A comparative-typological analysis of female characters in Srpouhi Dussap’s Mayda
Роман «Майта» (1883) первой западноармянской писательницы Србуи Тюсаб представляет собой уникальную попытку вынести в общественную сферу социально-исторические диалоги, которые были особенно популярны в Константинополе во второй половине XIX в. Цель исследования - провести сравнительно-типологический анализ психологических особенностей женских персонажей в романе «Майта», а также стратегию их самоидентификации. Задачи исследования: рассмотреть роман «Майта» Србуи Тюсаб в рамках концепции субъектности женщины, предложенной французским философом Жаком Лаканом, а также вне рамок понятия «субъект»; с помощью сравнительного метода проанализировать стратегии женской самоидентификации посредством главной женской героини романа Майты и трех второстепенных персонажей - Сиры, Эриги и Джулианы; используя графико-семантический метод презентации, составить представление о психологических и типологических характеристиках женских персонажей. Новизна исследования заключается в попытке нестандартного осмысления возможных путей женской эмансипации и развития. Актуальность исследования заключается в междисциплинарном подходе к рассмотрению материала. Это связано с необходимостью переосмысления «женского вопроса». Исследование носит междисциплинарный характер. Материал анализировался в контексте взаимосвязей литературоведения, психологии, философии и информатики. Данный вид типологического исследования позволяет, во-первых, выявить варианты архетипа женщины, которые с помощью сочетаний иррационального и рационального типов матери и хозяйки семьи дали автору возможность создать эмоциональные, рациональные, интеллигентные, ангельские, демонические и прочие образы, часто скрывающиеся под маской. Во-вторых, провозгласить женскую субъектность (включая неизбежную множественность) и проанализировать ее существование через посредство Иного. В результате этого анализа мы выяснили, что трагедия женского «Я» в романе Србуи Тюсаб «Майта» заключается в патриархальном дискурсе, который одновременно символизирует власть социума (символический фаллос). В романе автор выражает также свои литературно-культурные, социальные и эстетические взгляды. Такой тип стратегии позволяет Србуи Тюсаб осознать, а нам проанализировать женскую прозу второй половины XIX в. через гендерную призму. Исследование романа является вкладом в изучение современного дискурса, связанного с «женским вопросом». Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Ключевые слова
Србуи Тюсаб,
«Майта»,
типология,
трагический опыт,
субъект,
субъективность,
демоническая женщина,
ангельская женщинаАвторы
Амбарцумян Наира Валерьевна | Институт литературы имени Манука Абегяна Национальной академии наук Республики Армения | канд. филол. наук, старший научный сотрудник | nairahambardzumyan@yahoo.com |
Всего: 1
Ссылки
Dussap, S. (1883) Mayda. Constantinople: Zardarian. (In Armenian).
Sharuryan, A. (1963) Srbuhi Tyusab: Life and Work. Yerevan: YSU. (In Armenian).
Babayan, A. (1941) Srpouhi Dussap. Bulletin of the Armenian Branch of the Academy of Sciences of the USSR. 3-4 (8-9). pp. 23-33. (In Armenian).
Muradyan, L. (2004) The First Armenian Woman-Novelist. Literary Journal. 1. pp. 22-40. (In Armenian).
Dussap, S. (1884) Siranoush. Constantinople: Nshan K. Perperean. (In Armenian).
Dussap, S. (1887) Araksia Gam Varjuhin [Araksia, or The Governess]. Constantinople: Arev. (In Armenian).
Hambardzumyan, N. (2023) The Ideology of Women’s Emancipation as Ontogenesis of the Subject Formation. Vestnik Sankt-Peterburgskogo Universiteta: Istoria. 4(68). pp. 962-973. doi: 10.21638/spbu02.2023.409.
Landow, G.P. (1992) Other Convergences: Intertextuality, Multivocality, and De-centeredness: The Johns Hopkins University Press.
Lacan, J. (1998) On Feminine Sexuality the Limits of Love and Knowledge: The Seminar of Jacques Lacan. BookXX Encore. Translated by B. Fink. New York: Norton. doi: 10.4324/9780203970484.
Koller, A., Oepen, S. & Sun, W. (2019) Graph-based meaning representations: Design and processing. Proceedings of the 5 7th Annual Meeting of the Association for Computational Linguistics: Tutorial Abstracts. Florence, Italy, July 28 - August 2. pp. 6-11.
Knoblock, Vu.B. & Pujara, J. (2019) Learning Semantic Models of Data Sources: Using probabilistic graphical models. WWW’19 (May 13-17). USA, San Francisco. pp. 1944-1953.
Jung, C.G. (1969) The Archetypes and the Collective Unconscious. 2nd ed. Translated by F.C. Hull. New York: Bollingen Series XX. doi: 10.1515/9781400850969.
Hambardzumyan, N. & Parsadanyan, S. (2022) Philosophical-Anthropological Concepts of Subject and Subjectivity as a Genesis of Women’s Emancipation. WISDOM. 24(4). pp. 56-63. doi: 10.24234/wisdom.v24i4.953.
Solomon, R. (2005) Subjectivity. In: Honderich, T. (ed.) Oxford Companion to Philosophy. Oxford University Press. doi: 10.1093/acref/9780199264797. 001.0001.
Beauvoir, S. de (1956) The Second Sex. Translated by H.M. Parshley. London: Jonatan Cape: Thirty Bedford Square London. doi: 10.4324/9781315614168.
Irigaray, L. (1985) Speculum of the Other Woman. Translated by G. Gill. New York: Cornell University Press. doi: 10.2307/2088963.
Lacan, J. (2004) Seminars: Four basic concepts of psychoanalysis. Book 11. Moscow: Gnozis. pp. 199-278. (In Russian). doi: 10.15407/psychoanal2016.03.097.
Cixous, H., Showalter, E. & Messbarger, R. (1997) Double-Voiced Discourse: The feminist encyclopedia of Italian literature. Westport, Connecticut, London: Greenwood Press.
Messbarger, R. (1994) Double-Voiced Discourse’: A Study of an Eighteenth-Century Italian Woman’s Magazine. Italian Culture. 12(1). pp. 125-137.
Hambardzumyan, N. (2024) A Neglected Fact of Armenian History and Culture in Constantinople in the Second Half of the 19th Century: Elpis Kesaratsian and the Magazine “Guitar” (1861-1863). Women’s Writing. 31(1). pp. 1-26. doi: 10.1080/09699082.2023.2299142.
Hambardzumyan, N. & Parsadanyan, S. (2023) The Sociology of Female Characters in the Novels of Western Armenian Female Authors in the Late 19th Century. Vestnik of Saint Petersburg University. Asian and African Studies. 15(4). pp. 687-701. doi: 10.21638/spbu13.2023.405.