Пазырыкский стиль символьной атрибутики Республики Алтай в контексте картины мира алтайцев | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2013. № 3 (23).

Пазырыкский стиль символьной атрибутики Республики Алтай в контексте картины мира алтайцев

Впервые раскрываются причины становления пазырыкских образов в качестве этнополитических символов Республики Алтай на примере герба региона и родовой тамги сёоков. Показано, как посредством символьных атрибутов, выполненных в канонах «звериного» стиля, властвующая элита вписывает регион в мировое сообщество. На уровне межэтнических коммуникаций выявлены черты восприятия пазырыкского декора как символа алтайцев, в среде которых ритуальное соблюдение границы между земным и подземным мирами выступает важным маркером наряду со знанием родного языка.

Pazyryk style of character attributes of the Altai republic in the context of the Altaians world view.pdf Пазырыкская археологическая культура, названная по одному из курганов Горного Алтая (VI-IV вв. до н.э.), стала широко известна в середине прошлого века. Ее скифо-сибирский звериный стиль, называемый также «пазырыкским», характеризуется особой манерой изображения животных: копытных, хищников и птиц. Их образы, переданные в движении, рисуют не только сцены борьбы, которые можно увидеть на находках из пазырыкских курганов - войлочных коврах, кожаных сосудах, седлах, сбруе, одежде, татуировках погребенных. Этот древний «звериный» стиль, созданный 2,5 тыс. лет назад, стал популярным в конце прошлого века при создании бренда региона и приобрел вторую жизнь в работах художников-оформителей и народных умельцев, изготавливающих сувениры. Пазырыкские образы украшают стилизованный алтайский костюм, сценические наряды эпических героев и одеяния воинов из курганов, реставрированные местными модельерами и демонстрируемые на празднике Эл Ойын и других мероприятиях общереспубликанского значения. Символы археологического прошлого связывают древнее и современное сообщество. В массовом сознании сложился образ Горного Алтая как уникального места с неповторимой пазырыкской культурой. Неслучайно пазырыкские образы становятся не только декором, но и этнополитическим символом региона. Одним из последствий возрождения родовой структуры алтайцев в 1990-х гг. явилась разработка целой системы маркеров сёока-рода - родовой горы, священных животных или птиц, тамги. Тамга, как знак родовой собственности, традиционно используемый для клеймения скота, особенно лошадей, стала трактоваться как оберег сёока-рода. Символы, представляющие родовую структуру, и новый знак Ага зайсана (Старшего родового главы) выполнены в пазы-рыкском стиле и демонстрируются на возрожденных родовых собраниях, праздниках Эл ойын и Чага байрам (алтайского нового года) [1. С. 596]. Другим ярким примером служит пазырыкский образ грифона на гербе Республики Алтай, принятом в 1993 г. Многочисленные изображения мифической птицы-зверя - грифона Кан-Кереде, имеющего голову и крылья орла, а туловище льва, были обнаружены при археологических раскопках па-зырыкских курганов. Этот образ древнего прошлого до сих пор имеет разные толкования. В наши дни преображается облик города Горно-Алтайска - столицы республики. Под влиянием скифо-сибирского звериного стиля оформлен фасад Национального театра драмы им. П.В. Кучия-ка. Его четырехгранный конус крыши стилизован под алтайское жилище айыл, фасад оформлен «кедровыми» панно. На нем изображен 12-летний цикл календаря как один из ключевых атрибутов традиционной культуры алтайцев. Каждое из 12 животных, давших название году цикла: мышь, корова, барс, заяц, дракон, змея, лошадь, овца, обезьяна, курица, собака, свинья - представлено в пазырыкском стиле. Для него характерен набор канонических поз животных: изображения свернувшегося кошачьего хищника, копытных животных, стоящих на кончиках копыт. Образ каждого животного заключен в круг - голова, хвост и конечности сомкнуты в единое целое. В канонических образах пазырыкского стиля передано двоякое состояние, с одной стороны, движение, экспрессия, а с другой - гармония и уравновешенность. На фасаде Национального музея им. А. В. Анохина изображен типичный представитель древнего прошлого - «небесный» олень с откинутыми на спину ветвистыми рогами и подогнутыми ногами. Проблема использования пазырыкских образов в этнокультурном и этнополитическом развитии региона требует сбора сведений и осмысления. В этнографических исследованиях постсоветского периода рассматриваются этнонациональ-ные символы-маркеры в связи с проблемами конструирования и мобилизации этничности. В них поднимается проблема символьного оформления этничности на основе этносоциальных процессов в регионе. В таких работах отчетливо проявляется конструктивистская концепция «этнического возрождения», объясняющая, как «символьная элита республики с успехом выполняет свою задачу по распространению и систематизации этнонацио-нальных символов и мифов» [2. Т. 2. С. 148; 3. Т. 16. С. 450-451]. Отмечая важную роль интеллектуальной этнической элиты в формировании иерархии идентичностей (этнической, гражданской, региональной), исследователи признают воздействие внешних факторов (политических, экономических, социальных) на самосознание местного населения [4. Т. 5. С. 104-106]. При этом предложенный опыт исследования нуждается в отдельном освещении. Одна из причин создания символьной атрибутики Республики Алтай связана со стремлением политической элиты вписать свой регион в мировое сообщество, в котором пазырыкский стиль считается презентабельным. Изображение знаков в пазырыкском «зверином» стиле привлекательно в декоративном смысле, а в этническом воспринимается как «алтайское», как символ коренного этноса, сформировавшегося в этом регионе - Горном Алтае. На уровне внутри- и межэтнических коммуникаций между алтайцами и русскими создается востребованный язык символических практик. По последним данным, алтайцев насчитывается около 73 тыс., что составляет 35 % от всего населения республики (208,5 тыс. чел.), а русских - 55 % [5]. Символьные атрибуты, выполненные в пазырыкском стиле, сопровождены названиями на алтайском языке. К примеру, на здании музея рядом с «небесным» оленем расположена надпись «Эл Музей», что означает «Национальный музей». Образование республики вернуло в дискурс старинное слово «эл», имеющее несколько значений: праздник «Эл ойын» (Народные гуляния), собрание Эл курултай (Государственное собрание), телерадиокомпания «Эл Алтай» (Национальное телевидение), банк «Эл Алтай» (Всенародный банк). На сайтах Интернета можно встретить рассуждения о роли и месте объектов пазырыкской культуры в этнополитической жизни Республики Алтай. В частности, указывают, что официальный символ - грифон на гербе - «пришел из мира мертвых» и местные жители связывают его со стихийными бедствиями и различными природными катаклизмами [6]. В Положении о Государственном гербе Республики Алтай отмечено, что в центре герба изображен «грифон - Кан-Кереде с головой и крыльями птицы и туловищем льва, олицетворяющий собой священную солнечную птицу, стерегущую покой, мир, счастье, богатство родной земли, покровительницу зверей, птиц и природы». Другой пазырыкский образ, олень, согласно принятой версии, есть «воплощение представлений древних людей об окружающем мире: о происхождении вселенной, идеи культа солнечного божества от его сакрального наименования «олень - золотые рога», ставшего источником света и жизни на земле» [7]. Заметным событием в жизни республики стало возвращение мумии, названной «Принцессой Укок»/ «Алтайской принцессой», ставшей главным туристическим объектом и символом возрождения национальной культуры. Она была найдена новосибирскими археологами в 1993 г. в кургане пазырыкского времени на плато Укок в Кош-Агачском р-не республики, около границы с Монголией. Ее поместили в Национальном музее, отреставрированном при финансовой поддержке ОАО «Газпром». Возражения новосибирских ученых заключались в невозможности музея г. Горно-Алтайска «обеспечить сохранение мумии для ее научных исследований. К тому же женщина оказалась европеоидом, а не монголоидом, как алтайцы. А ее захоронение относится к эпохе скифов, имеющих иранское происхождение». Правительство республики мотивировало свою позицию тем, что «принцесса принадлежит алтайской земле, алтайскому народу, поэтому она должна храниться именно на Алтае» [8]. Архаизация этнической культуры алтайцев происходит на фоне возрождения образа скифов пазырыкского времени, живших раньше тюрков каганата - этнических предков тюркоязычных народов, в том числе алтайцев. Факт наречения пазырыкского грифона «Кан Кереде», а принцессы Укока «Очы бала», в честь богатырки-воительницы из алтайского эпоса, свидетельствует о живой эпической памяти народа. Одним из подтверждений запечатленному в ней героическому прошлому являются древние курганы, в которых «захоронены богатыри, жившие на Алтае в давние времена». Способ захоронения под каменными насыпями «корумдап» прочитывается в наименовании известного археологического памятника «Пазырык», находящегося в Улаганском р-не. Название «Пазырык» произошло от сочетания слов «базырып койгон», что означает «завален (камнями)». Слово «корум», означающее каменную насыпь/курган, до середины прошлого века запрещалось произносить. Кроме того, соблюдается обычай селиться вдали от крупных древних курганов и избегать приближения к ним, предпочтительнее обойти такие места. Запрещается брать в руки и приносить домой вещи погребенных [9. С. 174]. В народе сохраняется устойчивое убеждение в том, что душа (супе) вечная, т.е. «мон'ку», а тело человека - это оболочка его души, и оно бренно. Считается, что после смерти умерший становится «узут», что значит «злая сила», «покойник», его присутствие среди людей опасно. Словом, для алтайцев значимо соблюдение границы между земным и потусторонним мирами в повседневной жизни и ритуальной практике. В центре целостной картины мира стоит человек. В традиционном сознании алтайцев мир представляется строго упорядоченным и иерархичным. С временностью «этого мира», отпущенного человеку, соотносится вечность «иного мира» [10. Т. 2. С. 539]. Пазырыкский стиль, приобретший популярность в современности, ассоциируется с древними курганами. При всей привлекательности его использование ограничено: им оформляют сценический наряд, стилизованный народный костюм, фасад государственных служебных зданий, но не повседневную одежду или жилые дома. В этом можно видеть соблюдение границы между земным и потусторонним миром, нарушение которой воспринимается как дурной знак (ыра). Сказанное подтверждает статья, вышедшая в региональной газете «Листок» в начале декабря 2012 г. В ней сказано о недопустимости работы кафе, предлагающего проведение корпоративов и банкетов, под одной крышей с музеем, в котором хранится мумия Укок. Кроме того, при реставрации музея к его зданию была сделана пристройка для мумии в форме погребального кургана, спустившись в который, посетители могут увидеть саркофаг. После открытия музея в сентябре 2012 г. не все местные жители посетили его: для одних это объяснялось дороговизной входного билета, для других - желанием дистанцироваться от останков и соблюдать связанные с этим запреты (байланып). В целом, у алтайцев сохраняются традиционные представления о смерти, но длительный процесс трансформации культуры в условиях иноэтнической русскоязычной среды приводит к изменениям. Так, алтайцы, живущие в городе и смешанных русско-алтайских селах, посещают могилы и отмечают родительский день, называемый «олгондордын' байрамы», что дословно можно перевести как «праздник мертвых». В картине мира современных алтайцев прослеживается преемственность с мировоззренческой системой предыдущих эпох. В представлении скотоводов-кочевников беспредельный физический мир не актуален; он сужен до освоенных пределов. Ограниченный жизненный мир наполнен особым содержанием, а ориентиром в нем выступает ритуальная символика. В повседневной жизни актуально соблюдение языка символов и знаков: жизненно важные дела начинают в новолуние, при этом во всем придерживаются чётного числа, восточной стороны, светлых тонов и пр. Материальные предметы (сосуд, треножник), природные объекты (гора, река) и явления (новолуние, закат) принадлежат одновременно двум мирам: профанному, с обыденными и утилитарными характеристиками, и сакральному - с символическим смыслом. Коды земного и потустороннего миров сведены к следующим бинарным оппозициям: «восток - запад», «новая луна - старая луна», «по кругу солнца - против хода солнца». В зависимости от ситуации действует определенная цепь символов, по которой «прочитывается» смысл ритуала - в честь живых или в память ушедших, при этом учитываются лунные фазы, время суток, сторона света. Обычай соблюдения границы между земным и подземным миром был актуализирован бурханизмом в начале прошлого века. Под его влиянием в этническом сознании алтайцев сложилось представление о том, что наряду со знанием родного языка важным маркером этничности выступает соблюдение ритуальных практик как некий эталон «алтайского», основанный на традиционном мировоззрении.

Ключевые слова

алтайцы, мировоззрение, пазырыкские образы, республика, Altai, outlook, Pazyryk images Republic

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Тадина Надежда АлексеевнаГорно-Алтайский государственный университеткандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры археологии и всеобщей историиntadina@yandex.ru
Ябыштаев Тенгис СтепановичГорно-Алтайский государственный университетаспирант кафедры археологии и всеобщей историиteng7891@mail.ru
Всего: 2

Ссылки

Ябыштаев Т.С. Возрожденный зайсанат в Республике Алтай как одно из проявлений процесса коммодификации культуры алтайцев // Евразийское культурное пространство. Археология, этнология, антропология (матер. конф.). Иркутск, 2010. С. 595-597. [Электронный рес
Самушкина Е.В. Этнические символы Республики Алтай: проблемы мобилизации этничности (конец XX - XXI вв.) // Алтай - Россия: через века в будущее (матер. конф.). Горно-Алтайск, 2006. Т. II. С. 152-154.
Самушкина Е.В. Тема культурного наследия в этнона-циональном дискурсе Республики Алтай (конец XX - начало XXI в.) // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий: материалы итоговой сессии ИАЭ СО РАН. 2010. Т. XVI. С. 450
Октябрьская И.В., Самушкина Е.В. Общественное движение в Республике Алтай: традиционализм и проблема мобилизации этничности (конец XX - начало XXI в.) // Вестник НГУ. Серия «История, филология». 2006. Т. V, вып. 3. С. 98-107.
Население Республики Алтай // Википедия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org
Кошмарчук М. Алтайский Кан-Кереде - защитник или символ беды? // Государственная символика. РИА Новости. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. statesymbol.ru/analytics/20050523/39597364.html
Руденко С.И. Культура населения Горного Алтая в скифское время. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1953. 402 с.
Новосибирские ученые подшаманили с «укокской мумией» // ФедералПресс. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fedpress.ru/news
Тадина Н.А. «Живому хорошо играть, мертвому лежать в камнях» (о дуализме традиционного мировоззрения алтайцев) // Мировоззрение населения Южной Сибири и Центральной Азии в исторической ретроспективе. Барнаул, 2007. Вып. 1. С. 173-181.
Потапов Л.П. Тюркоязычных народов мифология // Мифы народов мира. М., 1982. Т. 2. С. 538-540.
 Пазырыкский стиль символьной атрибутики Республики Алтай в контексте картины мира алтайцев | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2013. № 3 (23).

Пазырыкский стиль символьной атрибутики Республики Алтай в контексте картины мира алтайцев | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2013. № 3 (23).

Полнотекстовая версия