Психосоматическое направление в традиционной аюрведической медицине | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2013. № 4 (24).

Психосоматическое направление в традиционной аюрведической медицине

Аюрведическая медицина одна из трех современных традиционных систем врачевания в течение тысяч лет формировалась на Индостанском субконтиненте и в наши дни широко используется в различных странах мира. Среди множества направлений, изложенных в канонических текстах аюрведы, обсуждается и психосоматическое направление, которому и посвящена данная работа.

Psychosomatic direction in traditional Ayurvedic medicine.pdf Несмотря на то, что термин «психосоматический» был введён Johann Heinroth в 1818 г., а понятие «психосоматическая медицина» появилось в 1922 г. в лекции Felix Deutch [1], знание о влиянии «души» на тело и идея целостности человека встречаются ещё у древних греков. В диалоге Платона «Хармид» приводится следующее изречение: «Как не следует пытаться лечить глаза отдельно от головы и голову отдельно от тела, так не следует и лечить тело, не леча душу. Всё и хорошее и плохое -порождается в теле и во всем человеке душою, и именно из неё всё проистекает, точно так же как в глазах всё проистекает от головы» [2. С. 345]. В литературе Древней Индии мы также находим элементы психосоматического подхода в медицине, так, Махабхарата (3.2.24-25) говорит: manasena hi duhkhena sariram upatapyate | ayah-pindena taptena kumbha-samstham ivodakam || «От страданий ума всё тело воспаляется, подобно тому, как раскалённый стальной шар нагревает воду в кувшине». manasam samayet tasmaj jnanenagnim ivambuna | prasante manase duhkhe sariram upasamyati || «Как вода тушит пламя, так истинное знание излечивает ум, а когда исцелён ум, то выздоравливает и тело» [3. С.18]. В текстах традиционной аюрведической медицины мы встречаем описание психосоматического подхода. Концепция развития любой болезни в аюрведе неотделима от теории тридоша (tridosa) -наличия трёх факторов (дош), которые в равновесном состоянии поддерживают здоровье, а находясь в дисбалансе, разрушают его. Вагбхата Муни (VII в. н.э.) в Аштанга-хридайам-самхите (1.1.20) говорит: rogas tu dosa-vaisamyam, dosa-samyam arogata «Болезнь есть следствие нарушения равновесия дош, здоровье результат их баланса» [4. P. 12]. В Чарака-самхите (4.4.34), одном из основных аюрведических текстов, сложившемся к I-II в. н.э., говорится: «Существуют три доши тела вата, питта и капха, они поражают тело; и две доши ума раджас и тамас, они поражают ум; когда поражены тело и ум, то рождается заболевание, в обратном же случае нет» [5. Р. 435]. Поэтому одним из обязательных элементов оценки здоровья в аюрведе является определение качества психики (sattva). Подчёркивая сильную связь «тело-ум», Чарака-самхита (4.4.36) говорит: «Тело подчиняется уму, а ум подчиняется телу» [5. Р. 435]. Последователь Чараки Вагбхата Муни (VII в. н.э.) в Аштанга-хридайам-самхите (1.1.20-21) говорит: nijagantu-vibhagena tatra roga dvidha smrtah || tesam kaya-mano-bhedad adhisthanam api dvidha | rajas tamas ca manaso dvau ca dosav udahrtau || «Считается, что болезни делятся на два вида -от внутренних и внешних причин. Мест расположения болезней также два тело и ум. Раджас и тамас называются болезнетворными началами (dosa) ума» [4. Р. 12]. Тригуна саттва (sattva), раджас (rajas) и тамас (tamas) ключевые понятия философии санкхья (samkhya). Материальная природа (prakrti) является определённым состоянием этих трёх гун [6]. Из них раджас и тамас поражают ум, в то время как саттва способствует поддержанию здорового состояния ума (manas). Слово sattva происходит от добавления суффикса tva (tvan) к корню sat (sadl), означающему, по Панини (Дхату-патха, 1427), растворение (visarana), движение (gati) и уныние (avasadana) [7]. По мнению Амарасимхи (Амара-коша 3.3.212), саттва означает богатство (dravya), жизнь (asu), решимость (vyavasaya) и живое существо (jantu) [8]. В Санкхья-карике Ишваракришн^! (12-13) sattva описывается как имеющая природу удовольствия (priti), её назначение просветление, просвещение (prakasa). Она легка (laghu) и светла (prakasaka) [9]. Слово rajas происходит от прибавления суффикса as (asun) к корню ranj, который, по Панини (Дха-ту-патха, 999), означает привязанность (raga) [7]. Согласно словарю Амара-коша (1.4.29), слово rajas используется в значении пыли (renu), влечения (raga), менструальных выделений (stripuspa) и одного из модусов материальной природы (guna-bheda) [8]. В Санкхья-карике Ишваракришны (12-13) rajas описывается как имеющий природу несчастья (apriti), его назначение активная деятельность (pravrtti). Он переменчив (cala) и оказывает возбуждающее действие (upastambhaka) [9]. Слово tamas происходит от добавления суффикса as (asun) к корню tam, который означает разрушение, упадок, истощение (glani). Слово tamas, согласно словарю Амара-коша (3.3.231), может означать планету Раху (rahu), темноту (dhvanta) и один из модусов материальной природы (guna) [8]. Ишваракришна описывает tamas как имеющий природу глубокой скорби, оцепенения (visada), его назначение ограничение чего-либо (niyama). Он тяжелый (guru) и способен покрывать (varanaka) [9]. Согласно Арунадатте (XIII в.), одному из комментаторов Аштанга-хридайам-самхиты, раджас и тамас, будучи болезнетворными началами ума, не описаны так подробно в аюрведической литературе, как теория тридоша (вата и т.д.) [10]. Тема трёх гун подробно изложена как в текстах философии санкхья, так и в эпической литературе Древней Индии (Махабхарата, Бхагавата-пурана и т.д.). Большой пласт знаний по этому вопросу содержится в Бхагавад-Гите (Гитопанишад), входящей в состав Махабхараты [11]. Согласно Гитопанишад (18.27), человек в модусе раджас (rajasah) характеризуется несколькими качествами. Первое из них ragi. Шанкара объясняет его как наличие привязанности, Рама-нуджа как желание славы, Шридхара как привязанность к детям и т.д. [12], Вишванатха Чакра-варти Тхакур как привязанность к деятельности [13]. Следующее качество karma-phala-prepsuh. Большинство комментаторов толкуют его как сильное желание получить плоды своей деятельности [12], Баладева Видьябхушана отмечает, что такой человек жаждёт обрести домашний скот, сыновей, хорошую пищу и, в конце концов, попадание в райские миры [13]. Следующее качество -lubdhаh. Шанкара толкует его как желание чужого богатства, Мадхусудана Сарасвати добавляет неспособность отречься от собственного богатства [12], Вишванатха Чакраварти Тхакур как привязанность к чувственным наслаждениям [13]. Далее следует Ыmsatmakаh склонность причинять страдания или смерть другим. Следующее качество asucih, внешняя и внутренняя нечистота, в том числе в совершаемой деятельности. И последнее harsa-sokanvitah, склонность радоваться при достижении желаемого и огорчаться при разлучении с таковым, а также ощущение горя при неспособности достигнуть желанной цели [12]. Человек под влиянием гуны тамас (tamasah) характеризуется следующими качествами. Первое из них ayuktah, обозначающее того, кто занимается бесполезной деятельностью, как трактуют этот термин Вишванатха Чакраварти Тхакур и Баладева Видьябхушана [13]. Шанкарачарья объясняет его как того, кто не занимается медитацией. Рамануджа того, кто занимается деятельностью, противоречащей писаниям. Шридхара Свами как невнимательного или небрежного человека, Мад-хусудана Сарасвати добавляет, что невнимательность в деятельности происходит из-за поглощённости сознания чувственными наслаждениями. Следующее качество prakrtah. По мнению Шан-кары, оно означает недоразвитого человека, с разумом, подобным ребёнку. Рамануджа трактует как человека, лишённого знания, Шридхара человека, лишённого способности различать [12], Баладева Видьябхушана человека, следующего материалистичному образу жизни, согласно своей природе, а не предписаниям священных писаний [13]. Далее следует качество stabdhah, которое обозначает упрямого человека, не выражающего никому почтения. Следующая характеристика -sathah, или лживый, коварный человек, занимающийся низменной деятельностью (магия и т.п.), обманывающий других для достижения собственных целей. Далее naiskrtikah, или тот, кто оскорбляет и поносит других. Шанкара говорит, что это тот, кто сеет вражду. Качество alasah означает человека праздного, не желающего никакой активной деятельности, ленивого. Следующее качество visadi, постоянная подавленность, скорбь, отчаяние [12]. Последним в этом списке перечисляется dirgha-sutri, или стремление делать всё очень медленно, откладывая в долгий ящик. Бала-дева Видьябхушана говорит, что такой человек делает работу, требующую одного дня, в течение года [13]. Таблица 1 Типы психики, согласно Чарака-самхите (4.4.37—39) № Название типа Характеристики 1 Брахма (brahma) подобный Брахме Чистота (suci), правдивость (satyabhisandha), обуздание чувств (jitatmana), щедрость, готовность делиться с другими (samvibhagin), знание (jnana), понимание (vijnana), способность выражать свои мысли и отвечать на вопросы (vacana-prativacana), хорошая память (smrtiman), отсутствие вожделения, гнева, жадности, тщеславия, заблуждения относительно природы вещей, желания причинить вред, скорби, нетерпимости к другим (kama-krodha-lobha-mana-mohersyaharsamarsapetam), равное отношение ко всем (samam sarvabhutesu) 2 Арша (arsa) подобный мудрецам (риши) Поклонение Богу (ijya), изучение священных писаний (adhyayana), совершение обетов (vrata), проведение огненных жертвоприношений (homa), соблюдение целибата (brahmacarya), оказание почтения гостям (param-atithi-vratam), контроль ума (dama), отсутствие привязанности (raga) и неприязни (dvesa), иллюзии (moha), жадности (lobha) и гнева (rosa), обладание мудростью (pratibha) и красноречием (vacana), пониманием (vijnana) и способностью контролировать себя (upadharana-sakti) 3 Аиндра (aindra) подобный Индре Могущество (aisvarya), авторитетная речь (adeya-vakya), совершение жертвоприношений (yajna), отвага (sura), энергичность (ojas), способность оказывать влияние на других (tejasopetam) и неустанная деятельность (aklista-karma), дальновидность (dirgha-darsa), привязанность к выполнению долга, процветанию и правильному наслаждению (dharmartha-kamabhirata) 4 Ямья (yamya) подобный Яме Следование предписаниям (lekhastha-vrtta), действие в подходящее время (prapta-kara), неуязвимость (asampraharya), расторопность и хорошая память (utthana, smrti), способность достигнуть чего-либо (aisvarya-lambha), свобода (vyapagata) от привязанности (raga), стремления причинить вред (irsya), ненависти (dvesa) и иллюзии (moha) 5 Варуна (varuna) подобный Варуне Смелость (sura), терпение (dhira), чистота (suci), отвращение к нечистоте (asuci-dveSa), совершение жертвоприношений (yajna), любовь к отдыху в воде (ambho-vihara-ratim), неустанная деятельность (aklista-karma), своевременный гнев и милость (sthana-kopa-prasadam) 6 Каубера (kaubera) подобный Кувере Обладание положением, высокой самооценкой (sthana-manopabhoga-parivara-sampanna), постоянное выполнение долга, стремление к процветанию и наслаждению (dharmartha-kama-nityam), чистота (suci), комфортная жизнь (sukha-viharam), проявление гнева и милость (vyakta-kopa-prasadam) 7 Гандхарва (gandharva) подобный Ганд-харве Любовь к танцам, пению, игре на музыкальных инструментах, каламбурам, поэзии, прозе и различным эпическим повествованиям (priya-nrtya-gita-vaditra-ullapaka-slokakhyayikaitihasa-puranesu), а также умение в их исполнении (kusalam). Использование парфюмерии, гирлянд, ароматических паст, красивой одежды (gandha-malyanulepana-vasana). Постоянное желание общения с женщинами и развлечений (stri-vihara-kama-nityam), нежелание выискивать недостатки в других (anasuyaka) 8 Асура (asura) подобный демонам (асура) Смелость (sura), жестокость (canda), выискивание недостатков (asuya), могущество (aisvarya), лицемерие (aupadhika), гнев (raudra), отсутствие жалости (ananukrosa), возвеличивание себя (atmapujaka) 9 Ракшаса (raksasa) подобный демонам-людоедам Нетерпимость (amarsa), постоянный гнев (anubandha kopa), нанесение ударов в самые болезненные точки (chidra-prahara), жестокость (krura), вкус к перееданию (aharatimatra-ruci), обожание мясной пищи (amisa-priyatama), вовлечённость в длительный сон и приложение чрезмерных усилий (svapnayasa-bahulam), нетерпимость к успеху других (irsyum) 10 Пайшача (paisaca) подобный привидениям Обжорство (mahasana), желание интимной близости с женщинами (stri-rahas-kamam), отсутствие чистоты (asuci), нелюбовь к чистоте (suci-dvesa), страх (bhiru), наведение страха на других (bhisayitara), склонность к неправильной диете и поведению (vikrta-viharaharasila) 11 Сарпа (sarpa) подобный змеям Смелость в состоянии гнева и трусость в прочих обстоятельствах (kruddha-sura akruddha-bhiru), причинение страданий другим (tiksna), выполнение чрезмерной работы (ayasa-bahula), страх там, где он появляется (samtrasta-gocara), любовь к еде и развлечениям ahara-vihara-param) 12 Прайта (praita) подобный духам предков Любовь к еде (ahara-kama), поведение, приносящее другим страдание, скверный характер и руководство (atiduhkha-silacaropacaram), выискивание недостатков (asuya), нежелание делиться с другими (asamvibhagina), жадность (atilolupa), нежелание трудиться (akarmasila) 13 Шакуна (sakuna) подобный птицам Сильная привязанность (anusakta-kama), погружённость в чревоугодие и развлечения (ajasram ahara-vihara-param), непостоянство (anavasthita), нетерпимость (amarsana), отсутствие склонности запасать что-либо (asamcaya) 14 Пашава (pasava) подобный животным Невыполнение долга (nirakarisnum), отсутствие разума (amedhasa), отвратительное поведение и пища (jugupsitacarahara), чрезмерная сексуальная жизнь (maithuna-para), чрезмерный сон (svapna-sila) 15 Матсья (matsya) подобный рыбам Трусость (bhiru), отсутствие разума (abudha), обжорство (ahara-lubdha), непостоянство (anavasthita), сильная привязанность (anusakta-kama), гнев (krodha), склонность к странствиям (sarana-sila), любовь к воде (toya-kama) 16 Ванаспатья (vanaspatya) подобный растениям Лень (alasa), погружённость исключительно в чревоугодие (kevalam-abhinivistam ahare), отсутствие разума и физической активности (sarva-buddhy-angahin. ма и решимости людей под влиянием различных модусов природы (18.30-35), о видах счастья, к которым они стремятся (18.37-39), характеристиках знания, которыми они обладают (18.20-22) и деятельностью, которой занимаются (23-25). Встречаются описания веры (17.4), пищи, которая наиболее приятна (17.8-10), природы пожертвований, которые они совершают (17.11-13), и т.д. Подобно этому, описывая различные типы психики (sattva), автор Чарака-самхиты (4.4.36) приводит следующую классификацию типов психики (trividham khalu sattvam) чистую (suddham), раджасичную (rajasam) и тамасичную (tamasam). Первый из этих типов лишён дефектов (adosa) и является благотворным (kalyana), два других -имеют недостатки (sadosa), вследствие раздражительности и гнева (rosa), а также иллюзии и глупости (moha) соответственно. Далее автор трактата приводит примеры различных видов психики, он говорит, что, хотя существует бесконечное разнообразие индивидуальных различий, можно выделить 16 типов семь в саттва-гуне, шесть в гуне раджас и три в гуне тамас [5]. Приведём эту классификацию. По словам Чараки (4.4.40), эта классификация помогает выбрать правильное лечение (upacara) для людей с различными типами психики [5]. Мы также можем увидеть определённые характеристики личности под влиянием трёх модусов природы (guna). Описывая причины развития заболеваний, Ча-рака и другие авторы канонических трудов нередко указывают такие, как гнев (в случае одного из видов расстройств лихорадки (jvara), скорбь (при гемолитической анемии (pandu-roga), тревожность и страх (при лёгочном туберкулёзе) и т.д. Таким образом, люди, находящиеся под влиянием различных модусов материальной природы, приобретают определённые качества психики, которые могут привести к соматическим заболеваниям. Вагбхата описывает несколько способов лечения дош ума (раджас и тамас). В Аштанга-хридайам-самхите (1.1.26) он говорит: dhi-dhairyatmadi-vijnanam mano-dosausadham param -«Лучшей терапией дош ума являются развитие разума (dhi), то есть способности различать полезное и вредное, способность терпеть неудобства (dhairya), как, например, отказ от неблагоприятного, при использовании того, что является благим, а также изучение науки об Абсолютной Истине (atmadi-vijnana)» [4. Р.14; 10. Р. 16]. В Чарака-самхите (1.11.54) также описывается метод лечения ума (sattvavajaya), заключающийся в удерживании ума от неблагоприятных объектов (punar ahitebhyo'mano-nigraha) [5]. Таким образом, в текстах традиционной аюр-ведической медицины мы встречаем описание роли психологических факторов в развитии соматических заболеваний, способы их диагностики и лечения.

Ключевые слова

аюрведическая медицина, история медицины, санскрит, психосоматическая медицина, Чарака-самхита, Ayurvedic medicine, history of medicine, Sanskrit, psychosomatic medicine, Caraka-samhita

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Суботялов Михаил АльбертовичНовосибирский государственный педагогический университеткандидат биологических наук, доцент кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельностиsubotyalov@yandex.ru
Дружинин Владимир ЮрьевичНовосибирский государственный медицинский университетассистент кафедры нормальной физиологииedenmoony@mail.ru
Всего: 2

Ссылки

James L. Levenson. The American Psychiatric Publishing textbook of psychosomatic medicine. American Psychiatric Pub., 2005. 1092 p.
Платон. Собрание сочинений: в 4 т. / общ. ред. А.Ф. Лосева и др. ; пер. с древнегреч. М: Мысль, 1990. Т. I 860 с.
Махабхарата. Книга третья. Лесная (Араньяка-парва): пер. с санскр., предисл. и комм. Я.В. Василькова и С.Л. Невелевой. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1987. 799 с.
Vagbhafa's Astanga Hrdayam, translated by К. R. Srikantha Murthy, vol. 1. Krishnadas Academy: Varanasi, India, 1991. 523 p.
Caraka-samhita. Agnivesa's treatise refined and annotated by Caraka and redacted by Drdhabala. Text with English translation. Editor-translator prof. Priyavrat Sharma. Vol. 1. Varanasi: Chaukambha Orientalia, 2001. 544 p.
Шохин В.К. Лунный свет санкхьи. Ишваракришна. Гаудапада. Вачаспати Мишра. М.: Ладомир, 1995. 384 с.
The Dhatupafha Of Panini With The Dhatvartha Prakasika Notes by Pt. Kanakalal Sarma. Varanasi-1, 1969. 52 p.
The Namalinganusassana (Amarakosha) of Amarasimha. With the Commentary (Vyakhyasudha or Ramasrami) Of Bhanuji DIkshit. Bombay, 1929. 535 p.
The Samkhya-karika. Isvara Krsna's Memorable Verses on Samkhya Philosophy with the Commentary of Gaudapadacarya. Poona: The Oriental Book Agency, 1933. 61 p.
The Astangahrdaya. A Compendium Of The Ayurvedic System, Composed By Vagbhata With the Commentaries (Sarvangasundara) of Arunadatta and (Ayurvedarasayana) of Hemadri. Bombay, 1939. 1146 p.
Суботялов М.А., Дружинин В.Ю. Психосоматический подход в Гитопанишад // Бхагавад-гита в истории и в современном обществе: материалы V Всероссийской научной конференции с международным участием. Томск, 2012. С. 276-279.
The Bhagavad-Gita with Eleven Commentaries. First Collection. Vol. III (Thirteenth to Eighteenth Adhyayas). Bombay: The Gujarati Printing Press, 1938. 448 p.
Bhagavad-Gita With Sarartha-varsini of Visvanatha Cakravarti and Gita-bhusana of Baladeva Vidyabhusana. (ed.) Krsnadasa. Kusumasarovara, 1956. 486 p.
 Психосоматическое направление в традиционной аюрведической медицине | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2013. № 4 (24).

Психосоматическое направление в традиционной аюрведической медицине | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2013. № 4 (24).

Полнотекстовая версия