К вопросу о влиянии политических взглядов Дадабхаи Наороджи на формирование индийской националистической идеологии | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2012. № 2 (18).

К вопросу о влиянии политических взглядов Дадабхаи Наороджи на формирование индийской националистической идеологии

Рассматриваются политические взгляды Дадабхаи Наороджи - одного из ведущих индийских мыслителей, жившего в то время, когда вопросы о единстве индийской нации и об отношении к иностранному правительству активно обсуждались в колониальном обществе, однако окончательное требование о предоставлении Индии независимости еще не было сформулировано. Автор анализирует значение политических взглядов Дадабхаи Наороджи с точки зрения их вклада в формирование антиколониальной идеологии.

The question the influence of the Dadabhai Naorojis political views on the formation of the Indian nationalistideology.pdf Спор об особенностях и характере восточногонационализма имеет весьма долгую и непростуюисторию, производную от попыток выявленияспецифики восточного пути развития и отхода отевропоцентристских традиций. Проблема форми-рования и развития индийского антиколониально-го национализма имеет многочисленные интер-претации в отечественной и зарубежной историо-графии. Согласно одной из наиболее влиятельныхтеорий, выдвинутой индийским исследователемП. Чаттерджи, национализм сформировал сферусобственного суверенитета в колониальном обще-стве задолго до превращения в освободительнуюидеологию. Разделяя мир общественных институ-тов и практик на «внешнюю», материальную сфе-ру, включающую экономику, политику, техноло-гии, и «внутреннюю», духовную, заключающую всебе сущностные черты культурной идентичности,он признавал западное превосходство в первойобласти и необходимость её копирования. Но чемболее успешным было усвоение индийцами за-падных образцов в материальной сфере, тем болееважной осознавалась необходимость сохранениядуховной культуры. После негласного провозгла-шения суверенитета во внутренней сфере нацио-налистическая мысль начинала осваивать полити-ческую область. Здесь формы её проявления былисходными с европейскими аналогами, поскольку вцелом индийский национализм основывался назападных политических теориях и стремился кутверждению государства современного образца.П. Чаттерджи видел специфику индийского на-ционализма в его первоначальном периоде, свя-занном с развертыванием просветительского дви-жения [1. С. 286-287]. Не менее важным пред-ставляется изучение процесса освоения индий-ским национализмом политической сферы.Среди индийских регионов Бенгалия былабезусловным лидером в реформаторских и про-светительских процессах (хотя в других частяхстраны они тоже присутствовали в той или инойстепени), но зарождение теорий экономическогонационализма и оформление политического дис-курса, заложившего основы индийского политиче-ского либерализма, происходило в Западной Ин-дии (Бомбей, Гуджарат), являвшейся центром тор-гового и экономического развития.В этом плане особый интерес вызывает фигураДадабхаи Наороджи, справедливо ассоциируемаяс теорией «выкачки», течением раннего экономи-ческого национализма и истоками индийского по-литического либерализма. В данной статье основ-ное внимание будет уделяться политическимвзглядам Дадабхаи Наороджи. Один из основныхвопросов заключается в том, можно ли считатьтруды Дадабхаи Наороджи собственно национа-листическими или же корректнее будет причис-лить их к предвестникам более позднего оформле-ния антиколониальной идеологии? Аргументом впользу последнего могут послужить неоднократ-ные примеры демонстрации индийским мыслите-лем своей лояльности по отношению к колониаль-ной власти. Тот факт, что Дадабхаи Наороджи былпервым из индийцев, получившим академическоезвание профессора (математики) в 1852 г., и пер-вым членом английского парламента (в 1892 г.был избран в палату общин), свидетельствует овысокой степени его вестернизированности.Дадабхаи Наороджи, будучи основателем од-ного из наиболее влиятельных направлений свет-ской национально-освободительной идеологии, небыл ни индусом, ни мусульманином, а являлсяпредставителем общины парсов - потомков зоро-астрийцев, которые в VII в., спасаясь от преследо-ваний мусульманских правителей Ирана рассели-лись на западе Индии. В соответствии с тради-циями парсизма, основным обращением к каждо-му парсу было индивидуальное имя, которое дава-лось ребенку после составления гороскопа и опре-деления планеты, под знаком которой он родился.«Дадабхаи» было именем мыслителя, а «Наород-жи» индивидуальным именем его отца, которое пораспространенной практике также ставилось вофициальных документах. Поэтому правильнымсчитается либо полное именование мыслителя -Дадабхаи Наороджи, либо ограниченное толькоиндивидуальным именем - Дадабхаи. Семейнаяфамилия Дадабхаи - Доди - использовалась крайнередко, что тоже соответствовало традиции парсов.После прихода в Индию европейцев не огра-ниченные ни кастовыми правилами, ни запретамина ведение ростовщической деятельности парсыоказались наиболее способной к торговле и пред-принимательству группой туземцев. Будучименьшинством, не обладающим самостоятельнойполитической силой, они превратились в самыйлояльный британскому правительству сегмент ко-лониального общества. В XIX в. община парсов,как и в целом Бомбей, где они компактно прожи-вали, подверглась процессам социального рефор-мирования. У парсов наблюдались те же тенден-ции развития этих процессов, что и в среде болеемногочисленных этнических и религиозныхгрупп. Как для большинства индусов и мусульман,для парсов было характерно преобладание рели-гиозной и региональной форм идентичности и со-ответствующее понимание терминов «нация» и«национальный». Реформаторские процессы вобщине парсов также сопровождались противо-поставлением себя другим индийским общностям(хотя и без выраженной враждебности). Извест-ный представитель данной общины, современникДадабхаи, Досабхаи Фрамджи Карака в качественаиболее безоговорочного, по его мнению, под-тверждения высокоразвитого национального чув-ства парсов приводил примеры многочисленныхфактов помощи и содействия их собратьям, вменьшинстве проживающим в Персии. Причинойуспехов парсов в торговле Д.Ф. Карака считал их«положительные качества и настойчивость», ко-торые, в отличие от индусов и мусульман, позво-лили наиболее удачно воспользоваться предостав-ленными британским правлением возможностями[2. P. XIX-XXII]. Он также представлял парсовкак наиболее прогрессивную группу индийцев ввопросах социального реформирования, в частно-сти в сфере развития женского образования [2.P. XXVI-XXVII]. Дадабхаи всегда сохранял своюидентичность и во время длительного пребыванияв метрополии активно содействовал развитию об-щины парсов в Великобритании и распростране-нию знаний о ней. Однако в его выступлениях пе-ред широкой аудиторией, включавшей как англи-чан, так и индийцев (т.е. не только парсов) в Ли-верпульском обществе Лондона, посвященныхкультуре парсов, противопоставление другим ин-дийским общностям отсутствовало. Дадабхаилишь акцентировал внимание на создавшемсявследствие распространения просвещения и соци-ального реформирования внутреннем «расколе»общины между «старшим традиционным» и «но-вым вестернизированным» поколением [3. P. 5]. Вдальнейшем сохранение у Дадабхаи идентичностипервого уровня не препятствовало продвижениюидеи единой индийской нации, а тот факт, что еголичность вплоть до настоящего момента являетсяпредметом культурной гордости парсов, не проти-воречит тому, что за ним прочно закрепилось дан-ное еще при жизни его соотечественниками-индийцами именование «Великого старца Индии»(«The Old Grand Man of India»).Как показала в своём исследовании Е.Ю. Ва-нина, идеологи и практики различных направле-ний индийского национализма представляли по-разному прошлое своей страны и использовалиисторию в качестве одного из механизмов обосно-вания своих концепций [4]. Исторические взглядыДадабхаи в центральных положениях совпадалис представленной ориенталистами-индофобами«картиной прошлого Индии», являвшейся однимиз способов репрезентации колониальной власти.Дадабхаи характеризовал доколониальный периодиндийской истории как непрерывный комплекс-ный регресс. Политические условия, по его мне-нию, представляли «обыкновенный восточныйдеспотизм», сопровождавшийся беззаконием, бес-правием и тотальной необразованностью населе-ния. Абсолютная некомпетентность и непонима-ние собственных обязанностей правителями ин-дийских регионов, непрерывные интриги и убий-ства в их семьях, а также постоянные внутренниевойны неизбежно приводили к тому, что у населе-ния отсутствовало осознание четкой политическойцели, являющееся, по его мнению, необходимымусловием для роста и благосостояния любой на-ции. Барьерами на пути морального и духовногоразвития доколониального общества Дадабхаисчитал влияние необразованного духовенства,идолопоклонство и сохранение ряда регрессивныхсоциальных институтов (сати, убийство младенцевженского пола и т.д.). Уровень экономическогоразвития доколониальной Индии Дадабхаи оцени-вал как стагнацию, обусловленную законсервиро-ванными с древности формами земледелия и ре-месленного производства и отсутствием стремле-ний к их совершенствованию. Кастовая сегрегацияпрепятствовала росту талантов и гениев, а преду-беждение против заграничных путешествий - рас-пространению новых идей и знаний, что губи-тельно сказалось на интеллектуальном развитиистраны. Подтверждением Дадабхаи считал то, чтоединственным предметом гордости индусов оста-валась литература тысячелетней давности. Дубли-руя в ряде положений ориенталистскую теорию,он давал полярно противоположные оценки исто-рическому периоду, связанному с приходом коло-низаторов, осуществивших, по его определению,установление закона, порядка, гарантий безопас-ности жизни и собственности, внедрение совре-менных систем правосудия и образования. Благо-даря созданию британцами железных и общест-венных дорог, каналов и внедрению английскогопредпринимательства был задан импульс для раз-вития естественных ресурсов Индии. В социаль-ном плане Дадабхаи считал достижением колони-заторов избавление индийцев от антигуманисти-ческих ритуалов [5. P. 26-27]. В качестве отдель-ной заслуги иностранной власти Дадабхаи выде-лял создание основ для осознания индийцами воз-можности национальной консолидации. Выступаяна второй сессии ИНК в 1866 г., Дадабхаи заявлял,что факт создания Конгресса является событиемисключительной важности для индийской исто-рии, поскольку «ни замечательные периоды прав-ления индусских раджей, ни эпохи мусульманскихправлений, в частности время великого Акбара, несоздавали возможностей для объединения такогорода, где все классы и сообщества могли бы гово-рить на одном языке» [6. P. 332-333].Отношение Дадабхаи к современной ситуацииявлялось не было однозначным, отклоняясь в рядесущественных положений от грубых ориенталист-ских доктрин, что в итоге позволяет считать егодискурс националистическим. По утверждениюП. Чаттерджи , индийский политический национа-лизм изначально видел свою главную цель в оспа-ривании принципа колониального различия. Поиронии истории, задача национализма, которыйнастаивал на культурных различиях с Западом,стала заключаться в том, чтобы добиться отменыэтого различия в государственной сфере [1.P. 291-292]. Анализ дискурса Дадабхаи Наороджиубедительно подтверждает тезисы П. Чаттерджи.Правило колониального различия основыва-лось на идее о расовой сегрегации и неполноцен-ности туземного населения, объясняющей его не-способность участвовать в государственных де-лах. Дадабхаи отвергал данные расистские поло-жения. В 1866 г., выступая в «Этнологическомобществе» Лондона с докладом «Европейская иазиатская расы», он отвечал на высказанные ранеепрезидентом этого общества Дж. Кравфурдом су-ждения о неполноценности азиатских народов.Используя широкий комплекс знаний о культур-ных достижениях индусов, мусульман, парсов иарабов, Дадабхаи доказывал, что азиатские обще-ства не отстают от любой другой нации в мире«ни головой, ни сердцем» [7. P. 4-31]. Впоследст-вии эти взгляды проявились в политической дея-тельности «отца-основателя» Конгресса, стре-мившегося к предоставлению членам туземногообщества доступа к управлению государством.Однозначно положительные оценки историче-ской миссии британского колониализма сочета-лись в дискурсе Дадабхаи Наороджи с не менееоднозначной и резкой критикой проводимого ко-лониальными властями политического курса.Анализируя «плюсы» и «минусы» британскогоправления, в качестве последних он приводилданные о наносимом туземному обществу ком-плексном ущербе. С этим положением связана из-вестная теория «выкачки», справедливо считаю-щаяся основой течения экономического национа-лизма. Тезис о наносимом колонизаторами мате-риальном ущербе Индии основывался на полит-экономических расчетах и статистических данных.Целью данной статьи не является анализ экономи-ческих положений и оценка правильности подсче-тов Дадабхаи, однако следует отметить, что оши-бочным было бы сводить сущность теории «вы-качки» исключительно к экономической сфере.Одним из существенных элементов теории былтезис о «моральной выкачке», под которой пони-малось систематическое изъятие научного и прак-тического опыта в области управления государст-вом, администрирования, законодательства. Об-щая оценка прогрессивности периода британскогоправления не стала препятствием для характери-стики мыслителем современной индийской ситуа-ции как «общенационального бедствия». Основ-ной причиной моральной выкачки он считал то,что все высокие посты на индийской гражданскойслужбе занимали англичане, возвращавшиеся народину после выхода на пенсию и увозящие с со-бою «опыт, знания и мудрость». В итоге просве-щенные индийцы чувствовали себя «манекенами,украшенными мишурой образования», получениекоторого оказывалось единственной целью ихжизни. Тысячи выпускников университетов попа-дали в аномальную ситуацию, осознавая бессмыс-ленность полученного образования, и были выну-ждены нищенствовать, слушая оправдания прави-телей о том, что они заботятся о соблюдении ихестественных прав. Наиболее негативным следст-вием создавшейся ситуации Дадабхаи считал от-сутствие условий для появления собственных на-циональных лидеров. Дальнейшее сохранениеданного положения, по его прогнозу, неизбежнопривело бы страну к «огромному социальномупотрясению», ведущей силой которого стало бытуземное образованное население. В качествеединственной меры, способной предотвратитьнадвигающуюся катастрофу, Дадабхаи рассматри-вал предоставление индийцам возможности уча-стия в управлении государством [8. P. 465-467].Данное предложение выражалось в виде конкрет-ной программы реформ. Возможность поступле-ния индийцев на индийскую гражданскую службумогла бы быть обеспечена введением системыединовременных экзаменов на получение должно-сти, предусматривающей возможность сдачи этихэкзаменов в колонии [9. P. 345-349]. По сущест-вующему законодательству формальное правоучастия в экзаменах, которые начали приниматьсяс 1853 г., предоставлялось англичанам и индийцам(существовал возрастной ценз - не старше 23 лет,а с 1876 г. - не старше 19 лет). Но то обстоятель-ство, что экзамены принимались лишь в Лондоне,естественным образом ограничивало возможностидля туземных представителей. Программа Дадаб-хаи предусматривала введение одинаковых стан-дартов для экзаменов, принимающихся в метропо-лии и колонии, что обеспечило бы доступ к граж-данской службе только «лучших людей» из тузем-ного общества и автоматически избавило бы анг-личан от сомнений в их полноценности [9. P. 500-503].Безусловно, идеи Дадабхаи были далеки оттребований предоставления индийцам государст-венного суверенитета. Даже после провозглаше-ния в ИНК лозунга свараджа, заключающегося втребовании предоставления Индии статуса доми-ниона, Дадабхаи, как и другие лидеры «умерен-ных», считал необходимым осуществлять дости-жение данной цели при сотрудничестве с колони-альной властью. С другой стороны, в ряде его вы-сказываний можно усмотреть имплицитное оспа-ривание сущности колониальной системы. В част-ности, утверждение о том, что европейцев нельзяпризнавать естественными лидерами человечест-ва, что все их попытки положительного влиянияна другие народы приводят к временным и по-верхностным результатам, по сути, ставили подсомнение легитимность иностранной власти [8.P. 445-446].Хотя для взглядов Дадабхаи была характернавысокая степень лояльности к колониальномуправительству, их в полной мере можно признатьпрогрессивными с учетом специфики социально-политического контекста тогдашней Индии. Натот момент индийский политический дискурс на-ходился еще на стадии оформления, поскольку длядеятелей Бенгальского Возрождения более акту-альными представлялись вопросы социального икультурно-религиозного характера, а проблемыгосударственного управления чаще всего отступа-ли на второй план. Политическая концепция Да-дабхаи Наороджи являлась одной из тех конст-рукций, с помощью которых национализм осуще-ствлял своё проникновение во внешнюю, полити-ческую сферу. Признание необходимости предос-тавления индийцам возможности участия в управ-лении государством, воплощенное в виде кон-кретной программы реформ было той транзитнойточкой, через которую сам политический дискурсосуществлял переход от пробританской позиции кнационалистической идеологии.Другое важное политическое значение имелазаложенная во взглядах Дадабхаи Наороджи идеяисторического прогресса. Различные историческиеконцепции, предлагаемые рядом националистиче-ских идеологов, основывались на идеализирован-ном восприятии какого-либо периода индийскойистории («Золотой век индусской нации», «времяВеликого Акбара») и видели основную цель даль-нейшего развития страны в восстановлении утра-ченных порядков. Безусловно, данные теории, ос-новываясь на исследованиях западных востокове-дов-индофилов, сыграли большую историческуюроль в преодолении комплекса культурной непол-ноценности и осознании различных уровней общ-ности, однако обладая социально-утопическимхарактером, вряд ли сумели бы стать основой дляполитического развития независимой Индии. По-литические взгляды Дадабхаи Наороджи, в осо-бенности озвученная им идея необходимости ре-формирования общества и системы управления,содержали рациональные представления о целесо-образности радикальных политических измене-ний. Взгляды Дадабхаи Наороджи фактически за-ложили основы для развития индийского полити-ческого либерализма, превратившегося впоследст-вии в основную политическую доктрину разви-вающейся индийской буржуазии, которая сталаодной из ведущих социальных сил в антиколони-альном движении.

Ключевые слова

Дадабхаи Наороджи, антиколониальный национализм, политическая история Индии, Dadabhai Naoroji, anti-colonial nationalism, political history of India

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Палишева Наталья ВитальевнаНовосибирский государственный педагогический университетаспирантка кафедры всеобщей истории, историографии и источниковедения Института истории, гуманитарного и социального образованияpalisheva@hotbox.ru
Всего: 1

Ссылки

Чаттерджи П. Воображаемые сообщества: кто их воображает? // Нации и национализм / Под ред. Б. Андерсона. М.: Праксис, 2002. C. 283-297.
Dosabhai Framji Karaka. History of the Parsis Including Their Manners, Customs, Religion and Present Position. Vol. 1. London: Macmillan and Co, 1884.
Dadabhai Naoroji. The manners and customs of the Parsees. A paper read before the Liverpool Philomathic Society. London: S. Straker & Sons, 1864.
Ванина Е.Ю. Прошлое во имя будущего. Индийский национализм и история (середина XIX - середина XX века) // Национализм в мировой истории / Под ред. В.А. Тишкова и В.А. Шнирельмана. М.: Наука, 2007. C. 486-528.
Dadabhai Naoroji. England's duties to India. (Read before a Meeting of the East India Association). // Essays, speeches, addresses and writings (on Indian politics) of the Hon'ble Dadabhai Naoroji. / Ed. by C.L. Parekh. Bombay: Caxton Printing Works, 1887
Second Indian National Congress. Inaugural Address of the Hon. Dadabhai Naoroji, President of The Congress. // Essays, speeches, addresses and writings (on Indian politics) of the Hon'ble Dadabhai Naoroji. P. 331-345.
Dadabhai Naoroji. The European and Asiatic Races. Read before the Ethnological Society. London: Trubner and co., 1866.
Dadabhai Naoroji. The Moral Poverty of India and Native thoughts on the present British Indian Policy / Essays, speeches, addresses and writings (on Indian politics) of the Hon'ble Dadabhai Naoroji. P. 441-446.
Dadabhai Naoroji. The Indian Civil Service. (Read before an evening Meeting of the East India Association). // Essays, speeches, addresses and writings (on Indian politics) of the Hon'ble Dadabhai Naoroji. P. 500-505.
 К вопросу о влиянии политических взглядов Дадабхаи Наороджи на формирование индийской националистической идеологии | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2012. № 2 (18).

К вопросу о влиянии политических взглядов Дадабхаи Наороджи на формирование индийской националистической идеологии | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2012. № 2 (18).

Полнотекстовая версия