСБ РФ по Кемеровской и Томской облас-тям, Управления по Республике Алтай, Управления архивного дела администрации Алтайского края и оперативных учётов УправленияФСБ РФ по Новосибирской области.службы и даже награждение отдельных из них [6.С. 142-143].По указам ПВС СССР снимались ограниченияв правах в отношении находившихся на спецпосе-лении немцев (декабрь 1955 г.), калмыков (март1956 г.), греков, болгар, армян (март 1956 г.),крымских татар, балкарцев, турок - гражданСССР, курдов, хемшилов (апрель 1956 г.) и пред-ставителей других национальностей. Несмотря нато, что продолжали действовать ограничения поих возвращению к местам прежнего проживания,возврату конфискованного имущества и некото-рые другие, эти документы можно отнести к пер-вым шагам со стороны государства по реабилита-ции этих народов.В Западной Сибири в 1954-1960 гг. процессреабилитации шёл активно. Если в СССР в 1954-1960 гг. были реабилитированы 737 182 человека,то сотрудниками органов госбезопасности Алтая,Новосибирской, Кемеровской и Томской областейи Республики Алтай (в рамках современного ад-министративно-территориального деления) -80 тыс. чел., в основном осужденных «тройками»,Особым совещанием и другими несудебными ор-ганами, что составило 10,85% от общего числареабилитированных в стране.До начала 1960-х гг. процесс реабилитациибыл на постоянном контроле КГБ и ПрокуратурыСССР. Вопросы, связанные с этой работой, посто-янно рассматривались на заседаниях коллегий,советах при начальниках территориальных орга-нов, на служебных совещаниях, партийных собра-ниях и собраниях коллективов правоохранитель-ных органов. Пересмотром архивно-следственныхдел чаще всего занимались сотрудники следствен-ных подразделений, за положительные результатыв этой работе они отмечались и поощрялись. Так,приказом начальника УКГБ при СМ СССР поТомской области № 014 от 5 октября 1956 г. былаобъявлена благодарность и выдана денежная пре-мия за достигнутые положительные результаты вработе, в частности, за пересмотр 67 архивно-следственных дел и вынесение по ним заключенийв отношении 567 чел. сотрудникам следственногоотдела К.П. Челнокову, А.Н. Гузняеву и др. Такиепримеры не были единичными.С началом 1960-х гг. работа по пересмотру ар-хивно-следственных дел пошла на убыль, о чём сви-детельствуют табл. 1 и 2. Причина заключалась всубъективном факторе, игравшем в 1960-1980-е гг.важнейшую роль в жизни советского народа. Этитаблицы наглядно отражают цикличность процес-сов реабилитации. Если в период с 1954 по 1970 г.в пяти субъектах Западной Сибири было реабили-тировано 93994 чел., то в период 1970-х и до1989 гг. - всего 1128 человек. Оживление работыпо реабилитации началось после выхода в светУказа ПВС СССР от 16 января 1989 г. «О допол-нительных мерах по восстановлению справедли-вости в отношении жертв репрессий, имевших ме-сто в период 30-40-х и начала 50-х годов». До2001 г. справедливость была восстановлена ещё вотношении 50 тыс. жителей этих регионов. К на-чалу нового тысячелетия работа по пересмотруархивно-следственных дел и реабилитации жертвполитических репрессий в основном была завер-шена - в названных субъектах были реабилитиро-ваны 149137 чел. В общей сложности (с учётомОмской области) число реабилитированных жертвмассовых репрессий периода 1920 - начала1953 гг. на территории Западной Сибири опреде-ляется в 180 тыс. человек.Уместно напомнить, что речь идёт только олицах, осужденных по политическим мотивам, безучёта направленных в Западную Сибирь на спец-поселение (несколько сот тысяч человек), реаби-литацией которых занимались органы внутреннихдел страны. Осужденные же по ст. 61 УК РСФСР(«За отказ от выполнения повинностей, общегосу-дарственных заданий или производства работ,имеющих государственное значение») или по За-кону от 7 августа 1932 г. («Об охране имуществагосударственных предприятий, колхозов и коопе-рации и укреплении общественной (социалистиче-ской) собственности») и целому ряду других ука-зов и законов Советского государства реабилита-ции не подлежали. Между тем осуждение по этимправовым актам, не будучи провозглашённымофициально, практически всегда подразумевалополитический характер их применения.Анализ таблиц позволяет сделать однозначныйвывод, что начатая в середине 1950-х гг. кампаниямассовой реабилитации жертв политическихрепрессий действительно носила характер хорошоорганизованной плановой программы, направ-ленной на восстановление справедливости вотношении пострадавших от репрессий. В этигоды в Западной Сибири были реабилитированыболее половины всех пострадавших от репрессий.Однако по мере развёртывания этой работыпартийно-советское руководство вынуждено былозадуматься о возможных негативных послед-ствиях этой кампании. Несмотря на всю секрет-ность работы, не было никакой возможностискрыть масштабы допущенного руководствомстраны беззакония по отношению к своемународу. Подобный произвол искажал обликгосударства, провозгласившего построениекоммунизма. Тем более, что непосредственноеотношение к организации массовых незаконныхрепрессий имели многие из руководителей СССР.Постепенно в стране произошла смена полити-ческих приоритетов. Тема массовых репрессий иреабилитации постепенно искусственно былаотодвинута далеко на задний план и стала активнозамалчиваться, вплоть до конца 1980-х гг.

Ключевые слова

политические репрессии, реабилитация, Западная Сибирь, political repressions, rehabilitation, Western Siberia

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Уйманов Валерий НиколаевичНациональный исследовательский Томский государственный университеткандидат исторических наук, соискатель кафедры истории и документоведения; зам. начальника Главного управления МЧС России по Томской областиuimim@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Сборник законодательных и нормативных актов о репрессиях и реабилитации жертв политических репрессий. М.: Республика, 1993. 223 с.
Архив УФСБ РФ по Томской области. Ф. 10. Оп. 7. Д. 29.
Архив УФСБ РФ по Томской области. Д. П-860.
Архив УФСБ РФ по Томской области. Д. П-6806.
Архив УФСБ РФ по Томской области. П-10774.
Мемуары Никиты Сергеевича Хрущева // Вопросы истории. 1990. № 5.
 Кампания массовой реабилитации жертв политических репрессий в Западной Сибири в середине 1950-х - 1980-е годы | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2012. № 2 (18).

Кампания массовой реабилитации жертв политических репрессий в Западной Сибири в середине 1950-х - 1980-е годы | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2012. № 2 (18).

Полнотекстовая версия