Проводится анализ различных интерпретаций Бхагавад-Гиты, разнообразие которых в последние десятилетия формирует в публичном и даже научном пространстве некоторые противоречия. Оценки, возникающие вследствие непонимания или узости отдельных изысканий, влияют на социальные процессы и затрагивают глубинные структуры личности. Эмпирические данные, предположительно, позволят расширить понимание истории и современной ситуации, связанной с данным произведением.
Extremism and tolerance in the different interpretations of the Bhagavad-Gita.pdf Древнеиндийское религиозно-философское произведение «Бхагавад-Гита», созданное, по некоторым источникам, в VIII-VII вв. до н.э., имеет множество (более сорока) комментариев. К данному произведению обращались многие исследователи, общественные деятели, известные философы разных стран мира. Наибольшее распространение получил комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады, с которым, как правило, сталкиваются сейчас индивиды в обществе, не встречая другие переводы и комментарии, имеющиеся в арсенале представителей научного сообщества. Это связано с развитием современного религиозного движения «Общество Сознания Кришны», участники которого активно распространяли по всему миру книгу именно с этим комментарием, изложенным в книге «Бхагавад-Гита как она есть». На протяжении истории в массовом сознании существовало немалое количество интерпретаций и стереотипов по поводу этого произведения, однако не было и до сих пор нет достоверной информации о разных исторических или культурных интерпретациях книги и об их специфике. «Библия индусов», «хранилище восточной мудрости», оккультная, эзотерическая или сектантская литература все это присутствует в сознании россиян. Немалое количество мифов существует и о последователях учения Бхагавад-Гиты, особенно в России, которые с точки зрения определенных интерпретаций или комментариев выглядят по-разному. Под интерпретациями здесь имеются в виду не только пояснения представителей традиции или ученых, а в целом то многообразие мнений, производимых различными социальными группами, СМИ и самими последователями Бхага-вад-Гиты. По сути, в современном мире любой объект может восприниматься как негативно или позитивно окрашенный, ведь, как известно, конструирование языковых систем, символическая власть разных социальных групп на фоне релятивного поля современности создают определенный образ индивида, процесса социума или даже книги. За кратчайшее время с помощью слов и символов можно перевернуть восприятие какого-либо феномена в обществе. Толерантное окажется несущим в себе угрозу, а экстремистское либо уйдет из поля зрения, либо предстанет чем-то позитивным. В такой ситуации необходима информация из «поля», не окрашенная символами и интерпретациями, хотя в известной мере и она будет интерпретацией, пытающейся очиститься от социальных наслоений. Попробуем, основываясь на эмпирическом материале, разобраться, каковы ценности, влияющие на модели поведения последователей разных религиозных групп, которые догматически апеллируют к Бхагавад-Гите, каковы их аттитюды (установки, позиции, предрасположенности) и принципы. Это позволит нам приблизиться к пониманию природы данного произведения и не потеряться в обилии его интерпретаций. Эмпирической базой, помимо существующих ранее работ, выступают исследования Новых религиозных движений (НРД), которые проводились в Томской области и других регионах России, преимущественно методами качественной парадигмы в социологии, философии и социальной антропологии. Включенные наблюдения с разными позициями, глубинные, неформализованные, нарративные и экспертные интервью проводились с 2005 по 2012 г. в основных российских религиозных организациях, а также в таких объединениях, как «Церковь Иисуса Христа святых последних дней», «Сахаджа-йога», «Свидетели Иеговы», движение «Анастасии», Церковь прославления, паранаучные и духовно-оздоровительные течения (различные виды йоги, цигун и др.), Карма Кагью, и непосредственно связанные с Бхагавад-Гитой «Общество Сознания Кришны», движение «Харибол», «Шри Чайта-нья Сарасват Матх» и др. Для наиболее адекватного понимания поведенческих моделей был использован интерпрета-тивный подход К. Гирца, который заключается в выявлении значений социального мира у представителей разных культур посредством наблюдений. Сочетание объяснений, которые дают своим поступкам участники НРД, с интерпретациями автора и других исследователей, позволяют обеспечить наибольшую надежность получаемой информации [1]. Как известно, мотивационная структура личности состоит из трех элементов: потребностей, интересов и ценностей, которые влияют друг на друга. Любой индивид, получая информацию, в нашем случае из Бхагавад-Гиты, постепенно трансформирует сухие факты в сведения, а затем превращает их в знания, которые считает своими. То же происходит и с нормами или ценностями, которые транслируются в священных писаниях. Проходит немало времени, пока данные ценности не станут нормами, которые только «на словах», затем переходят в правила, которым можно следовать, а можно и пренебрегать и только потом становятся принципами, убеждениями и интересами. Безусловно, все происходит быстрее в условиях фанатичной приверженности, которая характерна для представителей не только религиозных движений, но и светских объединений (партий, клубов, субкультур). Какие же ценности транслирует Бхагавад-Гита? Даже поверхностный анализ позволяет сделать вывод о том, что в данном произведении, как и в других священных писаниях мира, присутствуют общечеловеческие ценности, наполняющие как сами тексты, так и комментарии к ним. Ценности семейственности и воспитания детей представлены в первой главе [2. С. 74-76]. Этика отношений с женщинами, негативное отношение к блуду рассматриваются во многих комментариях [2. C. 195]. Во многих местах произведения предписывается выполнение долга и обязанностей [2. С. 136]. Стремление к личностному, духовному росту хорошо описано в третьем тексте главы 16, в котором, как и в комментарии к нему, рассматриваются личностные черты и ценности, являющиеся божественными, к которым человек должен стремиться. Это отказ от насилия и прелюбодеяния, алчности и зависти, следование принципам правдивости, благотворительности и т.д. [2. С. 674-680]. Безусловно, в тексте присутствуют и религиозные ценности: любовь к Богу, служение миру, духовная практика [2. С. 20, 133]. Интересным представляется упоминание о вечной природе души любого человека, независимо от национальности или вероисповедания. Во введении описывается предназначение любого человека, видение «общего», онтологически присущего каждому, что говорит о некотором стремлении к универсализму. На практике это проявляется в том, что последователи не делят мир на своих и чужих, видя в представителе другой конфессии носителя всеобщих ценностей и идеалов. Как часто можно услышать «в поле», «Бог един и один для всех, все согласятся с тем, что Бог всепривлекающ (Кришна), все учителя и пророки мира говорят об одном и том же». В современном социокультурном пространстве существует немало синкретических или универсалистских религиозных организаций, но в данном случае можно наблюдать пример того, как в одном течении, именно внутри, в догматическом содержании, на первый взгляд достаточно специфичном и отличном от других конфессий, содержится идея универсализма. Насколько данные ценности для последователей Бхагавад-Гиты являются приоритетными и как часто воплощаются ими в жизнь? Наблюдения позволяют увидеть, что какие-то ценности остаются в стороне, какие-то выражены неярко, а некоторые, хотя и провозглашаемые, не принимаются в полной мере, не входят в установки или модели поведения. Это касается самых разных аспектов: от этикета до догматических или практических элементов религиозного движения. Это связано с тем, что для любого современного НРД характерны (в большей степени, чем для движения времен первого поколения) такие явления, как невысокая воцерковленность, которая бывает как минимум трех уровней, мироориентированность (отождествление успеха в сфере духа с успехом в миру или восприятие религиозной практики как помощи в повседневной жизни), фрагментирован-ное восприятие учения («принимаю то, что приятно или нравится, остальное не замечаю»), снижение роли авторитета, участие в движении по социальным или культурным причинам, но не по причинам особого откровения или поиска Бога и др. Все это приводит к естественному процессу расхождения теории с практикой, и то, что содержится в Бхагавад-Гите, может в какой-то мере не быть актуальным даже для ее последователей. Эта тенденция не нова, подобные процессы происходили и происходят в истории многих мировых религий. Например, в движении «Харибол» основой освобождения является пение мантры, а принципы и догмы, не теряя своей значимости, скорее второстепенны; по мнению последователей «Харибол», они становятся «естественными» для души по мере «очищения сердца» посредством мантры. То есть последователь Бхагавад-Гиты может активно проповедовать «суть» данного произведения, в целом не вникая в ее догматическое содержание. Карма-йога и дхьяна-йога уходят на второй план, изучение текстов и практическая деятельность социальной направленности второстепенны. В РОСК существует четыре регулирующих принципа и обязательное чтение 16 кругов Маха-мантры на четках, которые установил Бхактиведанта Свами Прабхупада, о чем он упоминает в «Бхага-вад-Гите как она есть», но далеко не все участники движения следуют этому на практике, например, потому что в первые годы своего пребывания в движении не знают многих аспектов духовной жизни, описанных в «Песне бога». Сохраняется установка на то, что «главное, развить в себе общечеловеческие качества», «важно, чтобы человек был хорошим», поскольку сам религиозный идеал развитие любви к Богу остается в сознании лишь некой идеей. Поэтому, когда последователь Бхагавад-Гиты в Томской области или где-либо еще на территории России слышит о том, что ее обвиняют в экстремизме на основании каких-то отдельных положений, на которые он, возможно, даже не обращал внимания, это вызывает даже не протест, а скорее полное непонимание причин обвинения, так как то, к чему высказаны претензии, никоим образом не связано с его реальной повседневной жизнью. Следовательно, необходимо также понимать структуру поведенческих моделей и практик индивидов, следующих Бхагавад-Гите. В противном случае есть вероятность обвинения огромного числа литературных произведений, как древних, так и современных, поскольку плюрализм мнений, являющийся общественным идеалом, никак не может предотвратить наличия «других» интерпретаций со стороны «других» членов общества. Достаточно вспомнить, что произошло с христианством, в котором на данный момент существует более тысячи конфессий, церквей, движений и общин, каждая из которых говорит о собственном, наиболее правильном, понимании учения, хотя само учение достаточно универсально с точки зрения современного понимания религии. Библия содержит в себе немало антисоциальных моментов, но это не повод объявить ее экстремистской и опасной для социального порядка. Последствия подобных напряженных ситуаций, связанных с судебными делами о наличии экстремизма в произведении, священном для определенных групп россиян, негативны как для последователей учения, так и для обычных граждан РФ. В Томской области насчитывается около 500 последователей Бхагавад-Гиты (несколько НРД), у каждого из которых, как известно, есть своя малая или неформальная социальная группа близкого окружения, примерно до десяти человек. На протяжении судебного процесса все эти люди находились в напряженном состоянии. Не обращаясь к научным исследованиям и давно проверенным фактам, прокуратура возбуждает дело, создавая напряженность в социуме. Такие ситуации могут привести к религиозным конфликтам, которые, как известно, разрушают неформальные нормы. Религия как социальный институт производит формы социального контроля посредством моральных и этических норм, формирует традиции. Если обычный человек видит, как ругаются или спорят в Интернете представители разных конфессий, скорее всего, он сделает вывод о несостоятельности религиозных норм, их внешнем, показном характере, и еще один источник поддержания общественного порядка будет ослаблен. Количество законов увеличивается с каждым годом, но это не привносит в социум порядка и стабильности, поскольку не менее важными в нем являются неформальные нормы. Интернет выступает здесь примером того, как ис-пользоваие ненормативной лексики в спорах становится нормой, когда обсуждаются вопросы судопроизводства.
Гирц К. Интерпретация культур // Русский гманитарный Интернет-университет [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.i-u.ru/biblio/archive/ girc_ interpritacija/default.aspx, свободный (дата обращения: 22.04.2011).
Бхактиведанта Свами Прабхупада. Бхагавад-Гита как она есть. М.: «Бхактиведанта Бук Траст», 2005. 815 с.
Иваненко С.И. Вайшнавская традиция в России: история и современное состояние. Учение и практика. Социальное слу-жение, благотворительность, культурно-просветительская дея-тельность. М.: Философская книга, 2008. 320 с.
Иваненко С.И. Кришнаиты в России: правда и вымысел. М.: Философская книга, 1998. 296 с.
Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания / отв. ред. М. Бурдо, С.Б. Филатов. М.: Логос, 2005. Т. III. 464 с.
Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания / отв. ред. М. Бурдо, С.Б. Филатов. М.: Логос, 2006. Т. IV. 366 с.