На основе изучения Конституции и законодательных актов МНР рассматривается правовое положение женщины. Автор отмечает, что государство обеспечивало женщинам социальную защиту и старалось создать условия для большего вовлечения женщин в общественную жизнь. Особое внимание уделялось правам и интересам беременных женщин и матерей в социалистической Монголии. Законодательством МНР закреплялось их право на пособия, определенные льготы и гарантировалось сохранение рабочего места на период беременности и рождения ребенка. Семейный кодекс МНР предоставлял женщинам равные права в семейной жизни, защищал их имущественные интересы.
Women's rights in the legislative acts of the MPR.pdf После победы народной революции генеральной линией Монгольской народно-революционной партии (МНРП) стал курс на обеспечение постепенного перехода страны от феодализма к социализму, минуя капитализм. С 1940-х гг. Монголия приступила к созданию основ социализма. В результате ускоренного развития производительных сил МНР к началу 60-х гг. при технико-экономической помощи СССР превратилась из аграрной в аграрно-индустриальную страну. К 1960 г. в МНР было завершено кооперирование единоличных аратских хозяйств, утвердилась единая социалистическая система хозяйства. Значительные успехи были достигнуты в сфере народного образования, культуры и здравоохранения. 6 июля 1960 г. была принята новая Конституция МНР. В Конституции декларировались равные права женщин и мужчин на образование, на труд, на отдых, на ежегодные отпуска рабочим и служащим с сохранением заработной платы и предоставлением трудящимся возможности воспользоваться услугами санаториев и домов отдыха, театров, клубов и других учреждений. Согласно ст. 84 Конституции женщине предоставлялись равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни. Но помимо этого, государство предоставляло помощь многодетным матерям, способствовало расширению сети родильных домов, детских яслей и садов. Воспрепятствование в какой-либо форме равноправию женщин запрещалось законом [1. С. 255]. В дальнейшем в соответствии с закрепленными в Конституции принципами в МНР был обнародован ряд фундаментальных законов. Рассмотрим более подробно права монгольской женщины, закрепленные в Трудовом кодексе Монгольской Народной Республики (далее ТК МНР) от 3 июля 1973 г. Трудовое законодательство предоставляло женщинам наряду с мужчинами равные права на труд и его оплату. В главе 9 ТК МНР подробно излагались права женщин на труд. Так, согласно ст. 149 ТК МНР запрещалось отказывать женщинам в приеме на работу, уменьшать им заработную плату или увольнять с работы по причине беременности или наличия детей. Также запрещался женский труд на работах с тяжелыми и вредными условиями труда, на подземных работах, переноска и передвижение женщинами тяжестей, превышающих установленные предельные нормы. В 1964 и 1985 гг. был сформирован список отраслей, в которых женщины не могли работать. В этот список входили такие отрасли, как горнорудная, металлообрабатывающая, нефтяная промышленность, полиграфия, железнодорожный транспорт, строительство, а также некоторые производства по обработке кожи. Запрещалось работать женщинам и в милиции. Если в этой сфере и работало небольшое количество женщин, то они имели воинское звание не выше лейтенанта и назначались работниками тыла [2. С. 124]. Отдельно оговаривались условия труда беременных женщин (ст. ст. 151 и 152 ТК МНР). Так, по заключению врачебно-трудовой комиссии беременной женщине мог быть сокращен рабочий день или она могла быть переведена на более легкую работу. В этих случаях согласно ст. 84 ТК МНР первые шесть месяцев выплачивалась прежняя средняя заработная плата, а по истечении шестимесячного срока им выплачивалась заработная плата в соответствии с выполненной работой. Матерям, кормящим грудью, и женщинам, имеющим детей в возрасте до года, в случае перевода на другую работу из-за невозможности выполнения прежней сохранялся средний заработок по прежнему месту работы на все время кормления ребенка или до достижения ребенком возраста одного года. Согласно ст.ст. 153, 154 запрещалось увольнение беременных женщин, матерей, кормящих грудью, и женщин, имеющих детей в возрасте до одного года, а также они не допускались к ночным и сверхурочным работам, их нельзя было посылать в командировки. «В случае полной ликвидации предприятия, учреждения, организации они могут быть уволены с обязательным трудоустройством» [3. С. 175]. Таким образом, государством женщина была защищена от возможной безработицы. Матерям, кормящим грудью, предоставлялись дополнительные перерывы: для кормления ребенка в возрасте до 6 месяцев предоставлялось два часа в течение рабочего дня, а женщинам, имеющим детей в возрасте от 6 до 12 месяцев, - один час. Перерывы для кормления ребенка включались в рабочее время и оплачивались по среднему заработку. Прежде женщинам предоставлялся 7-14-дневный неоплачиваемый послеродовой отпуск. Теперь отпуска по беременности и родам увеличивались до 45 календарных дней до родов и 56 календарных дней после родов. «В случае ненормальных родов либо рождения двух и более детей послеродовой отпуск предоставлялся сроком до 70 календарных дней» [2. С. 176]. Особо оговаривались отпуска для женщин, которые решали усыновить ребенка. Так, «женщинам, усыновившим новорожденных детей, предоставлялся отпуск за период со дня усыновления и до истечения 56 дней со дня рождения ребенка с выплатой им за этот период пособия по государственному социальному страхованию» [2. С. 176]. После окончания отпуска по родам женщинам по их желанию предоставлялся отпуск без сохранения заработной платы сроком до 6 месяцев с сохранением прежнего места работы. На предприятиях с широким применением женского труда организовывались детские ясли, сады, комнаты для кормления грудных детей, а также комнаты личной гигиены женщин [2. С. 177]. Профессиональными организациями, предприятиями в случае необходимости могли выдаваться беременным женщинам, одиноким матерям и матерям, имеющим малолетних детей, путевки в санатории и дома отдыха бесплатно или на льготных условиях, а также оказывалась им материальная помощь за счет средств социального страхования предприятия, учреждения [2. С. 177]. Право на пенсию по старости женщины имели по достижении 55 лет при общем стаже работы не менее 20 лет, а мужчины - по достижении 60 лет при общем стаже работы не менее 25 лет. В некоторых случаях женщины могли уйти на пенсию на льготных условиях. Например, женщины, родившие 4 и более детей и воспитавшие их до шестилетнего возраста, имели право на пенсию на льготных условиях. 18 ноября 1974 г. Постановлением Совета Министров МНР было утверждено Положение о порядке выплаты пособий по государственному социальному страхованию. Пособие за время отпуска по беременности и родам женщинам - работницам и служащим - полагалось: в размере 50% от среднемесячного заработка при непрерывном стаже работы до 7 месяцев и в размере 100% от заработка при непрерывном стаже работы с 7 месяцев и более. Женщинам, награжденным орденом «Материнская слава» 1-й, 2-й степени, пособие предоставлялось в размере 100% от заработка независимо от стажа работы. Женщинам - работницам и служащим, - уволенным с работы по объективным причинам (по сокращению штатов, при смене работы в связи с переездом мужа и др.), пособие по беременности и родам, наступившим в течение 2 месяцев после увольнения, выдавалось с прежнего места работы [2. С. 232]. Пособие на рождение ребенка по уходу и кормлению предоставлялось единовременно по выписке ребенка из родильного дома. Данное пособие выдавалось, если среднемесячный заработок родителей за последние три календарных месяца не превышал 600 тугриков. Если мать ребенка работала в тяжелых и вредных условиях, в горячих цехах, или была занята на подземных работах, либо имела орден «Материнской славы» 1, 2-й степени, то соответствующее пособие полагалось независимо от размера ее заработка. В случае, когда ребенок рождался после смерти отца, предприятие или учреждение, где работал умерший, выдавало пособие на рождение ребенка его матери, не имеющей определенной работы, и умерший считался отцом ребенка, если со дня его смерти до рождения ребенка прошло не более 10 месяцев. Предприятие, учреждение или организация предоставляло пособие по уходу за новорожденными в размере 40 тугриков и пособие на кормление ребенка в размере 180 тугриков [2. С. 233]. В случаях рождения двух и более детей пособия в указанных размерах выдавались на каждого ребенка. Выдача пособия отмечалась печатью на свидетельстве о рождении ребенка. Глава 6 Закона МНР о здравоохранении от 27 июня 1977 г. полностью была посвящена данному вопросу, в ней говорилось, что материнство в МНР поощряется и охраняется государством. Для беременных женщин и матерей госхозами и сельскохозяйственными объединениями создавались места отдыха и другого бесплатного обслуживания за счет собственных средств; они обеспечивались своевременным квалифицированным медицинским наблюдением, стационарной медицинской помощью при родах и лечебно-профилактической помощью матери и новорожденному ребенку. Охрана здоровья детей и подростов обеспечивалась расширением и созданием сети яслей, детских садов, школ, интернатов, лесных школ, пионерских и трудовых лагерей и других детских учреждений. Содержались данные учреждения за счет государственного бюджета или за счет предприятий, госхозов, профессиональных союзов и других общественных организаций [2. С. 216]. 19 апреля 1973 г. был принят новый Семейный кодекс МНР (далее СК МНР), ставший базовым законом, регулирующим брак и семейные отношения в монгольском обществе. СК МНР имел целью дальнейшее укрепление основ семьи, построенной на принципах коммунистической морали, охрану интересов родителей, детей и других членов семьи, повышение чувства ответственности супругов за выполнение своих обязанностей перед обществом и устранение пережитков и обычаев прошлого в семье и семейно-бытовых отношениях. Совместная супружеская жизнь в МНР осуществлялась на основах добровольности, взаимной любви, уважения, равноправия супругов, сотрудничества и взаимопомощи лиц, вступающих в брак. В МНР запрещался брак одновременно с двумя и более лицами. Для заключения брака необходимы были добровольное согласие лиц, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста. В МНР брачный возраст для мужчин и женщин устанавливается в 18 лет. Вводились также ограничения для заключения брака: - между лицами, из которых хотя бы одно состоит уже в другом действительном браке; - между родственниками; - между лицами, их которых хотя бы одно признано недееспособным вследствие душевной болезни. Брак заключался обязательно в государственных органах записи актов гражданского состояния. Гражданский брак не признавался законным в монгольском семейном праве. Согласно ст. 15 п. 2 СК МНР супруги «обязаны принимать равное участие в домашней работе и оказывать друг другу помощь в получении образования и повышении квалификации, а также в добросовестном выполнении ими своих гражданских обязанностей» [2. С. 266]. Данная статья предоставляла женщинам больше возможностей для участия в общественной, экономической, политической жизни общества, позволяя разделять с супругом домашние обязанности. Также СК МНР определялись границы имущества, совместно нажитого супругами в браке, и личного имущества каждого из супругов. Все имущество и сбережения, а также личное подсобное хозяйство, нажитое супругами во время брака, признавалось общей собственностью супругов. Имущество каждого из супругов могло быть признано их общей совместной собственностью, в случае установления того, что во время брака были произведены вложения, которые значительно увеличили стоимость указанного имущества. Расторжение брака было возможно на основе договоренности сторон или в судебном порядке. При вынесении решения о расторжении брака суд определял, с кем из родителей останутся дети. Этот вопрос решался с учетом интересов родителей и детей, возраста детей, их нуждаемости в родительской заботе, а также принимались во внимание условия каждого из родителей для лучшего воспитания детей. В отношении детей, достигших девяти лет и старше, учитывалось желание самих детей. Согласно ст. 30 СК МНР мужчина не мог расторгнуть брак в период беременности жены или до достижения ребенком возраста одного года. Данное положение предоставляло возможность женщине восстановиться физически и психологически после пережитого стресса. Статьи 55 и 57 СК МНР регулировали отношения между родителями и детьми и фиксировали их обязанности по отношению друг к другу. Так, родители обязаны были содержать своих несовершеннолетних детей, а также нуждающихся нетрудоспособных совершеннолетних детей, если последние не получали средств на содержание от других лиц. Трудоспособные дети, в свою очередь, были обязаны содержать своих родителей. Семейный кодекс закрепил основные принципы матримониальной системы и отношений между членами семьи: единобрачие, равенство мужчины и женщины в браке, свободу в заключении брака; закрепил обязанность родителей воспитывать и содержать своих детей. Таким образом, согласно монгольскому законодательству, женщина являлась полноценным членом общества, имеющим право на самореализацию во всех видах человеческой деятельности. Фактически был узаконен новый статус женщины в монгольском обществе. Женщина получила равное с мужчиной право на труд и его оплату. Она стала экономически самостоятельной. И это во многом определило характер отношений в семье. Семья начинала выстраиваться по типу эгалитарной семьи, где муж и жена имели самостоятельные заработки, женщина перестала быть экономически зависимой от мужа. Получение женщиной при беременности отпусков и пособий гарантировало ей социальную защиту на то время, которое она была оторвана от трудовой деятельности. В целом, монгольское законодательство в отношении женщин было направлено на обеспечение их социальной защитой со стороны государства, создание комфортных условий для матерей и беременных женщин. Обеспечивая равноправием и поддержкой женщину, государство создавало необходимые условия для развития женщины как личности и активного участника общественно-экономической деятельности.
Монгол Улсын Yндсэн хуулиуд 1924, 1940, 1960, 1992. Улаанбаатар хот, 2007.198 c.
Цэцэгжаргал Ц. Монголын эмэгтэйчППд ХХ зШШнд: хувьсал, □□рчлПлт. Улаанбаатар хот, 2009. 147 с.
Монгольская народная республика. Конституция и законодательные акты / ред. Ф.А. Оганезова, пер. с монг. к.э.н. В.И. Титкова. М.: Прогресс, 1981. 381 с.