Пароходы Ижевских заводов | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2012. № 3 (19).

Пароходы Ижевских заводов

Показано, что на Ижевских заводах занимались проблемами судостроения и судоремонта. При этом здесь было потроено как минимум два парохода. Обоснована гипотеза о том, что причинами организации непрофильного производства в Ижевске могло стать как желание получить изделия со специфическими свойствами, которые удовлетворяли бы потребностям заказчика, так и невысокое качество пароходов, производимых на близлежащем специализированном Воткинском заводе.

The steamers of Izhevsk's plants.pdf К началу XX в. Ижевские оружейный и стале-делательный заводы образуют один из ведущихроссийских арсеналов: здесь в массовом количест-ве производят знаменитую винтовку-трёхлинейкуМосина - Нагана обр. 1891 г. в трёх модификаци-ях, выпускают широкую номенклатуру специаль-ных оружейных сталей. Однако узкая специализа-ция имела и оборотную сторону - многое, без чегобыло невозможно производство, в частноститранспортные средства, предприятие приобреталои ремонтировало на стороне. В частности, усло-виями выпуска винтовок являлось широкое при-менение древесины для ложевых частей, а такжедров для отопления котлов многочисленных паро-вых машин. Коренной лес в округе завода был вы-рублен столетием ранее, железной дороги не бы-ло, и все лесоматериалы приходилось подвозить задесятки вёрст с лесосек в верховьях Ижевскогопруда, а для этого заводу требовалось иметь свойсобственный «флот». Деревянные оружейные бол-ванки и дрова доставлялись на плотах, которыенеобходимо было буксировать практически навсем протяжении Ижевского пруда. Кроме того,самоходные плавсредства требовались для пере-возки рабочих из городских районов, отделённыхот производственной площадки двухвёрстной ши-риной пруда.В то же время расположенный от Ижевска впятидесяти километрах поселок Воткинский заводк этому времени становится известен образован-ному россиянину не только как родина компози-тора П.И. Чайковского, а своим казённым маши-ностроительным заводом, который имеет и литей-ное, и механическое производство. Предприятиене только делает относительно простые в произ-водстве плуги и бороны, но и выпускает в боль-ших количествах такие сложные в техническомотношении изделия, как артиллерийские снаряды,мосты, паровозы и пароходы. Такая диверсифика-ция производств была обычной для многих заво-дов, но строительство речных и даже морских су-дов в «сухопутном» городе, который не стоит да-же на судоходной реке, парадоксально лишь напервый взгляд - сплав судов производился в ве-сеннее половодье по речкам Вотке, Сиве и далеепо Каме [1].Организация судостроения в столь сложныхусловиях ставила Воткинск изначально в конку-рентно невыгодные условия, по сравнению с по-добными заводами в Кунгуре, Перми, Сормове ит.д. И, как удалось установить авторам, производ-ство судов здесь было планово-убыточным. Рас-ширение производства в Томск и в поселок Кокуй(на Амуре) кардинально проблему не решило, по-скольку там предполагалась лишь окончательнаясборка вдали от основной площадки, и воткинскиепароходы по-прежнему отличались чрезмерно вы-сокой стоимостью.Традиционно считается, что «менее чем за 80лет на Воткинском заводе было построено более400 судов различного класса - пассажирские,нефтеналивные морские шхуны, буксирные и т.д.»[2. С. 51]. Однако есть все основания усомниться вэтой цифре. Судя по регистровым спискам судов,наиболее интенсивное судостроение началосьлишь в конце XIX в., а до этой даты в продукциизавода преобладала менее «интеллектуально ем-кая» продукция - баржи, понтоны и т. п. В связи сэтим, вероятнее всего, цифра 400 - это сумма всехплавсредств, построенных на заводе. Но как бы тони было, любая оценка будет лишь приблизитель-ной и крайне субъективной до тех пор, пока небудет составлен подробный каталог воткинскогосудостроения [1].Малая степень достоверности в оценке итоговсудостроения на Воткинском заводе наложиласвой отпечаток и на историю пароходства ижев-ских заводов. Например, до настоящего временибыло общепризнано, что пароходная навигация наИжевском пруду началась в 1892 г. Об этом заяв-ляют официальные сайты города Ижевска, МУП«Ижевская пристань» и др. Вероятно, корни этогоутверждения следует искать в публикациях ижев-ского краеведа Е.Ф. Шумилова: «Много раньшепаровозов до Ижа добрались пароходы. Клепалиих по соседству, на Воткинском заводе, еще с1847 года. В 1892 году "чебаки" [жители Воткин-ска] выдали "рябинникам" [жителям Ижевска]юркий пароходик "Иж", очевидно, первый в ижев-ской флотилии. На рубеже веков этих трудяг бы-ло уже несколько» [3. С. 105]. Что интересно, всвоих последующих работах Шумилов уже нестоль категоричен: «Известен, например, дати-руемый 1892 годом воткинский чертеж пароходадля Ижевского завода под названием "Иж". Этонебольшой (около 12 м в длину) колесный пароходс одной каютой впереди» [4. С. 23].Тезис о начале навигации в 1892 г. повторяет-ся и в популярной книге А.В. Новикова [5] (кото-рую, кстати, используют для преподавания курсакраеведения в школах Ижевска): «Воткинцы со-общили, что очередь [на поставку парохода дляИжевского завода] подойдет весной 1892 года», апоскольку далее идет рассказ о транспортировкеупомянутого парохода на Ижевский пруд, то чита-тель может сделать вывод, что именно в этом годуего туда и доставили.Не добавляет ясности и анализ численного со-става первых ижевских пароходов. Так, упомяну-тая работа Шумилова после указания на строи-тельство парохода «Иж» сообщает: «Через десятьлет (получается, в 1902 г.) воткинцы изготовилидля ижевцев другой пароход под таким же назва-нием (его именовали "Ижонок"). Существовалтакже заводской пароход "Шрапнель" (с 1920 г."Свобода")» [4. С. 23]. А Новиков, лишь добавляянеразберихи, сообщает: «По прошествии некото-рого времени (с момента доставки парохода"Иж"), увидев на Ижевском пруду паровой буксирс названием «Граната»... жители по достоинст-ву оценили плавающего по воде «железного коня»,помогающего исполнять нечеловечески тяжелыйтруд. Второй пароход - "Шрапнель" - долгие го-ды совершал по три рейса...» [5]. Информация опароходах «Шрапнель» и «Граната» повторяетсяижевским краеведом С.Н. Селивановским: «Паро-ходы назывались "Шрапнель" и "Граната", послереволюции им дали новые имена: "Красный сплав-щик" и "Свобода". Один сплавлял от Воложки лес,другой возил пассажиров» [6]. Таким образом, изсуммы всех публикаций получается, что на Ижев-ском пруду будто бы имелось одновременно сразучетыре заводских парохода «Иж», «Ижонок»,«Шрапнель» и «Граната».К сожалению, приходится констатировать, чтоввёдённые в широкий оборот краеведами сведенияо начале навигации на Ижевском пруду в 1892 г. иналичии там четырех пароходов опубликованы бездолжных ссылок на источники и являются проти-воречивыми. Таким образом, задача выясненияобщего количества ижевских пароходов и рекон-струкция основных моментов их истории продол-жает оставаться актуальной.Изучение документов из фондов Ижевских иВоткинского заводов позволяет внести достаточ-ную ясность. Проведённый нами анализ построеч-ной документации Воткинского завода выявилналичие чертежей лишь на два парохода: «Иж» и«Шрапнель». Именно эти два судна упоминаютсяи в массиве производственной документации посудостроительному производству [7]. Изучениедокументации по Ижевским заводам также пока-зало, что к началу ХХ столетия на балансе заводовчислилось лишь два парохода. Это подтверждает-ся ведомостями на проведение ремонта, докумен-тами на осуществление перевозок и т. д., напри-мер, за 1906 г. [8]:«Подвозку дров из Волыжского и Колтомин-ского складов к мастерским заводов и в запас всклад на заводском дворе в течение навигации1907 г. по примеру прежних лет предполагаетсяпроизводить на казенных баржах пароходами"Иж" и "Шрапнель"» [8. 1906. 7 нояб. № 783].«Смотритель наземных зданий рапортом от7 марта за № 170 просит произвести окраску«Шрапнели» по образцу производимой окраски на"Иже"» [8. 1906. 10 марта. № 205].«Хозяйственный комитет, осмотрев их [ижев-ские пароходы], нашел необходимым произвестиремонт: "Шрапнель" - для производства пароходнеобходимо выморозить.1. Очистить днище и окрасить снаружи ивнутри.2. Отремонтировать спасательные круги.3. Проконопатить нижнюю палубу и починитьпрогнившие места.4. Устроить вентиляцию помещения машины.5. Исправить на корме решетку, брус, выров-нять угольники на нем.6. Исправить планширь, [всего 9 пунктов,сверх того еще 5 пунктов]."Иж":1. Для производства работ необходимо вымо-розить и окрасить как снаружи, так и внутри.2. Обменять бушкер на носовой части.3. Исправить на палубе поручни и решетку.Исправить кожуховые доски и помятые стенкив каюте, [всего 10 пунктов]» [8. 1906. 7 нояб.№ 783].Как видно из приведенного перечня работ, вы-явленные дефекты в основном носят эксплуатаци-онный характер, они типичны для судов, находя-щихся в навигации. И, как видно из приведенногодокумента, остальные пароходы (если бы они натот момент и имелись) подобных дефектов неимели, следовательно, в эксплуатации не были.Немаловажными являются и использованныенами устные источники. Так один из авторов этихстрок, будучи ребенком, слышал от старших ин-формацию лишь о двух колесных пароходах напруду. Отмеченный выше факт смены наименова-ний лишь двух пароходов («Свобода» и «Красныйсплавщик»), а не четырех также косвенно это до-казывает [9. С. 125].Информацию о том, что по Ижевскому прудуходили именно два парохода, подтвердил нам входе личной беседы, состоявшейся в 2010 г. [10],старейший работник МУП «Ижевская пристань»В. К. Луняшин. По его воспоминаниям, в 1956 г.корпус стоявшего в отстое бывшего парохода«Иж» решили использовать как нефтебазу, но по-сле закачки нефти разошлись клепаные швы, икорпус затонул в районе нынешней пристани № 3.В дальнейшем при прокладке дороги вокругТЭЦ-1 ее насыпь была выполнена по затонувшемукорпусу «Ижа». Что касается бывшей «Шрапне-ли», она в 1970-х гг. была переоборудована в пон-тон и долгое время стояла у лодочной станции«Ижсталь», числясь на балансе школы № 26. Окорпусах каких-либо других пароходов В.К. Лу-няшин не знает.Кроме того, устные источники подтвердили,что «Ижонок» являлся всего лишь неофициаль-ным прозвищем парохода «Иж», который назы-вался так жителями из-за его малых размеров. По-ка остается без ответа вопрос о пароходе «Грана-та». По крайней мере, документальных подтвер-ждений его существования на пруду авторам най-ти не удалось. В связи с этим можно выдвинутьследующую гипотезу. Имеется практически пол-ная синонимичность слов «Шрапнель» и «Грана-та» в русском языке начала ХХ в. Существовалдаже термин «граната-шрапнель», современнымязыком - бризантный боеприпас. Так что вполневероятно, что «Граната» является жаргонной про-изводной той же «Шрапнели». Итак, пароходы«Иж» и «Шрапнель» приобретались на Воткин-ском заводе. Но история их ввода в эксплуатациюсложилась столь неудачно, что руководству Ижза-водов пришлось подумать о самостоятельной по-стройке судов для производственных нужд.Так, спустя несколько лет после доставки«Шрапнели» на Ижевский пруд в «Журнале засе-даний хозяйственного комитета» записано: «По-скольку "Шрапнель" до сих пор не принята отВоткинского завода, хозяйственный комитет по-становил произвести необходимые работы с выче-том их из сумм уплат Воткинскому заводу». И да-лее идет список работ из шести пунктов [8.Д. 4020]. Из дальнейшей переписки видно, чтоработы по устранению недоделок ижевчанам при-шлось выполнить своими силами. Мало того, впостановлении от 16 декабря 1906 г. написано:«И.Д. [исполняющий должность] начальника[ижевских] заводов полк[овник] Савостьянов по-становил выдать наряд на изготовление новых[гребных] колес парохода «Иж» ремонтным мас-терским» [8].Очевидно, что заказ этих пароходов потребо-вал от Ижевских заводов в большей или меньшейстепени ознакомиться с технологией судострое-ния. Немаловажную роль в этом могла сыгратьтрудоемкость транспортировки пароходов с Ка-мы на акваторию Ижевского пруда. Вероятно,знакомство это получилось настолько всесторон-ним, что руководство решилось на постройкусобственных пароходов. Но, вероятно, опыт по-стройки судов чем-то не удовлетворил руково-дство, и оно все-таки решилось на покупку паро-ходов на Воткинском заводе. К сожалению, пря-мого подтверждения этой гипотезы в документа-ции Ижевских заводов мы пока не обнаружили,но её усиливают как минимум два важных об-стоятельства.Первое. Воткинцы передали ижевцам ком-плект разработанных в 1892 г. построечных чер-тежей, что подтверждается подписью в угловомштампе: «Чертеж машинного фундамента дляпарохода Ижевский завод» [7. Д. 382 от 31 июля1892 г.], «Чертеж общего расположения труб напароход в Ижевский завод» [7. Д. 539, от 12 авгу-ста 1892 г.] и др.Второе. Дополнительным доказательствомвступают речные регистры. На прилагаемом ри-сунке приведен фрагмент соответствующих стра-ниц регистра за 1906 и 1915 г., доказывающих, чтоинформация, содержащаяся в каждом из отдель-ных регистров, - не опечатка [11, 12].Как видно, под номером регистра 3412, в соб-ственности купца Бодалева, а потом купца Панова,числится пароход «Ижевск», построенный наИжевских заводах в 1898 г. Безусловно, одна этаНазвание Класс Водоизмеще-ние, тРазмерения (длина,ширина, осадка), мМашины Спущенна воду«Ижевск» Буксирный баркас ? 19,3 х 3,35 х 0,80 1 х 20 н.л.с. 1898«Мария» Буксирный баркас ? 10,7 х 2,14 х 0,90 1 х 12 н.л.с. 1902«Иж» Грузо-пассажирскийбуксирный пароход? 16,8 х 2,90 х 0,61 1 х 20 н.л.с. 1902«Шрапнель» Грузо-пассажирскийпароход64,9 30,5 х 4,88 х 0,61 1 х 20 н.л.с. 1904запись может объясняться банальной накладкой: в1898 г. Ижевский завод мог продать Бодалеву па-роход, ранее построенный для Ижевского завода,но так и не доставленный по ряду причин на аква-торию Ижевского пруда. Но это возражение невыдерживает критики, поскольку в регистре1912 г. имеются сведения о постройке в 1902 г. наИжевских заводах еще одного парохода - «Ма-рия» (на 1912 г. числится в собственностиФ.Г. Шадрина, порт приписки - Пермь, номер порегистру 1912) [13].Данные речных регистров позволяют соста-вить сводную таблицу характеристик пароходов,которые принадлежали Ижевскому заводу:Таким образом, можно сделать вывод, чтоблизкое знакомство с продукцией Воткинскогозавода могло служить катализатором для органи-зации собственного судоремонта и судостроения вИжевске.Выводы1. Заводские нужды обслуживали пароходы«Иж» и «Шрапнель», которые перемещали грузыи пассажиров по Ижевскому пруду с 1902 г.2. Заказ в 1892 г. парохода для Ижевскогопруда дал возможность заводским специалистамознакомиться с устройством и конструкцией со-временных речных судов, а впоследствии и орга-низовать судостроение.3. Низкое качество произведенных воткинскихпароходов могло послужить предпосылкой к ор-ганизации судоремонта и судостроения на Ижев-ских заводах.4. Ижевские заводы построили как минимумдва парохода - «Ижевск» и «Мария». Таким обра-зом, общее число пароходов, которые можно на-зывать «ижевскими», действительно составило4 единицы.

Ключевые слова

Ижевский завод, водный транспорт, пароходное сообщение, история, Ижевский пруд, Izhevsk plants, water transport, shipping traffic, history, Izhevsk lake

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Лапшин Роман ВитальевичЗАО «Запорожский автомобилестроительный завод», Украина, г. Запорожьезаместитель председателя Союза молодежиNico02@mail.ru
Митюков Николай ВитальевичИжевский государственный технический университетдоктор технических наук, доцентпрофессор кафедры «Тепловые двигатели и установки»Nico02@mail.ru
Порцева Людмила ПавловнаИжевский торгово-экономический техникумкандидат исторических наук, доцент, зам. директора по научно-методической работеNico02@mail.ru
Коробейников Алексей Владимировичкапитан в отставкепенсионерNico02@mail.ru
Всего: 4

Ссылки

Митюков Н.В., Порцева Л.П. О необходимости создания каталога воткинского судостроения // Вестник Томского государственного университета. Сер. История. 2012. № 1 (17). C. 62-63.
Воткинский завод - вчера, сегодня, завтра. 1759-2009, 250 лет. Воткинск, 2009. 200 с.
Шумилов Е.Ф. Город на Иже. 2-е изд., доп. и перераб. Ижевск, 1998. 400 с.
Шумилов Е. Ф. История Ижевского пруда и его плотины // Ижевский пруд. Ижевск, 2002. С. 9-35.
У истоков Воткинского судостроения // Новиков А.В. Золотой ларец. Ижевск, 1998. С. 13-32.
Селивановский С.Н. Краткая история Ижевска // Блог Сергея Селивановского. 6.9.2011. URL: http://selivanovskiy.ru.
Центральный государственный архив Удмуртской Республики. Ф 212. Оп. 7к.
Центральный государственный архив Удмуртской Республики. Ф. 4. Оп. 1. Т. 2.
Митюков Н.В., Коробейников А.В. Из опыта ижевских дайверов: подводная археология, экология, мониторинг водоемов. Ижевск, 2009. 136 с.
Митюков Н.В., Лапшин Р.В. Удмуртские названия в морском и речном флоте России. Ижевск, 2010. 96 с.
Список речных паровых судов Европейской России по переписи 1906 г. СПб., 1908. Вып. V.
Русский регистр. Список судов на 1 января 1915 г. Пгр., 1915.
Список речных паровых судов Европейской России по переписи 1912 г. СПб., 1914. Вып. VI.
 Пароходы Ижевских заводов | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2012. № 3 (19).

Пароходы Ижевских заводов | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2012. № 3 (19).

Полнотекстовая версия