Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности Республики Корея | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2013. № 1 (21).

Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности Республики Корея

Среди неэкономических факторов, обеспечивающих реализацию внешнеэкономической стратегии и деятельности государства, одним из самых важных является правовой. В Республике Корея создана законодательная база, способствующая развитию внешнеэкономических связей, привлечению иностранных инвесторов, облегчающая международное сотрудничество в хозяйственной сфере. Одновременно законы защищают национальный рынок и национальных производителей посредством таможенного и налогового регулирования. Эти меры способствуют эффективности внешнеэкономической деятельности Республики Корея.

Legal regulation of internationalbusness of the Respublic of Korea.pdf Внешнеэкономическая деятельность Республики Корея (РК) регулируется Конституцией страны в качестве основного закона государства, а также рядом нормативно-правовых актов, в том числе: Законом о международной торговле (Foreign Trade Act), Законом о таможне (Customs Act), Законом о расследовании случаев недобросовестной международной торговли и введении защитных мер для предотвращения ущерба промышленности (Act on the Investigation of Unfair International Trade Practices and Remedy Against Injury to Industry). Регулированию внешнеэкономической деятельности РК посвящена 125-я статья Конституции РК, где внешняя торговля РК определена как стратегическая область экономики, контролируемая государством. Закон о международной торговле, принятый в 1986 г., состоит из 60 статей и регулирует общие вопросы международной торговой политики РК. Принятый в 1967 г. Закон о таможне состоит из 329 статей. Он регламентирует тарифные и нетарифные ограничения на ввоз и вывоз продукции. Состоящий из 42 статей Закон о расследовании случаев недобросовестной международной торговли и введении защитных мер для предотвращения ущерба промышленности был принят в 2001 г. Этот Закон регулирует введение корректирующих мер в отношении случаев недобросовестной торговли [1]. Еще около 50 различных законов и соответствующих подзаконных актов в той или иной мере регулируют отдельные аспекты внешнеторговой деятельности Республики Корея. В 2004 г. Национальным парламентом РК в экономической сфере был принят ряд законодательных актов, а именно: новый Закон о ценных бумагах и фьючерсах (Korea Securities and Futures Exchange Act); новая редакция Закона о госзакупках (Government Pro curement Act); поправки к Закону о частных инвестициях в инфраструктуру (Act on Private Investment in Infrastructure), Закону о приобретении земель для иностранцев (Foreigner's Land Acquisition Act), Закону о назначении и управлении Зонами свободной торговли (Act on Designation and Management of Free Trade Zones), Закону о ценных бумагах и биржах (Securities and Exchange Act), Закону о фьючерсной торговле (Futures Trading Act) и др. В республике не существует каких-либо серьезных ограничений внешнеэкономической деятельности, если только эта деятельность не подпадает под производство в целях национальной безопасности и обороны, а также под лицензии и ограничения в области международного экспортного контроля, которые применяются в РК на основании местного торгового законодательства. Данные ограничения и изъятия перечислены в ежегодно публикуемом Министерством иностранных дел и торговли Республики Корея «Публичном уведомлении об экспорте и импорте товаров стратегического назначения» [2]. Тарифное регулирование импорта охватывает 97 позиций. Что касается нетарифных барьеров, то они состоят в лицензировании импорта животных, мяса и продукции животного происхождения. Существует список стран-экспортеров. Ввоз вышеназванных видов товаров в Республику Корея из стран, не вошедших в этот список, в 2010 г. был запрещен [3]. Квотируется ввоз риса (одна из самых чувствительных позиций в торговле). В 2010 г. по инициативе Президента РК Ли Мен Бака была продолжена разработка комплекса протекционистских мер по защите национального рисового рынка и поддержке отечественного производителя с целью увеличения потребления данного вида сельскохозяйственной продукции и изделий из него. Поскольку в настоящее время наблюдается сокращение потребления риса в связи с возрастающим спросом на мучные изделия, планируется осуществление стимулирования спроса путем снижения цен на рис. Внешнеторговые операции по поставкам риса регулируются соответствующими межправительственными соглашениями, заключенными с США, Китаем, Таиландом и Австралией. В соответствии с «Положением о рисе», принятым Национальной Ассамблеей РК, Южная Корея должна к 2014 г. открыть рынок для 9 стран-экспортеров риса и увеличить импортную квоту до 7,96%. В рамках международного «Соглашения о минимальных квотах» (А Minimum Market Access Accord) к 2014 г. Республика Корея также увеличит объем импортируемого риса до 408700 т [3]. Введенные в стране специальные пошлины на алкогольную продукцию достаточно высоки. Например, налог на ввоз вина составляет 34,5%, виски, ликера, рома, текилы и водки - 86.4%, пива -93,6% [3]. Исключение составляет импорт винно-водочных изделий из стран, с которыми действуют Соглашения о свободной торговле (ССТ). Для этих государств введен льготный режим, предусмотренный соответствующими статьями ССТ. К примеру, в период с 2004 по 2009 г. таможенный тариф на чилийское вино был сокращен с 12,5 до 0%, а сбор на нужды образовательных учреждений - с 3,4 до 3%. В период с 2006 по 2010 г. тариф на сингапурское пиво снижен с 27,3 до 16,4%; в соответствии с двусторонними договоренностями к 2016 г. данный показатель составит 0%. К специальным защитным мерам относятся также антидемпинговые пошлины. Вопросы предоставления господдержки национальным производителям и экспортерам, а также вопросы защиты внутреннего рынка регламентируются в Республике Корея следующими законами и подзаконными актами: Законом о внешней торговле Республики Корея, Законом о расследовании случаев недобросовестной торговли и о мерах по предотвращению ущерба национальной промышленности, Законом об экспортном страховании, Законом о таможенных формальностях, соответствующими указами президента, ведомственными инструкциями и положениями по применению вышеперечисленных законов. В 1986 г. при Министерстве торговли, промышленности и энергетики Республики Корея была создана Корейская торговая комиссия, которая является головным органом, отвечающим за проведение расследований и принятие решений о нанесении ущерба национальной промышленности в результате импорта. В 1992 г. ей были переданы функции принятия петиций о фактах демпинга, а также право принятия решения об инициации антидемпинговых расследований. В 1996 г. ей были в полной мере переданы полномочия по проведению антидемпинговых расследований, ранее принадлежавшие Таможенной службе Республики Корея [3]. В соответствии с положениями Закона о таможенных формальностях, министр финансов и экономики РК может по результатам проведения соответствующих расследований принять решение о применении следующих таможенных тарифов: «компенсационных» тарифов для защиты национальных производителей от импорта продукции, производство которой дотировалось; «карательных» тарифов, применяемых в отношении импорта продукции из стран, ущемляющих торговые интересы РК, в пределах нанесенного ими ущерба; «экстренных» тарифов, применяемых в случае нанесения ущерба или угрозы его нанесения национальным производителям в результате резкого роста импорта конкретных продуктов (в настоящее время применяются в отношении чеснока тертого, чеснока мороженого и чеснока, обработанного в уксусной кислоте); «специальных экстренных» тарифов на продукцию сельского хозяйства, лесхоза и животноводства, применяемых для защиты национальных производителей данных видов продукции от ущерба вследствие значительного роста импорта данной продукции или значительного снижения импортных цен на данную продукцию; «квотированных» тарифов, применяемых для стимулирования импорта определенных наименований продукции в целях развития отраслей национальной промышленности, стабилизации внутренних цен и т.д., при которых в пределах установленной квоты импортируемая продукция облагается нулевой или пониженной таможенной ставкой, а в случае ее превышения применяется более высокая тарифная ставка. В настоящее время данные тарифы применяются в отношении 46 наименований импортируемой продукции. Из них 16 наименований продукции относится к высокотехнологичным компонентам, необходимым для развития передовых технологий; 23 являются сырьевыми товарами, потребляемыми импортзависимыми отраслями национальной промышленности; к 4 товарам квотированные тарифы применяются для обеспечения их сбалансированного импорта; еще 4 товара введено под их действие с целью оказания поддержки малому и среднему предпринимательству. В отношении еще 13 наименований импортируемой продукции данные тарифы могут быть введены в действие в случае получения соответствующей рекомендации уполномоченной правительством промышленной ассоциации; «сезонных» тарифов, применяемых для защиты национальных производителей от возможных сезонݑˑŠколебаний импортных цен на аналогичную или схожую с производимой ими продукцию (в настоящее время не задействованы) [3]. В 2009-2010 гг. Правительство страны продолжало достаточно активно проводить политику, направленную на поддержку своих товаропроизводителей и защиту внутреннего рынка. Внешняя торговля РК осуществлялась в соответствии с торговым режимом, установленным для государств-членов ВТО. В целях защиты интересов национальных производителей, особенно в случае превышения торговых квот, установленных ВТО, Южная Корея использовала защитные меры в виде различных барьеров и ограничений. Корейская торговая комиссия в 2008-2009 гг. провела антидемпинговые расследования в отношении 3 товаров из 4 стран (США, Китай, Малайзия, Таиланд). Были завершены расследования и введены соответствующие пошлины, в том числе против российских фирм Segezha Pulp&Paper, Kotlas Pulp&Paper и Baltic Plp&Paper в отношении российской крафт-бумаги. Министерство стратегии и финансов РК утвердило на указанный товар антидемпинговую пошлину в размере 10,79%, действовавшую до 2011 г. На 2011 г. Корейская торговая комиссия огласила проведение антидемпинговых расследований в отношении ввозимых на таможенную территорию РК проката из нержавеющей стали из Японии, Индии и Испании, хлорида холина, импортируемого из Китая, Индии, США и Канады, а также полиэстера, ввезенного из Китая, Малайзии и Тайваня. В указанный период продолжала действовать наложенная ранее антидемпинговая пошлина на нержавеющий прокат (5,11- 15,39%) из Японии, Индии и Испании, хлористый аммоний (22,19%) из США, Индии и Китая, диоксид титана (4,82-23,08%) из Китая, поливи-нилхлоридные пластины (27,91-29,70%) и промышленные роботы (4,51-10%) из Японии, поливиниловый спирт (до 33,39%) из США, Китая и Сингапура [3]. В стране существуют жесткие экологические нормы для импортируемых автомобилей. Предпринимаются меры по защите прав потребителей. В составе Министерства стратегии и финансов РК работает Совет по защите прав потребителей (Korea Consumer Protection Board - KCPB). Основными задачами КСРВ являются защита основных прав потребителей, стимулирование рационализации структуры потребительского рынка и содействие его всестороннему развитию. Одним из важных видов поддержки экспортеров является госкредитование части экспортных сделок (особенно связанных с поставками машин и оборудования), которое производится по линии Экспортно-импортного банка Республики Корея и Корпорации содействия малому и среднему бизнесу (кредиты предоставляются с оплатой в течение 8 лет, включая 3-летний льготный период под достаточно небольшой процент). Наиболее льготные условия по ссудам предоставляются в рамках госкредитования из средств Фонда экономического сотрудничества и развития, чья деятельность контролируется Министерством финансов и экономики (МФЭ). С первого июля 2002 г. все временные пределы (до 180 дней) для коммерческого кредитования импорта и экспорта, включая поставки от авансового платежа, с целью развития отечественного экспорта были окончательно отменены. Объем экспорта и импорта в РК не ограничен и включает также агентскую деятельность. Регистрации на участие во внешней торговле подлежат корпорации и компании с капиталом не менее 10 млн вон, а также частные лица, имеющие возможность удерживать ежедневное состояние расчетного счета 10 млн вон и более по крайней мере в течение месяца. Занятие внешнеторговой деятельностью в РК носит «декларативный» (заявительный) характер. Все товарные позиции, не перечисленные в официальном правительственном извещении, ограничивающем экспорт и импорт, считаются «автоматически одобренными» для проведения этих операций и требуют лишь получения разрешения от уполномоченного банка без всяких дополнительных разрешений или одобрений. Верхний предел операций по экспорту или импорту не лимитирован. Южнокорейское правительство, помимо мер преодоления кризиса внутри государства, предприняло шаги, направленные на активизацию международного сотрудничества с 20 странами с крупнейшими мировыми экономиками, а кроме того, объявило о том, что будет продолжать укреплять региональные связи, сосредоточенные вокруг Южной Кореи, Китая и Японии. Прежде всего, имелось в виду то, что Южная Корея продолжит распространение схемы двухсторонних валютных своп-операций на страны G-20, а в пределах АТР приложит усилия по скорейшей реализации планов в рамках «Инициативы Чианг Май» - соглашения, подписанного в Таиланде 4 мая 2008 г. министрами финансов 13 азиатских стран по созданию антикризисного валютного фонда, который в итоге должен был прийти на смену существующей схеме двусторонних валютных свопов, трансформировав ее в мощный механизм аккумуляции ресурсов [4]. Предполагалось, что объем фонда составит минимум 1 млрд в валютных запасах. До 80% взносов в фонд должны были осуществлять Япония, Китай и Южная Корея. Оставшиеся 20% вносимых средств брали на себя 10 стран - членов Ассоциации государств Юго-Восточной Азии. По оценке финансистов, все это мыслилось в качестве регионального эквивалента Международного валютного фонда, который создавался с целью минимизации зависимости азиатских стран от влияния МВФ [5. С. 26]. В РК создана мощная правовая база, направленная на поддержку и стимулирование иностранных инвестиций. Закон о содействии иностранным инвестициям, принятый 16 сентября 1998 г., упрощал регулирование и снимал порог запретов на инвестиции иностранцев и иностранных компаний и расширял налоговые стимулы для инвестирования [6]. Со дня вступления закона в силу внесено 56 поправок (последняя версия закона принята 4 июня 2010 г.) [7]. Закон «О содействии иностранным инвестициям» предусматривает классификацию иностранных инвестиций на виды, налоговые льготы, условия сдачи в аренду и продажи государственной и муниципальной собственности, возможность получения финансовой поддержки для определенных видов инвестиций, например, при создании новых иностранных производств на территории Республики Корея. С целью улучшения инвестиционного климата страны в 1994 г. в Республике Корея были созданы так называемые Зоны иностранных инвестиций (Foreign Investment Zones - FIZ). Согласно закону «О содействии иностранным инвестициям», в данных зонах компаниям, вносящим иностранный капитал и способствующим развитию промышленности и технологическому обмену, предоставлены особые условия для ведения бизнеса, например, налоговые льготы, снижение арендной платы, а в ряде случаев полное освобождение от данных видов платежей. В настоящее время на территории Республики Корея существует 12 зон иностранных инвестиций комплексного типа и 29 зон индивидуального типа. Помимо закона «О содействии иностранным инвестициям», в Республике Корея существует также ряд других нормативно-правовых актов, обеспечивающих правовую основу для инвестиционной деятельности нерезидентов на территории Республики Корея. Такими актами являются законы «Об операциях с иностранной валютой», «О коммерческой деятельности», «О приобретении земельной собственности иностранными гражданами», «О развитии промышленного сектора и учреждении производства», «О рынке капиталов и финансовой инвестиционной деятельности», «О монопольном регулировании и добросовестной торговле» и другие. Иностранные компании в Республике Корея также обязаны следовать государственным законам этой страны [7]. В Республике Корея предусмотрен ряд ограничений на иностранное участие в предприятиях, учреждаемых в стране. Банковский сектор, телевизионное и радиовещание, телекоммуникации, авиаперевозки, производство и передача электроэнергии, производство ядерного топлива, издание газет и журналов, рыбная ловля, оптовая торговля мясом, животноводство, выращивание некоторых видов зерновых культур закрыты для иностранного инвестора. Все иностранцы, желающие стать акционерами южнокорейской компании, обязаны получить разрешение Центрального банка или иного уполномоченного коммерческого банка Кореи. Разрешение выдается только на основании рассмотрения бизнес-плана и иных документов потенциальных акционеров. Всем зарегистрированным здесь предприятиям надлежит ежегодно подавать в налоговые органы отчет (заверенный штатным аудитором) о своей хозяйственной деятельности, который подлежит опубликованию в открытой прессе Южной Кореи. Таким образом, РК создан благоприятный инвестиционный климат, направленный на привлечение иностранных партнеров и капитала, обеспечивающийся поддержкой государства и законодательной базой. Одновременно страна предпринимает меры по защите национальной экономики, прослеживаются сильные протекционистские тенденции, особенно в таких отраслях, как сельское хозяйство, сфера услуг, автомобилестроение.

Ключевые слова

внешнеэкономическая деятельность, правовое регулирование экономики, international business, legal regulation of economy

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Ведяшкина Виктория АнатольевнаТомский государственный университетаспирантка кафедры мировой политики исторического факультетаameli_1103@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Информация о нормативно-правовой базе и мерах в области государственного регулирования внешнеэкономической деятельности Республики Корея. Портал внешнеэкономической информации Российской Федерации. [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.ved. gov.ru/ exportcountries/ pages/ ved_act/countries/246, свободный
Корея. Внешэкономсвязи, политика [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://polpred.com/?ns= 6&art= 5679& PHPSESSID=i7cu78l7mrfd5i884jho1ptn80, свободный
Регулирование импорта в РК. Портал внешнеэкономической информации Российской Федерации. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ved. gov.ru/ exportcountries/ pages/import_regul/countries/246#_ftnref1, свободный.
Страны Азии создали первый в регионе валютный фонд. Российский бизнес Форум. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ros.biz/b_news/530631257, свободный
Потапова Р. Возможно ли азиатское евро? // Азия и Африка сегодня. 2009. № 5.
Foreign Investment Promotion Act (Republic of Korea). By Ministry of Legislation. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://untreaty.un.org/cod/avl/pdf/ls/Shin_RelDocs.pdf, свободный.
Законодательство Республики Корея в сфере иностранных инвестиций. Портал внешнеэкономической информации Российской федерации. [Электронный ресурс] - Режим досту-па:http://www.ved.gov.ru/exportcountries/pages/foreign_invest_law/ countries/246, свободный.
 Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности Республики Корея | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2013. № 1 (21).

Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности Республики Корея | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2013. № 1 (21).

Полнотекстовая версия