The first pedagogical courses in Tomsk region in 1881.pdf В 2011 г. исполнилось 130 лет со времени про-ведения первого съезда народных учителей, кото-рый прошел как первые педагогические курсы вТомской губернии. Вопрос о периодизации пер-вых учительских курсов в целом, о времени фор-мирования системы повышения квалификацииучителей является дискуссионным. Часть авторовубеждена в том, что система повышения квалифи-кации учителей сложилась в стране еще до 1917 г.[1. С. 3-57; 2]. Есть документы, регламентирую-щие работу курсов, изданные в 1870, 1875 гг.; кур-сы были одногодичные, двухгодичные и кратко-срочные, летние [3. С. 1473-1477]. Есть авторы,которые считают, что система повышения квали-фикации учительства появилась только в совет-ский период, что до революции 1917 г. такой сис-темы не было [4, 5]. Автору ближе первая точказрения. Чтобы выяснить истину, в частности, вотношении Западной Сибири, необходимо былообратиться к публикациям и документам Государ-ственного архива Томской области.Первое упоминание о дате первых учитель-ских курсов в Западной Сибири находим в статьеисторика образования профессора Ф.Ф. Шамахова«Система курсовой подготовки учителей началь-ной и повышенной школы в дореволюционнойЗападной Сибири», опубликованной в 1954 г. в«Ученых записках ТГПИ». Статья обстоятельная,анализирует проблему серьезно, ее содержаниесоответствует названию - существовала именносистема. Нас интересует дата первых курсов учи-телей в Томской губернии, на странице 47 читаем,что «в нашей губернии, как видно из материаловглавного инспектора училищ Западной Сибири,педагогические курсы по правилам от 5 августа1875 г. года впервые были открыты в 1881 году»[1. С. 47]. Относясь с большим доверием и уваже-нием к профессору, у которого мне посчастливи-лось учиться в начале 1960-х гг. в ТГПИ, я должнабыла тем не менее перепроверить важную истори-ческую информацию, причем вызывало недоуме-ние, почему историк не дал материал о первыхкурсах, это же очень ценно. По источнику, данно-му Ф.Ф. Шамаховым, а это фонд главного инспек-тора училищ Западной Сибири, в Государствен-ном архиве заказываю опись 1, дело 1021. Узнаю,что профессор работал с документами в 1953 г.,что номер дела изменился, теперь это дело №1016.На указанном в тексте статьи Ф.Ф. Шамаховалисте 301 ничего не нахожу, взволнованно листаюназад, а затем вперед и, наконец, на листе 307 ви-жу документ от 15 апреля 1885 г. Это информация«исполняющего должность директора училищТомской губернии П. Бильдинского, адресованная«господину Главному Инспектору училищ Запад-ной Сибири» на его предписание от 5 марта1885 г. о временных педагогических курсах.П. Бильдинский пишет, что не может сделать «ни-каких основанных на опыте заключений относи-тельно курсов, так как никогда лично не присутст-вовал на таковых». И далее: «Бывшие в июле 1881года в Томске курсы имели только теоретическийхарактер и хотя, сколько видно из донесенийбывшего директора Вашему Превосходительству,затрагивали очень важные вопросы, но, по-видимому, не привели к точному решению этихвопросов». И затем автор документа излагает своемнение по поводу Правил от 5 августа 1875 г. [6.Л. 307-308]. Далее на л. 309 в сообщении главногоинспектора училищ Западной Сибири Максимоваминистру народного просвещения в ответ на егопредложение дать соображения о том, «какие из-менения признаются необходимыми по указаниюопыта в правилах временных педагогических кур-сов для учителей и учительниц начальных учи-лищ», читаю: «…имею честь донести Вашему Вы-сочеству, что в Западной Сибири только один разв июле месяце 1881 г. были в Томске временныепедагогические курсы», а далее - перечеркнутважный факт: «В остальных же местах по недос-татку средств таковых ни разу не было, а потомууказаний опыта по этому предмету не имею».Вместо перечеркнутой фразы написана другая:«причем никаких затруднений не встречалось» [6.Л. 309, 309об]. Итак, Ф.Ф. Шамахов дал дату кур-сов верно, указал направление поисков.В деле № 840 об учительских съездах я обна-ружила материал об учительском съезде в Томске[7. Л. 6-10]. Это большой по объему документ, вдевять от руки написанных мелким почеркомстраниц, подписанный директором училищ Том-ской губернии Борисом Ивановичем Сциборским.Указана дата - 29 сентября 1881 г. С делом № 840никто из историков не работал. Судя по содержа-нию, это подробный отчет директора училищТомской губернии о первом учительском съезде,прошедшем в виде педагогических курсов по пра-вилам от 5 августа 1875 г. Здесь же поясним, чтоучительские съезды имели место по всей стране.Министерство народного просвещения видело вних большую пользу: шло общение педагогов, об-мен опытом, методиками обучения детей, «благо-творное влияние их на учебную деятельность бы-ло велико», поэтому уже в 1860-1870-е гг. мини-стерство подготовило нормативные документы поэтому вопросу. Со временем стало ясно, что этисъезды носили обучающий характер для учителей,поэтому, в частности, в документе от 3 июля1881 г. было зафиксировано право проводить учи-тельские съезды в виде курсов в соответствии сПравилами от 5 августа 1875 г. Совпали цели про-ведения съездов и курсов, и посему на первое ме-сто вышли курсы, хотя и съезды сохранились,позже они станут традиционными августовскимиучительскими конференциями. Курсы же регла-ментировались очень четко, указывались строгоих цели, задачи, организационная сторона, финан-сирование, контроль за ними, состав слушателей,примерная программа и т.д. Все это содержалось вупомянутых Правилах от 5 августа 1875 г. В соот-ветствии с этими Правилами педагогические кур-сы были кратковременным учебным заведением; влице главного наблюдателя имели начальника за-ведения, в лице руководителей - наставников, а влице учителей - учащихся; при курсах должнабыла устраиваться образцовая школа для практи-ческих занятий учителей; финансирование долж-ны были вести инициаторы курсов - уездные иучилищные советы, или земства (в Сибири их то-гда не было); курсы открывались с разрешенияпопечителя учебного округа при учительских се-минариях, городских училищах, имеющих необ-ходимые пособия и опытных педагогов. Цели бы-ли те же, что и у современных курсов: «ознаком-ление учителей с лучшими способами обучения,обновление и пополнение их сведений в препода-ваемых предметах, в деле ведения начальногообучения». Важной нормой было обязательноеполучение разрешения на право открытия курсов[3. С. 1474-1477].Инициатором первого съезда томских учите-лей и учительниц был директор Томской губерн-ской гимназии и одновременно директор народ-ных училищ Томской губернии уже упомянутыйБ.И. Сциборский. Примерно в 1885 г. его на постудиректора гимназии и училищ губернии сменилПетр Васильевич Бильдинский, тоже статский со-ветник, чиновник с большими заслугами [8.Л. 114, 115, 116об].Итак, Б.И. Сциборский, как и положено былотогда, обратился за разрешением собрать съездтомских учителей к главному инспектору училищЗападной Сибири, который располагался в Омске;15 июля 1881 г. он отправил в Омск телеграмму:«Почтительнейше прошу исходатайствовать раз-решение устроить съезд сельских учителей в кон-це сего июля. Директор Сциборский». Ответ по-следовал: «Съезд разрешается. Казенных денег неотпустят. Ехать на собственные принудить нель-зя» [7. Л. 3,3об]. Но как же без «казенных денег»Б.И. Сциборский созвал съезд и провел его в видекурсов? Оказывается, потребность в съезде воз-никла среди томских учителей уже давно, и о егонеобходимости высказывались сельские учитель-ницы в письмах к смотрителю училищ, но «де-нежный вопрос» сдерживал дело. Однако БорисИванович после знакомства с ходом учебного делав Томске, узнав, что большая часть сельских учи-телей Томского и Мариинских округов проводит«вакационное время в Томске и является оченьчасто к господину смотрителю по служебным де-лам», решился созвать в июле 1881 г. на съезд жи-вущих в Томске сельских учителей и учительниц.Как отнеслись к известию о съезде учителя?Большинство из них узнали о предстоящих учи-тельских собраниях и, представляя их себе чем-товроде экзамена, скрывались от господина Бутке-ева, смотрителя училищ, и потому в течение трехнедель повестку о съезде подписали только 20 че-ловек. «Из лиц, с нетерпением ожидавших съезда,была только одна сельская учительница» [7. Л. 4].Итак, ждали съезда и … боялись его. Говорясовременным языком, съезд созывали на общест-венных началах, явка не была обязательной,средств не было, да и «нельзя было предложитьникакого пособия», пишет организатор, нечем бы-ло «заманить» на съезд. Ясно, что нужно было«приободрить учителей и приготовить их к этимсобраниям»: «…на этом основании я решился датьсъезду характер педагогических курсов и позна-комить учащих с важнейшими приемами, метода-ми преподавания предметов курса народной шко-лы и требованиями дисциплины» и затем уже оз-накомиться со слов учителей с нуждами и состоя-нием школ, «чтобы наметить вопросы для буду-щего уже правильного съезда». Сциборский свойсъезд воспринимал как неправильный, он отступалот Правил от 5 августа 1875 года, но попал в точ-ку - методическими вопросами он заинтересовалучителей: на первое занятие 26 июля 1881 г. яви-лось около 30 учителей, на следующее - более50 человек, затем число учителей увеличилось,«приехали из близких селений» [7. Л. 6,6об].Съезд был открыт 26 июля 1881 г. директоромучилищ Б.И. Сциборским в здании Томской го-родской думы. При открытии присутствовалуправляющий Томской казенной палатойМ.А. Гиляров, позже его посетили некоторыегласные Думы, что соответствовало Правилам1875 г. Важная деталь: отцы законоучители почтине принимали участия в съезде. Его заседания шлив необычном графике: с 18 часов вечера и до20.30, иногда - до 21.15 вечера: помещение Думыбыло днем занято, да и учителя летним днем от-дыхали [7. Л. 7].Ключевым вопросом курсов была его про-грамма. Б.И. Сциборский составил ее вначале всоответствии с Правилами 1875 г., но в силу того,что «принудить к личному труду учителей былонельзя», они боялись критики, были «робкими»,руководитель не следовал требованию даватьпробные уроки, составлять для них конспекты иподвергать все это обсуждению, поэтому емупришлось отказаться от важнейшей части курсов -(практической) и ограничиться только теоретиче-ской. Между тем вопросы, обозначенныеБ.И. Сциборским как теоретические, на самом де-ле были жизненно важны для учителей начальныхучилищ. Укажем их по документу: о способахобучения грамоте, употребляемых в начальнойшколе; об объяснительном чтении; о наглядномобучении и употреблении наглядных пособий; окнигах для чтения и других руководствах, упот-ребляемых в школе; о числе учебных часов и рас-пределении уроков между отделениями, группамидетей; о занятиях в школе со второй половины ап-реля и до экзаменов (детей тогда распускали налетние каникулы накануне Пасхи), о том, как вес-ти занятия при неаккуратном посещении школыучениками; о возвращении безграмотности и ме-рах ее предупреждения; о введении преподаванияремесел; о более рациональном употреблении ва-кационного времени учителями; о школьной дис-циплине; о мерах взысканий с учащихся; о поло-жении учащих в селе и их отношениях к законо-учителю и крестьянам. Методы преподаванияэлементарной арифметики первых двух классовбыли также освещены [7. Л. 7об].Если следовать документам 1885 г., эффектив-ность съезда-курсов была не очень высокая: недавали уроков в образцовой школе, не писали кон-спектов и т.п. Руководитель курсов указываеттрудности их работы: учителя были застенчивы,скованы, «не всегда удавалось услышать искрен-нее слово, сказанное без задней мысли - не осудятли … несмотря на все старания вызвать учителейна откровенную беседу». Выше были названы идругие трудности в работе курсов, и тем не менееБ.И. Сциборский считал долгом заявить, что «за-нятия на съезде остались небесполезными дляучаствовавших» [7. Л. 8, 8об]. Думается, что ди-ректор училищ губернии в силу скромности оце-нил курсы именно так. Он был главным лекторомна курсах, им было изложено большинство вопро-сов: об основах школьной дисциплины, о значе-нии наглядности в преподавании вообще и ис-пользовании наглядности на «предметных уроках»в частности; Сциборскому, словеснику по профес-сии, помогал смотритель училищ Буткеев, кото-рый освещал такие темы, как звуковой способобучения грамоте, о книге для классного чтениякак центре обучения в школе и т.п. На курсах бы-ли рассмотрены и вопросы структурированияучебных занятий по классам (отделениям), причемвыяснилась вся «трудность ведения дела в школахвследствие неодновременного поступления уча-щихся более шести разнообразных групп». Былорешено: в наступающем 1882/83 учебном году повозможности держаться плана занятий, составлен-ного для школ с трехлетним курсом обучения ди-ректором Новотюкалинской учительской семина-рии Барановым; кроме того, была дана рекоменда-ция ввести в школах недельный журнал с обозна-чением самостоятельных работ учащихся, а такжевносить в него все подробности учебного дела«для отработки на будущем съезде плана занятий,более удовлетворяющего нашим народным шко-лам». Это были ценные практические советы учи-телям, явно ими поддержанные [7. Л. 9об]. Курсывыявили неудовлетворительное состояние школь-ных помещений, а также недостаточно «усердноеотношение законоучителей к своим обязанностями не всегда правильный взгляд на положение учи-теля в школе и в селе». На решение этих вопросовляющий Казенной палатой Томской губернии Ми-хаил Алексеевич Гиляров, он принял на себя обя-зательство улучшить и материальное состояниешкольных помещений; он же был намерен присодействии архиепископа устранить терния междуучителями, детьми и законоучителями [7. Л. 8, 9].Первые курсы в Томске прошли, судя по до-кументам, в четыре вечера, т.е. с 26 июля по 29июля. Это был первый опыт «сближения» народ-ных учителей между собой, первая попытка в За-падной Сибири поставить педагогические пробле-мы и заинтересовать ими томское учительство.Был ли удачным первый опыт повышения квали-фикации учителей в губернии? Можно уверенносказать: да. Свыше 50 учителей благодаря курсамповысили свою квалификацию, обменялись опы-том [7. Л. 10]. Почему учителя были «стеснитель-ными»? Один из ответов содержится в клятве, ко-торую они давали на верность служению царю иотечеству [8. Л. 239, 239об]. Таким образом, пер-вые педагогические курсы в Западной Сибириявились отражением объективной потребностинародного образования конца XIX в. в профессио-нальном развитии учительства. Они вместе с темзаложили традиции, основы системы повышенияквалификации учительства в Западной Сибири,которая трансформируясь, существует и в XXI в.
Шамахов Ф.Ф. Система курсовой подготовки учителей начальной и повышенной школы в дореволюционной Западной Сибири // Томский государственный педагогический институт. Ученые записки. Т. XI. Томск, 1954.
Никитин Э.М., Ситник А.П. Развитие сети учреждений и научно-методическое обеспечение повышения квалификации учительства в военные и послевоенные годы (40- 70-е годы ХХ века) // Методист. 2004. № 1 и др.
Фальборк Г., Чернолусский В. Настольная книга по народному образованию. СПб., 1901. Т. II.
Худоминский П.В. Развитие системы повышения квалификации педагогических кадров советской общеобразовательной школы (1917-1981 гг.). М., 1986.
Паначин Ф.Г. Педагогическое образование в России. М., 1979.
Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. 125. Оп. 1. Д. 1016.
ГАТО. Ф. 125. Оп. 1. Д. 840.
ГАТО. Ф. 125. Оп. 1. Д. 886.