India and Central Asian States: cooperation in 1990-2000-s: Chinese view.pdf Рассматривая интересы Индии в ЦентральнойАзии, китайские исследователи отмечают, что ужедостаточно большой период времени они характе-ризуются «конкуренцией и сотрудничеством» [1.С. 12]. В целом же, анализировать сами отноше-ния можно с точки зрения пограничной проблема-тики, проблемы Тибета, нераспространения ядер-ного оружия, экономического и гуманитарногосотрудничества и т.д. И в каждом случае обнару-жится то или иное сочетание конкуренции и со-трудничества. Индию рассматривают как «боль-шое государство» (в основном исходя из контек-ста, аналогично использовано понятие «даго» дляобозначения «великой державы») [2. С. 376].При этом у сторон много общего. Вслед заусилением позиций на мировой арене интересы ивлияние государств росло. Китай и Индия - «под-нимающиеся державы», относящиеся к развиваю-щимся странам. И то, и другое государство реали-зует политику реформ (Индия немного позднее, с1990-х гг.), экономики обеих стран характеризуют-ся высокими темпами роста. При этом и Китай, иИндия недовольны местом в системе современныхмеждународных отношений. Стороны сотруднича-ют на высшем уровне - оба государства являютсячленами неформального объединения БРИКС (Бра-зилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка).Кроме того, в 2005 г. Индия получила статус на-блюдателя в региональной организации ШОС.При этом существенны и разногласия. Перваяи наиболее острая - проблема Северных террито-рий индийского штата Джамму и Кашмир, кото-рые находятся под контролем Пакистана. Китайтакже контролирует часть индийской террито-рии - Каракорумское шоссе - высокогорную до-рогу протяженностью около 1300 км, пересекаю-щую Каракорум через Хунджерабский перевал навысоте 4877 м. Часть шоссе в 494 км располагает-ся в границах КНР (СУАР). Оставшаяся частьпроходит по территории Пакистана. В случае во-енного конфликта с Индией автодорога имеетважное военное значение. Более 4000 км границыКитая - это границы с Пакистаном, Индией, Непа-лом и Бутаном. Одной из самых сложных границостается граница в Гималаях. Как отмечают неко-торые аналитики, в 2010 г. к границе с Индией вГималаях Китай проложил несколько автодорог, атакже провел военные учения [3]. Кроме того, вНинся-Хуэйском автономном районе создана точ-ная копия границы с Индией в масштабе 1:200. ВЦентральной Азии протяженность границы с Ин-дией у Китая составляет около 200 км.Китай достаточно давно выстроил региональ-ные приоритеты в Южной Азии. Для него такимприоритетом является сотрудничество с Пакиста-ном. Страны являются конкурентами за влияниена регион Юго-Восточной Азии. И Китай, и Ин-дия подписали с Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) соглашения о созданиизон свободной торговли. При этом на некоторыхнаправлениях сотрудничества Индия имеет боль-ше возможностей - сказывается отсутствие терри-ториальных претензий к странам АСЕАН. Посте-пенно меняется и стратегическое положение Ин-дии, так же как и Китай, она наращивает военно-стратегический потенциал. Продолжаются закуп-ки вооружений (а значит, и контакты между воен-ными ведомствами) - в России, Великобритании,Франции, Израиле. Создание ядерного оружия(ЯО) и средств его доставки, а также подготовка ксозданию системы поражения ракет [4. С. 61], ко-нечно же, вызывают серьезную обеспокоенность иновые витки гонки вооружений в Китае и Паки-стане. В целом, отношения двух стран можно оха-рактеризовать как сотрудничество и конкуренциюпри наличии блока нерешенных проблем в «трехАзиях»: Южной, Юго-Восточной и Центральной [1.С. 13]. К блоку традиционных угроз в последнеевремя добавились также и угрозы нетрадиционные.В индийской дипломатии современная Цен-тральная Азия привлекла внимание не только сточки зрения исторической и культурной общно-сти, но с точки зрения экономики и безопасности.Регион также был «особым местом борьбы с тер-роризмом» и объявлялся «жизненно важным дляИндии» [1. С. 17]. Страны региона подвергались иподвергаются воздействию со стороны фундамен-талистских элементов с территории Пакистана,что представляло опасность для региона в целом, атакже отдельно для Индии. Таким образом, инте-ресы Индии и государств Центральной Азии всфере безопасности совпадают. В «Ежегодном от-чете Министерства обороны Индии за 2002-2003 гг.» отмечается, что стратегическое положе-ние, размер территории, торговые интересы ибезопасная окружающая среда Индии «охватыва-ют регион, географические границы которого: назападе - Персидский залив, на востоке - Малак-кский пролив, на севере - государства Централь-ной Азии, на юге - экватор» [5]. Таким образом,страны Центральной Азии входят в сферу интере-сов Индии и рассматриваются в качестве «страте-гического пограничья» [1. С. 17].Непосредственно после распада СССР Индиядемонстрировала интерес к региону, в 1992 г. бы-ли установлены дипломатические связи, а такжеподписан ряд документов в различных областяхсотрудничества, затем внимание ослабло. У ин-дийской дипломатии было несколько основныхзадач: 1) избавиться от «стратегического окруже-ния» со стороны Пакистана. В целом, отношения сЦентральной Азией рассматривались через призмуиндо-пакистанского конфликта и проблемы Каш-мира. В эту же задачу входило обеспечение безо-пасности в регионах, прилегающих к территорииИндии, в частности Центральной Азии; 2) разви-вать сотрудничество со странами региона в проти-водействии терроризму и экстремизму, защитенациональных интересов, обеспечении региональ-ной безопасности и поддержании стабильности. Кнепосредственной угрозе относилась деятельностьразличных экстремистских и террористическихгруппировок на соседних территориях. В частно-сти, к такой угрозе, безусловно, относилось дви-жение Талибан; 3) принять участие в разработкересурсов Центральной Азии.Следует отметить тот факт, что с самого нача-ла сотрудничества стороны имели совпадающиеили сходные позиции по большинству вопросоврегиональной и глобальной безопасности. Руково-дители новых независимых государств (Узбеки-стана, Туркменистана, Кыргызстана, Кыргызста-на) уже в 1991-1992 гг. с визитами посещали Ин-дию. Также к этому периоду относится подписа-ние базовых договоренностей. Соглашения совсеми странами Центральной Азии были много-плановыми, это были декларации об основныхпринципах и направлениях межгосударственныхотношений; протоколы об установлении диплома-тических отношений; соглашения о сотрудничест-ве в области торгово-экономических отношений,науки и технологий, культуры, искусства, образо-вания, средств массовой информации и спорта ит.д. [6].В 1993 г. начинают функционировать межпра-вительственные комиссии по торгово-эконо-мическому и научно-техническому сотрудничест-ву (наиболее активной следует считать Межпра-вительственную комиссию, созданную Индией иУзбекистаном, с 1993 по 2011 г. в рамках ее дея-тельности состоялось девять заседаний), создают-ся «общества дружбы» Индии и государств Цен-тральной Азии. В 1993-1995 гг. регион с визитомпосетил премьер-министр Индии Н. Рао (Казах-стан, Кыргызстан). С этого же года индийскоеправительство начинает выделять государствамкредиты и помощь. Например, 5 млн долл. в1995 г. Индия выделила правительству Кыргыз-стана на покупку оборудования, аналогичный кре-дит для создания совместных предприятий былвыделен Таджикистану. В 1996 г. появились со-глашения о техническом сотрудничестве. В декаб-ре 1996 г. с визитом в Индии находился президентРеспублики Казахстан Н. Назарбаев. Были подпи-саны соглашения по инвестициям, меморандум овзаимопонимании. В 1997 г. состоялся визит вИндию президента Туркменистана С. Ниязова.Несмотря на достаточно большой объем со-глашений этого периода, развитие экономическихсвязей сдерживала проблема бедности. При этомчасть индийских компаний все равно выходила нарынки государств Центральной Азии, обратногопроцесса не наблюдалось [7. С. 73]. Традицион-ными товарами, которые поставляла индийскаясторона, стали: чай, текстиль, продовольственныетовары, продукция фармацевтической промыш-ленности. В Туркменистане индийская компанияоткрыла фармацевтическое предприятие, вложе-ния в проект составили около 2,5 млн долл. Приэтом доля Индии в общем объеме региональныхинвестиций и в совокупном товарообороте быланезначительна - менее 1% [8].Одно из направлений, которое было предло-жено индийской дипломатией в регионе, - так на-зываемая «Инициатива Нового Шелкового пути».В целом, идея создания транспортного коридорадля объединения рынков Центральной Азии былане только собственно индийской. Кроме того,только она позволяла внерегиональным державамобеспечить выходы по суше на другие регионы.Индийская дипломатия должна была обеспечитьусловия для выхода на Центральную Азию эконо-мических субъектов, а экономическая составляю-щая сотрудничества постепенно выходила на пер-вый план. Для реализации инициативы предпола-галось активное железнодорожное строительство.Несомненным успехом стало подписание в февра-ле 1997 г. трехстороннего соглашения между Ира-ном, Индией и Туркменистаном о международномтранспорте и транзите (автодорожном и железно-дорожном). В целом, этот проект стал одним из не-многих действующих. Кроме того, Индия начинаетактивно интересоваться и другими проектами в ре-гионе. Так, во время визита в 1999 г. министра ино-странных дел Д. Сингха по странам региона былопредложено создание рабочей группы по энергети-ке. Он же сформулировал общие подходы к разви-тию отношений с государствами ЦентральнойАзии. Продолжались и визиты лидеров республик вИндию: в апреле 1999 г. с официальным визитомИндию посетил президент КР А. Акаев. В апреле2000 г. в Индию прибыл глава Министерства ино-странных дел Туркменистана, состоялись перего-воры о возможностях поставок газа.К началу 2000-х гг. оказалось, что активностьИндии в регионе недостаточна. Незначительныбыли и масштабы кредитов для стран региона -они составляли символическую сумму около80 млн долл. В 2000 г. индийское правительстворешило ежегодно предлагать для реализации одинкрупный региональный проект (Так, например, в2007-2010 гг. только в экономику Узбекистанабыло направлено 33,5 млн долл. инвестиций почетырем проектам. Еще два проекта на сумму143,7 млн долл. реализуются и в настоящее вре-мя). Кроме того, реализацией программ сотрудни-чества со странами региона начал заниматься Ин-дийский Совет по культурным связям (ICCR). НаЦентральную Азию было распространено дейст-вие программы при правительстве Индии «Индий-ское техническое и экономическое сотрудничест-во» (ITEC).Контакты развивались в различных сферах -Индия и Узбекистан в 2000 г. подписали «Согла-шение об экстрадиции преступников» и «Конвен-цию о судебной помощи». Аналогичные соглаше-ния с Таджикистаном появились по итогам визитав мае 2001 г. Э. Рахмонова в Индию. Кроме того,было открыто воздушное сообщение Душанбе -Дели, подписан документ по торговле и экономи-ческому сотрудничеству. В феврале 2002 г. прези-дент Казахстана Н. Назарбаев посетил Нью-Дели,были проведены переговоры с индийской сторо-ной, в том числе и об освоении нефтяных место-рождений на территории республики. После собы-тий 11 сентября 2001 г. и начала военной опера-ции союзников в Афганистане Индия частичнопересмотрела внешнюю политику в регионе. Так,основные политические задачи сохранились, ак-цент был сделан на сотрудничество в сфере безо-пасности. В апреле 2002 г. глава Министерстваобороны Индии посетил Таджикистан, стороныподписали очень важное двустороннее соглаше-ние. Согласно договоренностям Индия получалавозможность создания собственной военной базыв Фархоре. Деятельность индийских военных восновном заключалась в оказании техническойпомощи, переподготовке таджикских вооружен-ных сил, а также проведении совместных учений.Важным было не только само создание такой ба-зы, но и ее территориальная близость к Индии, атакже близость к территории Пакистана (напом-ним, что от Пакистана Таджикистан отделяеттолько часть афганской территории - Ваханскийкоридор). Однако неожиданно для индийскогоправительства против этого выступила Россия. Витоге, три страны (Индия, Россия, Таджикистан)согласились совместно использовать базу при не-сомненном суверенитете Таджикистана.В 2002-2003 гг. происходило дальнейшее раз-витие отношений, дважды с рабочим визитом (в2002 и 2003 гг.) Индию посещал А. Акаев, прошливизиты Р. Мантри в Таджикистан и Узбекистан (вапреле 2002 и феврале 2003 г.). Диалог проходил врамках проблем безопасности и экономическогосотрудничества (в том числе и энергетического).По итогам февральского (2002 г.) визита Н. Назар-баева в Индию была подписана казахстанско-индийская «Совместная декларация». В мае 2002 г.состоялся визит премьер-министра Индии А. Вад-жпаи в Казахстан. На переговорах с казахстанскойстороной обсуждались возможности инвестирова-ния в энергетическую отрасль Казахстана. Боль-шую активность проявляла Индийская государст-венная нефтегазовая компания [9]. Индийскиефирмы получили 15% акций в проекте Алибекмолаи 10% - Курмангазы. В июне 2002 г. Индия и Узбе-кистан подписали «Меморандум взаимопонима-ния», также обсуждались проблемы экономиче-ского сотрудничества. В июле этого же года пре-мьер Индии принял участие в работе Первого сам-мита Совещания по взаимодействию и мерам дове-рия в Азии (СВМДА). Так как развитие ситуациипозволяло надеяться на мирное и достаточно бы-строе урегулирование в Афганистане, в этот периодбыл озвучен «Трубопроводный проект века: Турк-менистан - Афганистан - Пакистан». Однако вдальнейшем он оказался неосуществимым.Сотрудничество по проблематике безопасно-сти развивается параллельно с экономическим со-трудничеством. В январе 2003 г. состоялся визитминистра иностранных дел Индии в Таджикистан.Были подписаны соглашения о совместной рабо-чей группе по контртеррористическим операциям,а также о создании совместных предприятий. Вавгусте 2003 г. прошли совместные учения Индиии Таджикистана. Работа по этой же линии про-должалась и с Узбекистаном. На развитие сотруд-ничества между оборонными ведомствами двухстран было направлено и подписанное межправи-тельственное соглашение с Казахстаном о проти-водействии терроризму. В ноябре 2003 г. состоя-лись встречи официальных лиц Индии с руково-дством Таджикистана. Представляли стороныА. Ваджпаи и Э. Рахмон. Итогом работы стала се-рия соглашений, в частности «Совместная декла-рация о дружбе и сотрудничестве», соглашения обэкстрадиции, о туризме.Также Индия лоббирует присоединение госу-дарств к блоку стран Движения Неприсоединения.Его членами уже стали Узбекистан и Туркмени-стан, а Казахстан и Киргизия получили статус на-блюдателей. Кроме того, индийская сторона на-чинает проявлять интерес к деятельности ШОС.На саммите в Астане 2005 г. Индия стала наблю-дателем в этой организации (вместе с Пакиста-ном). В 2003-2005 гг. с четырьмя государствамирегиона (кроме Туркменистана) были подписаныдоговоренности о противодействии терроризму.Особое место уделялось сотрудничеству с Таджи-кистаном [10]. Более активная позиция позволилаИндии даже конкурировать в некоторых проектахс Китаем, например в покупке компании «Петро-Казахстан». Заметным явлением стало и увеличе-ние темпов потребления нефти и газа в Индии -около 4-5% ежегодно [11]. В связи с тем, что око-ло 70% нефти и газа импортировалось из неста-бильного региона Персидского залива, страна на-чала поиски новых партнеров. Однако главнойпроблемой на данном пути стало отсутствиетранспортных коммуникаций, прежде всего тру-бопроводов.Особенно активно развивалось сотрудничест-во с Таджикистаном, Узбекистаном и Туркмени-станом. В апреле 2005 г. Индию с официальнымвизитом посетил президент Республики Узбеки-стан И. Каримов. В ходе встреч на высшем уровнеобсуждались различные вопросы, в том числе ин-фраструктурные (скорейшая реализация проектастроительства Международного трансафганскоготранспортного коридора), а также энергетическиепроекты на территории Узбекистана. Также былоподписано «Соглашение о сотрудничестве в сферемалого бизнеса и частного предпринимательства».Ответный визит премьер-министра ИндииМ. Сингха состоялся в апреле 2006 г. Были подпи-саны соглашения о торгово-экономическом со-трудничестве, защите и стимулировании инвести-ций, избегании двойного налогообложения. Крометого, состоялся обмен мнениями по широкомукругу международных и региональных проблем.Прошло заседание Межгосударственной комиссиипо торговому, экономическому, научному и тех-ническому сотрудничеству.В августе 2006 г. состоялся государственныйвизит Президента Республики ТаджикистанЭ. Рахмона в Индию. По итогам переговоров навысшем уровне появилась «Совместная деклара-ция о дружбе и сотрудничестве», соглашение осотрудничестве в сфере энергетики, а также в об-ласти науки и техники. Индийская сторона выра-зила заинтересованность в реконструкции таджик-ской ГЭС «Варзоб-1».Развивались контакты и в рамках рабочейгруппы по противодействию терроризму. В октяб-ре 2006 г. в Ашхабаде состоялось первое заседа-ние индийско-узбекской совместной группы поэнергетике, а также Межправительственной ко-миссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Второе заседаниепрошло в январе 2008 г. Индийское правительствовыделило кредиты Туркменистану (5-10 млндолл.) [12] и Таджикистану (всего около 2 млн.долл. кредитами и товарами) [13]. В 2009 г. такжебыло несколько обращений со стороны Таджики-стана за гуманитарной помощью. В связи с земле-трясением в Ошской области Индия выделила по-страдавшим в Кыргызстане 100 тыс. долл.В апреле 2008 г. с визитом в Таджикистане иКазахстане побывала индийская парламентскаяделегация во главе с С.Ш. Хуссейном. В ходевстреч и переговоров на саммите ШОС в Душанбеприсутствовал министр нефти и газа Индии. Всентябре 2009 г. состоялся визит президентаП. Д. Патил в Таджикистан. В этот же период про-шли политические консультации на уровне замес-тителей министров в Бишкеке. В июне 2010 г. Уз-бекистан с визитом посетил министр иностранныхдел Индии С.М. Кришну, который принял участиев Саммите ШОС в Ташкенте.В мае 2011 г. прошло очередное заседание Уз-бекско-индийской межправительственной комис-сии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Стороны отмечалирост товарооборота двух стран, чему способство-вало установление режима наибольшего благо-приятствования во взаимной торговле. Следующеезаседание состоялось в мае 2011 г. [14]. Индия вы-сказывала заинтересованность в разработке запа-сов газа, в частности в Каракалпакстане. Была оз-вучена идея строительства нового транспортногокоридора (системы трубопроводов) через Туркме-нистан, Иран. Также сообщалось, что к проектумогут подключиться Катар и Оман [14]. При под-держке Ирана и России по-прежнему существова-ли возможности развития транспортного коридора«Север-Юг». Индийские компании занялисьстроительством автодороги Заранж - Делорам -Чарбахар (по соглашению с Узбекистаном). В це-лом, следует отметить увеличение товарооборотаИндии с государствами региона, хотя он по-прежнему остается на очень низком уровне. Так,товарооборот с Казахстаном составлял около195 млн долл. (на 2007 г.) [6], с Узбекистаном -150 млн [15] (2010 г.), с Кыргызстаном - 4,6 млндолл. (2008 г.) и 9,7 млн долл. (2010 г.) [16].Индия не является ведущим «игроком» в ре-гионе Центральной Азии, однако все активнееформирует условия для этого. Активизация поли-тического диалога связана с усилением внешнихвоздействий (экстремизм, терроризм), затем начи-нается выход на уровень торгово-экономическогосотрудничества. При этом главной стратегическойзадачей для Индии остается обеспечение транс-портного доступа к региону. Индийская диплома-тия использует очень гибкую тактику сотрудниче-ства, частично ее можно соотнести с понятием«мягкая сила», при этом не оказывая давления настраны для принятия того или иного решения.Акцент сделан на развитие проектного со-трудничества, в настоящее время транспортныйдоступ к региону рассматривается через террито-рию Ирана и Туркменистана (с последним сталолегче договариваться из-за корректировки внеш-неполитического курса республики). Для Индиисуществует возможность увеличения роли в Цен-тральной Азии в средне- и долгосрочной перспек-тиве. Кроме того, она является фактором для под-держания равновесия и интересов КНР, РФ иСША [17]. Причем это характерно не только длярегиона. Проводимая внешнеполитическая страте-гия уже сейчас является стратегией «великой дер-жавы» [4. С. 62], что реализуется при помощи ак-тивной дипломатии. Установлено стратегическоепартнерство с Россией, расширяются связи сСША, Японией, ЕС. Активно развивается торгово-экономическое сотрудничество с Китаем.Расширение целей и задач в регионе происхо-дило с начала 2000-х [18]. Кроме того, «вхождениев регион» отвечало основной цели - обеспечениюбезопасности. Индия уже принимает участие вШОС (пока в статусе наблюдателя), а также неод-нократно заявляла о том, что готова присоеди-ниться к Региональной антитеррористическойструктуре (РАТС) ШОС. Сотрудничество с госу-дарствами Центральной Азии в этот периодстроилось на принципах «долгосрочного соседст-ва». Важной составляющей является и энергетиче-ское сотрудничество, которое также является про-ектным. Активная внешняя политика в регионесама по себе являлась вызовом для Китая. Особуюобеспокоенность Пекина вызвала идея создания вТаджикистане индийской военной базы в непо-средственной близости от китайского Синьцзяна.Настороженность Пекина вызывают и совместныевоенные учения. Также вызовом являлось расши-рение сотрудничества Индии с государствамиЦентральной Азии в сферах противодействия тер-роризму, энергетике, военной области. Во всехэтих областях Китай «застолбил» первенство, раз-вивая сотрудничество в рамках ШОС. Продолжа-ется и конкуренция за ресурсы. Причем теперь этоне только энергетические ресурсы (нефть и газ),но и полезные ископаемые (драгоценные и редко-земельные металлы). Усиление конкуренции под-талкивает Китай и к новым региональным ини-циативам, а также к сотрудничеству в областях,которые могут лишь в отдаленном будущем при-нести выгоду.Как отмечают китайские исследователи ВанШанда и Фэн Цзихуа, Индия ведет «стратегиче-скую игру, которая направлена в будущее» [4.С. 62]. В настоящее же время ее потенциал в ре-гионе, в том числе «потенциал участия», пока не-сравним с «первой тройкой» региональных игро-ков (США, Россия, КНР). Кроме того, у Индии нетобщей границы с Центральной Азией.И Индия, и государства Центральной Азиипризнают, что существующие объемы торговли неотражают потенциальных возможностей сторон[19]. Государства Центральной Азии сами предла-гают варианты сотрудничества, кроме того, реали-зуются и проекты индийской стороны. В рамкахпроводимой практически всеми государствамиЦентральной Азии «многовекторной диплома-тии», отношения с Индией «являются одним изприоритетных направлений внешней политики»[19]. Для развития торгово-экономических связейиспользуются следующие возможности: 1) созда-ние совместных предприятий (например, только вУзбекистане зарегистрировано 62 СП с индийскимкапиталом) [15]; 2) развитие системы авиасообще-ния (например, с 2001 по 2006 г. национальныйоператор «Таджик Эйр» осуществлял рейсы изДушанбе в Дели); 3) расширение инвестиционногосотрудничества, совершенствование системы кре-дитования; 4) расширение системы грантов (Сис-тема грантов может быть различной. Например, в2003 г. индийское правительство выделило грантдля создания мини-гидроэнергостанции в Кыргыз-стане); 5) развитие системы совместных рабочихгрупп (так, например, создана «Индийско-таджикская техническая мастерская» в Таджик-ском государственном техническом университете(2006 г.), «Кыргызско-индийский центр информа-ционных технологий» в Бишкеке (2007). Рабочиегруппы могут функционировать как отдельно, таки в рамках совместной комиссии более высокогоуровня (в марте 2010 г. прошла пятая сессия Индо-Кыргызской межпарламентской комиссии по тор-говому, экономическому и технологическому со-трудничеству); 6) выход частных индийских ком-паний на свободные рынки (например, в Таджики-стане это разработка месторождений газа («Мар-вис» (Marvis. Ltd.)), строительство ТЭЦ («Валпро»(Valpro)), а также фармацевтическая («АджантаФарма» (Ajanta Pharma)), горнодобывающая про-мышленность («Абхиджит» (Abhijit), «Сома Эн-терпрайсис» (Soma Enterprises)) и т.д.); 7) откры-тие культурных центров и центров дружбы (1990-2000-е гг.). В рамках данного направления рас-сматривается также и проведение совместных вы-ставок-ярмарок (например, Выставки индийскихтоваров (Душанбе, 2003 г.), Индийско-таджикскийбизнес-форум (2009 г.), Казахстанско-индийскаятуристическая ярмарка (с 2006 г. - ежегодно). Навыставках подписываются и различные контракты;8) развитие научно-технического сотрудничества(например, в апреле 2006 г. в Ташкенте открыт Уз-бекско-индийский центр информационных техно-логий, в январе 2011 г. в Дели прошло первое засе-дание Узбекско-индийской совместной рабочейгруппы по информационным технологиям).Расширение торгово-экономического сотруд-ничества происходит и за счет увеличения товар-ной номенклатуры экспорта и импорта. В основ-ном экспорт в Центральную Азию представленфармацевтической продукцией, органической хи-мией, оборудованием, пищевыми продуктами(чай), текстилем, электротехникой, оптическимиприборами и т.д. Импорт - это металл, кожа, шку-ры, органическая и неорганическая химия. При-оритеты в экономической сфере будут и в даль-нейшем расставлены следующим образом: малыйбизнес и частное предпринимательство, нефтега-зовая сфера, горнодобывающая промышленность,геология и геологоразведка, машиностроение, тек-стильная промышленность, сельское хозяйство,фармацевтика, а также новые технологии. На дос-таточно высоком уровне находится и развитие до-говорно-правовой базы сотрудничества со страна-ми региона. Однако она различна, а кое-где недос-таточна. Так, по количеству подписанных с Инди-ей межгосударственных, межправительственных имежведомственных договоров и соглашений ли-дирует Узбекистан (73), меньше всего соглаше-ний - с Кыргызстаном (31).Китай, причисляя себя к «первой тройке» уча-стников «новой большой игры» в ЦентральнойАзии (Даго юси), отмечает, что в перспективе Ин-дия может составить ему конкуренцию. В каких-то сферах она проявляется уже сейчас. Факторомнестабильности отношений по-прежнему являетсяграница КНР с Индией, которая составляет почти3500 км. Китай продолжает оккупировать около38 тыс. км2 индийской территории, в основном врегионе Аксай Чин, а также предъявляет террито-риальные претензии еще на 90 тыс. км2 в Восточ-ном секторе. Кроме того, часть оккупированнойПакистаном территории (5180 км2) была переданаКитаю в 1963 г. [5. P. 7]. КНР развивает с регио-ном многостороннее сотрудничество, Индия такжехотела бы выйти на этот уровень, однако покапредпочитает двусторонние отношения. Опаснымдля Китая представляется и возможное сотрудни-чество Индии и США в регионе.Индия в случае с Центральной Азией опериру-ет понятием «близлежащий регион» (extendedneighbour) [20] и рассматривает себя в качествесоседа, хотя не имеет с ним общей границы. Сточки зрения географии это также имеет смысл,так как Центральную Азию и Кашмир разделяетвсего около 20 км. Кроме того, достаточно об-ширна практика взаимодействий в предшествую-щие исторические периоды, культурные связи ме-жду народами. Существенно и то влияние, кото-рое оказала индийская культура на регион. С точ-ки зрения истории часть современной Централь-ной Азии, Афганистан и северная часть Индиисоставляли один регион. У индийских исследова-телей в целом одно видение важности Централь-ной Азии и интересов в регионе. Кратко их можноописать формулой: «безопасность, ресурсы и гео-политика». Наибольшее развитие на сегодняшниймомент времени получили контакты по проблема-тике безопасности. И Индию, и ЦентральнуюАзию волнует проблема Кашмира, индо-паки-станские отношения, афганская проблема, религи-озный экстремизм и терроризм. Также в Индиисчитают, что безопасность Центральной Азииочень тесно связана с безопасностью Индии и ока-зывает не нее прямое влияние.Объем сотрудничества Индии со странамиЦентральной Азии будет и далее увеличиваться,так как ВВП Индии продолжает расти, демонст-рируя с 1990-х гг. цифру около 6% в год. Цифрыразнятся для 1990-х (3,7%), для начала 2000-х(5,5%) и для конца 2000-х (в среднем около 9%).[21]. Кроме того, растет доля Индии в мировойэкономике, а также ее влияние. По прогнозам, кконцу 2010 г. ВВП Индии должен был достичьуровня в 1 трлн долл., однако фактически превы-сил эту цифру, достигнув отметки в 1,3 трлн долл.,что соответствовало десятому месту в мире [22].
Чжан Гуйхун. Цзинчжэн юй хэцзо: дицюй шицзяосядэ Чжун-Ин гуаньси (Конкуренция и сотрудничество: регион с точки зрения китайско-индийских отношений) // Дандай Я Тай (Современный АТР). 2006. №12.
Чжао Хуашэн. Чжунгодэ ЧжунъЯ вай цзяо (Китайская дипломатия в Центральной Азии). Пекин: Шиши чубаньшэ, 2008.
Китай готовится к ведению боевых действий в Гималаях // Информационное агентство «News-2». http://news2.ru/ story/277194/ 03.10.2010
Ван Шанда, Фэн Цзихуа. 9.11 чжихоу Инду цзай ЧжунъЯ дэ гоцзя лии чжуйцю (Поиск интересов Индии в Центральной Азии после событий 11 сентября 2001 года) // Гоцзи чжэнчжи яньцзю (Исследования мировой политики). 2004. № 1.
Ministry of Defense of India. Annual Report 2002-2003.
Сотрудничество Республики Казахстан с Республикой Индия // Министерство иностранных дел Республики Казахстан. - http://portal.mfa.kz/ portal/page/portal/mfa/ru/ content/ policy/cooperation/asia_africa/17 21.05.2011
Сюй Хуэй, Ян Шу. ЧжунъЯ юй Индудэ даго чжаньлюэ (Стратегия «великой державы»: Индия и Центральная Азия) // Элосы ЧжунъЯ Дуноу яньцзю (Исследования России, Центральной Азии и Восточной Европы), 2004, №4.
Интересы Индии в Центральной Азии // Новая политика (Интернет-журнал), 22.10.2004. http://www.novopol.ru/- interesyi-indii-v-tsentralnoy-azii-text721.html 14.09.2011.
Согласно данным «Глобал Форбс» на 2007 год компания занимала 198-е место в рейтинге крупнейших нефтегазовых компаний мира. - Special Report - India. - The Global 2000. http://www.forbes.com/lists/2008/18/biz_2000global08_The-Global - 2000-India_10Rank.htm
Каукенов А.С. Интересы Китая и Индии в Центральной Азии // Время Востока, 29.12.2008. http://www. easttime.ru/analitic/3/8/548.html
Alibekov I. India set to Expand Presence in Central Asia // Eurasianet.org. ttp://www.eurasianet.org/ departments/ business/ articles/eav120303.shtml 02.12.2003
Обзор отношений между Индией и Туркменистаном // Посольство Индии в Туркменистане. http://www. indian embassy-tm.org/bilateral_r.html 12.02.2011.
Двусторонние отношения // Посольство Индии. Душанбе. http://www.indianembassy.tj/ru/policy/policy.php?id=24 23.05.2011
Президент Узбекистана И.Каримов отправляется в Индию обсуждать энергетику и Афганистан // Информационное агентство «Фергана.news». - 13.05.2011. http://www. fergananews.com/news.php?id=16728&mode=snews
Узбекистан - Индия: новые перспективы взаимовыгодного партнерства на современном этапе // Пресс-служба президента Республики Узбекистан. http://www.pressservice. uz/ru/news/show/press/uzbekistan__indiya_novyie_perspe ktivyi_v/# 14.04.2011.
Президенту Розе Отунбаевой вручена верительная грамота Послом Индии в Кыргызстане г-ном Пхунчок Сто- бданом // Президент Кыргызской Республики. http://www. president.kg/ru/posts/4d6cf5517d5d2e720d000675 23.05.2011
Парамонов В. Геополитика и Центральная Азия // Электронный журнал «Полемика», вып. 5. http://www. irex.ru/ press/pub/polemika/05/par 14.09.2011.
India stepping up diplomacy in Central Asia// WorldNet- Daily, 12.08.2002. http://www.wnd. com/? pageId=14862.
Сотрудничество Республики Таджикистан с Республикой Индия // Министерство иностранных дел Республики Таджикистан. http://www.mfa.tj/index. php?node=article&id = 317 21.03.2011
Katyal K.K. India's South Asian neighborhood // South Asian Journal, August-September 2003, №1. http://www. southasianmedia. net/Magazine/Journal/sa_neighbourhood.htm
India Country Overview September 2010 // World Bank in India. http://www.worldbank.org.in/ WBSITE/ EXTERNAL/ C0UNTRIES/S0UTHASIAEXT/INDIAEXTN/0,,contentM DK:20195738~pagePK:141137~piPK:141127~theSitePK:295584, 00.html 11.04.2011
2010 нянь шицзе гэго GDP паймин (цзуйсинь) (Государства по объему ВВП в мире на 2010 год (последние данные)) // Электронная энциклопедия «Байду» (Сто градусов). http://tieba.baidu.com/f?kz=709356934 11.04.2011.