Анализируется процесс формирования строительной индустрии на севере Тюменской области в начальный период промышленного освоения открытой в 1960-е гг. крупнейшей в стране нефтегазовой провинции. Анализируется деятельность государственных и хозяйственных органов по созданию здесь мощной материальной базы промышленного, гражданского и жилищного строительства.
Creation material fundament of construction industry on the north of West Siberian (second half of ХХ century).pdf Несмотря на открытие в начале 1960-х гг. крупных нефтяных и газовых месторождений, градостроительная перспектива севера ЗападноСибирского региона еще длительное время оставалась дискуссионной как в научных кругах, так и во властных структурах. Особенно остро обсуждались две диаметрально противоположные точки зрения расселения людей на нефтяной территории. Сторонники каждой из них стремились создать газовикам и нефтяникам наилучшие бытовые условия при экономном расходовании средств. Сторонники первой точки зрения, учитывая большую разбросанность производства, предлагали строить малые населенные пункты и располагать их ближе к месту работ. Многие специалисты высказывались против строительства на севере городов и поселков для проживания всех категорий трудящихся и предлагали бурение, строительство и эксплуатацию нефтяных и газовых месторождений, а также сопутствующей им инфраструктуры осуществлять «вахтовым», или «вахтово-экспеди-ционным» методом. Капитальность зданий рекомендовалось ими выбирать в зависимости от продолжительности эксплуатации топливных промыслов. Наиболее последовательные защитники такой модели расселения предлагали даже создавать передвижные поселки [1. Д. 73. Л. 7]. Основными аргументами в пользу поселков, рассредоточенных по месторождениям, выдвигались максимальное приближение жилья к месту работы, возможность в кратчайший срок обеспечить им трудящихся и то обстоятельство, что эксплуатация нефтяных месторождений - «дело временное». Оно будет охватывать, по их мнению, период в 2550 лет, и поэтому строить капитальные благоустроенные города, рассчитанные на более длительный срок эксплуатации, нецелесообразно. Главный смысл этой точки зрения состоял в том, чтобы не строить полноценных городов, а ограничиться строительством вахтовых поселков и аэродромов, где все работы выполнялись бы силами прилетающих с «большой земли» специалистов. Строительство временных поселков снимает, по их мнению, и другую острую проблему обеспечения занятости населения по мере сокращения кадров в основных отраслях нефтедобычи. Ученые называли такой подход к освоению «внешним вариантом». Другая группа специалистов предлагала иной принцип освоения новой нефтегазовой территории и другую схему расселения людей. Они подсчитали, что только 30% из общего числа занятых в нефтегазодобыче и ее обслуживании совершают постоянные поездки от места жительства к местам применения своего труда. В основном это буровики, эксплуатационщики и некоторая часть строителей. Около 20% трудящихся совершают эти поездки эпизодически. Основная же масса рабочих и служащих (50%) заняты на местах, расположенных в зоне функциональности городского транспорта и пешеходной доступности. Считалось, что быстрое увеличение работающих непосредственно в нефтедобыче будет наблюдаться в первое десятилетие эксплуатации месторождений. А затем последует их сокращение и переливание в другие отрасли производства [2. С. 7]. Поэтому они полагали, что все эксплуатационщики должны жить в благоустроенных городах (поселках) со всей необходимой инфраструктурой и обслуживать определенную группу месторождений. Такие базовые города севера Тюменской области должны стать опорными центрами внутрирегиональной вахты, позволяющей решать многие схожие проблемы групповой системы расселения по схеме «базовый город - вахта». По их мнению, важен был и другой, морально-политический фактор. Люди, прибывающие в эти районы с суровыми климатическими условиями, должны были чувствовать, что они приехали сюда работать надолго, может быть, навсегда. Они должны быть уверены, что найдут здесь такое же бытовое обустройство и такую же заботу о себе, как и в местах, откуда они приехали. Исключительное значение поэтому приобретало формирование в новых городах социально-бытовой инфраструктуры. Эта модель расселения получила название «внутренний вариант» Дискуссия продолжалась на протяжении длительного времени. В ходе ее свое мнение высказали такие авторитетные ученые, как академики Н.Н. Некрасов, А.А. Трофимчук, Р.З. Сагдеев, А.Г. Аганбегян, доктора наук Ф.Г. Гурари, Г.С. Мигидеско, Н.Н. Ростовцев и другие. В Тюмени были проведены три научно-практические конференции, посвященные актуальным вопросам промышленного и социального освоения севера Западной Сибири, на которых вопрос о вахтовом методе являлся одним из самых злободневных. Ряд специалистов продолжали отстаивать «внешнюю модель» расселения, категорически отрицали необходимость строительства полноценных городов и предлагали ограничиться вахтовыми поселками и аэродромами, все работы выполнять силами прилетающих с «большой земли» специалистов, заменяющих друг друга с периодичностью в две-три-четыре недели. Хотя большинство ученых и практиков в ходе дискуссии высказались в пользу «внутреннего расселения», т.е. крупномасштабного городского строительства на осваиваемой территории, длительное время определенного стратегического решения высшими хозяйственными руководителями не принимало^. Теоретическое обсуждение этого вопроса откладывало практическую реализацию проблемы расселения трудящихся формирующегося ЗападноСибирского нефтегазового комплекса. Во многих случаях размещение людей в населенных пунктах решалось волевым порядком, без достаточных технико-экономических обоснований, порой исходя из конъюнктурных соображений. По мнению исследователя С. В. Литвинова, в истории градостроительного проектирования на севере Западной Сибири до 1968 г. следует период «возникновения», а затем «становления» [3. С. 8]. Применяя к Сургуту этот алгоритм, можно утверждать, что здесь первый период продлился до 1970 г., когда был утвержден Генеральный план застройки города. Отличие второго от перового этапа заключается в повышении степени управляемости этим процессом, когда появились схемы и проекты районных планировок. До этого же такая планируемая управляемость в значительной степени являлась номинальной, поскольку реализация градостроительных планов оставалась за ведомствами. Оперативные решения зачастую учитывали только текущие обстоятельства, что усложняло задачи на следующих этапах проектирования, вводило новые условия в процесс его дальнейшего научного поиска. О масштабах строительства нового города велись бурные дискуссии. В ходе полемики предпринимались попытки обосновать оптимальное количество его населения. Расхождения были очень большими и колебались от 200 до 700 тысяч человек. Инженер Реутский из «Сибгипротранса» еще в 1962 г. прислал в Сургутский райком КПСС письмо, где настоятельно предлагал ставить вопрос о создании самостоятельной Сургутской области. И это при наличии только 50 тыс.населения по всей Средней Оби [4. С. 65]. Трудности генерального проектирования Сургута состояли в том, что в начале 1960-х гг. после. открытия месторождений в Мегионе и Усть-Балыке, когда возникла необходимость проектирования городов и поселков, окончательные контуры нефтегазоносности в Среднем Приобье не были очерчены. Разница в прогнозах специалистов относительно перспектив добычи нефти и газа Среднем Приобье была колоссальной. Одни цифры от других отличались в 30 раз [5. С. 188]. К этому следует добавить, что не последовало и ожидавшегося в 1962 г. перераспределения средств на развитие Среднего Приобья. В борьбе за финансовые потоки столкнулись тогда интересы ведомственных и региональных группировок бюрократии Средне-Уральского совнархоза и правительства Казахстана, добивавшихся канализации «нефтяных» рублей в металлургическую промышленность, совнархозовских деятелей Волго-Уральского района, боровшихся за ассигнование новых прогнозируемых месторождений, а также влиятельных руководителей союзных республик, организовавших поиск «своей» нефти на заведомо бесперспективных месторождениях Закавказья и Прибалтики [3. С. 45]. Летом 1962 г. в Сургутское Приобье прибыла авторитетная комиссия Госплана СССР. Она должна была на месте изучить проблемы развития народнохозяйственного комплекса Западной Сибири в связи с намечавшимся строительством Нижне-Обской ГЭС. В ходе него сотням поселков и деревень вплоть до самого Полярного круга суждено было уйти под воду. Лишь в январе 1963 г. идея строительства гидроэлектростанции была отложена. Однако, по свидетельству Б.Е. Щербины, являвшегося в те годы первым секретарем Тюменского обкома КПСС, «масштабы, темпы, география добычи нефти и газа оставались неопределенными на всем протяжении 1960-х гг." [6. С. 34]. Тем не менее в эти годы общая тенденция к стремительному увеличению числа открываемых месторождений нефти и газа поражала воображение современников. В середине 1960-х гг. после открытия Самотлорского, Варьеганского и ряда других крупнейших нефтяных месторождений старый научный спор сторонников и противников академика Губкина о наличии углеводородного сырья в Западной Сибири нашел свое окончательное разрешение. Возрастали и масштабы их прогнозируемых запасов. ХХШ съезд КПСС, состоявшийся в 1966 г., поставил задачу довести здесь добычу нефти к 1970 г. до 345-355 млн т, ежегодно обеспечивая ее прирост свыше 20 млн т [7. С. 131]. На этой основе руководство государства сделало вывод о возможности создания в Западной Сибири нового крупнейшего в стране нефтегазодобывающего региона, назвав Сургут в качестве главной опорной базы его развития [8. С. 20]. Решающее значение для его форсированного строительства имело совместное постановлении ЦК КПСС и Совета Министров «О мерах по ускоренному развитию нефтедобывающей промышленности в Западной Сибири» от 11 сентября 1969 г., где прямо указывалось на то, что строительство жилых домов, объектов коммунального и культурно-бытового назначения вести на основе сосредоточения его во вновь создаваемых крупнейших городах с обеспечением максимального благоустройства их, в контексте с промышленным строительством [9. C. 131]. А.И. Прищепа В ходе планирования размещения базовых городов первоочередные пункты расселения определялись следующим образом: Сургут - для освоения Западно-Сибирской группы месторождений; Нижневартовск - для добычи промышленной нефти Самотлора и Мегиона; Урай - для Шаимской группы месторождений; Игрим и Бе-резов - для группы Березовских месторождений; Надым, Пангоды, Уренгой, Новый Порт, Каменный Мыс, Салехард, Лабытнанги - для газовых месторождений Ямала и Карского моря [10. С. 155-156]. Основной трудностью градостроения в районах севера Западной Сибири являлось абсолютное отсутствие строительной базы. Не было даже своего песка, щебня и гравия. В целях создания здесь базы строительной индустрии был создан специальный главк с чрезвычайными полномочиями - «Главтюменнефтегазстрой». Его руководителем по инициативе министра газовой промышленности А. В. Кортунова был назначен опытный организатор строительного производства А. В. Барсуков. В свое время он под личным контролем Сталина в качестве управляющего трестом «Особстрой» руководил строительством знаменитых высотных домов в Москве [4. С. 182]. Позже А. В. Барсуков вспоминал: «Я в Тюмени прожил около 7 лет. Когда оттуда уходил, это было в семидесятом году, то оставил там двенадцать трестов, тридцать пять тысяч человек. Хозяйство огромное. Тюмень есть Тюмень. Ох, какая это была работа! Страшно просто. Здесь при мне четыре города создано. Я ими занимался. Сургут, Урай, Нижневартовск, Надым» [11. С. 75]. В 1970 г. в «Главтюменнефтегазстрое» насчитывалось 4 тыс. человек руководящего управленческого состава, включающего всю структуру специалистов - от мастеров и счетоводов до начальника главка. Это был кадровый костяк, на который можно было положиться. Но, чтобы отфильтровать эти 4 тыс. человек, А.С. Барсукову пришлось пропустить через главк 18000 человек. 14000 человек не потянули: ушли сами или были уволены [2. С. 79]. Начальник «Главтюменнеф-тегазстроя» А.В. Барсуков на первом этапе строительства делал акцент на ввозе материалов и строительных конструкций из центральных районов страны. В этих целях на реках Сибири, в городах Новосибирске, Томске, Омске, Тюмени, Тобольске, Лабытнанги сооружались базы материального снабжения с подъездными железнодорожными путями, причальными сооружениями и автотранспортными участками. Участие в поставках северу Западной Сибири материалов и комплектующих деталей строительства и оборудования принимали все области и отрасли народного хозяйства страны. Работая на уровне Совмина, Госплана и Госснаба, А.С. Барсуков замыкал на себя всю экономическую политику региона. ЦК КПСС активно поддерживал его инициативы. Прозорливая снабженческо-транспортная политика А.С. Барсукова позволила «Главтюменнефтегазст-рою» ежегодно перевыполнять план и наращивать объемы строительно-монтажных работ. Одновременно совместно с главным инженером главка Ю.П. Баталиным он прилагал максимум усилий для создания строительного потенциала на местах в целях ускоренного строительства молодых городов: Урая, Сургута, Нефтеюганска, Нижневартовска, Надыма. В 1968 г. была проведена первая научно-практическая конференция, посвященная вопросам перспектив развития производительных сил Тюменской области, на основе решений которой была сформирована четкая программа строительства предприятий, производящих строительные материалы и конструкции [12]. Создание материальной базы строительства на севере Западной Сибири В конце 1960-х - начале 1970-х гг. были введены в строй в Сургуте завод крупного домостроения, завод железобетонных изделий, керамзитовый завод и завод товарного бетона, в Тюмени - завод по ремонту машин и механизмов, завод блочно-комплектных устройств и металлоконструкций, завод крупнопанельного домостроения, цех по изготовлению стеклопрофилита и мозаичной плитки, завод крупнопанельного домостроения, в поселке Харп - дробильно-сортировочная фабрика по производству щебня, в Богадинском -завод по производству керамического гравия, в Локосово и Советском - кирпичные заводы [1. Д. 27. Л. 38, 88]. Тем самым на севере Западной Сибири были заложены основы последовательно развивающейся строительной индустрии, благодаря которой здесь была реализована крупномасштабная программа градостроения. Первыми нефтяными городами в 1965 г. стали Сургут и Урай. В 1967 г. на карте страны появился город Нефтеюганск. В 1972 г. - Нижневартовск. В 1980 г. - Мегион. 1985 г. стал временем рождения Лангепаса, Радужного, Нягани и Когалыма. Затем городами стали Белоярский - в 1988 г., Пытьях и Лянтор - в 1990 г, Покачи и Юганск - в 1992 г. Советский - в 1996 г. [13. С. 138.] Всего же на севере Западной Сибири за время ее нефтегазового освоения был построен 21 город [14. С. 190].
Государственный архив общественно-политических организаций Тюменской области (ГАОПОТО). Ф. 124. Оп. 191.
Баталин Ю.П. От игр «в кубики» к суперблокам // Соратники. Тюмень, 2002.
Карпов В.П., Панарин С.М. О месте ЗападноСибирского региона в истории отечественной нефтегазовой промышленности // Социально-экономическое развитие Западно-Сибирского региона: история и современность. Тюмень, 1993.
Из воспоминаний В.А. Чирского // История и перспективы градостроительного освоения территории севера Западной Сибири. М.,2004.
Салманов Ф.К. Сибирь - судьба моя. М.,1988.
Карпов В.П., Гаврилова Н.Ю. Очерки истории становления нефтяной и газовой промышленности. Тюмень, 2002.
Материалы ХХ111 съезда КПСС. М., 1966.
Нечушкин А.Ф. Комментарии и воспоминания // Годы и люди. Сургутская ГРЭС-1. М.,1997.
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР. О мерах по ускоренному развитию нефтедобывающей промышленности в Западной Сибири. 11 сентября 1969 г. // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 10. М., 1972.
Практика строительства в Западносибирском нефтедобывающем регионе // История и перспективы градостроительного освоения территорий Севера. М.,2004.
Рычков В. Воспоминания // Соратники. Тюмень, 2002.
Вергасов Ф. «Сибирский дед» с орденом Двуречья.-Режим доступа: batalin/barsukov htm- заглавие с экрана.
Филипенко А.В. Ханты-Мансийский автономный округ // История и перспективы градостроительного освоения территории Севера. М., 2004.
Донгорян Ш.С. Взгляды на градострительство на севере Западной Сибири // История и перспективы градостроительного освоения территории Севера. М., 2002.