Противоречия между Германией и Россией в рамках ОБСЕ (1990-е годы) | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2012. № 3 (19).

Противоречия между Германией и Россией в рамках ОБСЕ (1990-е годы)

Исследуется проблема использования ресурса ОБСЕ при реализации национальных интересов ФРГ и РФ. Анализируются трансформационные процессы в ОБСЕ, которые способствовали уменьшению влияния Москвы на европейском континенте. Прослеживается связь между изменением ситуации в регионе и нарастанием германо-российских противоречий в пространстве СНГ.

The contradictions between Germany and Russia within the OSCE (1990 s).pdf В период холодной войны Совещание по безо-пасности и сотрудничеству в Европе (далее СБСЕ)зарекомендовало себя в качестве уникального фо-рума, в рамках которого заинтересованные сторо-ны (страны НАТО, ОВД, нейтральные и непри-соединившиеся государства) осуществляли поли-тический диалог в целях формирования и поддер-жания общеевропейской системы безопасности.На этапе существования биполярной системы го-сударствам-участникам СБСЕ удавалось весьмаэффективно решать вопросы в трех взаимосвязан-ных областях: военно-политической, экономиче-ской и гуманитарной. В концентрированном видерезультат их деятельности нашел воплощение вХельсинском Заключительном акте 1975 г., где, вчастности, провозглашалась нерушимость границпослевоенной Европы.Глобальные перемены, происшедшие на меж-дународной арене в конце 1980-х гг., способство-вали дальнейшему укреплению взаимопониманиямежду странами, что привело к подписанию Па-рижской хартии для новой Европы (ноябрь1990 г.). В этом документе главы государств иправительств государств-участников СБСЕ про-возгласили идею единого континентального про-странства, свободного от конфронтации и раскола.Подчеркивалась решимость заинтересованныхсторон «воздерживаться от применения силы илиугрозы силой против территориальной целостно-сти или политической независимости какого-либогосударства и от любых других действий, несо-вместимых с принципами и целями» Устава ООНи Хельсинского Заключительного акта. Была под-тверждена приверженность сторон урегулирова-нию споров мирными средствами, а также твердоерешение о создании механизмов по предотвраще-нию и урегулированию конфликтов между заин-тересованными сторонами [1].В этом же контексте следует рассматриватьуспехи в области сокращения и контроля над обы-чными вооружениями, достигнутые государства-ми-участниками СБСЕ. При этом сам форум вы-ступил в двух ипостасях: во-первых, как организа-тор многостороннего переговорного процесса, аво-вторых, в роли международного института, вы-полнявшего совещательные и контролирующиефункции в области поддержания безопасностистран континента. 19 ноября 1990 г. в Париже со-стоялось подписание государствами-участникамиСБСЕ Договора об обычных вооруженных силах вЕвропе (далее Договор об ОВСЕ). Его можно рас-сматривать как решительный шаг по свертываниюгонки вооружений и устранению материальнойосновы военных конфликтов на континенте. Всту-пление Договора об ОВСЕ в силу на обширнойтерритории от Атлантики до Урала было призваноустановить новую стратегическую ситуацию, ха-рактеризующуюся равновесием сил при общемпонижении военных потенциалов НАТО и ОВД доуровней необходимой достаточности для обороны.Однако возможности СБСЕ в тот момент неудалось реализовать полностью. Развал Организа-ции Варшавского договора, как и последовавшийвскоре крах Советского Союза, привели к ради-кальному изменению ситуации на континенте.Лишившись реального военно-политического про-тивовеса и достойного идеологического конкурен-та в лице государств социалистического лагеря,Североатлантический альянс уверенно овладелинициативой и предпринял энергичные шаги повключению стран Восточной и Центральной Ев-ропы в орбиту своего влияния, представляя этотпроцесс как расширение «зоны стабильности».Примечательно, что в начале 1990-х гг. междуна-родные организации стремились определить кон-туры нового порядка, формирующегося после гео-политических изменений на континенте и в мире.Возникла необходимость адекватно оценить но-вые угрозы европейской безопасности, а такжеопределить основные инструменты борьбы с ни-ми. Первопроходцем в этом процессе выступилблок НАТО, который на первых порах не претен-довал на исключительную роль арбитра в между-народных спорах. Более того, в ноябре 1991 г. го-сударства-члены НАТО одобрили умеренную посодержанию и претензиям новую Стратегическуюконцепцию альянса. Хотя в ней было высказанопредположение об использовании военных сил бло-ка для преодоления новых угроз европейской безо-пасности, но в то же время признавалась ведущаяроль СБСЕ при регулировании конфликтов в Европе(с возможным участием ЕС, ЗЕС и ООН) [2].В июне 1992 г. на сессии Североатлантическо-го совета в Осло было заявлено о готовности пре-доставить свои ресурсы и экспертные возможно-сти для проведения миротворческих операций подэгидой СБСЕ [3]. Саммит СБСЕ в Хельсинки(июль 1992 г.) принял решение, допускающеевозможность привлечения к таким операциям воо-руженных сил Североатлантического альянса [4.С. 95-98]. На состоявшейся в декабре того же годасессии Совета НАТО региональные конфликтыуже были признаны главной угрозой европейскойбезопасности, а их урегулирование - одной изважнейших задач альянса [5]. Программа «Парт-нерство ради мира», инициированная и принятаяна вооружение НАТО в 1994 г., предполагала, чтооперации, проводимые альянсом совместно спартнерами по Совету Североатлантического со-трудничества (ССАС), будут осуществлятьсятолько при наличии соответствующего мандатаООН или СБСЕ, и иметь своей целью поддержа-ние мира, а не силовое умиротворение. На первыйплан в работе Совещания по безопасности и со-трудничеству в Европе выходила проблема регио-нальных конфликтов, которые предполагалосьразрешать посредством организации миссий раз-ной продолжительности, от кратко- до долгосроч-ных. 30 ноября - 1 декабря 1993 г. на сессии Сове-та на уровне министров иностранных дел госу-дарств-участников СБСЕ в Риме была достигнутадоговоренность о программе действий в областирегиональных конфликтов [6].В мае 1994 г. Германия и Нидерланды пред-ставили совместную «Повестку дня для встречиСБСЕ в Будапеште», которая ставила целью укре-пление СБСЕ в организационном плане, а такжепредусматривала его определенное преимуществоперед ООН в преодолении конфликтов на терри-тории европейских держав. 5 декабря 1994 г. гла-вы государств и правительств государств-участников СБСЕ собрались в Будапеште. В пове-стке дня значилось несколько вопросов, из кото-рых Москву интересовали прежде всего два: во-первых, отношения между Россией, странамиЦентральной и Восточной Европы, а также НАТО;во-вторых, конфликт в бывшей Югославии. Навстрече выступил президент РФ Б.Н. Ельцин, ко-торый предостерегал от опасности «холодногомира» в Европе. Он высказал мнение, что блоки икоалиции не могут гарантировать настоящуюбезопасность. В свою очередь, федеральный канц-лер Германии Г. Коль, присутствующий на самми-те в качестве председателя Европейского совета,от имени ЕС призвал к окончанию войны в Босниии присоединился к плану мирного урегулирова-ния, разработанному контактной группой. Онподчеркнул, что Евросоюз поддерживает намере-ние укреплять СБСЕ как «региональное соглаше-ние» в рамках Устава ООН и предоставлять емупреимущество в процессе мирного урегулирова-ния во всей Европе [7]. Участники встречи приня-ли будапештский документ «На пути к подлинно-му партнерству в новую эпоху», в котором зафик-сировали принципы будущего оформления евро-пейского пространства, а также новую структуруорганизации, которая с января 1995 г. стала име-новаться Организацией по безопасности и сотруд-ничеству в Европе (далее ОБСЕ).Одновременно набирала силу иная тенденция,а именно усиление позиций НАТО за счет ослаб-ления ОБСЕ. Более того, альянс все увереннеестал присваивать себе те функции, которые до сихпор принадлежали ОБСЕ. Это нанесло серьезныйудар по авторитету и весу этой организации наевропейской арене, в значительной степени спро-воцировав очередной конфликт интересов с уча-стием РФ. После роспуска ОВД, распада Совет-ский Союз, вывода российских войск из странЦентральной Европы и Прибалтики, сокращениявсех видов вооруженных сил РФ стало очевидно,что от нее перестала исходить угроза. Несмотря наэто государствами Североатлантического альянсабыло принято решение о расширении НАТО навосток, и, стало быть, увеличении в нем вооруже-ний за счет новых членов.Договор об ОВСЕ в этой ситуации утратилпрежний смысл и стал служить лишь интересамНАТО. Для России он создавал угрозу односто-роннего разоружения под жестким контролем го-сударств Североатлантического альянса. Особенноотчетливо это продемонстрировала статья 4 Дого-вора об ОВСЕ, которая определяла общие уровнивооружений для каждой из сторон [8]. Но реальноосталась только одна сторона (НАТО), а другая(ОВД) перестала существовать. Вместо прежнегосерьезного оппонента Североатлантическому аль-янсу пришлось иметь дело с отдельными государ-ствами, обладавшими ограниченным уровнемвооружений. Для НАТО эта статья предоставилавозможность иметь высокие уровни вооружений ипозволила создавать мощные группировки сухо-путных сил в Европе, которые могли быть усиле-ны за счет переброски войск и вооружений изСША и Канады. Такое изменение обстановки наконтиненте не привело к согласованию позицийРоссии и Германии по вопросам общеевропейскойполитики безопасности. Напротив, оно вызваломежду ними разногласия, протекавшие как в ла-тентной, так и в открытой формах.Прежде всего, обозначилось неодинаковое по-нимание Москвой и Бонном места ОБСЕ в регу-лировании международных отношений на конти-ненте. Со своей стороны власти РФ осознавали,что их возможности влиять на европейскую поли-тику серьезно уменьшились. Не являясь членомсоюзов, наиболее влиятельных на континенте, -НАТО и ЕС - Россия пыталась делать ставку наинституциональное укрепление и качественноесовершенствование деятельности ОБСЕ, надеясь вдальнейшем реализовывать свою политическуюлинию через эту организацию. Напротив, на фонероста военно-политического и финансово-эконо-мического могущества Североатлантического аль-янса и Евросоюза Германия признавала их важ-нейшими международными институтами, в рамкахкоторых планировала обеспечить свои националь-ные интересы. ОБСЕ же официальный Бонн отво-дил скромную роль организации, дополняющейструктуры безопасности НАТО и ЕС, но не заме-няющей их.Германская и российская стороны разошлись вопределении приоритетов деятельности ОБСЕ впостбиполярную эпоху. ФРГ предпочитала следо-вать в фарватере курса западных держав, сме-стивших акценты работы ОБСЕ в сторону гумани-тарных вопросов. В качестве центральной опера-тивной темы были предложены дискуссии по по-воду политического понимания безопасности, со-действия реализации прав человека и защиты ин-тересов национальных меньшинств. Это позволи-ло сконцентрировать внимание ОБСЕ на пробле-мах, возникших на территории стран бывшего со-циалистического лагеря. Однако Россию не уст-раивало такое развитие ситуации. Не отвергаязначимости гуманитарных проблем, Москва под-черкивала необходимость решения военно-политических, экономических и экологическихвопросов в комплексе.Наконец, немецкие и российские дипломатыне обнаружили единства мнений в вопросе о гео-графии болевых точек на территории государств-участников ОБСЕ. Официальный Бонн обращалособое внимание на положение с правами челове-ка на постсоветском пространстве, а также на тер-ритории бывшей Союзной Республики Югосла-вии. По состоянию на сентябрь 1997 г. на терри-тории бывшего СССР и бывшей Югославии ак-тивно работали десять долгосрочных миссийОБСЕ, преследуя цели стабилизации или восста-новления демократических структур. В свою оче-редь, Москва усматривала в этом субъективныйподход и считала, что выборочное повышенноевнимание к одним странам при игнорированиипроблем в других государствах-участниках являет-ся нарушением мандата ОБСЕ и свидетельствует оналичии в организации практики двойных стандар-тов, а также о нежелании учитывать реалии и осо-бенности отдельных государств. По сути, возниклаугроза трансформации ОБСЕ в место для односто-ронних демаршей со стороны западных держав.Именно национальными интересами в ре-шающей степени определялась политическаястратегия ФРГ в рамках ОБСЕ. Став единым госу-дарством, Германия увеличила свою ресурснуюбазу и заняла лидирующие позиции среди странЗападной Европы по численности населения, атакже утвердившись на третьем месте в мире попроизводству ВВП (после США и Японии). Одна-ко немецкая элита нуждалась в осмыслении сло-жившейся ситуации и четкой формулировке госу-дарственных интересов, для чего требовалосьвремя. К тому же ей приходилось учитывать мне-ние ключевых акторов мировой политики, преждевсего союзников по Североатлантическому альян-су и Европейскому Союзу, которые выражалисерьезные опасения по поводу возрастающей мо-щи объединенной Германии. Поэтому на первыхпорах правящие круги ФРГ были вынужденыосуществлять осторожный и взвешенный курс,ставя во главу угла невоенный аспект немецкойответственности за региональную безопасность.Между тем становилось очевидным, что полити-ческая стратегия Бонна недолго будет связана са-моограничением, ибо это противоречило превра-щению ФРГ в один из ключевых факторов силына европейском континенте.Уже в конце 1991 г. ее внешняя политика ста-ла отходить от принципов, провозглашенных вПарижской хартии для новой Европы. Преждевсего, речь идет о признании Германией самопро-возглашенной независимости Хорватии и Слове-нии, входивших в состав суверенной Югославии.Эти действия немецкой дипломатии противоречи-ли нескольким международным нормативно-правовым актам, в частности пунктам советско-германского «Большого договора» 1990 г., где го-ворилось об обязательстве сторон «обеспечиватьприоритет общепринятых норм международногоправа» и «неукоснительно уважать территориаль-ную целостность всех государств в Европе в ихнынешних границах» (ст. 1 и 2). При этом немец-кая сторона даже действовала вопреки мнениюспециальной комиссии Европейского Союза, ре-комендовавшей не признавать хорватскую и сло-венскую суверенность. Принципа сохранения тер-риториальной целостности Югославии придержи-вались в этот момент президент США Дж. Буш-старший, Совет Безопасности ООН, специальныйпосланник ООН в Югославии С. Вэнс, председа-тель Мирной конференции по Югославии лордКаррингтон [9. С. 33].К середине 1990-х гг. в целом завершилсяадаптационный период, в ходе которого Германииудалось осознать собственную весомую роль вмеждународных отношениях и четко ранжироватьприоритеты своей внешнеполитической линии. Ав период 1995-1996 гг. были заложены основыгерманской стратегии, взятой на вооружение врамках ОБСЕ. Ключевую роль в ее разработкесыграли органы государственной власти ФРГ, ис-ходившие из того, что пространство ОБСЕ необ-ходимо использовать в качестве инструмента пре-творения в жизнь германских интересов в областибезопасности. В январе 1995 г. немецкий дипло-мат Б. Хенк, избранный ранее Генеральным секре-тарем ОБСЕ (в марте 1993 г.), предостерег от того,чтобы оставлять без внимания потенциал органи-зации [10]. Однако конкретные разработки в этомнаправлении были осуществлены позднее Мини-стерством иностранных дел ФРГ и представленыего главой К. Кинкелем. По его мнению, ОБСЕбыла призвана внести вклад в консолидацию ев-ропейских демократических структур и в преду-преждение региональных конфликтов. Министриностранных дел обещал, что в этих сферах Гер-мания будет сотрудничать со всеми государствамиконтинента.Вместе с тем Кинкель обозначил наиболеепроблемные регионы в рамках ОБСЕ. В их числопопали те элементы пространства СНГ, которыеРоссия считала сферой своего влияния. В первуюочередь речь шла о Кавказе, Крыме, ЦентральнойАзии, т.е. весьма обширной территории, котораяусловно именовалась германской стороной как«нестабильные регионы». Здесь главной задачейстановилось обеспечение мира. Что касается инст-рументов реализации этой задачи, то важнейшимиз них К. Кинкель считал работу миротворческихмиссий. По мнению министра иностранных делФРГ, они должны были проводиться в рамкахОБСЕ и ООН при обязательном согласовании сРоссией. Однако Кинкель жестко ставил герман-ское сотрудничество с РФ по линии ОБСЕ в зави-симость от соблюдения ею следующего условия:официальная Москва должна была принять пере-ход своих бывших союзников в ЕС и Североат-лантический союз как должное [11]. Перед Лисса-бонской встречей глав государств-участниковОБСЕ К. Кинкель выступил в пользу укрепленияорганизации путем претворения в жизнь «моделибезопасности». В ее рамках министр иностранныхдел ФРГ определил основные направления со-трудничества с Россией: разоружение, контрольнад вооружениями, нераспространение оружиямассового уничтожения, борьба с организованнойпреступностью, контрабандой наркотиков и тер-роризмом, обеспечение безопасности атомныхэлектростанций и охрана окружающей среды [12].В ходе Лиссабонского саммита ОБСЕ (3-4 де-кабря 1996 г.) были обсуждены вопросы соблюде-ния принципов организации, прежде всего прав исвобод человека, контроль над вооружениями, атакже структура европейской безопасности. Уча-стники встречи приняли Декларацию о моделиобщей безопасности для Европы XXI в., в которойнастаивали на формировании единого пространст-ва безопасности, свободного от разделительныхлиний. Важным для России и Германии стало вне-сение в документ положения об учете интересовбезопасности всех государств-участников незави-симо от их принадлежности к военным структу-рам или договоренностям. Наконец, ввиду траге-дий беженцев в регионе ОБСЕ (на территориибывшей Югославии) и с учетом проблемы насиль-ственной миграции государства-участники ОБСЕосудили и приняли на себя обязательства повсеме-стно отказаться от этнических чисток или массо-вых выселений [13]. Однако в дальнейшем гер-манская политика по линии ОБСЕ в отношенииРоссии претерпела существенные изменения, чтообъяснялось переоценкой ситуации со стороныофициального Бонна. Он был хорошо информиро-ван о нарастающей дезинтеграции в рамках про-странства СНГ и стремлении бывших советскихреспублик, включая РФ, к укреплению связей нестолько друг с другом, сколько со странами даль-него зарубежья. Такая тенденция объективно велак образованию вакуума силы на пространствеСНГ, что предоставляло Германии новые шансына продвижение собственных интересов. Сотруд-ничество с Россией по линии ОБСЕ Бонн стал рас-сматривать в контексте новых внешнеполитиче-ских задач, стремясь внести вклад в установлениезападного контроля над положением в бывшихсоветских республиках. Понимая, что процесс вы-теснения Москвы из этого пространства займетнемало времени, ФРГ сделала ставку на долго -срочные перемены в государствах-членах СНГ.Ухудшение атмосферы вокруг РФ отчетливопроявилось на Стамбульском саммите ОБСЕ, со-стоявшемся 17-18 ноября 1999 г. Российская деле-гация столкнулась с массированной критикой по-литики Москвы в отношении Чечни, которая ис-ходила от представителей ряда государств-участников ОБСЕ, в том числе от германского фе-дерального канцлера Г. Шредера. В ответной речипрезидент Б. Н. Ельцин заявил, что Запад не имеетникакого морального права критиковать Россиюза Чечню [14]. После его пафосного выступленияиз Стамбульской декларации была исключена не-приемлемая для Москвы формулировка по Чечне,по сути предусматривавшая вмешательство вовнутренние дела РФ под прикрытием гуманитар-ной помощи населению Чеченской Республики.Однако российские дипломаты попали в ловушку,расставленную их западными коллегами. Судя повсему, ни Германия, ни какая-либо другая державане собирались реально добиваться прекращенияоперации российских войск в Чечне. Интересам За-пада в большей мере соответствовало продолжениеэтой операции, что можно было использовать в ка-честве рычага давления на Москву. К тому же воен-ная акция на Северном Кавказе отвлекала из бюдже-та РФ огромные средства, что вносило вклад в эко-номическую нестабильность России.В Стамбуле делегация РФ была вынужденаподписать соглашения о выводе войск из Грузии иМолдавии. Первый документ предусматривал вы-вод российских военных баз, расположенных натерритории Грузии вблизи Гудауты (Абхазия) иВазиани (пригород Тбилиси), до 1 июля 2001 г.,второй - полный вывод российских войск изПриднестровья до 1 июля 2002 г. В обоих случаяхможно говорить о неудачах дипломатии офици-альной Москвы, ибо эти решения привели к воз-никновению новых угроз различного масштаба.Уход войск из Приднестровской Молдавской рес-публики нес в себе потенциальную опасность дляее русскоязычного населения, а вывод военныхбаз из Грузии в перспективе угрожал территори-альной целостности России. Ведь Грузия и Азер-байджан стремились стать членами НАТО, и вслучае присутствия войск альянса в Закавказьемогли резко возрасти сепаратистские настроенияна российском Северном Кавказе. Стамбульскийсаммит способствовал изменению хода процессовна постсоветском пространстве не в пользу Моск-вы. Под патронажем США Грузия, Азербайджан иТурция подписали контракт о строительстве неф-тепровода Баку - Тбилиси - Джейхан для транс-портировки каспийской нефти на мировые рынки.Этот проект был направлен против нефтепроводаБаку - Новороссийск и преследовал цель вытес-нить Россию из богатого энергоресурсами каспий-ского региона. Под давлением официального Ва-шингтона Туркмения и Турция оформили согла-шение о строительстве Транскаспийского газо-провода по маршруту Туркмения - Азербайджан -Грузия - Турция и далее в Европу. В свою оче-редь, Узбекистан поддержал инициативу США посозданию в рамках ОБСЕ гражданского корпусабыстрого реагирования, против которого выступа-ла Россия, считая его одним из инструментов длявмешательства во внутренние дела суверенныхгосударств, неугодных Вашингтону [15].Подписанная в Стамбуле Хартия европейскойбезопасности также не могла быть записана в ак-тив российской дипломатии. Несмотря на то, что вХартии подтверждалась идея создания всеобъем-лющей безопасности в пространстве ОБСЕ, меха-низм ее воплощения не был проработан до конца.Зато западные страны с удовлетворением воспри-няли положение Хартии о значительной роли не-правительственных организаций (далее НПО) всодействии утверждению прав человека, демокра-тии и верховенству закона. Тем более что подпи-савшие документ стороны обязались расширятьимеющиеся у НПО возможности вносить свойполновесный вклад в дальнейшее развитие граж-данского общества [16]. Это положение было ис-пользовано Германией для оказания содействиянеправительственным организациям на простран-стве СНГ, в том числе в России.29 ноября 1999 г. федеральный канцлер ФРГГ. Шредер выступил на заседании командованиябундесвера в Гамбурге с речью, в которой пред-ставил германское понимание подписанной вСтамбуле Хартии европейской безопасности. Поего мнению, этот документ расширил фундаментединого и неделимого порядка в области безопас-ности на территории от Ванкувера до Владивосто-ка, в связи с чем перед ОБСЕ открылись новыевозможности. Однако тут же федеральный канц-лер позволил себе критику действий Москвы вотношении Чечни и вновь озвучил консолидиро-ванное мнение западных стран о необходимостидобиться в этом субъекте РФ политического уре-гулирования [17].Немаловажной также стала адаптация наСтамбульском саммите Договора об ОВСЕ к ко-ренным изменениям в Европе. Была упраздненаустаревшая структура ограничений для основныхвидов вооружений, в том числе танков, броне-транспортеров, артиллерии, боевых самолетов ивертолетов, принадлежавших НАТО и ОВД. Но-вые ограничения касались территорий отдельныхгосударств, подписавших договор. Благодаря До-говору в целом уровень вооруженных сил в Евро-пе снижался примерно на 11 тыс. единиц обычныхвооружений [18]. Одна лишь Германия сокращала1,5 тыс. единиц вооружений [19]. Итак, каждая издержав - Германия и Россия - стремилась превра-тить ОБСЕ в инструмент претворения в жизньсобственных интересов на региональном уровне.Действуя в духе политического реализма и ис-пользуя свой укрепившийся потенциал, ФРГ до-билась на этом поприще более весомых успехов,чем РФ. При этом немецкая позиция претерпеласущественную эволюцию: от признания террито-рии бывших советских республик сферой влиянияМосквы до взятия курса на ее постепенное вытес-нение из пространства СНГ.

Ключевые слова

ОБСЕ, Германия, Россия, интересы, Парижская хартия, региональные конфликты, Хартия европейской безопасности, OSCE, Germany, Russia, interests, Paris Charter, regional conflicts, Charter for European Security

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Егоров Александр ИгоревичНижегородский государственный технический университет (г. Дзержинск)кандидат исторических наук, доцент кафедры общественных наук Дзержинского политехнического институтаdr.egoroff-al2012@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Парижская хартия для новой Европы [Электронный ресурс]. URL:http://www/osce.org/node/39520 (дата обращения: 12.05.2012).
The Alliance's New Strategic Concept [Электронный ресурс]. URL: http: //www.nato.int/cps/ru/SID-031245103EB818/ natolive/official texts 23847.htm (дата обращения: 12.05.2012).
Dokumente zur Sicherheit und Zusammenarbeit in Europa/T. Chladek [Электронный ресурс] // Internationale Politik. 1995. №8/ URL: http://www. internationalepolitik.de/it/archive/jahrgang 1995/ august 1995/ documentation. htm (дата обращения: 30.07.2009).
Ротфельд А. СБСЕ: к созданию системы безопасности // Международная безопасность и разоружение. Ежегодник СИПРИ 1993 (перевод с английского). Специальное приложение к журналу «Мировая экономика и международные отношения». М.: Наука, 1993. C. 91-106; также
Подробнее см.: Marsh D. Der zaudernde Riese. Deutschland in Europa. Munchen: C. Bertelsmann, 1994. 256 S.
Der Budapester KSZE-Gipfel im Dezember 1994 // Europa- Archiv. 1994. № 15; сокращенную версию документа cм.: Der Budapester KSZE-Gipfel im Dezember 1994/ T. Chladek [Электронный ресурс]. URL Internationale Politik. 1995. №3/ URL: http://www. international
Договор об обычных вооруженных силах в Европе [Электронный ресурс]. URL:http://www/osce.org/node/14091 (дата обращения: 12.05.2012).
Горбачев М.С. Как это было: объединение Германии. М.: Вагриус, 1999. 41 с.
Senghaas D. Deutschlands verflochtene Interessen [Электронный ресурс] // Internationale Politik. 1995. №8. URL: http://www. internationalepolitik.de/it/archive/jahrgang 1995/ august 1995/ documentation. htm (дата обращения: 30.07.2009).
Interview des deutschen AuBenministers, Klaus Kinkel, zur Forderung nach einer Verschiebung der EU-Osterweiterung mit dem Kolner Stadt-Anzeiger vom 12. Mai 1998 // Auswartiges Amt. Mitteilung fur die Presse. № 1065. 1998. 11 Mai.
Kinkel K. Partner im Wandel. Deutsche AuBenpolitik und die GUS-Staaten [Электронный ресурс] // Internationale Politik. 1996. №10. URL: http://www. internationalepolitik.de/ it/ archive/ jahrgang 1996/ oktober 1996/ documentation. htm (дата обращения: 30.0
Декларация Лиссабонской встречи. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. 3 декабря 1996 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www. businesspravo.ru/ Docum/DocumShow_DocumID_4746. html (дата обращения: 12.05.2012).
Горностаев Д. Стамбульский саммит на грани провала // Независимая газета. 1999. 19 нояб.
Варламов К. Саммит ОБСЕ - поражение Москвы? // Независимая газета. 1999. 23 нояб.
Хартия европейской безопасности // Независимая газета. 1999. 23 нояб.
Rede von Bundeskanzler Gerhard Schroder bei der 37. Kommandeurtagung der Bundeswehr am 29. November 1999 in Hamburg [Электронный ресурс] // Internationale Politik. 2000. №1. URL: http://www.internationalepolitik.de/ip/archiv/ jahrgang 2000/ januar 2000/ d
Соглашение об адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе [Электронный ресурс]. URL: http://www/osce.org/node/14112 (дата обращения: 12.05.2012).
О перспективах германского бундесвера см.: Presskonferenz des Bundesministers der Verteidigung, Rudolf Scharping, zum Bericht der Weizsacker-Kommission am 24. Mai 2000 in Berlin [Электронный ресурс] // Internationale Politik. 2000. №6. URL:http://www.inte
 Противоречия между Германией и Россией в рамках ОБСЕ (1990-е годы) | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2012. № 3 (19).

Противоречия между Германией и Россией в рамках ОБСЕ (1990-е годы) | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2012. № 3 (19).

Полнотекстовая версия