Высшее образование в Израиле как элемент инновационного развития
Рассматривается история высшего образования в Израиле как неотъемлемый элемент инновационного развития этой страны. Основным принципом стратегии развития Государства Израиль является понимание того, что при отсутствии природных ресурсов упор на человеческий капитал и знания является единственным и естественным выбором. Образование, научные исследования и разработки, технологические инновации стали ключевыми факторами успешного социально-экономического развития страны и основой ее национальной мощи.
Israels higher education as element of innovation development.pdf Сегодня Израиль - высокоразвитое технологи-чески продвинутое государство с открытой ры-ночной экономикой, высокоэффективными сель-скохозяйственным и промышленным секторами. Вмире Израиль находится на 24-м месте по миро-вому индексу конкурентоспособности (в 2008 г. -на 27 месте) [1], по уровню инноваций и сложно-сти производства - на 11-м месте (на 6-м месте поуровню инноваций). Самыми сильными сторона-ми развития остаются инновации, высококачест-венные научно-исследовательские институты (1-еместо в мире), большое число патентов (4-е местопосле Тайваня, Японии и США). Его ВВП в2009 г. - 157 млрд долларов [2], около 45% ВВП -экспорт [3]. В Израиле создан высокоразвитыйнаучно-технологический комплекс (НТК) [4.С. 39]. Развитие научно-технического потенциаласыграло решающую роль в использовании нацио-нальных преимуществ, в определении места госу-дарства в мировой экономике. На научные иссле-дования и разработки только в гражданском сек-торе ежегодно выделяется 4,8% (2007 г.) - 4,9%(2009 г.) ВВП (во Франции - 2%, в Японии - 3,4%,в США -2,7%) [5].Одним из важнейших условий развития науко-емкого производства является наличие высококва-лифицированной рабочей силы. Израиль - один измировых лидеров по этому показателю. В Израилена 10 тыс. занятых в экономике приходится 140ученых и инженеров, в США - 82, Германии - 60[6]. В 2007 г. число рабочих мест, связанных с ис-следовательской деятельностью, составляло 56775, а всего на предприятиях, занятых в сфереНИОКР, - 188 420 [7]. Большой процент высоко-квалифицированных специалистов среди населе-ния - частично результат государственной образо-вательной политики: Израиль много инвестировалво все уровни образования. Ежегодно более 55тыс. израильтян получают документ о высшем об-разовании [8], в 2007/08 учебном году в Израилебыло более 222 тыс. студентов [9], доля населенияс высшим образованием составляет 24%, а средилюдей в возрасте 25-64 лет приближается к 30%[10]; в стране имеется 28 тыс. врачей - наивысшиймировой уровень в расчете на душу населения[11]. На каждый миллион жителей Израиля при-ходится около 800 научных статей - по этому по-казателю Израиль стоит на третьем месте в мире(2009 г.) [12]. Израиль, представляющий модельпереселенческого общества и абсорбировавшийнесколько волн репатриации, характеризуетсядвумя источниками высококвалифицированныхтрудовых ресурсов: 1) собственная система выс-шего и профессионального образования; 2) притоквысокообразованных «готовых» специалистов.Система высшего образования в Израиле вы-соко ценится в мире, об этом говорит тот факт, чтосогласно Академическому рейтингу мировых уни-верситетов, известному как Шанхайский рейтинг,в 2010 г. Еврейский университет в Иерусалимевходил в 100 лучших вузов мира, а в 200 лучшихвузов входят уже 5 израильских университетов[13]. Ведущие израильские университеты имеютстатус исследовательских институтов мировогоуровня (Технион и Институт Вейцмана). Технионимеет одно из самых больших отделений компью-терных наук в мире.При этом система высшего образования Из-раиля за период своей истории претерпела некото-рые изменения. Три вуза были основаны еще дооснования Государства Израиль: Технион, Инсти-тут Вейцмана и Еврейский университет в Иеруса-лиме. Еще 4 университета были основаны в 1950-1960-е гг., и до 1980-х гг. система высшего обра-зования Израиля основывалась на этих 7 универ-ситетах. Проблема высшего образования былатесно связана с проблемой научных кадров и на-учным планированием. В конце 1960-х гг. у Госу-дарства Израиль не было четкой всеохватываю-щей программы научного развития, в частности,фундаментальные исследования проводились вавтономных институтах при невмешательствеправительства. Однако государство активно пред-лагало гранты этим институтам, часть которыхшла на обучение, а другая часть - на исследова-ния. Государство признавало необходимость до-полнительных высших учебных заведений и учре-дило Общественный Совет по делам высшего об-разования для контроля за академическими стан-дартами вузов, но не за их исследовательской дея-тельностью. Через гранты на специальные иссле-довательские программы в 1960-е гг. было введе-но государственное планирование, его главныминструментом стал Национальный Совет по наукеи исследованиям. Совет не мог диктовать своирешения какому-либо вузу, он проводил политикус помощью различных комитетов специалистов(большей частью из людей, не имеющих отноше-ния к правительству). Совет готовил доклады какна особые темы, так и по общему научному курсудля утверждения Министерским Комитетом понауке и технологиям, которые потом направлялисьв министерства.В период между двумя войнами (1967-1973 гг.) правительство Израиля участвовало вфинансировании гражданской науки двумя глав-ными способами [14]:1. Прямое финансирование через министерст-ва, а именно через государственные исследова-тельские институты, государственные исследова-тельские фонды, исследовательские отделы мини-стерств; государство тратило средства также напривлечение исследователей из негосударствен-ных учреждений на выполнение исследований,поддерживаемых в рамках государственных при-оритетов. Научные исследования, финансируемыеподобным образом, назывались «гражданские ре-гулируемые НИОКР». Они осуществлялись подполным контролем со стороны министерств заразмером выделяемых ассигнований и их распре-делением между проектами.2. Участие через бюджеты высших учебныхзаведений. Все университеты в Израиле были соз-даны одновременно и как исследовательские ин-ституты, и как высшие учебные заведения. Можносказать, что половина исследований в Израиле де-лается в университетах [15. С. 238]. НИОКР, вы-полнявшиеся в вузах Израиля, назывались «уни-верситетские НИОКР». Правительство Израилячастично участвовало в финансировании универ-ситетских исследований, однако уже не могло ре-шать, какая часть правительственных ассигнова-ний пойдет на те или иные исследования и каксредства будут распределяться между проектами.С середины 1970-х гг. в сфере высшего обра-зования произошли значительные изменения: чис-ло студентов увеличилось; неуниверситетскийсектор расширился; было создано несколько де-сятков негосударственных колледжей; в странепоявилось множество филиалов иностранных ву-зов. С 1980-х гг. система расширилась и усложни-лась, появились новые виды академических ин-ститутов, программы обучения, новые направле-ния в деятельности вузов и пр. С приездом в Из-раиль большого числа новых репатриантов избывшего СССР/СНГ резко возрос спрос на высшееобразование, новые репатрианты столкнулись спроблемой ограниченного количества мест в изра-ильских университетах. Для успешной абсорбциирепатриантов система высшего образования Из-раиля была реформирована путем увеличениячисла учебных мест в вузах и открытием коллед-жей с принятием поправки №10 к Закону о Советевысшего образования 1958 г., позволившей учре-ждать частные вузы, не получающие государст-венного финансирования. Количество вузов ут-роилось, а количество студентов выросло почти на80%. В 1990-е гг. в Израиле открылось много кол-леджей, в том числе первый частный вуз - Меж-дисциплинарный центр в Герцлии. Доля женщинсреди студентов стабильно росла: в 1964/65 уч. г. -36,1%, в 1990/91 уч. г. - 51,4% [16. С. 323], в2009/10 уч.г. - 54%. Большинство израильскихстудентов начинают учебу в вузах после оконча-ния срочной службы в Армии обороны Израиля ввозрасте 20-24 лет, что положительно влияет науспеваемость и мотивацию в учебе и исследова-тельской деятельности.Став премьер-министром Израиля в 1992 г.,И. Рабин обозначил приоритеты внутри израиль-ского общества. Наибольшее значение он придалобразованию, так как был убежден, что в долго-срочной перспективе решение всех недостатковвнутри Израиля лежит в предоставлении каждому,и ребенку, и взрослому, доступа к лучшему обра-зованию [17]. Был увеличен бюджет для этих це-лей с 7 млрд шекелей до 12,5 млрд шекелей в1993 г. (увеличение на 30% - 2,2% ВНП). Госу-дарственное финансирование покрывало около 2/3расходов израильских вузов, а остальные учреж-дения высшего образования покрывали из другихисточников: 1) внутренние и внешние фонды игранты; 2) плата за обучение студентов (15-20%);3) государственные и промышленные контракты.В начале 1990-х гг. у студентов Израиля появи-лись новые возможности получения высшего об-разования в филиалах иностранных университе-тов, большей частью американских и британских.И хотя эти филиалы не подчинялись Совету повысшему образованию Израиля, они были обяза-ны получить от него разрешение на деятельность,а Министерство образования Израиля признавалостепени, присуждаемые этими институтами.Процесс реформирования высшего образова-ния совпал с развитием высокотехнологичногосектора в Израиле. Огромный вклад в развитиеэтого сектора промышленности сыграла «большаяалия» 1990-х гг. из стран бывшего СССР/СНГ. Сначала 1990-х гг. в страну прибыло более миллио-на новых репатриантов из бывшего СоветскогоСоюза (с 1989 г. по апрель 2002 г. - 1 млн 108 тыс.220 чел.) [18], а образовательный уровень этихновых граждан превышал среднеизраильский:2,3% новоприбывших имели вторую и третьюученые степени, в то время как по Израилю в це-лом этот показатель составлял 1,2%, 40% облада-ли опытом работы в сфере науки и высшего обра-зования; более 10% новых иммигрантов имелидипломы инженеров (их число было почти вдвоебольше количества инженеров израильского про-исхождения). Только в 1991 г. число репатриан-тов-обладателей высшего образования достиглочисла выпускников израильских вузов в том жегоду (14 тыс. 840 и 14 тыс. 658 соответственно)[19]. Массовое прибытие высокообразованныхрепатриантов 1990-х гг. из бывшего СССР помог-ло Израилю войти в клуб самых высокоразвитыхстран, а израильская экономика получила выгодуот инвестиций, сделанных советской образова-тельной системой. Среди репатриантов из бывше-го Советского Союза преобладали специалисты всфере новых материалов и прогрессивных техно-логий, что хорошо дополняло традиционную ком-петентность израильских специалистов в такихобластях, как программное обеспечение, полупро-водники, медицинское оборудование, биотехноло-гия, электроника и связь [20. С. 231]. Ученые-репатрианты из бывшего СССР традиционно былисильны в теоретических науках, их приток сделалИзраиль «супердержавой в математике» [21].К концу 1991 г. Министерством абсорбцииИзраиля было зарегистрировано 5300 новых ре-патриантов-ученых [22]. Многие их них столкну-лись с трудностью интеграции в израильские на-учное и академическое сообщества, но значитель-ная часть реализовала свой потенциал в сектореинформационно-коммуникационных технологий.С 1995 по 1999 г. общая занятость увеличиласьглавным образом в сфере высокотехнологичнойиндустрии. За данный период число занятых вэтой индустрии выросло на 50% и составляло око-ло 150 тыс. работников [23], что существенно по-влияло на развитие высокотехнологичной отраслии экономики в целом, так как ВВП на душу насе-ления вырос с 11 тыс. долл. в 1990 г. до 17 тыс.долл. в 2000 г. [24]В 2008 г. расходы на высшее, среднетехниче-ское и среднеспециальное образование составлялиболее 21% всех расходов на образование [25]. Од-нако в 2000-х гг. государство постепенно сокраща-ло расходы на высшее образование, заставляя уни-верситеты повышать плату за обучение и искатьдругие источники финансирования, в частностииспользовать интеллектуальную собственностьуниверситетов и коммерциализировать свои изо-бретения. В последнее время в Израиле наблюдает-ся снижение числа выпускников вузов по специ-альностям естественных наук и технологий (25%всех выпускников по сравнению с 30-40% в стра-нах ОЭСР) [26]. Снижается объем фундаменталь-ных исследований, а конкуренция с быстро разви-вающимися странами (Китай, Индия, Южная Ко-рея) растет. Израиль сдает позиции в качестве обра-зования, особенно в области математики и точныхнаук, что может негативно сказаться на инноваци-онной конкурентоспособности в будущем.Подводя итог, можно заключить, что государ-ственная политика Израиля в области высшегообразования способствовала технологическомурывку, осуществленному Израилем в 1990-е гг.,так как к середине 1980-х - началу 1990-х гг.:1) была накоплена критическая масса высококва-лифицированных трудовых ресурсов (ученых, ис-следователей, инженеров, экспертов, специали
Ключевые слова
высшее образование,
государственное финансирование образования,
гражданские НИОКР,
инновационное развитие,
higher education,
government funding of education,
civil R&D,
innovation developmentАвторы
Всего: 1
Ссылки
World Economic Forum, Competitiveness Report, 2010- 2011[Электрон. ресурс] - Режим доступа: http://www3. weforum. org/docs/WEF_GlobalCompetitivenessReport_2010-11.pdf
Gross Domestic Product (GDP) [Электрон. ресурс]: Центральное бюро статистики Израиля. - Режим доступа: http://www1.cbs.gov.il/shnaton62/st28_15.pdf
OECD Science, Technology and Industry Outlook 2010: country profiles. Science and Innovation: Country Notes. Israel. [Электрон. ресурс] - Режим доступа: http://www oecd.org/ dataoecd/ 18/37/41559762.pdf
Федорченко А.В. Научно-технический комплекс Израиля. НЭП-XXI, 2006. № 3-4.
Expenditure on Civilian R&D, as Percentage of GDP in Israel and in OECD Countries. Центральное бюро статистики Израиля [Электрон. ресурс] - Режим доступа: http://www.cbs. gov.il/publications/expenditure_survey07/pdf/g09_e.pdf
Pasher E., Shachar S. The Intellectual Capital of the State of Israel. [Электрон. ресурс] Сайт министерства промышленности и торговли Израиля. - Режим доступа: http://www. moit.gov.il/NR/rdonlyres/C973239E-F6C2-453A-A4D9- 5A30F59258E3/0/intellectualcapita
Jobs in Companies Engaged in R&D. [Электрон. ресурс] Центральное бюро статистики Израиля. 2011. - Режим доступа: http://www.cbs.gov.il/hodaot2011n/12_11_204t2.pdf
Students at Universities, by Sex, Age, Population Group, Religion and Origin and by Field of Study and Degree. [Электрон. ресурс] Центральное бюро статистики Израиля. 2008. - Режим доступа: http:// www. cbs. gov.il/ publications10/ m1388_haskhala_ gvoha08
Recipients of Degrees from Institutions of Higher Education, by Degree and Type of Institution. [Электрон. ресурс] Центральное бюро статистики Израиля. 2008. - Режим доступа: http:// www1. cbs.gov.il/publications10/m1388_haskhala_gvoha08/pdf/t3_01.pdf
Человеческий капитал Израиля (на иврите). [Электрон. ресурс] 2003. - Режим доступа: http://lib.cet.ac.il/pages / item.asp?item=12291
Israeli Health. [Электрон. ресурс] - Режим доступа: http://www.ahavat-israel.com/eretz/health.php
Абрамски О. Наука и развитие в Израиле. Данные из ежегодного доклада Национального Совета по науке и развитию (на иврите). [Электрон. ресурс] 2009. - Режим доступа: http:// www. herzliyaconference.org/_Uploads/2962odedabramski.ppt
Academic Ranking of World Universities. [Электрон. ресурс] Graduate School of Education, Shanghai Jiao Tong University. 2007.. - Режим доступа: http://ri.epfl.ch/ webdav/ site/ri/ shared/ Rankings.pdf
Александер Э. Ассигнования правительства Израиля на гражданские исследования и развитие, высшее образование и научную и технологическую информацию в 1966-1973 гг. - Офис главы правительства. Национальный Совет по исследованиям и развитию. Иерусалим. 1974.
Keynan А. Universities in the development of science. Strategies for the National Support of Basic Research: An International Comparison. Dr. Irvin Asher, Prof. Alex Keynan, Dr. Meir Zadok. The Israeli Academy of Science and Humanities, The Charles H.Revs
Pecht I. The Israel National Science Foundation. Strategies for the National Support of Basic Research: An International Comparison. Dr. Irvin Asher, Prof. Alex Keynan, Dr. Meir Zadok. The Israeli Academy of Science and Humanities, The Charles H.Revson Fo
Swirski Sh., Swirski B. Higher Education in Israel. [Электрон. ресурс] The Israel Equality Monitor. February 1998. - Режим доступа: http://www.adva.org/ default.asp?pageid = 1002 & itmid=223
Доклад зам. министра абсорбции, депутата Кнессета, Юлия Эдельштейна перед комиссией Кнессета по алие и абсорбции. [Электрон. ресурс] Сайт Министерства абсорбции Израиля. - Режим доступа: http://www.moia.gov.il/ Moia_ru/ Scientists/IdudProgram.htm
Swirski Sh., Swirski B. Higher Education in Israel. [Электрон. ресурс] The Israel Equality Monitor. February 1998. - Режим доступа: http://www.adva.org/ default.asp? pageid= 1002& itmid=223
Марьясис Д.А. Военно-промышленный комплекс Израиля на рубеже веков // Востоковедный сборник № 3. ИИИиБВ. М., 2002.
Israel's Silicon Wadi. [Электрон. ресурс] June 2002. - Режим доступа: http://www.mbs.edu/home/ defontenay/ Israel- SiliconWadiJune2002.pdf
Development of the High-Tech Industry in Israel, 1995-1999: Labour Force and Wages (incl. some update till 2001). [Электрон. ресурс] Центральное бюро статистики Израиля. - Режим доступа: http://www1.cbs.gov.il/ publications/hitech/ list1_ eng.htm
Getz D., Segal V. The Israeli innovation system: An overview of national policy and cultural aspects. [Электронный ресурс]: S. Neaman Institute Электрон. дан. 2008. - Режим доступа: http://www. neaman.org.il/neaman/ publications/ publication_ item.asp? fi
National expenditure on education [Электрон. ресурс]: Центральное бюро статистики Израиля. 2010. - Режим доступа: http://www1.cbs.gov.il/publications10/1410/pdf/ tab_a_e. pdf
Абрамски О. Наука и развитие в Израиле. Данные из ежегодного доклада Национального Совета по науке и развитию (на иврите). [Электрон. ресурс]. 2009. - Режим доступа: http:// www. herzliyaconference.org/_Uploads/2962odedabramski. ppt