Польская школа в Западной Сибири (1890-1920-е гг.)
На основе анализа архивных и опубликованных источников показаны основные направления развития польской школы в Западной Сибири на рубеже XIX-XX вв. Рассматривается работа римско-католических училищ, образованных для детей католиков Томска, Тобольска и Омска. Отмечено, что развитие польской школы в Сибири прошло несколько этапов. Сделаны выводы, что резкое сокращение числа польских школ в Сибири в 1920-е гг. связано с репатриацией поляков на родину и политикой советской власти в отношении польского населения.
Polish school in West Siberia (1890-1920-s.).pdf В 1890-е гг. началась активная добровольнаямиграция польского населения в Сибирь, в ходекоторой за Урал прибывали: служащие, офицерырусской армии, купцы, учителя, врачи, ремеслен-ники, рабочие и крестьяне. С образованием в го-родах Сибири крупных групп польского населениявставал вопрос об обучении детей переселенцев.Дети польских чиновников, инженеров, купцов,проживавших в крупных городах, в Томске, То-больске, Омске, посещали русские школы и гим-назии. Среди преподавателей гимназий и другихучебных заведений Сибири значительную частьсоставляли представители польской диаспоры.Так, при Томском университете находились стар-шие классы мужской гимназии, в которых обуча-лось несколько десятков польских гимназистов. ВТомской мужской гимназии в конце XIX в. рабо-тало два поляка, преподаватели математики(Юзеф Быстрицкий и лаборант Томского универ-ситета Владислав Зданович) [1. С. 53].В 1904 г. в Томске была проведена переписьдетей школьного возраста, в ходе которой былозарегистрировано в городе 7619 детей в возрасте от7 до15 лет [2. С. 60]. Из зарегистрированных детейболее 84% составляли православные, иудеи - 8,5%и католики - 2,7%. Таким образом, польские детизанимали третье место, после русских и евреев вшколах города. Однако по грамотности на первомместе стояли дети лютеран, а дети католиков зани-мали третье место и по этому показателю стояливыше православных. И. Н. Шишлов объясняет этотем, что родители детей-католиков в большинствесвоем принадлежали к более образованным иобеспеченным слоям, прежде всего, к государст-венным служащим. Кроме того, среднее образова-ние наиболее было распространено среди детейкатоликов и лютеран [2. С. 66]. Из обучающихсяна дому более всего было детей католиков -17,6%. Данный показатель можно объяснить итем, что, с одной стороны, руководство учебныхзаведений Ведомства православного исповеданияне стремилось принимать к себе учеников другойверы. С другой стороны, родители в немецких ипольских семьях не хотели, чтобы их дети воспи-тывались в православных учебных заведениях [3.С. 113-114]. Однако, говоря о грамотности народном языке, Шишлов отмечал, что больше всегограмотных на родном языке было среди татарскихдетей и меньше среди польских и еврейских [2.С. 129].Учащимся католического вероисповедания вгимназиях и других учебных заведениях препода-вался Закон Божий католического исповедания. В1901-1914 гг. Томский декан и курат И. М. Деми-кис являлся законоучителем в Томской губерн-ской мужской гимназии, Мариинской женскойгимназии и Томском Алексеевском реальном учи-лище. В Барнаульской женской гимназии ЗаконБожий преподавал ксендз А. Жуковский [4. С. 42,45]. Законоучителем римско-католического веро-исповедания в Новониколаевском частном реаль-ном училище с 1 января 1908 г. являлся АлександрБилякевич. Кроме того, Закон Божий католическо-го исповедания преподавался в женской гимназииНовониколаевска и в мужской и женской желез-нодорожных школах на станции Новониколаевск[1. С. 189].С 1 октября 1887 по 1891 г. законоучителемримско-католического вероисповедания в Тоболь-ской мужской гимназии являлся Франц Пиняро-вич, выпускник римско-католической духовнойсеминарии. Пинярович вел в гимназии два урока[5. С. 19]. В 1895 г. законоучителем в Тобольскойгубернской гимназии являлся священник Влади-слав Каминский. Каминский также проводил заня-тия в Мариинской женской школе Тобольска [6.С. 9-13]. С октября 1896 по 1912 г. законоучите-лем римско-католического вероисповедания в То-больской губернской мужской гимназии являлсяксендз Викентий Пшесмыцкий. На то время вгимназии обучалось 17 католиков. Занятия ЗаконаБожьего проходили два раза в неделю. В начале1913 г. законоучителем в гимназии являлся Бро-нислав Козаковский, а с 1 августа 1913 по 1916 г.законоучителем в гимназии являлся кс. Иоанн Ге-оргиевич Булло, выпускник Петроградской духов-ной семинарии [7. С. 19].В Акмолинской области в начале XX в. сред-ние учебные заведения были сосредоточены в Ом-ске и Петропавловске. В 1912 г. в Омске насчиты-валось 11 средних учебных заведений. Количествообучающихся детей католиков составляло 430 че-ловек. В 1-й мужской гимназии обучался 21 като-лик, в 1-й - женской - 23, а во 2-й женской - 15. Вжелезнодорожном 2-классном училище обучалось55 католиков, а в коммерческом училище - 21 ка-толик, в кадетском корпусе 6 человек [8. С. 70]. В1913 г. количество обучающихся католиков сни-зилось. В 1913 г. в городе Омске и Омском уезде вучебных заведениях обучалось 356 католиков. ВОмске в 1913 г. 14 католиков обучалось в 1-ймужской гимназии и 15 - в 1-й женской гимназии.Больше всего детей католиков (50 человек) обуча-лось в Омском железнодорожном училище [9]. Извсех учащихся в Акмолинской области католики в1914 г. составляли 660 человек - 1,3% всех уча-щихся [10. С. 68]. В 1915 г. численность учащих-ся-католиков в области выросла по сравнению с1914 г. более чем в три раза и достигла 2108 чело-век. В Омске число учащихся римско-католи-ческого вероисповедания составило 529 человек.Больше всего католиков обучалось в 1915 г. в 1-ймужской гимназии Омска -28 человек, в 1-й жен-ской - 25, в коммерческом училище - 23 [11.С. 70].С 15 октября 1897 по 1900 г. законоучителемримско-католического вероисповедания в Омскойженской гимназии почетных граждан Поповыхявлялся Омский курат Иоанн Виткевич [12. С. 58].В то же время Виткевич являлся законоучителем вСибирском кадетском корпусе. В октябре 1903 г.была достигнута договоренность между настояте-лем Омского костела и инспектором Омского5-классного училища о преподавании Закона Бо-жия ученикам римско-католического вероиспове-дания [13. Л. 15]. В 1904 г. куратом костела в Ом-ске становится Иоанн Булло. В 1905 г. ксендз Бул-ло был назначен Могилевским митрополитом за-коноучителем в 1-ю женскую гимназию почетныхграждан Поповых и в мужское училище на стан-цию «Омск», в женской гимназии почетных граж-дан Поповых Булло начал преподавать с 10 ноября1904 г. С 1905 по 1909 г. Булло являлся законо-учителем в Омской мужской гимназии. Римско-католическое учение преподавалось на русскомязыке в кадетском корпусе и мужской железнодо-рожной школе Омска [14. Л. 106]. В 1915-1916 гг.римско-католическим законоучителем в Омской1-й мужской гимназии и Омской 1-й женской гим-назии являлся магистр богословия ХризагонПржемоцкий. Пржемоцкий проводил занятия так-же в землемерном училище. За свой труд Прже-моцкий был отмечен наперстным крестом и меда-лью в память царствования Александра III [15.С. 71].В конце XIX - начале XX в. в губернских го-родах Западной Сибири открываются начальныеучилища, которые относились к ведомству Мини-стерства народного просвещения. Данные школысуществовали на средства местных польских бла-готворительных обществ. Первая такая школа от-крылась в Томске. В 1893 г. Томский губернаторГ.А. Тобизен к 25-летию служения в Томскексендза В. Громадского выхлопотал в Санкт-Перербурге разрешение на открытие приюта приТомском костеле [16. С. 409]. В данный приютпринимали детей в возрасте от четырех до двена-дцати лет. Малыши учились в самом приюте, где сними занимались педагоги Ж. К. Сальманович иФ.Я. Шостаковская. Дети постарше ходили в шко-лу, построенную Польским благотворительнымобществом в 1890-е гг. На декабрь 1908 г. в Том-ском римско-католическом училище обучалось 63ученика (32 мальчика и 31 девочка) [17].Частное начальное училище при Тобольскомримско-католическом костеле для детей обоего полаоткрылось 24 января 1900 г. Училище помещалось вдоме римско-католической церкви. Содержалосьучилище на средства Тобольского общества помощибедным римско-католического вероисповедания [1.С. 335]. В предложении попечителя Западно-Сибирского учебного округа об учреждении учили-ща от 24 января 1900 г. предусматривалось препода-вание польского языка. В отчете правления римско-католического благотворительного общества от10 мая 1900 г. отмечалось, что в школе преподава-лись следующие предметы: Закон Божий - 6 уроков,русский язык - 8, славянский язык - 3, польскийязык - 5, арифметика - 4 и чистописание - 2.Данная школа в документах 1908-1909 гг. фигу-рирует как частное училище 3-го разряда, где учи-тельницей являлась Б.Р. Зброжек [18. С. 23]. Брони-слава Ричардовна Зброжек родилась в 1890 г. в семьепомощника Сургутского уездного исправника. Обра-зование Зброжек, как и девочки из других семей чи-новников Тобольска, получила в Тобольской Мари-инской женской школе. После окончания Мариин-ской женской школы в июне 1906 г. Зброжек, вероят-но, сразу поступила на работу в училище при рим-ско-католическом костеле. Польская школа Тоболь-ска была небольшой, она была рассчитана на 25учебных мест. На 1 января 1909 г. в частном началь-ном училище при Тобольском римско-католическомкостеле для детей обоего пола обучалось только 7детей (2 мальчика и 5 девочек). Два раза в неделюзанятия по Закону Божьему для детей училища про-водил ксендз Пшесмыцкий [1. С. 335]. В 1910 г. вчастном 3-го разряда училище при римско-католическом костеле работала одна учительница иобучалось 14 детей (8 мальчиков и 6 девочек) [19.Л. 133]. Римско-католическое благотворительноеобщество занималось снабжением школы учебнымипособиями, мебелью. По просьбе правления Тоболь -ского католического благотворительного обществабыло увеличено количество часов на изучение поль-ского языка, так как большинство детей местнойшколы происходили из польских семей [3. С. 108-111].С 1898 г. в Омске существовало римско-католическое благотворительное общество. В составчленов правления общества входила Ванда Фелик-совна Яздовская. В 1906-1916 гг. при Омском поль-ском благотворительном обществе работало город-ское римско-католическое начальное училище. Всеэто время Яздовская являлась заведующей римско-католическим начальным училищем. Омское на-чальное училище римско-католического благотвори-тельного общества открылось 20 сентября 1906 г.Содержалось училище на средства римско-католического благотворительного общества и посо-бия от города в сумме 200 рублей. Училище получи-ло от казны 840 рублей и от местного благотвори-тельного общества - 2000 рублей. В 1907 г. в «Поль-ском училище» в Омске обучалось 30 мальчиков и 40девочек [20]. К 1909 г. число учащихся сократилось.В «Польском приходском училище» в Омске в1909 г. обучалось 16 мальчиков и 12 девочек [21].Затем число учащихся в Омском римско-католическом училище стало расти. В 1911 г. в учи-лище работало 5 педагогов и обучался 81 ученик. Изних дети дворян составляли 9 человек, мещан - 18 икрестьян - 54. Содержалось училище за счет част-ных лиц, выделивших на эти цели 1500 рублей. На-ходилось училище в доме благотворительного обще-ства [1. С. 364]. В 1910-1911 гг. программа римско-католического училища в Омске включала Закон Бо-жий, русский и польский языки, арифметику, исто-рию и географию, природоведение, гигиену, немец-кий язык изучался по выбору учащегося [22. С. 196].В училище проводили занятия: заведующаяВанда Яздовская, учительницы Теофилия Томчик,Мария Белявская, Люция Кошарская, МарияСтржельбицкая, Жозефина Щепановская, законо-учитель священник Александр Белякевич, учительпения Мыстковский и учительница рукоделияМыстковская [23. С. 66]. В 1913 г. в Омском рим-ско-католическом училище обучалось 110 детей. Вучилище работало 5 педагогов: один мужчина и 4женщины. Римско-католическая школа в 1913 г.существовала в Омском уезде. В школе работалодин учитель и обучалось 49 учеников [9]. В1914 г. в римско-католическом училище в Омскеработало три учителя и обучалось 135 учащихся[10. С. 78]. В 1915 г. численность учащихся посравнению с 1914 г. выросла до 198 человек (94мальчика и 104 девочки), а число учителей оста-лось прежним - 3 человека [11].Польские школы в Сибири в начале XX в. воз-никают и в сельской местности. Но далеко не вез-де, где компактно проживало польское население,удавалось открыть школу. Иногда обучениемпольских детей чтению, письму и правильномупроизношению занимались священники. Настоя-тели сельских костелов преподавали не толькоЗакон Божий, но и польский язык и основы куль-туры для молодежи села. Подобная польская«тайная школа» существовала в селе БелостокТомской губернии, но занятия в ней не носили ре-гулярного характера [22. С. 154, 197]. На законныхоснованиях школа в селе Белосток начала работу с1917 г., и к этому времени в ней обучалось150 детей [24. С. 234].Развитие польского просвещения в годы Пер-вой мировой войны было связано с наплывом ты-сяч беженцев. Большую роль в создании школ длябеженцев сыграли польские общественные орга-низации. В годы войны в Новониколаевске прифилиале Томского отдела общества вспомощест-вования бедным семействам поляков была откры-та школа, в которой в 1916 г. обучалось 140 детей[25. С. 5]. Занятия в школе начались в августе1916 г. Школа была устроена по типу школ Царст-ва Польского с тремя отделениями. Заведовалшколой ксендз Ю. Юркевич. Благодаря усилиямНовониколаевского отдела Петроградского поль-ского общества вспомоществования жертвам вой-ны дети польской школы получали завтраки. Все-го на каждого ученика выделялось по 3 рубля вмесяц [26. Л. 169]. Преподавателями в школе яв-лялись Короповская З. С., Кудельская М., Бохен-ская В., Корибутьяк С. и Собещанская А., которыепредставляли местное польское население [27].В 1916 г. в Каинске при отделе Петроград-ского польского общества вспомоществованияжертвам войны работали школа, ясли, помеще-ние для беженцев и столярная мастерская. Пред-ставителем от школы при отделе Петроградско-го польского общества вспомоществованияжертвам войны являлась Станислава Азаревич.В приюте находилось 35 детей, а в школе обу-чение проходили 30 человек. Каинский уездныйисправник в своем отчете от 25 октября 1916 г.отмечал, что содержание приюта было постав-лено хорошо, а столярные мастерские имели ма-ло оборудования [28. Л. 71]. Летом 1916 г. впольской школе для детей беженцев в Каинскеобучалось 37 учеников, а на 1 сентября 1916 г. -42 ученика. Выросло до 52 человек и число де-тей, содержащихся в приюте. На содержаниешколы выделялось по 3 рубля на каждого уче-ника ежемесячно, а на содержание детей в при-юте - по 15 рублей. В снабжении детей книгамина русском и польском языках Каинскому отде-лу Польского общества помощи жертвам войныпомощь оказывал Главный комитет общества,расположенный в Петрограде [26. Л. 275].Правление римско-католического благотвори-тельного общества летом 1915 г. выступило синициативой открытия в Томске частного учили-ща с правом преподавания родного языка. Наблю-дение над училищем предполагалось возложить напреподавателя математики Томского Алексеев-ского реального училища Фаддея Дульского. Всентябре 1915 г. Томское губернское управлениеразрешило Римско-католическому благотвори-тельному обществу открыть низшее частное учи-лище с правом преподавания родного языка [29.Л. 2-6]. Частное училище римско-католическогоблаготворительного общества для детей католи-ков-беженцев было открыто 19 октября 1915 г. исодержалось на благотворительные средства. Онопомещалось в наемном доме, и на 1 января 1916 г.в нем обучалось 166 мальчиков и 109 девочек [30.С. 525]. «Общество вспомоществования беднымсемействам поляков, участвующим в войне, и бед-ному населению, пострадавшему от военных дей-ствий» в апреле 1916 г. выступило с предложени-ем обучать детей в школе в течение лета. Дети бе-женцев получали в школе горячие завтраки. Квесне 1916 г. в польской школе для детей бежен-цев обучалось 240 человек. Ввиду отъезда частибеженцев к сентябрю 1916 г. в школе осталось 175детей и 4 человека учительского персонала. Подругим данным, в школе для детей беженцев вТомске в октябре - ноябре 1916 г. обучалось 312детей беженцев, на обучение каждого выделялосьежемесячно по 3 рубля. В связи с ростом числаучащихся пришлось увеличить штат преподавате-лей и нанять дополнительное помещение. 39 чело-век из числа беженцев являлись студентами и по-лучали стипендию. Для учащихся производиласьзакупка книг и тетрадей [26. Л. 62].Польская школа работала в годы Первой ми-ровой войны в Барнауле. Отдел Польского обще-ства помощи жертвам войны в Барнауле заплани-ровал истратить на содержание школы из 38 детейв апреле - июне 1916 года 245 рублей. К октябрю1916 г. в польской школе в Барнауле обучалось 40детей и на их обучение в школе дополнительно к 6рублям ежемесячного продовольственного пайкана каждого ученика выделялось по 2 рубля 50 ко-пеек [26. Л. 225]. В списке школ и приютов Цен-трального гражданского комитета губерний Коро-левства Польского (ЦГК) от 1 октября 1916 г. зна-чилась польская школа в Атаманском хуторе вОмске, где также действовал приют для 89 детей(приходящих) [31. С. 295].В Тюмени в середине 1916 г. работали поль-ская школа и приют для 60 детей. В постановле-нии районного совета ЦГК в Сибири от 26 марта1918 г. говорилось о том, что необходимо иметьдве «ставки учителя» в Тюмени и четыре в Омске.Комитет занимался просвещением взрослых бе-женцев. Так, в Тюмени были организованы вечер-ние курсы для обучения чтению и письму. ЦГКгарантировал для учителей зарплату от 50 до150 рублей, бесплатное жилье, дрова и «свет» [31.С. 295].Новые возможности в развитии национальнойшколы в России открыла Февральская революция.Временное правительство провозгласило отменувсех сословных, вероисповедных и национальныхограничений, в том числе в праве употребленияродного языка в частных школах. Таким образом,национальные меньшинства России получилисвободу в своем культурном развитии. В июне1917 г. в Барнауле началась запись польских детейв школу, а взрослых - на курсы. По сообщениюгазеты «Жизнь Алтая», школа для детей с препо-даванием на польском и русском языках должнабыла открыться 11 сентября 1917 г. [32]В польской школе Новониколаевска с 1 сен-тября 1917 г. занятия начинались с повышеннойпрограммой в объеме двух классов гимназии. ВТомске весной 1917 г. открылся Польский народ-ный дом, который преследовал культурно-просветительные цели. После организации рабо-чего клуба ППС в Тобольске в октябре 1917 г. принем начала работу школа для польских детей [33.С. 88].Новый этап в развитии польской школы на-ступил после победы большевиков в Гражданскойвойне и в связи с массовым отъездом поляков народину. Возрастание интереса среди поляков Си-бири к родному языку и культуре в начале1920-х годов, как подчеркивает С.В. Леончик, вомногом связано с желанием «детей и внуковссыльных поляков вернуться на родину в рамкахрепатриационной кампании 1921-1924 гг.» [34.С. 22]. На рубеже 1920-1930-х гг. среди польскихкоммунистов под влиянием «Пролеткульта» воз-никла теория о создании польской пролетарскойкультуры. До революции главными культурнымиценностями являлись: традиции, религия и поль-ский язык. После революции на их место приходятклассовое сознание и советский патриотизм. Раз-витие польской школы, прессы, польской «проле-тарской» литературы и искусства - это важнейшаязадача процесса создания польской «социалисти-ческой культуры» в СССР [35. С. 175].В 1920 г. в Омске работала польская секцияпри Сибирском отделе народного образования. Поуездам Омской губернии больше всего польскихдетей школьного возраста проживало на террито-рии Татарского уезда - 591 человек, Тарского уез-да - 391 человек и на территории Калачинскогоуезда - 168 человек [36. Л. 5]. Уже весной 1920 г.на курсах учителей национальных школ, развер-нутых на базе Омского политехнического инсти-тута, прошли 4-месячную подготовку 150 учите-лей. В их числе находились и польские учителя[37. С. 101].В своем отчете за 1920 г. Омское польбюроотмечало, что школы и детские дома были реорга-низованы по принципу единой трудовой школы.Данная реорганизация вызвала протесты поляковОмска и учителей, которые были «под влияниемпольской реакции». До 1920 г. польские школы вОмске находились под «влиянием национальнойинтеллигенции и католического духовенства». В1921 г. Польбюро Омской губернии поставило за-дачу «обратить все свои силы на воспитание детейв польских школах в революционном духе». Впротоколе заседания членов Польбюро говорилосьтакже о решении «заняться внутренней организа-цией всей школьной жизни» [38. Л. 10]. К 1921 г. вОмске работало две польских школы, в одной изних обучалось 40 детей, а в другой - 30. Коллек-тив педагогов в польских школах Омска составлял5 человек. Кроме того, в Омске работал польскийдетский дом, где воспитывался 21 ребенок и рабо-тало два воспитателя. Две польские школы 1-йступени работали в это время в Тарском уезде. Вкаждой из них работало по одному учителю, а об-щая численность учащихся составляла 45 человек.В Татарском уезде работала одна польская школа1-й ступени, с одним учителем, а численностьучеников составляла 30 человек [39. Л. 152].7 февраля 1921 г. в Омске состоялось заседа-ние Польбюро при Омском Сиббюро ЦК. На засе-дании присутствовал инструктор Польбюро ЦКРКП. Польбюро решило сосредоточиться на про-блемах школьного образования. Польские комму-нисты видели опасность в том, что школа нахо-дится под контролем беспартийных учителей.Предполагалось организовать школьные советы изродителей, учителей и представителей Польбюро.В польских школах Омска планировалось создатьмолодежные организации [40. Л. 49]. По даннымОбластного комитета РКП, в 1921 г. в Омске име-лось 3 польские школы 1-й ступени, где обучалось450 детей [41. Л. 4].В Барнауле польская школа начала работу в1917 г., с 1919 по 1921 г. польская школа 1-й сту-пени называлась Польская советская школа № 41,где учителем являлся военнопленный австрийскойармии, выпускник учительской семинарии ФранцШмигель. В школе обучалось 30 детей в возрастеот 7 до 15 лет [42. Л. 93-94]. Летом 1921 г. Шми-гель обратился в Отдел народного образования сзаявлением о том, что он уезжает в Польшу, апольская школа в Барнауле прекращает свою ра-боту [43. Л. 8]. В Анжеро-Судженске польскаяшкола работала в течение 1921 г., но к лету 1922 г.она была ликвидирована ввиду отъезда поляков народину [39. Л. 19-19об]. Наибольшее число поль-ских школ приходится на 1920/21 уч. г.: 20 школ1-й ступени и 3 школы 2-й ступени. По даннымПольбюро, на ноябрь 1920 г. в городах Сибиринасчитывалось 11 польских школ, в том числе вБарнауле - 1, Омске - 3, Томске - 1, Новоникола-евске - 2, Красноярске - 1, Иркутске - 3. К этомувремени все городские школы находились под ру-ководством представителей коммунистическойпартии [38. Л. 32об]. Преобладание школ 1-й сту-пени с трехлетним сроком обучения объясняетсяЕ. Б. Лукиевой тем, что большинство националь-ного населения проживало в сельской местности,и дети являлись незаменимыми помощниками вкрестьянском хозяйстве. Поэтому наиболее благо-приятные условия для организации и деятельностиобщеобразовательных школ сложились в сибир-ских городах [44. С. 311].Однако и в городах работе школ мешали мате-риальные трудности. Так, в декабре 1921 г. в Том-ске многие дети не могли посещать занятий из-заотсутствия одежды и обуви [44. С. 320]. В Том-ском округе в 1920-е гг. доля польских детей, по-сещающих школу, составляла 47%. Кроме двухгородских школ, в Томске в 1920 г. работали ещедве польские школы в губернии. В феврале 1921 г.инструктор Томского губнаробраза по делам на-циональных меньшинств отправил в школы селБелосток и Полозово учителей-поляков. В селоБелосток направлялся учитель Юлиан Оскарб-ский, а в село Полозово - Александра Грабовская.В 1921 г. польскую школу в деревне Полозово по-сещало 50 человек, а школу в селе Белосток долж-ны были посещать 150 человек. К сожалению, ор-ганизация школы в селе Белосток привела к кон-фликту с местным населением и католическимсвященником. Жители села были против того,чтобы помещение прихода передать школе. Вла-сти угрожали, что в случае бойкотирования школыбудут приняты меры «вплоть до наложения штра-фа в виде отправки саботирующих школу родите-лей на принудительные работы» [45. С. 54].20 октября 1920 г. в Новониколаевске Поль-бюро РКП поручило Гавскому, Налькевичу и Ян-ковскому приступить к преподаванию в польскойшколе. Контроль над школой поручался учителюОсинскому. На это время в школе обучалось 185детей [43. Л. 28]. В 1921 г. в Новониколаевске ра-ботали польские школы 1-й и 2-й ступени, гдеобучалось 150 детей [43. Л. 4]. В 1922/23 уч. г. вСибири, по данным Е. Б. Лукиевой, было 6 поль-ских школ 1-й ступени, а в 1927 г. - только дветакие школы [44. С. 310]. В Омской губернии в1921/22 уч. г. работало 5 польских школ, в 1922/23уч. г. - 2 польские школы и в 1923/24 уч. г. оста-лась 1 польская школа. С 1924/25 уч. г. польскиешколы на территории Омской губернии прекра-щают свою работу [36. Л. 5]. В Томске и Томскомуезде существовали 3 польские школы, но их ра-бота была непродолжительной и полностью пре-кратилась к концу 1920-х гг. [46. С. 56]. Сокраще-ние польских школ во многом связано с отъездомпольских оптантов, пленных, беженцев и их детей.Система советской польской школы стала соз-даваться с 1923 г., когда после репатриации сфор-мировался состав польского населения. При под-боре учителей решающим критерием являлось ра-бочее или крестьянское происхождение. Эта новаяинтеллигенция являлась продуктом советскогоэксперимента. Но уровень подготовки педагоговнациональных школ был невысоким. Например, из5 педагогов польских школ Томского округа в1925-1928 гг. ни один не имел высшего образова-ния, а большинство - (4 человека) имели низшееобразование и только один среднее [44. С. 331].Хотя попытки осуществить подготовку кадров свысшим образованием предпринимались. Так, набазе Омского института народного образованиябыло открыто отделение национальных мень-шинств, которое включало и польскую секцию[37. С. 102]. Школа в СССР играла не только про-светительскую роль, а прежде всего идеологиче-скую. Поэтому создание школ при церковныхприходах рассматривалось как происки контрре-волюции. В качестве примера можно привестиобращение польской общины Барнаула к губис-полкому с просьбой открыть польскую школу приприходе, что рассматривалось коммунистами какпроиски контрреволюции [47. С. 50].После репатриации поляков на родину количе-ство польских школ в Сибири резко падает. Одна-ко существовала еще одна причина сокращениячисла польских школ. В 1921-1922 гг. многиешколы национальных меньшинств попали под со-кращение, потому что у части советских работни-ков было представление об интернационализмекак об отрицании всего национального. Введениеобучения в национальных школах на русском язы-ке в 1920-е гг. объяснялось ассимиляцией отдель-ных народов, в том числе поляков. С другой сто-роны, знание русского языка давало представите-лям народов СССР большую перспективу в жизни,поэтому представители национальных меньшинств,в том числе и поляки, отказывались от изучениянациональной грамоты, и численность учащихсянациональных школ постоянно снижалась.
Ключевые слова
Западная Сибирь,
польская школа,
West Siberia,
Polish schoolАвторы
Островский Леонид Казимирович | Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет | кандидат исторических наук, доцент кафедры истории отечества | leo-ostrovskij@yandex.ru |
Всего: 1
Ссылки
Памятная книжка Западно-Сибирского учебного округа на 1909 год. Томск, 1909.
Шишлов И.Н. Перепись детей школьного возраста города Томска. Томск, 1904.
Недзелюк Т.Г. Римско-католическая церковь в полиэтническом пространстве Западной Сибири 1881-1918 гг. Новосибирск, 2009.
Памятная книжка Томской губернии на 1914 год. Томск, 1914.
Памятная книжка Западно-Сибирского учебного округа. Томск, 1890.
Календарь Тобольской губернии на 1895-й г. Тобольск, 1894.
Памятная книжка Тобольской губернии на 1915 год. Тобольск, 1915.
Обзор Акмолинской области за 1912 год. Омск, 1913.
Обзор Акмолинской области за 1913 год. Омск, 1914. Ведомость № 17.
Обзор Акмолинской области за 1914 год. Омск, 1915.
Обзор Акмолинской области за 1915 год. Омск, 1917.
Памятная книжка Западно-Сибирского учебного округа на 1900 год. Томск, 1900.
Государственный архив Омской области (ГАОО). Ф. 348. Оп. 3. Д. 30
ГАОО. Ф. 348. Оп. 3. Д. 31.
Памятная книжка Акмолинской области на 1916 год. Омск, 1916.
Мосунова Т.П. Отец Валериан Громадский - штрихи к портрету сибирского пастыря // Сибирская деревня: история, современное состояние, перспективы развития: Материалы VII Международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию Омского государстве
Обзор Томской губернии за 1908 г. Томск, б.г. Ведомость № 19.
Памятная книжка Тобольской губернии на 1908 год. Тобольск, 1908.
Государственное учреждение Тюменской области Государственный архив Тобольска (ГУТО ГАТ). Ф. И-483. Оп. 1. Д. 21.
Обзор Акмолинской области за 1907 год. Омск, 1908. Ведомость № 9.
Обзор Акмолинской области за 1909 год. Омск, 1910. Ведомость № 9.
Нам И.В. Национальные меньшинства Сибири и Дальнего Востока в условиях революции и Гражданской войны (1917-1922 гг.): Дис. ... д-ра ист. наук. Томск, 2008. Ч. I.
Весь Омск. Справочник- указатель на 1911 год. Омск, 1911.
Masiarz W. Migracja chlopow polskich na Syberi? w koncu XIX i na pocz^tku XX wieku // Syberia w historii i kulturze narodu polskiego. Wroclaw, 1998.
Майничева А.Ю. Благотворительная деятельность польских организаций в Новониколаевске (1907-1917 гг.) // Сибирская полония. 2002. № 1(40).
Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. 7. Оп. 1. Д. 97.
Алтайское дело. 1916. 23 авг.
ГАТО. Ф. 3. Оп. 67. Д. 239.
ГАТО. Ф. 3. Оп. 67. Д. 304.
Памятная книжка Западно-Сибирского учебного округа на 1916 год. Томск, 1916. С. 525.
Korzeniowski M. Centralny Komitet Obywatelski na Syberii w latach 1915 - 1918 // Syberia w historii i kulturze narodu polskiego. Wroclaw, Wydawnictwo Silesia Dolnosl^skiego Towarzystwa Kulturalnego, 1998.
Жизнь Алтая. 1917. 2 сент.
Martynowski S. Droga do wolnosci. Wspomnienia z katorgi Tobolskiej. Lodz, 1928.
Леончик С.В. История и современное состояние преподавания польского языка на юге Енисейской губернии // История и методика преподавания славянских языков и литератур как иностранных с применением технологии диалога культур: Материалы региональной науч. ко
Iwanow M. Pierwszy narod ukarany. Polacy w Zwi^zku Radzieckim 1921-1939. Warszawa, 1991.
Центр документации новейшей истории Омской области (ЦДНИОО). Ф. 1. Оп. 5. Д. 435.
Колоткин М.Н. Балтийская диаспора Сибири: опыт исторического анализа 1920-30-х гг. Новосибирск, 1994.
ЦДНИОО. Ф. 1. Оп. 2. Д. 487.
Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. П-1. Оп. 9. Д. 70.
ЦДНИОО. Ф. 1. Оп. 2. Д. 483.
ГАНО. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 1537.
Государственный архив Алтайского края (ГААК). Ф. Р-922. Оп. 1. Д. 21.
ГАНО. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 1535.
Лукиева Е.Б. Национальные школы в Сибири в 1920-е - начале 1930-х гг. // Национально-культурная политика и практика ее реализации в сибирском регионе в первой трети XX в. Новосибирск, 2005.
Из истории земли томской. Сибирский Белосток: Сборник документов и материалов. Томск, 1998.
Ханевич В.А. Поляки в истории и культуре Томска // Мы - томичи, ваши земляки, ваши соседи (Национально- культурная панорама Томской области). Томск, 2000.
Костюшко И.И. Польское национальное меньшинство в СССР (1920-е годы). М., 2001.