About history of steamer «Campa??a de Filipinas».pdf Практически во всех работах по инсургенциина Филиппинах приводится информация о форми-ровании Филиппинского революционного флота.Как правило, авторы при этом ссылаются либо навоспоминания адмирала Дьюи [1], либо на вождяфилиппинцев Агинальдо [2], которые, говоря окорабельном составе, упоминают «вооруженныйпароход «Кампанья де Филипинас»». Между теминформация о его вооружении не подтверждаетсядругими источниками, а кроме того, в историиФилиппинской табачной компании (La CompañíaGeneral de Tabacos de Filipinas) и Императорскогояпонского флота также упоминается некий паро-ход с тем же названием, так что у неподготовлен-ного читателя может создаться впечатление, чтовсего имелось три парохода «Кампания де Фили-пинас». Во время работы над монографией [3] неизбежал определенных ошибок касательно упомя-нутого парохода и автор этих строк.В начале своей деятельности Табачная компа-ния заключила контракт с пароходной компанией«Olano & Larrinaga» на каботажные перевозки та-бака в Манилу. Однако уже в конце 1880-х гг.,расширяя свой бизнес, компания решила постро-ить собственное судно. 1 июля 1890 г. шотланд-ская компания «Лобниц» из Глазго спустила наводу небольшой грузо-пассажирский пароход сжелезным корпусом (стапельный номер 342), на-реченный по названию заказавшей его табачнойкомпании: «Кампанья де Филипинас». Суднопредназначалось для каботажных перевозок меж-ду Апарри (на севере острова Лусон) и Манилой.Разумеется, что основным грузом был табак, кото-рый далее из Манилы направлялся в Европу иАмерику. В регистре компании пароход числилсясо следующими характеристиками: вместимость -707 брутто регистровых тонн (брт), длина 180 фу-тов (54,9 м), ширина - 30 (9,1 м), высота борта -12 (3,6 м). Машина тройного расширения с приво-дом на один вал давала возможность развить ско-рость до 16 узлов [4].Пароход трудился на благо своих хозяев досамого начала Испано-американской войны. По-скольку начавшаяся инсургенция на островах са-мым пагубным образом отразилась на прибыляхкомпании, руководство «La Compañía General deTabacos de Filipinas» само выступило с предложе-нием к военному руководству использовать судакомпании для перевозок оружия, десантных пар-тий, а также наблюдения за ситуацией на архипе-лаге [5]. В результате в среде инсургентов сфор-мировался крайне негативный имидж компании.Прибытие на Филиппины эскадры Дьюи привелок аресту нескольких пароходов, так что до полно-го прояснения ситуации со статусом островов ру-ководство решило перебазировать оставшиеся су-да в нейтральные воды.«Кампанья де Филипинас» ушла из Манилыбуквально под носом американцев, прибыв вАпарру 13 июня. Возвращение в Манилу по по-нятным причинам было исключено, так что 3 ию-ля пароход отчалил курсом на Формозу, чтобыпереждать там смутные времена. Единственное,что не учло руководство компании, это филиппин-скую команду. Через несколько часов после выхо-да, когда всем стало ясно, что пароход в Манилуне вернется, на нем вспыхнул мятеж. К сожале-нию, о событиях на борту можно судить лишь посвидетельствам одной стороны, утверждавшей,что там развернулась жестокая борьба. Только вотпочему-то жертвами ее стали исключительно ис-панцы: капитан Франсиско Пико (Francisco Picó),офицеры Томас Лануса (Tomás Lanuza), М. Дель-гадо (M. Delgado) и механик Х. Лопес Сервиньо(J. López Cerviño).Ставший во главе команды механик пароходаВисенте Каталан (Vicente Catalán), кубинец по на-циональности, приказал незамедлительно спус-тить испанский флаг, а вместо его поднять флаг«самопровозглашенной» Филиппинской респуб-лики, после чего пароход взял курс в Манильскуюбухту. В дороге, по единодушному решению ко-- Манила - Калапан (о. Миндоро).Пароход был зафрахтован для подвозки продо-вольствия инсургентам, и, когда Агинальдо узналоб этом, он тут же предложил его капитануС.А. Оросе переоборудовать корабль в канонерку.Пароход пришел в бухту Бакор, где на Кавитскомарсенале ему полностью перебрали машину и ус-тановили артиллерию, снятую с потопленных ис-панских кораблей эскадры Монтехо.«Кампанья де Филипинас» вскоре после Испано-американской войны (из коллекции Rafael Galvan Diaz)манды, из названия парохода было исключенослово «Кампанья», и оно превратилось в болеепатриотическое и революционное «Филипинас».Ранее вождь филиппинских инсургентов Аги-нальдо на совещании с Дьюи уже поднимал во-прос о формировании Революционного флота. НоДьюи, проявляя свою обычную предусмотритель-ность, не дал Агинальдо никаких гарантий илиобещаний. Хотя предложение повстанцев вполнезаслуживало внимания: они хотели вооружить ка-кую-нибудь баржу, которую, отведя на буксиреодного из американских кораблей в нужное место,можно было бы использовать для поддержки сво-их действий. Но Дьюи отказался от этого плана.Зато он передал в распоряжение Агинальдо паро-вой катер с крейсера «Рейна Кристина». Этот ка-тер, нареченный «Магдало», поднял филиппин-ский флаг, и ему было разрешено свободно пере-мещаться в Манильской бухте (кстати, сейчас вФилиппинской республике «Магдало» считаетсячем-то вроде «дедушки филиппинского флота»)[1, 2].По правде говоря, идея организации револю-ционного флота зародилась у Агинальдо еще в1896 г., т.е. задолго до Испано-американской вой-ны. Когда была принята первая филиппинскаяконституция, в ней говорилось лишь об армии,хотя признавалось право филиппинского прави-тельства выдавать каперские патенты для нападе-ния на неприятельские суда (под которыми подра-зумевались, разумеется, испанские), но вскорестатья 23 дополнилась и пунктом о флоте, офици-альная задача которого заключалась в «защитепобережья Филиппин и внутренних морей». Нофактически флот был организован лишь летом1898 г., когда заново сформированная революци-онная армия одержала ряд побед над испанцами.Именно тогда несколько филиппинских судовла-дельцев и капитанов предложили свои услугиАгинальдо.Первым более-менее значительным кораблемфилиппинского флота следует считать пароход«Булусан» (200 брт.). До войны он ходил по мар-шруту Лемери - Манила - Калапан (о. Миндоро).Пароход был зафрахтован для подвозки продо-вольствия инсургентам, и, когда Агинальдо узналоб этом, он тут же предложил его капитануС.А. Оросе переоборудовать корабль в канонерку.Пароход пришел в бухту Бакор, где на Кавитскомарсенале ему полностью перебрали машину и ус-тановили артиллерию, снятую с потопленных ис-панских кораблей эскадры Монтехо.«Кампанья де Филипинас» под флагом испанской табачной компании (из коллекции Rafael Galvan Diaz)Так флот повстанцев пополнился первой ка-нонеркой. Позднее на Кавитском арсенале пере-оборудовали и вооружили орудиями с эскадрыМонтехо еще несколько кораблей: «Тааленьо»,«Балайян», «Таал», «Батангас», «Пурисима Кон-сепсьон» и восемь небольших лодок, вроде «Ма-гдало». Вся эта разномастная компания получилаполуофициальное название «Москитный флот».На фоне всей этой «мелочи» «Филипинас» явновыделялся своими солидными размерами, из-зачего ему, разумеется, была уготовлена рольфлагмана.Расправившись с испанскими офицерами, Ка-талан привел свой корабль в Кавите, где на негопоставили два 70-мм орудия Онтория с канонер-ской лодки «Маркес дель Дуэро» [4].А вскоре состоялась и первая встреча филип-пинской канонерки с испанцами. 5 июля инсур-генты предприняли атаку на Сан Франсиско деМалабон (San Francisco de Malabón), в которомокопались две роты первого батальона морскихпехотинцев, отошедшие сюда 28 июня после ка-питуляции Олонгапо. Всего же на острове Грандев бухте Субик находилось до полутора тысяч бе-женцев и военных: солдат, монахов, гражданскихжителей, бежавших сюда от ужасов инсургент-ских расправ. Находившаяся тут же канонерскаялодка «Колон» не давала возможности перепра-виться на остров лодкам повстанцев, поэтому по-явление в бухте «Филипинаса» те ждали с нетер-пением.А вот по поводу дальнейших событий и уча-стия в них мятежного парохода сведения разли-чаются. Официальная испанская точка зрения, об-народованная в работе Рафаэля Гонсалеса [4], ут-верждает, что «Филипинас» вступил в перестрелкусо своим маленьким противником. Но вот амери-канец Геральд Андерсен [6], использовавший дан-ные инсургентов, отрицает сам факт наличия на«Филипинасе» вооружения. По его версии, инсур-генты установили на палубе котлы, в которые во-ткнули железные трубы для имитации орудий.Дополнительные детали в этой истории даютмемуары вождя филиппинских повстанцев Эми-лио Агинальдо [2]. По его словам, как только«Филипинас» пришел в Кавите, его незамедли-тельно вооружили и с войсками послали в Олон-гапо. Но уже в пути Агинальдо вынужден был по-слать вооруженный катер с приказом пароходувозвратиться обратно, поскольку американцы по-просили «должным образом уладить вопрос, под-нятый французским консулом». Речь идет о том,что, поскольку мировая общественность Филип-пинскую республику не признала, факт восстанияна пароходе приравнивал поднятый на нем флаг кпиратскому, и французы настойчиво требоваливернуть пароход законному владельцу. В связи сэтим американское командование рекомендоваловоздержаться от участия «Филипинас» в боевыхдействиях. Однако спустя некоторое время паро-ход с десантниками все-таки отправляется к Олон-гапо. Так что факт демонтажа его орудий и заменыих муляжами выглядит вполне правдоподобным,тем более что испанцы об этом не подозревали.Но, так или иначе, а, войдя в бухту Субик, «Фили-пинас» заставил испанскую канонерку ретиро-ваться с поля боя.В. Каталан, незадолго до этого продвинутый взвании до «адмирала филиппинского флота»,предъявил ультиматум командиру гарнизона ИслаГранде капитану Педро Пухалесу (Pedro Pújales).На счастье испанцев, в бухту вошел германскийкрейсер «Ирене». Его командир приказал Катала-ну поднять белый флаг и в доказательство своейправоты сделал по нему предупредительный вы-стрел. Последний, разумеется, не стал себя долгоуговаривать, и поспешно отошел в Кавите.6 июля Дьюи уже проинформировали об ин-циденте. Поскольку в этот период он придержи-вался стратегии всесторонней помощи инсурген-там, чтобы максимально ослабить испанцев, вбухту Субик для проверки правдивости информа-ции отправились крейсер «Рейли» и канонерскаялодка «Конкорд». В случае подтверждения сведе-ний они имели категорический приказ «потребо-вать сдачу острова и бороться с теми, кто мешаетэто сделать» [1]. На следующее утро, войдя в Су-бик, американцы приступили к разведке. Испан-ский гарнизон действительно оказался осажденповстанцами, а как только окончательно рассвелои с германского крейсера обнаружили американ-цев, «Ирене» поспешил удалиться.Справедливо опасаясь за судьбу находящихсяна острове гражданских лиц, испанский командирсдался после первых же предупредительных вы-стрелов мелкокалиберных пушек крейсера «Рей-ли». Всего сдалось почти пять сотен человек, втом числе шесть офицеров испанской армии. По-скольку американцы не имели никаких сил исредств для эвакуации, командующий американ-ским отрядом командир крейсера «Рейли» кептенДжозеф Коглан отвел свои корабли в Кавите, ос-тавив инсургентам строжайший приказ о «хоро-шем обращении с испанцами». По иронии судьбы,именно «Филипинасу» довелось переправлятьпленников в Олонгапо. 52 человека нонкомбатан-тов, включая монахов, были оставлены на острове,а все остальные выведены.12 августа «Филипинас», практически не имеяпередышки, доставил к Замбалес (Zambales) 700инсургентов с артиллерией, а несколько днейспустя он ушел в Апарри, чтобы участвовать воперации по захвату провинции Кагайян (Cagayan)и островов Батанес (Batanes). На его борту к трех-тысячному войску инсургентов отправились поле-вые командиры Оррос (Orros), Мата (Mata) и Да-ниэль-Тирона (Daniel Tirona). По прибытии паро-хода начальник порта Апарри Перес де Гусман(Pérez de Guzmán), начальник местной админист-рации Хоакин Чинчилья (Joaquín Chinchilla) ипредставитель Филиппинской компании ЛуисОливерас (Luis Oliveras) были арестованы, ивласть в городе перешла к инсургентам. Но имен-но в Апарри и закончилась «боевая карьера» «Фи-липинаса» в составе «Москитного флота», по до-вольно прозаической причине - отсутствию угля.Хотя Агинальдо отмечает в своих мемуарах, чтопричиной сдачи «Филипинаса» стали неполадки вмашинах [2], это представляется маловероятным,ведь вернувшись в 1900 г. к бывшим хозяевам, оночень быстро был восстановлен. Агинальдо сооб-щает еще одну интересную деталь. Судя по всему,инсургенты переименовали пароход в «Лусон».Впрочем, не надолго: Филиппинская компаниявернула своему пароходу старое имя.Кстати, примерно в это же время определиласьи вся судьба «Москитного флота». Еще в октябреДьюи принял решение препятствовать дальней-шим операциям Филиппинских ВМС и начал за-хват всех судов под Филиппинским флагом. Витоге к 1901 г. революционный флот полностьюпрекратил свое существование.Но история «филиппинского Потемкина» наэтом не закончилась! В 1900 г. бывшие хозяева, неимея перспективы развития своего бизнеса напроданных американцам островах, поспешили то-же продать свою собственность американцам, ко-торые организовали практически идентичнуюкомпанию. Верой и правдой судно под прежнимнаименованием служило своим новым хозяевам накаботажных линиях до 28 февраля 1942 г., пока уострова Фортуна его не потопили японцы. По-скольку корпус лег на мелководье в полузатоп-ленном состоянии, японцы без особого трудасмогли осуществить его подъем. Введенный в со-став их флота в качестве сторожевика «Хоей Ма-ру», он во второй раз отправился на дно 3 июля1945 г. Официально считается, что судно подорва-лось на минах в Цусимском проливе. Р. ГонсалесЭчегарай указывает точку гибели с координатами34°32'СШ, 126°05'ВД [4], в то время как дайвер-ский регистр дает 34°22'СШ, 126°52'ВД [5]. Впро-чем, и это не все: на его потопление претендуют иавиаторы. Так, в хронике боевых действий ВМССША значится, что в этот день они потопили не-большой пароход в точке 34°35'СШ, 126°25'ВД,что также дает вероятность идентифицировать егос бывшей «Кампанья де Филипинас». Таким обра-зом, можно сделать вывод, что: 1) информация овооружении парохода «Кампанья де Филипинас»инсургентами Агинальдо вполне реальна, но онане имела практического значения, поскольку па-роход был быстро разоружен под давлениемфранцузской стороны; 2) информация о пароходе«Кампанья де Филипинас», встречающаяся в ис-тории Филиппинской табачной компании, Филип-пинского революционного флота и Императорско-го японского флота, касается одного и того жесудна.
Dewey G. Autobiography of George Dewey. Annapolis: Naval Institute Press, 1987. 213 р.
Aguinaldo E. True Version of the Philippine Revolution. - URL: http://www.authorama.com/true-version-of-the-philippinerevolution- 1.html
Митюков Н.В. Испано-американская война на Тихом океане: В 3 т. СПб.: Ладога, 2003-2006.
González Echegaray R. La última compañía de Filipinas // Revista General de Marina. 1981. Agosto. P. 47-59.
Sanahuja V. El vapor «Сompañia de Filipinas». - URL: http://vidamaritima.com/2010/06/el-vapor-compania-de-filipinas.
Anderson G.R. Subic Bay From Magellan to Mt. Pinatubo. The History of the U.S. Naval Station Subic Bay. - URL: http://www.preda.org/ archives/history/sbhis.htm