Детско-юношеский парламент г. Томска как ступень в развитии парламентария | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2013. № 5 (25).

Детско-юношеский парламент г. Томска как ступень в развитии парламентария

Исследуется одно из направлений томского молодежного парламентаризма. В основе статьи - история Детско-юношеского парламента, концепция и реализация проектов, мероприятия, проводимые действующими депутатами ДЮПа г. Томска. Анализируется влияние преподаваемых специальных дисциплин и курсов на уровень парламентской культуры школьников. Показано, как работает молодежная политика, достоинства раннего обучения школьников основам парламентаризма, процесс осуществления программ и дальнейшее развитие проектной деятельности в различных направлениях.

The yoth palriament (Tomsk) as a stage of development parliamentarian.pdf У власти должен стоять тот человек, который уже приобрел навыки управленца и имеет достойную репутацию. На мой взгляд, управленец должен получить представление о политике еще в юношестве. На территории нашего города действует Детско-юношеский парламент города Томска. Это не политическая организация, но, работая в рамках парламента, ученики могут приобрести навыки управления коллективом. Впервые Детско-юношеский парламент в городе Томске появился как проект управления образования администрации города Томска, Дворца творчества юных и Фонда гражданского и политического образования (ФГиПО) в январе 1996 г. Парламент работал под руководством Владимира Геннадьевича Игишева и Алексея Игнатьевича Щербинина, заведующего кафедрой политологии философского факультета ТГУ. президента ФГиПО. С 1996 по 2001 г. работа ДЮПа осуществлялась по шести направлениям, среди которых приоритетными были: правозащитная деятельность; профилактика отклоняющегося поведения; социологические исследования; создание банка данных о подростках Томска и Томской области. При Фонде гражданского и политического образования и Дворце творчества юных реализовались такие проекты, как «Школа молодого лидера», «Рузвельт», «От подростка к подростку». Действовали профильные смены для старшеклассников: «Академия лидерских наук», «Мы хотим жить»; городская конференция «Право и мы»; акция «Теплый дом». В 2004 г. работа Детско-юношеского парламента возобновилась благодаря инициативе спикера Думы г. Томска, до июля 2013 г. - мэра г. Томска, Николая Алексеевича Николайчука. Деятельность ДЮПа осуществлялась по новой структуре на девяти избирательных округах г. Томска. Руководила работой ДЮПа Татьяна Александровна Карпова (и.о. президента ФГиПО). Детско-юношеский парламент округов состоял из двух палат: Молодежный совет округа; Палата представителей. Молодежный совет округа формировался на основе делегирования в него представителей молодежных общественных объединений и молодежных органов самоуправления. Городской Детско-юношеский парламент формировался путем делегирования 3 депутатов из 9 окружных ДЮПов для представления интересов округов. Основные направления деятельности: реализация ряда городских мероприятий (конкурс социальных проектов школьников, благотворительная акция «От чистого сердца», конференция для старшеклассников «Развитие гражданских инициатив молодежи: проблемы и перспективы», выставка-ярмарка социальных проектов); участие в социальных проектах на округах, направленных на работу с ветеранами, детьми-сиротами, инвалидами, на правовое и гражданское образование, на защиту окружающей среды, патриотическое воспитание, пропаганду здорового образа жизни и становление активной гражданской позиции [1]. С 2006 г. в общеобразовательных учреждениях Томска начали создаваться управляющие советы, для работы в которые, вместе с родителями, педагогами, окружными депутатами, были делегированы и старшеклассники. В 2010 г. в Думе г. Томска V созыва впервые создан Комитет по делам молодежи, который начал свою деятельность с разработки городской целевой программы «Молодежь Томска». В формирующейся новой молодежной политике интересы школьников начинает представлять Детско-юношеский парламент, а в правовом регламенте работы комитета закрепляется его курирование деятельности ДЮП. На данный момент в г. Томске работу с молодежью по-прежнему осуществляет - правда, уже в новой форме - Детско-юношеский парламент от Дома творчества детей и молодежи, в это объединение делегируются от образовательных учреждений учащиеся 8-11-х классов, где они помогают депутатам Думы г. Томска в формировании молодежной политики. Возглавляет работу молодежи в Томске Дмитрий Николаевич Буинцев [2], председатель комитета по делам молодежи, член комитета по социальным вопросам, председатель студенческого координационного совета Томской области. В Думе г. Томска активно реализуется программа «Молодежь Томска» (4 пункта из 13 -предложения Детско-юношеского парламента). Координаторами программы являются Евгения Еремина, Наталья Михайлова и Елена Квач. В 2010/11 учебном году работал последний созыв парламента по старой структуре. Во главе стоял председатель, заместитель председателя, далее парламент делился на проектные группы (ранее - комитеты): «Заповедное. Лагерный сад», «Здоровье школьника», «МедиаФормат», «Экономическая социализация школьника», «Школа самоуправления» и инициативы депутатов ДЮП. Так, например, по их инициативе был создан виртуальный музей поэта Н. Клюева. В 2011-2012 г. структура Детско-юношеского парламента была изменена. Сейчас во главе парламента актив ДЮПа, на ступень ниже - образовательная программа и проектные группы. В актив может выдвинуть свою кандидатуру любой желающий, но он обязан подкреплять свое присутствие действиями, в ином случае - кандидатура снимается с делегирования в актив. На деле работает не только актив, но и другие два направления парламента. Это весьма строго отслеживается департаментом образования. Смена структуры - не единственнаяя перемена в Детско-юношеском парламенте: был введен новый термин «действующий депутат». Этот термин означает абсолютную или 80% (и выше) посещаемость сборов депутатов ДЮПа. С данным статусом приобретается автоматическое делегирование в актив, возможность посещать разного рода мероприятия, направленные на повышение квалификации. Так, например, только действующие депутаты могут посещать заседания в Думе г. Томска, Молодежную ассамблею юных парламентариев в г. Москве (Межрегиональный детско-юношеский форум), экологические памятники природы, если деятельность депутата связана с проектной группой по экологии. Деятельность Детско-юношеского парламента направлена на повышение уровня самоуправления в школах, а в конечном счете - на подготовку кадров управленцев. В связи с этим образовательная программа целенаправлена. Объясняются нюансы социального проектирования, правила оформления проектов в технологии «Я - гражданин». На каждом сборе объясняются те или иные формы работы социального проектирования, последовательность действий и осваивается дипломатичный подход к спонсорам. В Детско-юношеском парламенте г. Томска проходят осенняя и весенняя сессии. На осенней сессии 2012 г. была организована встреча с ом-будсменом Томской области - Нелли Степановной Кречетовой [3]. Проводятся встречи с депутатами Думы г. Томска и со специалистами различных департаментов мэрии. Все это помогает приобрести навыки убеждения, поиска нужной информации, интеллигентного общения, да и вообще в становлении имиджа парламентария. Проводятся психологические тренинги, направленные на выработку умения систематизации получаемой информации и распределения собственного свободного времени. Выдаются памятки-советы выдающихся психологов, проводятся тестирования, беседы, игры. Возможно получение поддержки в индивидуальном порядке. С депутатами Детско-юношеского парламента работает режиссер по сценической речи, для развития навыков публичной деятельности. На данном этапе совместно с Департаментом образования решаются, пожалуй, три самых важных вопроса : электронная школа; безопасность в школе; спортивное оснащение школ. В образовательных учреждениях депутаты проводили опросы, результаты которых переданы в департамент образования. В итоге проведен фестиваль «Школа самоуправления» (15 марта 2012 г.), в программе которого работали тематические круглые столы по этим трем проблемам. Таким образом, проводится ряд мероприятий и программ, которые направлены на повышение уровня эрудиции депутата и развитие лидерских качеств. Детско-юношеский парламент г. Томска реализует ряд проектов. Один из них - «Заповедное. Лагерный сад» - воплощение идеи музея под открытым небом. Сам проект реализуется с 2006 г. На смотровой площадке установлены информационные щиты на русском, английском, немецком языках и лестница для подхода к уникальным геологическим обнажениям. Перепад высот и живописный пейзаж позволили оборудовать первые в Томске оздоровительных пешие маршруты, столь популярные в городах-курортах. С помощью студентов-геодезистов, врачей НИИ курортологии, научных сотрудников томских университетов, специалистов областного департамента охраны окружающей среды, муниципального управления по делам молодежи и администрации города, депутатов городской Думы за четыре года в Лагерном саду были оборудованы смотровая площадка и два пеших маршрута (терренкура). Проект «Здоровье школьника» реализуется на базе областного проекта «Здоровье». Проводятся физкультурные пятиминутки, игры Клауса, мероприятия, позволяющие повысить физическое развитие школьников. В 2010/11 учебном году экспериментальной площадкой стала гимназия № 29. Проект «Здоровье школьника» актуализировал в медицинском и педагогическом сообществе города решение задачи оптимизации образовательного процесса в школах с целью создания условий для оздоровления учащихся. Ребята провели скрининг спортивного оснащения школ, результаты которого представили в городской Думе; вместе с врачами и педагогами начали «возрождение» в старшей школе проведения динамических пауз. Проект стал одним из победителей конкурса «Свой мир мы строим сами», проводимого под патронажем Совета Федерации РФ, он вошел в медиа-банк проектов «Здоровая Россия». Реализуя эти проектные мероприятия, подростки работали в команде со специалистами департаментов образования и здравоохранения (методистами по физической культуре, главным педиатром области, главными врачами НИИ курортологии и физиотерапии, Областного врачебно-физкультурного диспансера, Детского центра здоровья), с врачами ЛФК, с научными сотрудниками и студентами кафедр физической культуры СибГМУ, адаптивной физкультуры ТГПУ, общей геологии НИ ТПУ, с председателем комитета по социальной политике городской Думы, главным врачом одной из поликлиник города, со студентами кафедры геодезии ТГАСУ, учились поиску финансирования реализации своих идей; так, спортивное оборудование для двух экспериментальных площадок проекта «Здоровье школьника» было закуплено с использованием грантовой поддержки департамента по физической культуре и спорту Томской области, а оборудование смотровой площадки, терренкуров и установка информационных щитов в Лагерном саду - при получении финансовой поддержки американского экологического фонда, департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области и управления по делам молодежи, физической культуре и спорту администрации г. Томска. «Экономическая социализация школьника» -сравнительно молодой проект, разработанный совместно с одним из специалистов Томского областного института повышения квалификации работников образования (ТОИПКРО). Основное направление - повышение уровня знаний школьников в области экономики. В апреле 2011 г. в рамках проекта проведен экономический форум. В прошлом учебном году многие общеобразовательные учреждения ввели в перечень учебных предметов экономику. «МедиаФормат» - медийный проект парламента. Базируется на выпуске газет «Ближе к делу» и работе с сайтом dup.tomsk.ru. Также хотелось бы упомянуть об интеграции двух проектов («МедиаФормат» и «Экополюс»). В школьных курсах ботаники и зоологии мало часов отводится на изучение растений и животных родного края. Сложно прививать любовь и желание сохранить то, с чем почти не знаком. Дополнительное образование своим разнообразием интерактивных форм обучения помогает решить эту задачу так, что «и волки сыты, и овцы целы», стоит только увлечение детей и подростков медиа-играми направить «в нужное русло» - заинтересованно творчески помочь юному программному гению в создании эксклюзивной экологической игры. Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области выпустил серию «карманных» справочников-определителей основных представителей томской флоры и фауны. Электронные версии этих справочников и стали информационной основой медиа-игр, разработанных старшеклассниками, прошедших успешную апробацию в городской программе «Экополюс». Сегодня каждый из этих проектов воплощается в действие на кардинально новом уровне. Так, например, проект «Здоровье школьника» лег в основу сетевого проекта ТОИПКРО. А в рамках реализации мероприятий по проекту «Заповедное. Лагерный сад» депутаты Детско-юношеского парламента начали переговоры с профсоюзными комитетами томских вузов относительно оборудования в Лагерном саду студенческого полигона для обучения студентов современным технологиям ведения геологического мониторинга. В свою очередь, плоды проекта «МедиаФормат», а именно -медиа-игры, активно используются педагогами томских школ в процессе обучения школьников. Каждая проектная группа ведет подробный отчет с кураторами парламента. Как правило, это представление результатов работы в Думе г. Томска на традиционном совместном заседании. Детско-юношеский парламент - модель современной школы парламентаризма.

Ключевые слова

Детско-юношеский парламент, Томск, молодежный парламентаризм, The Youth Parliament, Tomsk, youth parliamentarism

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Юдина Анна СергеевнаТомский государственный университетстудентка кафедры политологии философского факультетаjudinaanja@rambler.ru
Всего: 1

Ссылки

Детско-юношеский парламент г. Томска [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dup.tomsk.ru/ index.php? do=static &page=istoriya-sozdaniya, свободный (дата обращения: 20.02.2013).
Дума города Томска [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://duma.admin.tomsk.ru/structure/deputies/21404 , свободный (дата обращения: 25.02.2013).
Официальный интернет-портал Томской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tomsk.gov.ru/ru/civil-service/ avards/ behaviour_honorarily_muniment/krechetova.html, свободный (дата обращения: 16.03.2013).
 Детско-юношеский парламент г. Томска как ступень в развитии парламентария | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2013. № 5 (25).

Детско-юношеский парламент г. Томска как ступень в развитии парламентария | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2013. № 5 (25).

Полнотекстовая версия