The peculiarities of the Late Bronze Age in the Synya River basin (according to the materials of the settlementLov-sang-khum III).pdf Интенсивное освоение севера Западной Сиби-ри обусловило широкомасштабные археологиче-ские работы в районах, богатых нефтью и газом.Их результатом стало накопление значительнойбазы источников, позволившей построить куль-турно-хронологические схемы для северотаежныхобластей Западной Сибири. Однако стоит отме-тить, что значительные территории, на которых невелась активная разработка полезных ископаемых,а вследствие этого не развивались коммуникации,продолжали оставаться «белым пятном» на архео-логической карте. До недавнего времени периодпоздней бронзы на территории Ямало-НенецкогоАО оставался практически не изученным. Находкикерамики этого времени случались весьма эпизо-дически, и происходят они из многослойных илиразрушенных памятников (Пернашор, Хэ-яха, Та-зовская IV). Крупных поселенческих комплексов,содержащих объекты этого времени, известно небыло. Исследования, проведенные в 1990-2000-е гг. екатеринбургскими и томскими архео-логами в Шурышкарском районе ЯНАО, позволи-ли серьезно изменить эту ситуацию.На территории Шурышкарского района не ве-дется добыча полезных ископаемых, поэтому ар-хеологические исследования здесь производилисьэпизодически. Тем не менее в его границах нахо-дятся два крупных притока р. Обь: рр. Сыня иВойкар, чьи бассейны оставались практически неизученными. В 1993-1994 гг. Н.В. Федоровой иЕ.В. Кочеговым были проведены разведки в ниж-нем и среднем течении этих рек. Среди множестваоткрытых ими памятников стоит отметить поселе-ние Югангорт IV на р. Войкар [1. С. 62-63], а так-же поселения Овалынгорт и Лов-санг-хум нар. Сыня [2. С. 5]. На всех этих памятниках присут-ствовала керамика периода поздней бронзы, а по-следние два вообще были выделены как одно-слойные. Кроме того, все указанные поселениясодержали визуально зафиксированные объекты.В 2002 г. отрядом Северотаежной экспедицииТомского госуниверситета под руководствомС.И. Рудковского были проведены рекогносциро-вочные раскопки на всех указанных поселениях[3. С. 195-196]. Осмотр поселения Югангорт IVпозволил зафиксировать шесть морфологическисхожих западин, возле одной из которых был за-ложен разведочный раскоп. В результате был по-лучен керамический материал исключительно пе-риода поздней бронзы. К сожалению, стационар-ные работы на этом памятнике из-за его трудно-доступности впоследствии не проводились. Рабо-ты на поселении Овалынгорт не подтвердили егопозднебронзовый возраст, найденная керамикауказывала на более раннее время существованияпамятника. Поселение Лов-санг-хум находится водноименном урочище в среднем течении р. Сыня.Во время работ на памятнике собран подъемныйматериал: фрагменты позднеатлымской керамики.На поселении фиксируется около двух десятковокруглых западин. Все они очень маленькие, са-мые крупные не превышают трех метров в диа-метре. Раскопки не дали никаких находок. Не-смотря на позднебронзовую керамику, найденнуюна берегу, внешний облик западин заставляетусомниться в их столь раннем возрасте. Позднее в2004 г. в береговых сборах была найдена средне-вековая керамика, позволившая датировать посе-ление этим временем [4]. Однако находка атлым-ской керамики продиктовала необходимость болеетщательных разведочных изысканий в урочищеЛов-санг-хум. Продолженные автором поиски в2003 г. привели к открытию крупного энеолитиче-ского поселения Лов-санг-хум II [5], а в 2004 г. -поселения периода поздней бронзы Лов-санг-хумIII [4]. В ходе полевых сезонов 2006-2007 гг. рас-копками были исследованы два жилища [7, 8].Прежде чем обратиться к результатам работ, сле-Рис. 1. Керамика поселения Лов-санг-хум IIIдует остановиться на описании природного фона,окружающего поселение.Река Сыня берет свое начало на склонахУральских гор, что определяет ее характер: нали-чие перекатов, быстрое течение. В летние месяцыв верхнем и среднем течении она практически пе-ресыхает. Течет она среди редкой тайги, с чертамилесотундры, перемежающейся болотами. Сыня -нерестовая река, богатая рыбой. Местные породырыбы представлены здесь тайменем и хариусом. Вбольшом количестве встречается полупроходнаящука, сопровождающая идущие косяки рыбы. Нанерест сюда поднимаются щекур, муксун, пыжь-ян, сырок, сосьвинская и обская сельдь [9. С. 15].Некоторые виды, по сообщению местных инфор-маторов, поднимаются в верховья уже подо льдом.Верховья р. Сыня находятся в непосредственнойблизости от верховьев р. Ляпин, а точнее ее при-тока р. Хулга, что связывало население этих рекна протяжении нескольких тысячелетий.Урочище Лов-санг-хум расположено на левомберегу р. Сыня, в среднем её течении, в 35 км отпосёлка Овгорт. В этой части течения р. Сыня бе-рега, как правило, низкие (3-5 м), плавно спус-кающиеся к реке. По низким берегам Сыни нахо-дится большое количество мелких заболоченныхозер, отделенных от реки нешироким землянымвалом. Урочище Лов-санг-хум очень заметное ме-сто, оно является господствующей высотой надокружающей местностью. Берег в этом местепредставляет собой высокую (до 24 м) кореннуютеррасу, протяжённость которой вдоль уреза водыоколо 300 м, затем она уходит в сторону от реки.У подножия террасы берег сложен из булыжника,образуя своеобразную естественную «мостовую».Сама терраса сложена из песка. Берег покрытсмешанным лиственнично-сосново-берёзовым ле-сом, граница которого проходит по нижнему краюсклона. К северо-западу и юго-востоку склон по-лого понижается, к юго-западу - крутой. Частьсклона образует яр, который постепенно затягива-ется тонким слоем дёрна. Коренные жители (сын-ские ханты) называют это высокое место Лов-санг-хум (место каменной лошади) по названиюкамней (валуны средних размеров, разбросанныепо лесу, являются неотъемлемой частью ландшаф-та урочища), находящихся на краю террасы. Также назывался и хантыйский поселок, располагав-шийся в 200 м ниже по течению. На сегодняшнийдень от посёлка осталось несколько построек, и онносит сезонный характер. Вокруг поселка в лесунередко встречаются предметы быта ханты.Поселение Лов-санг-хум III расположено навысокой террасе (25 м) в 100 м от берега р. Сыня,на мысу, с трёх сторон окруженном заболоченнойнизменностью. Низменность, вероятно, образова-на стоками нескольких деградировавших притоковр. Сыня. В низменности произрастает карликоваябереза и угнетенное лиственнично-еловое редко-лесье. Площадка памятника покрыта редким сме-шанным лесом. На территории поселения зафик-сировано несколько хантыйских ловушек на боро-вую дичь. В современном рельефе хорошо выра-жено девять различных по форме и размерам за-падин, глубиной около 1 м, площадью от 7 до90 м2. Жилища возводились с учётом местногорельефа и не имели чёткой ориентировки по сто-ронам света.Жилище № 1 имело подквадратную форму.Длина стен составляет 6,0-6,4 м. Площадь котло-вана жилища равна приблизительно 39 м2. Выходоформлен в виде узкого (около 0,8 м) коридора,длиной около 0,9 м, располагался посреди юго-восточной стены жилища. В связи с тем, что жи-лище возводилось на склоне, глубина котлована отдневной поверхности варьируется от 14 до 66 см.Квалифицировать постройку можно как полузем-лянку. Среди других конструктивных особенно-стей жилища следует отметить укрепление стеноккотлована обмазкой и отсутствие столбовых ям наполу жилища. Таким образом, жилище, вероятно,было типологически родственно чуму, и кровляопиралась непосредственно на края котлована.Жилище № 6 имело подпрямоугольную форму.Длина стен составляет 6,8-5,4 м. Площадь котло-вана жилища равна приблизительно 38 м2. Выходсделан посредине юго-западной стены жилища иобращен в сторону реки. Оформлен в виде узкого(около 0,96 м) коридора, длиной около 1,5 м. Глу-бина котлована от дневной поверхности варьиру-ется от 28 до 53 см, что позволяет говорить о по-луземляночном характере постройки. Четким ин-дикатором пола выступили прекрасно сохранив-шиеся деревянные нары. Они располагались вдольюго-восточной стены жилища, начиная от восточ-ного угла, и представляли собой конструкцию изшироких плах, длиной около пяти и шириной -около двух метров.Жилище № 6 мало чем отличается от преды-дущего в конструктивном плане. Главной его осо-бенностью является то, что в ходе раскопок в за-полнении котлована найдены значительные фраг-менты сгоревшей кровли. Это позволяет с боль-шей достоверностью воссоздать облик постройки.Постройка имела четырехскатную крышу, котораяопиралась на края котлована. Кровля была соору-жена из плотно поставленных жердей, скреплен-ных двумя-тремя поперечинами. Сверху эта кон-струкция была покрыта берестой (на это указыва-ют многочисленные фрагменты бересты, найден-ные среди остатков сгоревшей кровли) и дерном.В центральной части жилища на полу зафиксиро-вано несколько ям, которые можно интерпретиро-вать в качестве столбовых. Среди сгоревших ос-татков кровли несколько фрагментов, вероятно,представляют собой остатки деревянной рамы,которая, опираясь на столбы, являлась каркасомдля кровли. Внешне жилище выглядело как усе-ченная пирамида. Землянки подобной конструк-ции бытовали у сынских хантов вплоть до середи-ны XX в. Их конструктивные особенности хорошоописаны З.П. Соколовой [8. С. 36].Керамическая коллекция, собранная в жилище№ 1 и непосредственно рядом с ним, включаетболее 400 фрагментов, не менее чем от 30 сосудов.Керамика сильно фрагментирована. В большинст-ве своём это обломки плоскодонных и остродон-ных сосудов с простыми или слабо профилиро-ванными венчиками. Основными орнаментальны-ми мотивами выступают горизонтальные рядывертикально и наклонно поставленных отпечатковструйного (рис. 1, 2) и гребенчатого штампа. Ям-ки, как правило, образуют горизонтальные зигза-ги. Несложные композиции в виде зигзага, гори-зонтальных линий, выполненных крестовымштампом, встречаются более широко. Прокатан-ная техника нанесения орнамента представленаотпечатками рельефной волны (рис. 1, 5), сеткой(рис. 1, 6), образующими несложные горизонталь-ные и диагональные линейные мотивы. Особыйинтерес вызывает орнаментальная композицияодного из сосудов. На сохранившейся части на-блюдаются широкая полоса из взаимопроникаю-щих треугольников. Стороны треугольников под-чёркнуты рядами ямочных вдавлений. Поля тре-угольников заполнены отпечатками гребёнки(рис. 1, 3). Вся керамика, найденная в жилище №1,по своим морфологическим особенностям являет-ся позднебронзовой. Наряду с временной одно-родностью керамики, очевидно, что в культурномплане она не демонстрирует единства. В коллек-ции присутствуют типично лозьвинские [11] ост-ро- и плоскодонные сосуды, украшенные в фигур-но-прокатанной технике, а также плоскодонныегоршки, орнаментированные отпечатками струй-ного, крестового и гребенчатого штампа, сопоста-вимые с раннеатлымской [12] и барсовской [13]керамикой. Особый интерес представляет группасинкретичной посуды, где лозьвинские и нижне-обские традиции сочетаются в различных пропор-циях. Это может проявляться в форме (ряд сосу-дов, украшенных в фигурно-штамповой манереимеют округлое или приостренное донце) или втехнике нанесения орнамента, когда на одномгоршке могут встречаться косой штампованныйкрест и рельефная прокатанная волна или сетка.Если в лозьвинской керамике плоскодонные сосу-ды хотя и редко, но встречаются, то для нижнеоб-ской керамики круглодонность и остродонностьпосуды в период поздней бронзы абсолютно нехарактерны.Керамика, найденная в жилище № 6 (около430 фрагментов, от не менее чем 36 сосудов), вцелом сопоставима с коллекцией из жилища №1.Главным отличием является то, что при раскопкахне обнаружено ни одного фрагмента плоскихднищ сосудов. Кроме того, отмечен более низкийпроцент керамики с фигурно-прокатанной орна-ментацией, за счет более широкого распростране-ния струйного (рис. 1, 4) и крестового штампов(рис. 1, 1). Впрочем, это, вероятно, связано с тем,что в жилище № 1 были найдены многочисленныефрагменты одного очень крупного сосуда, укра-шенного прокатанной сеткой (рис. 1, 6). Каменныйинвентарь на поселении представлен изделиями иотходами производства. Наибольшее количествопредметов связано с обработкой кварца (183). Этосколы, отщепы, нуклеусы, скребки. Кремневаяиндустрия представлена 62 предметами (отщепы,пластины, скребки).Наиболее яркими предметами являются мо-дель массивного топора, выполненная из мягкогобелого песчаника, два ретушированных наконеч-ника стрелы, наконечник дротика (крупный скре-бок?) из черного камня и три шлифованных ка-менных топорика из серо-зеленой породы. Крометого, найдена серия предметов, которые сложноинтерпретировать как орудия - это три шлифо-ванных цилиндрика разного размера и шлифован-ный же шарик, предмет из сланца, по форме напо-минающий кость от игры домино. Во время рас-копок жилища № 1 найдены шлифованный слан-цевый наконечник стрелы, 2 крупных разбитыхкаменных шлифованных топора, с признакамивторичного использования в качестве отбойника иабразива и миниатюрный топорик из зелёной яш-мы. С большой долей вероятности можно утвер-ждать, что шлифованные рубящие орудия имеютпроисхождение с энеолитического поселения Лов-санг-хум II и использовались позднебронзовымнаселением уже вторично. На поселении Лов-санг-хум III зафиксированы остатки местного бронзо-литейного производства, представленного облом-ками тигля и нескольких льячек с каплями бронзы.Стоит отметить, что во время раскопок жили-ща №6 найдена и средневековая керамика. Вся онабыла сосредоточена в дерновом слое в виде не-скольких скоплений. Этот факт может указывать нато, что некоторые из малых западин поселения Лов-санг-хум III могут быть средневековыми. За преде-лами котлована жилища также найдены несколькофрагментов керамики, украшенных протащеннойгребенкой. Эту керамику можно датировать раннейили развитой бронзой. Западина №4 на поселениисильно отличается своими морфологическими при-знаками от других западин, возможно, ранняя кера-мика происходит из этого объекта.Таким образом, можно утверждать, что двараскопанных жилища составляли один поселок и,по крайней мере, три объекта на поселении дати-руются периодом поздней бронзы. Раскопки посе-ления Лов-санг-хум III поставили под сомнениепредварительный вывод о присутствии на поселе-нии носителей атлымской культуры. Керамика,которая была атрибутирована как раннеатлым-ская, оставлена носителями неизвестной культу-ры, хотя, возможно, и родственной последней(главное отличие от атлымской заключается в том,что большая часть посуды не плоскодонная, акругло- или остродонная). Такая форма сосудовявляется отличительной чертой лозьвинской посу-ды и в керамике других культур периода позднейбронзы на севере Западной Сибири встречаетсяочень редко. Судя по полученной керамическойколлекции, на поселении Лов-санг-хум III совме-стно проживали представители различных куль-турных традиций. В результате этого сформиро-вался особый синкретичный тип керамики, до на-стоящего момента не освещенный в литературе.На памятнике отчетливо фиксируются заураль-ские керамические традиции (лозьвинская культу-ра), проникшие сюда, по всей видимости, из бас-сейна р. Северная Сосьва через р. Ляпин. На рекеСеверная Сосьва не велись раскопки «чистых»лозьвинских поселений, однако лозьвинская кера-мика обнаружена при раскопках Ясунского посе-ления [14] и поселения Сартынья I [15]. Помимолозьвинской составляющей, на поселении Лов-санг-хум III прослежены яркие нижнеобские тра-диции, характеризующиеся фигурно-штамповойорнаментацией, находящей близкие аналоги враннеатлымской керамике поселения Малый Ат-лым и барсовской из Сургутского Приобья.Для поселения Лов-санг-хум III на данныймомент получено две радиоуглеродные даты.Первая дата получена из образца сгоревшейкровли из заполнения котлована жилища №6.Некалиброванная дата составила 2720±80 летназад (Ле-8263). Образец дает право на оченьширокую трактовку времени существования по-селения: 1120 - 760 гг. до н.э. Вторая дата получе-на из фрагмента сгоревших нар с пола жилища№6. Она позволили скорректировать временнойдиапазон. Некалиброванная дата составила 2850±±35 лет назад (Ле-8264). Второй образец позволяетдатировать поселение в рамках 1130 - 910 гг. дон.э. Эта датировка прекрасно соотносится с абсо-лютной датой, полученной для раннеатлымскойкерамики. Кроме того, следует отметить, что этопервые абсолютные даты, полученные для лозь-винской керамики, которая до настоящего момен-та была датирована типологически [16. С. 167].Этот факт позволяет ей окончательно стать равно-правной среди других культур позднебронзовоговека Западной Сибири.Говоря о причинах возникновения особогокультурного образования, следует обратить вни-мание на то, как происходили культурные про-цессы на р. Сыня в другие эпохи. В связи с тем,что археологическое изучение Сыни началосьсравнительно недавно, мы не располагаем дан-ными по всем хронологическим пластам. Наданный момент у нас есть яркие материалы поэнеолиту и этнографическому недавнему про-шлому. Уже для эпохи энеолита фиксируетсяустойчивая связь между бассейнами рр. Сыня иСеверная Сосьва. Это находит свое отражение вфакте существования однокультурных поселе-ний на р. Ляпин (Ясунское) и р. Сыня (Лов-санг-хум II). Безусловно, существовали контакты и севропейской частью - несомненное сходство этипоселения обнаруживают с памятниками чужъ-яёльской культуры [17].Подобная направленность контактов фиксиру-ется и этнографическими и историческими дан-ными. Заселение р.Сыня произошло достаточнодавно, но состав населения постоянно обновлялсяза счет пришлого с Оби населения [8. С. 20]. Сын-ские ханты даже делят себя на две группы - сыня-ех (жившие здесь издавна) и послан-ех (пришед-шие с Оби) [19. C. 43]. Местное хантыйское насе-ление на протяжении веков смешивалось с обски-ми и казымскими хантами, сосьвинскими и ляпин-скими манси. Так, в XVIII в., помимо ханты, нар. Сыня переселялись и ляпинские манси, однако нетсведений о существовании компактных мест ихпроживания. По сообщениям информатора, с кото-рым работала З.П. Соколова, многие фамилии сын-ских ханты связаны родством с ляпинскими вогула-ми через браки [8. С. 18]. Следует также отметить,что в самых старых фамилиях сынских ханты сохра-нилось предание о том, что они происходят от коми-зырян, переселившихся сюда из-за Урала и ассими-лированных местным населением [21. C. 65].Связь с европейской частью сохраняется и посей день. Сынские ханты ведут комплексное хо-зяйство, включающее в себя оленеводство, рыбо-ловство, охоту. Летом население выезжает рыба-чить на р. Обь, оленеводы отгоняют стада на за-падные склоны Урала [8. С. 22]. З.П. Соколова,описывая традиционную культуру сынских хантов[8], не отмечает наличие в ней каких-либо следовмансийского влияния. Вероятно, традиция брач-ных контактов хантов и манси на момент ее посе-щения р. Сыня осталась в далеком прошлом.И.Н. Гемуев и А.В. Бауло изучая феномен жерт-венных покрывал среди северных групп манси ихантов, приходят к выводу, что активное продви-жение манси на Обь в XVIII-XIX вв. привнеслосюда атрибутику, связанную с культом Мир-сусне-хума [16. C. 52]. Они также фиксируют слу-чаи, когда хантыйские жертвенные покрывала нар. Сыня выполнялись по одной выкройке с ман-сийскими покрывалами с р. Ляпин [16. C. 47]. Та-ким образом, р. Сыня на протяжении многих ты-сячелетий была особой территорией, на которойпроисходила встреча зауральских и нижнеобскихтрадиций. В период поздней бронзы это взаимо-действие привело к сложению особого типа па-мятников. Керамика поселения Лов-санг-хум IIIярко демонстрирует симбиоз крестово-ямочной ифигурно-прокатанной традиции в орнаментации.Она самобытна настолько, что диктует необходи-мость выделения локального сынского культурно-го типа периода поздней бронзы.
Косинская Л.Л., Федорова Н.В. Археологическая карта Ямало-Ненецкого автономного округа. Екатеринбург, 1994. 114 с.
Кочегов Е.И., Фёдорова Н.В. Отчёт об археологической разведке в Шурышкарском районе Ямало-Ненецкого автономного округа (река Сыня и её притоки Несьёган и Лесмиёган). Екатеринбург, 1995.
Рудковский С.И. Археологические исследования на памятниках эпохи бронзы в бассейнах рр. Сыня и Войкар в 2002 г. // Традиционные культуры и общества Северной Азии (с древнейших времён до современности): Материалы XLIV региональной (с международным участием
Рудковский С.И. Археологические работы в урочище Лов-санг-хум // Археологические открытия 2004 года. М.: Наука, 2005. C. 478-479.
Рудковский С.И. Археологические работы в бассейне р. Сыня // Археологические открытия 2003 года. М.: Наука, 2004. С. 462.
Рудковский С.И. Отчёт о раскопках поселения Лов- санг-хум III в Шурышкарском районе Ямало-Ненецкого автономного округа (бассейн р. Сыня) в 2006 году. Северск, 2007. 91 с.
Рудковский С.И. Отчёт о раскопочных работах в Шурышкарском районе Ямало-Ненецкого автономного округа (бассейн р. Сыня) в 2007 году. Северск, 2008. 115 с.
Соколова З.П. Ханты рр. Сыня и Куноват (Этнографический очерк) // Материалы по этнографии Сибири. Томск, 1972. С. 15-66.
Викторова В.Д. Этапы развития фигурно-штамповой орнаментации на сосудах памятников бассейна р. Тавды // Проблемы хронологии и культурной принадлежности памятников Западной Сибири. Томск, 1970. С. 254-270.
Васильев Е.А. Северо-Таёжное Приобье в эпоху позд- ней бронзы (хронология и культурная принадлежность памятников) // Археология и этнография Приобья. Томск, 1982. С. 3-14.
Чемякин Ю.П., Кокшаров С.Ф. Поселение начала I тыс. до н. э. на Барсовой горе // Древние поселения Урала и Западной Сибири. Свердловск, 1984, С. 115-130.
Васильев Е.А. Отчёт о полевых работах Северотаёжного отряда археологической экспедиции Томского государственного университета в 1989 г. Томск, 1994.
Васильев Е.А. Отчет о полевых работах Северотаежного археологического отряда летом 1979 г. Томск, 1980. 36 с.
Сладкова Л.Н. Лозьвинская культура эпохи поздней бронзы таежного Зауралья - Западная Сибири // XVII Уральское археологическое совещание. Материалы научной конференции (Екатеринбург 19-22 ноября 2007 г.). Екатеринбург; Сургут, 2007. С. 165-167.
Стоколос В.С. Энеолит и бронзовый век // Археология Республики Коми. М., 1997. С. 228-229.
Гемуев И.Н., Бауло А.В. Небесный всадник. Жертвенные покрывала манси и хантов. Новосибирск, 2001. 160 с.