Веймарский треугольник: условия возникновения, мотивы и цели участников | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2012. № 3 (19).

Веймарский треугольник: условия возникновения, мотивы и цели участников

Веймарский треугольник - одна из форм межрегионального сотрудничества. В основе этого партнёрства многовековой опыт международных отношений трёх стран - Германии, Франции и Польши. В истории их сотрудничества и противостояния можно найти ответ на вопрос: почему именно эти страны создали консультативный совет для решения основных вопросов современных международных отношений (политических, экономических, социальных и т.д.) в Европе в августе 1991 г. Изучение этого феномена особенно актуально в условиях кризиса ценностей Европейского союза.

The Weimar triangle: occurrence conditions, motives and the purposes of participants.pdf Европа сейчас переживает сложный, кризис-ный период, происходит переоценка ценностей,вызванная трудностями в экономике. Более два-дцати лет назад столь же сильным было потрясе-ние, связанное со сменой системы международныхотношений. Распад Советского Союза открыл но-вую страницу в истории мира в целом и Европы вчастности. Но потребовался длительный переход-ный период для адаптации стран бывшего «совет-ского лагеря» к условиям рыночной экономики. Вэто время в центре Европы возник новый форматмеждународного сотрудничества - Веймарскийтреугольник. «Веймарский треугольник» - нефор-мальное название «Комитета немецко-франко-польского сотрудничества». В данной статье под-робно проанализированы условия возникновения,мотивы и цели участников создания Веймарскоготреугольнике.Подписанное 28 августа 1991 г. соглашениеминистров иностранных дел Польши (КшиштофаСкубишевского), Германии (Ганса Дитриха Ген-шера) и Франции (Роланда Дюма) в Веймаре при-вело к возникновению нового совещательного со-вета. В. Фогель предположил, что в создании Тре-угольника наибольшую роль сыграл Х-Ф. Геш-нер - именно он предложил подписать соглашениев день рождения великого И.-В. фон Гёте, близБухенвальда. Веймар был избран в качестве «вы-ражения исторической ответственности за про-шлое Европы и особого значения для отношенийФранции - Германии и Германии и Польши» [1].Помимо того, что здесь жили И. Гёте и Ф. Шил-лер. Этот город Тюрингии был столицей первойнемецкой демократии - Веймарской республики.Веймарский треугольник тесно связан с недавнейевропейской историей. Само название должно на-поминать европейцам о преступлениях нацистов,о стремлении к гуманизму, демократии и защитеправ человека. Возникновение Веймарского тре-угольника было обусловлено совпадением рядапредпосылок, основанных на мотивах и целяхучастников его. Рассмотрим их более подробно,разделив геополитические, экономические и куль-турные мотивы этих стран.Польша в цивилизационном плане стала ча-стью Европы с момента принятия католичествапервым польским монархом Мешко I. Польшабыла приглашена к решению принципиальныхвопросов истории Европы (конгрессы по итогамТридцатилетней войны, Наполеоновских войн,Первой мировой войны). История Польши по-следних двух столетий - это история разделов,зависимости, восстановления государственностив 1918 г. Появившаяся в 1918 г. II Речь Поспо-литая обладала всеми атрибутами независимогогосударства, наиболее важным из которых явля-лась возможность самостоятельного ведениявнешней политики. Однако Вторая мироваявойна вновь лишила Польшу независимости -сначала немецкая оккупация, а затем годы зави-симости от СССР [2].Польша для достижения своих целей искалапартнёрства в регионе, и как нельзя кстати при-шёлся созданный при взаимной заинтересованно-сти Веймарский треугольник. Прежде всего, Вей-марский треугольник рассматривался как удачнаямодель билатерального партнёрства. Те партнёр-ские взаимоотношения, которые в этот период вы-страивали Германия и Франция, были ярким при-мером взаимовыгодного партнёрства. Другой иде-ей было то, что включение Польши в двухсторон-ние франко-германские отношения будет способ-ствовать и включению её в общеевропейское про-странство. «Германия и Франция сделают всё воз-можное для продвижения Польши и её демокра-тического устройства в Европейское сообщест-во», - говорилось в декларации, подписанной вВеймаре в августе 1991 г. [3].Крушение биполярной системы означало, чтотеперь Польша в полной мере может пользоватьсяправом вести самостоятельную, независимуювнешнюю политику. Мотив сохранения безопас-ности и стабильности на Европейском континентепосле падения Варшавского договора придавалимпульс более тесным контактам между странамиВосточной и Западной Европы. После 1989 г. кидее политического единства в Европе возвраща-лись крайне несмело. Шагом в этом направлениистало создание в 1991 г. Вышеградской группы, агодом позже - подписание центральноевропейско-го договора о свободной торговле (CEFTA). Еслив вопросе об обеспечении безопасности приоритетчасто признавался за США, то в вопросе о воз-можности достижения давних национальных ин-тересов в Европе приоритет был на стороне Евро-пейского союза. Национальные интересы Польшивсегда были тесно связаны с Россией в первуюочередь, а также с Украиной, Белоруссией и Мол-давией. Польша стремилась оказывать влияние наформирование отношений европейских стран какс Россией, так и с другими восточноевропейскимисоседями, и у нее появляется такая возможностьпри вступлении Польши в состав ЕС.Стремление вступить в ЕС объяснялось, в томчисле, желанием Польши влиять на формированиевосточной политики ЕС. Это желание выгляделовполне оправданным - восточная граница Польшисамая протяженная восточная граница ЕС и вклю-чает в себя границу с Украиной, Белоруссией иРоссией через Калининград; новые восточные со-седи ЕС - это старые соседи Польши, с которымиона связана многовековыми, достаточно сложны-ми, отношениями. Несомненно, Польша имелаполное право рассчитывать, что при формирова-нии восточной политики расширенного Евросоюзабудут учитываться и ее интересы. Однако декла-рируемое стремление Польши содействовать вбудущем европейскому выбору Украины и жела-ние влиять на ситуацию в Белоруссии и Молдавиисоздавало впечатление, что главный интересПольши как самого «крайнего на Восток» госу-дарства ЕС - это окружение Польши странами,независимыми от России, и даже враждебными ей.Такая политика могла способствовать лишь ростунапряженности на восточной границе ЕС. Послевоссоединения Германии и краха коммунистиче-ской системы Польша снова оказалась междуГерманией и Россией. А.-В. Повенска в статье«Сотрудничество Германии, Польши и России вформировании будущего Европы» пишет: «Исто-рическая ситуация сложилась так, что почти напротяжении двух последних столетий политиче-ская позиция Польши сводилась к альтернативе: сРоссией и против Германии или, наоборот, с Гер-манией против России. В это же время Германия иРоссия, считая себя носителем особой миссии иобуреваемые имперскими устремлениями, чащеимели общие интересы» [4].В экономическом плане ориентация Польшина Германию и Францию была обусловлена инте-ресом к потенциальным контрактам в областисельского хозяйства, энергетики, транспорта. Всёэто было необходимо Польше, которая проходила,так же как и другие страны СЭВ, период мучи-тельного привыкания к суровым условиям рыноч-ной экономики. Кроме того, стремление Польши кинтеграции с Германией и Францией было связанос возможностью получения финансовой помощиЕС, приливом иностранных инвестиций. Финан-совая поддержка в рамках различных программоказала мощное стимулирующее влияние, преждевсего, на производство и экспорт аграрной про-дукции. По слова Л. Бальцеровича, «присоедине-ние к ЕС станет завершающим этапом трансфор-мации экономики Польши из плановой в рыноч-ную» [5].Кроме того, были предприняты меры дляулучшения инвестиционной привлекательностиПольши (Закон «Об обществах с участием ино-странного капитала» (1991 г.), разрешающий то-вариществам с ограниченной ответственностьюпривлечение иностранных инвестиций. В целомдля реализации инвестиционной политики вПольше были предприняты энергичные организа-ционные, правовые и экономические меры. Во-первых, в стране были созданы необходимые ус-ловия для функционирования иностранных бан-ков. В частности, они получили право учреждатьсвои представительства или отделы, создаватьбанковские АО с участием физических или юри-дических лиц (до 100% капитала), вступать в ужесуществующие государственные или кооператив-ные банки после их преобразования в АО, выку-пать до 20% акционерного капитала польскихбанков или заключать с ними стратегический союзв рамках двойного соглашения. Во-вторых, ино-странный капитал укреплял свои позиции путемучастия в совместных предприятиях. Предприни-мателей из-за рубежа привлекли высокая эконо-мическая эффективность вложений, обширныйрынок сбыта товаров, доступная высококвалифи-цированная рабочая сила, в целом удовлетвори-тельная инфраструктура. В-третьих, иностраннымучастникам предоставили гарантии трансфертаприбыли за границы страны. Инвесторы, вклады-вавшие капиталы в менее развитые регионыПольши, на 15 лет также освобождались от упла-ты налога на прибыль, а основной капитал ино-странных компаний не облагался таможеннымипошлинами [6].Становление культурных связей Польши иЦентральной Европы началось ещё в XIII в. с пер-вых контактов между священнослужителями РечиПосполитой и Франции. Польские клирики учи-лись в университетах Италии и Франции, добира-ясь, таким образом, до главных центров европей-ской культуры. В XIV-XV вв. Польша навсегдазаняла прочное место в сознании европейцев.Особую роль сыграли дипломатические контактыс папским и императорским дворами и спорПольши с Тевтонским орденом, вынесенный назаседания Констанцского собора. Рыцарскиестранствия по-прежнему приводили немцев, анг-личан и французов в орденское государство, одна-ко и польские рыцари становились известнымипри чужеземных дворах. Можно добавить еще не-большое число христианских, мусульманских иеврейских купцов, знавших Польшу в связи со сво-ей торговой деятельностью. Новообращенная стра-на привлекала внимание духовенства, прежде всегонемецкого, но также французского и итальянского.Тогда сложилась концепция Речи Посполитой как«Antemurale christianitatis» (Форпоста христианства,по-польски «Przedmurze Chrzescijanstwa») на восто-ке Европы [7]. Особенность Польши была в том,что в ней удачным образом сочетались все особен-ности европейской культуры - «культурные архе-типы» европейского континента - латинские, не-мецкие и славянские элементы.Традиционным компонентом национальнойидеи было то, что Польша, находясь физически наЗападе, является как бы «мостом» на Восток. Тра-диционно Польша считает себя государством, на-ходящимся между Европой и Востоком. Концеп-ция «междуморья», известная как ABC (Адриати-ка, Балтика и Черное море), одна из наиболее ста-рых в польской внешней политике, появилась в1919 г. Федерация стран «междуморья» должнабыла стать противовесом для Российской импе-рии. Однако уже в начале 20-х годов эта идея рух-нула. Литва не захотела конфедерации с Польшей,так же как и Чехословакия, да и Украину ЮзефуПилсудскому пришлось «сдать». Провал договораот 25 марта и федералистских концепций привелик обособленности Польши в межвоенный период.После войны к балтийско-черноморской концеп-ции пытался обратиться Юлиуш Мерошевский,представляя взаимодействие Польши со странамиУЛБ (Украина - Литва - Беларусь) в качестве не-пременного условия освобождения из-под совет-ского правления. По мнению С. В. Погорельской:«. поляки ценят свой исторический опыт, в осо-бенности такой, из которого можно извлечь ре-альную политическую выгоду. Они не считаютвозможным пересмотреть те политические концеп-ции, отказ от которых может принести политиче-ский вред» [8]. Кроме того, к разряду культурныхмотивов необходимо отнести воспоминания, свя-занные с историческим прошлым польской нации,- разделы, оккупации, предательства, геноцид ев-рейского населения. Для преодоления этих трудно-стей осуществляется масштабная работа в рамкахсовместных проектов в Веймарском треугольнике.Германия после воссоединения оказала боль-шое политическое влияние на международные от-ношения на всём европейском континенте. Не-мецко-польская граница стала новой внешней гра-ницей ЕС, что, с одной стороны, автоматическиозначало новую роль для Германии в Центральнойи странах Восточной Европы. С другой стороны,это предвещало изменения в отношениях междуФранцией и Германией. Веймарский треугольникбыл гарантией для Франции, что Германия не бу-дет «дрейфовать на Восток» Во французскойпрессе прослеживается неуверенность в отноше-нии Германии, которая была тогда очень заметна.Германия также могла считать, что необходимоустановить некие юридические рамки, в которых ибудут развиваться отношения с Польшей. ДляГермании Веймарский треугольник был идеальнойструктурой для обсуждения вопроса о расширенииEC, которое уже началось в 1991 г., для преодоле-ния сопротивления этому процессу с стороныФранции.Основные цели, которые преследовала Герма-ния, достаточно очевидны [9]: после объединенияЗападной и Восточной Германий страна нужда-лась в подтверждении своего высокого статуса намеждународном уровне, а создание региональныхорганизаций было фактором, подтверждающимэто; использовать усиление своих позиций в дан-ном регионе для укрепления своего политическо-го, экономического, военного влияния в Европе;создать на восточной границе Германского госу-дарства зону военно-политической стабильности;обеспечить базу для дальнейшего продвижения навосток, в частности на рынки СНГ и России;включить в сферу влияния бывшие германскиеземли на Востоке (Силезию, Померанию, Судеты,Восточную Пруссию); желание не допуститьфранцузской гегемонии в Восточной Европе.После объединения Германия демонстрирова-ла принципиальную заинтересованность в расши-рении и углублении экономического сотрудниче-ства со странами Центральной и Восточной Евро-пы и стремилась открыть рынки стран бывшегоСЭВ для своих товаров. Немцы являются внешне-торговым партнером номер один практически длявсех стран бывшего СЭВа (кроме Румынии). Вы-движение Германии уже к концу 1993 г., т.е. всегочерез три года после объединения страны, на этипозиции знаменует даже не столько кардинальныеколичественные перемены, сколько принципиаль-ные качественные изменения: сегодня Германиязаняла в регионе место, которое прежде принад-лежало СССР. Германия является главным ино-странным инвестором в странах Центральной иВосточной Европы: она на первом месте - в Чехиии России, на втором - в Венгрии (после США) иСловакии (после Австрии), на третьем - в Польше(после США и международных корпораций).Именно из ФРГ идет самая значительная финан-совая помощь постсоциалистическим странам -несколько лет назад, например, она составляла32% от всей финансовой помощи стран Западагосударствам региона и 56% - республикам быв-шего СССР. Немецкие предприятия были заинте-ресованы в притоке квалифицированной рабочейсилы из Восточной Европы.В культурном плане для Германии на первомместе - цивилизационные основы трёхстороннегопартнёрства и общее историческое прошлое.Ощущение цивилизационного «родства» с Поль-шей и Францией (христианские, гуманистические,паневропейские ценности). А кроме того, огром-ное желание искупить вину за преступления фа-шистской Германии. Мероприятия, которые стра-на предпринимает для преодоления психологиче-ского барьера, обширны, в том числе и в рамкахВеймарского треугольника.Участие Франции в Веймарском треугольни-ке - продолжение многовековой борьбы с герман-скими государствами. «Франция утвердила себякак «нация в уже сложившемся государстве» по-сле Великой Революции конца XVIII в. [9]. Цен-ности, провозглашенные во времена Великойфранцузской революции, - свобода каждого приуважении свободы всех, право народов распоря-жаться своей судьбой и институтами, призванны-ми обеспечить социальное благополучие, и т. д. -стали общими для всей Европы на исходе двадца-того века. Две войны в XX в. с Германией былидля Франции временем испытаний. Страна лежалав руинах после Второй мировой войны. Во многомименно потребность в интенсификации экономи-ческих преобразований во Франции стала толчкомк созданию Европейского союза. На рубеже 60-70-х гг. Франция имела, по мнению авторов«Francja I niemcy - sily napedowe europejskiej integracj» [10. С. 39], настолько сильные позиции вобщем рынке, что могла успешно продвигать кон-цепцию интеграции, основанную на перевесе ин-ституциональных, а не рыночных механизмов.В послевоенной Европе расстановка сил в эко-номике обусловила ведущую роль Франции, опре-делившей стратегию западноевропейской группыгосударств - членов Европейского экономическо-го сообщества (ЕЭС). Неэффективность преобла-давших во Франции способов экономического ре-гулирования, сильные тенденции либерализациимеждународной торговли, вступление новых странв ЕЭС ослабили Францию как страну, иниции-рующую направление интеграционных процессов.Елисейский договор 22 января 1963 г. создал ус-ловия для формирования особо доверительныхотношений между Германией и Францией, так чтодля Веймарского треугольника был задан доста-точно высокий уровень. Особенность же франко-польских отношений в том, что эти две страныникогда не воевали друг с другом. Основу этойполитики заложил Генрих Валуа в шестнадцатомвеке, когда заключил союз с поляками для борьбысо Священной Римской империей германскогонарода. Окончательно союз закрепил ЛюдовикXV, женившись на Марии, дочери польского ко-роля Станислава Лещинского.Г. Киссинджер сказал, что Франция потерялабольше всего из-за окончания старого порядкавремен холодной войны, так как с крушениемпрежней системы потеряла своё былое влияние вЕвропейском сообществе и должна была укреплятьпрошлые и налаживать новые контакты [12]. Фран-ция не была изначально уверена, что Веймарскийтреугольник - это удачная платформа для решениявопросов продвижения лояльных ей кандидатов изВосточной Европы на вступление в ЕС. ОтношениеФранции к расширению EC было в большой степе-ни реакцией на немецкую позицию [13].Начало нового кризиса определялось особен-ностями кризиса 1990-1993 гг., который был са-мым продолжительным за период после Второймировой войны, а по глубине уступил лишь кри-зису 1974-1975 гг. По стране прокатилась волнабанкротств и массовых увольнений трудящихся. Впромышленности и торговле произошло снижениецен. Компании пострадали от снижения доходов,что обернулось для них острой нехваткой собст-венных средств и ростом задолженности. Цикли-ческое падение промышленного производства со-ставило 7,1% [14]. Традиционно Франция болееориентирована на Средиземноморский регион -это сфера интересов Франции и направление ин-вестиций. Но дать Германии захватить инициати-ву на рынках Восточной Европы Франция позво-лить не могла. Имея особые дипломатические от-ношения с Польшей, французский бизнес мог рас-считывать на лояльное отношение со стороныпольских властей и добиться выгодных контрак-тов для компаний, ведущих бизнес в Польше.Кроме того, крепкой нитью, связывающей Фран-цию и Польшу, являются волны польской имми-грации. Таким образом, сформировалась ещё имежкультурная связь. В 1939 г. эта связь прерва-лась, когда Франция не смогла защитить незави-симость Польши. Несмотря на цивилизационнуюоснову политических контактов с Польшей,Франция не может ещё искупить вину за «преда-тельство» во время Второй мировой войны.Европа в условиях кризиса как никогда ценитто общее, что связывает воедино - экономику, ис-торию, культуру. У Веймарского треугольникабольшой опыт решения вопросов международногосотрудничества в не самых простых условиях. Тесвязи, которые двадцать лет назад привели к воз-никновению треугольника, не исчезли. Этот опытрегиональной кооперации будет полезен для пре-одоления последствий экономического кризиса.Об этом говорит желание «расширить участиемРоссии» Веймарский треугольник [15]. Связка Па-риж - Берлин - Москва представляет собой однуиз групп влияния внутри «Европы двадцати пяти».Она действует наряду с тройкой Париж - Берлин -Лондон, объединенной общими интересами в сфе-ре безопасности [16].

Ключевые слова

Веймарский треугольник, Германия, Польша, Франция, региональное партнёрство, Weimar triangle, Germany, Poland, France, regional partnership

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Титова Мария СергеевнаВысшая школы экономики (государственный университет) (г. Москва)аспирантка кафедры мировой политикиtitovansk@gmail.com
Всего: 1

Ссылки

Vogel W. Die deutsch-franzosischen Beziehungen, in Landerbericht Frankreich. Geschichte, Politik, Wirtschaft, Gesellschaft, ed. Adolf Kimmel and Henrik Uterwedde, 2d ed. (Wiesbaden: VS Verlag, 2005). S. 418-435.
Офицеров-Бельский Д. Эволюция внешней политики Польши в системе европейских отношений (1925-1935 гг.): Дис. ... канд. ист. наук. Пермь, 2004. 240 c.
http://www.dreiecke.de
http://www.novpol.ru/index.php?id=1563 (дата обращения: 20.12.11).
Balcerowicz L. Poland's transformation// Finance a. development. Wash., 2000. Vol. 37, № 3. P. 14-16.
Чекалин В. ПИИ: догонит ли Россия лидеров? // Нефть. Газ. Промышленность. 2003. № 4.
Неменский О. Асимметрия польско-русских отношений: исторические причины и современные проявления // Звенья. 2011. № 1 (14).
Погорельская С.В. Германия-Польша-Россия: особенности взаимного восприятия и внешняя политика // Актуальные проблемы Европы. М.: ИНИОН, 2008. С. 87.
Семёнов О.Ю. Новая «восточная политика» Германии: проблемы и перспективы // Вестник Нижегородского университета им. Лобачевского. Серия Международные отношения, политология, регионоведение. Вып. 1. 2005.
Рубинский Ю.И. Франция: Справочник. М.: Интердиалект, 1999.
Рубинский Ю., Максимычев М. Россия и франко- германский тандем: история, проблемы, перспективы. Образ России в ведущих державах ЕС // ДИЕ РАН. М., 2009. № 230.
Francja I niemcy - sily napedowe europejskiej integracj/ pod red. Olszewsky L. - Wroclaw: Widaw. Uniw. Wroclawskiego, 2006. 318 p.
Киссинджер Г. Дипломатия. М.: Ладомир, 1997.
www.amb-allemagne.fr/ relationsfra/ institutions/index/ indesx.html
Караганов С.А. Гостиница "Европейская" // Российская газета. - Федеральный выпуск №5583 (207) http://www.rg.ru/2011/09/16/evropa.html дата обращения 10.03.2012.
Шестаков Е. Треугольник стал квадратом // Российская газета - Федеральный выпуск №5215 (136) http://www.rg.ru/2010/06/24/forum.html (дата обращения: 10.03.2012).
 Веймарский треугольник: условия возникновения, мотивы и цели участников | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2012. № 3 (19).

Веймарский треугольник: условия возникновения, мотивы и цели участников | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2012. № 3 (19).

Полнотекстовая версия