Проблемы в угольной промышленности как фактор роста протестного движения шахтеровКузбасса во время перехода к рынку (1992-1999 гг.) | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2012. № 3 (19).

Проблемы в угольной промышленности как фактор роста протестного движения шахтеровКузбасса во время перехода к рынку (1992-1999 гг.)

Представлены проблемы в угольной промышленности Кузбасса во время перехода к рыночным отношениям. Выделены как общие, так и региональные особенности кризисных явлений базовой отрасли. Показано их влияние на рост протестного движения шахтёров.

Problems in coal-mining industry and their role in the protest movement of miners in Kuzbass during transitionto a market economy (1992-1999).pdf Начиная со второй половины 1980-х гг. ивплоть до нынешних дней вопрос политическойстабильности в жизни нашего государства являет-ся весьма актуальным. В отличие от 1980-х и2000-х гг., в 1990-е гг. спокойствие в обществен-но-политическом развитии было напрямую связа-но с решением проблемы защиты трудовых правграждан. В это время страну охватило мощноепротестное движение, главной причиной которогоявлялась несвоевременная выплата заработнойплаты и пенсий. Большинство населения разоча-ровалось в либеральных идеях, хотело «порядка»и государственной заботы. Одной из главных дей-ствующих сил в протестном движении России яв-лялись шахтёры, в том числе и Кузбасса. Высокаястепень активности горняков ведущего угледобы-вающего региона стала следствием значительногоосложнения социально-экономической обстановкив шахтёрских городах. Системная нестабильность,прежде всего, была порождена проблемами вугольной промышленности, которые нарастали ссередины 1980-х гг. и к началу рассматриваемогопериода существенно обострились [1. Л. 5]. С на-чалом рыночных преобразований отрасль демон-стрировала низкие производственные показатели,её поддержание требовало значительных государ-ственных дотаций. Поэтому в условиях неодно-родного перехода промышленных предприятий нарыночные рельсы развития угледобывающая от-расль оказалась в числе «экспериментальных». Сэтой целью горнякам предоставлялась широкаяэкономическая свобода, утверждалась рыночнаяконкуренция, в отрасль активно привлекался част-ный капитал и т. д. Большинство угольных объе-динений стали акционерными обществами и при-нялись самостоятельно строить свою внутреннююи внешнюю стратегию экономического развития.При этом либеральный подход в экономиче-ской политике Правительства РФ в первые годырыночных преобразований широко поддерживалсяшахтёрами Кузбасса. Ещё в ходе забастовок 1989-1991 гг. требование экономической самостоятель-ности у них являлось центральным. Проведённыесреди горняков в 1992 г. социологические опросытакже показали, что идея приватизации предпри-ятий находила поддержку большинства из них.Вместе с тем автор исследований П. Бизюков под-чёркивал, что горняки не имели представления оеё форме и сути [2]. Вскоре кузбасские шахтёрыпоняли, что собственниками они стали «формаль-но, на бумаге» [3. Л. 42]. «Народная приватиза-ция» дала лишь иллюзию участия трудовых кол-лективов в управлении предприятиями, а на самомделе сосредоточила реальные рычаги власти в ру-ках небольшого числа высших управленцев. Не-удивительно, что решения по таким ключевымвопросам, как, например, ликвидация шахты, фак-тически принимали директора, но не акционеры,как должно было быть по закону. В конце 1997 г.на высшем государственном уровне было принятоважное решение о прямой конкурсной продажеугольных предприятий. Однако к этому временидолги государства и потребителей угля (большаячасть которых имела государственную принад-лежность) выросли до гигантских размеров, и из-бежать широкомасштабных протестов горняков неудалось.Либеральные реформы пробуксовывали, таккак идея приватизации угледобывающих предпри-ятий серьёзно деформировалась в сознании шах-тёров. В середине 1990-х гг. многие из них ужевыступали за национализацию угольной промыш-ленности, что дополнительно провоцировало со-циальную конфронтацию. Первое время противболее глубокой приватизации выступало и обла-стное руководство [4. С. 68-70]. Отношение кприватизации на уровне региональной власти, атакже шахтёрских коллективов стало менятьсяосенью 1998 г., когда параллельно с либеральны-ми реформами появились признаки конструктив-ного вмешательства государства в экономическуюжизнь. С 1999 г. частный угольный сектор сталдемонстрировать лучшую динамику развития всравнении с государственным [5. С. 135], одно-временно наблюдался и спад протестной активно-сти горняков.Приватизация рассматривалась Правительст-вом РФ как базовый элемент повышения эффек-тивности промышленности [6. Л. 46]. Поэтомувплоть до осени 1998 г. оно всё больше уходило отрешения шахтёрских проблем, считая снижениеугледобычи вполне закономерным явлением, иобъясняло это «перепроизводством угля». Рефор-мирование угольной промышленности проводи-лось без какой-либо комплексной и долгосрочнойфедеральной программы. Неудивительно, что по-добная программа отсутствовала и на региональ-ном уровне [7. Л. 7]. Всё же на фоне ежегодногоухудшения положения в угольной промышленно-сти и социальной сфере миллионов горняков рос-сийское Правительство было вынуждено пред-принимать более решительные шаги по выходу изкризиса. С 1994 г. решение «шахтёрского вопро-са» Кремль напрямую связал с реструктуризациейугольной промышленности - переходом на рента-бельную работу угледобывающих компаний и от-расли в целом. Между тем процесс реструктуриза-ции с первых дней осуществлялся без какой-либоопоры на научную мысль, представлял собой по-очерёдную реализацию запоздалых нормативно-правовых актов (в основном указов ПрезидентаРФ) и не поддерживался достаточным уровнембюджетного финансирования. На региональномуровне программа реструктуризации появилась в1995 г., когда отрасль уже серьёзно сотрясали эко-номические и социальные катаклизмы. Но даже вэто время она была больше похожа на «программувыживания», так как финансовые средства, перво-начально заложенные в ней, многократно уреза-лись [7. Л. 15; 8. Л. 4].Важно отметить, что при разработке програм-мы реструктуризации угледобывающих предпри-ятий не всегда привлекались главные участникипроцесса реформирования угольной отрасли -шахтёры и представляющие их профсоюзы [9].Это изначально имело негативные последствия ввосприятии рыночных преобразований со сторонырабочих шахт и разрезов. В таких условиях нару-шалась обратная связь между Правительством РФи работниками угледобывающих предприятий,создавались условия для коррупции, воровства иместничества. Отсутствие планомерной работыприводило к тому, что все важные решения поугольной отрасли и социальным вопросам прини-мались в кризисные моменты, когда горняки ужевыдвигали радикальные экономические и полити-ческие требования.Отсутствие целенаправленной политикиКремля по выводу отрасли из кризиса выразилосьв нарушении её системы управления. В течение1990-х гг. в структуре Правительства России от-сутствовал какой-либо специальный орган, зани-мавшийся всеми вопросами развития угольнойпромышленности. Существование подобной си-туации во многом стало следствием давления ме-ждународных экономических организаций, задей-ствованных в реформировании угольной отрасли,на Правительство РФ. По вполне обоснованномумнению международных наблюдателей, госструк-туры тормозили процесс приватизации, создавалиусловия для коррупции и т. д. [10. С. 192]. Вместес тем не вызывает сомнения и то, что отсутствиеспециального органа не позволяло мобильно ре-шать конкретные вопросы угольщиков, а такжесковывало переговорный процесс между предста-вителями Правительства и шахтёрами во времямассовых акций протеста. Не показали достаточ-ной эффективности в решении шахтёрских вопро-сов межведомственная комиссия по угольнойпромышленности, а также рабочие комитеты Куз-басса, которые в середине 1990-х гг. утратилисвои представительные позиции.Децентрализация управления угольной про-мышленностью и её стремительное реформирова-ние привели к усилению проблем менеджменташахт и разрезов. Руководители и инженерно-технические работники оказались не готовы к пе-реходу на рыночные рельсы развития. Подавляю-щее большинство из них умело добывать уголь,но, в силу отсутствия необходимых экономиче-ских знаний, слабо представляло особенностифункционирования рыночного хозяйства. Главныйисполнительный орган страны явно недооценилсуществование кадровой проблемы. Наиболее за-метным шагом в решении данного вопроса сталУказ Президента РФ № 774 «О подготовке управ-ленческих кадров для организаций народного хо-зяйства Российской Федерации», который появил-ся 23 июля 1997 г. [11. С. 16], то есть был явнозапоздалым. Неадекватной для индустриальногорегиона с численностью населения 3 млн человекстала в 1998 г. квота по данной программе (104человека) [11. С. 17]. Таким образом, подготовкаэффективных управленческих кадров для отраслибыла провалена.Отсутствие эффективного управления вырази-лось в снижении фактически всех показателейпроизводственной деятельности, утрате стимуловк труду, распространении воровства и коррупции,падении трудовой дисциплины и т. д. [12. Л. 19;13. Л. 152-155; 14. Л. 89; 15. Л. 9]. Значительныйурон угледобывающим предприятиям и непосред-ственно горнякам наносило нецелевое использо-вание финансовых средств шахт, хищение госу-дарственных денег, мошенничество, превышениедолжностных полномочий отдельными директо-рами и другими должностными лицами [16. Л.118; 17. Л. 125, 140, 173]. Многие факты указыва-ют на тесную связь руководителей шахт и разре-зов с представителями криминальных структур,построенную на общих коммерческих интересах иобыкновенном разворовывании бюджетныхсредств. Механизмы увода денег из отрасли былиотработаны до мелочей: невозврат выручки из за-граничных банков, неоплата уже отгруженногоугля, продажа через своего посредника и другие.Наиболее изворотливые руководители «прокручи-вали» деньги и умышленно банкротили предпри-ятия. В этом им помогали «дыры» в законодатель-стве и слабая реакция прокуратуры. Попытки от-дельных работников предприятий и организацийобратить внимание на злоупотребления руководи-телей часто для них заканчивались увольнениями[18].В результате большинство угледобывающихпредприятий Кузбасса уже весной 1992 г. имелоразваленную систему управления [19. Л. 3]. Об-становка осложнялась отсутствием конкретныхпредставителей кузбасских шахтёров на уровнеПравительства, которое в это время не отказыва-лось от господдержки угольщиков. Сложившуюсяв отрасли ситуацию ярко характеризуют словаН. П. Трояна, заместителя технического директораассоциации «Прокопьевскгидроуголь», высказан-ные 11 ноября 1992 г. на пленуме Прокопьевскоготеркома «Росуглепрофсоюза»: «В данное времямы переживаем безвластие. Угольной промыш-ленностью не управляет никто. Нам нужныугольные генералы. Нужно пробивать вопрос фи-нансирования, работать над программой» [20.Л. 4]. Между тем время «угольных генералов» без-возвратно прошло, они мало что могли решить вновых рыночных условиях. Потеря их авторитетавыразилась в неярком участии в разрешении соци-ально-трудовых конфликтов. Мало того, исследо-вание показало и определённое инициирование состороны «угольных генералов» протестных вы-ступлений шахтёров, благодаря которым предпри-ятия надеялись получить дополнительные дотациииз госбюджета. В целом, проблема низкой эффек-тивности менеджмента сохраняла свою актуаль-ность до конца рассматриваемого периода.Как и любая другая реформа, реструктуриза-ция требовала времени и значительных денежныхсредств, и они, действительно, закреплялись гос-бюджетом. Однако федеральная программа рест-руктуризации ни дня не финансировалась в пол-ной мере с момента начала её реализации, несмот-ря на огромную финансовую поддержку угольныхреформ в России со стороны международных эко-номических организаций, в первую очередь МБРРи МВФ. С каждым годом объём материальнойгосподдержки стабильно снижался без какого-либо экономического обоснования. По даннымугольных компаний Кузбасса, в 1997 г. на закры-тие шахт требовалось 3149,9 млн (деноминиро-ванных) рублей. Фактически было выделено543,7 млн рублей, то есть в пределах 15 % [21].При этом почти половина средств господдержкишла на закрытие предприятий, оставшиеся деньги(по убыванию) направлялись на покрытие убыт-ков, тарифное соглашение и социальную сферу[22. Л. 64]. Таким образом, забывалась не менееважная составляющая реструктуризации - техни-ческое перевооружение.Шахтерские деньги, несмотря на жёсткий кон-троль их использования со стороны МВФ и МБРР,растворялись из-за их нецелевого применения,существования всевозможных посредническихструктур, неэффективной организации управленияотраслью, отсутствия прозрачности в финансовойдеятельности предприятий и многого другого. От-сутствие чётких и жёстких норм хозяйственногоправа порождало массовое воровство и корруп-цию. В кризисный 1998 г. из 400 действовавших вКузбассе посреднических фирм 121 не заплатилаза отгруженный уголь, за посредниками числилсядолг в 26 млн рублей. Невозврат валютной выруч-ки из-за рубежа составлял более 320 млн долларов[23].Угольная промышленность являлась слабопроверяемой, поэтому оказалась в центре внима-ния преступников. Добычу, переработку и реали-зацию угля во многом контролировала организо-ванная преступность. В Кузбассе, по данным опе-ративников, в 1998 г. около половины всего сбытаугля контролировали 14 преступных группировок.Криминальные лидеры оказывали реальное влия-ние на выбор экспортеров, формирование отпуск-ных цен, распределение полученных средств и т. д.В результате выручка за уголь прокручивалась вкоммерческих структурах, вносилась в виде ус-тавного капитала в частные предприятия или про-сто расхищалась. Руководители шахт боялись за-ключать прямые договоры, так как это угрожалоих жизни. Правоохранительные органы не моглиобеспечить им безопасность от постоянных пося-гательств членов организованной преступности.За несколько лет в регионе было совершено почтиполтора десятка заказных покушений на убийство(удавшихся и неудавшихся) первых лиц угольныхпредприятий [24].Результатом недостатка средств на техниче-ское перевооружение и слабой производственнойдисциплины стало повышение количества случаевпроизводственного травматизма и аварийности.Многие архивные документы указывают на высо-кий уровень аварийности оборудования и меха-низмов на шахтах Кузнецкого края. Причём если всреднем по угледобывающим регионам Россиисвой проектный ресурс работы исчерпали 80 %предприятий [25], то в Кузбассе данный показа-тель доходил до 90 % [26]. Шахтёры рисковалижизнью, работая на оборудовании отслужившемдва-три гарантийных срока. На шахтах Прокопь-евска только в 1995 г. погиб 21 человек, 240 былитравмированы [7. Л. 10]. Кроме недофинансирова-ния на высокие показатели аварийности влиялоотставание отечественного горно-шахтного обо-рудования от зарубежных аналогов. В рассматри-ваемое время значительно ухудшилось качествопоставляемого на угледобывающие предприятияКузбасса машин и механизмов (конструктивныепросчёты, брак изготовления) со стороны «Куз-бассуглемаша» и «Анжеромаша» [27. Л. 17]. Вы-сокий уровень аварийности осложнял процесс вы-полнения плана добычи угля.К причинам, способствовавшим дестабилиза-ции угольной отрасли в 1990-е гг., относится непродуманная ценовая политика. До июля 1993 г.цена на уголь регулировалась государством. Меж-ду тем в мае 1992 г. цена на уголь поднялась впять раз, что заметно снизило его потребление навнутреннем рынке [19. Л. 33]. С июля 1993 г. былосуществлен переход на свободные цены на угольи продукты его переработки. Несомненно, это былсмелый и необходимый первый шаг на пути к пе-рестройке угольной промышленности. Однако кэтому времени резко возросли расходы на добычуи транспортировку угля вследствие роста цен наматериально-технические ресурсы и железнодо-рожных тарифов. Надежды угольщиков на осво-бождение цен не оправдались: реальная выручкаво втором полугодии 1993 г. оказалась даже ниже,чем в первом полугодии, когда цены еще регули-ровались. Падение спроса в электроэнергетике иметаллургии России и стран СНГ сдерживало воз-можности угледобывающих предприятий по по-вышению цен на свою продукцию [4. С. 31]. ВКузбассе с вводом свободных цен на уголь поло-жение шахт и разрезов катастрофически ухудши-лось. К 1996 г. почти все предприятия оказалисьбанкротами. Шахты и разрезы имели громаднуюкредиторскую задолженность, на отдельных изних зарплата не выплачивалась по несколько ме-сяцев [7. Л. 3]. В сложном положении оказалисьдаже те предприятия, где производственные пока-затели имели положительную динамику. Работатаких предприятий по-прежнему была невозможнабез государственных дотаций, которых катастро-фически не хватало. В сентябре 1996 г. ШахурдинС.А., и. о. генерального директора АО «УК Про-копьевскуголь» отмечал: «Сегодня рыночная ценаугля 130 тыс. рублей за тонну, а себестоимость200-210 тыс., разница составляет 70 тыс., государ-ство погашает только 14 тыс. В результате этойразницы вырос дефицит» [28. Л. 4]. Соответствен-но, увеличивая добычу, угольные предприятияставили себя в ещё худшее положение, так какубытки с каждой тонны увеличивались.Отсутствие единой политики в области про-дажи угля привело к положению, в котором ценына высококачественный кузнецкий уголь снижа-лись на мировом рынке. Эффективность экспортаугля, прежде всего, снизилась за счёт увеличенияиздержек на услуги транспортных организаций[29]. В начале 1990-х гг. угольные компании Куз-басса экспортировали свою продукцию, как пра-вило, ниже себестоимости [30. С. 187]. С 1992 по1998 г. уровень тарифов динамично поднимался,увеличивалась ценовая диспропорция. К февралю1997 г. железнодорожный тариф возрос в 22 тыс.раз, а уголь всего в 5 тыс. 400 раз [8. Л. 10]. Сни-жение экспорта угля являлось также результатомнесоответствия качества угольной продукции тре-бованиям зарубежных потребителей. До августа1998 г. дополнительную прибыль от экспорта угляне позволял иметь «валютный коридор». В итоге,отсутствие единой политики в области продажиугля привело не только к потере рынков сбытасвоей продукции за рубежом, но и к укреплениюпозиций иностранных конкурентов на внутреннемрынке [31. Л. 11]. «Гармония» интересов различ-ных угледобывающих регионов и компаний неподдерживалась. Создание регулируемого рынкасбыта угля произошло только осенью 1998 г., бла-годаря организации угольного комитета при Пра-вительстве Е. М. Примакова.Социально-экономический коллапс, охватив-ший страну во время «шоковой терапии», в пер-вую очередь ударил по индустриальным регионамРоссии. Вполне закономерно, что в 1990-е гг. поэкономическим показателям Кемеровская областьуступала многим, в том числе соседним, регионам.В области наблюдалось существенное падениеплатежеспособного спроса населения. Кризис не-платежей заметно ухудшил финансовое положе-ние угледобывающих предприятий. Наиболее не-гативным последствием для шахтёрской отраслиявилось падение производства в потребляющихуголь отраслях промышленности - металлургиче-ской и химической, которые для Кузбасса счита-лись базовыми. В условиях кризиса неплатежейданные отрасли позволяли горнякам получать«живые» деньги. В то же время проблемы в ме-таллургической и химической отраслях во многомстали следствием отсутствия крепких хозяйствен-ных связей с предприятиями угольной промыш-ленности [12. Л. 19]. Только в конце 1990-х гг.,когда приватизация приобрела более глубокийхарактер, интеграционные процессы стали реаль-ностью.Финансовое положение угольных предприятийКузбасса отягощали социальная сфера и убыточ-ные подсобные хозяйства. Если нерентабельныеподсобные хозяйства были ликвидированы быст-ро, то процесс передачи объектов социально-культурной сферы в собственность шахтёрскихгородов приобрёл затяжной характер, так как фи-нансовые возможности последних были ограниче-ны. Тем более бюджеты шахтёрских городов вомногом формировались за счёт налоговых поступ-лений с предприятий угольной промышленности,которые теряли свою рентабельность и, соответст-венно, сокращали свои бюджетные отчисления. Витоге большинство объектов социально-куль-турной сферы оказались заброшены. Физическое инравственное воспитание молодых шахтёрскихкадров стало занимать последнее место в перечнезадач администрации угледобывающих предпри-ятий и органов местного самоуправления. Базовыешахты и разрезы уменьшали финансово-мате-риальную помощь профессиональным училищам,что снизило качество подготовки молодых рабо-чих. Вместе с ростом задолженности по заработ-ной плате проблемы профессиональной подготов-ки шахтёров определили высокую текучесть кад-ров в отрасли.Процесс реформирования угольной промыш-ленности могли поддержать инвестиции. Однакона российском уровне ни государство, ни частныепредприниматели не обладали серьёзными воз-можностями для капиталовложений. Несмотря навысокую оценку со стороны иностранцев отдель-ным месторождениям угля в Кузбассе (например,в Ерунаково), средствами рисковать они не хоте-ли, так как были не уверены в политической иэкономической стабильности в России [7. Л. 6].Многие потенциальные инвесторы в это времяпереориентировались на более успешно разви-вающиеся отрасли топливно-энергетического ком-плекса - нефтяную и газовую промышленность.Дефицит инвестиций способствовал разрушениюшахтостроительного комплекса, остановке строи-тельства объектов отрасли, массовой ликвидациикоксовых шахт и т. д.Анализ источников и литературы показал, что,кроме вышеуказанных, причинами кризисной си-туации в угольной промышленности Кузбасса вовремя перехода к рынку являлись: разрушениегеологической службы; сокращение оборотныхсредств; устаревшие технологии; отсутствие пе-ремещения угледобывающих мощностей на новыеместа угольного бассейна; длительный монтажлав; низкая эффективность транспортной системы,не позволявшая успешно связывать угледобы-вающие предприятия и потребителей угля; инже-нерные просчёты, допущенные при подготовке иэксплуатации очистного фронта; невыполнениеразработанных мероприятий по организации ус-тойчивой работы шахт; высокий уровень бартер-ного расчёта, определявший значительные заку-почные цены на материалы, покупные и комплек-тующие изделия; высокие показатели временнойнетрудоспособности; инфляция; неполное выпол-нение Правительством РФ взятых на себя соци-альных обязательств; забастовки и другие.Таким образом, с 1992 по 1999 г. так и не быладостигнута одна из главных целей реструктуриза-ции - переход на рентабельную работу угледобы-вающих компаний и отрасли в целом. «Шоковаятерапия» усугубила ситуацию в угольной про-мышленности. В рассматриваемый период добычаугля в Кузбассе снизилась со 120 до 109 млн тонн.При этом наибольший спад пришёлся на 1997 г.(94 млн тонн) [32. С. 513], который стал пиковымпо количеству шахтёрских забастовок. В концетого года по числу убыточных предприятийугольная промышленность с показателем 66 %уступала только чёрной металлургии края [33.Л. 184]. В следующем году на шахтах регионапроизошло особо заметное падение всех технико-экономических показателей. «В связи с нищен-ской зарплатой резко упал жизненный уровеньшахтёров, а отсюда и всего населения города.Угольные предприятия поставлены на грань вы-живания», - отмечалось в «Постановлении чрез-вычайного президиума Прокопьевского теркомаУглепрофсоюза» (20 мая 1999 г.), посвящённом ана-лизу ситуации отрасли в 1998 г. [34. Л. 32]. Всё женаиболее убыточными в регионе оказались угольныепредприятия г. Анжеро-Судженска [35. Л. 15; 36.Л. 1; 37. Л. 1; 38. Л. 1, 4], так как имели более дли-тельный срок эксплуатации. Вполне закономерно,что в 1990-е гг. Анжеро-Судженск стал «столицей»бастующего Кузбасса. Наибольшую протестнуюмощь анжеро-судженские горняки показали в 1998 г.во время «рельсовых войн», когда в городе былизакрыты три шахты из четырёх и одна из двух горно-обогатительных фабрик [39. С. 167].В 1990-е гг. угледобывающие предприятияКузбасса теряли свои конкурентные преимущест-ва. Во-первых, экономико-географическое поло-жение региона (прежде всего, более отдалённоерасположение от европейской части России, гдеимелись важные потребители угля и морские пор-ты) вынуждало нести дополнительные транспорт-ные расходы, что отражалось на себестоимостипродукции. Наиболее сложно угледобывающимпредприятиям Кузбасса было конкурировать сшахтами Печорского угольного бассейна, которыегеографически и исторически находились в болеевыгодных условиях. Во-вторых, менеджментглавных потребителей угля, прежде всего метал-лургических предприятий европейской части Рос-сии, сдержанно относился к шахтёрам Кузбасса,памятуя о забастовках 1989-1991 гг. В-третьих, врассматриваемое время по основным экономиче-ским показателям (особенно росту производи-тельности труда) шахты Кузбасса заметно уступа-ли предприятиям Печорского угольного бассейна[40]. Таким образом, на фоне позиции Правитель-ства РФ о «перепроизводстве угля» и увеличениичисленности убыточных предприятий в угольнойпромышленности, кузбасские шахты оказались вчисле первых в очереди на закрытие.Проблемы в угледобыче закономерно обост-рили ситуацию в социальной сфере шахтёрскихпредприятий, городов и региона в целом. Много-численные ошибки и просчёты, допущенные в хо-де «шоковой терапии» и, непосредственно, ре-формирования угольной промышленности, приве-ли к существенному ухудшению материальногоположения шахтёров, падению их социальногопрестижа и статуса. Центральное место среди дру-гих важных проблем горняков занимали вопросынизкой заработной платы и её несвоевременнойвыплаты. Голод и лишения озлобляли рабочих,снижали уровень производительности труда.«Дожили до того, что на тормозок в шахту берутхлеб мажут вареньем. Сколько даст угля послеэтого забойщик», - отмечали рабочие шахты «Но-градская» в феврале 1994 г. на профсоюзной кон-ференции предприятий угольной промышленно-сти г. Прокопьевска [41. Л. 16]. Если к маленькойзарплате шахтёры постепенно привыкли и какого-либо активного сопротивления с их стороны дан-ная ситуация не вызывала, то несвоевременнаявыплата «кровно заработанных» стала основнойпричиной забастовок и других протестных акций.В начале 1998 г. из-за дефицита бюджета сущест-венно увеличились объёмы задержки зарплатывсем работникам угольной промышленности. За-долженность по заработной плате на некоторыхпредприятиях угольной отрасли Кузбасса в этомгоду составляла более одного года [42. Л. 15]. В1998 г. горняки неоднократно и открыто подчёр-кивали своё желание взяться за оружие в случаедальнейших промедлений выплаты «кровно зара-ботанных» [43].Низкий уровень зарплаты, её нерегулярнаявыплата, а также отсутствие серьёзных форм со-циальной поддержки населения привели к резкомуобеднению «рабочей элиты». Выход из сложивше-гося положения шахтёры Кузбасса видели в уси-лении забастовочного движения, радикализацииего форм и требований. Наиболее мощным проте-стное движение шахтёров Кузбасса было в 1997-1998 гг., то есть в годы наибольшего обостренияпроблем в угольной промышленности. Всероссий-ские «рельсовые войны» 1998 г., в которых приня-ли активное участие шахтёры многих угольныхрегионов, в том числе и Кузбасса, поставили подугрозу экономическую и национальную безопас-ность страны [44. С. 99]. Кремль был вынужденпризнать провалы политики реструктуризацииугольной промышленности и провести корректи-ровку социально-экономического курса.Вместе с тем нельзя и преувеличивать влияниепроблем угольной промышленности на разраста-ние протестного движения шахтёров Кузбасса вовремя перехода к рынку. Исследование показало,что ситуация в угольной отрасли рассматриваемо-го региона была хуже, чем, например, в Печор-ском угольном бассейне. В то же время до июля1998 г. по уровню протестной активности шахтё-ры Кузнецкого края уступали своим коллегам изВоркуты и Инты [44. С. 108]. Следовательно, про-тестное движение горняков Кузбасса в 1990-е гг.сдерживалось влиянием других, малоизученныхфакторов.

Ключевые слова

переход к рынку, угольная промышленность, Кузбасс, шахтёры, протесты, transition to a market economy, coal-mining industry, Kuzbass, miners

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Соловенко Игорь СергеевичЮргинский технологический институт (филиал) Национального исследовательского Томского политехническогоуниверситетакандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры экономики и автоматизированных системуправленияigs-71@rambler.ru
Всего: 1

Ссылки

Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 17. Оп. 160. Д. 386.
Бизюков П. Шахтёры о себе: жить по-старому не хотим // Кузбасс. 1992. 28 янв.
Архивный отдел администрации г. Прокопьевска. Ф. 31. Оп. 1. Д. 324.
День шахтера (реструктуризация угольной промышленности глазами участников и журналистов) / Е. Адаев,
Л. Берсенева, И. Галкина и др. М., 2004.
Кожуховский И.С. Реструктуризация угольной про- мышленности России: Дис. ... канд. экон. наук. М., 2003.
Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф.Р-10066. Оп. 1. Д. 365.
Архивный отдел администрации г. Прокопьевска. Ф. 31. Оп. 1. Д. 329.
Архивный отдел администрации г. Прокопьевска. Ф. 31. Оп. 1. Д. 334.
Постановление Совета представителей Независимого профсоюза горняков России от 21-22 июня 1997 г. // Текущий архив муниципального учреждения культуры «Городской краеведческий музей» г. Анжеро-Судженска.
Борисов В.А. Забастовки в угольной промышленности (анализ шахтерского движения за 1989-99 гг.). М., 2001.
Президентская программа подготовки управленческих кадров в Кузбассе. Кемерово, 2004.
РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 160. Д. 387.
Государственный архив Кемеровской области (ГАКО). Ф. Р-177. Оп. 26. Д. 78.
ГАКО. Ф. Р-177. Оп. 26. Д. 1.
ГАКО. Ф. Р-177. Оп. 26. Д. 696.
ГАКО. Ф. Р-177. Оп. 26. Д. 41.
ГАКО. Ф. Р-177. Оп. 26. Д. 103.
Воропаев Т. «Рельсовые войны» глазами регрессника // Кузнецкий край. 1998. 4 июня.
Архивный отдел администрации г. Прокопьевска. Ф. 31. Оп. 1. Д. 315.
Архивный отдел администрации г. Прокопьевска. Ф. 31. Оп. 1. Д. 316.
Сагара Д. Прокурор Кузбасса подал иск на Правительство // Кузнецкий край. 1998. 16 июля.
ГАКО. Ф. Р-1149. Оп. 1. Д. 1740.
Галкин А. Долгое эхо «рельсовой войны» // Финансовая Россия. 1998. 17 сент.
Бабаева С. «Генералы» угля живут отлично // Известия. 1998. 3 июля.
Постановление президиума Ростовского теркома Росуглепрофсоюза // Знамя шахтера (Новошахтинск, Ростовская область). 1998. 21 мая.
Письмо председателя профкома АО «Анжеромаш» Н.Д. Ефименко председателю рабочего комитета г. Анжеро-Судженска В.И. Фокину от 23.05.1997 г. // Текущий архив муниципального учреждения культуры «Городской краеведческий музей» г. Анжеро-Судженска.
ГАКО. Ф. Р-1149. Оп. 1. Д. 1729. 28. Архивный отдел администрации г. Прокопьевска. Ф. 31. Оп. 1. Д. 331.
Заявление Союза экспортёров угля Кузбасса // Кузбасс. 1992. 15 июля.
Тулеев А. Преодоление. Кемерово, 2009.
ГАРФ. Ф. 10104. Оп. 1. Д. 3.
Регионы России: Стат. сб.: в 2 т. / Госкомстат России. М., 2001. Т. 1.
РГАСПИ. Ф.-661. Оп. 1. Д. 268.
Архивный отдел администрации г. Прокопьевска. Ф. 31. Оп. 1. Д. 347.
Муниципальное учреждение «Городской архив» г. АнжероСудженска. Ф. 45. Оп. 1. Д. 568.
Муниципальное учреждение «Городской архив» г . Анжеро-Судженска. Д. 71.
Муниципальное учреждение «Городской архив» г. Анжеро-Судженска. Д. 115.
Муниципальное учреждение «Городской архив» г. Анжеро-Судженска. Д. 127.
Поздняков Г.С. История города Анжеро-Судженска. Анжеро-Судженск. 2003.
В. Экгардт: «Чем лучше мы работаем, тем меньше получаем» // Искра (Инта, Республика Коми). 1998. 26 марта.
Архивный отдел администрации г. Прокопьевска. Ф. 31. Оп. 1. Д. 320.
Муниципальное учреждение «Городской архив» г. Анжеро-Судженска. Ф. 110. Оп. 1. Д. 12.
Попок В. Стояние на Транссибе // Кузбасс. 1998. 21 мая.
Соловенко И.С. «Рельсовые войны» в России в 1998 году. Томск, 2011.
 Проблемы в угольной промышленности как фактор роста протестного движения шахтеровКузбасса во время перехода к рынку (1992-1999 гг.) | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2012. № 3 (19).

Проблемы в угольной промышленности как фактор роста протестного движения шахтеровКузбасса во время перехода к рынку (1992-1999 гг.) | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2012. № 3 (19).

Полнотекстовая версия