Ойраты: этнокультурная составляющая политонима и контуры современной этноисторической общности
Кратко рассматривается современное состояние изученности ойратской проблемы, обосновывается факт трансформации средневекового этнополитонима в название современной этноисторической общности, анализируются некоторые новейшие процессы реконструкции ойратской этнокультурной общности и предпринимается попытка выявления современных этнокультурных границ западных монголов - потомков ойратов.
The Oirats: ethnocultural component of politonym and modern ethnohistorical community outline.pdf Накопившаяся за последние полтора века литература по истории и этногенезу ойратов сформировала блок не разрешенных к настоящему времени вопросов, связанных с проблемой происхождения и атрибуции этнонима ойрат. Это неоднократно отмечалось в работах И.Я. Златкина [1. С. 19], У.Э. Эрдниева [2], Н.В. Екеева [3, 4, 5], С.К. Хойта [6] и других исследователей. Подобная ситуация существует и в вопросе состава и времени образования ойрат-ского союза «дэрбэн ойрат» [1. С. 19-22]. Корень всех этих проблем, главным образом, кроется в отсутствии в источниках четких сведений о данных процессах, на что указывают современные специалисты [7. С. 8]. В зависимости от историко-культурного контекста именование ойратов различно: халха называют ойратов олё-тами (или ойратами [8]), тюрки - калмыками68, китайцы - вало (элют/олют [8]) [9. С. 701]. Ойраты являются одной из составляющих современной монгольской нации и приобрели в Новое время национальное и региональное своеобразие, что позволило сложиться целому направлению в науке - ойратологии [10. С. 52]. В данной статье рассмотрим некоторые ключевые аспекты «ойратской проблемы», проанализируем, как менялось значение и понимание термина ойрат и что под ним подразумевается сейчас. Для этого нам необходимо рассмотреть его истоки в научной литературе. Первые упоминания ойратов имеется в «Сборнике летописей» Рашид-ад-дина и «Тайной истории монголов»69. Персидский историк Рашид-аддин сообщал, что «юртом и местопребыванием этих ойратских племен было Восьмиречье [Секиз-Мурэн]... Из этого места вытекают реки, [потом] все вместе соединяются и становятся рекой, которую называют Кэм; последняя впадает в реку Ан-кара-мурэн» [11. С. 118]. Здесь же в комментарии говорится, что, скорее всего, автор под «Кэмом» понимает Енисей, следовательно, по его представлениям, Енисей впадает в Анкару [11. С. 118]. Мнение российских и советских историков о местонахождении «Восьмиречья» расходятся: одни, как в предыдущем случае, сопоставляют его с верховьями Енисея, другие - с Приангарьем, как, например, в «Истории МНР» [12. С. 21], третьи объединяют эти оба района в единую древнюю этническую территорию ойратов, включив в нее также лесные районы, межгорные долины и степи Саян [13. С. 330; 12. С. 21]. Картографируя ареалы расселения народов, упоминаемых Рашид-ад-дином, Б.З. Нанзатов разместил ойратов на территории современной Тувы, Северной Монголии (Прихубсугулье и Хинган) и (под вопросом) в Верхнем Приангарье [14. С. 410, 422]. Не подвергается сомнению мысль У.Э. Эрд-ниева [12. С. 22], высказанная им на основе анализа «Сборника летописей», что ойраты XIII - начала XIV в. - это крупное объединение нескольких племен, но каких племен, мы не знаем, поскольку текст перед началом перечисления «отраслей», на которые они «разветвлялись», у Рашид-ад-дина обрывается [11. С. 118]. Исходя из этого, мы должны понимать, что в то время ойрат - это, во-первых, наименование людей, проживающих в составе некоего политического образования, характер власти в котором нам пока остается неизвестным, а, во-вторых, название главенствующей группы в этом объединении [12. С. 22]. Сходные сведения об изменении значения слова чорос с политического термина (аристократические верхи) на этноним приводит Н.В. Екеев [3. С. 39]. В последующем второе название чоросов - джунга-ры - стало названием всего ханства. Несмотря на то, что версии происхождения самого этнонима ойрат хорошо известны, благодаря имеющимся обобщениям [5. С. 71-75; 1. С. 19-20], в целях нашего исследования необходимо указать их, используя в том числе материалы сайта www.hamagmongol.narod.ru, предлагающего нам новейшие версии этимологии этого этнонима [17]. Одно из первых мнений было высказано в начале XIX в. Н.Я. Бичуриным [15], А. Ремюза и И.Я. Шмидтом [1. С. 19]. Эта версия гласит, что слово «ойрат», имея в своей основе монгольское слово «ойр» - «близко», означает «близкий», «союзник». Напротив, Д. Банзаров утверждал, что это слово происходит не от ойр, а составлено из слов ой-арат, которые соответствуют оин ирген Рашид-ад-дина, т.е. «лесной народ». Другое предположение сделал лингвист Г. И. Рамстедт, который вывел этнонимы ойрат и огуз из общей формы «огизан» (либо «огиз») [16], следовательно, сам этноним не содержит какого-либо смыслового значения и не может быть переведен [1. С. 20]. Последнюю версию добавляет вышеупомянутый сайт. Она принадлежит современному калмыцкому лингвисту, профессору Н. Н. Убушаеву, считающему, что этноним ойрат имеет тотемное происхождение в значении «волк». Если ранняя история ойратов таит в себе ещё много загадок, то сведения о том, что ко времени образования Джунгарского ханства ойраты состояли из четырех племен (в последующем - этнических групп): чорос, дврввд, хошууд и торгууд (после ухода последних на Волгу их место заняли хойты) [18. С. 270], являются неоспоримым фактом. Но после гибели ханства, физического уничтожения почти миллиона его населения, переселения оставшихся ойратов на территорию современной Западной Монголии и их частичной аккультурации кого нам следует понимать под ойратами и насколько вообще применим данный этноним к современным потомкам средневековой этнополи-тической общности? Проанализируем основные направления, господствующие в научном и общественном дискурсах. С.К. Хойт включает в состав ойратов не только потомков средневекового этнополитического объединения, расселенных по всему земному шару, в том числе и в Западной Монголии, но и часть современных тюркоязычных этнических общностей70: дврввд (75403 чел.); баяд (56573 чел.); за-хчин (32845 чел.); урианхай (26654 чел.); ввлд (15520 чел.); торгууд (14176 чел.); хотон (11304 чел.); мянгад (6592 чел.); хошууд (183 чел.)71; хойд (5000 чел.); тува (5169 чел.) [6. С. 138-139]. Несмотря на известную высокую степень этнической идентичности и высокоразвитое этническое самосознание тува [20. С. 207-313] - группы тувинцев, проживающих в Цэнгэл сумоне Баян-Улгийского аймака, - они включены С. К. Хойтом в состав ой-ратов. Также он включает сюда современных алтайцев, которые на определённом историческом этапе своего развития идентифицировали себя ой-ратами, используя этот этноним в качестве самоназвания. По поводу тюркоязычных хотонов можно сказать, что после их переселения из Средней Азии на территорию современного сумона Тариа-лан Увс аймака ойратизация данной группы в большей мере проявляется в языке, основные компоненты духовной и материальной культуры практически не подвержены монголизации. В свою очередь, алтайский этнограф Н.В. Екеев включает в ойратскую «культурно-языковую общность» только следующие монголоязычные этнические общности: алтайские урянхайцы, мин-гаты (мянгад), ввлд (олеты), захчины, торгууд, баяд и дврввд [4. С. 92-93]. В последнее время становятся популярными исследования социальных философов, в той или иной мере посвященные этнической проблематике и этнокультурным процессам. В нашем контексте интересно мнение С. М. Белокуровой о том, что в настоящее время ойратского «этноса как такового не существует, а его представители пространственно слишком отдалены друг от друга» [21. С. 38]. Здесь мы видим пример не совсем корректного отношения к современным ойратским этническим группам как единому «этносу». Вместе с этим укажем тенденции, господствующие в китайской и японской историографи-ях Джунгарского ханства и, соответственно, ой-ратской проблематики. В Китае исторические построения протекают в ключе развиваемой концепции «да и тун» («Великое единение»), по которой джунгары считаются частью единой китайской нации. В ойратологии Японии также имеется своя особенность, которая сводится к именованию Джунгарии «хунтайджийство» («княжество»), в котором система государственности отсутствует, а не ханством (самостоятельным государством), что свойственно для российской и западной науки [22. С. 9]. Ойраты: этнокультурная составляющая политонима и контуры этноисторической общности Итак, современная этноисторическая общность ойратов состоит из западномонгольских этнических групп, меньше всего подверженных ассимиляции, хотя процессы нивелирования культурных отличий свойственны и для Западной Монголии. Несколько спорно в этом плане утверждение, сделанное ещё в середине 1980-х гг. о том, что у большинства мелких этнических групп этноним выработался только благодаря территориальному обособлению, а не культурным различиям [23. С. 66]. Но, как мы смогли убедиться сами, сегодня этнокультурные различия, в первую очередь в покрое и стиле традиционной одежды, культивируются посредством музейных экспозиций. В современной этнополитической практике алтайцев ойратские традиции прослеживаются наиболее ярко. По всей видимости, это связано с восприятием ими этнонима ойрот/ойрат в качестве этнополитического символа средневекового могущества: «О том времени, когда предки пережили государственность в составе Джунгарии, алтайцы говорят "ойрот-ой", тех правителей называют "ойрот-каан", народ "ойроттор", законы того времени "ойрот jан""» [24. С. 424]. С уничтожением в 1758 г. Джунгарского ханства [1. С. 279]. идея единого государства ойратов не исчезает. Возможно, что одна из причин этого в следующем. Последний хан Джунгарии Амурсана не был пленен цинскими войсками, а скрылся в России. После его смерти от оспы в Тобольске российские власти отказались выдавать тело цинским властям. Эти реальные исторические факты попадают на мифологизированную буддийскую почву Монголии, а оттуда на Алтай, где при взаимодействии с легендами об Ойрот-хане, считающемся в современной алтаистике собирательным образом джун-гарских ханов [24. С. 424], трансформируются в народные сказания о мессианском спасении алтайского народа. Общая историческая память о нахождении части населения Саяно-Алтая в составе или в непосредственной зависимости от Джунгарского ханства послужила источником возникновения в начале XX в. повсеместных идей о возрождении единого государства ойратов. Эт-нополитоним ойрат именно в этом значении был унаследован представителями национальной элиты народов Южной Сибири и становится этнообъ-единяющим для различных тюркоязычных групп горно-таёжных и степных областей российских районов Саяно-Алтая [25. С. 189]. В настоящее время в этнополитической среде алтайцев в связи с ревитализационным движением происходит установление контактов с представителями этнических групп Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая - потомками ойратов1. В самой Монголии существуют программа поддержки ойратской культуры и программа подготовки высококвалифицированных специалистов из среды ойратов, существуют теле- и радиопередачи, посвященные ойрат-скому культурному наследию. Но сам этноним в списке народов, населяющих Монголию, отсутствует, он не используется в государственном национально-политическом дискурсе, но встречается в устной речи и литературе. Подводя итог, можно сделать вывод, что этноним «ойрат» применим исключительно к средневековой общности, любые попытки объединить «на бумаге» все тюрко-монгольские этнические общности, предки которых находились в составе «дэрбэн ойрат», имеют конструктивистский характер и, следовательно, относиться к подобным проявлениям следует с осторожностью. К сегодняшнему дню этноним «ойрат» стал историографическим фактом, он активно используется в литературе, где порой совершенно не рассматривается его этимология и не оговариваются его конкретные носители. При именовании всех западно-монгольских этнических групп собирательным этнонимом ойрат мы должны обращать внимание, что в данном случае под этим подразумевается этноисторическая общность. Итак, мы наметили контуры понятия «ойрат-ские традиции», под которым мы понимаем различные аспекты этнокультурного наследия средневековой этнополитической общности ойратов, в той или иной степени встречаемые у современных тюрков и монголов Саяно-Алтая. Отдельное внимание было уделено попытке реконструкции политического объединения ойратов. Рассмотрению других аспектов будет посвящена наша дальнейшая работа.
Ключевые слова
ойраты,
этнокультурные трансформации,
традиции,
наследие,
the Oirats,
ethnocultural transformations,
traditions,
heritageАвторы
Терентьев Владислав Игоревич | Музей-заповедник «Томская Писаница» (г. Кемерово) | старший научный сотрудник | vlad33@bk.ru |
Всего: 1
Ссылки
Златкин И.Я. История Джунгарского ханства 16351758 гг. Изд. 2-е. М.: Наука, 1983. 334 с.
Эрдниев У.Э. Калмыки: Историко-этнографические очерки. 3-е изд., перераб. и доп. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1985. 282 с.
Екеев Н.В. К проблеме этнической истории ойротов-чоросов // Мир Евразии. Горно-Алтайск, 2008а. № 2. С. 37-41.
Екеев Н.В. Ойраты и алтайцы: этнические и этнокультурные связи и параллели // Проблемы этногенеза и этнической культуры тюрко-монгольских народов: Сб. науч. тр. / Редкол.: П.М. Кольцов [и др.]. Элиста: КалмГУ, 2008б. Вып. 2. С. 92-101.
Екеев Н.В. Проблемы этнической истории алтайцев (исследование и материалы). Горно-Алтайск: ОАО «ГорноАлтайская типография», 2011. 232 с.
Хойт С.К. Последние данные по локализации и численности ойрат // Проблемы этногенеза и этнической культуры тюрко-монгольских народов. Элиста: Изд-во КГУ, 2008. Вып. 2. С. 136-157.
Кукеев Д.Г. История ойратов до создания Джунгарского ханства (XIII-XVI вв.): автореф. дис.. канд. ист. наук. Санкт-Петербург: СПбФ ИВ РАН, 2006. 20 с.
Хойт С.К. Обзор ойратской истории [Эл. ресурс]. Режим доступа: http://www.hamagmongol.narod.ru/index_r.htm (дата обращения: 18.02.2013 г.)
Народы МНР // Народы Восточной Азии / Под ред. Н.Н. Чебоксарова, С.И. Брука, Р.Ф. Итса, Г.Г. Стратановича. М.; Л.: Наука, 1965. С. 697-788.
Очерки Западной Монголии / В.М. Кимеев, В.И. Терен-тьев, А.С. Акулова, Ю.В. Ширин, Лхагвасурэн Батсуурь. Кемерово: Примула, 2012. Т. 1: Традиции и современность. 206 с.
Зориктуев Б.Р. Об этимологии этнонима монгол // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. № 1. 2011. C. 47-57.
Рашид-аддин. Сборник летописей / Пер. с перс. Л.А. Хетагурова; ред. и примеч. проф. А.А. Семенова. М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1952. Т. 1, кн. 1. 220 с.
Владимирцов Б.Я. Общественный строй монголов. Монгольский кочевой феодализм // Работы по истории и этнографии монгольских народов / Редкол.: В.М. Алпатов (пред.) и др.; Сост. Г.И. Слесарчук. М.: Вост. лит., 2002. С. 295-488.
Нанзатов Б.З. Расселение и племенной состав номадов Центральной Азии в предчингисовское время (по данным летописей Рашид-ад-Дина) // Монгольская империя и кочевой мир: Мат-лы междунар. науч. конф. Кн. 3. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 2008. С. 377-443.
Бичурин Н.Я. Историческое обозрение ойратов или калмыков с XV столетия до настоящего времени. СПб., 1834. 265 с.
Рамстедт Г.И. Этимология имени Ойрат // Сборник в честь семидесятилетия Г.Н. Потанина. Записки ИРГО по отделению этнографии. Т. XXXIV. СПб.: Типография В.У. Кир-шбаума (отделение), 1909. С. 547-558.
Сайт «Хамаг монгол» [Эл. ресурс]. Режим доступа: http://www.hamagmongol.narod.ru (дата обращения: 15.02.2013 г.).
Кычанов Е.И. История приграничных с Китаем древних и средневековых государств (от гуннов до маньчжуров). 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Петербургское лингвистическое общество. 364 с.
Хун ам, орон сууцны 2010 оны улсын тооллогын ур дун (Результаты переписи населения и жилья Монголии 2010 года). Режим доступа: http://www.toollogo2010.mn
Монгуш М.В. Один народ: три судьбы. Тувинцы России, Монголии и Китая в сравнительном контексте // Senri Ethnological Reports 91. Осака: Национальный музей этнологии, 2010. 360 с.
Белокурова С. М. Формирование этнического мировоззрения как феномена культуры (на примере этногенеза ойратов) [Текст] // Мир науки, культуры, образования. Горно-Алтайск: Алтайская государственная академии культуры и искусств, 2007. №4. С. 35-38.
Кукеев Д.Г. К вопросу о новых тенденциях в современной китайской историографии по Джунгарскому ханству // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований. Элиста: КИГИ РАН, 2011. №2. С. 7-11.
Шмыт З. Нация и этничность в Монголии // Этнографическое обозрение. М.: Наука, 2011. №6. С. 58-70.
Тадина Н.А. «Ойрот» как символ государственности в этническом сознании алтайцев: Материалы Международной научной конференции «Единая Калмыкия в единой России: через века в будущее», посвященной 400-летию добровольного вхождения калмыцкого народа в состав
Кимеев В.М., Терентьев В.И. Ойратская иллюзия: этнокультурные и этнополитические процессы в Южной Сибири и Западной Монголии в конце XIX - нач. XX в. // Археология Южной Сибири. К 80-летию А.И. Мартынова. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2012. Вып. 26. С. 189-1