Состояние домов-интернатов системы социальной защиты населения на Южном Урале в начальный период рыночных реформ (1992-2000 гг.) | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2012. № 2 (18).

Состояние домов-интернатов системы социальной защиты населения на Южном Урале в начальный период рыночных реформ (1992-2000 гг.)

Рассматриваются причины резкого падения качества социального обслуживания в домах-интернатах Оренбургской и Челябинской областей в начальный период рыночных реформ. Утверждается, что кризис поразил не отдельные учреждения, а всю систему стационарного обслуживания. Автор связывает это с общим социальным и финансово-экономическим кризисом в стране и, в частности, с практикой финансирования стационаров посредством взаимозачётов. Ситуация стала исправляться лишь после возврата к нормальным товарно-денежным отношениям.

State of boarding rest homes pertaining to the social safety system in the South Urals during the initial periodof market reforms (1992-2000).pdf Организация стационарного социального об-служивания пожилых людей и инвалидов являетсяважной составной частью более широкой пробле-мы становления и развития системы социальнойзащиты населения в современной России. Низкаяэффективность этой системы - одна из причиннеприятия значительной частью населения либе-ральных реформ последних двух десятилетий изамедления темпов их реализации. В дома-интернаты помещались самые беспомощные иэкономически неактивные члены общества, неимевшие, как правило, близких родственников.Для них интернат являлся «последним пристани-щем», где они могли в более или менее сносныхусловиях доживать век, получая необходимое со-циальное обслуживание. По существу, положениетаких людей в интернатах является важным кри-терием гуманности социальной системы в целом игосударственного режима в частности. Поэтомувыявление причин неудовлетворительного поло-жения дел в домах-интернатах в годы радикально-го рыночного реформирования в форме «шоковойтерапии» и последующего системного кризисавторой половины 1990-х гг. является актуальнойзадачей исследователей-историков.К началу 1990-х гг. положение стационарныхсоциальных учреждений на Южном Урале, как и вцелом по стране, было крайне сложным. В сере-дине 1980-х гг. в Оренбургской области имелисьвосемь домов-интернатов для престарелых и ин-валидов, в их числе один для детей с умственнойотсталостью (ДДИ), три общего типа для преста-релых и инвалидов (ДИ) и четыре психоневроло-гических (ПНИ). Этого было недостаточно дляполного удовлетворения потребности [1]. В рам-ках принятой на 12-ю пятилетку (1985-1990 гг.)программы развития стационарных учрежденийдля престарелых и инвалидов «Забота» в 1988 г.был открыт ещё один крупный ПНИ - диспансерна 405 мест в Новотроицке [2. Л. 149]. Это позво-лило временно решить вопросы размещения«психохроников». Однако проблема устройствадругих категорий нуждающихся в постоянномстационарном обслуживании, особенно детей-инвалидов с физическими недостатками, остава-лась крайне острой. Для них в области вообще небыло ни одного стационара. Даже в соседней Че-лябинской обл., располагавшей восемнадцатьюстационарами, потребность намного превышалавозможности. (В 1994 г. при норме в 7 кв. м начеловека в среднем приходилось 4,7 кв. м). [3.Л. 36]. С началом радикального реформированиясоциально-экономической системы в стране по-ложение стационаров заметно осложнилось, при-близившись к критической черте. Главной причи-ной трудностей был резко снизившийся объёмфинансирования, который и в благополучные вре-мена оставлял желать лучшего. В результате ин-тернаты оказались на грани выживания.Летом 1992 г. контрольным управлением ад-министрации Оренбургской обл. были проведеныих ревизии, выявившие плачевное состояние ма-териальной базы, плохие жилищно-бытовые усло-вия, некачественное питание, низкий уровень ме-дицинского обслуживания. Судя по итогам про-верки, такое положение было характерно для всехбез исключения домов-интернатов. Виновникамиколлегия главного управления социальной защитынаселения Оренбургской обл. (ГУСЗНОО) при-знала руководство и персонал интернатов: «Серь-езные недостатки в содержании домов-интернатови обслуживании престарелых и инвалидов сталивозможными из-за низкой исполнительской дис-циплины директоров, главных бухгалтеров и вра-чей большинства проверенных домов-интернатов»[4. Л. 4].На первый взгляд, так всё и было. Например,проверкой выявлено, что в интернатах неудовле-творительно использовались капитальные вложе-ния, предназначенные для проведения капиталь-ного и текущего ремонтов. Выделенные Орен-бургскому ДИ на ремонт отопительной системыассигнования в 700 тыс. руб., хотя и были полно-стью израсходованы, но отопительная система встаром корпусе так и не была заменена [4. Л. 2].Малому лечебно-производственному предпри-ятию «Кор» за проведенный капитальный ремонтстоловой и других помещений было перечислено221 тыс. руб., но в справке о выполнении работ небыли указаны расход строительных материалов,произведенные затраты и объем выполненных ра-бот. В Новотроицком ПНИ кооперативу «Сантех-ник», проводившему капитальный ремонт, былоплачен счет в сумме 29,1 тыс. руб., а акт о вы-полненных работах составлен не был. Неизвестнотакже, на какие цели были израсходованы денеж-ные средства, выделенные для капитального ре-монта помещений интерната в сумме 210 тыс. руб.В Орском ДИ в августе 1991 г. было перечис-лено тресту «Спецобслуживание» 8 тыс. руб. наизготовление 100 памятников из мраморнойкрошки, но памятники изготовлены не были, день-ги трестом не возвращены. Бухгалтерия списалаэту сумму, что являлось грубым нарушением фи-нансовой дисциплины. Допускалось расходованиеи без того крайне скудных денежных средств нацели, «не отвечающие улучшению условий бытаобеспечиваемых». Так, в декабре 1991 г. в том жеОрском ДИ приобретены 4 компьютера стоимо-стью 130 тыс. руб. и 99,6 м ткани на сумму48,6 тыс. руб., которые использовались для удоб-ства работы персонала. Не был обеспечен кон-троль за расходованием горюче-смазочных мате-риалов, с грубыми нарушениями производилосьсписание запасных частей к автомобилям, мягкогои твёрдого инвентаря [4. Л. 10].Особенно много нареканий было в отношениимедицинского обслуживания престарелых и инва-лидов. Проверкой были вскрыты существенныенедостатки. Связь с лечебно-профилактическимии аптечными учреждениями была налажена слабо.Особенно много претензий к качеству медицин-ского обслуживания было предъявлено Оренбург-скому ДИ. Там в 1992 г. не были осмотрены пси-хоневрологом 47 обеспечиваемых из 83 (57 %), авместо положенных четырёх осмотров проведенвсего один. Истории болезни и карточки назначе-ний велись с грубыми нарушениями требований.В них, например, не указывалась дозировка лекар-ственных препаратов и длительность их примене-ния, не отражались продолжительность и эффек-тивность, курса лечения [4. Л. 2]. Практически вовсех интернатах были зафиксированы факты пря-мых хищений. Например, в Имангуловском припроверке недосчитались 213 зимних и 289 демисе-зонных пальто, 202 полушерстяных костюмов, 606пар полушерстяных и 675 пар хлопчатобумажныхносков. Отмечалось также, что в домах-интер-натах практически нет индивидуального подхода кобслуживаемым. Требования многочисленныхприказов по созданию и расширению лечебно-производственных мастерских исполняются не-удовлетворительно. Трудовая занятость носиласезонный (работа в подсобном хозяйстве) илислучайный характер и не являлась основным фак-тором социальной реабилитации. Многие пенсио-неры и инвалиды жаловались на отсутствие воз-можности занять свое время полезным и посиль-ным трудом [4. Л. 4]. Масса нарушений была вы-явлена в ходе проверок пищеблоков.Однако если взглянуть на проблему шире,сравнить положение вещей с другими регионами,то можно заметить, что везде происходило прак-тически одно и то же. Те же постоянные проверки,те же недостатки, то же «нерадивое» отношение ксвоим прямым обязанностям персонала и руково-дителей интернатов. Так, результаты проверок всоседней Челябинской области почти слово в сло-во повторяют выводы, сделанные относительноинтернатов Оренбургской обл.: грубые нарушенияфинансовой дисциплины, неудовлетворительноесодержание контингента, постоянные нарушениятехнологии приготовления пищи, массовые хище-ния продуктов питания. Повара воровали продук-ты даже в момент проверки [5. С. 49]. Несмотря напринимаемые меры и «оргвыводы», ситуация неменялась к лучшему на протяжении всей первойполовины 1990-х гг., а во второй половине ещёболее ухудшилась. По интернатам прокатиласьволна инфекционных заболеваний. В период сконца ноября до середины декабря 1996 г. в трехиз пяти отделений Оренбургского ДИ произошлавспышка дизентерии, в результате переболело 80человек, 7 умерли.Но нечто похожее происходило и в Челябин-ской обл. Практически во всех ПНИ и некоторыхинтернатах общего типа были зарегистрированыслучаи педикулеза. В Кусинском ДДИ зафиксиро-ваны случаи заболевания дифтерией [6. С. 63]. Из-за крайне неудовлетворительного медико-санитарного обслуживания в ряде учрежденийпроизошли вспышки заболевания туберкулезом: вЧебаркульском, Саткинском и МагнитогорскомПНИ были выявлены 45 человек с активной фор-мой заболевания, а в Магнитогорске даже имелиместо 2 летальных случая [6. С. 104]. В Воскре-сенском доме-интернате в 1998 г. произошёл по-жар, в результате которого в огне погибли 9 че-ловек [7. Л. 53]. Жёсткие меры, принимавшиеся вотношении руководства и трудовых коллективовинтернатов, не помогали. В Оренбургской обл.только в 1997 г. в качестве реакции на указанныесобытия были уволены 11 работников, а к 36 при-менены меры дисциплинарного взыскания. Ещёраньше были уволены директора Новотроицкого,Гайского и Мустаевского интернатов, которые «несмогли обеспечить жизнедеятельность вверенныхим учреждений». В Челябинской обл. после реги-страции смертельных случаев сменились практи-чески все сотрудники отдела стационарных учре-ждений главного управления социальной защитынаселения, уволены директора двух домов-интернатов [6. С. 104].Массовость отмеченных выше негативных яв-лений позволяет предположить, что на самом делеих корни лежали значительно глубже. Так, всеоб-щим фактом было плохое финансирование учреж-дений системы социальной защиты, не позволяв-шее в течение длительного периода не только ук-реплять и расширять материальную базу интерна-тов, но даже просто поддерживать её в более илименее нормальном состоянии. У директоров небыло экономических рычагов воздействия на си-туацию, как не было их, по большому счёту, и уруководства всей отраслью. Так, ещё в 1992 г. ди-ректор Гайского ДДИ М.П. Горшков указывал,что материальная база интерната находится в пла-чевном состоянии. Дефицит площадей не позволя-ет решить проблему скученности детей. Не хвата-ет спальных помещений, классных комнат, нет ниактового, ни спортивного залов. В интернате де-лаются попытки организовать для детей образова-тельный процесс, но нет специалистов в даннойсфере. Ясно, что при отсутствии финансированиярешить эти и другие проблемы не мог никакой,даже самый исполнительный руководитель.Директоров обвиняли в недостаточной требо-вательности и строгости по отношению к персо-налу, в том, что вводили незаконные надбавки кзарплате, закрывали глаза на хищения. Но при ми-зерной, совершенно не соответствующей характе-ру труда, заработной плате и, как следствие, чрез-вычайно высокой текучести кадров строгость по-могала мало. Сотрудники, особенно младший об-служивающий персонал, за свои места не держа-лись. Более того, работники пищеблока зачастуютолько потому и шли на непрестижную и низко-оплачиваемую работу, что получали возможность«добирать натурой». В условиях массовой «прива-тизации», когда люди в одночасье становилисьсобственниками баснословных капиталов, когдаприсваивались целые предприятия, было наивновзывать к нравственности. Оставалась одна мера -увольнение. Но младший и средний персонал ин-тернатов и без того надолго не задерживался. Те-кучесть кадров была поразительной. За год сменя-лось 70-90% работников. Оставшиеся должныбыли работать на полторы-две и более ставки. Та-кие нормы нагрузки не были предусмотрены зако-нодательством. Вот и приходилось директораминтернатов идти на финансовые махинации, что-бы не растерять последние кадры медсестёр, сани-тарок, поваров, кухонных рабочих.В 1990-е гг. даже урезанные финансовые сме-ты на содержание интернатов регулярно не испол-нялись. Особенно «популярной» эта практика ста-ла со второй половины 1990-х гг. Всеобщие не-платежи породили невиданную ранее систему фи-нансовых расчётов - взаимозачёты, или «бартер»,когда вместо нормального финансирования соци-альное учреждение «прикреплялось» к какому-либо предприятию - налоговому должнику идолжно было получать с него «натурой» выпус-каемую продукцию на сумму недостающего фи-нансирования, после чего продавать или обмени-вать её на строительные материалы, продукты пи-тания и другие необходимые интернату товары.Так, в 1998 г. в Челябинской обл. финансированиесоциальной сферы из областного бюджета былоосуществлено лишь на 57,6 % от плана, в том числев денежной форме всего на 19,4 % от этой урезаннойсуммы. Остальное финансировалось так называе-мым взаимозачётом. Взаимозачётом были получены45,6% медикаментов, 95,6 % мягкого инвентаря,96,5% продуктов питания [6. С. 96]. Такая же карти-на наблюдалась и в Оренбургской области, где «Же-сткий режим финансирования… потребовал… пре-имущественного применения безденежных формрасчётов» [8. Л. 90], что также не способствовалоукреплению финансовой дисциплины.Так, Новотроицкому интернату «повезло»: онбыл прикреплён к городскому хлебокомбинату, ане к какому-нибудь горнорудному предприятию, имог использовать получаемую продукцию по пря-мому назначению. Но и здесь не всё было просто.Комбинат, несмотря на огромные долги, не желалидти на взаимозачёт с интернатом и поставлятьхлебные изделия, крупы и макароны «бесплатно»в счёт налога на добавленную стоимость, а пред-почитал и дальше оставаться должником [9.Л. 85]. Но можно ли было ставить в вину директо-ру, что он не добился от комбината того, чего немогло добиться целое государство с его каратель-ной системой, и потому обеспечиваемые голо-дали?Отсутствие нормального финансированияпривело к тому, что во всех интернатах (и Челя-бинской, и Оренбургской областей) и без тогоскудные нормы питания были сокращены вдвое.Вряд ли их руководители решились бы держатьподопечных на полуголодном пайке по собствен-ной инициативе. Наверняка имело место соответ-ствующее распоряжение «сверху». Недостающеепродовольствие интернаты должны были добы-вать сами. У одних это получалось лучше, у дру-гих хуже. Так, директор Оренбургского ДИ с гор-достью докладывал, что «при половинном финан-сировании из бюджета питание полностью обес-печено по большинству групп продовольствия».Однако это было, скорее, исключение из правила.В целом же проверка показала, что «в Оренбург-ских интернатах плохо организовано питание, пи-тание по своей калорийности не соответствуетнормам» [9. Л. 144]. В такой ситуации у руководи-теля большого выбора не было: либо содержаниеобеспечиваемых на голодном пайке, либо нецеле-вое использование средств. Но и в том, и в другомслучае он совершал нарушение и подлежал дис-циплинарному взысканию.Увеличились затраты на лекарственные пре-параты за счёт привлечения внебюджетныхсредств. А откуда эти средства брались? Тут и от-крываются причины нарушений финансовой дис-циплины при проведении ремонтных работ.Строительные деньги пошли на закупку продо-вольствия и медикаментов, получить которыевзаимозачётом было практически невозможно. Аответственности за питание и лечение контингентас директоров никто не снимал. Нехватка лекарствпородила такие уродливые формы терапии, какзамена медикаментозного лечения «средстваминародной медицины». О роли этих «средств» ввозникновении эпидемии высказался главный са-нитарный врач Оренбурга В.И. Кудрин: «Орен-бургский пример поучителен для всех. И всё по-тому, что начинали лечить неизвестно чем, испро-бовали ряд препаратов и обратились в больницу,только когда пошло массовое заболевание и, какрезультат, 80 человек госпитализированы. Появи-лись хронические больные, лечение которым не-обходимо два-три года» [9. Л. 98]. Но ведь не отхорошей жизни больных лечили собственнымисилами. Не было медикаментов, хронически нехватало медицинских работников, а с районнымибольницами, не заинтересованными в бесплатномобслуживании интернатов, устанавливать контак-ты было трудно. Там не считали «интернатских»своими пациентами и принимали только тогда,когда уже требовалась срочная госпитализация.Механизм развития хронических инфекцион-ных заболеваний раскрыл в своём выступлении наодной из коллегий ГУСЗНОО заведующий отде-лением Оренбургской городской инфекционнойбольницы, кандидат медицинских наук С.П. Ми-хайлов: «Когда в кишечнике нет нормальной мик-рофлоры, создается там экологическая ниша, ко-торая заполняется инфекционными микробами иразвивается заболевание. Вашим больным необ-ходимо повышение употребления калорийногопитания, витаминов. Питание сейчас неадекватно.Витаминов в продуктах мало, и мы наблюдаем убольных состояние, с которого начинаются эколо-гические авитаминозы. Заболевания эти наблюда-ются только у бомжей… Больные, особенно пере-несшие инфекционное заболевание, должны обя-зательно получать биопрепараты, только тогдадизентерийные палочки и сальмонеллы не будутиметь условия для своего развития. Для полногоизлечения таких больных нужны большие дозыВАК-добавок. Ныне выдаваемые 2-3 дозы прохо-дят в кишечном тракте транзитом, совершенно неприживаясь. Только из 20-30 доз что-то можетприживиться, что-то начнет работать. Если пойде-те по этому пути, то заболевание излечите» [9.Л. 96]. Но денег на десятикратное увеличениеприёма биопрепаратов сотне переболевших глав-ное управление выделить не могло. Отсюда и хро-нические заболевания, «которые наблюдаютсятолько у бомжей». Отсюда и еженедельные про-верки вместо реальной финансовой помощи.Так действительно ли виноватыми в эпидемиибыли только директора интернатов, как это пыта-лись представить чиновники Главного управленияи областной администрации? Но известная долявины лежала, конечно, и на руководстве интерна-тов. Их порой подводило излишнее усердие, впол-не, впрочем, понятное после волны массовых дис-циплинарных и административных наказаний, по-следовавших в ходе выполнения совместного сцентром Госсанэпиднадзора приказа ГУСЗНОО от30.12.96 «О неотложных мерах по предупрежде-нию возникновения и распространения инфекци-онных заболеваний и пищевых отравлений в соци-альных учреждениях стационарного типа». На-пример, стали в массовом порядке открываться«отделения милосердия» для лежачих и малопод-вижных пациентов, что само по себе было пра-вильным. Но, когда это делалось без наличия не-обходимых площадей и дополнительного персо-нала, хорошее дело превращалось в свою проти-воположность. В Оренбургском ДИ, главном ви-новнике издания указанного приказа, пошлидальше всех и поделили весь обслуживаемый кон-тингент на ряд статусных групп. В первую быливыделены участники войны. Для них было откры-то особое отделение, «где созданы наиболее ком-фортные условия для проживания инвалидов иучастников войны, вдов мужей, погибших на вой-не. В основном они проживают по 1-2 человека,созданы домашние условия - ковры, холодильни-ки, телевизор, а главное, спокойствие» [8. Л. 52].Постояльцы, прибывшие из мест лишениясвободы, ранее судимые или неоднократно при-влекавшиеся к административной ответственностиза нарушение общественного порядка, тоже полу-чили своё отделение, но уже без ковров и холо-дильников и с гораздо более плотным заселениемпалат (по 8-14 человек). «Такое дифференциро-ванное расселение позволило повысить качество икультуру обслуживания проживающих, создатьуют и спокойствие проживающих в интернате», -докладывал директор [8. Л. 53]. Но возникает во-прос, в каких условиях оказались те, за счёт «уп-лотнения» которых создавался этот «уют»? Ведьдополнительных площадей в интернате в тот пе-риод не появилось. Значит, ещё более нарушалисьи без того превышенные вдвое санитарные нормынаполняемости палат и создавались благоприят-ные условия для новых вспышек инфекционныхзаболеваний. Поразительно, но и после эпидемиине было принято никаких мер по улучшению тех-нического состояния пищеблоков, наиболее веро-ятных центров скопления инфекций. По словамзаместителя главного санитарного врача Орен-бургской обл. А.Г. Яковлева, контроля за интерна-тами после эпидемии было в избытке: «Каждыйдом-интернат проверен с начала года по 6-7 раз,это больше, чем один раз в месяц. Однако третьоборудования на пищеблоке как не работала, так ине работает, включая нагреватели воды и моечныеванны. А ведь сердце вашего дома-интерната -пищеблок и вода» [9. Л. 95]. Но ремонт и установ-ка исправного оборудования пищеблоков требова-ли финансирования, которое отсутствовало. Вот исводилось управление к формальным проверкамда дисциплинарным взысканиям.К концу 1990-х гг. ситуация стала настолькоугрожающей, что потребовался особый Указ Пре-зидента «О мерах по улучшению условий прожи-вания престарелых и инвалидов в государствен-ных и муниципальных учреждениях» [10]. В соот-ветствии с этим документом расходы по капи-тальному строительству и ремонту домов-интер-натов частично должны были осуществляться изсредств Пенсионного фонда РФ, то есть за счёттех же пенсионеров. В целом по стране на эти ну-жды из бюджета ПФ РФ в 2001 г. было выделено3 млрд руб., а в последующие годы ещё большиесуммы. Таким образом, попытки решения пробле-мы чисто административными методами не при-вели к качественному изменению ситуации. Улуч-шаться она стала лишь после того, как было уве-личено финансирование отрасли за счёт привлече-ния средств Пенсионного фонда РФ.

Ключевые слова

стационарные социальные учреждения, кризис 1990-х гг., административные методы управления, South Urals, elderly and disabled people, stationary social service institutions, crisis of the 1990-s, "barter" (exchange of commodities)

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Смирнов Геннадий СергеевичРоссийская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Челябинский филиал)кандидат исторических наук, доцент кафедры государственного управления, правового обеспечения государственной и муниципальной службыsss45@inbox.ru
Всего: 1

Ссылки

Государственный архив Оренбургской обл. (ГАОО). Ф. 1082. Оп. 1.
ГАОО. Ф. 1082. Оп.1. Д. 1046.
ГАОО. Ф. 1082. Оп.1. Д. 1129.
ГАОО. Ф. 1082. Оп. 1. Д. 1156.
Смирнов Г.С. От кризиса до кризиса: этапы развития системы стационарных учреждений социального обслуживания Челябинской области в 1996-2010 гг. // Вестник Южно- Уральского государственного университета. № 30 (247). 2011. Сер. «Социально-гуманитарные науки
Гартман Н.А., Смирнов С.С. Становление и развитие системы социальной защиты населения в Челябинской области. Челябинск: Изд-во Чел. гос. ун-та, 2000. 158 с.
Объединённый государственный архив Челябинской обл. Ф. Р-948. Оп. 18. Д. 1524.
ГАОО. Ф. 1082. Оп. 1. Д. 1242.
ГАОО. Ф. 1082. Оп. 1. Д. 1244.
Указ Президента РФ от 25 декабря 2000 г. № 2063. «О мерах по улучшению условий проживания престарелых и инвалидов в государственных и муниципальных учреждениях // http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_117 50.html (дата обращения: 03.12.11).
 Состояние домов-интернатов системы социальной защиты населения на Южном Урале в начальный период рыночных реформ (1992-2000 гг.) | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2012. № 2 (18).

Состояние домов-интернатов системы социальной защиты населения на Южном Урале в начальный период рыночных реформ (1992-2000 гг.) | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2012. № 2 (18).

Полнотекстовая версия