«Алфавитная Синтагма» Матфея Властаря как источник по истории церковно-государственныхотношений во второй половине XVII в. | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2012. № 3 (19).

«Алфавитная Синтагма» Матфея Властаря как источник по истории церковно-государственныхотношений во второй половине XVII в.

Рассмотрены положения «Алфавитной Синтагмы» Матфея Властаря, касающиеся прерогатив царской и патриаршей власти. Рассмотрено содержание ответов восточных патриархов на вопросы царя Алексея Михайловича о взаимоотношениях светской и духовной властей. Проведено сравнение ответов патриархов и положений Синтагмы, на которую ссылаются восточные первосвятители, отдавшие в итоге ведущую роль русскому государю, что вполне устраивало Алексея Михайловича и было неприемлемо для патриарха Никона. Подчеркивается, что Алексей Михайлович при поддержке восточных патриархов сумел нарушить хрупкое равновесие и сместить акценты в сторону усиления монаршей власти.

Alphabetical syntagma» by Matthew Vlastar as a historical source on state-church relationship in the second halfof the XVII century.pdf Церковно-государственные отношения всередине XVII в. претерпевают определенныеизменения. Начавшийся процесс абсолютизациицарской власти Алексея Михайловича шел вразрезс притязаниями патриарха Никона на приматдуховной власти над светской. Уход Никона спатриаршего престола в 1658 г. поставил второгоРоманова в весьма затруднительное положение.С одной стороны, Никон не отказывался от патри-аршества и de jure оставался первосвятителем.С другой стороны, главой Русской церкви de factoстановится Алексей Михайлович [1. C. 12-16].Церковный собор 1660 г., созванный АлексеемМихайловичем, должен был вынести определениев отношении Никона и избрать нового патриарха.Сам Никон на Соборе не присутствовал.Н. Ф. Каптерев отмечал то подавляющее влияние,которое имел на Соборе государь. «АлексейМихайлович изволение даде, богоспешноизбрати, возхиротонисати, святейшаго патриархамосковского на превысокий престол возвести» [2.С. 108]. Царь руководил прениями, утверждалсоборные деяния, вносил в них свои поправки.Кроме того, Собор 1660 г. официально подтвердилвыраженное еще в Соборном Уложенииглавенство царя в Церкви: «ему же (царю. - Е.С.)свою церковь господь преда», санкционировавправо царя «созывать освященный собор», «облагочинии церковном тщатися» и «о право-славныя церкви благостроения попечениетворити» [3. С.119]. Постановление соборагласило: « . Бывшему же Никону патриарху необладати ничем ни монастыри, ни вотчинами, ажити ему и питаться в монастыре, где великийгосударь царь и великий князь АлексейМихайлович всеа великия и малыя и белыя РосииСамодержец укажет и святейший новопо-ставленный патриарх благословит чуждубыти Никону патриаршескаго престола и честивкупе и священства, и ничем не обладати ...» [4.Ч. I. С. 219]. Соборное определение отдали наблагоусмотрение царя.Однако Алексей Михайлович не спешилпретворять постановления Собора в жизнь,окончательное рассмотрение дела Никона былоотложено. По мнению современного иссле-дователя С.В. Лобачева, если бы Собор 1660 г.избрал нового патриарха, то положение Никонаосталось бы неясным, поскольку он формальнопо-прежнему сохранял свой сан. Поэтому важнобыло осудить Никона, чтобы навсегда избавитьсяот непокорного владыки [5. С. 213]. Никон, в своюочередь, не признал каноничным ни сам фактсозыва Собора, ни его решения, считая, что судитьего имеет право только константинопольскийпатриарх, а не русские архиереи. Кроме того,Никон пытался доказать возможность временногооставления высшим церковным иерархом своегопрестола, опираясь на правила святых соборов:«От буести и гордости возбраняющее, святииОтцы повелеваша епископом в реченное время воинех епископиях пребывати. Аще же некииепископы, исповедания ради чистыя нашея веры,или понеже бе поборник истине, рекше противясявластелем, не творящим истины, и того ради отсвоего града изгнан быв, и в другой град придет,не возобранится ту пребывати ему, дондежепримирение обрести возможет, и применениебывшаго на нем досаждения». Но эти доводыпоказались государю неубедительными [6. С. 74].Важно и то, что Епифаний Славинецкий, вы-ступивший на Соборе в защиту Никона, ссылаясьна решения вселенских и поместных соборов, от-мечал, что лишение Никона патриаршеского санане соответствует канонической практике. В отече-ственной практике подобного случая еще не было,а на Востоке уходивший на покой или вынужден-ный оставить свой престол патриарх часто сохра-нял свой сан. Но в данном случае, зная характерНикона, можно было справедливо опасаться, чтооставление за ним сана патриарха может создатьбольшие трудности и умалит авторитет его преем-ника. Иметь дело с Никоном - простым инокомбыло бы предпочтительнее [7. С. 334; 8. С. 268].Чтобы окончательно поставить точку в «делеНикона», Алексей Михайлович решает избратьнового патриарха соборно с участием восточныхпатриархов, а пока оставить во главе церковногоокормления Питирима Крутицкого. К константи-нопольскому патриарху Дионисию, алексан-дрийскому патриарху Паисию, антиохийскомупатриарху Макарию и иерусалимскому патриархуНектарию были составлены грамоты, приглашав-шие их прибыть в Москву или же прислать вместосебя экзархов [9. Ч. II. С. 561-578].В декабре 1662 г. грамоты, подкрепленныецарским жалованьем, были отправлены с иеро-диаконом Мелетием на Восток. Грамоты патриар-хам составил известный царедворец, «грек междугреками и латынянин между латынянами» [10.С. 339-346], газский митрополит Паисий Лигаридна греческом языке [11. С. 403].В грамотах говорилось, что Русская церковьпятый год остается без пастыря, поскольку патри-арх Никон самовольно оставил святительскийпрестол и пребывает в Воскресенском монастыреи «попечения о святой Церкви не имеет». Поэтомупатриархи приглашаются в Москву, дабы водво-рить мир в Русской церкви [9. Ч. II. С. 561-578].Патриархи также должны были составить общийтрактат по вопросу об отношении властей, цар-ской и патриаршей, чтобы на основании этих об-щих предпосылок русские архиереи смогли выне-сти решение в отношении Никона [12. Т. 2.С. 205]. Кроме того, по замечанию Л. Лебедева,обращение к патриархам избавляло Алексея Ми-хайловича от личной ответственности за отстра-нение Никона [13. С. 131-132].В мае 1663 г. Алексей Михайлович получилответы Вселенских патриархов на волновавшиегосударя вопросы. В патриарших ответах на 25вопросов русского государя разрешался вопрос овзаимоотношениях светской и духовной властей.Из самого названия «О власти Царскойбеспредельной, а Патриаршей ограниченной»видно, как патриархами были расставленыприоритеты [14. Ч. IV. С. 84-117]. Иерархиоднозначно встали на сторону Алексея Михай-ловича. Чем же руководствовались патриархи,отвечая на вопросы московского государя?Из ответов видно, что патриархи довольночасто ссылаются на «великую правильную кни-гу» - Алфавитную Синтагму Солунского иеромо-наха Матфея Властаря. Она была составлена в1335 г. и представляет собой сборник (словарь) поцерковному праву, состоящий из 24 отделов - почислу букв греческого алфавита. Под каждой бук-вой собраны каноны и законы, касающиеся пред-мета регулирования, название которого начинает-ся с этой буквы. Отдел разделяется на главы; вкаждой главе за канонами следуют гражданскиезаконы. Синтагма Властаря была самым автори-тетным сводом канонических правил и граждан-ских законов, касающихся Церкви после паденияКонстантинополя. Сборник Матфея Властаряупотреблялся в греческой и других христианскихцерквах. В России Синтагма известна с XV в. ВСинтагме Русская церковь получила нескольконовых источников своего канонического права,которые отсюда вносились и в прежние редакциирусских Кормчих. По мнению А. С. Павлова, этотканонический словарь не был в России в такомобширном употреблении, как, например, у грекови южных славян. От XV и XVI вв. не дошло ниодного полного русского списка Синтагмы, австречаются только в некоторых Кормчих и раз-ных канонических сборниках более или менее об-ширные отрывки из нее. Синтагма действительнопредставляла одно важное неудобство для русскойи вообще для славянской церковной практики - тоименно, что в славянском переводе она была ужене алфавитная. Но в середине XVI в. молдавскиймитрополит Макарий сделал опыт изложения го-тового славянского перевода Синтагмы по славян-скому алфавиту. На Синтагму обратил вниманиегосударь Иван Васильевич Грозный. Возникла не-обходимость в пособии, в котором можно былонайти разрешение различных сомнительных кано-нических вопросов. Синтагма подходила лучшевсего. Не найдя на Руси славянского экземплярасборника, в котором отдельные статьи излагалисьбы по порядку букв славянского алфавита, он за-казал таковой в Молдавии. Но подготовленная дляГрозного рукопись Синтагмы до царя не дошла ибыла задержана в одном из галицких монастырей[15. С. V-VI; 16. С. 87].В XVII в. Синтагма Матфея Властаря былаобщеупотребительна среди духовенства как книга«зело потребная». В конце XVII в. был осуществ-лен повторный перевод сборника [15. С. VI]. ВСинтагме Матфея Властаря для нас представляютособый интерес те положения, которые касаютсяпрерогатив царской и патриаршей власти. Извест-но, что вопрос взаимоотношений светской и ду-ховной властей имеет византийское происхожде-ние и был затронут в законодательстве Юстиниа-на - законодательном памятнике второй половинеIX в. Эпанагоге. Известно, что Эпанагога устанав-ливала в государстве две власти - императора ипатриарха («симфонию власти»). Император, поопределению Эпанагоги, есть законная власть, на-казывающая не из ненависти и награждающая не порасположению, но ко всем относящаяся одинаковобеспристрастно. Патриарх же есть живой и одушев-ленный образ Христа, в своих действиях и словахпредставляющий самую истину [17. С. 57-61]. ВЭпанагоге функции светской и духовной властейрассматриваются как параллельные: глава светскойвласти обязан заботиться о материальном благопо-лучии своих подданных, глава церкви - о духовнойих жизни [18. С. 62]. Данные положения Эпанагогивошли в состав Синтагмы Матфея Властаря.Глава 5-я под литерой «В» Синтагмы посвя-щена царю, а Глава 8-я под литерой «П» - патри-арху и в целом повторяют положения Эпанагоги:«Величайшия и необходимейшия части государст-ва, составляемаго, подобно человеку, из частей ичастиц, - суть царь и патриарх; посему мир и сча-стие подчиненных и по душе и по телу заключает-ся в единомыслии и согласии во всем власти цар-ской и патриаршей» [19. С. 340]. Но, по замеча-нию М.В. Зызыкина, Матфей Властарь опустилважный пункт Эпанагоги, что царю принадлежитправо толковать законы, а патриарху - каноны [20.Ч. 1. С. 144-145].Рассматривая содержание патриарших ответови сравнивая их с положениями Синтагмы, на ко-торую ссылаются восточные первосвятители,можно заметить, что по наиболее важным вопро-сам патриархи не опираются на Сборник, а даютсвой собственный ответ. Исключение здесь со-ставляет вопрос о царе.Вопрос 1-й: Что есть царь?Ответ патриархов Алфавитная СинтагмаЦарь есть законное начальство,общее благо всем подданным,ниже благая действуяй посклонению сердечному, ниженаказуяй по противному сердцасвоего намерению или страсти,но средственне благостем под-данных творяй равно дары, поподобию никоего мздовоздоя-тель, ниже даяй дары туне вубыток неких [14. Ч. IV. С. 87].Царь есть законное начальство,общее благо для всех поддан-ных; он благотворит не по при-страстию и наказывает не порасположению, но, как бы не-который посредник в состяза-ниях, справедливо распределя-ет награды соответственнодобродетелям подначальных, иникому не оказывает незаслу-женных благодеяний во вреддругим [19. С. 66-67].Здесь же, в толковании приводится определе-ние царского статуса: «Царь есть господь всех.Бога бойтеся, царя чтите и за него молите» [14.Ч. IV. С. 87-88].На вопрос 2-й: «Должны ли суть вси весьма,паче же местный Епископ или Патриарх, повино-ватися и послушати царствующего Царя по разумуи вещи благодостойны, так бытии ли единому на-чалу, или ни?» - следует ответ: «Бога воистинупочитати, таже Царя чтити и веру истинную иметико обоим. единаго Царя Государя бытии ивладычествующа всея вещи богоугодныя, патри-арха же послушлива ему быти, яко сущему ввящшем достоинстве местнику Божию, и яко ни-коим обычаем не подобает хотети и делати в ве-щех мирских, еже противно видится бытии Цар-скому разумению, ниже в вещех церковных дерза-ти хотети и применяти древние уставы и обычаи,ниже службы вносити в церковь, или применяти ипрелагати постановление святых литургий, кромеузаконенных и поставленных» [14. Ч. IV. С. 89-90]. Отвечая на этот вопрос, патриархи не ссыла-ются по обыкновению на Синтагму, а дают собст-венный ответ и отводят первенство в государстве,которому и принадлежит вся полнота власти. На-личие этих равных сил в государстве привело бы ксмятению и разорению царства. Здесь, со ссылкойна Апостола, патриархи развивают ясно и опреде-ленно учение о невозможности существования вгосударстве двух равных властей. Такой ответпротиворечит положениям Эпанагоги.Вопрос 3-й: «Аще праведно есть, или потреб-но, да Патриарх веру даст к Царю в писании, итако стяжет писание от него?» Ответ: «Апостолугласящу: вся по чину бытии. Кий бы чин сохраненбыл, аще бы Патриарх истязал в писаниях, пакиписания от Царя и от малосущий вещи, зане Царьесть яко тверд народов? Аще бы нечто таковагоприлучилося, сугубыя бы начальства были во еди-ной Монархии, равный себе самим, им же бывследствовал на те же; сугубым убо сущим на-чальством, не покоряющимся себе, паче же раз-нствующим между собою сущим, тамо и враждапребывает; идее же убо вражда, тамо и соблазн.Сего ради Христовы уста неложны глаголаше:вское начальство разнствующее в себе постигнетпогибель. Того ради сего от Царя истязати, знаме-ние лукавства есть и безстудство и втай мир ис-крадующаго; таковому же человеку подобает из-ринутися, яко брань творящу на Царский престол. никоим образы ... церкви начальнику истя-зати от Царя обета.» [14. Ч. IV. С. 190-191].Вопрос 5-й: «Аще царь повелевает что, яко ус-тав и крепость да будет?» Ответ: «Царю угодное,закон и устав есть, или писанием посланным указпрепосылает, или разсудяй укажет, или чрез пове-ление и постановление обвестить, се есть предгла-голет. никтоже кую волю имать воспротиви-тися Царскому повелению, зане собою закое есть,аще бы убо был и церковный настоятель, или ащебы рекл патриарх, или неповинующийся накажет-ся, яко закон преступивый» [14. Ч. IV. С. 91-92].Вопрос 10-й: «Аще дается некоему хотети, бу-ди кто Патриарх или Митрополит или Епископ,имянования себе писати, яже возлюби гордостиюради, и отринути имянование себе правильнееданное, или именоватися и писатися Государем,зане то имянование Князем мирским достоин ток-мо существеннее?» - Ответ: « тии Архиереи,иже хощут имянования необыклыя себе присвоятии мяновати себе Государьми, яко мирскую славухопающии и гордостию напыщающиеся, яко яжеим от святых соборов и Царей не суть врученаприсвояющим, жестоко наказания приятии имутот сана Архиерейского низвергнутися, яко неидущим в след кроткаго Спасителя нашего Хри-ста; но сатанинскою гордостию напыщенни, Госу-дарем имяноватися хотящим, вследующии гордо-му сатане, обещающего дати Спасителю царствомира, лет бы было им нарицатися рабы и смирен-ныя» [14. Ч. IV. С. 100-101].Вопрос 11-й: «Может ли Митрополит или Пат-риарх и нарицатися начальный иныя неподлежа-щия его престолу Епархии?»Ответ патриархов.епископ пределы свои не дапреходит и да не поставляет.Яко той Архиерей, таковаядерзати творити и ставити кро-ме предел своея Епархии, из-вергнутися имать купно с по-ставленным и низложитися отсана Епархии своея, яко небре-гущий заповедей святых от-цев...[14. Ч. IV. С. 100-101].Алфавитная СинтагмаЕпископ да не дерзает вне пре-делов своея епархии творитирукоположения во градех иселех, ему не подчиненных.Аще же обличен будет ктолибо, яко сотвори сие без со-гласия имеющих в подчинениионые: да будет извержен и он ипоставлении от него [19.С. 401].Вопрос 18-й: «Лет ли есть Архиерееви, хотяще-му оставити свою Епархию и отъити, аможе хощет,и отъити безо всякаго повреждения и опасения?»Ответ патриархов(1,2 собор 16-е правило) Епи-скопи де не отлучаются, кро-ме изволения перваго пре-стола, своего Епископа в тойстране сущаго, се есть кромевсякия воли или писания,изрядно первую власть иму-щаго, яже наречется отпуск-ная, и проч. мнози сутьзле мнящии мощи Епископамоставити свой престол Епи-скопский, священническийже сан паки восприятии. Тобо правилоповелевает: ижеболее (шести) месяцев отъи-дет от своего Епископствабезо всякия достйныя вины,от Епископства и священни-ческаго чина низложити-ся...[14. Ч. IV. С. 108].Алфавитная СинтагмаИ из 16-го правила так назы-ваемаго перваго и вторагособора обнаруживается край-нее безразсудство решающихтаким образом, что, то есть,можно архиереям от еписко-пий отрекаться, а священни-чество удерживать и потом:ибо сие правило пробывшагов отлучке от своей епископииболее шести месяцев и незадерживаемаго каким-либонеобходимым предлогомповелевает лишать и еписко-пии и священства...[19.С. 215].Вопрос 20-й: «Возможно ли есть поместномусобору поставит инаго Архиерея безо всякагогреха в таковой епархии, вместо обретшагося ввине?»Ответ патриархов. сице выше трех месяцевцерковь де не вдовствует, ново время тех месяцев Епископда поставится.. .[14. Ч. IV. С.110-111].Алфавитная Синтагма25-е правило IV собора повеле-вает, чтобы поставления епи-скопов были совершаемы втечение трех месяцев теми,кому принадлежит право руко-положения их; ибо не должнонадолго оставаться народам безпастырскаго попечения и блу-ждать...[19. С. 397].Вопрос 23-й: «Может ли низложен быти сицеввинен Архиерей от числа меньшаго, аще и не бы-ша Епископи двенадесять?»Ответ патриархов. аще обои стороны изберутсебе судей, аще бы бышаменьше числом, неже двена-десят Епископи, яко узаконе-но есть Инде, ничтоже мнийосужен от меньшаго числаЕпископов может искатиинаго суда новаго [14. Ч. IV.С. 113].Алфавитная Синтагма... 12-е (пр. соб.) Карфагенско-го говорит, что епископу, под-вергшемуся обвинениям, подо-бает быть судиму всем собо-ром, к которому, т.е. таковыйпринадлежит; а если труднобудет собраться всем (еписко-пам) или большинству, то покрайней мере должно быть неменьше 12-ти [19. С.162-163].Из вышеизложенного следует, что царь - этозаконное начальство, помазанник Божий, а властьего имеет Божественное происхождение. В силуэтого власть царя простирается на всех его под-данных. Царскому повелению должны подчинять-ся все, включая духовенство. Патриархи же долж-ны давать государю верноподданническую прися-гу. Патриарх подчинен царю как имеющему вер-ховную власть. Патриарху не следует желать вмирских делах того, что неугодно царю, равно каки в делах церковных переменять древние обычаи.В одной монархии не должно быть двух равныхвластей, поскольку это ведет к вражде и беспоряд-ку. Если же духовное лицо захочет назваться, на-пример, государем, то такие архиереи должныбыть подвергнуты строгому наказанию и изверг-нуты из сана. Епископ, не управляющий своей па-ствой более шести месяцев, должен быть лишенсвященства. Патриарх (епископ) должен быть по-ставлен в течение трех месяцев. Таким образом, в«деле Никона» восточные патриархи однозначновстали на сторону Алексея Михайловича.Известно, что греческо-русские связи в XVII в.становятся оживленными, а в период правленияАлексея Михайловича достигают своего апогея.Одним из проявлений сношений Московского цар-ства и греческого Востока было греческое книгопи-сание, процветавшее в России в XVII в. [21. С. 18-19]. После Собора 1666-1667 гг. Паисий Лигариднаписал Предисловие к Номоканону Матфея Вла-старя. Составлено данное сочинения было в Москве1 января 1669 г. Пролог (Предисловие) вошло в со-став рукописи Синтагмы Матфея Властаря, напи-санной сподвижником и секретарем антиохийскогопатриарха Макария, участником Большого Мос-ковского собора 1666-1667 гг. хиосцем ИоанномСакулисом [21. С. 35, 42].Любопытно, что в своем «Возражении на во-просы боярина Стрешнева митрополиту ПаисиюЛигариду и на ответы Паисия», обращаясь к Лига-риду, Никон доказывал, что царь не может изби-рать епископов. Паисий Лигарид, ссылаясь наСинтагму, говорил о том, что царь может входить валтарь, к Святым Тайнам, как помазанник божий, иможет избирать патриарха и прочие церковные вла-сти. Никон не признавал положения Синтагмы иссылался на 69-е правило VI Вселенского Собора:«Властаря мы не знаем и такого правила о царе незнаем, а знаем, что по 69-му правилу Шестого Все-ленского Собора царю не возобраняется входить валтарь, когда восхощет принести дары Творцу». Но,по мнению Никона, Алексей Михайлович не тольконе приносит даров своему Создателю, но и преждеданное св. Церкви прежними царями и князьями се-бе усвоил на свои потребы. На него, государя, матьего св. соборная Церковь, возродившая его водою иДухом и помазавшая его на царство, плачется,обиженная, как последняя сирота и как вдова.»[22. Кн. 7. С. 212].Трудно согласиться с тем, что Никону СинтагмаВластаря была неизвестна. Если обратиться к Сбор-нику и посмотреть Главу 6-ю под литерой «В» -«когда царь входит во святой алтарь», то легко заме-тить, что никакого противоречия между Лигаридоми Никоном нет, поскольку положение в сборникессылается как раз на 69-е правило VI ВселенскогоСобора. Так, в Синтагме говорится: «69-е правилошестаго Собора говорит: закон церковный святыйолтарь отделил для одних только посвященных лиц;а древнее предание божественных Отцев, - в воздая-ние и почитание благочестия царей, - не заключиловхода в него и для них (так как они суть помазанни-ки Господа и обыкновенно назначают патриархов спризыванием божественной Троицы), впрочем, то-гда только, когда они хотят принести к божествен-ной трапезе узаконенные дары.» [19. С. 67]. Иначе,возражая Лигариду, Никон ссылается на то же по-ложение, что и Паисий.Итак, в царствование Алексея Михайловичанаступил переломный момент во взаимоотноше-ниях царской и патриаршей власти. Алексей Ми-хайлович при поддержке восточных патриарховЕ.В. Скрипкинасумел нарушить хрупкое равновесие и сместитьакценты в сторону усиления монаршей власти.Восточные первосвятители отдавали ведущуюроль государю, нигде не оговариваясь о «симфо-нии власти». Что же касается положения патриар-ха, которому в «великой правильной книге» такжеотводится целая глава, повторяющая положенияЭпанагоги, патриархи сознательно опускают и да-ют свой собственный ответ и, таким образом, вхо-дят в противоречие с Эпанагогой. Такое положениевполне устраивало Алексея Михайловича и было,безусловно, неприемлемо для Никона. С точки зре-ния восточных патриархов, русский государь естьцарь вселенский, а русский патриарх есть местныйпатриарх. Исходя из положений Эпанагоги, кото-рые вошли в Синтагму, константинопольскомупатриарху отдавалось первенство, меж тем как ос-тальные патриархи имели решающее значениетолько в своих епархиях. По справедливому заме-чанию А.В. Карташева, для восточных иерарховвопрос смещения патриарха и замены его другимбыл делом обычным [12. Т. 2. С. 205].

Ключевые слова

«Алфавитная Синтагма», царь, патриарх, «Alphabetical syntagma», Tsar, Patriarch

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Скрипкина Елена ВладимировнаОмский государственный университет им. Ф.М. Достоевскогокандидат исторических наук, докторант кафедры дореволюционной отечественной историии документоведенияevs705@rambler.ru
Всего: 1

Ссылки

Скрипкина Е.В. Управление Русской православной церковью в 1658-1667 гг. // Исторический ежегодник. 2005. Омск, 2006.
Дело о патриархе Никоне. СПб., 1897.
НикольскийН.М. История русской церкви. М., 1985.
Гиббенет Н. Историческое исследование дела патриарха Никона. СПб., 1882. Ч. I.
Лобачев С.В. Патриарх Никон. СПб., 2003.
Талина Г.В. Русская самодержавная монархия первых Романовых глазами современников и потомков // Самодержавное царство первых Романовых. М., 2004.
Андреев И.Л. Алексей Михайлович. М., 2006.
Зеньковский С. Русское старообрядчество. Минск, 2007.
Гиббенет Н. Историческое исследование дела патриарха Никона. СПб., 1884. Ч. II.
Пирлинг П. Паисий Лигарид. Дополнительные сведения из римских архивов // Русская старина. СПб., 1902. Февраль.
Севостьянова С.К. Материалы к «Летописи жизни и литературной деятельности патриарха Никона». СПб., 2003.
Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. М., 1992. Т. 2.
Лебедев Л, прот. Москва Патриаршая. М., 1995.
Собрание государственных грамот и договоров. СПб., 1828. Ч. IV.
ИльинскийН. Синтагма Матвея Властаря. М., 2006.
ПавловА.С. Курс церковного права. СПб., 2002.
Вальденберг В. Древнерусские учения о пределах царской власти. Пг., 1916.
Липшиц Е.Э. Законодательство и юриспруденция в Византии в IX-XI вв. Л., 1981.
Властарь М. Алфавитная Синтагма: Собрание по алфавитному порядку всех предметов, содержащихся в священных и божественных канонах. М., 2006. Репр.: 1892.
Зызыкин М.В. Патриарх Никон. Его государственные и канонические идеи. М., 1995. Ч. 1.
Фонкич Б. Л. Греческое книгописание в России в XVII в. // Книжные центры Древней Руси. XVII век. Разные аспекты исследования. СПб., 1994.
Макарий (Булгаков). История Русской церкви. М., 1996. Кн. 7.
 «Алфавитная Синтагма» Матфея Властаря как источник по истории церковно-государственныхотношений во второй половине XVII в. | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2012. № 3 (19).

«Алфавитная Синтагма» Матфея Властаря как источник по истории церковно-государственныхотношений во второй половине XVII в. | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2012. № 3 (19).

Полнотекстовая версия